Побег из истории

18:44 25/11/2013 Россия
Побег из истории
А лысина - тоже прическа.

Мы, конечно, все с интересом наблюдаем, как Украина выбирает место. Европа или, мягко скажем, что-нибудь еще? Но украинцы мелковато плавают. Россия, например, выбирает время. Многие думают, что вектор нашего выбора ― средневековье. Попробую показать, что это распространенное мнение ошибочно.

Вот имеется инициатива группы граждан, поддержанная знаменитой Мизулиной Е.Б. — переписать преамбулу Конституции. Добавить туда строчку о том, что православие является основой национальной и культурной самобытности России на протяжении всей ее тысячелетней истории. Инициатива во многих отношениях поразительная.

Если вы вдруг не знаете, преамбула ― это абзац текста, с которого наша Конституция начинается. Там написано, что мы, «многонациональный народ Российской Федерации», Конституцию принимаем. Чтя память предков, утверждая незыблемость демократической основы, ощущая себя частью мирового сообщества и так далее. А теперь еще предлагают подчеркнуть особую роль православия.

Конечно, тут много нюансов. Способ внесения изменений в преамбулу Конституции не описан. Сами собой возникают вопросы о светском государстве, о свободе совести, о равенстве конфессий ― авторы идеи пытаются их неуклюже обойти, утверждая, что на основы конституционного строя не покушаются и речь только о констатации исторического факта.

Непонятно, правда, насколько эти аргументы окажутся важными не для исламских богословов даже, а для лидера молодого исламского государства Чечня, независимого от российских законов, но исправно взимающего с России дань и до сих пор почему-то считающегося частью России. Мне кажется, лидер расстроится, а он не из тех людей, которых можно расстраивать безнаказанно. Хоть бы и главе думского комитета по вопросам семьи.

Ну, и потом, если речь просто о фактах и явлениях, оказавших влияние на историю, то почему бы не упомянуть в преамбуле Конституции монголо-татарское иго, например? Оно явно оказало влияние на ход российской истории и формирование политической системы. Кроме того, упоминания об иге, говорят, из учебников истории исчезнут. Пусть хоть в Конституции останутся.

Но это все пустяковые отговорки. В конце концов, у нас было время привыкнуть к тому, что одни и те же депутаты произносят речи о величии Конституции ― грядет ведь юбилей ― и принимают антиконституционные законы. Это уже обыденность, а в данном случае мы имеем дело со случаем поинтереснее.

И самое интересное ― не в самой предполагаемой поправке к преамбуле, а в письме, которое инициаторы поправки направили президенту. Там, конечно, величие истории, цитата из Ивана Ильина, но — помимо этого обязательного набора — еще одна фраза. Наверное, ключевая. «И так же, как законодательно закреплен государственный суверенитет Российской Федерации, мы призываем закрепить ее суверенитет духовный, признав в Конституции особую роль Православия».

Вообще говоря, Конституция ведь ― живой документ, описывающий взаимоотношения живых людей с государством, существующим в конкретную историческую эпоху. Представления о допустимом и должном, о правах и свободах, о взаимных обязанностях государства и граждан со временем меняются. Появляются новые тексты конституций взамен старых, или старые обрастают поправками. Но новой России, государству третьего срока, явно тесно в рамках настоящего. С живыми настоящими людьми, у которых есть права. Эта новая Россия ищет себе другое время ― и, повторюсь, не в прошлом, как многие думают.

Новая Россия создает новую идеологию. Довольно дикую по временам нынешним. Для самооправдания ей нужен особый образ истории. Истории как беспрерывной череды побед государства, генерирующего только поводы для гордости. В котором люди во все века жили только для государства и вне государственной жизни не представляли из себя никакой ценности. Нужен искусственный конструкт, вневременная история, история вечности с сияющим Кремлем на том месте, где в Апокалипсисе был Небесный Иерусалим.

Вот эта попытка вырваться из исторического времени, в котором у государств бывают взлеты и падения, где величие соседствует с позором, где живые люди и их действия в итоге оказываются более важными, чем государство, — это и есть «утверждение духовного суверенитета России», требующее законодательного закрепления.

Не знаю, что тут может служить более ярким символом ― известная история с плакатом времен войны, когда у солдата Красной армии за спиной вдруг проросли церковные купола, или водолаз в скафандре, расписанном под хохлому, несущий олимпийский факел по дну Байкала. Во внеисторическом времени возможно все.

А главное, в нем всему можно найти оправдание. Пытки в качестве дозволенного метода дознания на протяжении лет семисот считались вещью вполне нормальной, и не только в России. И раз мудрые предки ими не гнушались, что нам мешает? Ну и так далее. Для духовно-суверенной страны нет ничего невозможного.

Мы вот когда-то над «суверенной демократией» опрометчиво смеялись, не представляя себе даже, насколько она мягче и человечней грядущих дней духовного суверенитета.

А православие, кстати, ни при чем. Строителям духовного суверенитета совершенно безразлично, чем прикрываться. Просто под руку подвернулось — и с патриархом, конечно, повезло.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(154):

1 234 ... +1
22 +23−1Лёнька Цоль19:10:41
25/11/2013
-20 +1−21Микаэль Фосберг18:59:44
25/11/2013
атеизм тоже религия
А лысина - тоже прическа.
20 +22−2Светлана Лисовская18:54:38
25/11/2013
10 +12−2phalcon phalcon18:32:55
25/11/2013
Это конечно лукавство. Основная цель - послушное зомбированное население. Демагогия про "поднятие рождаемости" направлена на то чтобы оправдать навязывание религии.
Кто мне здраво и связно объяснит небывалый расцвет православия за последние 10 лет? Каким образом туда оказались вовлечены все государственный структуры и органы власти? И зачем нам вообще в 2013 году нужна религия?
19 +24−5phalcon phalcon18:25:15
25/11/2013
8 +12−4Anna Polesskaya17:52:57
25/11/2013
Да. Строительство альтернативной реальности, с закреплением в Конституции. Хорошо подмечено. Справедливости ради следует все же заметить, что далеко не одна Россия грешит созданием красивых картинок на месте реальной истории. В той или иной степени, но это свойственно всем странам.
Далеко не всем. Многие народы отлично осознают чёрные пятна своей истории. Например фашизм в Германии и Италии, рабство в США.
16 +18−2Константин Егоров18:10:57
25/11/2013
Где было (да и сейчас остается) отношение к населению как к расходному материалу, наравне с другой домашней живностью. "Не плачь. Он был и остался мужик. А их на Руси много" (с) В. Шукшин. (Мне обидно до соплей, но живя в стране умельцев, у себя дома я не вижу ни одного серийного современного устройства, облегчающего быт, изобретение которого принадлежало бы России. Не считалось у нас это существенным для массового внедрения. Потому и приходится гордиться портянкой, которую в паре с ломом искренне считаю девайсом, доведенным до вершины совершенства.)

Государственное устройство "усадебного" типа имело очевидные недостатки, однако оно давало правителям Московии, а затем и России такой механизм для использования рабочей силы и ресурсов, с которым не могло равняться ни одно европейское или даже азиатское управление. Собственно именно оно и, наверное, только оно дало в критические моменты возможность Петру и Сталину выложить на кон ту невероятную цену, которую пришлось заплатить за реальное "величие" державы.

Науке же и культуре в усадьбе места не было. Так, на задворках где-то. Пока жареный петух не подклевывал.

13 +18−5phalcon phalcon19:06:59
25/11/2013
2 +9−7Иван Шахматов19:03:21
25/11/2013
Что-то в штатах никак не признают геноцид индйцев, простите, коренных американцев.
Признают. Хотя не так часто про него вспоминают как про рабство негров.
13 +15−2phalcon phalcon18:29:04
25/11/2013
0 +9−9Константин Егоров18:10:29
25/11/2013
Россия на протяжении всей своей истории вынуждена сеять и потреблять самые морозостойкие и быстрорастущие виды. "Хлеб у них черный, как земля (рожь) и каша такого же цвета (гречка)".(с)Герберштейн(?). Более того, то, что поляк или, тем более, немец могут делать три-четыре недели, русские вынуждены делать за 10-12 дней. (Почему так долго у нас не переходили на плуг с отвалом? Потому что соха, которая только процарапывала землю, позволяла обработать бОльшую площадь. И для плуга тягла, которое корми всю зиму, требуется больше.) Потому в русской терминологии для сельхозработ и существует название "страда". Потому что от работы вдвое более интенсивной износ организма сильнее вчетверо, если не вообще запредельно. Настрадаешься тут. Пуп надорвёшь. За сотню безморозных дней заготовить себе и скотине, пищевой и тягловой, на весь год. Отсюда черта характера - хотеть всё, быстро и сразу. Импульсно. Уметь рвануть, навалившись, но не любить и не научиться тянуть непрерывно. Долго запрягать и быстро ехать. "До смерти работает, до полусмерти пьет". (с) Н.Некрасов. Да что там говорить, на территории России по полгода кислород не генерируется - нет фотосинтеза, потому что растения спят. Страна, где и сейчас-то всего два времени года. Зима и подготовка к зиме. Сказалось это за тысячелетие на мозгах народа или нет?

Есть северные народы с совершенно другой ментальностью а есть южные с довольно похожей на нашу. Так что климат не единственный фактор и даже не основной.
10 +11−1Anna Polesskaya19:11:03
25/11/2013
20 +22−2Светлана Лисовская18:54:38
25/11/2013
Кто мне здраво и связно объяснит небывалый расцвет православия за последние 10 лет? Каким образом туда оказались вовлечены все государственный структуры и органы власти? И зачем нам вообще в 2013 году нужна религия?
Религия нужна для утешения. Во всяком случае, у меня такое впечатление. Но религия - личное дело каждого, а вот зачем в 2013 году нужна религия, внесенная в Конституцию - это совершенно непонятно.
10 +12−2phalcon phalcon18:32:55
25/11/2013
-22 +1−23Микаэль Фосберг18:18:35
25/11/2013
православие - идеальная идеология для поднятия рождаемости в стране. верующие рожают больше атеистов - это неоспоримый факт. а для нас успешная демография сегодня пожалуй главная цель. страна гейпарадов и атеизма обречена на вымирание титульных этносов. оно нам надо?
поэтому подобные предложения лично у меня не вызывают отрицательных эмоций. пусть делают что хотят лишь бы демография улучшалась.
Это конечно лукавство. Основная цель - послушное зомбированное население. Демагогия про "поднятие рождаемости" направлена на то чтобы оправдать навязывание религии.
8 +9−1Michael K.02:19:18
26/11/2013
-8 +0−8Ольга Митрофанова23:08:33
25/11/2013
Якавина навернае надиктовывал эту статейку. Вранье адно из ненависти к русскаму народу.
Ты никакая не русская, ты — мусор. Генетическая ошибка АднА..
8 +9−1phalcon phalcon21:25:22
25/11/2013
-18 +2−20Alex Frost21:18:35
25/11/2013
хмм, а разве в свободном обществе, инициатива, даже провести изменения в конституцию должна жестко осуждаться автором Давыдовым? Конституционно это или нет, будут решать соответствующие инстанции, но осуждать инициативу, как таковую...
Смотря какие изменения. Изменения нарушающие основу светского свободного государства нужно присекать на корню.
8 +9−1phalcon phalcon19:39:47
25/11/2013
-11 +2−13Микаэль Фосберг19:35:53
25/11/2013
какой узкий круг? Россия - православная страна. вы там в своём мирке каком-то живёте
Тогда о чём сыр-бор, мой православнутый товарищ? Если ПГМ-щиков большинство то расслабьтесь и не трогайте остальных. Демографии ничего не грозит.
8 +8−0Vlad Sobakin19:35:54
25/11/2013
13 +18−5phalcon phalcon19:06:59
25/11/2013
Признают. Хотя не так часто про него вспоминают как про рабство негров.
А почитайте Макаревича:

Ссылка на www.mk.ru
8 +9−1phalcon phalcon19:30:55
25/11/2013
-8 +0−8Микаэль Фосберг19:27:23
25/11/2013
должно, но не будет, ибо хочет жить.
Опять демагогия. Определённый узкий круг элиты и их прихвостни хотят навязать свои порядки. Это первично.
8 +10−2phalcon phalcon19:27:49
25/11/2013
-15 +1−16Евгений Дроздов19:18:39
25/11/2013
Ну, появится эта самая "преамбула" в конституции, и что? Каким именно образом она может повлиять на жизнь лично автора статьи? Он боится, что его станут в принудительном порядке гонять на пасхальную заутреню, как в советское время гоняли людей на первомайскую демонстрацию?
Ваше отношение к конституции достойно истинного путиноида.
8 +12−4Anna Polesskaya17:52:57
25/11/2013
Да. Строительство альтернативной реальности, с закреплением в Конституции. Хорошо подмечено. Справедливости ради следует все же заметить, что далеко не одна Россия грешит созданием красивых картинок на месте реальной истории. В той или иной степени, но это свойственно всем странам.
7 +8−1phalcon phalcon19:50:22
25/11/2013
-9 +2−11Микаэль Фосберг19:44:05
25/11/2013
во-первых, тамбовский волк тебе товарищ
во-вторых, я не православный
в-третьих, роль православной веры пытаются укрепить в противовес враждебным. атеизм неспособен победить ислам, культурное разложение и слабую рождаемость.
Победить ислам это как - конвертировать мусульман в православных? Легче в атеистов. Что касается культурного разложения то православие его может разве что возглавить. Ну а для повышения рождаемости лучше всего сгодиться ислам. Да и это не самоцель.
7 +10−3phalcon phalcon19:04:55
25/11/2013
-17 +2−19Микаэль Фосберг18:55:53
25/11/2013
не будет православия - не будет и русских. что до зомбирования, то это нужно советский воинствующий атеизм вспоминать.

Картинка на propagandahistory.ru
Коммунизм - ещё одна разновидность тоталитарной идеологии. Нам не нужно ни то ни другое.
6 +8−2San Base01:23:16
26/11/2013
10 +11−1Anna Polesskaya19:11:03
25/11/2013
Религия нужна для утешения. Во всяком случае, у меня такое впечатление. Но религия - личное дело каждого, а вот зачем в 2013 году нужна религия, внесенная в Конституцию - это совершенно непонятно.
>зачем в 2013 году нужна религия, внесенная в Конституцию - это совершенно непонятно.
Ну есть же страны где религия внесена в конституцию. Иран например, Саудовская Аравия. Ну и депутатша Мирзулина очень хочет поставить Россию в тот же ряд. Для чего? Ну во первых самой попиариться, а во вторых лизнуть Лидеру. Он же хочет и духовным лидером быть, скрепы там и все такое.
6 +8−2Сергей Ъ22:41:22
25/11/2013
-18 +2−20Alex Frost21:18:35
25/11/2013
хмм, а разве в свободном обществе, инициатива, даже провести изменения в конституцию должна жестко осуждаться автором Давыдовым? Конституционно это или нет, будут решать соответствующие инстанции, но осуждать инициативу, как таковую...
Вообще то, такая инициатива, называется коротко и ёмко - Экстремизм.
6 +9−3phalcon phalcon19:25:00
25/11/2013
-13 +2−15Микаэль Фосберг19:11:50
25/11/2013
будет исламская идеология. и не надо за всех решать, окей? большинство населения лояльны к православию - это факт
Да пожалуйста, каждый дрочет как он хочет. Только государство должно держаться от этого подальше.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь