Клюшкетеры, или Бозон Хендерсона

14:05 26/05/2014 Спорт
Сборная Франции по хоккею
Сборная Франции по хоккею
А я согласен с тем, что чемпионат в годы Олимпиады не нужен. Надо раз в 4 года, через 2 между Олимпиадами. А на этот большинство просто "забило" после Лимпияды, потому и такие результаты.

Завершившийся чемпионат мира по хоккею не принес громких сенсаций. Главной его неожиданностью еще на групповом этапе стал выход в плей-офф сборной Франции. Безусловно, для французского хоккея — событие впечатляющее. Подопечные Дэйва Хендерсона сумели повторить достижение почти двадцатилетней давности, в 1995-м сборная Франции, ведомая своей тогдашней главной звездой Филиппом Бозоном, также просочилась в плей-офф. С подвигом французских хоккеистов вопросов нет, вопросы есть по другому поводу: кому именно этот подвиг нужен?

Вспомним две даты: 1908 и 1998. Первая важна преимущественно с исторической точки зрения. Тогда в майском Париже представители пяти стран создали международную лигу хоккея на льду (сперва именовавшуюся не IIHF, а LIHG). Примечательно, какие именно страны это были — Бельгия, Франция, Великобритания, Швейцария и Богемия. Президентом данного объединения стал французский фигурист Луи Манью. Иногда кажется, что решения в мировом хоккее до сих пор принимают «фигуристы» из стран, занимающих места на периферии этого вида спорта.

1998 — первая Олимпиада, в которой участвовали все сильнейшие хоккеисты мира. Момент значимый — был создан турнир, сопоставимый по привлекательности с футбольным мундиалем. Трансформация олимпийского хоккея сделала его безоговорочным локомотивом зрительского интереса к зимним Олимпиадам, воспринимающимся с той поры как «хоккей и другие виды спорта». Это общеизвестно. К сожалению, изменения в статусе олимпийского турнира никак не повлияли на структуру и формулу проведения чемпионатов мира, которые, естественно, сразу же много потеряли в своей значимости.

В чем главное отличие чемпионатов мира по футболу и хоккею? В количестве участников, в формуле турнира, в частоте проведения или во внимании аудитории? Безусловно, во внимании аудитории. Но интерес миллиардов землян к главному футбольному турниру обусловлен не только фактом, что это вид спорта №1 на большей части суши. Это еще и вопрос престижа самого турнира. Представьте себе, что ФИФА решила брать пример с ИИХФ и проводить мундиали ежегодно. Сколько лет потребуется, чтобы это событие из главного спортивного мероприятия четырехлетия превратилось в просто популярное, не более?

Сам факт того, как редко проходит футбольный чемпионат мира, придает дополнительную значимость каждому его эпизоду. От отборочных матчей где-нибудь на окраине Океании до штанги или судейской ошибки, повлиявшей на исход конкретного матча. Следующий шанс что-то исправить будет лишь через четыре года, за которые многое изменится в жизни футболистов и болельщиков. И это добавляет значимости любому мало-мальски важному событию футбольного мундиаля. Если же мероприятие проходит каждый год и при этом не способно собрать всех сильнейших…

В последние годы у ИИХФ на все вопросы о переменах ответ один: наша задача — популяризация хоккея. Стоит пояснить, что именно в это вкладывается. Во-первых, больше команд на ЧМ — больше внимания к хоккею; во-вторых, чемпионаты мира каждый год — больше прибыли, а значит, больше денег на развитие хоккея. Поэтому, мол, мы и вынуждены закрывать глаза на падение уровня турнира, где часть матчей играется между командами разными по классу, а еще часть — между равными по классу, но весьма посредственными сборными.

Проблема заключается в том, что тезисы эти хороши только на бумаге. Потому что матчей, на которые приходится закрывать глаза, намного больше разумного количества, и это совершенно точно не популяризация хоккея, а ровно наоборот — уничтожение интереса к турниру с гордым названием. Не нужно смотреть телевизионные рейтинги, достаточно вспомнить пустые трибуны в Финляндии и Швеции два года назад на матчах группового этапа. И даже на следующий год, когда цены ощутимо снизили, в этих же очень хоккейных странах посещаемость была проблемой, а аншлаги случались исключительно на встречах хозяев.

Существовала бы эта проблема, если бы на групповом этапе играли только восемь-десять сильнейших сборных? Если бы формула турнира не состояла из унылого группового раунда на семь матчей и медального плей-офф всего на три игры? Финалист чемпионата сборная Финляндии наглядно доказала, что на групповой этап можно просто «забить», но добраться до решающей встречи.

Да, популяризация хоккея — важнейший способ увеличить число стран, где он действительно популярен. Вот только не нужно для этого превращать чемпионат мира в хоккейный фастфуд. Нельзя популяризировать продукт, одновременно понижая его качество. Вернемся к достижению французов. Где за пределами самой Франции главная сенсация турнира вызвала интерес? В какой стране она способствовала повышению рейтинга турнира (не говоря уже о популярности вида спорта в целом)? Ответ представляется очевидным. Скорее, подавляющее большинство людей, услышавших, что французы вышли в плей-офф, подумали: ну и уровень турнира в этом году.

Популярная в хоккейных кругах идея «стабилизации» международного чемпионата действительно могла бы восстановить престиж мероприятия, носящего гордое имя «чемпионат мира», но неспособного собрать всех сильнейших в принципе, а уж в олимпийские годы и подавно.

Возвращение Кубка мира (вроде бы как дело решенное) создает два турнира в четырехлетие. Таким образом, переведя турнир на двухлетний цикл, можно заметно повысить его привлекательность в глазах действительно хоккейных держав. Причем ничто не мешает в годы Олимпиады и Кубка мира организовывать какие-то турниры рангом пониже.

Не менее важно было бы и сократить число команд. Именно огромная разница в классе между элитой и середняками превращает групповой этап в мероприятие, навевающее скуку. Сколько нужно команд, чтобы каждый матч вызывал реальный интерес? Восемь, максимум десять. При этом из обихода исчезнут истории о героизме клюшкетеров, зато каждый матч будет нести реальный хоккейный смысл. В нынешней структуре ИИХФ целых четыре лиги: элитная с 16 командами, дивизионы 1 и 2, насчитывающие по 12 стран, и третий дивизион, в который входят все оставшиеся (сейчас восемь команд). Если элиту сократить до 12 сборных — это уже был бы существенный шаг к повышению качества ЧМ. Интересный чемпионат от первого матча до последнего еще больше способствовал бы реальной популяризации хоккея в мире, а не в отдельных странах, просочившихся в элиту из-за «раздутых штатов».

В эпоху, когда североамериканский и европейский хоккей варились в собственном соку, встречаясь на высшем уровне лишь в формате суперсерий между СССР и НХЛ и на Кубках Канады, чемпионат мира имел некий вполне понятный смысл и значение. Это было мероприятие в первую очередь европейского значения, но собиравшее всех сильнейших из Европы, ведь тогда лучшие европейские хоккеисты играли на родине. Олимпиада представлялась некоей квинтэссенцией этих же чемпионатов мира. В 90-е произошло два события, кардинально переигравшие ситуацию. Имеются в виду массовый отъезд лучших европейских игроков в НХЛ и допуск НХЛ-цев на Олимпиады. Первое событие автоматически снизило уровень сборных на чемпионатах мира, куда не доезжали многие европейцы, перебравшиеся за океан. А возникший эталонный турнир для мирового хоккея опустил чемпионат мира на ступень вспомогательного мероприятия.

Нельзя сказать, что ИИХФ не предпринимала абсолютно никаких изменений в структуре ЧМ, просто изменения эти абсолютно не коррелировали с меняющейся реальностью. Гегемония сборной СССР в 70-80-е годы прошлого века сподвигла ИИХФ несколько раз пересматривать формат с целью уменьшить значимость группового турнира. Наиболее радикально — с 1990-го, когда был введен формат плей-офф. Решение, возможно, логичное на тот момент. Но «европеизация» НХЛ и выросший статус олимпийского турнира, безусловно, требовали в последующие годы других изменений. А их не последовало. Напротив, вполне естественное решение — не проводить чемпионаты мира в олимпийские годы, было отменено как раз в 90-х.

Еще один не самый значимый, но показательный факт: нынешний руководитель ИИХФ Рене Фазель на своем посту трудится уже пятый срок. Очевидно, подобное доверие означает, что большинство, в общем и в целом, всем довольно. Но на самом деле именно сейчас для спокойного почивания ИИХФ на лаврах наступают потенциально непростые времена. Традиционно позиции ИИХФ на североамериканском континенте довольно слабы. И как только в российском хоккее завершится многолетнее противостояние между ФХР и КХЛ, оттягивающее на себя основные силы и эмоции отечественных чиновников, то в едином порыве с североамериканцами две главных хоккейных силы способны кардинально изменить ситуацию. Правда, пока это все в сослагательном наклонении, но вероятность перемен существует.

А до тех пор главными сенсациями чемпионата мира будут оставаться новости, что наследники д’Артаньяна умеют играть в хоккей. Для подавляющего большинства хоккейной аудитории факт абсолютно незначимый. Как неуловимый Джо, который был просто никому не нужен. Или бозон Хиггса, который никто своими глазами не видел…

Александр Ткачев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(69):

11 +13−2Осип Черкасов14:28:00
26/05/2014
А я согласен с тем, что чемпионат в годы Олимпиады не нужен. Надо раз в 4 года, через 2 между Олимпиадами. А на этот большинство просто "забило" после Лимпияды, потому и такие результаты.
9 +15−6Dart Scarsson16:25:39
26/05/2014
3 +8−5Анатолий Куберман15:23:23
26/05/2014
То есть по Вашему Греция победившая в футбол или Турция и Южная корея в матче за третье место, это норма, а Франция вышедшая в четверть это деградация хоккея?
Сейчас ЧМ по хоккею - это турнир лузеров, не попавших в розыгрыш кубка Стенли, и не более того.
9 +14−5Анатолий Куберман15:06:02
26/05/2014
Странная статья, если ценность турнира определяется его редкостью, то почему тогда в глазах футболистов летняя олимпиада ничего не значит? Ну или "Кубок Стенли", его разыгрывают каждый год и что от этого НХЛ становится "пресным"?

По моему скромному мнению, хоккей хоть как то развивается, изменяет правила, уровень команд выравнивается. В футболе до сих пор даже видео повторов нет.
8 +10−2Anton Gritsenko16:03:31
26/05/2014
3 +8−5Анатолий Куберман15:23:23
26/05/2014
То есть по Вашему Греция победившая в футбол или Турция и Южная корея в матче за третье место, это норма, а Франция вышедшая в четверть это деградация хоккея?
Когда Турция играет на фоне Испании или Бразилии с их сильнейшим (на тот момент) составом - это круто. А когда Франция выходит на фоне составов, укомплектованным по остаточному принципу - это ниочем. Даже сборная России была не в сильнейшем составе про остальных, особенно североамериканцев, приехавших с мальчиками из АХЛ а то и вообще из универов, вообще лучше молчать.
8 +10−2Alexander Mayorov15:05:50
26/05/2014
6 +8−2Alexander Mayorov15:02:39
26/05/2014
"Или бозон Хиггса, который никто своими глазами не видел"
лол
понабрали ЕГЭшников в журналисты
6 +6−0Anton Gritsenko16:26:00
26/05/2014
4 +5−1Vladimir Chaos15:29:49
26/05/2014
Да международного хоккея в принципе нет. Вот вроде как - Олимпиада, супермегатурнир по хоккею среди лучших из лучших. Побеждает Канада, главная хоккейная держава - и что вы думали: там праздники на улицах, толпы фанатов, размахивающих флагами Канады? НИЧЕГО такого не было! Победу Канады на главном турнире по хоккею сами канадцы почти и не заметили. То есть заметили конечно, но реальные празднования болельщиков были МЕНЬШЕ по масштабу, чем празднования сегодняшей победы на ЧМ2014 в России! Так что увы, НЕТ международного турнира по хоккею, сравнимого по масштабу даже с ЧЕ по футболу, не говоря уж о ЧМ. Разве что Кубок Канады-2016 американцы организуют как положено, с общемировым пиаром и привлечением зрителей даже из тех стран, где про хоккей слышали только, что там играют на льду. Но шансов мало. Пока я вижу, что вне кубка Стэнли хоккея вообще нет.
Кстати, про ОИ и Канаду... Вообще ничего не было, ога-ога..
Ссылка на www.canada.com
6 +8−2Alexander Mayorov15:02:39
26/05/2014
"Или бозон Хиггса, который никто своими глазами не видел"
лол
6 +9−3Footballnuts.ru14:18:04
26/05/2014
С идеей о том, что Чемпионат мира проходит слишком часто, спорить трудно. Но не понятно, почему автор отказывает французам и прочим хоккейным карликам в праве прогрессировать на матчах с сильнейшими сборными мира?
Не хочет ли автор сказать, что нашей сборной было просто в матче с Германией?

Хотя если это тот самый Александр Ткачев, молодящийся псевдорокер из числа хоккейных комментаторов российского ТВ, тогда ясно, почему он все проблемы современного хоккея в одну кучу замешал - это необузданное эго.
5 +11−6Александр Савин18:20:12
26/05/2014
-2 +6−8Dart Scarsson16:26:46
26/05/2014
Дмитрий, а чего добилась наша сборная? Вернее, чего она сделала героического? Имея состав, на порядок лучше всех остальных, выграла никому не нужный турнир? :)
А вот если бы Америка выиграла - то пели бы по-другому. И турнир бы был самый пердставительный, и противники были монстры-как-на-подбор. Ну и герои были бы на-раз правильные.
Кто ж другим-то помешал "иметь состав на порядок лучше"? Плохому танцору, знаете, и "формат турнира" (слово-то какое!) мешает...
5 +6−1Дмитрий Натензон16:00:25
26/05/2014
9 +14−5Анатолий Куберман15:06:02
26/05/2014
Странная статья, если ценность турнира определяется его редкостью, то почему тогда в глазах футболистов летняя олимпиада ничего не значит? Ну или "Кубок Стенли", его разыгрывают каждый год и что от этого НХЛ становится "пресным"?

По моему скромному мнению, хоккей хоть как то развивается, изменяет правила, уровень команд выравнивается. В футболе до сих пор даже видео повторов нет.
на ОИ имеют право играть только молодежные футбольные сборные. И для них - да, это событие.
5 +7−2Анатолий Куберман15:16:36
26/05/2014
4 +7−3Anton Gritsenko15:09:40
26/05/2014
Тока чемпионат мира о футболу - это СОБЫТИЕ, а ЧМ по хоккею - это так, проходное событие, о котором напишут специализированные СМИ да заинтересованные страны. В этом году было исключение, за что спасибо белорусам и никому больше. И я не про хоккеистов.
А олимпийские игры это так "событишко" для футболистов? Ежегодный "Кубок Стенли" и "Кубок Гагарина" это тоже "событишко"? По Вашей логике, все что не раз в 4 года это так проходное событие, видимо и "Лига чемпионов" и "суперкубок" тоже обычные события в футболе, внимание к которым будет приковано только специализированными изданиями.
5 +11−6Anton Gritsenko15:10:32
26/05/2014
3 +17−14Алексей Воробьёв13:57:36
26/05/2014
статья-лажа,журналист-писака
А что из этой статьи - лажа? Что, неужели ЧМ мира по хоккею собирает миллионные аудитории, там играют сильнейшие а мы просто что-то пропустили?
4 +4−0Александр Савин18:27:46
26/05/2014
6 +6−0Anton Gritsenko16:26:00
26/05/2014
Кстати, про ОИ и Канаду... Вообще ничего не было, ога-ога..
Ссылка на www.canada.com
В точку.
4 +5−1Anton Gritsenko16:09:55
26/05/2014
4 +5−1Vladimir Chaos15:29:49
26/05/2014
Да международного хоккея в принципе нет. Вот вроде как - Олимпиада, супермегатурнир по хоккею среди лучших из лучших. Побеждает Канада, главная хоккейная держава - и что вы думали: там праздники на улицах, толпы фанатов, размахивающих флагами Канады? НИЧЕГО такого не было! Победу Канады на главном турнире по хоккею сами канадцы почти и не заметили. То есть заметили конечно, но реальные празднования болельщиков были МЕНЬШЕ по масштабу, чем празднования сегодняшей победы на ЧМ2014 в России! Так что увы, НЕТ международного турнира по хоккею, сравнимого по масштабу даже с ЧЕ по футболу, не говоря уж о ЧМ. Разве что Кубок Канады-2016 американцы организуют как положено, с общемировым пиаром и привлечением зрителей даже из тех стран, где про хоккей слышали только, что там играют на льду. Но шансов мало. Пока я вижу, что вне кубка Стэнли хоккея вообще нет.
Зато весь мир видел, как Канада рыдала на ЧМ в год 100-тия хоккея. Так что когда им надо - очень следят. Просто для них ЧМ предоставляет мало возможности заработать денег для один и попиариться для других, и шанс случайно продуть очень велик, это вам не кубок Стенли, где 4 победы надо одержать. Тут на вылет, и всякое может случится.
4 +5−1Vladimir Chaos15:29:49
26/05/2014
Да международного хоккея в принципе нет. Вот вроде как - Олимпиада, супермегатурнир по хоккею среди лучших из лучших. Побеждает Канада, главная хоккейная держава - и что вы думали: там праздники на улицах, толпы фанатов, размахивающих флагами Канады? НИЧЕГО такого не было! Победу Канады на главном турнире по хоккею сами канадцы почти и не заметили. То есть заметили конечно, но реальные празднования болельщиков были МЕНЬШЕ по масштабу, чем празднования сегодняшей победы на ЧМ2014 в России! Так что увы, НЕТ международного турнира по хоккею, сравнимого по масштабу даже с ЧЕ по футболу, не говоря уж о ЧМ. Разве что Кубок Канады-2016 американцы организуют как положено, с общемировым пиаром и привлечением зрителей даже из тех стран, где про хоккей слышали только, что там играют на льду. Но шансов мало. Пока я вижу, что вне кубка Стэнли хоккея вообще нет.
4 +7−3Anton Gritsenko15:09:40
26/05/2014
9 +14−5Анатолий Куберман15:06:02
26/05/2014
Странная статья, если ценность турнира определяется его редкостью, то почему тогда в глазах футболистов летняя олимпиада ничего не значит? Ну или "Кубок Стенли", его разыгрывают каждый год и что от этого НХЛ становится "пресным"?

По моему скромному мнению, хоккей хоть как то развивается, изменяет правила, уровень команд выравнивается. В футболе до сих пор даже видео повторов нет.
Тока чемпионат мира о футболу - это СОБЫТИЕ, а ЧМ по хоккею - это так, проходное событие, о котором напишут специализированные СМИ да заинтересованные страны. В этом году было исключение, за что спасибо белорусам и никому больше. И я не про хоккеистов.
3 +3−0Александр Савин18:22:46
26/05/2014
1 +8−7Александр Шипов14:29:04
26/05/2014
ИИХФ совсем забыло что нынешняя формула ЧМ была принята под давлением пендосов и канадцев когда сборная СССР стала 11 раз подряд чемпионами мира и пендосам и канадцам ничего не светило Хоккейная европа предупреждала что это плохая формула но кто будет слушать гейевропейцев у кого бабки тот и заказывает "музыку" а СССР тогда остался при голосовании в одиночестве Теперь красная машина набрала обороты и опять пендосы с канадцами воду мутят пусть тренируются лучше
В "Стэнли" бабла больше светит. Вот и не едет никто оттуда на ЧМ. Патриотизм против кошелька не тянет...
3 +4−1warlock “9k” WoT16:44:59
26/05/2014
-1 +2−3Анатолий Куберман15:43:02
26/05/2014
Канадцы так много выигрывали, что ими уже забыта, та самая, радость победы. Думаю что футбольные болельщики Бразилии или Испании победу своей сборной не отмечают, так как, бы ее отметили, в тех странах, где сей титул был бы получен впервые. Думаю в России победи она в ЧЕ или ЧМ народ бы светился бы счастьем недели две три.

На счет массовости, да Вы правы, футбол более понятен большинству, мало того в него может играть каждый. А хоккей более сложен, там выше скорости и больше острых моментов. На счет популярности, в России хоккей спорт номер один в Сибири, Урале и Поволжье. В остальных местах, спорт номер один это футбол.
Бразилия не выигрывала ЧМ с 2002 года. 12 лет прошло. Дети успели родиться и вырасти. Страна живет футболом. В Испании также молятся на футбол, сильнейший чемпионат, переполненные стадионы.

Олимпийский хоккейный турнир для североамериканцев отдельная тема. Там для большинства игроков Кубок Стэнли по значимости гораздо выше.
3 +3−0Дмитрий Натензон16:01:39
26/05/2014
0 +5−5Alexander Malyshev15:39:23
26/05/2014
Автор Александр Ткачев видимо сразу за всех расписался про бозон Хиггса который оказывается никому не нужен, особенно по сравнению с чемпионатом мира по хоккею. Конечно, кому нужна частица, которая стоит у истоков мира, по сравнению с великой игрой постукивания палкой по резинке. Кстати - этой фразой про Хиггса вся статья убита наглухо. Сразу понимаешь какой уровень аналитики ее писал :)
он не писал "не нужен".
3 +4−1Anton Gritsenko15:32:07
26/05/2014
5 +7−2Анатолий Куберман15:16:36
26/05/2014
А олимпийские игры это так "событишко" для футболистов? Ежегодный "Кубок Стенли" и "Кубок Гагарина" это тоже "событишко"? По Вашей логике, все что не раз в 4 года это так проходное событие, видимо и "Лига чемпионов" и "суперкубок" тоже обычные события в футболе, внимание к которым будет приковано только специализированными изданиями.
а я про сроки что-то говорил? Локальные клубные соревнования не надо сравнивать - там играют сильнейшие из разных стран, поэтому такой интерес, так же как к и к чемпионатам Англии или Испании скажем. Проводит чемпионат раз в 4ре года - это скорее искусственное подогревание. Но то, что с ЧМ по хоккею надо что-то делать - это факт.
И про олимпиаду кстати тоже самое - хоккейный турнир разогрет искусственно, чтобы хоть как-то поднять интерес всей олимпиады в целом, ибо рейтинги, по сравнению с летней, намного меньше.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь