„ | Пропагандистская чушь. Сакральная сущность Крыма высосана Путиным из пальца для оправдания аннексии полуострова.
Вот, что Шендерович написал об этом -
"В процессе подготовки Послания Федеральному собранию президент Путин внезапно узнал от референтов словосочетание «Древняя Корсунь».
Референт...читать полностью | “ |
Стали много говорить о сакральной сущности Крыма. Произошло это, понятно, после известной речи, вернее, после послания Федеральному собранию. Крым действительно сакральное место, в этом спору нет. И правда, здесь крестился князь Владимир и, вообще, произошло много событий, что были действительно сакральными и для Российской империи, и для СССР. И сравнение с Храмовой горой справедливо.
И тут русскому человеку прямая обязанность вглядеться в себя и в нехитрые исторические учебники. Или хотя бы в русскую классику, а наша литература повязана с Крымом от пушкинских поэм до булгаковского «Бега», от чеховской грусти до джазового веселья Аксенова, от мирного времени у моря до жестокой войны.
В Крыму родился писатель Лев Толстой. Нет, граф Лев Николаевич Толстой родился в Ясной Поляне, на черном кожаном диване, который может увидеть всяк, кто туда приедет. Но писатель Толстой рождался в Крыму. Он был к этому подготовлен очень трудной самостоятельной работой, опытами кавказской прозы и великой книгой о детстве.
В Крыму он сделал себя писателем. Если внимательный читатель, а раньше «Севастопольские рассказы» проходили в школе, перечтет сперва «Севастополь в ноябре», то увидит, что это очерк (современники в переписке называли его «статьей»). «Севастополь в мае» — уже другой текст. «Севастополь в августе» — это преддверие «Войны и мира». Это Толстой, понимающий свое предназначение.
Но сакральность Крыма очень непроста. Это трагическая история, а не сладкое патриотическое чувство.
Крымской войне, настоящей, не придуманной советскими батальными фильмами, уже полтора века. Три рассказа Толстого совершенно различны по интонации, и дело не только в том, что сначала Толстой пишет, пока не все еще решено, а последний дописывает, уже когда догорели развалины Севастополя и война проиграна. Спустя полтораста лет это позволяет с равным успехом говорить, что Толстой пишет о русском патриотизме, который поборет любого врага, и о том, что великий писатель обличает бессмысленность войны и всякий патриотизм.
В связи с географическими изменениями последнего времени в телевизоре начали показывать образовательные ролики (я их видел на круглосуточном московском канале, но, уверяю, они есть повсюду). Это такие маленькие фильмы, я бы сказал фильмы-эссе, предназначенные для того, чтобы напомнить простому русскому человеку, из-за чего весь сыр-бор и чем должен быть ему памятен Крым.
Они разные, был в них и князь Владимир, но суть одна: там про то, что полуостров овеян ветрами побед и там был шорох знамен. И, конечно, был граф Толстой и Четвертый бастион Севастополя.
Обычно этот текст накладывается на марши и разные военные песни. (Кто-то выводил на заднем плане: «Мы в кильватерном гордом строю». Я, честно говоря, не очень понимаю, что особенного в кильватерной колонне и чем она в смысле гордости отличается от остальных ордеров, но не стою на пути у высоких чувств.) Но потом я вслушался в текст и с некоторым изумлением обнаружил: авторы этих роликов считают, что народные герои каждый раз отстояли Севастополь. Честно-честно. Так и говорят: отстояли.
И от этого мне хочется, как генералу Чарноте, записаться если не к большевикам, то к кому-нибудь еще, упромыслить этих патриотов, а потом желательно выписаться обратно. Потому как в Крыму случилось с Российской империей ужасное, стыдное поражение, которое не отменяло, конечно, хирурга Пирогова и адмирала Нахимова, а также подпоручика графа Толстого.
Про эту беду великий Лесков написал свой рассказ «Бесстыдник», который следует распечатать и повесить на стене у всякого заместо календаря, потому что он объясняет весь смысл русской жизни.
Сакральность военного Крыма скорбная.
Когда Первый зуавский полк забрался на Малахов курган, вся Россия находилась в скорбном онемении. И когда в июле 42-го Приморскую армию прижали к берегу, то ничего веселого в этом не было. Ничего там не «отстоялось». И кто не заплачет, смотря на кадры хроники, где последние бойцы — русские и украинцы, евреи и татары — жмутся к скалам Херсонеса, а немцы ходят поверху и смотрят на них с любопытством, тот не москаль. Да и вообще, человек ли.
Это не отменяет, конечно, подвигов, славы и того, что мертвые сраму не имут. Моих-то современников это не извиняет, нечего им к шороху знамен прислушиваться и ветер славы обонять.
Нет, я не против того, чтобы хвастаться. Всякая пропагандистская машина только и делает, что хвастается, она хвастается как дышит. А вот песню «Вставай, страна огромная» я бы запретил сейчас петь на митингах, потому как она сакральна, действует химическим образом, как абсолютное заклинание и волшебство. Ее нельзя и за столом петь, потому что она действует до сих пор. Это как всуе вынуть из камня Эскалибур, чтобы поковыряться в носу.
Все удачные пропагандистские фильмы очень эстетически выверенные. Собственно, с Крымской войной так и было раньше. В тех самых фундаментальных сталинских фильмах было много героической обороны, а произошедшее потом проскакивало скороговоркой. С Нахимовым еще лучше — пуля попадала ему в голову, боевые товарищи склонялись над ним, но Севастополь не был еще сдан, и черт его знает — может, этот город-чапаев бы еще выплыл. То есть раньше недоговаривали. А тут прямо и говорят: «Отстояли Севастополь».
Я понимаю, что текст этот писал какой-то милый хипстер, особо ничем не заморачиваясь. А его приятель-дизайнер в этот момент вклеивал в поздравление ветеранам танк «Тигр». Но это убивает тот самый сакральный смысл прошлой войны и память предков.
В нашей военной литературе есть два вида описания гибельных событий.
Первый, когда итог их не скрывается: герой погибает, уничтожив врагов вокруг себя, Сусанин тонет в болоте вместе с поляками, самолет Гастелло взрывается, но это все остается победой, безотносительно общего результата. Классический пример такой истории — гибель «Варяга».
Но одно дело — воспеть подвиг «Варяга» или The Charge of the Light Brigade (это если поэт смотрит на Крымскую войну с другой стороны, из стана противника), а другое — переназначить итог целой войны. Тут надо действительно обладать античной смелостью. У человека неглупого патриотический восторг как бы и не восторг, а уважение, смешанное с болью.
Второй встречается куда реже. «Севастопольские рассказы» Толстого — великая литература, потому что до сих пор они определяют отношение русской литературы к войне. Вернее сказать, ожидания русского читателя от литературы о войне.
Более того, все это сформировало образ русского писателя, который в юности должен был послужить, а то и повоевать. Один из персонажей «Белой гвардии», Мышлаевский, говорит: «Если угодно знать, "Войну и мир" читал... Вот действительно книга. До самого конца прочитал — и с удовольствием. А почему? Потому что писал не обормот какой-нибудь, а артиллерийский офицер. Вот-с писатель был граф Лев Николаевич Толстой, артиллерии поручик... Жалко, что бросил служить... до генерала бы дослужился...»
То есть война в анамнезе — что-то вроде права на высказывание для писателя в русской культурной традиции.
«Севастопольские рассказы» во многом определили оценку любого произведения, в основе которого лежит личный опыт. Иначе говоря: «Может ли война быть описана невоевавшим человеком?» Этот вопрос изрядно испортил русских читателей и критиков.
Но вернемся к Крымской кампании. Есть легенда, которая живее документов, о том, что предок Черчилля из рода Мальборо погиб под Севастополем. Все в мире связано, и литературная составляющая в какой-то страшный момент, когда история трещит под напором беды, схожа. Вот Черчилль стоит перед Палатой общин и рычит: «Я ничего не могу предложить вам, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота...» Или он говорит: «Мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш остров, какова бы ни была цена, мы будем драться на побережьях, мы будем драться в портах, на суше, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся...»
И в этот момент понятно, что Черчиллю, воевавшему, кстати, в небольших чинах в молодости, недаром дали Нобелевскую премию, и недаром, что по литературе.
«Севастопольские рассказы», двигаясь от ноября к августу, теряют публицистический пафос, превращаются в литературу, только в последнем абзаце: «Выходя на ту сторону моста, почти каждый солдат снимал шапку и крестился. Но за этим чувством было другое, тяжелое, сосущее и более глубокое чувство: это было чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».
Крым — всегда поворотная точка русской истории. Это не победа, а вызов. На развалинах Севастополя, на которые, плача, смотрели русские солдаты и матросы, рождалась новая Россия.
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
5 +20−15 | Alexander Rokov | 10:14:25 06/12/2014 |
Пропагандистская чушь. Сакральная сущность Крыма высосана Путиным из пальца для оправдания аннексии полуострова. Вот, что Шендерович написал об этом - "В процессе подготовки Послания Федеральному собранию президент Путин внезапно узнал от референтов словосочетание «Древняя Корсунь». Референты и сами узнали про эту Корсунь незадолго до Путина, причем при тех же обстоятельствах: во время подготовки Послания. Последними до них это слово слышали несколько узких специалистов в области древнерусской истории. С часу дня четверга, по высочайшей отмашке, Корсунь стала сакральной для всех россиян, как Храмовая гора для иудеев. Ептыть! – хором сказали сто сорок миллионов человек и бросились к карте. Крым нашли не все. Корсунь – никто. Потому что она хрен знает с какого времени – Херсонес. Опа! Облом. На Херсонес-то особо не помолишься. И начало там не сакральное, и окончание не наше. Греческий он, с*ка, – с Понтом греческий, и кто только не гулял тут по буфету за две с половиной тыщи лет! До Батыя включительно. Вон, в Википедии какие ужасы творятся. И туркам он священный, и литовцам, и итальянцам, и татары тоже просили за ними не занимать. Надо же, какая движуха; медом им тут намазано, что ли? Россияне, конечно, поскребли немного в затылке, а потом решили: какая, Херсонес, разница? Наше дело телячье. Начальство указало на святыню – принимай к исполнению. Начальство сказало: не отдадим – значит, не отдадим. Ну, то есть отдадим, конечно, куда денемся, отдадим как миленькие и без звука, когда начальство сменится, концепция загнется в иную сторону, или просто по шее накостыляют. Но это опять-таки – когда еще будет. А пока – айда все строем в новом сакральном направлении! Давно, кстати, нас так далеко не посылали." |
4 +4−0 | Mike Carpentier | 21:46:58 06/12/2014 | ||||||
| ||||||||
Жертва ЕГЭ?))) |
4 +4−0 | Алексей Гадюкин | 14:15:53 06/12/2014 |
Ничего не понял. Но! Мне Чечни хватило! |
3 +3−0 | Mike Carpentier | 21:57:17 06/12/2014 | ||||||
| ||||||||
Судя по всему ты.О ядерном оружии Турции не ведает даже Обама,а об исламском выборе Толстого,хорошо сказал сам автор - «Я не хочу быть христианином, как не советовал и не хотел бы, чтобы были браманисты, буддисты, конфуционисты, таосисты, магометане и другие. Мы все должны найти, каждый в своей вере, то, что общее всем, и, отказавшись от исключительного, своего, держаться того, что обще» |
3 +3−0 | Mike Carpentier | 20:58:11 06/12/2014 | ||||||
| ||||||||
Фантазии знойных дев с недавних пор не комментирую) |
3 +5−2 | Mike Carpentier | 20:41:57 06/12/2014 | ||||||
| ||||||||
Ась?У Турции имеется ядерное оружие?А почему мне не сообщили?))Деточка идите в кроватку - не встревайте в разговоры взрослых людей) |
2 +3−1 | Boris Rainesh | 23:34:06 06/12/2014 | ||||||
| ||||||||
Ты прав на все сто!!! Я тебя поддерживаю. За две тыщи (наверняка и больше) лет в Крыму действительно кого только не было. И это лишний раз говорит о том что у Украины никаких прав на Крым нет. Но самое главное, что на данный период времени, основная масса людей населяющих это благославенную, и беззаветно любимую мной землю, хочет жить в России, ибо ощущают себя русскими. Это говорю тебе я, еврей, 21 год живущий в Израиле, только потому что когда то Крым, в котором я жил рос учился и уходил и приходил из Армии стал украинским, по абсолютно нелепой, не справедливой, и убогой причине. |
2 +3−1 | Дмитрий Кривенков | 22:00:30 06/12/2014 |
Комментарий удалён. | ||
Крым русский 250 лет. Если США против - вон из Америки в Испанию и Британию. Не напомните возраст США? А дату вхождения Крыма в состав Российской империи? |
2 +3−1 | Master Robotnik | 20:33:06 06/12/2014 |
=ПУТИН ЕШОРАЗ ПКАЗАЛ ШО ОН ДИБИЛ =ГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГ |
2 +5−3 | Mike Carpentier | 20:01:17 06/12/2014 | ||||||
| ||||||||
Галя ты ты шо?))Мы,русское большинство населения Крыма,с мнением которого Украина не считалась,когда повесила тут свой сине-желтый прапор вдруг стали лизоблюдами?Разве что с точки зрения уроженки Конотопа)) |
2 +2−0 | Алексей Шипиленко | 19:40:38 06/12/2014 |
Строго говоря, далеко не факт, что Владимир крестил Русь в Крыму. Доказано, что первоначальная летопись Нестора утрачена, а то, что дошло до нас - по факту является гораздо более поздним "устным народным творчеством" в форме вольного пересказа. Второй важный момент - с точки зрения здравого смысла рассматривать преемственность Московского княжества от Киевской Руси можно примерно с той же степенью правдивости как от Великого Княжества Литовского или от Орды. В российской историографии, безусловно, принято считать за основу Киев, но при ближайшем рассмотрении особой логики в этом не усматривается... |
2 +4−2 | Nikolai Ivachtchenko | 18:47:05 06/12/2014 |
Херня кремлевская , потуги оправдать очередную войну за расширение империи . |
2 +3−1 | Яков Иванов | 17:55:26 06/12/2014 |
Отличная статья."Севастопольские рассказы" - вещь,безусловно, несравненная.. |
2 +6−4 | Kytx | 16:42:28 06/12/2014 | ||||||
| ||||||||
автор взорвал мозг :). по сабжу меня лично сакральность Крыма мало волнует. Я там бывал неоднократно еще при Союзе. Мне больше по душе что Крым это стратегически важная территория. "Кто сидит в Крыму тот владет Чрным морем" (с) старая турецкая поговорка. |
1 +1−0 | Liviu Deleanu | 04:41:20 07/12/2014 | ||||||
| ||||||||
Чо тибе не хватает, соска? Ты зависеш по-любому от РФ. Если хахлушка - то цены на Ярославке упали. И в дугих аррондисманах также. Понимаю и сочувствую. Если русская прошмандонь - ты дрозофила пахучая старой пракладкой, заткнись и подумай, а все ли мои родственники заплатили налоги? |
1 +1−0 | Liviu Deleanu | 04:38:56 07/12/2014 | ||||||
| ||||||||
Товарищ хахол. Вы сами или ваши знайомые, родственники по-любому працюють в РФ. Так шо заткнитесь и не вякайте на страну и людей, которые терпят тварей с пашпортом в виде падлючего тризубьця. |
1 +1−0 | Liviu Deleanu | 04:36:53 07/12/2014 | ||||||
| ||||||||
Милый, это не цынизм. Цынизм - это то, что ты еш, спиш, гадиш, ползаеш по нашей прекрасной Земле. Вот оттого-то у нормальных людей всегда есть дело - как избавить народы от разноликой мерзоты. Вроде тебя. |
1 +1−0 | Ёрс Трули | 02:09:52 07/12/2014 |
Зарубежные борзописцы угарают от путинской речи. Особенно доставляет, что он зачем-то напомнил о крещении в Крыму КИЕВСКОГО князя. Следующий шаг - сакральная аннексия Голландии, где Пётр учился держать рубанок. |
1 +1−0 | Andrei | 01:34:07 07/12/2014 |
"Стали много говорить о сакральной сущности Крыма" слишком много |
1 +1−0 | Maxrud Hesenova | 00:48:17 07/12/2014 | ||||||
| ||||||||
А ты ЧУШКА свинорылая ! |