Москва без москвичей

00:51 16/09/2014 Россия
Москва без москвичей
Кухонная геополитика?

С каждым годом количество москвичей, добровольно отказавшихся становиться родителями, увеличивается. По данным ежегодного соцобследования «Москва и москвичи», если в 2012 году стратегию чайлдфри выбирали тринадцать процентов жителей столицы, сейчас — уже семнадцать. «Быть свободными» хотят москвичи с высшим образованием и стабильной работой. Установки на осознанную бездетность прогрессируют пока только в столице. По России количество потенциальных чайлдфри в три раза ниже. О том, повлияет ли новая тенденция на демографию, «Ленте.ру» рассказала ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Алла Тындик.

«Лента.ру»: Москвички массово отказываются рожать?

Тындик:Не все. Но таких становится больше. Мы спрашивали респондентов о том, сколько детей вы хотели бы иметь при наличии необходимых условий. Самый распространенный ответ — двоих. В то же время 17,5 процентов сказали, что вообще хотели бы обойтись без них. Общероссийское исследование оценивает этот показатель в 6 процентов. Нужно понимать, что речь идет об установках на бездетность. То есть эти люди фактически могут родить детей, но не хотят этого делать.

Совсем?

На настоящий момент, да. Конечно, не исключено, что через несколько лет кто-то из них изменит свою точку зрения. Как показывают исследования, почти половина из тех, кто раньше не собирался становиться родителями, в последующем меняют свое отношение к этому вопросу.

Среди этих 17 процентов можно вычленить истинных чайлдфри?

Там очень много возрастных людей — 35-40-летних. Скорее всего, они пришли к такой позиции на основании предыдущего жизненного опыта. То есть изначально они не собирались становиться бездетными. Просто так получилось. А сейчас подводят под эти обстоятельства идеологию: «А мы так и хотели».

Но в то же время идет общий рост бездетности. Это подтверждают Всероссийские переписи. В 2002 году в Москве среди 35-39-летних доля бездетных составляла 10,7 процента, в России — 7,4 процента. А в 2010 году уже, соответственно, 17,15 и 11,5 процента. По экспертным оценкам, каждая пятая или шестая москвичка поколения 70-80-х годов не будет иметь детей. Это примерно 15 процентов. Добровольно это произойдет или нет — нужно изучать дополнительно.

Что заставляет москвичей сознательно отказываться от потомства?

Мы недавно закончили серию глубинных интервью с бездетными дамами 27-43 лет. Предварительно можно сказать, что один из сильных факторов — личная жизнь. Либо у женщины нет надежного постоянного партнера, либо он не хочет ребенка. Если говорить о социальном портрете, на количество детей влияет уровень образованности, наличие братьев и сестер. Среди московских бездетных большинство закончили вузы. Часто такую модель выбирают москвичи, которые не имели братьев и сестер.

Раньше бездетность в обществе считалась чем-то чуть ли не ущербным. Нравы меняются?

Определенно. Многие женщины, участвовавшие в исследовании, говорили, что если бы лет 20 назад они заявили о нежелании иметь детей, их бы заклевали. Сейчас все воспринимают спокойно. Хотя выходцы из небольших городов и сел отмечают, что, когда приезжают на малую родину, родственники и друзья давят на них. Но в целом бездетность становится социально не порицаемой позицией. Не случайно у нас постепенно повышается возраст мам, впервые рожающих детей.

И какой он?

В России долгое время первенцы обычно появлялись в 20-21 год. Рост начался с конца 90-х годов. И сейчас «дебют» происходит в среднем по стране в 25 лет. В Москве — в 27.

А что будет лет через пять-семь?

Эта цифра поднимется до 29. Материнство стареет во всем мире. В Скандинавских странах, например, рожают в 30-31 год. Изменился порядок наступления жизненных событий. Раньше человек заканчивал учебу, техникум и выходил на рынок труда. Сейчас стабильная занятость наступает очень поздно — в 23-24 года. При этом требуется какое-то время на то, чтобы молодые обрели экономическую самостоятельность. Сильны установки на то, чтобы стать успешными в материальном плане. Плюс увеличилось количество пробных союзов, когда человек сначала поживет с одним, потом с другим.

Как демографы расценивают увеличение возраста родительского «дебюта»?

Однозначной связи между возрастом начала деторождений и тем, сколько детей будет в дальнейшем — нет. Хотя женщины, которые откладывают рождение ребенка за тридцатилетний рубеж, естественно чаще сталкиваются с проблемами здоровья.

Рост количества бездетных может в будущем сказаться на популяции москвичей?

Есть ряд западных стран, где доля бездетных превышает 20-25 процентов. Но при этом средний уровень рождаемости не падает. Вопрос в том, сколько детей появляется у других женщин. На Западе больше семей с двумя-тремя детьми. А в России и в Москве наиболее распространена однодетная модель. Если соотношение не изменится, то показатели рождаемости могут упасть. Для потенциальных родителей нужны какие-то стимулы.

Но где их взять?

Свою роль может сыграть целый комплекс факторов. Для кого-то повышение материального благосостояния будет являться толчком, для кого-то — нет. Однозначно нужно развивать разные формы соцподдержки. Например, возвращать те же ясли. Чтобы в детсад ребенка можно было отдать не с трех лет, как сейчас, а гораздо раньше. Сейчас многие женщины в Москве, с хорошим образованием, работающие на престижной работе, рожая ребенка, хотели бы скоро вернуться к работе. Ждать столько времени для них — не вариант.

Беседовала Наталья Гранина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(658):

1 234 ... +1
32 +40−8Andrey Litvinov05:54:53
16/09/2014
1 +21−20Александр Чурбанов05:43:40
16/09/2014
Да, это вопрос выживания России в современном мире.
Кухонная геополитика?
27 +30−3Сергей Пахомов02:13:01
16/09/2014
Неудивительно, никто не хочет оказаться с детьми в одной двушке вместе с тёщей, тестем, свёкором, свекровью, бабкой, дедом. Отдельное-то жильё купить, благодаря политике властей, только олигархам по карману.
23 +24−1Roman01:04:32
16/09/2014
8 +9−1Anatoly Bobkov00:58:08
16/09/2014
План Даллеса работает и против своих тоже.

Чайлдфри не русское слово же.
Потому что основная причина падения рождаемости - это урбанизация. Городской образ жизни не слишком совместим с большим кол-вом детей.
20 +20−0alcel2411:40:05
16/09/2014
-7 +7−14Anatoly Bobkov10:35:40
16/09/2014
А вы не думали, что живёте не по средствам?

Дополнительные занятия и вывозы на море каждое лето.

Не все себе это позволяют, почему это стало входить в обязательный минимум для выращивания ребёнка понять не могу.

Я так не рос, большинство моих сверстников тоже.

Что-то поломалось. Раз в головах появилось вот это.

Ну случай детей-инвалидов не рассматриваю, конечно.

Короче, столицы не приспособлены для выращивания детей, думаю на Манхэттене ещё дороже выйдет.

У вас культ потребления зашкаливает все возможные границы.

Мне всегда везёт выходит. И садик был и квот на массаж хватало. Если чего-то не хватало, то есть бабушки и дедушки, которые могли помочь.

А так понаедут в мегаполисы и удивляются, что так всё дорого и места не хватает.

Короче, большинство подобных проблем закончились к двум-трём годам, когда ребёнок в садик пошёл.
Не, это у вас что то неправильно...
Мне хочется чтобы мой ребёнок был уверен в себе, образован, спортивен, повидал мир и имел определёную перспективу к моменту вхождения во взрослую жизнь. И аха, - сюда включается море, которое он должен повидать и научиться плавать. Кружки, в зависимости от его способностей, поскольку правительство не обеспечивает их развитие. Далее, "понаехавшие в мегаполисы" туда понаехали не просто так, а потому что работа, условия существования и тот самый необходимый миниммум для ребёнка в России есть лишь в мегаполисах. В Германии, к примеру, ситуация иная. Но мы не Германия.
Можно, конечно, нарожать кучу детей и дать им расти как получится проживая в деревне, но вероятный результат меня не устроит. Кстати, стране в целом, он тоже скорей всего не понравится.
18 +19−1Maksim Mitkov10:11:25
16/09/2014
-6 +2−8Anatoly Bobkov08:47:12
16/09/2014
ребёнок столько не потребляет, максимум тысяч 5-10 в месяц
вы глубоко заблуждаетесь, сколько потребляет ребенок. особенно маленький. кроватка, коляска, памперсы, питание, одежда, из которой вырастет каждый месяц, лекарства, врачи. потом поборы в садике, школе. компьютеры, планшеты, учебники, форма, игрушки. и не забывайте, что мама, сидя с ребенком, не работает. а мама потребляет больше. а в садик очередь до 5 лет, а с нашими любимыми укробратьями теперь вообще в садик не попасть. и все это, если у ребенка все отлично со здоровьем. а если что-то не так, то рекомендуют летом вывозить на море, посещать всякие медцентры, в которых квоты на бесплатное лечение заканчиваются к середине года, массаж, бассейны, спортивные секции, дополнительные занятия - музыка, рисование, спорт и тп. так что 5-10 тр это покушать и одеть.
18 +20−2Геннадий Шеренговский00:32:24
16/09/2014
-15 +11−26Abu-yunus Dagestani00:08:59
16/09/2014
поздно пить боржоми ) у меня 3 хочу 5-6 детей ) у мусульман с этим нормально
Да и главное не родить, а воспитать. Родить может любая, у кого нет мед. противопоказаний.
17 +28−11felidae08:50:52
16/09/2014
8 +11−3*** ***07:45:55
16/09/2014
ну так это же халява, вы лучше попробуйте с нашими 5000 рэ до 1,5 лет и ....150 рэ с 1,5 до 3. Вот где экстрим. А с 45 тыс в месяц да еще от государства, которое уж не знает к с вас то урвать клок шерсти - это перебор.
Нет, спасибо. Поживу для себя лучше. А то еще вырастишь сына, а его в какой-нибудь Луганбас отправят "по своей воле из патриотических побуждений".
16 +20−4felidae08:49:37
16/09/2014
-6 +2−8Anatoly Bobkov08:47:12
16/09/2014
ребёнок столько не потребляет, максимум тысяч 5-10 в месяц
Ребенок потребляет время. Меньше времени - меньше доход, меньше комфорт
16 +20−4Freddy2280300:48:12
16/09/2014
Через 50 лет лицо Москвы, да и всёй России будет кучерявым, черноволосым и небритым. А на женских лицах будут видны только глаза :(
15 +19−4Evgeniy Puleshkov00:23:23
16/09/2014
Да, интересная ситуация. Я тоже не хочу детей, хотя материальные условия позволяют завести и даже не одного ребенка. При этом никак не пытаюсь обосновать свое отношение к проблеме. Даже интересно, почему не возникает родительский инстинкт? У друзей и родственников неоднократно имел возможность проникнуться чувствами к маленьким детям, понянчить их, но это нисколько не оказало эмоционального воздействия на меня. По-настоящему, искренне не хочу воспитывать детей, заниматься ими - нет никакого интереса к ним. Наверное, "планы Алена Даллеса" по искоренению русских сказались:)
14 +14−0Maksim Mitkov12:37:20
16/09/2014
-7 +7−14Anatoly Bobkov10:35:40
16/09/2014
А вы не думали, что живёте не по средствам?

Дополнительные занятия и вывозы на море каждое лето.

Не все себе это позволяют, почему это стало входить в обязательный минимум для выращивания ребёнка понять не могу.

Я так не рос, большинство моих сверстников тоже.

Что-то поломалось. Раз в головах появилось вот это.

Ну случай детей-инвалидов не рассматриваю, конечно.

Короче, столицы не приспособлены для выращивания детей, думаю на Манхэттене ещё дороже выйдет.

У вас культ потребления зашкаливает все возможные границы.

Мне всегда везёт выходит. И садик был и квот на массаж хватало. Если чего-то не хватало, то есть бабушки и дедушки, которые могли помочь.

А так понаедут в мегаполисы и удивляются, что так всё дорого и места не хватает.

Короче, большинство подобных проблем закончились к двум-трём годам, когда ребёнок в садик пошёл.
элементарно - ребенок съедает в день 4 баночки детского питания. цена баночки порядка 50 рублей. плюс творожки рублей по 25 пару пачек. вот 250 рублей малыш только покушал. уже 7500 набежало. памперсы каждые 3-4 часа менять. вот ваши 10 тысяч ушли. без одежды, игрушек, развлечений.
14 +15−1Sheller Alexey07:29:53
16/09/2014
-6 +2−8Yura Makogonov07:18:24
16/09/2014
Было желание вступить в какую-нибудь дискуссию.... но решил просто написать своё мнение. Я считаю, что это однозначно огромная проблема и она многоплановая. Ну во-первых осозанный отказ от рождения детей (не рассматриваем объективные причины, например противопоказания по состоянию здоровья) в основной своей массе - эгоизм, мол хочу пожить - пожить для себя, посмотреть мир, бла-бла-бла. Что за общество у нас развивается, если эгоизм становится всё более модным - превращается в тенденцию и, что самое страшное не порицается ни обществом ни государством... Во-вторых за державу обидно - эта ситуация никак не регулируется государством: не хочешь детей, что за польза от тебя государству - плати подоходный налог 85 %, хочешь - красавица - получи все возможные льготы и не подачку (по меркам жителей мегаполиса, хотя тут очевидна ставка на глубинку) в виде материнского капитала, а реальную поддержку: снижение налогов, ипотека 3%. Каждый будет приносить пользу - одни увеличивать мощь державы, другие платить за это. А такими темпами добро пожаловать в масульманскую Россию с гастарбайтерами - больными спидом африканцами.
"что за польза от тебя государству"
государство должно работать для населения, а не население для государства.
14 +16−2Muga Roberte06:10:49
16/09/2014
-19 +5−24Иван Степанов03:08:25
16/09/2014
Не надо "ля-ля". Благодаря политике властей даже заядлые алкаши без денег себе могут позволить купить двушку и разъехаться со старшим поколением. Что касается работающих людей, чьи зарплаты 40+ тысяч рублей в месяц (в Москве, в регионах ещё меньше), то квартиры покупают в новых хороших домах и 3-х, и 4-х, и 5-ти комнатные, машины же вообще являются чем-то вроде мобильника. Учитесь правильно расходовать свои деньги.
Лишь те, в ком совмещаются алкоголизм, наркомания, табакокурение и нытьё, не могут подняться с дивана и купить квартиру.
Вы лгун. Семья Мама Папа 2 детей. Считаем 45+45 это зарплата. Прожиточный 14 для взрослых 10 для детей = 48, но сюда не входят комуналка, школьные, и т.д. При максимальной экономии остается 20. при стоимости кв 3,5 ляма, нужно 14 лет, не считая процентов и других рисков.
14 +16−2Andrey Litvinov05:54:35
16/09/2014
-6 +18−24Anatoly Bobkov00:01:32
16/09/2014
Путин не спроста мутит всю эту хрень с традиционными ценностями и православием.
Конечно, всё по плану Путина. Только сам Путин в разводе.
14 +16−2Vasya Khokhlyuk00:37:29
16/09/2014
-15 +11−26Abu-yunus Dagestani00:08:59
16/09/2014
поздно пить боржоми ) у меня 3 хочу 5-6 детей ) у мусульман с этим нормально
Кроликов и тараканов вам все равно не догнать, СЛАБАКИ! А теперь представь, что весь мир будет населен такими как ты?! Нет медицины, сельского хоз-ва, промышленности, современных домов, чистой воды в кране и тд. Всё это исчезнет с исчезновением белого человека. Тогда ваша смертность будет почти превышать рождаемость. И останется вас миллионов 10 от силы на всей большой планете Земля... %)))
14 +17−3Геннадий Шеренговский00:20:43
16/09/2014
-15 +11−26Abu-yunus Dagestani00:08:59
16/09/2014
поздно пить боржоми ) у меня 3 хочу 5-6 детей ) у мусульман с этим нормально
Надеюсь, есть возможность дать шестерым детям нормальное существование? Я не имею ввиду дом в Лондоне.
13 +13−0Maksim Mitkov12:30:59
16/09/2014
-7 +7−14Anatoly Bobkov10:35:40
16/09/2014
А вы не думали, что живёте не по средствам?

Дополнительные занятия и вывозы на море каждое лето.

Не все себе это позволяют, почему это стало входить в обязательный минимум для выращивания ребёнка понять не могу.

Я так не рос, большинство моих сверстников тоже.

Что-то поломалось. Раз в головах появилось вот это.

Ну случай детей-инвалидов не рассматриваю, конечно.

Короче, столицы не приспособлены для выращивания детей, думаю на Манхэттене ещё дороже выйдет.

У вас культ потребления зашкаливает все возможные границы.

Мне всегда везёт выходит. И садик был и квот на массаж хватало. Если чего-то не хватало, то есть бабушки и дедушки, которые могли помочь.

А так понаедут в мегаполисы и удивляются, что так всё дорого и места не хватает.

Короче, большинство подобных проблем закончились к двум-трём годам, когда ребёнок в садик пошёл.
А по средствам, это простите, как? Игрушки строгать из палок, кукол делать из тряпок? А жить ребенок где-то должен? Или "жили же раньше семеро по лавкам, а вы тут ребенку отдельную комнату хотите. Зажрались?". А спорт - пусть бегом во дворе вокруг дома занимается? А образование - читать умеет и ладно? А элементарные развлечения? Или пусть домики из спичек собирает? Вы глубоко заблуждаетесь, если считаете, что к 2-3 годам ребенок уходит в садик. Мы стоим в очередь в два садика - 120-е и 170-е. И в мегаполисе я оказался не по причине любви к этому муравейнику, а потому что я квартиру себе и семье могу купить только работая здесь. Извините, но в моем регионе при зарплате 25 тр квадратный метр стоит 40-50 тр. Или в землянках и шалашах прикажите жить? Да, мы росли иначе. Но окружающий мир меняется. И если вы своему ребенку не купите компьютер, то вряд ли он станет инженером или архитектором.
13 +13−0Maksim Mitkov10:03:34
16/09/2014
Вот просто сужу по своему опыту. В провинции зп 20-25 тр. Квартира двушка (однушку для семьи не рассматриваю) - 2,5 минимум. 50 тр - зарплата мужа с женой. Ипотека - первый взнос 10% - 250 тр. Копить год минимум. Накопили, взяли ипотеку 2,25 млн. Платеж ежемесячный порядка 25 тр - т.е. зарплата одного из родителей. И вот супруга уходит в декрет. На что люди должны жить? И все советчики - мужик может прокормить семью. Прокормить может - отпахав на работе, сев в старенькую машину - таксовать, засеяв огород овощами, подработав еще где-то. И семья прокормится. Но это будет выживание, а не жизнь.
12 +16−4felidae07:02:49
16/09/2014
1 +21−20Александр Чурбанов05:43:40
16/09/2014
Да, это вопрос выживания России в современном мире.
45 тысяч в месяц в текущих ценах на каждого ребенка. И я подумаю на счет детей.
12 +13−1Василий Пузырьков01:08:09
16/09/2014
16 +20−4Freddy2280300:48:12
16/09/2014
Через 50 лет лицо Москвы, да и всёй России будет кучерявым, черноволосым и небритым. А на женских лицах будут видны только глаза :(
это было бы смешно, если бы не было так печально.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь