Драма в вакууме

14:17 22/10/2014 Культура
Драма в вакууме
Написать пустую статью о вакууме. Так тонко, что даже толсто.

В последнее время все несчастливые события в культурной среде похожи друг на друга. Деятелей культуры все время чего-то лишают. То снимут Софью Апфельбаум с должности в Минкульте. То расторгнут договор аренды с Театром.doc. То художник Павленский отрежет себе ухо. Так, решит иной, недолго и совсем без культуры в этой стране остаться.

За «эту страну» не скажу, а в России культура и правда погорела на бытовых мелочах. Апфельбаум мы со счетов сбросим — только успела общественность встать горой на ее защиту от произвола известно кого, как оказалось, что ушла она из Минкульта на повышение, проректором в ГИТИС. Остаются Театр.doc и Павленский. Первый попался на незаконной перепланировке принадлежащего городу подвала, причем в театре узнали, что переделка окна в дверь является перепланировкой, спустя несколько месяцев после строительных работ. А что огорчительнее для второго — потеря кусочка уха или то, что его опять не посадили за хулиганство, — доподлинно неизвестно. Такой вот у нашей культуры шаткий базис.

Кроме этих потерь, у художника и театра общего только одно: оба представляют так называемое «искусство протеста». Так о них все пишут. Против чего они протестуют — полагается догадываться, прямо никто не говорит. Театр.doc, например, выбирает для своей сцены спектакли на остросоциальные темы. Последняя постановка у них про каникулы в Крыму. Ставили спектакли про «болотное дело», бомжей, больных СПИДом и раненого Путина. О нравах на телевидении и в офисе, о наркоманах и сельских докторах. Для достоверности все это преимущественно в жанре verbatim, то есть дословного воспроизведения речи реального персонажа. А когда это возможно, то на сцене не играют, а рассказывают о себе сами герои. Например, в спектакле о Pussy Riot играли адвокаты заключенных певиц. А в «Акын-опере» участвуют мигранты из Средней Азии, все время разные, которые рассказывают случаи из своей жизни в чужой неритмичной стране.

А с Павленским и вовсе анекдот: как сообщила миру его адвокат Светлана Ратникова, цель его очередного кровопускания — «обратить внимание общества на какие-то наболевшие проблемы». Вот так. На какие? А на какие-то. Но пасаран.

И вся эта документальная драма сопровождается удивительной конспирологией. Актуальный художник ждет, что его репрессируют — юридическими или медицинскими методами. Режиссеры Театра.doc подозревают пожарных в провокации: будто бы они нарочно велели установить дверь на место окна, чтобы появился предлог к выселению.

Так любой газовщик или электрик может оказаться под подозрением: газ-то он закрутит, но чем за это придется платить? Даже при Дмитрии Александровиче и Леониде Ильиче так паранойя не зашкаливала, а ведь всякое бывало.

Вот придет водопроводчик
И испортит унитаз
Газовщик испортит газ
Электричество — электрик

Запалит пожар пожарник
Подлость сделает курьер
Но придет Милицанер
Скажет им: Не баловаться!

По заветам концептуализма 70-х Театр.doc с Павленским ставят свой домашний вертеп и пытаются вытянуть большую драму из частных событий. И справляются профессионально. Вот только драма выходит однобокая: во всех несчастьях виноват всегда сами знаете кто. Ну, «кризис власти», говорят обычно, «когда режим душит свободы, художнику остается только орать!», оттого и жизнь такая жуткая, оттого будто бы и искусство про кровопускания. Нет. Не в режиме дело. Это кризис гражданина, который верит в вакуум. В вакууме нет ни страны, ни погоста, а только воспроизводимые на сцене тесного подвала случаи из быта гастарбайтеров, офисных б...дей и алкоголиков. В вакууме яйца нужны только на то, чтобы прибить их к брусчатке. Это можно делать талантливо, кто спорит. Но пока у нас один авангардный театр и один радикальный акционист, их ценят не за талант, а за смелый выход. За работу на поле, на котором, к несчастью (или к счастью — дело вкуса), нет конкуренции.

Масштаб Павленского и Театра.doc, конечно, несравним. В то время как первый искренне и наивно сокрушался, что после акта культуры на Красной площади его спустя 3 часа отпустили из милиции, вместо того чтобы репрессировать на полную катушку (это нужно для карьеры «художника»), театр эффективно занимает свою нишу, имеет поклонников и выживает без всякой помощи извне. Через Театр.doc прошли несколько прославившихся в других театрах режиссеров, он заслуженно гордится своей востребованностью и злободневностью. Но злоба дня бывает всякая: совет пожарных, а также последовавшая за ним реакция Москомимущества, а также полное игнорирование проблем маленького частного театра департаментом культуры и министерством культуры — это та самая реальная жизнь, с которой Театр.doc 12 лет снимал свой verbatim. Неожиданно театр оказался на месте персонажей своей акын-оперы, гостей в чужой и непонятной стране. Которым, конечно, невдомек, что переделка окна в пожарный выход называется перепланировкой и требует согласования в БТИ. А если это окно чужого помещения — то и уведомления владельца.

Но по какой бы причине Театр.doc ни лишился своей территории — козни ли властей, душителей свободных искусств, жалоба коварных жильцов, которые на собрании постановили изгнать авангардистов и хранить в подвале запасы крупы на черный день, или собственное планировочное разгильдяйство — театр не пропадет. В нем работают увлеченные профессионалы, которые найдут свой verbatim где угодно — и в Москве, и в Нью-Йорке, и на Марсе. В день Д они, напомним, ставили «150 причин не защищать Родину» в Манеже. А у художника Павленского маневра нет. Ушей не хватит. О яйцах, чтобы не смущать барышень, говорить не будем.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(23):

1 2+1
3 +4−1Edvard Nigma21:30:38
22/10/2014
Написать пустую статью о вакууме. Так тонко, что даже толсто.
2 +2−0Alexander Panevin22:12:41
22/10/2014
Комментарий удалён.
да, хватит все на сша ссылаться. забудьте вы про них, стройте свою жизнь и о ней думайте! каждый пук со штатами соотносите. кстати, именно в штатах сняты и на весь мир показаны "танцы с волками" и даже в "последнем самурае" есть ссылка на тему истребления индейцев.
1 +1−0Anton Minkov10:24:00
23/10/2014
Что ж, это мнение... Обычное мнение. Правда, думаю, что такой же нашелся, кто сказал, что "бульдозерная выставка" - тоже кич, чей-то пиар, хотя, как бы, на самом деле - просто надо было прибраться московским тогда хозяевам... Однако автор этой статейки забывает одно: каждый может выражать свою волю (а через искусство - непосредственно), как угодно, если есть, конечно, свобода слова... А нет - найдут тысяча причин, чтобы устранить неугодных.
1 +1−0Elly Flameheart10:17:31
23/10/2014
Во-первых, на этот "провокационный" театр жаловались жильцы дома, в здании которого они арендовали помещение.
Во-вторых, что в статье делает замноготоченная обсценная лексика? Это было для пущей убедительности что ли?
Статья ни о чем.
0 +0−0Ivan Gavryushin21:10:08
23/10/2014
0 +0−0Egor11:43:59
23/10/2014
А что? Зачем писать Мадонну если можно прибить яйца?
Примерно такой же вопрос иногда задают себе люди, которые всю жизнь занимались искусствознанием, правда, обычно вперемешку с философией и даже богословием.
В какой-то момент восторг, допустим, перед итальянским искусством иссякает, с накоплением опыта появляются иные вопросы. А потом и тот вопрос, который озвучили вы, но только без прибивания чего-либо.
0 +1−1Георгий Солдатов13:39:28
23/10/2014
Не очень понятно зачем и о чем пишет автор. Те театр можно выгнать и пусть себе что-то ищутЪЪ) Глупость. Еще глупее разбирать спектакли с намеком "туда им и дорога". Вообще статья гнусная и автор становится не рукоподатным. Конечно, каждый имеет право на выражение своего мнения. Полный конформизм).
0 +0−0His Divine Shadow12:40:21
23/10/2014
0 +1−1Annoying Orange07:10:51
23/10/2014
А с Павленским и вовсе анекдот: как сообщила миру его адвокат Светлана Ратникова, цель его очередного кровопускания — «обратить внимание общества на какие-то наболевшие проблемы». Вот так. На какие? А на какие-то. Но пасаран.

Мне не интересно мнение автора, но в статье он лжёт. Причины были озвучены, как их можно было не услышать, я даже не представляю. Может автор сам себе уши отрезал?

Да и про театр как-то странно. Сначала пишет, что театр 12 лет никто не поддерживал, а теперь объясняет все проблемы перепланировкой не по правилам. Которую год не замечали.
Автор тут не при чем. Художник Павленский отрезал мочку уха на крыше института Сербского
Читаем второй абзац и обращаем внимание на дату.
0 +0−0Egor11:43:59
23/10/2014
0 +0−0Владимир Гудков20:01:13
22/10/2014
Мне так интересно ..... И ктO же тот чYвырлO, которое обOзвало пAвленсkoгO !!! XудожникOм ..... ?
А что? Зачем писать Мадонну если можно прибить яйца?
0 +1−1Александр Сергеич10:18:22
23/10/2014
Ой как сейчас кричать начнут мол все, Лента скатилась в уг, продалась, легла под режЫм. А всего лишь здравая, рассудительная точка зрения на псевдохуюдожников и т.д. Автору БРАВО!
0 +1−1Annoying Orange07:10:51
23/10/2014
А с Павленским и вовсе анекдот: как сообщила миру его адвокат Светлана Ратникова, цель его очередного кровопускания — «обратить внимание общества на какие-то наболевшие проблемы». Вот так. На какие? А на какие-то. Но пасаран.

Мне не интересно мнение автора, но в статье он лжёт. Причины были озвучены, как их можно было не услышать, я даже не представляю. Может автор сам себе уши отрезал?

Да и про театр как-то странно. Сначала пишет, что театр 12 лет никто не поддерживал, а теперь объясняет все проблемы перепланировкой не по правилам. Которую год не замечали.
0 +0−0Михаил Лапутин06:59:17
23/10/2014
Эх, Арсений, с такой "аналитикой" люди ведь так и уйдут с оккупированной Ленты на Медузу.
0 +0−0Михаил Лапутин06:58:22
23/10/2014
0 +0−0Владимир Гудков20:01:13
22/10/2014
Мне так интересно ..... И ктO же тот чYвырлO, которое обOзвало пAвленсkoгO !!! XудожникOм ..... ?
Павленский - акционист.
0 +1−1His Divine Shadow00:08:26
23/10/2014
0 +2−2Старина Мурзилка22:17:23
22/10/2014
Ну и зачем я это читал?
Мда
Реакционная какая то стать получилась, тоталитарная.
0 +2−2Старина Мурзилка22:17:23
22/10/2014
Ну и зачем я это читал?
0 +0−0Ivan Gavryushin21:12:40
22/10/2014
Мда. Времена прошли, когда прессовали художников.
Зародится ли направление политического арта? По закону времени должен появиться "хако-техно-арт". Правда, за него могут не только закрыть.
0 +0−0Владимир Гудков20:01:13
22/10/2014
Мне так интересно ..... И ктO же тот чYвырлO, которое обOзвало пAвленсkoгO !!! XудожникOм ..... ?
0 +1−1Владимир Садыков19:10:11
22/10/2014
-2 +4−6evgeny bond15:36:47
22/10/2014
Автор сам живет в вакууме.
В реальной российской жизни пожарники придираются к неправильному оттенку красного на плане эвакуации и одновременно с этим согласуют любые пенопластовые потолки за определенную плату.

Если бы театр ставил пьесы про героизм защитников Донбасса - ему бы в БТИ разрешили сносить несущие стены.
помнится, кто-то из старой "Ленты" говорил, что процесс скатывания в говно - это долгий и нудный процесс. судя по публикации вот этой статьи, процесс достиг своего логического завершения.
0 +0−0Ярослав Евтихиев18:55:32
22/10/2014
-2 +4−6evgeny bond15:36:47
22/10/2014
Автор сам живет в вакууме.
В реальной российской жизни пожарники придираются к неправильному оттенку красного на плане эвакуации и одновременно с этим согласуют любые пенопластовые потолки за определенную плату.

Если бы театр ставил пьесы про героизм защитников Донбасса - ему бы в БТИ разрешили сносить несущие стены.
Кто автор вашей реальности? Мне было бы интересно почитать. :)
0 +0−0Victor Markb18:30:08
22/10/2014
Комментарий удалён.
На фото - Айзек Азимов.
0 +0−0Игорь Ива16:04:24
22/10/2014
Комментарий удалён.
Спасибо, очень интересно)
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь