Тяжело реформируются

08:59 11/08/2014 Россия
Вячеслав Володин и Владимир Путин
Вячеслав Володин и Владимир Путин

Требование Кремля обеспечить конкурентные и прозрачные выборы, то есть не препятствовать участию в них кандидатов от оппозиции, восприняли пока не все региональные чиновники. Чтобы пресекать злоупотребления не поддающихся реформированию подчиненных, администрации президента приходится в ручном режиме разрешать наиболее скандальные ситуации, связанные с недопущением до выборов кандидатов, не входящих в партию власти.

В 2013 году Кремль объявил о новом этапе политической реформы, основанной на принципах развития конкуренции и открытости. На встрече с политологами в августе 2013 года первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин заявил, что поставлена стратегическая задача добиться прозрачности выборов, и принято это решение по личному указанию президента Владимира Путина. В Кремле подчеркивали, что чиновники не должны административными методами регулировать политическую конкуренцию и препятствовать участию в кампаниях оппозиционных кандидатов.

На 2014 год пришлась крупнейшая за последнее время выборная кампания. В единый день голосования 14 сентября пройдут выборы различного уровня, в том числе выборы губернаторов (в 30 регионах) и выборы в заксобрания (в 14 регионах). И оценивать глав регионов теперь будут, в том числе, по новому критерию — чистоте проведения кампаний. Так, в четвертом выпуске рейтинга эффективности губернаторов, подготовленном близким к Кремлю Фондом развития гражданского общества (ФоРГО), введен понижающий коэффициент для руководителей регионов, в которых существуют проблемы с проведением открытых и легитимных выборов (возникают публичные скандалы, нарушается избирательное законодательство). Если губернатор старается улучшить ситуацию, то получает минус 10 мест в рейтинге. А если глава региона никаких мер не принимает, то опускается в рейтинге на целых 20 позиций.

«Несмотря на поставленную президентом задачу, не все региональные чиновники пока поняли, что такое конкурентные выборы, не все поняли, что не надо создавать проблемы на голом месте, — рассказал «Ленте.ру» председатель партии «Родина» Алексей Журавлев. — Им нужно внять указанию Владимира Путина, иначе они рискуют уйти на свалку истории».

По словам Журавлева, во всех регионах ситуация разная. В столице, по его наблюдениям, на выборах в Мосгордуму «правила игры сложные, но понятные и для всех одинаковые», в Тульской области, Хабаровском крае у кандидатов от партии не было проблем с регистрацией. Чего нельзя сказать, например, о Брянской области, «где избиркомы в своем формализме доходят до абсурда и придираются к запятым». В Ленобласти, рассказывает Журавлев, на муниципальных выборах не регистрируют 8 кандидатов «Родины», «опять же по формальным признакам, намекая, что не прошла команда по администрации». «Если избиркомы пользуются юридическим крючкотворством, чтобы создать преимущества тому или иному кандидату, то это недопустимо», — говорит Журавлев.

На крючкотворство избиркомов низшего звена жалуется и председатель контрольно-ревизионной комиссии «Патриотов России» Евгений Шевченко. Он рассказал «Ленте.ру», что в Курской области их кандидат на пост главы Курского района не мог сдать подписи в районный избирком, поскольку тот требовал предоставить внутреннюю переписку партии, что законом не предусмотрено.

В партии «Яблоко» «Ленте.ру» рассказали, что депутату Собрания Печорского района Псковской области Надежде Кипятковой замгубернатора Максим Жаворонков предложил сложить полномочия после того, как она отдала подпись за кандидата в губернаторы от «Яблока» Льва Шлосберга. Стоит отметить, что партии не удалось зарегистрировать ни одного из 4 своих кандидатов в губернаторы, поскольку они не смогли собрать подписи. «Курс Кремля на конкурентные выборы — это только слова, — считает лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. — На деле — сплошной административный ресурс. По выборам во всех без исключения регионах очевидно, что так называемый муниципальный фильтр стал специальным изощренным способом недопуска кандидатов от неподконтрольной оппозиции. «Возвращение выборов губернаторов» — не просто фикция и пародия, а способ создания социального напряжения в обществе». Он говорит, что сбор подписей проходил в условиях политического и психологического давления на депутатов «при полном попустительстве федеральных властей».

Парламентской оппозиции тоже несладко. «У «Справедливой России» претензии к двум регионам — Тульской области и Санкт-Петербургу», — говорит секретарь президиума центрального совета партии Александр Бурков. В июле лидер справороссов Сергей Миронов обвинил руководство Тульской области в лице заместителя губернатора Юлии Марьясовой в срыве участия кандидатов от партии в региональных парламентских выборах.

«Марьясова ведет агрессивную политику, вплоть до угроз кандидатам, в том числе и мне — депутату Госдумы», — говорит Бурков. По его словам, в итоге партия добилась регистрации своего списка, но для этого пришлось обращаться лично к председателю Центризбиркома Владимиру Чурову и в администрацию президента — к Вячеславу Володину и замглавы управления внутренней политики Татьяне Вороновой.

В Санкт-Петербурге, продолжает собеседник, никакого принципа конкурентности на губернаторских выборах тоже не наблюдается, поскольку кандидата от партии Оксану Дмитриеву, которая могла победить губернатора-единоросса Георгия Полтавченко, просто не допустили до выборов.

«К Липецкой области курс на конкурентные выборы вообще никакого отношения не имеет, здесь наоборот — выборы без выбора, — заявил «Ленте.ру» депутат Госдумы от КПРФ Николай Разворотнев, которого коммунисты выдвинули в губернаторы области, но он не смог собрать нужное количество подписей. — Непонятно, зачем на эти игрушки из областной казны выделяется 79 миллионов рублей».

Разворотнев утверждает, что еще в мае, когда глава региона Олег Королев получил разрешение на досрочную отставку, региональные власти «в один мешок» собрали большинство голосов муниципальных депутатов (всего их в области более 3 тысяч). Сделали это очень просто — через глав местных поселений. «Когда я спрашивал последних, что с ними происходит, они показывали пальцем вверх», — говорит Разворотнев. Это нарушение закона, отмечает он, поскольку к муниципальным депутатам должны приходить сами кандидаты, а не представители администрации региональной исполнительной власти. В результате на выборах Королев будет соперничать с кандидатами от Аграрной партии России, Казачьей партии, Партии пенсионеров и другими. В пресс-службе врио губернатора не смогли оперативно ответить на запрос «Ленты.ру».

Несмотря на все издержки, по сравнению с прошлыми выборными кампаниями в этом году процесс регистрации кандидатов идет более плавно и безболезненно, меньше проблем создается со стороны региональных администраций, признает Александр Бурков. Раньше, вспоминает он, «было намного жестче». «Привычной практикой было возбуждение уголовных дел, инициирование обысков, применение физического насилия к оппозиционным политикам, на полную мощь использовались черные пиар-технологии», — говорит Бурков. Теперь, утверждает политик, региональные администрации ведут себя менее агрессивно. В итоге из 19 кандидатов, выдвинутых партией на выборах губернаторов, смогли зарегистрироваться все, кроме Оксаны Дмитриевой.

«Если говорить про губернаторскую кампанию, то, по крайней мере, на этапе выдвижения видимого сопротивления мы не увидели, в отличие от прошлых выборов, — добавляет Евгений Шевченко. — Все более-менее корректно».

В партии «Зеленые» «Ленте.ру» сказали, что пока не сталкивались с ситуациями оказания давления на своих кандидатов.

«Мы видим, что партия власти заигрывает только с теми кандидатами, в которых не видит опасности», — резюмирует Александр Бурков. Хотя, продолжает он, руководство страны занимает иную позицию, согласно которой имитации выборов быть не должно. «Администрация президента поправляет губернаторов, теряющих чувство реальности и пытающихся блокировать регистрацию того или иного списка», — говорит справоросс.

Дина Ушакова

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(53):

1 2 3+1
0 +0−0Антон Гроневич03:55:41
12/08/2014
0 +0−0Georgiy Blum13:44:17
11/08/2014
Спросите лучше по другому: кто нибудь вообще видел работу оппозиции?
Их предвыборные программы, отчеты о проделанной работе, да и просто какую то борьбу на выборах!
Такое ощущение что оппозиция играет в поддавки с властью, кто больше отдаст, то и выиграл
В Москве с Навальным было интересно, а в Питере Дмитриева даже подписи собирать не торопилась, а то ещё набрала бы и на выборах пришлось бы падать с такой поддержкой очень больно.
0 +0−0Антон Гроневич03:52:12
12/08/2014
0 +0−0Dina Sharko12:34:03
11/08/2014
Едро уже давно стало именем нарицательным, но дел ведь в отдельных политикх на местах!Кое-где никто никому не мешает. Другой вопрос, что зачастую просто устраивается скандал, чтоб попиарить ту или иную персону.К примеру, в Петербурге Дмитриева устроила просто шоу ради того, чтоб попиариться перед выборами в ГД.
Думаю, выборы в ГД здесь не при чём. Осенью они всей оравой, Дмитриева, Вишневский и Яблоко объявят выборы нелегитимными, при любом исходе, а там уже будут смотреть на реакцию людей.
0 +0−0Антон Гроневич03:50:09
12/08/2014
3 +3−0Александр К09:16:01
11/08/2014
У нас в Тюменской области губером хочет стьать некто пискайкин. Та ещё мразь. Он был членом ОПГ "ганса", занимались рэкетом и прочим бандитизмом. пискайкин - член Справедливой России, что как бы само по себе очень забавно :)
В Петербурге 4 муниципалам от СР отказали в регистрации из статей по "грабежу", "злоупотреблению полномочиями" и ещё чему-то, не помню. Это оказывается тенденция.
0 +0−0Polina Rumyantseva23:32:57
11/08/2014
Разве ЕР удается удержаться от нарушений? По-моему, так наоборот. Плохо дело, если такое поведение единоросов называется "удается сдерживаться".
0 +0−0Екатерина Кудинова21:54:41
11/08/2014
Ужос. Путин приказал устроить конкурентные выборы, а выборов нет и не будет
0 +0−0Олег Кудинов20:12:30
11/08/2014
0 +0−0Олег Бармин19:36:43
11/08/2014
Видимо это оппозиция делает из России сырьевой придаток запада, вместо того, чтобы развивать российскую промышленность.
Промышленность, связанную с массовым производством, не развивают даже в Восточной Германии. Наоборот, цейсовские фабрики (специализировались на оптике) прикрыли. Не задумывались, почему? Если серьезно, развивать надо ВПК и уникальное производство (например, титановые изделия).
Массовое же производство сможет потянуть только Краснодарский край, наверное, Питер и Москва в этом плане бесперспективны.
0 +0−0Олег Бармин19:36:43
11/08/2014
-1 +0−1Georgiy Blum15:04:11
11/08/2014
Может быть, но это не отменяет того факта, что наша бравая оппозиция предает страну в самый ответственный момент и своими действиями подыгрывает западу
Видимо это оппозиция делает из России сырьевой придаток запада, вместо того, чтобы развивать российскую промышленность.
0 +0−0Олег Кудинов19:00:07
11/08/2014
0 +0−0Витя Строконов18:28:52
11/08/2014
на счет внятной программы это вы загнули, никогда ни от Дмитриевой, ни от Миронова не слышно было четкой и внятной программы, кроме как демагогии и критики в сторону правящей власти. По мне, что партия Яблоко, что Справедливая Россия все одно и тоже. Хотелось очень ознакомиться с предвыборной программой Дмитриевой, но видимо она так и не состоялась, потому что представить она обещала ее после регистрации.
Так и мне хотелось бы - я же писал "способна представить". В рамках обмена мнениями о разнице:
Яблоко социал-либеральная партия (и участвует в соответствующем интернационале, есть на их сайте),
СР не имеет четкой программы и претендует на "мы за все хорошее против всего плохого", не оговаривая в своей квазипрограмме даже природную ренту (на момент прочтения оной мною), это недосоциалистическая партия.
Дмитриева по мировоззрению социал-демократ, не вписывается ни в одну из существующих, но и возглавить свою не сможет (лидерские качества опять же). То есть ей компашка нужна и все-таки поддержка какого-то бизнеса средней руки, пока не получается. Общая проблема страны, на самом деле - то, за что готов платить бизнес, не очень нравится избирателям. Мне Дмитриева импонирует.
0 +0−0Витя Строконов18:28:52
11/08/2014
0 +0−0Олег Кудинов13:17:05
11/08/2014
По моим наблюдениям, Миронов ее просто боится как конкурента. На самом деле, лидерских качеств ей не хватает, но она способна представить внятную социал-демократическую программу и привлечь избирателей. Этим она для современных элит и опасна. Когда-то и Глазьев был опасен, но его как бы переманили (в исполнительную власть). А что до поддержки, я за то, чтобы решали избиратели, а не олигархат.
на счет внятной программы это вы загнули, никогда ни от Дмитриевой, ни от Миронова не слышно было четкой и внятной программы, кроме как демагогии и критики в сторону правящей власти. По мне, что партия Яблоко, что Справедливая Россия все одно и тоже. Хотелось очень ознакомиться с предвыборной программой Дмитриевой, но видимо она так и не состоялась, потому что представить она обещала ее после регистрации.
0 +0−0Vladimir Voroncov17:57:35
11/08/2014
Путин приказал сделать выборы прозрачными-да это анекдот похлеще анекдотов про еду в предыдущей статье.
0 +0−0Дмитрий Тамеринов17:56:56
11/08/2014
0 +0−0Анна Зарецкая15:47:48
11/08/2014
Способностей ведь, сами знаете, недостаточно для того, чтобы стать реальной силой. Я скептически относилась к информации о расколе в партии, но такое поведение Миронова лучше всего доказывает, что он как раз таки имеется.
Раскол в партии как раз и случился во время прихода перебежчицы-Дмитривой. Ее сразу невзлюбили партийцы, из-за того, что она стала свои права качать, людей никому неизвестных ставить на места. Вот и получается, что Оксана Генриховна развалила когда-то хорошую партию СР.
0 +0−0Олег Кудинов17:40:02
11/08/2014
-1 +0−1Georgiy Blum15:04:11
11/08/2014
Может быть, но это не отменяет того факта, что наша бравая оппозиция предает страну в самый ответственный момент и своими действиями подыгрывает западу
Оппозиция тоже разная. Удальцов и Лимонов - оппозиция, авторы svpressa.ru (прежде всего Болдырев и Делягин) - тоже оппозиция, все они настроены на отстаивание национальных интересов, а не на походы в посольство США за грантами, печенюшками и одобрением. Именно поэтому и разделяю внутренние дела и внешние. Народ сплачивается не вокруг Путина-Собянина, а ДЛЯ реализации определенной внешней политики, которую разделяет и часть оппозиции. Я даже считаю, что только эта часть настоящей (т.е. имеющей внутренние корни) оппозицией и является. В принципе, и Зюганов до сих пор - оппозиция, просто мне не люб. И да, за Путина не голосовал, но в условиях, когда Запад объявил на него охоту по сфабрикованному предлогу - буду поддерживать в вопросах внешней политики. Внутреннюю же мы разумно оставили за скобками, ибо время переломное.
0 +0−0Костянтин Манилов16:35:31
11/08/2014
Вот только они Путина не слишком слушаются, его цепные единороссы - занимаются фальсификацией и беспределом, чтоб не потерять власть. И что Путен сделает? А собак всех на Полтавченко поверят - как пить дать!
0 +0−0Гордон Фримен16:31:21
11/08/2014
Ага значит все прошлые выборы были не совсем честными?
0 +0−0Анна Зарецкая15:47:48
11/08/2014
0 +0−0Олег Кудинов13:17:05
11/08/2014
По моим наблюдениям, Миронов ее просто боится как конкурента. На самом деле, лидерских качеств ей не хватает, но она способна представить внятную социал-демократическую программу и привлечь избирателей. Этим она для современных элит и опасна. Когда-то и Глазьев был опасен, но его как бы переманили (в исполнительную власть). А что до поддержки, я за то, чтобы решали избиратели, а не олигархат.
Способностей ведь, сами знаете, недостаточно для того, чтобы стать реальной силой. Я скептически относилась к информации о расколе в партии, но такое поведение Миронова лучше всего доказывает, что он как раз таки имеется.
0 +0−0Андрей Воробьев14:04:55
11/08/2014
И как после этого относится ко всем прошлым выборам?
Возникает мнение, что вся власть у нас нелегитимна, т.к. избрана с нарушениями и под давлением с использованием административного ресурса.

Если так, то значит были нарушения закона. А суды молчат. Ну да. Это "независимые" (от закона и права) российские суды.
0 +0−0Андрей Воробьев13:59:52
11/08/2014
-1 +1−2Georgiy Blum13:51:45
11/08/2014
Правильно говорите. Сплотится перед лицо внешней проблемы. Именно поэтому народ и поддерживает таких политиков как Путин, Собянин, Полтавченко. У них не самая удачная внутренняя политика, но за то что качается внешней - полная консолидация сил. Никто из них не стал устраивать истерию по поводу санкций и не стал прогибаться перед западом после Крыма.
А вот наши "либералы", если их можно так назвать из СР, РПР - Парнас, да и просто либеральная общественность своим недовольство вполне оправданных решений стала подрывать хорошее общественное мнение внутри страны. Такое уже было в 1914-1917 годах. Чем это кончилось, все помнят
И именно поэтому наша власть устраивает стране внешние проблемы, что бы консолидировать вокруг себя население.
0 +0−0Georgiy Blum13:44:17
11/08/2014
0 +0−0Анна Зарецкая13:02:54
11/08/2014
Интересно, а кто-нибудь заметил, что до сих пор не было ни одного заявления от лидера СР- Миронова? Он вообще старательно обходит эту тему, и не говорит ничего от своего имени. не сильно то, значит, Дмитриеву и поддерживают там.
Спросите лучше по другому: кто нибудь вообще видел работу оппозиции?
Их предвыборные программы, отчеты о проделанной работе, да и просто какую то борьбу на выборах!
Такое ощущение что оппозиция играет в поддавки с властью, кто больше отдаст, то и выиграл
0 +0−0Олег Кудинов13:17:05
11/08/2014
0 +0−0Анна Зарецкая13:02:54
11/08/2014
Интересно, а кто-нибудь заметил, что до сих пор не было ни одного заявления от лидера СР- Миронова? Он вообще старательно обходит эту тему, и не говорит ничего от своего имени. не сильно то, значит, Дмитриеву и поддерживают там.
По моим наблюдениям, Миронов ее просто боится как конкурента. На самом деле, лидерских качеств ей не хватает, но она способна представить внятную социал-демократическую программу и привлечь избирателей. Этим она для современных элит и опасна. Когда-то и Глазьев был опасен, но его как бы переманили (в исполнительную власть). А что до поддержки, я за то, чтобы решали избиратели, а не олигархат.
0 +0−0Анна Зарецкая13:02:54
11/08/2014
Интересно, а кто-нибудь заметил, что до сих пор не было ни одного заявления от лидера СР- Миронова? Он вообще старательно обходит эту тему, и не говорит ничего от своего имени. не сильно то, значит, Дмитриеву и поддерживают там.
1 2 3+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь