Обвинять Россию безопасно и бесполезно

09:09 24/07/2014 Мир
Обвинять Россию безопасно и бесполезно

В течение недели после катастрофы авиалайнера Малайзийских авиалиний под Донецком руководство России подверглось беспрецедентному международному давлению. Опираясь на сомнительные доказательства, представленные Украиной, западные политики и ведущие СМИ поспешили указать на ополчение Юго-Востока как на виновных в трагедии. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон резюмировал обвинения в емкой формуле: «Если самолет сбили ополченцы, то Россия должна ответить за это». А глава Freedom House Дэвид Крамер с высоты своего духовного опыта вынес моральное суждение и поставил Владимира Путина в один ряд с Муамаром Каддафи, Саддамом Хуссейном и Ким Чен Иром.

Масштабный натиск, которому подверглась Москва, сопоставим с обвинениями в адрес Ирака в 2002 году (якобы обладал ОМУ) и Сирии в 2013-м (якобы применила химическое оружие). Цель обвинений — под угрозой международной изоляции заставить Москву отказаться от поддержки сопротивления на юго-востоке Украины.

Обвинять Россию на Западе относительно безопасно. Российские экономические связи с США слабы, а гораздо более существенные отношения с ЕС пока не обросли структурами влияния — фондами, мозговыми центрами, телеканалами, социологическими службами. В ответ на привычную критику России в ЕС и США не возразит уязвленное русское лобби и потупит глаза бизнес-сообщество. Именно поэтому за день до катастрофы малайзийского «Боинга» США относительно легко приняли новый пакет чувствительных санкций. Под впечатлением от трагедии Совет министров иностранных дел ЕС и Европарламент на этой неделе обсуждают оружейное эмбарго против России. В Вашингтоне тем временем республиканцы готовят законопроект о «противодействии российской агрессии». В совокупности это угрожает затруднением доступа нашей страны к мировым финансовым рынкам и современным гражданским технологиям. И может затормозить модернизацию экономики.

Однако обвинять Россию не только безопасно, но и бесполезно. Москва руководствуется максимой замминистра иностранных дел СССР Юлия Квицинского: «Существуют переговоры, в которые Россия может позволить себе не вступать». Политическое руководство в Москве держит руль ровно, несмотря на шторм. Стратегическая задача России — сохранив экономические отношения с Западом, поддержать русских юго-востока Украины, которые надеются на Москву в противостоянии с киевским правительством. Первая задача очевидна и непреложна — только устойчивый рост экономики и постоянное повышение ВВП на душу населения позволит избежать угроз безопасности и целостности государства в долгосрочной перспективе. Вторая задача важнее, потому что касается коллективного «я» россиян — солидарность с соотечественниками на юго-востоке Украины, которым киевские власти отказывают в праве на жизнь. Совместить две политические линии непросто, но Москве помогают три обстоятельства.

Во-первых, обвинения Украины в адрес ополченцев в связи с крушением «Боинга» оказались плохо аргументированы. До сих пор не предъявлены убедительные доказательства их вины, а обвинение строится на нескольких сфабрикованных видеозаписях и раздраженных репликах членов миссии ОБСЕ. Более того, 23 июля выяснилось, что и США не обладают собственными доказательствами вины ополченцев и опираются на представленные Украиной материалы. Пока слова Барака Обамы подкреплены только скриншотами из социальных сетей и сфабрикованными Киевом видео. Представленные Генеральным штабом ВС и ВВС России аргументы о причастности Украины к крушению лайнера, несомненно, более убедительны.

Во-вторых, Москва готова «перетерпеть» санкции, потому что справедливо считает — они не окажут глубокого влияния на российскую экономику. Взаимосвязь России и ЕС такова, что сокращение контактов больно ударит по обоим. Кроме того, такую большую стран, как Россия, трудно изолировать. Попытки искусственно ограничить ее доступ к рынкам финансов или технологий вызовут реакцию со стороны крупных стран вне Запада и ускорят создание альтернативных центров силы. США и ЕС не хотят форсировать этот процесс.

Наконец, в России осознают, что нынешний антироссийский всплеск недолговечен. Москва привыкла к тому, что на Западе невнимательны к ее нуждам и особенностям, не понимают хрупкости России, а потому неверно трактуют мотивы ее поведения. Это побуждает российских политиков опираться в своих действиях исключительно на национальные интересы, а не на одобрение зарубежных партнеров. Учитывая, что у США нет долгосрочной политики в отношении России, американский курс в будущем вновь будет формироваться под влиянием возникающих в мире проблем и обстоятельств. А значит, содействие Москвы снова будет востребовано. Россия и Запад имеют богатый опыт кризисов в отношениях, и происходящее сейчас не выходит за рамки исторической нормы.

Россия не видит, чем новый этап отношений с Западом («соперничество») будет отличаться от предыдущего («избирательное сотрудничество и игнорирование»). Конкурентная борьба продолжится. Сохранятся разногласия по вопросу о роли НАТО в европейской безопасности. Позиционный район ПРО США в Европе будет продолжать раздражать Москву. Вашингтон планирует ограничить доступ России к технологиям — но разве не это он делал, воспрепятствовав продаже «Сбербанку» концерна «Опель» в 2009 году? Факты дискриминации российских энергетических компаний на рынках США и ЕС известны давно. Наконец, не считая Россию врагом, США и ЕС поддерживали антироссийские режимы в поясе ее границ. Эта линия сопровождалась интенсивной торговлей, взаимными инвестициями и сотрудничеством сторон по Афганистану, Ирану, Сирии и КНДР, а также освоению космоса, борьбе с терроризмом и наркотрафиком. В конечном счете, запертые в коротких электоральных циклах государства Запада продолжат прежнюю линию в отношениях с Москвой.

При этом у России нет стратегической цели на противостояние с Западом и она не намерена сама себя изолировать. На Украине Москва не оспаривает сложившийся после холодной войны порядок. После «крымского шока» с опозданием, но и американские политики осознали, что Россия реагирует на нарушение своих жизненных интересов и защищается.

Эта политика продолжается и на юго-востоке Украины. Россия не позволит Киеву навязать силой свою волю русскоязычному населению юго-востока и станет оказывать поддержку ополчению. Одновременно Москва продолжит развивать сложившиеся экономические связи с партнерами в Европе и США. Стратегия России долгосрочна и подкреплена ресурсами, а ее цели стабильны. Кризис вокруг малайзийского лайнера показывает, что Москва умеет держать удар.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(141):

1 ... 456 7 8+1
-1 +10−11Игорь Белов10:38:08
24/07/2014
России не хватает диалога с Украиной и Европой. Нужны встречи, телемосты, консультации и дебаты. Тогда не будет такого чудовищного недопонимания. Второе, что давно надо сделать - через ООН ввести миротворцев на Юго-Восток Украины.
-1 +0−1Семен Русаков09:54:43
24/07/2014
2 +2−0Иван Зуев09:52:06
24/07/2014
Я вот не понял эту мысль: "Запертые в коротких электоральных циклах государства Запада продолжат прежнюю линию в отношениях с Москвой"
Тут нет противоречия?
нет
-2 +0−2Валерия Строганова19:20:36
24/07/2014
0 +0−0Ilia Kouchnir10:39:12
24/07/2014
Ну да, наверное можно попытаться всех немного успокоить... иначе рано или поздно выскочат невротики с криками типа "Киевлян (...англичан... марсиан...) на ножи". Всем надо поспокойнее...
Мне кажется вы совершенно ничего не понимаете в русском характере. Для того, чтобы русские начали такое кричать в адрес определенной нации, их так нужно достать и разозлить, как не удалось даже гитлеровцам. Попавших в плен солдат вермахта голодные русские женщины из жалости подкармливали. Так что про ножи - это абсолютно не по-русски. Вот напиться до одури и набить друг другу морды - это всегда пожалуйста, но на утро с похмелья, да с больной головой, опять лучшие друзья.
-2 +0−2Валерия Строганова19:15:19
24/07/2014
-1 +10−11Игорь Белов10:38:08
24/07/2014
России не хватает диалога с Украиной и Европой. Нужны встречи, телемосты, консультации и дебаты. Тогда не будет такого чудовищного недопонимания. Второе, что давно надо сделать - через ООН ввести миротворцев на Юго-Восток Украины.
По существу я согласна, но в обратном порядке - сначала ввести миротворцев на Юго-Восток, а потом встречи, телемосты, консультации, дебаты и тому подобные развлекалочки хоть до второго пришествия.
-2 +0−2RusskiyNemez16:55:36
24/07/2014
1 +2−1Gene Brumer14:26:53
24/07/2014
Россия держит удар, это правда. Я лишь хочу напомнить этому умнику из МГИМО, что Советский Союз с его деградирующей экономикой был посильнее России и рухнул. Россия сегодня живет только за счет своих ресурсов, которые тоже не бесконечны. Практически все технологии закупаются, даже военные, закупается продовольствие, 80% медикаментов ит.д. Россия это коллосс на глиняных ногах. Это знают и понимают в Европе, Китае, вообще в Азии, в Штатах и т.д. Ответить на санкции Россия никак не может и пытается сыграть на противоречиях европейских стран между собой, между Европой и Штатами и т.д. Тактически Россия выиграла, забрав Крым. Тем самым увеличив свою территорию, усилив военно-стратегическую составляющую и слздав буферную зону. Стратегически Россия проиграла. Абсолютно сократив свое влияние и авторитет в мире. Жизнь покажет, что будет дальше.
Предлагаешь извиниться и покаяться?
Заодно и за 08.08.08?
-2 +0−2Alexey Ivashchenko15:56:51
24/07/2014
1 +1−0Evgraf Arsentev15:43:57
24/07/2014
а где обоснования, вы на слова верите, без цифр?
А самостоятельно "обоснования" найти не получается? Интернет обрезали?
Для меня эта статья - некое лаконичное озвучивание совпадающей с моей собственной позиции, сложившейся из постоянного отслеживания российских, украинских (есть возможность) и "западных" источников. Очень понравилась точность совпадения статьи со своими мыслями и формулировками. Только не гнусите, пожалуйста, об их, якобы, навеянности "российской пропагандой".
-2 +0−2Alexey Ivashchenko12:52:12
24/07/2014
Андрей, спасибо за статью! Емко, веско и очень точно. Абсолютно согласен с каждой Вашей мыслью.
-2 +2−4Андрей Воробьев12:05:13
24/07/2014
0 +2−2сергей амплеев11:44:11
24/07/2014
Проект соглашения о евроинтеграции Украины готовился правительством Януковича на протяжении полутора лет. Россия этому не препятствовала. А перед подписанием просто указала Украине на те отрицательные последствия, которые повлечет за собой этот шаг. Кстати, я был на Украине на протяжении всего ноября прошлого года. Уже тогда везде стояли палатки с активистами ВО "Свобода", которые начали раскачивать ситуацию в стране задолго до отказа Януковича подписать евроинтеграцию.
Потому, что Россия уже тогда вела агитацию на Украине против евроинтеграции. Вплоть до "молебнов РПЦ". Да и тон в нашей прессе был соответствующий.
И янук уже начал колебаться.
-2 +7−9Igor Gorbunov10:52:40
24/07/2014
-1 +10−11Игорь Белов10:38:08
24/07/2014
России не хватает диалога с Украиной и Европой. Нужны встречи, телемосты, консультации и дебаты. Тогда не будет такого чудовищного недопонимания. Второе, что давно надо сделать - через ООН ввести миротворцев на Юго-Восток Украины.
Не в обиду. С кем там консультироваться, дебатировать и устраивать телемосты? Вершина их культуры, это скачки и ла.ла.ла.ла. Пообщайтесь с ними и все поймете. Пусть валят в Европу. Правда есть подозрение, что Европа их скоро обратно отправит и они у нас окажутся.
-3 +0−3Тамара Буйлова23:27:30
24/07/2014
3 +3−0Александр Пикалюк14:38:35
24/07/2014
"Здесь рабство тощее влачит свои бесчисленные годы."
(аспушкин)
Спушкин наше все. Вы не знаете, он своих крестьян от крепостной зависимости освободил?
-3 +0−3Надежда Шиманова14:57:06
24/07/2014
Комментарий удалён.
сказал люминь значит люминь
-3 +0−3Ринат Хаматов12:44:03
24/07/2014
статья "сухая", с оглядкой на "путинский режим". Но неоспоримо обоснованная. Вот только каких бы то ни было фактов поддержки Москвой ополченцев я ещё не видел, кроме банальной правды, что говорится в официальных заявлениях о вооруженном противостоянии на Украине со стоны российского правительства.
-3 +5−8Mr Semiramid11:39:23
24/07/2014
5 +10−5Алексей Стягин11:36:13
24/07/2014
Мнения укронациков лично меня не интересует. Все их ответы очевидны.
Аааа, так вы капитан Очевидность .... (:joy:), простите, сразу не распознал .... (:smile:)
-3 +5−8Тамара Буйлова09:58:11
24/07/2014
2 +2−0Иван Зуев09:52:06
24/07/2014
Я вот не понял эту мысль: "Запертые в коротких электоральных циклах государства Запада продолжат прежнюю линию в отношениях с Москвой"
Тут нет противоречия?
нет. потому что ничего новенького не придумать и новую политику не успевают завести. К примеру , каждому американскому президенту нужна своя победоносная война. Кнопку "перезагрузка" помните при Обаме - были же у них другие планы. Но так как не все хорошо в экономике США, правление Обамы считается в некоторой степени юзерским, то нужна война. С кем воевать? С Россией - это шаблон для короткого электорального цикла. Нельзя сказать, чтоб я была за царя-батюшку. Но, но более длительный период для России выглядит как более выигрышный на фоне западных демократий
-3 +1−4Тамара Буйлова08:32:12
24/07/2014
запертые в коротких электоральных циклах государства Запада - в каком-то смысле да
-5 +0−5Алексей Стягин11:06:53
24/07/2014
Детский лепет, а не статья!
Автор две цели определил - устойчивый рост экономики, защиту русских, которые якобы "успешно" решаются.
Как "защищаются" русские даже дебилам очевидно - никак. Я уж не говорю про Украину в которой русское население подвергающееся геноциду попросту уничтожается, благодаря попустительству Москвы. Но ведь снаряды уже вовсю летают по территории России и убивают русских людей - реакции никакой. Что это как не государственная измена.
Автору также невдомек, что в России уже с прошлого года нет никакого экономического роста, а наблюдается как раз спад. И это результат в том числе беззубой, трусливой экономической политики путинского режима.
-6 +7−13Mr Semiramid11:33:59
24/07/2014
7 +12−5Алексей Стягин11:32:58
24/07/2014
Вы до сих пор не поняли что Западом ведется информационная война в отношении России? Какие дебаты? Вы видели какая реакция со стороны Запада на неопровержимые доказательства нашего минобороны озвученные по поводу катастрофы малазийского самолета - НИКАКОЙ - гробовое молчание. Ах они все еще НЕ ПОНЯЛИ, поэтому им надо в 121 раз доказывать с очевидным результатом - полным игнорированием ваших доказательств. НЕ НАДОЕЛО корчить из себя юродивых?
какой неблагодарный Запад - не сожрал тухленькую стряпню МО, какой привереда: все жрут, а он нос воротит ...(:wonder:)
-7 +0−7Тамара Буйлова23:21:31
24/07/2014
0 +4−4Не Из Этих22:24:44
24/07/2014
может вам, а именно тебе, посколько до "вам" ты не доросла, и не повезло.
А по эпохе сталина, который отстроил величайшую страну - очень даже повезло несмотря на все те помои, которыми поливают его последние 60 лет.
а дедушка- сталинист! как я вас сразу не узнала. да, ваш маразм уже не лечится
-7 +5−12Андрей Воробьев10:50:00
24/07/2014
Россия не позволит Киеву навязать силой свою волю русскоязычному населению юго-востока

Т.е рускоязычные юго-востока могут силой навязывать свою волю украинскому населению опираясь на военную поддержку России?
Вот из-за этого и возникают русофобия и анти-российские режимы.
-9 +3−12Mr Semiramid11:45:10
24/07/2014
7 +11−4Алексей Стягин11:44:07
24/07/2014
Да мне в отличие от Белова очевидно что никаких дебатов с вами вести невозможно. Ваша глупая ирония это лишь подтверждает эту уверенность.
Успокойтесь, любезный, я не покушаюсь на вашу твердокаменность .... (:joy:)
1 ... 456 7 8+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь