Жили они недолго и несчастливо

18:10 21/01/2014 Наука и техника
Скриншот игры Banner Saga
Скриншот игры Banner Saga
деньги покажи сначала (:joy:)

Настали последние времена: боги умерли, солнце остановилось в небе, каменные создания, которые ненавидят людей и великанов, снова объявились и нападают на их поселения. По заснеженным горам и долинам сказочной страны, похожей на Мидгард из Старшей Эдды, бредет караван из тех, у кого больше нет дома и вот-вот закончатся еда и силы. Их усталому главе нужно разрешать повседневные проблемы подопечных, ободрять их и сражаться с теми, кто попытается на них напасть. Каждое его решение повлияет и на жизнь людей, и на него самого.

Banner Saga, тактическая RPG выходцев из BioWare, красива как картинка, как лучшие мультфильмы «Диснея» середины прошлого века. Каждый пейзаж тут безупречен и заставляет рассматривать его во всех деталях. Но эта красота существует лишь как фон для истории об отчаянии и тоске. Ее рассказывают варл (рогатый великан) Убин, который странствует и пишет хронику своей жизни, и человек Рук, ведущий караван беженцев.

Оба они живут в саге и вынуждены быть героями. Ни Руку, ни Убину этого не хочется. Но приходится — так же, как им приходится все время выбирать меньшее из зол. Иных вариантов у них нет. Banner Saga — это история про последние времена, и поэтому она не предполагает ничего, даже отдаленно похожего на «жили долго и счастливо». Это просто очень длинный и тяжелый путь, полный непопулярных решений и неблагополучных исходов. Все передышки в нем — временные, и каждая из них обходится очень дорого.

Отчаяние, заложенное в сюжете, поддерживает механика игры. Основная валюта Banner Saga — это слава, и ее приходится добывать в боях. Она тратится на все: и на предметы, и на улучшение характеристик героев, и на покупку еды. Сначала кажется, что ее достаточно, но с ходом игры эта иллюзия исчезает. Еды становится меньше, и она дорожает. Бои усложняются, игровых персонажей приходится прокачивать и приобретать для них артефакты. При этом выбрать нескольких основных героев и тратить очки только на них невозможно: бои устроены таким образом, что к финалу почти все оказываются ранены. Сражаться в полную силу герои могут лишь после того, как отдохнут, а на это тоже уходят ресурсы, поэтому приходится часто менять бойцов и устраивать передышки лишь в случае крайней необходимости.

В Banner Saga пошаговые сражения с поочередными ходами. Каменные твари, с которыми чаще всего сражаются люди и варлы, — сильные противники и почти всегда превосходят команду героев числом. В игре регулярно приходится делать неприятный выбор и жертвовать едой для каравана ради того, чтобы улучшить своих бойцов. Но пройти игру без этого, скорее всего, не удастся. И даже при хорошо прокачанных героях бои приходится перепроходить заново, причем достаточно часто.

Однако полностью потерять персонажа в сражении в Banner Saga почти невозможно. Если бой выигран, то все герои остаются живы. Если же проигран, то кто-то может погибнуть навсегда, но большинство участников все равно спасется. Во время самого странствия шанс потерять одного из них намного выше.

Жизнь каравана в Banner Saga обычно показывается только в качестве описаний. Время от времени на экране возникает текст, рассказывающий о том, что именно происходит у спутников Рука и Убина. Они встречают бандитов и фермеров. Ссорятся и отчаиваются. Или наоборот — празднуют рождение детей, которые продолжают появляться даже в последние времена. Такой текст в играх обычно прощелкиваешь, но здесь этот номер не проходит. Глава каравана должен сам следить за тем, что происходит вокруг. Можно ли переночевать в этом заброшенном здании или оно пустует не просто так? Может ли шайка бандитов присоединиться к путникам? Они могут пригодиться в бою, а могут украсть что-нибудь и сбежать. Имеем ли мы право отобрать еду у фермера, решившего, что он не уйдет со своей земли и останется на ней умирать? Ему она уже скоро не понадобится, но это все равно бесчеловечно. Бросить ли раненых и заблудившихся, если найти их, кажется, невозможно? Кого спасать — одного из своих бойцов или телегу с припасами? И если выбрать припасы, то герой погибнет навсегда безо всяких сражений.

К сожалению, гибель персонажей в Banner Saga шокирует меньше, чем того бы хотелось. Каждый герой тут тщательно прорисован и обладает собственной историей, но почти во всех случаях эмоциональной связи с ним не возникает. В игре есть диалоги, но все они текстовые, а комментировать события может лишь Убин. С одной стороны, таким образом подкрепляется название игры — это сага: я расскажу вам о событиях давних дней, о храбрых ярлах, чьи подвиги мы помним и сейчас, даже если сами они давно умерли и истлели. А с другой стороны, полюбить героев, не имеющих собственного голоса, непросто. И то, что их личные истории в игре не рассказываются, а даются кусками и полунамеками, опять-таки не помогает с ними сблизиться.

С сюжетом Banner Saga происходит примерно то же самое. Глобальная история, объясняющая путь Рука и его товарищей, страдает от недоговоренностей и нестыковок. Одни ее части внезапно обрываются, а другие, кажется, существуют вне ее собственной логики. Финал Banner Saga кажется преждевременным и оставляет очень многие вопросы без ответов.

Но общие недостатки сюжета почти не портят впечатление от игры. Самое лучшее, что тут есть, — повседневная жизнь каравана и сражения. А их хватит на несколько прохождений. Banner Saga линейна, но постоянно приходится выбирать и задаваться вопросом: что было бы, поступи я иначе? Сразу после финала в игру хочется вернуться снова — чтобы принять другое решение и узнать, как все повернется тогда.

Надежда Вайнер

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(34):

1 2+1
25 +26−1Минутка Нежности18:30:36
21/01/2014
-19 +5−24Дмитрий Белкин17:52:12
21/01/2014
Славян подавай!!! И чтоб без еврейской крестьянской лабуды!!!

Алконоста, Сварога хотим!!! Велеса с бабойЯгой, Святогора!!
деньги покажи сначала (:joy:)
12 +14−2Игорь Чернов22:50:48
21/01/2014
отличная игра, отличная статья, как всегда у надежды, осталось только прикрыть стыдливо глаза рукой от некоторых комментаторов, и допройти это приключение до конца
11 +11−0Игорь Чернов22:57:16
21/01/2014
-7 +0−7Евгений Корнев22:53:59
21/01/2014
ТЫ ШТО ОНА ЖЕ НА ПИНДОССКОМ КАК МОЖНА ТО???
что кстати характерно, люди учат инглиш с класса 5, епт, и всё тоже нытьё - непонимать, дайте мне русик, апофеоз нищебродства, брр
10 +10−0Евгений Корнев22:52:58
21/01/2014
-13 +2−15XEH4PO18:40:57
21/01/2014
реклама игры.. мда
какая реклама палата № 6, иди проспись
9 +9−0alcel2423:45:44
21/01/2014
-19 +5−24Дмитрий Белкин17:52:12
21/01/2014
Славян подавай!!! И чтоб без еврейской крестьянской лабуды!!!

Алконоста, Сварога хотим!!! Велеса с бабойЯгой, Святогора!!
И шоб "корованы грабить"(с)
8 +8−0Sadk Ivanov19:56:59
21/01/2014
Отличная игра. Но английский тут довольно зубодробителен. Хотя пару ругательств я запомнил - очень креативно. Берите , не пожалеете.
7 +7−0Ulrich Kraft08:47:44
22/01/2014
9 +9−0alcel2423:45:44
21/01/2014
И шоб "корованы грабить"(с)
я джва года ждал (с)
6 +6−0Denis Schennikov11:01:54
22/01/2014
0 +0−0XEH4PO10:47:59
22/01/2014
а что это, если не реклама, чувак
Смею предположить, что рецензия?
5 +7−2Сергей Фёдоров19:17:42
21/01/2014
Автор только не указал что желательно очень хорошо знать английский , чтобы играть, диалоги здесь пропускать не получиться.
4 +4−0Macca Кот12:22:59
22/01/2014
Вот постоянно читаю, и такой кайф вообще. Люблю автора. ^__^
4 +4−0Denis Schennikov11:01:31
22/01/2014
-6 +3−9Мария Деева18:38:20
21/01/2014
Игра, конечно, привлекательна (достаточно для покупки во время стим-распродажи), но писать о ней в главном\культуре?..
Она более чем достойна того, чтобы быть в главном в культуре. Поболее БФ4 всяких.
3 +3−0Игорь Чернов23:05:25
21/01/2014
-7 +0−7Евгений Корнев22:59:38
21/01/2014
а чо там за выходцы из bioware музика с зещуком же вроде покинули корабль, так какого, пади полтора дизайнера в резюме указали - мол работали в студии раньше, а теперь реально под каждой статьёй, биовар биовар, гуглить не гуглил, но всё таки..
написано - "выходцы" какие то, что то конкретное лучше почитать в рецензиях, по хардкору, типа игромании и иже с ними, но смысл наверно в том что заманались ребята работать на еа, и поэтому пошли на вольные хлеба, ну по крайней мере некоторые а девелоперы - какие то - stoic
2 +2−0Евгений Корнев13:07:45
22/01/2014
0 +0−0Игорь Чернов13:06:24
22/01/2014
да он же прикалывается, и вообще это мой камрад ребята, ну вы что, ну толстит человек, просто хохма же ну
у форумных посонов с юмором совсем плохо, что кстати не мудрено ибо в каждой новости эльфов хватает, которые реально верят в то что говорят, такие дела, как говорится
2 +3−1Roman Sklyarov23:38:48
21/01/2014
5 +7−2Сергей Фёдоров19:17:42
21/01/2014
Автор только не указал что желательно очень хорошо знать английский , чтобы играть, диалоги здесь пропускать не получиться.
Когда-то в детстве я играл в Ultima и Realms of Arkania, не выпуская из рук словарь. Незнание языка мне не мешало.
А диалоги пропускают просто от нежелания вдаваться в подробности сюжета.
1 +1−0Sith Darth13:56:25
22/01/2014
"полюбить героев, не имеющих собственного голоса, непросто" Те кто не застал MUDы и текстовые рпг без озвучки не поймут, но вполне можно(если диалоги не прощелкивать).
1 +1−0Igor Belkin13:20:23
22/01/2014
-13 +2−15XEH4PO18:40:57
21/01/2014
реклама игры.. мда
Привет поехавшим! Таблетки не завезли?
1 +1−0Степан Жук06:44:34
22/01/2014
не понял:
"Banner Saga — это история про последние времена, и поэтому она не предполагает ничего, даже отдаленно похожего на «жили долго и счастливо»." - типа все умрут и ни чего не будет.
Но дальше:
"это сага: я расскажу вам о событиях давних дней, о храбрых ярлах, чьи подвиги мы помним и сейчас, даже если сами они давно умерли и истлели. "
Так то есть не конец мира? Не последние времена? Если есть кому рассказать - значит жили долго?
0 +0−0Анатолий К21:38:19
23/01/2014
Замах на рубль, удар копеек на 40.
Автор забыл упомянуть, что это только первая игра планируемой трилогии. И это сильно чувствуется. После прохождения - только вопрос "и это всё?".
В процессе игры нет возможности более-менее сносно прокачать персонажей, некоторые из которых к тому же в процессе игры непременно погибают.
Некоторые спец.способности персонажей можно использовать только в определённых довольно редких ситуациях, т.е. они считай бесполезны.

С таким стартом есть риск не собрать финансирование на вторую часть...
0 +0−0XEH4PO17:28:30
22/01/2014
6 +6−0Denis Schennikov11:01:54
22/01/2014
Смею предположить, что рецензия?
ок, реклама в виде рецензии
0 +0−0Игорь Чернов13:06:24
22/01/2014
0 +1−1Koshko Pionerko23:36:58
21/01/2014
А ты чо, тупой или дебил? Кроме матерного никаким не владеешь?
да он же прикалывается, и вообще это мой камрад ребята, ну вы что, ну толстит человек, просто хохма же ну
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь