Медведь крадется, дракон затаился

08:54 21/08/2014 Россия
Российско-китайские антитеррористические учения «Мирная миссия »
Российско-китайские антитеррористические учения «Мирная миссия »

С весны этого года в отношениях России и Китая наблюдается очередное сближение, коснувшееся не только энергетики, но и военной сферы. Происходящее, однако, трудно описывать в терминах союзнических отношений — перед нами расчетливая и даже циничная взаимная игра за Азиатско-Тихоокеанский регион, уже признанный центром притяжения сил в XXI веке.

Мирная миссия в Тихом океане

24 августа в китайской Внутренней Монголии начнутся учения «Мирная миссия — 2014». Учения традиционно заявлены антитеррористическими (как и большая часть военных учений последних лет) и совместными для всех стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Но в целом не секрет, что в основе этого российско-китайские военные маневры. Россию будет представлять довольно солидное «антитеррористическое» средство — стандартная батальонная тактическая группа со всеми средствами усиления в виде танков, самоходной и реактивной артиллерии, а также средствами ПВО. Предусмотрена и поддержка с воздуха — восемь вертолетов Ми-8АМТШ и четыре штурмовика Су-25. Всего до тысячи человек — из семи тысяч общего состава участников, включающих также небольшие контингенты Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

«Мирная миссия» проводится не первый год. Вместе с традиционными весенними военно-морскими маневрами «Морское взаимодействие» она составляет китайский сегмент того внешнеполитического контура, который Россия пыталась выстраивать в Азиатско-Тихоокеанском регионе буквально до недавнего времени.

Позиции России на Тихом океане, как и сто лет назад, нельзя назвать устойчивыми. Российский Дальний Восток слаборазвит с точки зрения как гражданской инфраструктуры, так и инфраструктуры военного базирования, особенно флотского. Юго-Восточная Азия для нас — это, как ни крути, новая реальность, в отличие от Европы. Поэтому поведение России на Тихом океане напоминает выход на рынок с поиском партнеров для взаимовыгодного обогащения.

То же «Морское взаимодействие» в последние годы становилось, по сути, учением всего боеспособного ядра надводных сил Тихоокеанского флота, что позволяет дать личному составу важную морскую практику и отработать применение вооружения в группах. Но ровно такую же задачу решало и участие российских моряков в других учениях в акватории Тихого океана — скажем, в маневрах RIMPAC-2012, проводившихся под эгидой США и Великобритании с участием их традиционных военно-политических партнеров. Россия использовала и эту возможность для того, чтобы встроиться в коллектив нового для себя региона.

Учения «Мирная миссия», конечно, привлекают к себе внимание, но нетрудно видеть, что на китайском направлении в последнее время случались куда более заметные прорывы, которые складываются в систему. Здесь не только подчеркнутое участие в совместных учениях, но и газовые контракты беспрецедентного масштаба, и, что особенно важно, активизация военно-технического сотрудничества. Проще говоря, торговля оружием.

Пушки северных варваров для Поднебесной

Китай, чьи закупки оружия очень сильно поддержал отечественный ВПК в 1990-е годы, в последнее время начал сокращать свою долю в российском экспорте продукции военного назначения. Помимо бурного развития китайской оборонки тому были особые причины, которых мы еще коснемся. Однако в последние месяцы пошли сигналы о том, что скоро все может поменяться.

Скажем, контракт на истребители Су-35 зависал буквально до 2013 года. Камнем преткновения был объем поставок: Россия изначально требовала твердого заказа на 60-70 машин, потом была согласна на 48. Китайцы же всеми силами пытались обойтись максимум 10-12 истребителями. Осенью 2013 года появились сообщения о том, что обсуждается поставка 24 истребителей «на первом этапе» за 1,5 миллиарда долларов.

После событий на Украине и вокруг Крыма весной 2014 года сделка неожиданно продвинулась: в июне Су-35 был показан в Кубинке китайской делегации. По итогам «смотрин» были сделаны заявления о скором подписании контракта.

А буквально на днях прозвучало еще одно сообщение, формально к Китаю отношения не имеющее. Было объявлено, что зенитная ракетная система С-400 «Триумф» получила экспортный паспорт и разрешена на продажу за рубеж. Известно, что буквально до начала 2014 года Россия, несмотря на активный интерес ряда потенциальных покупателей, официально отказывалась от поставок С-400 за рубеж, называя приоритетом насыщение этими системами собственных войск воздушно-космической обороны.

При чем здесь Китай? Китай выступал стартовым инозаказчиком всех экспортных систем алмазовской линии С-300ПМ, развитием которой является и С-400. Пекин брал С-300ПМУ-1 в 1994 году и С-300ПМУ-2 «Фаворит» в 2003 году, а еще до того, в 1993 году, он стал первым заказчиком предыдущей версии системы С-300ПМУ вне пределов Варшавского договора. Ранее сообщалось, что Китай проявляет интерес и к С-400. Вполне логично было бы предположить, что официальная отмашка на начало продаж С-400 в экспортном исполнении может привести еще к одному контракту с Пекином.

Темная сторона союза

Теперь возьмем эту красивую блестящую медаль и развернем к зрителю реверсом. В чем причина стагнации военно-технического сотрудничества с Китаем во второй половине 2000-х годов? Только ли в желании китайского руководства добиться «импортозамещения» боевой техники?

Не столько в нем, сколько в методе. Китай привык исключительно вольно относиться к копированию образцов военной техники, попавших к нему в руки. Скажем, крупный контракт на лицензионное производство истребителей J-11 (Су-27СК по российской номенклатуре) был разорван ровно на середине исполнения по очень простой причине: Китай уже разработал собственный пакет модернизации к этому самолету и самостийно поставил его на серийное производство, после чего дождался истечения твердой части заказа и дал понять «Сухому», что в дальнейших поставках машинокомплектов не нуждается.

С копированием у китайцев, впрочем, по-прежнему получается далеко не всё. Скажем, самолеты J-11 и их производные строятся и даже летают... но импорт двигателей из России для них продолжается несмотря на то, что первые двигатели АЛ-31Ф попали в Китай более 20 лет назад. Китайская школа металлургии и металлообработки пока неспособна скопировать технологию лопаток турбин, из-за чего собственная версия двигателя имеет низкую надежность и невысокий ресурс. Поэтому ввозят как сами двигатели, так и дефицитные комплектующие (в основном, те самые лопатки и диски турбин).

В увлекательном процессе пиратского копирования оружия и лежала суть разногласий по объемам поставок Су-35. Заказ 10-12 машин, как этого хотел до недавнего времени Пекин, по сути означал покупку нескольких образцов для испытаний и «на разбор». Посмотреть в Су-35 было на что: там и новая авионика, и в особенности не знакомый китайцам двигатель АЛ-41Ф1С — слегка разоруженная версия двигателя — «изделие 117», установленное не где-нибудь, а сразу на российском истребителе пятого поколения Т-50.

Россия, однако, добилась увеличения партии готовой авиатехники. Какие были найдены аргументы для китайской стороны, сказать трудно, хотя в общей обвязке отношений последних месяцев, включая газовые контракты и возможные поставки других образцов вооружений, вполне могли крыться теневые взаимозачеты, которые устроили обе стороны в новых военно-политических условиях.

Любезный прагматизм с оттенком циничности

В военных отношениях России и Китая с самого начала не было никакой романтики — более того, с обеих сторон сквозил вежливый, но неприкрытый цинизм в самом лучшем своем издании. Обе стороны только и думали, как бы использовать «великого соседа» под боком для реализации своих текущих интересов. Именно поэтому ошибочно говорить даже о признаках возможного военного союза.

Россия в отношении КНР реализует устоявшуюся в нашей внешней политике еще в середине 1990-х годов доктрину, авторство которой приписывается обычно чуть ли не лично Борису Ельцину. Ее суть в игре на противоречиях США и Китая: избегая вступать в обязывающие отношения как с той, так и с другой стороной, балансировать их и добиваться преференций от обоих игроков. Если в российской внешней политике с начала 1990-х годов и есть что-то постоянное, так именно эта доктрина. Медведь подкрадывается к затаившемуся дракону, чтобы понять, чем еще можно было бы поживиться, не переступая опасной черты. Дракон думает, как использовать медведя, чтобы напугать сидящего на высоком холме орла.

Поэтому военное сотрудничество и торговля оружием с Китаем остается важнейшим инструментом влияния России на военную политику США. Азиатско-Тихоокеанский регион признан ключевой областью планеты с точки зрения американской военной стратегии, и главный оппонент в этом регионе тоже очерчен недвусмысленно — это Китай. А Россия — важнейший источник передовых военных технологий для Китая. Чего стоит только масштабное и не слишком-то афишируемое участие российских оборонщиков в научных и опытно-конструкторских работах по заказам китайских военных. Рычаг влияния на США через Китай вырисовывается сразу.

Исходя из всего этого аккуратно заметим: несмотря на целый ряд прорывов (уже состоявшихся, как в энергетике, или ожидаемых, как в поставках оружия), военного сближения Китая с Россией не будет. Россия делает значительные шаги навстречу Китаю, но и тот в ответ должен будет чем-то отдариться. Хороший пример — китайское участие в постройке газопровода «Сила Сибири». В военно-технической сфере встречный интерес России тоже хорошо локализуется — это производство электронных компонентов и поставки оборудования для него. А шире — вообще высокоточного промышленного оборудования, без которого отечественный ВПК может и не решить амбициозных задач по переоснащению вооруженных сил страны. В ответ Китай получает участие российских военных в маневрах, проходящих в непосредственной близости от спорных с Японией островов.

Вагончик ощутимо раскачивается, но неуклонно идет по рельсам, проложенным еще 20 лет назад. Ход в сторону Китая сделан, и заметный. Мячик отправлен Вашингтону.

Константин Богданов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(101):

0 +0−0bypassed bypassed11:44:03
21/08/2014
0 +0−0Mr Semiramid11:33:23
21/08/2014
Ну не все котам масленица ... (:wonder:)
и с hq-9 не масленица, и не с типом "56", и не с "52". "великий поход" и "небесная лодка" еще туда же..
а так да.

0 +0−0Mr Semiramid11:39:24
21/08/2014
0 +0−0bypassed bypassed11:34:29
21/08/2014
и опять, возвращаемся к темпам переоборудования.
но если не хотите - не буду.
ну этих данных у меня нет, но как вы понимаете, если ВВП, промышленность ЕС, Канады, США, мягко говоря, превышают российские, то и потребности у них больше + "развивающиеся" страны.(:joy:)
0 +0−0Злое Добро11:38:23
21/08/2014
1 +1−0Mr Semiramid11:19:48
21/08/2014
Я что за вас работать должен? (:wonder:) Почитайте историю с контрактом и материалы заседания энергетической комиссии с участием Путина в начале июня ....и не забывайте. я вас убеждать не обязан, я сам знаю, мне этого достаточно ... (:sly:)
Знаете, ну к примеру вот тут
Ссылка на www.kommersant.ru
данный вопрос - возник непосредственно при подписании.. Так что - не надо "ля-ля", что Китай ВДРУГ ПОТОМ пересмотрел условия договора.. Ну или поправьте меня, что ли...
0 +0−0bypassed bypassed11:34:29
21/08/2014
0 +0−0Mr Semiramid11:22:18
21/08/2014
Ну так и таких альмстонов в ЕС, США и Канаде сотни, есть кому потреблять оборудование ...(:wonder:). а есть еще и Индия с Китаем и прочими азиатами.
и опять, возвращаемся к темпам переоборудования.
но если не хотите - не буду.
0 +0−0Mr Semiramid11:33:23
21/08/2014
0 +0−0bypassed bypassed11:32:46
21/08/2014
а сколько честно купили... но не колятся.
вот с Z-8 незадача вышла, был "чисто китайский вертолет, у дураков подсмотрели и сделали", а потом коварный камов в годовом отчете деньги за проектирование засветил.
Ну не все котам масленица ... (:wonder:)
0 +0−0bypassed bypassed11:32:46
21/08/2014
0 +0−0Mr Semiramid11:24:41
21/08/2014
В китайской армии просто солянка вооружений, если посмотреть на их основной танк, так это какая то помесь российских танков и западных: тут сперли, там с3.14здили и получили своё. вот такие они нехорошие ... (:wonder:)
а сколько честно купили... но не колятся.
вот с Z-8 незадача вышла, был "чисто китайский вертолет, у дураков подсмотрели и сделали", а потом коварный камов в годовом отчете деньги за проектирование засветил.
0 +0−0Злое Добро11:29:45
21/08/2014
0 +0−0Mr Semiramid11:24:41
21/08/2014
В китайской армии просто солянка вооружений, если посмотреть на их основной танк, так это какая то помесь российских танков и западных: тут сперли, там с3.14здили и получили своё. вот такие они нехорошие ... (:wonder:)
ну у Китая на этом пол-экономики выросло.. Но это и так всем известно..
Что-то я Вас не понимаю... Ну да ладно...
0 +0−0Mr Semiramid11:24:41
21/08/2014
0 +0−0bypassed bypassed11:15:36
21/08/2014
мда. и чего достигли этим китайцы? нет поставленных. и нет сделанных. одни потуги второй десяток лет. и горы заплаченных денег за лицензии и помощь "северных варваров"
и проблемы с новыми контрактами. поиметели :).

а вот когда китайцы покупались на копеечную цену начальную цену и потом платили долго и много мне известно. поищите историю их корветов или эсминцев. впрочем для вас они окажутся "чиста китайским", я думаю.
В китайской армии просто солянка вооружений, если посмотреть на их основной танк, так это какая то помесь российских танков и западных: тут сперли, там с3.14здили и получили своё. вот такие они нехорошие ... (:wonder:)
0 +0−0Mr Semiramid11:22:18
21/08/2014
0 +0−0bypassed bypassed11:18:24
21/08/2014
я все прекрасно понял.
альмстон переоборудовался. один Альмстон и со скидкой.
в россии таких альмстов - десятки. и готовы покупать больше и без скидок (ну не совсем так).
Ну так и таких альмстонов в ЕС, США и Канаде сотни, есть кому потреблять оборудование ...(:wonder:). а есть еще и Индия с Китаем и прочими азиатами.
0 +0−0bypassed bypassed11:20:20
21/08/2014
0 +0−0Злое Добро11:17:33
21/08/2014
Пруф на эту инфу или незачот.. С куяли Китай НИЧЕГО не собирается вкладывать / не вкладывает...
какие пруфы от сектантов :). только вера в великий китай.
0 +0−0bypassed bypassed11:18:24
21/08/2014
0 +0−0Mr Semiramid11:11:47
21/08/2014
Вы не до поняли...))) Речь шла не о поставках локомотивов в РФ, а это их внутренние дела, приведено как пример.
я все прекрасно понял.
альмстон переоборудовался. один Альмстон и со скидкой.
в россии таких альмстов - десятки. и готовы покупать больше и без скидок (ну не совсем так).
0 +0−0Злое Добро11:17:33
21/08/2014
0 +0−0Mr Semiramid11:10:20
21/08/2014
Если бы Китай строил этот газопровод с целью поиметь его в собственность, то так бы и было записано в контракте, только газопровод стоит не 25, а больше лярдов, 25 это то, что он мог бы вложить, но не вложил и возникает тема, где эти деньги должен взять Газпром.
Пруф на эту инфу или незачот.. С куяли Китай НИЧЕГО не собирается вкладывать / не вкладывает...
0 +0−0bypassed bypassed11:15:36
21/08/2014
-1 +0−1Mr Semiramid11:07:56
21/08/2014
Читайте статью, пример с истребителями там приведен, конечно, термин "поиметь" можно всегда заменить на "достигнуть новой договоренности". (:wonder:)
мда. и чего достигли этим китайцы? нет поставленных. и нет сделанных. одни потуги второй десяток лет. и горы заплаченных денег за лицензии и помощь "северных варваров"
и проблемы с новыми контрактами. поиметели :).

а вот когда китайцы покупались на копеечную цену начальную цену и потом платили долго и много мне известно. поищите историю их корветов или эсминцев. впрочем для вас они окажутся "чиста китайским", я думаю.
0 +0−0Mr Semiramid11:11:47
21/08/2014
0 +0−0bypassed bypassed11:03:38
21/08/2014
отличный пример. но частный. и забыли огромную скидку Альмстону за "продолжение сотрудничества".

а вот где так примеров больше? и где платят полностью (ну или ближе к листу)?
Вы не до поняли...))) Речь шла не о поставках локомотивов в РФ, а это их внутренние дела, приведено как пример.
0 +0−0Mr Semiramid11:10:20
21/08/2014
2 +2−0the Андрей11:04:51
21/08/2014
ошибаетесь,сначала Китай резво заявлял о строительстве этого газопровода за свой счет, правда и принадлежал бы он тоже Китаю. Такая схема уже есть в азии,не помню Узбекистан или Туркмения. Правительство РФ не согласилось,поэтому строим за свой счет
Если бы Китай строил этот газопровод с целью поиметь его в собственность, то так бы и было записано в контракте, только газопровод стоит не 25, а больше лярдов, 25 это то, что он мог бы вложить, но не вложил и возникает тема, где эти деньги должен взять Газпром.
0 +0−0bypassed bypassed11:06:00
21/08/2014
0 +0−0Mr Semiramid11:03:06
21/08/2014
Циничная прагматичность ... (:wonder:), то есть когда появляется возможность "поиметь" партнера, то они это делают (:joy:)
вам так нравится выискивать факты, где партнеры поимели вашу страну?
и когда их нет, сочинять их?
или от незнания толковать их в своем ключе?
0 +0−0bypassed bypassed11:03:38
21/08/2014
0 +0−0Mr Semiramid10:57:20
21/08/2014
Так это ...(:wonder:), вот наши спецы были во Франции. на заводе Альмстон, там под выпуск нового локомотива из корпусов убирается все оборудование и ставится новое, эта операция закладывается в финансирование бизнес-проекта, это обычная практика.
отличный пример. но частный. и забыли огромную скидку Альмстону за "продолжение сотрудничества".

а вот где так примеров больше? и где платят полностью (ну или ближе к листу)?
0 +0−0Mr Semiramid11:03:06
21/08/2014
0 +0−0bypassed bypassed11:01:17
21/08/2014
в статье, отмечается и даже подчеркивается обоюдная прагматичность.
но можно разглядеть что угодно.
Циничная прагматичность ... (:wonder:), то есть когда появляется возможность "поиметь" партнера, то они это делают (:joy:)
0 +0−0bypassed bypassed11:01:17
21/08/2014
1 +1−0Mr Semiramid10:59:18
21/08/2014
Это был один из аргументов выгодности контракта...))), теперь нет, наверное, не так уж и необходимо...китайцам. заметьте, их стиль поведения здесь, очень вписывается в описываемый в статье - поматросить и бросить. (:wonder:)
в статье, отмечается и даже подчеркивается обоюдная прагматичность.
но можно разглядеть что угодно.
0 +0−0Mr Semiramid10:57:20
21/08/2014
0 +0−0bypassed bypassed10:54:01
21/08/2014
-----
экономики ЕС и США потребляют больше оборудования, чем РФ
---

так ли это? скорее всего так. вопрос насколько?

размером они конечно больше. но находятся в фазе ленивого роста.
экономика россии активно перевооружается.
можно ли это не учитывать?
Так это ...(:wonder:), вот наши спецы были во Франции. на заводе Альмстон, там под выпуск нового локомотива из корпусов убирается все оборудование и ставится новое, эта операция закладывается в финансирование бизнес-проекта, это обычная практика.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь