Черные копатели

08:56 05/08/2014 Мир
Черные копатели
"20 долларов в день - для Газы неплохие деньги"? Я вам скажу 450 долларов в месяц и для России неплохие деньги

За годы своего пребывания у власти в секторе Газа ХАМАС создал лабиринт подземных ходов, который раскинулся под территориями Палестины, Египта и Израиля. Если раньше по тоннелям контрабандисты поставляли продукты и хозяйственные товары, то потом по ним в сектор Газа стали переправлять оружие. Ходы в Израиль исламисты также используют для организации диверсий. Поэтому главной задачей нынешней операции в секторе Газа власти еврейского государства называют уничтожение подземной Газы, которая уходит более чем на 30 метров в глубину.

Для безопасности Израиля прорытые палестинцами подземные ходы представляют прямую угрозу. По данным ЦАХАЛ, лишь за последние полгода через египетский тоннель в сектор Газа были переправлены 20 тысяч единиц стрелкового оружия, шесть тысяч противотанковых ракет и более 100 тонн взрывчатки. Точное число таких тоннелей неизвестно, но есть данные, что их не менее тысячи. «То, что такое количество тоннелей вырыто, — сюрприз для израильтян. Я имею в виду и глубину подземных ходов, и их обустройство. Три-четыре этажа, эшелонированная система обороны, бункеры для боевиков, где сидят минимум 15 тысяч человек. Эти подземные ходы позволяют пройти из одного конца в другой, перебросить живую силу. Там есть командные пункты, склады ракет, склады вооружений, ракетные установки, а также цеха по производству ракет средней дальности, которые могут достигать уже всех городов Израиля», — рассказал «Ленте.ру» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

По некоторым сведениям, первые тоннели появились в секторе Газа в конце 1980-х годов. Через несколько подземных ходов, которые вели в Египет, поставлялись в основном товары массового потребления и лекарства. Все изменилось в 2007-м, когда к власти в Палестине пришла партия ХАМАС. «В 2005 году по настоянию госсекретаря США Кондолизы Райс на очередные палестинские выборы была допущена экстремистская организация ХАМАС, которая не признавала организацию «Освобождения Палестины» во главе с Ясиром Арафатом и стремилась ликвидировать еврейское государство. К всеобщему ужасу и удивлению они победили. В скором времени ХАМАС установила свое однопартийное тоталитарное господство в секторе Газа», — рассказал «Ленте.ру» главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский.

В ответ на это в 2007 году Израиль вместе с Египтом объявил блокаду сектора Газа. Каждое судно, которое приходило в порт Газа, должны были проверять израильские власти. В Палестине начались перебои с продуктами, исчезли товары широкого потребления. Тогда строительство тоннелей приобрело массовый характер. Постепенно через подземные ходы стали поставлять еще и оружие.

Конструкция подземных ходов также начала усложняться. В тоннели проводили свет, телефонную связь, устанавливали лифты и вентиляцию, укрепляли их железобетоном. В этом палестинцам помогли, сами того не подозревая, израильтяне, а также ООН, которая поставляла в Газу стройматериалы в качестве гуманитарной помощи, утверждает Георгий Мирский. «После войн 2009 и 2012 годов по условиям перемирия еврейское государство обязалось передать властям Газы большое количество цемента для восстановления городов. Как своего рода компенсацию. Теперь выяснилось, что минимум 50 процентов пошло на строительство тоннелей, которые забетонированы, ведут из разных районов Газы в разные районы Израиля. Это было сделано для того, чтобы палестинский спецназ, переодетый в израильскую военную форму (а там были найдены большие склады формы ЦАХАЛ), мог неожиданно появляться на израильской территории, убивая солдат ЦАХАЛа и захватывая заложников».

По данным Министерства иностранных дел Израиля, с 2007 года ХАМАС потратил на строительство тоннелей 1,25 миллиарда долларов. На эти деньги в секторе можно было воздвигнуть две больницы, 20 школ, три офисных небоскреба, а также три торговых центра. Вот как прокомментировал это эксперт Шломи Эльдар из Центра Вудро Вильсона: «Это просто невероятно! ХАМАС, к несчастью для местных жителей, как оказалось, инвестирует в подземную Газу, а не в ту, что наверху».

Впрочем, это неудивительно, учитывая деньги, которые благодаря тоннелям зарабатывают исламисты. ХАМАС забирает 15 процентов прибыли контрабандистов, выдвигая при этом одно требование — на территорию сектора Газа запрещено поставлять наркотики, сигареты и алкоголь. Через тоннели с Египтом в Газу с 2006 году поступают пользующиеся неизменным спросом товары: свежее мясо, фрукты, шоколад, одежда, туалетная бумага. Постепенно контрабандисты научились поставлять даже автомобили, парусные лодки и мотоциклы в разобранном виде. Одним из самых выгодных дел, помимо поставок оружия, палестинцы называют импорт топлива, которое перекачивают по трубе, встроенной в потолок тоннелей.

Всего за несколько лет строительство и эксплуатация тоннелей превратились в самую процветающую отрасль экономики Газы. В ней задействованы более 30 тысяч палестинцев. Многие дети с 14 лет начинают рыть тоннели или же работать курьерами. За это они получают около 20 долларов в день. По местным меркам — это приличные деньги. Поэтому неудивительно, что, хотя под землей каждый месяц гибнут десятки людей, желающих примкнуть к контрабандистам меньше не становится.

Строительство одного подземного хода обходится сектору Газа в несколько сотен тысяч долларов. Он окупается уже через четыре-пять месяцев, потом идет чистая прибыль. Доход только с одного тоннеля мог достигать нескольких тысяч долларов в день, за год — более миллиона долларов. Таким образом, владельцы подземных ходов стали самыми богатыми людьми в Газе. «Люди зарабатывают деньги при помощи тоннельной экономики, в Газе появился новый обеспеченный класс, который может позволить себе обедать в ресторанах», — пишет The Guardian. При чем «тоннельная буржуазия» появилась не только среди палестинцев, но и среди полиции и чиновников Египта, получающих взятки от контрабандистов.

Связь между египтянами и палестинскими контрабандистами идеально отлажена. Жители сектора Газа могут заказать все, что угодно, из соседней страны. Правда, при этом стоимость продуктов утраивается. Особой популярностью пользуется ассортимент известного производителя фастфуда — KFC (Kentucky Fried Chicken). На практике это выглядит следующим образом: жителю Газы достаточно выбрать что-то из меню ресторана в близлежащем городе Аль-Ариш и сделать по телефону соответствующий заказ. Партнер контрабандистов в Египте привозит пакет с заказом ко входу в тоннель, оттуда его забирает «служба доставки» и затем передает его клиенту. Вся операция занимает считаные часы.

Поскольку тоннели хорошо укреплены, их уничтожение — дело долгое и хлопотное. Во-первых, их не так просто обнаружить. Раньше боевики ХАМАС прикрывали входы в тоннели парниками. Теперь они размещают их в больницах, мечетях, детских садах, школах и жилых домах. «Например, командный пункт ХАМАС находится под госпиталем «Шифа», и для того чтобы достать боевиков, надо взять госпиталь штурмом либо использовать бункерную бомбу, но они дороги, и в Израиле их не так много. К тому же эти бомбы предназначены для того, чтобы вскрывать иранские ядерные объекты. Вынуждая Израиль тратить такие боеприпасы на ХАМАС, Иран одновременно пытается себя обезопасить. Получается, что Газа — это один из полигонов, на которых иранцы довольно давно испытывают методы борьбы с противником. Сейчас идет большая суннито-шиитская драка, в которой существует жесткое соперничество будущих центров — Эр-Рияда и Тегерана. Иран проверяет различные методы руками ХАМАС на Израиле. Таким образом, так называемая палестино-израильская война — это война по доверенности», — уверен Евгений Сатановский.

Во-вторых, обрушение части тоннеля мало что дает, так как исламисты его быстро восстанавливают. Израильские власти понимают, что если они сейчас уйдут из Газы, через два-три года подземные ходы будут полностью реконструированы. Предыдущая технология обнаружения туннелей, использовавшаяся с 2005 года, оказалась неэффективной. Раньше тоннели либо взрывали, либо затапливали, либо их просто засыпали военные бульдозеры. В последнее время ЦАХАЛ, помимо элитных подразделений спецназа, стал использовать микротактических роботов-разведчиков (MTGR). Их основная задача — обнаружить и подорвать подземные ходы, которые охраняются боевиками. Высотой около 60 сантиметров и весом девять килограммов, робот оснащен пятью камерами, благодаря которым «видит» все, что происходит вокруг него. На основе данных, полученных от машины, израильские военные рисуют цифровую карту подземных ходов.

Большую помощь в уничтожении подземного города в Газе Израилю оказывает Каир. В конце 90-х на границе между Египтом и палестинской территорией появилась железо-бетонная стена, которая уходила глубоко под землю, мешая тем самым строительству тоннелей. Однако это палестинцев не остановило — они стали рыть подземные ходы еще глубже. Так постепенно глубина пролегания тоннелей увеличивалась с 7 до 30 метров. В 2005 году под давлением США Египет стал закачивать в тоннели ядовитый газ, а также затапливать их. Как сообщает газета The Jerusalem Post, сейчас Каир закупил современные системы обнаружения тоннелей стоимостью в несколько миллионов долларов, которые поставляла американская компания.

«Египет помогает как может. Но нельзя забывать, что египетская «улица» всегда была и будет против Израиля. Де-факто разведки Египта и Израиля сотрудничают. Египет закупорил ХАМАС. Когда из сектора Газа прорываются какие-то группировки на Синай, египтяне их просто расстреливают. Об этом, правда, мало говорят. Разрушено максимальное количество из 1200 тоннелей», — считает Евгений Сатановский.

Особое внимание к тоннельной войне в Газе проявляют и американцы. В их памяти еще живы воспоминания о подземных ходах под Сайгоном во время войны во Вьетнаме. Американцам приходилось создавать специальные подразделения. Этой зимой военные США отмечали, что террористы во всем мире, укрываясь от американских разведывательных служб и современного оружия Соединенных Штатов, все чаще «зарываются под землю».

Ксения Мельникова

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(365):

1 234 ... +1
13 +14−1Berg Evgeniy08:57:42
05/08/2014
"20 долларов в день - для Газы неплохие деньги"? Я вам скажу 450 долларов в месяц и для России неплохие деньги
11 +14−3Валерий Белов09:13:38
05/08/2014
3 +7−4Fac Quod09:07:48
05/08/2014
Так и вижу, немецкая оккупационная армия требует денежную компенсацию с Ковпака за пущенный под откос поезд :) Ну или РФ требует денег с Чечни, если вам так хочется, хотя тут немного другая ситуация :)
Ситуации, действительно, разные.
Хотя, по факту, до появления у власти ХАМАС, палестинцы жили вполне себе хорошо. Евреи ездили к ним за товарами, палестинцы приезжали в Израиль работать. Все было нормально. Пример - западный берег. Там правит ФАТХ. Международно признанный президент ПА. Там все хорошо.
Но пришел ХАМАС. Цель - война, евреев в море и т.д. Кто страдает? Простые люди.
Ну а что, кого выбрали, того выбрали.
9 +11−2Валерий Белов09:18:35
05/08/2014
1 +5−4Fac Quod09:16:48
05/08/2014
Да, собственно, к тому, что всегда нужно искать "кому это выгодно" :) Аналогичная ситуация сейчас и на Украине.
Никто и не говорит, что Америкой управляют умные люди. Времена умных президентов прошли.
А желание что-то делать у Америки осталось.
Вот и получается редкостное г.вно. Во всем.
8 +9−1wdhbcihwdebc ed vcedfvefd19:51:37
05/08/2014
-4 +4−8Musa Mirzabekov19:01:23
05/08/2014
у всего есть граница дозволенного! конечно Палестинцы никогда не опустятся до этого это евреи воюют без стыда и совести используя непропорционально силу не имея ни какой военной этики, тоже самое что Порошенко делает на юго-востоке Украины!
Ето представитель тех, кто резал головы живым пленным русским солдатам тут за военную етику сопли пускает ? Военная етика говорит только одно-главнаяй прерогатива ето максимальное сохранение своей живой силы и максимальный урон вражеской. На войне нет никакой етики, потому-что война сама по-себе не етична. Демагог ебаный.
8 +9−1Старый сионист10:41:15
05/08/2014
6 +7−1Игорь Ганкин10:35:27
05/08/2014
Ксения, почему Вы не пишете, что Израиль пропускает через свою территорию в Газу ежедневно десятки и сотни грузовиков с продовольствием, лекарствами, промтоварами, топливом, стройматериалами? Израиль снабжает Газу электроэнергией и водой. И продолжает это делать даже во время военных действий. А тоннели палестинцы используют для доставки предметов роскоши и оружия, для проникновения на сопредельные территории.
Про это нельзя писать ибо не согласуется с генеральной линией партии.
7 +7−0Валерий Белов09:24:38
05/08/2014
1 +2−1Fac Quod09:21:19
05/08/2014
сша сейчас как бегущий под гору к обрыву человек: чтобы не убиться в каждый конкретный момент ему приходится бежать всё быстрее, но финал очевиден.
Ну насчет плохого финала для США я бы не делал никаких предположений. Все-таки страна довольно крепко стоит на ногах, несмотря на большой долг. Но там все работает, и упор, в основном, на "мозговое", а не на сырьевое развитие. Мы же понимаем за чем будущее.
А то, что они своим поведением наживают себе врагов - это да, согласен на 100%.
6 +7−1wdhbcihwdebc ed vcedfvefd19:07:13
05/08/2014
-2 +3−5Musa Mirzabekov18:58:26
05/08/2014
/>
и после этого Израиль хочет чтоб его признали? (:smile:)
Да пох на ваше признание )) Перед кем мы тут будем копья ломать, перед тобой чтоли, утырок недоделанный )) Вы мусли вообще ох-ли. Вас берут в расчет, только потому что штатам нужна саудовская нефт, иначе уже давно всех на перегной пустили. ))
6 +7−1Игорь Ганкин10:35:27
05/08/2014
Ксения, почему Вы не пишете, что Израиль пропускает через свою территорию в Газу ежедневно десятки и сотни грузовиков с продовольствием, лекарствами, промтоварами, топливом, стройматериалами? Израиль снабжает Газу электроэнергией и водой. И продолжает это делать даже во время военных действий. А тоннели палестинцы используют для доставки предметов роскоши и оружия, для проникновения на сопредельные территории.
6 +7−1Egor Grigor_ev09:43:33
05/08/2014
-1 +2−3Fac Quod09:33:37
05/08/2014
Бытовой пример: сосед дал вам по морде, вы в процессе драки отжали у него половину квартиры, но в замен, от щедрот, наливаете ему стакан раз в неделю. И потом возмущаетесь, что он вам под дверь срет, не помнит доброты вашей :)
О,о,о,-ошибочка у вас-сосед регулярно бьет в вашей квартире окна, гадит на коврик у входа и т.д., а когда получает по морде-начинает бегать по двору и всех призывать в свидетели вашей кровожадности. И, кстати, с чего я должен подносить такому соседу стакан воды?
5 +6−1Tina Bruzel15:14:28
05/08/2014
-1 +2−3Freeman World10:44:58
05/08/2014
Количество тоннелей начало расти после блокады. Что посеял, то и пожнешь. сначала создаем проблему, а потом с криком ура бросаемся решать или я что-то пропустил?
А блокада началась после многочисленных обстрелов южных территорий Израиля.Что посеешь - то пожнешь! И пропустили вы очень много .Вы даже не дилетант.
5 +9−4wdhbcihwdebc ed vcedfvefd12:57:04
05/08/2014
-5 +4−9Soft PC12:40:23
05/08/2014
вот ты сам и подтвердил мои слова,что вы виновны во всех воинах,что ты готов убивать ради денег и власти.а эта статья и другая подобная информация подтверждает что вы орете на весь мир о своей беззащитности
Да ты батенька ох-л ?!! Мы орем о своей беззащитности ?!! Да мы пиздим муслей , как котят, ты не заметил странной тенденции, что когда Израиль начинает мочить муслей не по-децки, то у них надолго пропадает охота повторять експеримент по уничтожению сионисткого образования. А некоторым, даже, свет не мил становится, сидят в бункерах по сей день. (:smile:)
5 +6−1Judge11:32:53
05/08/2014
-10 +4−14Soft PC11:02:06
05/08/2014
жиды все выстовляют себя беднинькими и несчастными, а палестинцев террористами,хотя на деле все с точностью наоборот.евреи захватывают чужие земли,убивают невинных граждан,включая детей, и при этом во всю глотку орут что полестинцы их обстреливают.жиды устроили геноцид палестинского народа а сами на каждом углу орут о холакосте
Поздно. Всё что нужно было жиды уже захватили 5 тыс лет назад. Сейчас только удерживают.
5 +12−7Валерий Белов09:02:18
05/08/2014
-2 +1−3Yuri Abramson09:00:27
05/08/2014
20, только не долларов а шекелей,в газе израильскпя валюта в обращении
И свет, и вода, и еда, и лекарства.
В знак благодарности на Израиль сыпятся ракеты.
Евреи сошли с ума.
4 +5−1Jimmy Key20:23:53
05/08/2014
-4 +4−8Musa Mirzabekov19:01:23
05/08/2014
у всего есть граница дозволенного! конечно Палестинцы никогда не опустятся до этого это евреи воюют без стыда и совести используя непропорционально силу не имея ни какой военной этики, тоже самое что Порошенко делает на юго-востоке Украины!
ах если бы, ах если бы, не жизнь была б а песня бы (с.) Если бы евреи воевали используя хотя-бы десятую часть мощи своей армии (:smile:)
4 +7−3Вован Михайлович14:49:23
05/08/2014
-7 +3−10Soft PC13:36:46
05/08/2014
правильно, тебе сразу написал что вы убиваете, а вы кричите что они вас убивают.и тонели они роют чтоб для защиты своей родины оружие постовлять.
ни один еврей еще устроил терракт в РФ или я не прав? а если прав откуда такая любовь к проивоположенной стороне? или вы с той с той стороны или просто за общеевропейские ценности?
4 +6−2wdhbcihwdebc ed vcedfvefd13:01:37
05/08/2014
-5 +2−7Soft PC12:58:58
05/08/2014
а мне приятнее будет поиздеватся над соседскими жидками, ведь только в израиле вы смелые, в не израиля из вас хоть мацу готовь
Ну дык, то что вы кучей , как шакалы сильны, ето не секрет. Но есть у меня сомнение, что сможешь ты на д местными жидками один на один поиздеваться. Я в СА урюков мочил, как собак один на один, а толпой они смелые шо писец, ага.(:smile:)
4 +5−1Вадим Ашдодский10:40:56
05/08/2014
-2 +3−5Fac Quod10:27:27
05/08/2014
Они делают это из чувства солидарности с жителями оккупированных земель. И еще у вас там бедуинов угнетают :)
Ах да, ещё и бедуинов... Какой кошмар. Ну да, если из солидарности, да ещё и за бедуинов - тогда конечно, просто обязаны воевать.

Правда, бедуины "палестинцев" не слишком-то уважают, а население Западного берега в массе своей не спешит поддержать "воюющий за них" Хамас - но это же мелочи, которые, я уверен, не затронут целостности вашей концепции происходящего, не правда ли?
4 +6−2Старый сионист10:26:48
05/08/2014
Никакой инфы, что около 200 детей, которые рыли туннели, погибли от несоблюдения техники безопасности.
4 +9−5Вадим Ашдодский10:25:14
05/08/2014
-5 +1−6Fac Quod09:58:59
05/08/2014
Не соскакивайте: по факту того, что Израиль аннексировал земли в результате военных действий сомнений нет? Как и по факту того, что теперь Израиль возмущен тем, какое неудобное население ему досталось вместе с землей. Так в чем проблема? Можно же вернуть всё к исходному состоянию?
Статья, если вы обратили внимание, про Газу. Территория сектора Газа не только никогда не была аннексированна Израилем, но и была полностью освобождена от израильского присутствия (военного и гражданского) в 2005 году. Так что все ваши построения о справедливой борбе жителей Газы за свою землю построены на неверной предпосылке (и есть у меня чувство что вы это знаете).
3 +5−2Igor Bortnovsky18:29:42
05/08/2014
-1 +5−6Lovivkontakte17:19:24
05/08/2014
Палестинцы молодцы! Несгибаемая нация.
а могли бы быть в шоколаде, но такие как вы убеждают их быть молодцами...
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь