На игре

14:12 21/09/2013 Финансы
Старт продаж GTA V
Старт продаж GTA V
Просто некоторые фильмы такое говно....

В середине сентября по всему миру состоялась премьера игры GTA V. Описание этого события в СМИ больше походило на отчет о премьере фильма: деловые издания начали писать о финансовом успехе разработчиков, развлекательные — строчить рецензии, отмечая в них и необычные повороты сюжета, и дорогостоящее музыкальное сопровождение, и даже, в каком-то смысле, «игру актеров», главных героев GTA V. Действительно, к 2013 году игровая индустрия стала восприниматься как один из опаснейших конкурентов для кино, ведь, по сути, пользователям предоставили выбор между активным (пусть и перед экраном монитора) и пассивным видами отдыха.

Финансовый блокбастер

Первый день продаж принес издателям пятой части Grand Theft Auto (GTA) 800 миллионов долларов. И это при том, что игра пока не вышла на PC, оставаясь привилегией владельцев Sony Playstation 3 и Xbox 360.

Еще лучше понять степень ажиотажа вокруг GTA помогает следующий факт — выручка в 800 миллионов долларов примерно соответствует 13-14 миллионам проданных копий игры. В прошлом франшизе GTA потребовался целый год, чтобы разойтись таким тиражом.

Столь успешные показатели лишний раз свидетельствуют, что компьютерные игры давно превратились в крайне выгодную индустрию сферы развлечений. Большие деньги диктуют производителям свои правила — для получения сверхприбылей разработчики вынуждены сами активнее вкладываться в бизнес. Например, студия Rockstar North создавала GTA V четыре года. Сценарий игры в распечатанном виде превышал тысячу страниц, а над саундтреком работали, среди прочих, Снупп Догг и Оззи Осборн. Неудивительно, что стоимость разработки игры могла составить до четверти миллиарда долларов.

В 2012 году на фоне ожидания сверхприбылей от GTA V акции владельца студии Rockstar — американской компании Take-Two Interactive — выросли более чем на 60 процентов. Есть все основания полагать, что акции будут расти и дальше: повышение их стоимости будет связано не только с возможным выходом игры на PC, но и с продажами сувенирной продукции, например, одежды и коллекционных изданий игры. Но главное — это интернет. С началом октября игроки получат возможность многопользовательской игры по сети через режим Grand Theft Auto Online. Это означает, что по интернету будут распространяться различные платные приложения, которые призваны поддерживать у геймеров интерес к проекту и повышать коммерческую отдачу для разработчиков.

Киностудии похвастаться такого рода способами получения прибыли не могут: после показа в кинотеатрах блокбастеры выходят на DVD или Blu-ray для домашнего просмотра, некоторые из них затем берут на ТВ. Культовые студии могут открывать свои магазины и продавать сувениры, но в онлайне они все равно будут представлены гораздо скромнее, чем производители игр. Означает ли это, что кино скоро уступит играм звание «важнейшего из искусств»?

Виртуальная мощь

Финансовые показатели GTA V чуть меркнут, если поместить их в контекст развития индустрии визуальных игр вообще. По данным Microsoft, в 2012 году оборот этого сектора экономики в мире достиг 65 миллиардов долларов. 42 процента от общей суммы пришлось на продажи консолей и игрового контента к ним, а остальное было потрачено на онлайн-игры, мобильные приложения, игры для персональных компьютеров и другие сегменты рынка.

В Microsoft предполагают, что продажи нового, уже восьмого по счету, поколения приставок Xbox и Wii составят около 385 миллионов единиц, что на 27 процентов превысит продажи их предшественников. Рост сектора компьютерных игр прогнозируется на отметке в семь процентов ежегодно, что выведет его в самый быстрорастущий сегмент рынка развлечений. Продажи компьютерных игр уже принесли издателям до 12,1 миллиарда долларов.

Журнал Forbes в 2012 году со ссылкой на исследование DFC Intelligence предположил, что к 2017 году объем рынка видеоигр достигнет 82 миллиардов долларов. Естественно, что рынок будет переживать структурные изменения в сторону активного развития мобильных приложений, но и издателям больших дорогих игр все равно достанется значительная часть «пирога».

Чем могут ответить киношники? В 2012 году, по некоторым данным, объем кинорынка в мире превысил 120 миллиардов долларов. Кажется, что двукратная разница между показателями двух индустрий делают бессмысленным любые сравнение и прогнозы, однако киноиндустрия, в отличие от игровой, за последние пять лет до 2012 года росла лишь на 0,8 процента ежегодно. Кроме того, если спуститься с макро-уровня и посмотреть на результаты конкретных компаний и студий, у Голливуда окажутся все поводы для беспокойства.

Так, продажи игры Call of Duty: Black Ops II за первые пять дней принесли 650 миллионов долларов, в то время как, например, блокбастер «Мстители» за десять дней проката собрал лишь 373 миллиона долларов. Другой масштабный кинопроект, «Железный человек-3», за первые десять дней смог пополнить свою кассу «всего» на 285 миллионов долларов.

Получается, что на развитом рынке развлечений блокбастеры уступают лучшим компьютерным играм. Да и не только лучшим: в некоторых развитых странах киноиндустрия уже зарабатывает меньше, чем производители визуальных игр. Скажем, в Великобритании еще в 2009 году выяснилось, что зрители оставили в кинотеатрах за год лишь миллиард фунтов, а на покупку видеоигр потратили в четыре раза больше. Существует ли на самом деле корреляция между падением киносборов при одновременном росте индустрии видеоигр?

Компьютерные грезы

Два года спустя после того, как видеоигры победили в борьбе за кошельки британцев, колумнист и заядлый геймер Чарли Брукер (Charlie Brooker) опубликовал в The Guardian свою заметку, в которой приписал успех отрасли не столько технологиям и рекламе, сколько концептуальным особенностям и талантам разработчиков. По словам Брукера, в то время как студии снимают «неумные» фильмы, компьютерные компании выпускают «умные» видеоигры, которые требуют от игроков не просто участия и погружения, а активных умственных действий. Словно вторя ему, в интервью для газеты «Ведомости» от 20 сентября 2013 года глава пиар-службы распространителя GTA V в России «1С-СофтКлаб» Алексей Пастушенко заявил, что часть намеков и аллюзий в игре будет доступной только для геймеров с определенным культурным бэкграундом. Иными словами игры делают для взрослой, умной, а значит и платежеспособной аудитории.

Другим существенным преимуществом игр перед кино является соотношение цены и качества. Это может показаться циничным, но на форумах при обсуждении достоинств игр и фильмов не раз упоминается денежный фактор. В то время как хорошая игра позволяет занять себя как минимум на несколько вечеров, поход в кинотеатр является одноразовым мероприятием. В одном из блогов автор подсчитал, что стоимость часа компьютерной игры обходится ему от 0,3 доллара до 1,67 доллара, в то время как стоимость часа фильма в кинотеатре может достигать пяти долларов без учета сопутствующих расходов. Совершенно не факт, что человек «из экономии» предпочтет остаться дома с приставкой, а не пойти в кино, но соблазн появляется.

Киноманы и сторонники традиционных видов искусства, впрочем, умерили восторги Букера. На страницах той же The Guardian в 2011 году в ответной колонке Джейн Грэм (Jane Graham) обратила внимание на то, что качественные фильмы требуют от зрителя как интеллектуальных усилий, так и уникального настроя, в том числе полного доверия режиссеру. Если в игре человек может контролировать персонажа, то кино обезоруживает зрителя — он не может ничего менять в картине, кроме своего к ней отношения. Грэм со ссылкой на специалистов утверждает, что язык кино пока остается более универсальным, чем язык игр. Игрок не всегда может понять логику создателей игры — и это может испортить удовольствие от процесса. В случае с массовым кино зрителям гораздо проще уловить смысл и соотнести себя с персонажами, даже если они в чем-то не согласны с режиссером.

Невольные объятия

В 2013 году подводить итоги противостояния кино- и компьютерной индустрий преждевременно. Существенный прогресс в качестве видеоигр на фоне творческого застоя в Голливуде поколебал позиции киностудий, а на бумаге финансовая и макроэкономическая статистика игровой индустрии выглядит чрезвычайно впечатляюще. В том же Microsoft предполагают, что количество геймеров в ближайшем будущем может достигнуть миллиарда человек, и очевидно, что с каждым новым поколением их будет становится все больше и больше.

В радужных перспективах компьютерных студий могут усомниться лишь дотошные журналисты и блогеры. Например, в 2010 году блогер Кристин Томсон (Kristin Thompson) обратила внимание на статистику продаж компьютерных игр, опубликованную журналом Newsweek. Автор издания при написании статьи оценил оборот рынка в 60,6 миллиарда долларов. При этом он учел как продажи технических устройств для игр, так и сам контент. Томсон написала развернутый комментарий, суть которого сводится к следующему — для корректного сравнения кинорынка и видеоигр в этом случае необходимо принимать во внимание объем продаж Blu-ray плееров, домашних кинотеатров и так далее. Очевидно, что в этом случае игровой рынок не сможет на равных соперничать с домашним кинопросмотром.

Наконец, на кино и игры можно взглянуть с совершенно другой точки зрения: не как на соперников, а как на отрасли, дополняющие друг друга. Например, очевидно, что вместе киностудиям и разработчикам игр будет удобнее бороться с пиратством в интернете, которое может сильно заморозить развитие и тех, и других.

Голливуд по-прежнему куда более респектабелен и узнаваем, чем активно растущая, но остающаяся в плену массовых стереотипов индустрия видеоигр. Это давно осознали как в Лос-Анджелесе, так и в ведущих компьютерных компаниях, и теперь после выхода какого-либо блокбастера студии выпускают компьютерные игры. Едва ли не классическим примером стали игры про Гарри Поттера, издателем которых был гигант EA.

В свою очередь, киностудии пытаются экранизировать наиболее культовые игры. Здесь пока, правда, бывают неудачные примеры, например, фильм BloodRayne по мотивам одноименной игры, который получил шесть номинаций на антипремию «Золотая малина». Но есть и более удачные эксперименты, к которым можно отнести «Сайлент Хилл».

Очевидно, что успех экранизации или переноса киносюжета в игровую реальность будет зависеть прежде всего от таланта авторов, а не от специфики виртуальной среды. По мере того как взаимное недоверие будет уступать место продуманному сотрудничеству, Голливуд и индустрия видеоигр могут измениться до неузнаваемости, но конкуренция между активными и пассивными видами развлечений вряд ли когда-нибудь исчезнет совсем.

Александр Ратников

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(154):

1 234 ... +1
59 +60−1Dmitry Semakin13:39:16
21/09/2013
Просто некоторые фильмы такое говно....
46 +49−3Lake Loud14:10:10
21/09/2013
Поддержи киноиндустрию - скачай GTA с торрента!
38 +38−0Павел Морозов15:20:56
21/09/2013
14 +18−4Chrys Red14:40:19
21/09/2013
Где Дум4, падонки?! Питнаццать лет ждю!
там же где и Half-Life 3... жди
30 +33−3Igor Katz15:07:51
21/09/2013
3 +27−24Джон Доу14:47:03
21/09/2013
Подобный бред всегда выдает идиотов с очень маленьким культурным запасом. Ничего нового, кризис, блаблабла. Про игры даже говорить не буду, скажу про кинематограф. Помимо возросшего тех. уровня начали снимать по другому, а не как было раньше с 1-2 ракурсов. Тут и "живая" камера, и стилизация (Ведьма из Блэр, Астрал и т.д., и да я в курсе что пара картин в таком стиле была раньше, но расцвело это только после Ведьмы), и интересный монтаж как у Тарантино и в Мементо Нолана, некоторые жанры стали снимать иначе, те же фильмы о комиксных героях стали пытаться делать серьезными, что смотрится не менее интересно, чем стилизация того же Бертона. Западная мультипликация ушла от чисто детских мультов к мультам для всей семьи, которые интересно смотреть и отцу, и матери и ребенку. Список достижений можно продолжать и дальше, но идиоты так и будут ныть про кризис.
Вообще-то чувак вроде говорил не о техническом моменте (камера, стилизация), а о кризисе идей в области сюжетной линии. Даже самые крутые блокбастеры зачастую имеют абсолютно убогий сценарий. И в этом плане фильмы которые снимали раньше с "1-2 камер" - выигрывают именно за счет интересного сюжета. Хороший пример современного фильма, где присутствуют и спецэффекты и приличный сценарий - "Начало" Нолана
.
29 +41−12Руслан Турченко13:45:14
21/09/2013
На мой скромный взгляд, обе индустрии в глубоком творческом кризисе и уже долгие годы не могут предложить ни одной принципиально новой идеи. Иногда открывается отдушина усилиями разрабов и режиссеров с незамыленным взглядом, но это лишь исключения подтверждающее правило..
25 +26−1Павел Морозов15:17:43
21/09/2013
46 +49−3Lake Loud14:10:10
21/09/2013
Поддержи киноиндустрию - скачай GTA с торрента!
и наоборот...
В общем, поддержи себя финансово, скачивай все с торрента
22 +39−17Ivan Sergeev14:34:40
21/09/2013
-33 +10−43Alexey Kiparisov14:07:35
21/09/2013
у задротов праздник
Задроты это играющие во всякую онлайн-хрень типа ммо, танки и т.д. или всякие рпг/стратегии. А ГТА безбашенное развлекалово и аттракцион с добавлением кино-составляющей. А таких как ты огульно ставящих всем штампы, считающих лохами всех кто не похож на них, ничем не интересующихся и живущих бредовыми кривыми стереотипами, называют быдлом, на них обычно всем пофиг и их презирают, но лично мне вас жалко, проживаете свою жизнь как обычное животное.
17 +18−1Василий Алибабаевич17:35:02
21/09/2013
59 +60−1Dmitry Semakin13:39:16
21/09/2013
Просто некоторые фильмы такое говно....
Большинство, я бы сказал)
16 +16−0Дмитрий Воронов03:40:46
22/09/2013
Не играй в Денди! От него кинескоп садится!
15 +27−12Анатолий Баляев18:40:55
21/09/2013
Настоящий прорыв в компьютерных играх произойдёт тогда, когда сюжет будет ставить перед игроком нравственный выбор и когда жизни персонажей станут настолько драматически сильны, что игрок будет плакать и смеяться вместе с ними. Пока высокобюджетные игры ещё не вышли из стадии стрелялок, позволяющих реализовать лишь агрессивные стратегии мозга и увлечь сознание в сон обдумывания быстрых шагов. Самое интересное начнётся тогда, когда компьютерная игра станет пьесой со многими вариантами поведения персонажей, каждое решение которых будет формировать жизненную метафору игрока.
14 +15−1Andrey Elakov16:21:00
21/09/2013
3 +4−1Lake Loud15:12:51
21/09/2013
приставок SP4
StayPlaytion4. Видимо, автор писал эту статью, не отрываясь от геймпада.
14 +31−17Руслан Турченко15:02:53
21/09/2013
3 +27−24Джон Доу14:47:03
21/09/2013
Подобный бред всегда выдает идиотов с очень маленьким культурным запасом. Ничего нового, кризис, блаблабла. Про игры даже говорить не буду, скажу про кинематограф. Помимо возросшего тех. уровня начали снимать по другому, а не как было раньше с 1-2 ракурсов. Тут и "живая" камера, и стилизация (Ведьма из Блэр, Астрал и т.д., и да я в курсе что пара картин в таком стиле была раньше, но расцвело это только после Ведьмы), и интересный монтаж как у Тарантино и в Мементо Нолана, некоторые жанры стали снимать иначе, те же фильмы о комиксных героях стали пытаться делать серьезными, что смотрится не менее интересно, чем стилизация того же Бертона. Западная мультипликация ушла от чисто детских мультов к мультам для всей семьи, которые интересно смотреть и отцу, и матери и ребенку. Список достижений можно продолжать и дальше, но идиоты так и будут ныть про кризис.
Куда как лучше идиота характеризует начало диалога с агрессивной навески ярлыков.
14 +18−4Chrys Red14:40:19
21/09/2013
Где Дум4, падонки?! Питнаццать лет ждю!
11 +13−2Mo the Old18:02:34
21/09/2013
-6 +3−9Антон Антонов18:01:29
21/09/2013
Обсуждается успех пятой игрушки и шумиха по этому поводу, зачем приплетать старые версии?
Популярность пятой части ГТА основана на предыдущих частях. Это вам не SR3.
8 +8−0Blabla Blablov21:02:29
22/09/2013
-14 +0−14Anatoly Ivanov20:25:21
22/09/2013
Любые игры, не могут идти ни какое в сравнение, даже с самым плохим кино. Все игры - это РобОто индустрия (стрелялки, хваталки и пр. ) и если честно, не столько развивают, сколько отупляют и зацикливают... Как робот с Одной извилиной...
Fallout 2 гомерически хохочет над твоим жалким комментарем.
8 +8−0Jegnum01:06:58
22/09/2013
15 +27−12Анатолий Баляев18:40:55
21/09/2013
Настоящий прорыв в компьютерных играх произойдёт тогда, когда сюжет будет ставить перед игроком нравственный выбор и когда жизни персонажей станут настолько драматически сильны, что игрок будет плакать и смеяться вместе с ними. Пока высокобюджетные игры ещё не вышли из стадии стрелялок, позволяющих реализовать лишь агрессивные стратегии мозга и увлечь сознание в сон обдумывания быстрых шагов. Самое интересное начнётся тогда, когда компьютерная игра станет пьесой со многими вариантами поведения персонажей, каждое решение которых будет формировать жизненную метафору игрока.
"когда сюжет будет ставить перед игроком нравственный выбор и когда жизни персонажей станут настолько драматически сильны, что игрок будет плакать и смеяться вместе с ними."
У меня так было с трилогии Mass Effect. Так что, уже.
8 +10−2Анон Аноныч18:12:30
21/09/2013
59 +60−1Dmitry Semakin13:39:16
21/09/2013
Просто некоторые фильмы такое говно....
Среди игр примеров тоже масса)
8 +10−2Дмитрий Кузнецов13:39:38
21/09/2013
-5 +30−35Тим Ур13:33:50
21/09/2013
Обычная GTA. А срача то сколько развели.
к сожалению, это просто заметка /статья-опубликована для ознакомления.А срач будет разведен в течении не большого времени.уже начинается собственно :)да и не срач это.коллективный обмен мнениями.
7 +7−0Ксения Лисовская12:05:36
22/09/2013
-31 +12−43Alexey Kiparisov16:03:18
21/09/2013
задроты обидку кинули - заминусовали наглухо lol
Вообще не играюсь, но поставила Вам минусы о_О
7 +9−2Sergey17:41:55
21/09/2013
-14 +7−21Джон Доу15:43:15
21/09/2013
Идиот говорил о многом, в том числе и о технической стороне. А про сюжет это бред, одноклеточного и раньше было завались, впрочем если для вас у Начала приличный сценарий, то вы вряд ли можете адекватно о говорить о них.

У "крутых блокбастеров" никогда не было цели сделать сценарную сторону сильной, они не про сюжет. Потому что если делать его вменяемым, то окажется просто скучно. Ну как например подстреленный главный герой не бодрячком побежит дальше после того как снимет броник и отдышится, а отправится прямиком в больницу.

Посмотрите старые "блокбастеры", в них достаточно тупой сюжет.

А потом подумайте, в какую сторону кинематографа надо смотреть, что бы получить фильмы с хорошим сюжетом. И нет, не в сторону блокбастеров.
Артхаус тоже не фонтан.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь