На Китай положат «Силу Сибири»

08:50 23/06/2014 Россия
На Китай положат «Силу Сибири»
Я думаю, что надо китайцам сдать в аренду Львовскую, Ровенскую,Луцкую область. Можеи китайцы там наведут порядок, если местные обезьяны не в состоянии.

В августе начнется строительство газопровода «Сила Сибири». Об этом стало известно 18 июня из соответствующего сообщения управления информации «Газпрома». Ветка создается для обеспечения контракта, заключенного 21 мая в Шанхае между «Газпромом» и CNPC. Рассчитанный на 30 лет проект и ранее сильно политизировался, однако в эти дни его политическое значение еще больше выросло на фоне притязаний Китая на арктические ресурсы.

Слетелись как мухи на лед

Еще в 2009 году бывший секретарь Совета безопасности академик Андрей Кокошин подготовил совместно с товарищами аналитический доклад о положении дел в Восточной Сибири. В работе рассматривались сразу три сценария развития региона, два из которых были резко негативными. Аналитики, в частности, указывали на бедную инфраструктуру региона и очень медленные темпы реализации межгосударственных и региональных госпрограмм. Например, из подписанных на тот момент 57 ключевых для России проектов реализовывалось 12. Еще одним важным условием развития региона исследователи называли малую численность населения — прогнозисты полагали катастрофической популяцию в 12,1 миллиона человек. К слову, согласно последним оценкам, в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах живет всего 11,3 миллиона человек. То есть по ряду параметров ситуация за пять лет не изменилась вообще.

На фоне пессимистичных оценок в отношении демографических, экономических и инфраструктурных показателей этого региона России довольно неожиданно прозвучало заявление с китайской стороны, которая предприняла шаги по изучению важного района, соприкасающегося с Восточной Сибирью. Речь идет об Арктике. Как сообщает Reuters, 19 июня, в Китае сотрудниками научно-исследовательского центра оборонной политики Академии военных наук КНР был опубликован аналитический доклад по вопросам устойчивости экономического роста Китая. В нем аналитики из Поднебесной акцентируют свое внимание нефтегазовых ресурсах, непосредственным образом соприкасающихся с Восточной Сибирью. «Арктический регион богат нефтяными и газовыми ресурсами, доставку которых можно обеспечить быстрыми и удобными способами», — говорится в сообщении. Что в свою очередь «имеет важное значение для обеспечения устойчивого развития экономики Китая», — подчеркивают китайские специалисты.

Этот контекст устремления Китая в Арктику сразу превращает негативные прогнозы развития регионов Восточной Сибири в классический кошмар алармиста. И в самом деле, незаселенные, но чрезвычайно богатые ресурсами колоссальные территории: чем не лакомый кусок для укореняющегося в имперских настроениях восточного соседа России? Особенно когда о подобных настроениях сообщает одна из крупнейших разведывательных структур китайского государства. «В Китае заявили, что в Арктике много нефтяных и газовых ресурсов, доставку которых можно обеспечить без особых сложностей. Именно это имеет огромное значение для дальнейшего укрепления экономики Китая, отметили китайские специалисты, уточнив, что именно оттуда планируют в будущем поставлять нефть.

«Ничего неожиданного в заявлениях китайцев нет», — считает руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. — Они давно об этом говорили, о присутствии в Арктике и в Антарктике». Более того, специалист рассказывает, что регион уже находится под пристальным вниманием китайских спецслужб. «В 2013 году наш ледокол провел китайский контейнеровоз. Целью его было изучение Арктики в зимнее время. Наблюдатели отмечали «чисто военное» поведение экипажа контейнеровоза: молчаливые, неулыбчивые, внимательные, половина хорошо понимала по-русски, при этом для общения предпочитала английский язык», — отмечает Собянин.

Дело труба или нет?

Предупреждая ехидные замечания специалистов по китайской проблематике, отметим, что несмотря на очевидно «захватнические» коннотации опубликованного западными СМИ документа, речи о приближающемся военном вторжении Китая в Восточную Сибирь все-таки не идет. Доказать это довольно просто. Совсем недавно Пекин с большим трудом добился статуса официального наблюдателя в Арктическом совете. Чтобы его получить, китайские власти подписали важный документ, которым регламентируется деятельность нового участника. Основополагающими принципами подписанной бумаги являются «признание суверенитета, суверенных прав и юрисдикции арктических государств в Арктике», а также «признание действующих норм международного (морского) права в качестве прочной основы для ответственного управления ресурсами Северного Ледовитого океана». Таких условий в документе семь — и все они делают китайских представителей всего лишь второстепенными участниками любых процессов по Арктике. Это же касается и чисто процедурных моментов.

Как указывают исследовательские организации, близкие к МИД РФ, согласно букве основополагающих юридических документов, наблюдатели могут принимать участие в работе Арктического совета. Но для присутствия на более высоком уровне, допустим, в рамках специальных заседаний, им прежде придется добиться консенсуса среди всех восьми членов организации (Россия, США, Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция). Это автоматически означает для Китая, что работать ему предстоит в сложных геополитических условиях. А это сулит очень реальные выгоды для российских компаний. «Что касается Арктики, сейчас это, прежде всего, резервный коридор для коммуникаций с Европой, и он таковым останется для Китая на долгие годы. Cистемно развиваться КНР в Арктике пока не сможет по ряду причин, не в последнюю очередь по причине климата», — подчеркивает профессор НИУ-ВШЭ Дмитрий Евстафьев. Он уверен, что «Россия, в отличие от КНР, вернуться в Арктику вполне в состоянии, но речь не должна идти только об экономике, поскольку Российской Федерации не выгоден обвал цен на углеводороды по причине избыточной добычи. Россия должна вернуться в этот регион с инфраструктурой и четкими военными целями. Если мы сумеем выдержать эту парадигму, нам не страшны никакие китайцы».

Реализация такого проекта напрямую зависит от усилий китайской стороны по совместному строительству соответствующей инфраструктуры: направление нуждается в создании портов, аэродромов и крупных центров по логистике. Причем для освоения региона «вовсе не обязательно перебрасывать в регион миллионы и миллионы людей, достаточно вернуться к опыту пяти или семилетних «вахт», — утверждает Евстафьев. «Нам давно уже пора отказаться от советского мышления, с которым мы пытаемся вернуться в Арктику, необходимо выработать иные подходы, нам надо поставить другие цели. Одна из таких — реальное развитие промышленности. Без нее к расширенному освоению арктических ресурсов мы, к сожалению, пока не готовы».
«России необходимо новое заселение Сибири и Дальнего Востока, а главное — нужен рывок в развитии ряда технологий, который будут производить товары, востребованные в КНР в национальном китайском масштабе. Скорее всего, это будет нечто из области ВПК», — отчасти поддерживает реплику Евстафьева белорусский политолог Юрий Шевцов. «Не менее важным представляется развитие отраслей, в которых у России еще остается большое преимущество по сравнению с КНР: космос, ледоколы и т.д. Надо в некотором смысле стремиться превратить Россию в Японию. Россия должна стать для КНР тем, чем сейчас для Пекина является Токио — в страну, которая технологически обгоняет КНР на 20 лет, но широко представлена на китайском рынке и заинтересована в тесных экономических связях с КНР», — утверждает политолог.

И именно с этой точки зрения пусть даже формальные заявления о начале строительства трубопровода «Сила Сибири» крайне важны. В китайских традициях внимательно наблюдать за поведенческой моделью партнеров, кроме того, китайцы сейчас остро нуждаются в крупных проектах: экономика страны замедляется, а внутренние ресурсы пока еще не в состоянии обеспечить рост. «На сегодняшний день единственный ресурс, который у китайцев неограничен — это люди. — соглашается с «Лентой.ру» Дмитрий Евстафьев. — И именно этот ресурс они используют шире всего. Другой ресурс — это деньги, которых Пекин уже много накопил и теперь внимательно следит за рисками западных экономик. И пока средства в иностранной валюте не превратились в обычную бумагу, их необходимо быстро куда-то пристроить».

А чтобы их было куда пристроить, необходимо обеспечить инфраструктурный рывок. «Говоря проще, на базе сырья на территории необходимо создать инновационную экономику. Правда, для этого необходимо вложить сюда 13-18 триллионов рублей инвестиций, причем на начальном этапе, в период 2016-2017 годов — преимущественно государственных средств», — подчеркивается в упомянутом в начале статьи докладе академика Андрея Кокошина. А вот выдержка из последнего сообщения «Газпрома»: «В настоящее время полным ходом идет подготовка к обустройству Чаяндинского месторождения, строительству газотранспортной системы (ГТС) «Сила Сибири» и Амурского газоперерабатывающего завода. В частности, завершается разработка проектной документации по объектам добычи газа и первому участку ГТС — от Чаяндинского месторождения до города Ленска. Ведется выполнение проектно-изыскательских работ по участку ГТС от Ленска до города Свободный и подготовительные работы для начала проектирования участка до Благовещенска (на границе с КНР)». Данные из релиза компании свидетельствуют, что процесс инфраструктурного освоения Восточной Сибири фактически начался. И тот факт, что запущен он на фоне заявлений китайской разведки, только подчеркивает значимость момента.

Михаил Пак

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(245):

1 234 ... +1
9 +18−9Vasya Hrenov08:26:05
23/06/2014
-6 +5−11Едрос Нетрадиционной Ориентации08:17:20
23/06/2014
Я думаю, что надо успокоить компартию Китая сдав какую-нибудь область им в аренду лет на 50. За дружбу и братство приходится платить!
Я думаю, что надо китайцам сдать в аренду Львовскую, Ровенскую,Луцкую область. Можеи китайцы там наведут порядок, если местные обезьяны не в состоянии.
6 +9−3SKI08:00:36
23/06/2014
Зачем китайцам лезть за нефтью, если Путин отдаст ее сам, добровольно и с песнями?
4 +5−1Виктор Чирков09:11:18
23/06/2014
-1 +5−6Dmitrii Godunov08:52:17
23/06/2014
Речь идет не об освоенных и эксплуатируемых месторождениях. А о месторождениях Арктики, для которых нужны еще миллионы, и не только нефтяников, но и огромное число строителей, судостроителей, которые построят огромное число морских платформ (Роснефть заявляла о количестве - 200!!!), судов обеспечения (а перед этим все это спроектируют и построят для этого верфи) и т.д. и т.п.

А "русофоб" для вас видимо - тот кто в отличие от вас осведомлен.
Елси уж говорить прямо то применительно к Аркике этого вообще в мире не у кого пока нет в таких масштабах. Ничего принципиально недостижимого во всем этом нет. А вот опыт реализации с нуля проетков совершенно невероятных масштабов в нашей стране есть.

Как говорится дорогу осилит идущий. Главное чтобы было желание идти а не пытаться все купить забугром способствуя развитию их технологий.
4 +10−6Vasya Hrenov08:38:05
23/06/2014
-1 +11−12Едрос Нетрадиционной Ориентации08:31:56
23/06/2014
У ватников во всех бедах виноваты каклы, даже когда китайцы заселяют сибирь
Ваши любимые СШП, в таком случае, даавно оккупированны Китаем. Ну и прочими.. Не сцы, все у нас будет хорошо. А вам, как сказал классик - везде!
3 +4−1Виктор Чирков09:19:22
23/06/2014
0 +3−3Dmitrii Godunov09:15:39
23/06/2014
Вот в чем-в чем, а в области нефтянки я как раз осведомлен вполне неплохо.
-------
Ага, я уже понял:))

Русофоб - это тот кто кричит что у нас все плохо, даже не пытаясь вдоваться в суть проблемы.
-------
Русофоб - это тот, кто вместо того, чтобы признать существующую и требующую самого неотложного решения проблему своей родной страны России голосит - "у нас все хорошо, давайте делать вид, что у нас все хорошо, ничего не надо исправлять" тем самым стремясь загнать свою страну туда, где ждет только катастрофа.
Не передергивайте. Одно дело знать о проблемх и думать об их решении, а другое орать на кажом углу как все плохо по поводу и без, тем самым раздувая самою большую проблему страны - необяснимую любовь к самоуничижению. У других стран проблемы тоже есть, но они говорят о достижениях настраивая народ на развитие, а мы говорим только о плохом, настраивая народ только на деградацию
3 +4−1Виктор Чирков09:03:45
23/06/2014
-1 +5−6Dmitrii Godunov08:52:17
23/06/2014
Речь идет не об освоенных и эксплуатируемых месторождениях. А о месторождениях Арктики, для которых нужны еще миллионы, и не только нефтяников, но и огромное число строителей, судостроителей, которые построят огромное число морских платформ (Роснефть заявляла о количестве - 200!!!), судов обеспечения (а перед этим все это спроектируют и построят для этого верфи) и т.д. и т.п.

А "русофоб" для вас видимо - тот кто в отличие от вас осведомлен.
Русофоб - это тот кто кричит что у нас все плохо, даже не пытаясь вдоваться в суть проблемы. Вот в чем-в чем, а в области нефтянки я как раз осведомлен вполне неплохо.
3 +6−3Иван Петров08:12:03
23/06/2014
хто говорил тута - што китай друг, никогда не станусчий посягать на рассийские терры? такие были сотнями здеся . так вот - вы все идиоты.....
2 +2−0Дмитрий Калиниченко14:18:30
23/06/2014
0 +0−0Mr Semiramid13:53:35
23/06/2014
1:10 это очень маловероятное соотношение, 1:3-4, может быть, и то не факт. Скорее, власти смиряться с потерей ДВ, так как ничего другого не останется.
Соотношение потерь здесь, в целом, второстепенно. Основная мысль в том, что после обмена ударами центр (европейская часть) РФ останется нетронутым, а центр Китая будет разрушен. Удержание ДВ, если там останется что удерживать, в этих условиях для китайцев станет нецелесообразным. К тому же, у них начнется голод таких масштабов, что они еще Харбин за хлеб отдадут.
2 +2−0Дмитрий Калиниченко13:42:45
23/06/2014
0 +1−1Mr Semiramid13:01:35
23/06/2014
как вы себе представляете нанесения ядерного удара по Китаю. Любой массовый пуск ракет с территории РФ, вызовет немедленный ядерный удар сил США и ЕС, даже если они и не принимают участие в конфликте. Или вы предлагаете США и Европе подождать и посмотреть куда летят ракеты? Именно поэтому, война будет без применения стратегического ЯО, могут применяться тактические ядер.вооружения, а здесь у Китая преимущество: во-первых - у него такого оружия больше, во-вторых - это будут удары практически по своей территории, ведь их войска будут под Читой.
Никто не будет бить ЯО по войсковым соединениям - это противоречит здравому смыслу. Бить будут по военной и гражданской инфраструктуре, объектам промышленности, при особом ожесточении - по основным агломерациям. Учитывая превосходство РФ в авиации, космической группировке и системах ПВО вангую уничтожение инфраструктуры ДВ при уничтожении инфраструктуры Китая. До нашей метрополии китайцы не дотянутся, и будут стоять в Сибири, имея расфигаченный тыл, т.е. долго не простоят. И людские и экономические потери будут 1:10 (не в пользу китацев). ИМХО, Чита того не стоит (:boring:).

P.S. Траекторию полета баллистической ракеты можно определить практически сразу же после старта. И я вас могу уверить, что США и ЕС предпочтут потерпеть минуту-другую, а не тупо бить самим (с гарантированным вариантом ответа), ведь взаимное уничтожение РФ и Китая им вполне на руку.
2 +2−0Dmitriy_Silver__13:36:13
23/06/2014
0 +0−0Виктор Чирков12:45:54
23/06/2014
Вот тут плюсую. Главная проблема - отсутсвие нормального управления и, самое главное, полное непонимание его необходимости
Ухудшает ситуацию и то, что распространено скептическое отношение к экономике и управленческой науке. Действующие и будущие управленцы не хотят изучать данные направления и не используют их возможности. Да даже и не подозревают, какие возможности дают эти знания.
Или, что хуже, изучают по оторванным от реальной мировой практики программам 20-летней давности.
Мало где понимают, что главная собака порылась даже не в современных станках и ПО, а в методике организации производства и управления проектами и тех.процессом.
2 +2−0bypassed bypassed12:19:38
23/06/2014
0 +0−0Mr Semiramid12:17:08
23/06/2014
Не такие монстры? А какие? все же оценивается экономической мощью, а здесь РФ это 1/7 и от ВВП США, ЕС и Китая, причем не в сумме, а по отдельности. А аналогия с Украиной следующая - вести себя надо умнее, чем украина, пока это, то есть ум, не было продемонстрировано.
ведут себя и так значительно умнее. это видно, если не пытаться убедить себя, что "все плохо".

"все же оценивается экономической мощью"
ну и? пока мантра.
а вот если расскажете какой-то более менее реальный сценарий "разделят за счет экономической мощи" - поговорим.
2 +2−0bypassed bypassed12:16:42
23/06/2014
0 +0−0Dmitriy_Silver__12:13:34
23/06/2014
Так где-то так и есть. Масштабы переоцениваются. Хотя, конечно, в целом коррупция и произвол - это большая проблема.
далеко не самая серьезная. я согласен с вашей оценкой управленцев и это, на мой взгляд, страшнее любой коррупции.
2 +2−0Валера Адерихо10:57:42
23/06/2014
-1 +11−12Едрос Нетрадиционной Ориентации08:31:56
23/06/2014
У ватников во всех бедах виноваты каклы, даже когда китайцы заселяют сибирь
Это точно, ведь "русский с китайцем братья на век", а враги там на Западе, сейчас особенно "пиндосы и укры".
Пока китайцы благосклонно нам разрешают самим для них наши природные ресурсы поставлять, а вот что будет дальше.....? Пока ВВП воюет с Западом ведь в Поднебесной не дремлют.
2 +6−4Виктор Чирков08:41:50
23/06/2014
0 +3−3Dmitrii Godunov08:09:46
23/06/2014
Потому что он сам не в состоянии ее разработать (добыть). Это стоит таких денег и людских ресурсов, которых у нас, в России, практически нет.
А для Китая самостоятельное налаживание этой добычи - выгодное использование своих денег и своих ресурсов.
А миилионы российских нфтянников живут и не подозревают что их нет ... Ну понятно что вы Русофоб, но вы уж не завирайтесь. Вот чего-чего а ресурсов людских и материальных ресурсов в области нефте и газбодычи у нас предостаточно, да и с деньгами вробе катострофичных проблем не наблюдается.

Но китайцам конечно выгоднее самим добыть, они и на континентальыне месторождения лезут не дуром, в Казахстане уже полно их, но буде надеятся это все удастся сдержать в разумных пределах.
1 +1−0Данил Дорош09:52:42
24/06/2014
0 +1−1Mr Semiramid11:28:33
23/06/2014
Это конгениально , киса ))) создать за 400 лярдов потребителя газа по объему потребления равному Украине, какая странная экономика ...)))
Это только первый контракт.
1 +1−0Виктор Чирков16:02:38
23/06/2014
1 +1−0Бобров Дмитрий15:58:04
23/06/2014
Вот истинное положение дел !!! А нам с экраном держава, держава!!! Верхушка заворовалась до того , что забыли про умирающий народ, а сейчас спохватились, а нет никого!!! Вот прокладывайте трубы в Китай, не мы так китайцы с газом будут. У нас так принято- всем все, кроме своего народа. Смешно когда наши прикрываются подписанием бумаг о какой то суверенности, думаю китайцы поржали...
А то что в России вымирающие деревни и дачные поселки газифицируют это видимо тоже для китацев.
Вот как сейчас перед глазами картина из одной деревни стоит: газопровод протянутый мимо целой улицы развалившихся домов.
1 +1−0Бобров Дмитрий15:58:04
23/06/2014
Вот истинное положение дел !!! А нам с экраном держава, держава!!! Верхушка заворовалась до того , что забыли про умирающий народ, а сейчас спохватились, а нет никого!!! Вот прокладывайте трубы в Китай, не мы так китайцы с газом будут. У нас так принято- всем все, кроме своего народа. Смешно когда наши прикрываются подписанием бумаг о какой то суверенности, думаю китайцы поржали...
1 +1−0Mr Semiramid15:16:02
23/06/2014
0 +0−0Виктор Чирков15:13:47
23/06/2014
Дума все буквы алфавита крутятся вокруг его различных моификаций, все остальное сликом рискованно и того не стоит.
В голову китайцам не залезешь, они же не европейская и даже не азиатская культура, они сами по себе, своя цивилизация.
1 +1−0Mr Semiramid14:38:28
23/06/2014
0 +0−0Виктор Чирков14:27:53
23/06/2014
А вообще факты очень опасная штука. При умело импользовании позволяют обоснвоать любую тчоку зрения.
Я никогда не упираюсь "до последней капли крови" в свою точку зрения, упертость это признак ограниченности.
1 +1−0Виктор Чирков14:30:57
23/06/2014
0 +0−0bypassed bypassed14:29:14
23/06/2014
нет у обсуждаемого Храмчихина фактов. есть параноидальная теория и передергивания для ее поддержки.
Да я не читал. Просто заметил в общем, что выбирая из всего большого набора нужные факты и снабжая их нужными комметариями можно очень убедительно обоснвать практически любую бредовую теорию.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь