Неурожайка тож…

08:53 11/07/2014 Финансы
Неурожайка тож…
Интересно, что по этому поводу думают ольгинские едроботы?

Бюджет на 2015 год балансируется с трудом, регионы наращивают долги, которые уже нечем отдавать, обсуждается сокращение расходов и повышение налогов. При этом легко находятся средства на мегапроекты вроде саммита АТЭС, Олимпиады, чемпионата мира по футболу. Впрочем, в отсутствие долгосрочного бюджетного планирования такие перекосы естественны.

Объем доходов консолидированного бюджета России на 2015 год, включая внебюджетные фонды, составил в 2013 году 36,6 процента внутреннего валового продукта страны. Это та часть экономики, которую государство изымает для последующего перераспределения. Расходы бюджета составили 37,9 процента ВВП. Если не считать кризисный 2009-й и посткризисный 2010 год, то за период с 2000 года это самые низкие доходы и самые высокие расходы бюджетов всех уровней. Причем нельзя сказать, что условия значительно ухудшились: цены на нефть стабильно высоки, а темпы экономического роста, хоть и замедлившегося, остаются в положительной зоне.

На кого же сегодня падает основная нагрузка, связанная с несбалансированностью бюджета? Ведь если за основные социальные обязательства государства отвечают региональные и местные власти, то их доходы и расходы должны быть максимально зачищены от макроэкономических колебаний. Социальные пособия, зарплаты врачей и учителей, работа детских садов, школ и больниц не должны зависеть от того, кризис у нас или нет. Напротив, пережить временное сокращение очередных многомиллиардных вливаний могли бы очередная «стройка века» или госкорпорация. До 2011 года так и происходило — основное падание доходов федерация принимала на себя, увеличивая финансовую помощь регионам. А как теперь?

Начиная с 2011 года федеральная политика резко изменилась: приоритетом стали федеральные расходы, а финансовая помощь регионам оказывается по остаточному принципу. В результате располагаемые доходы федерального уровня начали расти, а регионального — падать.Такое изменение бюджетной политики совпало с реализацией указов президента от 12 мая 2012 года. Согласно им, зарплата бюджетников в основных социальных сферах постепенно должна быть доведена к 2018 году до уровня среднего по экономике в каждом регионе. Это, по самым скромным оценкам, составляет один процент ВВП дополнительных расходов.

Если обязательства регионов по расходам растут, то должны расти и их доходы. Но где их взять? Это могут быть либо дополнительные налоги, либо финансовая помощь из Центра. Только вот новых налогов регионы не получили. А реальный объем финансовой помощи из федерального бюджета регионам падает уже четвертый год подряд. В результате доходы регионов не только не выросли, но и к 2013 году упали до рекордно низкого за все время после распада СССР уровня в 12,2 процента ВВП. Получается, бюджетные проблемы переместились с федерального уровня на региональный: стремясь выполнить неподъемные обязательства по выплате заработной платы бюджетникам, регионы резко сократили расходы на развитие инфраструктуры и обросли долгами.

Что будет дальше? Затягивать пояс и сокращать расходы на инфраструктуру можно лишь временно, а потом она начнет разваливаться. Чтобы этого не допустить, федерация должна либо передать регионам дополнительные доходы, либо снять с них часть расходов. Отдавать же свои доходы или брать на себя региональные расходы федерация не хочет. Тогда не хватит денег на вооружение и проведение очередных чемпионатов.

Залезать в долги при высоких ценах на нефть — это самоубийство бюджетной системы с отягчающими обстоятельствами. Поэтому все, что может в данном случае сделать Минфин, — это предложить повысить пенсионный возраст и увеличить налоговое бремя на экономику. Речь идет о введении налога с продаж, индексации акцизов, отмене ряда налоговых льгот и повышении страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Эти меры необходимы были еще в 2012 году, когда принимались решения по указам президента.

Из всего выше сказанного можно сделать один вывод. У правительства нет системы долгосрочного стратегического бюджетного планирования, позволяющей не только предвидеть, но и заранее оценить финансовые последствия тех или иных событий или решений. И принять соответствующие превентивные меры. Вместо этого мы начинаем заниматься решением проблемы, когда она уже возникла. Возможно, ситуацию изменит недавно принятый закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Но сомнения в этом пока остаются.

Александр ДерюгинДиректор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(133):

1 234 ... +1
34 +35−1Artemy Kilin08:06:57
11/07/2014
Интересно, что по этому поводу думают ольгинские едроботы?
30 +31−1Хрюн Моржов09:08:00
11/07/2014
-20 +3−23Илья Кувшинов09:05:42
11/07/2014
Ну была и была, проехали.
Нет, не проехали.
Во-первых, ещё всякие чемпионаты по мячикопинанию впереди.
Во-вторых, нашим правителям может придти в голову что-нибудь ещё в том же роде.
А потом нам повышают налоги и тарифы.
26 +26−0Ян Робкий12:17:08
11/07/2014
-10 +9−19Юлия Варламова08:53:07
11/07/2014
Слишком высокие соц обязательства у государства... Живем в капитализме, а соц.запросы как при Брежневе - и школы бесплатно подавай и медицину, да причем ещё кривимся о качестве... Обама вон все зубы обломал, стараясь сделать в медицине именно то, что у нас всегда было, да и то не вытянул.
Глупости. Какой капитализм? Мы живем в паханате.
26 +31−5Хрюн Моржов08:55:31
11/07/2014
А действительно, нахера была нужна эта олимпиада?
Нет, понятно, зачем она была нужна всевозможным стрительным подрядчикам и их хозяевам, а стране - зачем?
Почему Россия, так любящая выказывать свою "инакость", в данном случае копирует поведенческие шаблоны ненавистного Запада, с его культом "здорового тела" и любовью к всевозможным шоу?

И вообще, откуда это преклонение перед языческими ритуалами, вроде олимпиад? 21-й век на дворе.
25 +28−3Хрюн Моржов08:58:00
11/07/2014
-10 +9−19Юлия Варламова08:53:07
11/07/2014
Слишком высокие соц обязательства у государства... Живем в капитализме, а соц.запросы как при Брежневе - и школы бесплатно подавай и медицину, да причем ещё кривимся о качестве... Обама вон все зубы обломал, стараясь сделать в медицине именно то, что у нас всегда было, да и то не вытянул.
В том и дело, что живём мы не при капитализме.

Капитализм подразумевает силную, интенсивную экономику и её рост - пусть немонотонный, учитывая периодические кризисы, - но неуклонный.

Где в России сильная экономика?
24 +24−0Alexander Kvashin09:30:35
11/07/2014
30 +31−1Хрюн Моржов09:08:00
11/07/2014
Нет, не проехали.
Во-первых, ещё всякие чемпионаты по мячикопинанию впереди.
Во-вторых, нашим правителям может придти в голову что-нибудь ещё в том же роде.
А потом нам повышают налоги и тарифы.
да пусть бы налоги были большими, но платя несколько сотен тысяч в год я не пользуюсь ничем бесплатно, плачу и за медицину и за дороги и на олимпиаде не был (тут скорее из принципа конечно), в общем несправедливость имеется
22 +22−0Sandro Great13:40:35
11/07/2014
-25 +0−25psysadmin inme13:00:56
11/07/2014
Прикол в том, что олимпиада уже окупилась за счет капитального переустройства целого региона РФ. Рабочие места, опять же.
"Прикол в том, что олимпиада уже окупилась "
ПЗ***БОЛ
22 +24−2Alexander Kvashin09:25:31
11/07/2014
-10 +9−19Юлия Варламова08:53:07
11/07/2014
Слишком высокие соц обязательства у государства... Живем в капитализме, а соц.запросы как при Брежневе - и школы бесплатно подавай и медицину, да причем ещё кривимся о качестве... Обама вон все зубы обломал, стараясь сделать в медицине именно то, что у нас всегда было, да и то не вытянул.
бред!
в европе 90% высшего образования бесплатное, а уж про школы чего говорить вообще?
18 +20−2Test efe11:13:55
11/07/2014
26 +31−5Хрюн Моржов08:55:31
11/07/2014
А действительно, нахера была нужна эта олимпиада?
Нет, понятно, зачем она была нужна всевозможным стрительным подрядчикам и их хозяевам, а стране - зачем?
Почему Россия, так любящая выказывать свою "инакость", в данном случае копирует поведенческие шаблоны ненавистного Запада, с его культом "здорового тела" и любовью к всевозможным шоу?

И вообще, откуда это преклонение перед языческими ритуалами, вроде олимпиад? 21-й век на дворе.
Ватники начинают понимать, что что-то идет не так...родина не встает с колен, а находится немного в другой, весьма интересной позе. )
17 +18−1Norman Stansfield14:13:39
11/07/2014
22 +22−0Sandro Great13:40:35
11/07/2014
"Прикол в том, что олимпиада уже окупилась "
ПЗ***БОЛ
он едробот проплаченный
15 +15−0Сергей Макаров14:30:38
11/07/2014
-17 +0−17psysadmin inme13:04:07
11/07/2014
Для расширения кругозора посмотрите налоговую нагрузку в других странах
Для расширения кругозора посмотрите *реальный* уровень налоговой нагрузки в других странах, учитывая налоговые вычеты. А также разумеется учитывая и непрямые налоги с каждого, оплачиваемые у нас работодателями (да-да, это такая скрытая форма налогообложения), а также всеми любимый НДС входящий в любую покупку.
15 +15−0Cyr-2 Cyr-214:09:54
11/07/2014
-13 +0−13psysadmin inme13:04:54
11/07/2014
Там была антисоветская диверсия со стороны верхушки. Если у руля предатель - всему кранты.
Судя по статье у руля и сейчас предатель.
14 +14−0Хрюн Моржов14:46:57
11/07/2014
-25 +0−25psysadmin inme13:00:56
11/07/2014
Прикол в том, что олимпиада уже окупилась за счет капитального переустройства целого региона РФ. Рабочие места, опять же.
А без олимпиад нельзя было строить мосты-дороги-вокзалы?
14 +14−0A P12:07:37
11/07/2014
-10 +9−19Юлия Варламова08:53:07
11/07/2014
Слишком высокие соц обязательства у государства... Живем в капитализме, а соц.запросы как при Брежневе - и школы бесплатно подавай и медицину, да причем ещё кривимся о качестве... Обама вон все зубы обломал, стараясь сделать в медицине именно то, что у нас всегда было, да и то не вытянул.
>> да и то не вытянул.

Кто тебе такую глупость сказал? Все основные положения affordable care act работают. А во многих других развитых странах мед страхование уже с давних пор обязательное, при несравнимом с РФ уровнем медицины.
13 +13−0Хрюн Моржов14:39:05
11/07/2014
-16 +2−18psysadmin inme12:57:25
11/07/2014
Капитализм подразумевает уровень долгов выше крыши, минимум соцгарантий и максимум прав для владельцев капитала.
Но капитализм всё же лучше феодализма.

К тому же, капитализм тоже бывает разный: в Польше капитализм, и в Швейцарии капитализм, а разница огромная.
13 +13−0Antey K12:41:24
11/07/2014
30 +31−1Хрюн Моржов09:08:00
11/07/2014
Нет, не проехали.
Во-первых, ещё всякие чемпионаты по мячикопинанию впереди.
Во-вторых, нашим правителям может придти в голову что-нибудь ещё в том же роде.
А потом нам повышают налоги и тарифы.
вы правы, к сожалению. олимпиада и футбол не есть обоснованные расходы и требуют, как минимум, всенародного одобрения.
12 +12−0Александр Устьянцев16:33:57
11/07/2014
-19 +1−20psysadmin inme13:02:15
11/07/2014
Именно сама олимпиада не так и дорого обошлась на фоне строительства огромной инфраструктуры в сочинском регионе. Строят дороги-мосты-вокзалы - каклы недовольны, не строят - ещё больше недовольны. Лечитесь.
У вас каклы головного мозга. Интересно, а кому так нужна эта огромная инфраструктура в городе населением чуть более 400k человек? Это, конечно, здорово, что хоть что-то построили, отремонтировали, модернизировали, но не за такие сумашедшие деньги
12 +13−1Дмитрий Перепелин12:43:19
11/07/2014
Тоже мне, открыли Америку...Ни о каком стратегическом планировании и речи быть не может, так как никто из путлеровской шайки не собирается оставаться в этой стране. Временщики. Гении бутафории. Россия - это одна сплошная бутафория...
12 +12−0Maxim Makin11:49:58
11/07/2014
-20 +3−23Фоминых В. В.08:29:54
11/07/2014
сейчас каклы прискачут в тему
Не надо быть каклом чтобы понять что бюджет составляют бездари и дилетанты.
12 +13−1Скрепы Потом10:50:46
11/07/2014
22 +24−2Alexander Kvashin09:25:31
11/07/2014
бред!
в европе 90% высшего образования бесплатное, а уж про школы чего говорить вообще?
Мало что в Европе , в Египте даже бесплатно .
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь