Старая война

08:52 06/12/2014 Россия
Старая война
Пропагандистская чушь. Сакральная сущность Крыма высосана Путиным из пальца для оправдания аннексии полуострова. Вот, что Шендерович написал об этом - "В процессе подготовки Послания Федеральному собранию президент Путин внезапно узнал от референтов словосочетание «Древняя Корсунь». Референт...читать полностью

Стали много говорить о сакральной сущности Крыма. Произошло это, понятно, после известной речи, вернее, после послания Федеральному собранию. Крым действительно сакральное место, в этом спору нет. И правда, здесь крестился князь Владимир и, вообще, произошло много событий, что были действительно сакральными и для Российской империи, и для СССР. И сравнение с Храмовой горой справедливо.

И тут русскому человеку прямая обязанность вглядеться в себя и в нехитрые исторические учебники. Или хотя бы в русскую классику, а наша литература повязана с Крымом от пушкинских поэм до булгаковского «Бега», от чеховской грусти до джазового веселья Аксенова, от мирного времени у моря до жестокой войны.

В Крыму родился писатель Лев Толстой. Нет, граф Лев Николаевич Толстой родился в Ясной Поляне, на черном кожаном диване, который может увидеть всяк, кто туда приедет. Но писатель Толстой рождался в Крыму. Он был к этому подготовлен очень трудной самостоятельной работой, опытами кавказской прозы и великой книгой о детстве.

В Крыму он сделал себя писателем. Если внимательный читатель, а раньше «Севастопольские рассказы» проходили в школе, перечтет сперва «Севастополь в ноябре», то увидит, что это очерк (современники в переписке называли его «статьей»). «Севастополь в мае» — уже другой текст. «Севастополь в августе» — это преддверие «Войны и мира». Это Толстой, понимающий свое предназначение.

Но сакральность Крыма очень непроста. Это трагическая история, а не сладкое патриотическое чувство.

Крымской войне, настоящей, не придуманной советскими батальными фильмами, уже полтора века. Три рассказа Толстого совершенно различны по интонации, и дело не только в том, что сначала Толстой пишет, пока не все еще решено, а последний дописывает, уже когда догорели развалины Севастополя и война проиграна. Спустя полтораста лет это позволяет с равным успехом говорить, что Толстой пишет о русском патриотизме, который поборет любого врага, и о том, что великий писатель обличает бессмысленность войны и всякий патриотизм.

В связи с географическими изменениями последнего времени в телевизоре начали показывать образовательные ролики (я их видел на круглосуточном московском канале, но, уверяю, они есть повсюду). Это такие маленькие фильмы, я бы сказал фильмы-эссе, предназначенные для того, чтобы напомнить простому русскому человеку, из-за чего весь сыр-бор и чем должен быть ему памятен Крым.

Они разные, был в них и князь Владимир, но суть одна: там про то, что полуостров овеян ветрами побед и там был шорох знамен. И, конечно, был граф Толстой и Четвертый бастион Севастополя.

Обычно этот текст накладывается на марши и разные военные песни. (Кто-то выводил на заднем плане: «Мы в кильватерном гордом строю». Я, честно говоря, не очень понимаю, что особенного в кильватерной колонне и чем она в смысле гордости отличается от остальных ордеров, но не стою на пути у высоких чувств.) Но потом я вслушался в текст и с некоторым изумлением обнаружил: авторы этих роликов считают, что народные герои каждый раз отстояли Севастополь. Честно-честно. Так и говорят: отстояли.

И от этого мне хочется, как генералу Чарноте, записаться если не к большевикам, то к кому-нибудь еще, упромыслить этих патриотов, а потом желательно выписаться обратно. Потому как в Крыму случилось с Российской империей ужасное, стыдное поражение, которое не отменяло, конечно, хирурга Пирогова и адмирала Нахимова, а также подпоручика графа Толстого.

Про эту беду великий Лесков написал свой рассказ «Бесстыдник», который следует распечатать и повесить на стене у всякого заместо календаря, потому что он объясняет весь смысл русской жизни.

Сакральность военного Крыма скорбная.

Когда Первый зуавский полк забрался на Малахов курган, вся Россия находилась в скорбном онемении. И когда в июле 42-го Приморскую армию прижали к берегу, то ничего веселого в этом не было. Ничего там не «отстоялось». И кто не заплачет, смотря на кадры хроники, где последние бойцы — русские и украинцы, евреи и татары — жмутся к скалам Херсонеса, а немцы ходят поверху и смотрят на них с любопытством, тот не москаль. Да и вообще, человек ли.

Это не отменяет, конечно, подвигов, славы и того, что мертвые сраму не имут. Моих-то современников это не извиняет, нечего им к шороху знамен прислушиваться и ветер славы обонять.

Нет, я не против того, чтобы хвастаться. Всякая пропагандистская машина только и делает, что хвастается, она хвастается как дышит. А вот песню «Вставай, страна огромная» я бы запретил сейчас петь на митингах, потому как она сакральна, действует химическим образом, как абсолютное заклинание и волшебство. Ее нельзя и за столом петь, потому что она действует до сих пор. Это как всуе вынуть из камня Эскалибур, чтобы поковыряться в носу.

Все удачные пропагандистские фильмы очень эстетически выверенные. Собственно, с Крымской войной так и было раньше. В тех самых фундаментальных сталинских фильмах было много героической обороны, а произошедшее потом проскакивало скороговоркой. С Нахимовым еще лучше — пуля попадала ему в голову, боевые товарищи склонялись над ним, но Севастополь не был еще сдан, и черт его знает — может, этот город-чапаев бы еще выплыл. То есть раньше недоговаривали. А тут прямо и говорят: «Отстояли Севастополь».

Я понимаю, что текст этот писал какой-то милый хипстер, особо ничем не заморачиваясь. А его приятель-дизайнер в этот момент вклеивал в поздравление ветеранам танк «Тигр». Но это убивает тот самый сакральный смысл прошлой войны и память предков.

В нашей военной литературе есть два вида описания гибельных событий.

Первый, когда итог их не скрывается: герой погибает, уничтожив врагов вокруг себя, Сусанин тонет в болоте вместе с поляками, самолет Гастелло взрывается, но это все остается победой, безотносительно общего результата. Классический пример такой истории — гибель «Варяга».

Но одно дело — воспеть подвиг «Варяга» или The Charge of the Light Brigade (это если поэт смотрит на Крымскую войну с другой стороны, из стана противника), а другое — переназначить итог целой войны. Тут надо действительно обладать античной смелостью. У человека неглупого патриотический восторг как бы и не восторг, а уважение, смешанное с болью.

Второй встречается куда реже. «Севастопольские рассказы» Толстого — великая литература, потому что до сих пор они определяют отношение русской литературы к войне. Вернее сказать, ожидания русского читателя от литературы о войне.

Более того, все это сформировало образ русского писателя, который в юности должен был послужить, а то и повоевать. Один из персонажей «Белой гвардии», Мышлаевский, говорит: «Если угодно знать, "Войну и мир" читал... Вот действительно книга. До самого конца прочитал — и с удовольствием. А почему? Потому что писал не обормот какой-нибудь, а артиллерийский офицер. Вот-с писатель был граф Лев Николаевич Толстой, артиллерии поручик... Жалко, что бросил служить... до генерала бы дослужился...»

То есть война в анамнезе — что-то вроде права на высказывание для писателя в русской культурной традиции.

«Севастопольские рассказы» во многом определили оценку любого произведения, в основе которого лежит личный опыт. Иначе говоря: «Может ли война быть описана невоевавшим человеком?» Этот вопрос изрядно испортил русских читателей и критиков.

Но вернемся к Крымской кампании. Есть легенда, которая живее документов, о том, что предок Черчилля из рода Мальборо погиб под Севастополем. Все в мире связано, и литературная составляющая в какой-то страшный момент, когда история трещит под напором беды, схожа. Вот Черчилль стоит перед Палатой общин и рычит: «Я ничего не могу предложить вам, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота...» Или он говорит: «Мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш остров, какова бы ни была цена, мы будем драться на побережьях, мы будем драться в портах, на суше, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся...»

И в этот момент понятно, что Черчиллю, воевавшему, кстати, в небольших чинах в молодости, недаром дали Нобелевскую премию, и недаром, что по литературе.

«Севастопольские рассказы», двигаясь от ноября к августу, теряют публицистический пафос, превращаются в литературу, только в последнем абзаце: «Выходя на ту сторону моста, почти каждый солдат снимал шапку и крестился. Но за этим чувством было другое, тяжелое, сосущее и более глубокое чувство: это было чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».

Крым — всегда поворотная точка русской истории. Это не победа, а вызов. На развалинах Севастополя, на которые, плача, смотрели русские солдаты и матросы, рождалась новая Россия.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(125):

1 234 ... +1
5 +20−15Alexander Rokov10:14:25
06/12/2014
Пропагандистская чушь. Сакральная сущность Крыма высосана Путиным из пальца для оправдания аннексии полуострова.

Вот, что Шендерович написал об этом -

"В процессе подготовки Послания Федеральному собранию президент Путин внезапно узнал от референтов словосочетание «Древняя Корсунь».

Референты и сами узнали про эту Корсунь незадолго до Путина, причем при тех же обстоятельствах: во время подготовки Послания.

Последними до них это слово слышали несколько узких специалистов в области древнерусской истории.

С часу дня четверга, по высочайшей отмашке, Корсунь стала сакральной для всех россиян, как Храмовая гора для иудеев.

Ептыть! – хором сказали сто сорок миллионов человек и бросились к карте.

Крым нашли не все.

Корсунь – никто.

Потому что она хрен знает с какого времени – Херсонес.

Опа! Облом.

На Херсонес-то особо не помолишься. И начало там не сакральное, и окончание не наше. Греческий он, с*ка, – с Понтом греческий, и кто только не гулял тут по буфету за две с половиной тыщи лет! До Батыя включительно. Вон, в Википедии какие ужасы творятся. И туркам он священный, и литовцам, и итальянцам, и татары тоже просили за ними не занимать.

Надо же, какая движуха; медом им тут намазано, что ли?

Россияне, конечно, поскребли немного в затылке, а потом решили: какая, Херсонес, разница? Наше дело телячье. Начальство указало на святыню – принимай к исполнению. Начальство сказало: не отдадим – значит, не отдадим.

Ну, то есть отдадим, конечно, куда денемся, отдадим как миленькие и без звука, когда начальство сменится, концепция загнется в иную сторону, или просто по шее накостыляют. Но это опять-таки – когда еще будет.

А пока – айда все строем в новом сакральном направлении!

Давно, кстати, нас так далеко не посылали."
4 +4−0Mike Carpentier21:46:58
06/12/2014
-5 +0−5Maxrud Hesenova21:28:03
06/12/2014
Кстати! Л Н Толстой под конец жизни принял ИСЛАМ и за это был отлучен от церкви !Он понял что от христианских традиций осталось лишь битье в колокола и красочное деяние в церквах с хождением хоругвиями по дорогам !Ислам молодая растущая религия ! А что всего лишь 50 лет назад христиане бились в войнах друг с другом с сотнями миллионов жертв ! А сжигание на кострах ? Так что не надо
Жертва ЕГЭ?)))
4 +4−0Алексей Гадюкин14:15:53
06/12/2014
Ничего не понял.
Но! Мне Чечни хватило!
3 +3−0Mike Carpentier21:57:17
06/12/2014
-3 +0−3Maxrud Hesenova21:54:50
06/12/2014
ТЫ??
Судя по всему ты.О ядерном оружии Турции не ведает даже Обама,а об исламском выборе Толстого,хорошо сказал сам автор - «Я не хочу быть христианином, как не советовал и не хотел бы, чтобы были браманисты, буддисты, конфуционисты, таосисты, магометане и другие. Мы все должны найти, каждый в своей вере, то, что общее всем, и, отказавшись от исключительного, своего, держаться того, что обще»
3 +3−0Mike Carpentier20:58:11
06/12/2014
-5 +0−5Maxrud Hesenova20:57:14
06/12/2014
Только не говори что МЫ!! китаезов шапками закидает ! Это тебе не остров Даманский который все равно пришлось отдать ! То же самое произойдет и с Крымом и с Кенигсбергом И Курилами ! Понимаешь есть закон в физике ЕСЛИ ГДЕ ТО ПРИБЫВАЕТ ЗНАЧИТ ГДЕ ТО УБЫВАЕТ как в жизни !
Фантазии знойных дев с недавних пор не комментирую)
3 +5−2Mike Carpentier20:41:57
06/12/2014
-4 +2−6Maxrud Hesenova20:37:22
06/12/2014
А думала вы спите ! Какой вы недалекий чел ! У Турции тоже ядерные бомбы ! И войска гораздо более подготовленные ! И она ведет самостоятельную политику ! Не оглядываясь на США ! К примеру США просто умоляли подмоге в войне С Ираком просили хоть площадку для самолетов ! Турки отказали ! В ЕС тоже не очень пускали ! И что ? А ничего ! Нахрен туркам ЕС ? Вот с Россией гораздо лучше договориться ! И благодаря нормальному пониманию обе экономики будут развиваться ! А крымские татары все равно вернуться на Родину своих предков тут и ПВ не помогут !
Ась?У Турции имеется ядерное оружие?А почему мне не сообщили?))Деточка идите в кроватку - не встревайте в разговоры взрослых людей)
2 +3−1Boris Rainesh23:34:06
06/12/2014
5 +20−15Alexander Rokov10:14:25
06/12/2014
Пропагандистская чушь. Сакральная сущность Крыма высосана Путиным из пальца для оправдания аннексии полуострова.

Вот, что Шендерович написал об этом -

"В процессе подготовки Послания Федеральному собранию президент Путин внезапно узнал от референтов словосочетание «Древняя Корсунь».

Референты и сами узнали про эту Корсунь незадолго до Путина, причем при тех же обстоятельствах: во время подготовки Послания.

Последними до них это слово слышали несколько узких специалистов в области древнерусской истории.

С часу дня четверга, по высочайшей отмашке, Корсунь стала сакральной для всех россиян, как Храмовая гора для иудеев.

Ептыть! – хором сказали сто сорок миллионов человек и бросились к карте.

Крым нашли не все.

Корсунь – никто.

Потому что она хрен знает с какого времени – Херсонес.

Опа! Облом.

На Херсонес-то особо не помолишься. И начало там не сакральное, и окончание не наше. Греческий он, с*ка, – с Понтом греческий, и кто только не гулял тут по буфету за две с половиной тыщи лет! До Батыя включительно. Вон, в Википедии какие ужасы творятся. И туркам он священный, и литовцам, и итальянцам, и татары тоже просили за ними не занимать.

Надо же, какая движуха; медом им тут намазано, что ли?

Россияне, конечно, поскребли немного в затылке, а потом решили: какая, Херсонес, разница? Наше дело телячье. Начальство указало на святыню – принимай к исполнению. Начальство сказало: не отдадим – значит, не отдадим.

Ну, то есть отдадим, конечно, куда денемся, отдадим как миленькие и без звука, когда начальство сменится, концепция загнется в иную сторону, или просто по шее накостыляют. Но это опять-таки – когда еще будет.

А пока – айда все строем в новом сакральном направлении!

Давно, кстати, нас так далеко не посылали."
Ты прав на все сто!!! Я тебя поддерживаю. За две тыщи (наверняка и больше) лет в Крыму действительно кого только не было. И это лишний раз говорит о том что у Украины никаких прав на Крым нет. Но самое главное, что на данный период времени, основная масса людей населяющих это благославенную, и беззаветно любимую мной землю, хочет жить в России, ибо ощущают себя русскими. Это говорю тебе я, еврей, 21 год живущий в Израиле, только потому что когда то Крым, в котором я жил рос учился и уходил и приходил из Армии стал украинским, по абсолютно нелепой, не справедливой, и убогой причине.
2 +3−1Дмитрий Кривенков22:00:30
06/12/2014
Комментарий удалён.
Крым русский 250 лет. Если США против - вон из Америки в Испанию и Британию.

Не напомните возраст США? А дату вхождения Крыма в состав Российской империи?
2 +3−1Master Robotnik20:33:06
06/12/2014
=ПУТИН ЕШОРАЗ ПКАЗАЛ ШО ОН ДИБИЛ

=ГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГГ
2 +5−3Mike Carpentier20:01:17
06/12/2014
-1 +5−6галина Якушева19:25:46
06/12/2014
Александр! Какой Вы молодец! но нашему быдлу, которое тут минусует Вас, даже больше двух абзацев истории почитать-то лень! Им , главное, призыв " вождя" сегодня в эту сторону, завтра придет другой, они уже по нынешнему будут гадости рассказывать! Это уже было в нашей истрии ни раз, а все равно лизоблюды не переводятся!
Галя ты ты шо?))Мы,русское большинство населения Крыма,с мнением которого Украина не считалась,когда повесила тут свой сине-желтый прапор вдруг стали лизоблюдами?Разве что с точки зрения уроженки Конотопа))
2 +2−0Алексей Шипиленко19:40:38
06/12/2014
Строго говоря, далеко не факт, что Владимир крестил Русь в Крыму. Доказано, что первоначальная летопись Нестора утрачена, а то, что дошло до нас - по факту является гораздо более поздним "устным народным творчеством" в форме вольного пересказа. Второй важный момент - с точки зрения здравого смысла рассматривать преемственность Московского княжества от Киевской Руси можно примерно с той же степенью правдивости как от Великого Княжества Литовского или от Орды. В российской историографии, безусловно, принято считать за основу Киев, но при ближайшем рассмотрении особой логики в этом не усматривается...
2 +4−2Nikolai Ivachtchenko18:47:05
06/12/2014
Херня кремлевская , потуги оправдать очередную войну за расширение империи .
2 +3−1Яков Иванов17:55:26
06/12/2014
Отличная статья."Севастопольские рассказы" - вещь,безусловно, несравненная..
2 +6−4Kytx16:42:28
06/12/2014
0 +8−8Гордей Клыгин15:26:16
06/12/2014
Для молодёжи, родившейся и выросшей в новой России, а не в СССР и не в РСФСР, такие сравнения, возможно, кажутся надуманными и смешными. А для меня, человека очень-очень старого, это, действительно, так. И новая Россия без Крыма воспринималась мною, как ограбленная, лишённая чего-то очень дорогого и родного для неё. Я бесконечно рад возвращению Крыма в Россию.
автор взорвал мозг :). по сабжу меня лично сакральность Крыма мало волнует. Я там бывал неоднократно еще при Союзе. Мне больше по душе что Крым это стратегически важная территория. "Кто сидит в Крыму тот владет Чрным морем" (с) старая турецкая поговорка.
1 +1−0Liviu Deleanu04:41:20
07/12/2014
0 +4−4Maxrud Hesenova19:00:40
06/12/2014
САкральная сущность? Откуда она взялась за 200 лет после оккупации Крыма у турков ?Более того ! В последнее время господин Путин вместо россиян стал говорить русские что тоже настраивает на тревожный лад ! И наконец ОН говорил что там кого то крестили начисто забывая как будто бы он оккупировал Крым у мусульман ! На самом деле он аннексировал Крым у своих братьев по вере у ПРАВОСЛАВНЫХ украинцев ! ! И этот крещенный одинаково дорог как русским так и украинцам! Его выступление очень похожи на выступление ПСАКИ НО! бабе из Америки простительно НО!!! главе России НЕТ !
Чо тибе не хватает, соска? Ты зависеш по-любому от РФ. Если хахлушка - то цены на Ярославке упали. И в дугих аррондисманах также. Понимаю и сочувствую. Если русская прошмандонь - ты дрозофила пахучая старой пракладкой, заткнись и подумай, а все ли мои родственники заплатили налоги?
1 +1−0Liviu Deleanu04:38:56
07/12/2014
2 +4−2Nikolai Ivachtchenko18:47:05
06/12/2014
Херня кремлевская , потуги оправдать очередную войну за расширение империи .
Товарищ хахол. Вы сами или ваши знайомые, родственники по-любому працюють в РФ.
Так шо заткнитесь и не вякайте на страну и людей, которые терпят тварей с пашпортом в виде падлючего тризубьця.
1 +1−0Liviu Deleanu04:36:53
07/12/2014
0 +6−6Пушкинд16:54:30
06/12/2014
Сравнение Крыма с Храмовой горой - просто цинизм. Такой великорусский, имперский, который я ненавижу с детства.
А с политической точки зрения Путин намекает на легитимацию российско-украинского конфликта в глазах мирового сообщества, которое уже привыкло за 70 лет к конфликту арабо-израильскому.
Кароч, и Путин на евреях тремп берет, без евреев никак современную росийскую историю не закруглить логически
Милый, это не цынизм.
Цынизм - это то, что ты еш, спиш, гадиш, ползаеш по нашей прекрасной Земле.
Вот оттого-то у нормальных людей всегда есть дело - как избавить народы от разноликой мерзоты. Вроде тебя.
1 +1−0Ёрс Трули02:09:52
07/12/2014
Зарубежные борзописцы угарают от путинской речи. Особенно доставляет, что он зачем-то напомнил о крещении в Крыму КИЕВСКОГО князя. Следующий шаг - сакральная аннексия Голландии, где Пётр учился держать рубанок.
1 +1−0Andrei01:34:07
07/12/2014
"Стали много говорить о сакральной сущности Крыма"

слишком много
1 +1−0Maxrud Hesenova00:48:17
07/12/2014
1 +2−1Дмитрий Кривенков22:01:10
06/12/2014
Но необразованная дура.
А ты ЧУШКА свинорылая !
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь