Саами все делают сами

16:11 10/10/2013 Россия
Саами, 1928 год
Саами, 1928 год
Печально это все, конечно, но, пока о возрождении самобытности заботится горстка активистов, а не большинство, ждать перемен не приходится. Саами - просто отражение в миниатюре русских, чужих в своей собственной стране.

С 2008 года в Мурманской области действует «саамский парламент» — небольшое независимое объединение саамов (лопарей), местного малочисленного народа. Аналогичные органы успешно функционируют в Финляндии, Норвегии и Швеции, но мурманскому «парламенту» пока не удается найти общий язык с областными властями. Местные чиновники вообще считают саамов сепаратистами — и не симпатизируют их контактам с зарубежными сородичами. В конце сентября 2013 года даже разразился международный скандал: на заседании комиссии парламентариев арктического региона в Мурманске миграционные службы задержали и оштрафовали члена саамского парламента Норвегии Айли Кескитало, которая приехала в Россию по туристической визе. «Лента.ру» отправилась в Мурманскую область, чтобы выяснить, как саамы борются за свои права.

В субботний полдень в лекционном зале мурманского краевого музея выставляют на стол еду и напитки. Только что закончилась лекция о саамских художниках в рамках «Саамской гостиной» (ежемесячное собрание для любителей саамской культуры; на прошлом заседании, например, говорили об оленетранспортных дивизионах во Вторую мировую). Из-за количества еды и улыбок все это напоминает встречу старых друзей. Женщины в традиционных саамских нарядах смеются. «Вы сами пекли?» — «Саами все делают сами». — «Ага, хоть пирожками увеличиваем количество саамов».

Перед лекцией про художников должно было состояться заседание «саамского парламента», непризнанного мурманскими властями объединения саамов, которое, тем не менее, продолжает предлагать чиновникам свои идеи. Однако на субботнее заседание «парламента» из девяти его постоянных членов смогли приехать только трое, поэтому встречу пришлось отложить.

Одна из женщин показывает собравшимся ксерокопию газеты «Вечерний Мурманск». В ней заголовок — «Давайте делить деньги вместе»: по задумке властей, в 2014 году мурманчане смогут принять участие в распределении бюджетных средств. Женщина предлагает отправить обращение, чтобы один из скверов города стал «саамским» — там можно поставить чум, а потом, может, даже и ярмарку какую-нибудь провести. «Давайте писать, давайте предлагать!» — говорит она. «Нужно Путину письмо написать, только он решит дело! Сказать, что нас тут не уважают!» — кричит женщина, минуту назад обсуждавшая пирожки.

* * *

Председатель «саамского парламента» Валентина Совкина говорит, что идея представительного органа появилась в 2004-2005 годах; тогда же началась работа по подготовке учредительного съезда. «Мы проштудировали все документы, какие можно было, узнали, как создавались саамские парламенты в Финляндии, Норвегии, Швеции (в Финляндии саамский парламент имеет право вносить законодательные инициативы; в Швеции работает как часть министерства сельского хозяйства, занимается в основном вопросами оленеводства — прим. "Ленты.ру"). Это довольно много времени заняло. Потом начали готовить сам съезд, нужно было набрать делегатов», — рассказывает Совкина.

Представители инициативной группы ездили по городам Мурманской области, где проживали саамы. В итоге в списках оказалось около 90 человек, но на съезд в 2008 году приехали только 75. Съезд принял резолюцию, содержащую требования к правительству Мурманской области. В том числе такие: разработать «закон Мурманской области о прямом представительстве саамов в органах государственной власти», «политику преподавания саамского языка в учебных заведениях региона», «обеспечить саамам, как коренному малочисленному народу Мурманской области, возможность безвозмездного долгосрочного использования земель и традиционных природных ресурсов, необходимых для сохранения и развития традиционного образа жизни».

На съезде выбрали девять человек — членов «парламента». Совкина говорит, что руководство области их съезд не признало. Более того, немедленно появился официальный совет представителей народов Севера при правительстве Мурманской области. «Власти говорили: мы не знаем, с кем из народа договариваться, — объясняет Андрей Данилов, заместитель председателя «саамского парламента». — На основании закона по поддержке коренных малочисленных народов при органах исполнительной власти могут создаваться уполномоченные органы. Но власти не хотели выборный орган, поэтому создали свой совет».

«Сейчас нам говорят, что мы нелегитимны, — рассуждает Совкина. — Но мы не общественная организация, мы объединяем саамов. Мы то же самое, что “Общероссийский народный фронт”, а я получаюсь — Путин от саамов».

В 2009 году в мурманском комитете по общественным организациям саамам предложили провести ярмарку для предпринимателей «Саами-экспо». По словам Совкиной, комитет специально к этому мероприятию просил подготовиться саамских бизнесменов и артистов, разработать буклеты на саамском языке. Независимые парламентарии предполагали, что «все как можно больше будут говорить на саамском, отличное событие пройдет». Однако за три дня до ярмарки Совкиной позвонили и сообщили, что все отменяется из-за эпидемии гриппа. Совкина отправилась к главе комитета Леониду Мостовому. Он спросил, зачем саамам это все: «Зачем флаг, зачем мероприятия?» «Я ему объяснила, что вообще хочу, чтобы в каждом саамском поселке висел флаг. Он мне заявил, что я сепаратистка. А я не против России. Я люблю русскую культуру. Но когда мы заявляем, что территория Мурманской области — [это] территория проживания саамов, нас обвиняют в сепаратизме».

В последний международный день коренных народов, который отмечают 9 августа, «парламенту» не дали поднять возле здания правительства саамский флаг, даже убрали флагштоки — якобы из-за ремонта крыши.

По словам Совкиной, 9 августа 2013 года, когда «парламент» хотел поднять саамский флаг возле здания администрации, к ним вышел представитель аппарата правительства и представил бумагу, где было указано, что «Совкина ратует за отделение от России». «Мы говорим о самоопределении. Мы живем в России, не собираемся отделяться», — объясняет Совкина. Поднять флаг саамы в итоге не смогли; позже чиновники вынесли цветочный горшок, в который были воткнуты российский и саамский флаги. «Это было унижение. Я потом на местном телевидении сказала, чтобы перестали все беспокоиться. Сказала, что мы не претендуем поднимать флаг, потому что саамов в Мурманской области нет», — почти плачет Совкина. «Нас превратили в декоративную нацию, которая только танцует, — она вытирает слезы. — Кажется, что лучше просто замолчать и решать свои дела между собой. Они хотели унизить? Почему они не могут понять? Они спрашивают, что нам флаг дает. Да ничего не дает. Я писала в аппарат правительства письмо, чтобы хотя бы два дня в году в СМИ рассказывали о коренном народе. Люди уже будут знать о нас хоть что-то».

В мурманском издании Flashnord губернатора Мурманской области Марину Ковтун критикуют за безразличие к саамам и симпатии к ЛГБТ-сообществу. «Смена приоритетов в Мурманске сегодня налицо. Неофициальная, но все же легализация извращенцев, не стесняющихся заявлять миру о прелестях однополой, групповой и всякой другой “нестандартной любви”, включая педофилию, — это одна сторона медали. А вторая — ущемление прав коренного населения». В тексте говорится о мурманском «Доме равенства», оказывающем психологическую помощь гомосексуалам: «Пока сексуальные меньшинства радостно потирают ручки, вспотевшие от нежданного успеха, представители другого меньшинства, на сей раз национального, попали в немилость у областной администрации». Журналист перечисляет проблемы саамов: ежегодные перебои с квотами на вылов рыбы, необходимость подтверждать, что ты «этнический саам» и так далее. Упоминается и злополучная история с флагом; все-таки она очень саамов задела.

* * *

За несколько месяцев до этого один из представителей «парламента» Андрей Данилов написал письмо в прокуратуру по поводу «оскорбительного танца» творческого коллектива «Радость» на концерте в честь 75-летия Мурманской области — по его мнению, это выступление «оскорбляет религиозные убеждения и чувства» саамов. Больше всего Данилова возмутило, что «саамский шаман, который сначала танцевал под бурятское горловое пение, потом начал танцевать нижний брейк».

«Проблема в том, что саамы — чудесные, но у них есть несколько активных деятелей, среди которых есть не очень адекватный персонаж, Андрей Данилов», — говорит журналистка местного информационного портала B-Port.com Анжела Коляда, часто пишущая о саамах. — Он молодец, везде их пиарит, идет под какими-то должностями, но, думаю, к нему саами не очень [хорошо] относятся из-за этого махания шашкой. Он бывает очень нелогичным».

Коляда рассказывает, что ее издание не стало разбираться в истории с неподнятым саамским флагом, потому что до этого Данилов «странно себя повел» — после празднования 75-летия Мурманской области. Тогда Данилову не понравилось выступление одного из танцевальных коллективов. «Неправильно станцевали, по его мнению. Но дело в том, что это произошло на торжественном вечере, на котором он присутствовал. Там его танец не возмутил, но через несколько дней он решил, что его чувства задеты», — говорит Коляда. «Танцы были оскорбительные, потому что преподносились как саамские, — объясняет Андрей Данилов. — Преподносились бы просто как [танцы] северных народов — не было бы проблем. Нужно изучить культуру, прежде чем что-то показывать. У них женщины во время танца надели мужские головные уборы. Это оскорбительно». Данилов говорит, что на всей саамской женской одежде узоры и форма стремятся к округлости, на мужской — к угловатости. «Саами оскорблены, но протестовать не будут. Для этого и есть выборный орган, как наш парламент, чтобы высказываться по подобным вопросам», — заключает он.

«Все это политика, она только мешает», — говорит Константин Миронов, один из членов совета представителей коренных народов (этот совет, по мнению Данилова, был создан взамен их парламента). Миронов — руководитель родовой саамской общины Умба, в совете занимается вопросами рыболовства. «Вообще, не очень хочу об этом говорить, сложный это вопрос. Флаг — политика уже. Надо хозяйственными вопросами лучше заниматься. Каждый год в области проходят праздничные мероприятия, без проблем. А поднимать флаг — ну, это другое. У нас в совете рабочая обстановка. Вопросы решаются. Сейчас работаем по вопросам рыболовства», — рассуждает Миронов.

По словам журналистки Анжелы Коляды, в Мурманске саамы незаметны, про них вспоминают только по праздникам или во время «саамских игр» (спортивные соревнования проходят в селе Ловозеро, где живет самая большая саамская община — около 700 человек). На них, в частности, устраивают соревнования по саамскому футболу. В него играют только женщины. На поле они выходят в длинных сарафанах, в каждой команде играют по пять человек. Воротами служат две палки, воткнутые в землю. Мяч шьется из оленьих шкур и набивается оленьим мехом, поэтому он довольно тяжелый. Игра выглядит примерно так.

* * *

Валентина Совкина помешивает ложкой жаркое из оленины. Мы сидим в ее небольшой квартире в селе Ловозеро. Среди полок, заставленных десятками видеокассет, бегают две собаки. За белую шерсть Совкина называет их «тундровыми медвежатами». На ноутбуке — наклейка с саамским флагом. С этого ноутбука Совкина зимой написала на своей странице «ВКонтакте»: «Представитель нашего народа Анечка со своей семьей побывали на концерте певицы Елены Ваенги! Елене был подарен подарок — белые рукавички с саамским флагом и букет цветов. Так же ей было рассказано происхождение слова Ваенга — в переводе с саамского, трехгодовалая важенка, родившая первого олененка. Ее это так растрогало, это было воспринято как саамы дали благословение. И Елена Ваенга (певица выросла в Североморске в Мурманской области — прим. «Ленты.ру») об этом сказала на сцене для всех зрителей: “Я выросла на севере и саамов видела только на ярмарках. В перерыве ко мне подошла саами и перевела мой псевдоним”».

В двадцати шагах от дома Совкиной — здание с крышей в виде чума, Национальный саамский центр. Внутри никого нет; на стенах — фотографии тундры, расписание занятий для детей; в круглом зале на потолке — словно бы пещерные рисунки: лучник, олень. Раньше в «чуме» работал ресторан, потом здание выкупил Сбербанк, а после оно перешло в муниципальное управление.

Рядом с центром находится здание администрации; следом — заброшенное здание с еще одной крышей в виде чума, в нем раньше работала норвежская гостиница. «Уехали, когда началось время с проверками НКО, — говорит Совкина. — И мы тоже теперь очень аккуратно со всеми грантами» (весной 2012 года в России начались массовые проверки источников финансирования некоммерческих общественных организаций; те, у кого находили заграничного спонсора, должны были признать себя «иностранным агентом»; мурманский «саамский парламент» в связи с этим перестал афишировать свои дружественные отношения с норвежским «саамским парламентом», который им раньше помогал — прим. «Ленты.ру»). Сейчас двери норвежской гостиницы заварены.

Недалеко от гостиницы стоит ловозерский дом культуры — в нем проходят общие собрания местных саамов. В последний раз на встречу собралось 50 человек, хотя всего в Ловозере проживает около 700 саамов. Рядом с ДК школа. «В советское время в школе запрещали говорить на саамском, — рассказывает Совкина. — Но дома я его все равно слышала. Сейчас понимаю язык, прошу всех родственников, которые знают язык, говорить со мной на нем. Мои сыновья два-три слова знают, но во время переписи поставили родным языком саамский» (во время переписи населения в 2010 году из 1771 саама 353 указали, что владеют саамским языком).

«А зачем нужен язык? — рассуждает Совкина. — Применять его негде, экзамена по нему нет, в аттестат не идет. И дальше нигде не пригодится. Сегодня мы констатируем, что есть проблема. Его фактически нет. Носителям по 70-80 лет». Сейчас в Ловозере саамский ведут один раз в неделю в младших классах. В старших он есть факультативом, на него ходят пять человек. «Нужна господдержка саамского языка. Будут деньги — сможем газету выпускать, радио. Значит, можно будет его применять. Может, модным станет». Совкина говорит об актуальных проблемах саамов: семьи ушли из тундры, потому что нет условий жить с детьми; саамы пьют и кончают жизнь самоубийством. «У нас есть проект “Научимся жить без алкоголя”, но в правительстве, куда мы написали, что собираемся проводить собрания по этому поводу, нам ответили, что эта тема неактуальна», — рассказывает Совкина.

В продуктовом магазине рядом с национальным центром две продавщицы в фартуках рассматривают мобильный телефон, который им хочет продать пьяный мужчина за две тысячи рублей. Из магазина выходит женщина с двумя пакетами продуктов. «Вы из саамов?» — спрашиваю. Она не отвечает. Извиняюсь. «Какая разница? Мы в России живем все», — говорит женщина.

Совкина идет по улице Советской, смотрит в сторону ловозерской тундры и мечтательно произносит: «Вообще, я хочу базу открыть для оленеводов. Я каждый год езжу хоть на несколько недель в тундру, и там очень хорошо. Ничего отсюда не волнует. Вот я хочу построить базу и уехать в тундру насовсем».

Даниил Туровский (Мурманск—Оленегорск—Ловозеро)

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(103):

1 234 ... +1
16 +23−7Виктор Свердлов17:22:04
10/10/2013
Печально это все, конечно, но, пока о возрождении самобытности заботится горстка активистов, а не большинство, ждать перемен не приходится. Саами - просто отражение в миниатюре русских, чужих в своей собственной стране.
8 +12−4Andrej Danilov18:01:14
10/10/2013
Легче представить сепаратистами, неадекватными, чем начать диалог и сделать реальные дела.
Реальные дела в виде искоренения причины, а не следствия. То есть нужны законы.
7 +7−0Max Puchkov08:05:06
11/10/2013
0 +1−1Андрей Тайс05:35:30
11/10/2013
На Алтае коренной народ попытался заявить о себе, но их представителя один местный чиновник с иностранной фамилией прилюдно обозвал националистом. Вероятно побоялись что станет известно о средствах которые идут из ЮНЭСКО в помощь этому народцу и как положено не доходят.
Этим летом с друзьями ездили на п-ов Рыбачий, в следующем году собираемся к вам в Ловозерье. Выбираясь из Москвы на Север чувствуешь себя очень странно - настолько непривычны дружелюбие и открытость местного населения. Не обращайте внимание на идиотов. Терпения вам и удачи. Кстати, я с удовольствием бы изучал саамский язык - просто потому, что интересна культура Севера.
p/s - а человек который говорил, что узнал о саамах из современных книг, наверное просто забыл - сказка снежная королева. Помните, кто помогал Герде добраться до дворца снежной королевы?
7 +7−0N. Nekto00:15:56
11/10/2013
0 +3−3Алексей Постовалов22:56:35
10/10/2013
Если вы захотели услышать что-то плохое в этих моих словах, то это особенности вашего восприятия. Лично меня не смущают никакие суржики.
Саамский язык - никакой не суржик, а совершенно отличный от русского, родственный финскому. Вы в нем ни слова не поймете.

В Норвегии саамы имеют широкую культурную автономию, свой парламент, свои новости на своем языке на главном телеканале страны, хотя они тоже в сугубом меньшинстве. Никому это не мешает. А в Мурманской области это, видите ли, трагедия - какие-то люди решили без Кремля сами организовать свою жизнь!
6 +6−0Nikolaev Sirrke09:30:15
11/10/2013
-7 +1−8His Divine Shadow05:21:50
11/10/2013
Вот именно что бред. Норвежский бред. И финансируют они не экологию, а создание фальшивой истории и культуры:
"Вокруг прошлого области создано много не подтвержденных историческими данными мифов, и они прочно оседают в головах"
Ссылка на regnum.ru
А Семушин является экспертом по истории финно-угорских народов? Не знал... Вы меня, признаться, удивили...
6 +7−1Dmitriy S04:32:55
11/10/2013
16 +23−7Виктор Свердлов17:22:04
10/10/2013
Печально это все, конечно, но, пока о возрождении самобытности заботится горстка активистов, а не большинство, ждать перемен не приходится. Саами - просто отражение в миниатюре русских, чужих в своей собственной стране.
В мурманской области проживает - 780 401 чел. (2013), а саамов в РФ всего 1771 чел. (2010). Кто конкретно, кроме горстки активистов саамов, должен заботиться об национальной самобытности и культуре этого народа?
5 +6−1Nikolaev Sirrke09:27:35
11/10/2013
-4 +1−5Алексей Постовалов08:55:24
11/10/2013
Организовать свою жизнь, это хорошо! Особенно на норвежский грант. В жизни любого активиста найдётся место для маленького гешефта.
Одно маленькое уточнение: не норвежец, а саами, проживающий в Норвегии. При чем тут гешефт? Если вам поможет русский, проживающий, скажем, в Англии, ни у кого это вопросов не вызовет, ведь так?
5 +7−2N. Nekto00:17:42
11/10/2013
-7 +2−9His Divine Shadow21:55:00
10/10/2013
а там так и происходит - из русских на норвежские бабки рождается ацкая химера "поморы"
но т.к. зарубежное финансирование теперь палево, то Лента старается продавить саамскую тему, как будто норвеги только и исключительно саамо-арийцев подкармливали
Бред, однако. Какие еще арийцы. И какая глупость - отбрыкиваться от иностранной помощи! Такие богатые, что ли? Норвегия очень много что делала в Мурманской области, и загубленную экологию вокруг Никеля помогала восстанавливать, и очень много что. Вам это все не нужно, конечно.
5 +6−1Разведка Науру20:18:17
10/10/2013
молодцы!
4 +5−1Nikolaev Sirrke10:13:54
11/10/2013
-2 +1−3Алексей Постовалов10:09:26
11/10/2013
Вы полагаете, необходимо решительно окунуться в пучину грантоложества? Действительно, я не такой решительный человек, как вы.
Я полагаю, что вам надо бы обратиться к психологу, ибо ваш ассоциативный ряд внушает опасение за ваше здоровье:))))
4 +5−1Valentina Sovkina00:09:30
11/10/2013
Комментарий удалён.
СПАСИБО, за поддержку, Вадим! Честное слово, от словоблудия и злости людей порой хочется от всего отказаться, но... Не откажусь! Память моих родителей, которых уже нет, к сожалению, не даст мне это! Мои предки были оленеводами, благодаря им, я в тундре не пропаду, это точно! :) Удачи всем!
3 +3−0Andrei Sokolov13:09:00
11/10/2013
6 +7−1Dmitriy S04:32:55
11/10/2013
В мурманской области проживает - 780 401 чел. (2013), а саамов в РФ всего 1771 чел. (2010). Кто конкретно, кроме горстки активистов саамов, должен заботиться об национальной самобытности и культуре этого народа?
Они сами и должны заботиться. А только им еще и мешают. Не мешали бы, уже лучше было бы.
3 +4−1Алексей Юпинов11:59:00
11/10/2013
Был в этом году в Музее северной культуры в Стокгольме, там есть экспозиция про саамов на пол-этажа. У саамов еще и несколько языков, и вообще всё сложно. Про отсутствие саамского парламента в России было упомянуто. А еще у саамов красивый флаг. И почти все культурные артефакты были уничтожены при христианизации :(
В общем, не представляю себе сохранение идентичностей малых народов в будущем. Ведь совсем малых языков много, и они очень быстро исчезают. Вепсы хотя бы.
3 +4−1Nikolaev Sirrke10:00:49
11/10/2013
-3 +1−4Алексей Постовалов09:42:56
11/10/2013
Мешает страх. Боюсь превратиться в грантососущего активиста.
Вы, как ребенок малый, уж простите за сравнение:), То пойду, то боюсь... Нерешительность не очень хорошее качество для взрослого человека.
3 +4−1Nikolaev Sirrke09:37:40
11/10/2013
-3 +1−4Алексей Постовалов09:31:33
11/10/2013
Не вызовет? Это новость для меня. (пошёл искать русского грантодателя в Англии)
Кто ищет, то всегда найдет:) Или вам что-то мешает?:)))
3 +6−3Valentina Sovkina22:42:01
10/10/2013
0 +5−5Алексей Постовалов22:12:55
10/10/2013
А вам не приходило в голову, что "наш народ", это все жители России, которые осознают себя частью единого культурного пространства? Мои предки проживали в Зауралье и говорили на странном поморском суржике местного разлива. Понять старух было очень сложно. Но ни им, ни местным полуобрусевшим башкирам, ни многи прочим это не мешало ощущать себя единым народом. А у вас какие-то проблемы. Так что это именно вы хотите отделить маленький кусочек от большого народа и повластвовать над ним всласть. А что... Не хухры-мухры, а целый Парламент!
Понятно, отношение, если звучит так: "...странном поморском суржике местного разлива. Понять старух..." Нет уважения к малому, о чем говорить в большом! Глухими Душой сложно что-то донести. достучатся, поэтому не трачу время! Извините!
3 +4−1Valentina Sovkina21:42:06
10/10/2013
1 +3−2Алексей Постовалов21:18:13
10/10/2013
Может быть вы уточните, кого с кем вы собираетесь разделить и над кем властвовать?
Не я и не мы разделяем и властвуем! У нас в регионе работает принцип двойного стандарта! Те, кто рукоплещут и кивают, что у нас все замечательно, Они являются той субстанцией, с кем работают чиновники, которым нужна тишь и благодать, лубочные концерты и фикции обсуждений. Используется административный ресурс, а это финансирование из ВЦП, заседание различных рабочих групп, в которых нет представителей от нашего народа.
3 +3−0игорь козлов21:05:35
10/10/2013
2 +6−4Andrej Danilov18:05:40
10/10/2013
И как можно говорить о нехорошем отношении саамов ко мне, если на все должности эти же саами и выбирают (не назначают).
А почему вас так власти не любят ? Вы же даже теоретически не можете быть сепаратистами с 0.2 процента населения Мурманской собласти ?
3 +5−2Valentina Sovkina20:38:47
10/10/2013
ответ Виктору: мы не горстка активистов, а избранные Съездом, уполномоченные представители от народа, и это прописано в ФЗ 82 "О гарантиях прав КМН РФ". Конечно же народ устал от выборов и прекрасно понимает, что прав не найти и не дождаться, но... если и та же горстка руки опустить, то тогда вообще - ложись и помирай. на любой закон есть масса других нормативных актов, которые имеют вилочку и трактовку чиновников. Вот и приходится стать могучей кучкой :)
Возвращаясь к теме: по теме подъема флага. Действительно выкатились слезы, когда рассказывала про подъем флага в 2013 году, (см. фото внимательно) Даниил совместил два события 2012, когда запретили поднять флаг и в тот год и была листовка о том, что мы самоназванный парламент. А 09.08.2013 было больно смотреть на то, что было нам предложено как подъем саамского флага, было очень стыдно, но мы не стали буянить. Поистине пришло решение, уж лучше вообще не поднимать, чем так! Это не дает нам право успокаиваться, в любом случае будет принято коллегиальное решение
3 +11−8За Веру, Царя и Отечество17:50:22
10/10/2013
16 +23−7Виктор Свердлов17:22:04
10/10/2013
Печально это все, конечно, но, пока о возрождении самобытности заботится горстка активистов, а не большинство, ждать перемен не приходится. Саами - просто отражение в миниатюре русских, чужих в своей собственной стране.
главное возродить Чечню, остальные народы не интересны. В ближайшие 20 лет так точно.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь