Русский бакс

09:23 22/06/2014 Финансы
Русский бакс
Да, в первом комменте и ответили. На западе в обозримом прошлом не было обесценивания валют до уровня бумажек (в США - никогда, в развитых странах Европы - после второй мировой). В России это было два раза за относительно недавнее прошлое - наиболее глобально с развалом совка в 1991 году, и в очень ...читать полностью

Россияне — фактически одна из немногих наций в мире, спекулирующих собственной национальной валютой. Мы готовы перекладывать свои сбережения в иностранные денежные единицы при любом колебании курса. Даже не задумываясь о возможных убытках.

Нынешний год показателен. Случившееся в первом квартале на валютном рынке потрясение вновь мотивировало граждан перекладываться в валюту. В марте Банк России зафиксировал рекордный спрос населения на иностранные денежные знаки. За месяц россияне скупили валюты на 14,3 миллиарда долларов. Для сравнения: столько же они потратили на покупку наличной валюты в декабре 2008 года, в самый разгар мирового финансового кризиса. Совокупный спрос в марте 2014-го был на 66 процентов больше, чем в марте 2012 года, и в два раза — чем в марте 2013-го. В апреле-мае ажиотаж спал, а рубль часть потерь отыграл.

Но дело не в курсах, а в зацикленности россиян на них. Достаточно сказать, что запросы информации о курсах валют являются самыми частыми финансовыми поисками в интернете — по данным основных поисковых систем, — и ищут их не только туристы, собирающиеся за рубеж. О курсах нам рассказывают с экранов телевизора, пишут в газетах. В других странах, кстати, колебания курсов евро против доллара или же иены против доллара и евро бывают не менее масштабными, чем у рубля. Но курсовые новости при этом все равно остаются уделом только специализированных изданий или разделов для путешествующих. Что же происходит с нами?

Повышенную валютоориентированность россиян можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, совпадением нынешних скачков курса с продолжающейся зачисткой банковского сектора. Во-вторых, отсутствием реальных ограничений на досрочное снятие депозитов. В-третьих, выдачей банками гражданам валютных кредитов. Хотя их доля в общем объеме потребительского кредитования в последнее время довольно быстро сокращается. Наконец — страхование валютных вкладов в полном объеме. В таком же, как и рублевых. Неслучайно идею Сергея Глазьева о прекращении такой практики сразу заклеймили бредом. Мы просто привыкли спекулировать собственным рублем.

А ведь в 1998 году, и в особенности в 2008-м, кредиты в валюте стоили многим если не разорения, то больших дополнительных расходов. Достаточно вспомнить еще более резкий рост выплат по кредитам в иенах и швейцарских франках, выданных до кризиса. Это стало проблемой не только в РФ. Например, та же Венгрия вынуждена была провести массовую реструктуризацию подобных займов. А Польша смогла избежать кризиса только за счет своевременных ограничений и установления дополнительных нормативов по риску для банков, выдававших валютную ипотеку. Собственно, «неверие в электричество» — стабильность банковской системы и низкую инфляцию, — крайне краткосрочный горизонт принятия решений, а также вера, что «плавающий курс рубля» означает его быстрое падение, как раз и способствует периодическому повторению паники. Даже несмотря на то, что потом продавать валюту граждане вынуждены с большими потерями для себя. Ведь товары в магазинах они все равно покупают за рубли. Хранить сбережения в валюте рационально только на коротком отрезке. Но не слишком осмысленно на длинном. В том числе, из-за низких ставок по валютным вкладам в российских банках.

Стоит ли в этих условиях заниматься «дедолларизацией» административными методами? Скорее всего нет. Она и так происходит естественным путем по мере роста финансовой грамотности россиян. Да и цены в магазинах почти на все виды товаров, включая импортные, уже отвязались от курсов валют. Даже рынок недвижимости не исключение. Разумно было бы заняться дестимулированием валютных кредитов. А вот прекращение страхования валютных вкладов пока является излишним. Если банковскую систему удастся стабилизировать, система страхования вкладов продолжит работать как часы, а ставки по вкладам будут положительными в реальном измерении — процесс продолжится сам собой. Этот путь в свое время уже прошли многие развивающиеся страны. Теперь в той же Бразилии кредитование в валюте и даже хранение сбережений в долларах выглядит все более экзотичным. Хотя колебания бразильского реала бывают не меньшими, чем российского рубля.

Антон Табах — кандидат экономических наук, старший экономист Института энергетики и финансов, дипломированный финансовый аналитик (CFA)

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(16):

9 +9−0И П12:47:34
22/06/2014
Да, в первом комменте и ответили. На западе в обозримом прошлом не было обесценивания валют до уровня бумажек (в США - никогда, в развитых странах Европы - после второй мировой). В России это было два раза за относительно недавнее прошлое - наиболее глобально с развалом совка в 1991 году, и в очень значительной степени в 1998 году.

Соответственно, и интерес населения к курсу совсем другой. Это и есть финансовая грамотность.
А не та баламуть, которую насочинял "эксперт" в своей заметке.
5 +5−0Yuri Pozdnyakov17:10:46
22/06/2014
Да уж, "эксперт". Он уж так умолчал, что бОльшая часть наших доходов и бОльшая часть наших расходов приходит и уходит зарубеж. Естественно, при ежеминутном сливе от монополий денег, происходят существенные скачки. И вот бензин, как бы при всей его отвязанности от курса, как стоил 1,1 доллара, так и продолжает. Какой тут рубль, когда всё государство "сидит на трубе", включая пенсионеров, которым от этого пирога перераспределяют пенсии. И продукты, одежда также приходя к нам, в основном, из-за рубежа. Какие еще нужны доводы? Тоже мне, эксперт нашелся.
5 +5−0Сир Баристан16:06:05
22/06/2014
9 +9−0И П12:47:34
22/06/2014
Да, в первом комменте и ответили. На западе в обозримом прошлом не было обесценивания валют до уровня бумажек (в США - никогда, в развитых странах Европы - после второй мировой). В России это было два раза за относительно недавнее прошлое - наиболее глобально с развалом совка в 1991 году, и в очень значительной степени в 1998 году.

Соответственно, и интерес населения к курсу совсем другой. Это и есть финансовая грамотность.
А не та баламуть, которую насочинял "эксперт" в своей заметке.
Верно, в этом основная причина почему мы смотрим на валютные курсы, а наш "эксперт" почему то об этом умолчал.
5 +6−1Максим Когут16:04:20
22/06/2014
Атличная онолитика!
4 +4−0Goss23:50:27
22/06/2014
Люди хранят деньги в валюте не только в России, но и в других странах, где в недавнем прошлом обесценивались деньги. Хороший пример - Аргентина.
4 +5−1Alexander Mayorov23:05:13
22/06/2014
Сбережения хороши, но не в рублях.
4 +6−2Petr Petrov12:30:08
22/06/2014
Храните деньги в российских рублях... и они рано или поздно обесценятся... Люди еще слишком хорошо помнят 1998 год, когда рубль подешевел в 3 раза, а Ельцин обещал лечь на рельсы... но не лег... Да и цены в рублях только в рознице, если копнуть поглубже - там во многих случаях цены номинированы уже в валюте... так что бакс еще долго будет одной из основных валют... Конечно если мы не превратимся в Северную Корею...
3 +3−0Советский Союз09:34:32
23/06/2014
Ах как докуя наимудронаиумнейших слов, спецтерминов, определений, а на деле, "Обжегшись на молоке, дуешь на воду!" В истории российских дензнаков, обменов, деноминаций (ограблений) только за последние 25 лет было 4! На теле россиян кожа не успевает нарастать, снова и снова сдирают! Вот и приходится судорожно пытаться сберечь то, что имеешь.
3 +3−0Vasya08:48:05
23/06/2014
Аффтар, ты хочешь сказать я что-то потерял из-за того, что купил доллары в январе?
2 +2−0ant20080012:30:59
23/06/2014
3 +3−0Советский Союз09:34:32
23/06/2014
Ах как докуя наимудронаиумнейших слов, спецтерминов, определений, а на деле, "Обжегшись на молоке, дуешь на воду!" В истории российских дензнаков, обменов, деноминаций (ограблений) только за последние 25 лет было 4! На теле россиян кожа не успевает нарастать, снова и снова сдирают! Вот и приходится судорожно пытаться сберечь то, что имеешь.
кто могёт тот сразу хаты покупает, а не зеленную жижу.
2 +2−0Советский Союз10:25:41
23/06/2014
0 +5−5ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла21:44:56
22/06/2014
Эксперт продался за доллары путину, гонит путинскую пропаганду, а читателя обвиняет в том, что он недостаточно патриотичен и не уважает рубль, ровно как и ветеранов.
Он такой же эксперт, как из меня балерина
0 +1−1Alex Prism06:56:39
23/06/2014
Эффект #стабильности в экономике, однако.
0 +5−5ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла21:44:56
22/06/2014
Эксперт продался за доллары путину, гонит путинскую пропаганду, а читателя обвиняет в том, что он недостаточно патриотичен и не уважает рубль, ровно как и ветеранов.
-1 +2−3Дмитрий Коробов06:16:41
23/06/2014
))-рубль-это не валюта-это купон по обмену на настоящие деньги.-Доллар-валюта первого класса-т.е. мировая-а рубль?-где еще в мире он используется??-
-3 +0−3ПРАВДА СТРАННАЯ20:27:40
22/06/2014
5 +5−0Сир Баристан16:06:05
22/06/2014
Верно, в этом основная причина почему мы смотрим на валютные курсы, а наш "эксперт" почему то об этом умолчал.
Комментарий удалён.
-4 +0−4ПРАВДА СТРАННАЯ20:27:08
22/06/2014
4 +6−2Petr Petrov12:30:08
22/06/2014
Храните деньги в российских рублях... и они рано или поздно обесценятся... Люди еще слишком хорошо помнят 1998 год, когда рубль подешевел в 3 раза, а Ельцин обещал лечь на рельсы... но не лег... Да и цены в рублях только в рознице, если копнуть поглубже - там во многих случаях цены номинированы уже в валюте... так что бакс еще долго будет одной из основных валют... Конечно если мы не превратимся в Северную Корею...
Комментарий удалён.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь