Полные подвалы трупов

21:13 22/08/2013 Мир
Оказание помощи пострадавшим от отравления в окрестностях Дамаска
Оказание помощи пострадавшим от отравления в окрестностях Дамаска
А мне все видится так: правительственные войска теснили повстанцев в этом районе и вот-вот должны были взять верх. Повстанцы видя такой исход дела решили выпустить газ, дабы: План максимум: 1) Опорочить режим и разжечь с новой силой пламя гражданской войны. 2) Поубавить кармы у правительства как за...читать полностью

В подконтрольных оппозиции окрестностях Дамаска сотни людей стали жертвами отравления неизвестными химическими веществами, предположительно, боевым нервно-паралитическим газом. Хотя сам факт применения отравляющих веществ уже мало кто подвергает сомнению, остается неясным, кто в этом виноват. Мировое сообщество оказалось в растерянности, как реагировать на случившееся.

С самого начала войны в Сирии правительство Башара Асада яростно отрицало факт применения стрелкового оружия против демонстрантов. Затем, однако, выражение «операции спецназа против террористов» прочно вошло в повседневные сводки. Следующим уровнем было применение танков: Дамаск опять категорически опровергал использование бронетехники. Тем не менее, потом в ход пошли вертолеты, боевая авиация, кассетные бомбы и даже баллистические ракеты. Схема информационного обеспечения всегда была одной и той же: сначала опровержение, потом длительное молчание, а затем сообщения о применении все более разрушительного оружия становились обыденностью.

Реакция мирового сообщества всякий раз также была примерно одинаковой. Запад выражал озабоченность и требовал прекратить «чрезмерное применение силы», Россия и Китай жаловались на провокации «террористов и их хозяев», однако в конечном итоге все смирялись. Если в начале противостояния никто не мог даже представить себе, что сирийская армия будет запускать ракеты «Скад» по Алеппо, то сейчас этим никого не удивишь: очередные ракетные обстрелы нередко упоминаются в новостях.

Однако с химическим оружием ситуация была несколько иной. Во-первых, его применение сразу же поставило бы Башара Асада на одну доску с известным поклонником зарина Саддамом Хусейном, а во-вторых, президент США летом 2012 года в категорической форме пообещал, что использование боевых отравляющих веществ будет равнозначно «пересечению красной черты», вслед за чем для сирийского правительства начнутся большие неприятности. Какие именно, Барак Обама не уточнил.

Несмотря на столь грозные предупреждения, из различных районов Сирии стали приходить сообщения о том, что людей все-таки травят. О том, что химическое оружие применяется, заявляли и израильские, и европейские, и даже американские разведчики. В начале 2013 года Обама заявил: «Я хочу быть предельно ясным», пояснив, что его слова о «красной черте» остаются в силе, но масштаб применения химоружия должен быть «серьезным», а доказательства — неопровержимыми.

Большинство наблюдателей (особенно республиканцы) небезосновательно отмечали, что президент просто не хочет ввязываться в сирийскую войну: слишком уж велики риски такого шага. По настоянию США началась подготовка к отправке в Сирию миссии экспертов ООН по химическому оружию, которые должны были подтвердить или опровергнуть факты его применения, а также выяснить, кто и против кого его использовал.

По данным сирийской оппозиции, в 2013 году боевые отравляющие вещества распылялись над их позициями десятки раз. Однако никаких вещественных доказательств этой информации они предоставить не могли по причине отсутствия соответствующих лабораторий и специалистов. При этом отправка экспертов ООН в Сирию под самыми разнообразными предлогами то и дело задерживалась. Возможно, с боевыми отравляющими веществами произошла та же история, что и с танками, вертолетами и ракетами ранее: мировое сообщество смирилось с их применением, пока это напрямую не угрожает соседним странам.

В чем причина столь упорного нежелания Запада вмешиваться в конфликт, понять нетрудно. Американцы и европейцы просто не знают, с кем и против кого дружить. В начале противоборствующие стороны удобно вписывались в привычную схему «прозападные повстанцы против диктаторского режима». Но со временем число активных игроков в Сирии увеличилось. Теперь в гражданской войне участвуют десятки групп относительно светских повстанцев, исламисты из «Фронта аль-Нусра», радикалы из «Исламского государства Ирака и Леванта», разнообразные группы иностранных наемников, курдские объединения, бедуинские племена, проправительственные отряды алавитского и шиитского ополчения, а также собственно сирийская армия, в которой выделяется еще и Четвертая механизированная дивизия. Помимо этого едва ли не в каждой деревне есть собственный отряд самообороны, чья идеология зависит от взглядов местных старейшин. Этот хаос существует внутри себя, а потому выудить из современной Сирии достоверную и проверенную информацию почти невозможно, что еще сильнее отпугивает Запад от прямого вмешательства.

Именно поэтому события 21 августа 2013 года повергли европейцев и американцев в настоящий ступор. Не реагировать на уничтожение почти двух тысяч человек в результате газовой атаки было нельзя. Но воткакреагировать — сейчас не знает никто. Однако для начала надо разобраться, что именно произошло в нескольких восточных пригородах Дамаска, известных под общим названием Восточная Гута.

Ранним утром 21 августа жители как минимум трех населенных пунктов стали задыхаться во сне. Поскольку на дворе было еще темно, люди начали впадать в панику: никто не понимал, что происходит и насколько это серьезно. Для многих первым порывом было спрятаться: как и в случае обычного для этих мест артиллерийского обстрела, жители похватали все самое ценное и спустились в подвалы. Для многих это решение стало роковым: нервно-паралитические газы, если это, конечно, были они, тяжелее воздуха, поэтому имеют тенденцию после распыления скапливаться в складках местности и низинах. По-видимому, плохо проветриваемые подвалы моментально заполнились газом, став братскими могилами для целых семей.

Другие пытались «выжечь» отраву из воздуха, разводя костры, что тоже было не лучшим решением. Огонь быстро пожирал и без того дефицитный кислород, наполняя воздух продуктами горения, и находиться у костров было просто опасно. Выжить удалось тем, кто знал, что во время химической атаки нужно поступать вопреки инстинктам: не прятаться под землей, а бежать на возвышенность или максимально открытое место. Возможно, именно этим и объясняется то, что среди погибших маленькие дети и женщины составили значительную долю — даже два дня спустя после инцидента их тела продолжают доставать из подвалов.

Те, кто еще держался на ногах (как правило, более крепкие мужчины), пытались спасти своих родных, доставляя их в больницы. Однако число пострадавших было настолько велико, что врачи, не понимая, что происходит, и не имея антидота, физически не успевали всем помочь. На видеозаписях, распространенных позднее, видно, что палаты, коридоры и даже подсобные помещения больницы усеяны десятками мертвых и умирающих людей, которых пытались спасти, поливая водой. Бросалось в глаза, что многие (едва ли не половина) были младенцами и дошкольниками, для которых даже малая доза яда означала смерть. Даже врачи, много чего повидавшие за два года войны, начинали плакать, рассказывая о том, что пережили в ночь атаки.

Когда информация о применении отравляющих веществ дошла до западных агентств, даже они, казалось, не могли поверить в ее правдивость, маркируя излагаемые факты тэгами «возможно», «предположительно», «вероятно» и «по неподтвержденной информации». Бессмысленность атаки с военной точки зрения и стремительно растущее число жертв — это не главное, что вызывало недоверие. Дело в том, что буквально за несколько дней в Дамаск все-таки прибыла миссия экспертов-химиков из ООН. Сложно было представить, как сирийское правительство решится на массированное применение химического оружия в 15 минутах езды от отеля наблюдателей.

Возможно, Башар Асад тут действительно ни при чем. Поначалу официальные сирийские СМИ отрицали сам факт инцидента. Однако потом, когда масштаб трагедии стал более или менее ясен, на экранах телевизоров стали появляться высокопоставленные сирийские чиновники, которые буквально заявляли, что правительство не имеет никакого отношения к инциденту и речь, скорее всего идет о провокации. Иранцы же, поддерживающие Асада, предположили, что газы на своей же территории распылили сами повстанцы, чтобы подставить противника.

Эта версия представляется маловероятной. Во-первых, для достижения эффекта массового поражения необходимы технические средства, далеко превосходящие те, что есть на вооружении у повстанцев: особые снаряды, контейнеры, распылители и так далее. Во-вторых, нельзя сбрасывать со счетов психологический аспект: в окрестностях Дамаска против Асада сражаются в основном местные жители, которым трудно было бы решиться на массовое отравление своих земляков. Тем не менее, полностью исключать вину повстанцев тоже нельзя.

Страны Запада, поддерживающие оппозицию, потребовали, чтобы команда экспертов ООН немедленно направилась в зону поражения и выяснила, что именно там произошло. Сами специалисты-химики, находящиеся в Дамаске, заявили, что готовы выехать в пригороды, как только получат приказ из ООН и разрешение местных властей. Если с первым никаких проволочек не было, то второе не получено до сих пор.

Теоретически, сирийское правительство должно быть больше других заинтересовано в очищении своего имени от обвинений в использовании химического оружия. Причем не только с моральной точки зрения: Франция уже заявила о необходимости применить силу, если выяснится, что газы распылили по приказу из Дамаска. Если бы ответственность за химическую атаку легла на повстанцев, то это стало бы огромной пропагандистской победой Асада. Окажись эта версия событий истинной, и у Запада не осталось бы разумных причин и дальше поддерживать повстанцев, а популярность оппозиции в народе резко пошла бы на убыль. Выгоды несомненны.

Однако сирийские власти начали тянуть с предоставлением экспертам разрешения на поездку в район предполагаемой химической атаки. 22 августа сирийская армия нанесла массированный артиллерийский удар по району, где произошел инцидент с массовым отравлением, а затем в наступление пошли танки и пехота.

Москва, которую считают союзником Дамаска в этом конфликте, через своих дипломатов дала понять, что инспекция может состояться только после прекращения боевых действий в Восточной Гуте. Фактически это означает, что район должен перейти под контроль сирийской армии, что равносильно запрету на немедленную отправку туда экспертов ООН.

Вероятно, причина такого поведения сирийских властей кроется в том, что они хотят сперва сами разобраться, что произошло в Восточной Гуте. Возможно, произошла ошибка: вместо обычных снарядов кто-то начал стрелять химическими. Возможно, кто-то сознательно приказал распылить газ, руководствуясь личными мотивами (местью за близких, ненавистью к повстанцам и так далее). А возможно, обычный снаряд попал в склад химоружия, что привело к непоправимым последствиям.

В любом случае, ответы если не на все, то на многие вопросы могла бы дать команда экспертов ООН. Но они остаются в своем отеле, что только порождает все большее недоверие к правительству Сирии и его заявлениям. Западу сейчас не хватает лишь последнего толчка, чтобы решиться на ту или иную форму прямого вмешательства в сирийский конфликт. Сравнительно безопасным вариантом считается уничтожение сирийских военных аэродромов и складов вооружений. Исламисты при этом оружия не получат, а правительственные силы лишатся превосходства в воздухе. Однако и такое дистанционное участие Запада в конфликте под большим вопросом из-за сопротивления общественного мнения.

Чтобы полностью исключить подобное развитие событий, Башару Асаду следовало бы как можно быстрее пустить инспекторов ООН в зону химической атаки. Если, конечно, это не он стоит за массовым отравлением своих сограждан.

Иван Яковина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(457):

1 234 ... +1
60 +72−12qweqwe qweqweqwe22:55:45
22/08/2013
12 +53−41[email protected]21:02:36
22/08/2013
,,, вы, умник, лучше ответьте на вопрос: ПОЧЕМУ РАЙОН газовой атаки БОМБЯТ и НЕ пускают туда инспекцую ООН ??
Зачем бы Асаду это делать.. если у него все так "фиолетово" ?
А мне все видится так: правительственные войска теснили повстанцев в этом районе и вот-вот должны были взять верх. Повстанцы видя такой исход дела решили выпустить газ, дабы:
План максимум:
1) Опорочить режим и разжечь с новой силой пламя гражданской войны.
2) Поубавить кармы у правительства как за рубежом, так внутри страны. А попутно спровоцировать запад на решительные меры
План минимум:
1)Заставить правительственные войска остановить наступление, дабы эксперты ООН могли обследовать место инцидента, что дало бы достаточно времени повстанцам перегруппироваться и подтянуть резервы.

И тут еще есть одна важная деталь, о которой автор "забыл" сказать. После поражения в Хомсе, пригороды Дамаска - ключевая точка обороны повстанцев. Как только они будут от туда выбиты, до конца войны останутся считанные недели. Так что, я думаю, теперь понятно, что правительство вполне резонно не хочет давать повстанцам и пары дней отдыха и пополнения резервов.
Насчет того, что мол район обороняли местные жители, и они травить себя же не стали. Автор сам написал, что единой повстанческой армии сейчас нет. Там кто-угодно мог это сделать, хотя бы те же исламистские боевики.
40 +73−33Александр Самойлов20:26:11
22/08/2013
-11 +43−54Francisk20:22:31
22/08/2013
Ну что ждем нового вторжения пендосов в сирию? скоро ее осчастливят демократией и либирализмом) лишь бы опять посла пендосовского не порвали на части как в ливии, где уже во всю "демократия" и "либерализм"
Как-то так, да. Зачем Ассаду это делать? Правильно, незачем. Его оппонентам - есть зачем, чтобы обвинить режим в зверствах и привлечь на свою сторону третьи силы.
20 +23−3First Last02:12:02
23/08/2013
60 +72−12qweqwe qweqweqwe22:55:45
22/08/2013
А мне все видится так: правительственные войска теснили повстанцев в этом районе и вот-вот должны были взять верх. Повстанцы видя такой исход дела решили выпустить газ, дабы:
План максимум:
1) Опорочить режим и разжечь с новой силой пламя гражданской войны.
2) Поубавить кармы у правительства как за рубежом, так внутри страны. А попутно спровоцировать запад на решительные меры
План минимум:
1)Заставить правительственные войска остановить наступление, дабы эксперты ООН могли обследовать место инцидента, что дало бы достаточно времени повстанцам перегруппироваться и подтянуть резервы.

И тут еще есть одна важная деталь, о которой автор "забыл" сказать. После поражения в Хомсе, пригороды Дамаска - ключевая точка обороны повстанцев. Как только они будут от туда выбиты, до конца войны останутся считанные недели. Так что, я думаю, теперь понятно, что правительство вполне резонно не хочет давать повстанцам и пары дней отдыха и пополнения резервов.
Насчет того, что мол район обороняли местные жители, и они травить себя же не стали. Автор сам написал, что единой повстанческой армии сейчас нет. Там кто-угодно мог это сделать, хотя бы те же исламистские боевики.
Да вообще.Только только это, судя по словам тех же журналистов, это была Аль-Каида против Хизбаллы, а сейчас Асад против "местных жителей". Местные себя травить бы не стали. А сторонние ребята для подставы Асада - запросто.
18 +23−5Тим Ур20:25:10
22/08/2013
Как же хочется свалить подальше, на какой-нибудь Плутон, например. Подальше от всего этого. Надоели все.
17 +20−3Оскар Ад20:24:38
22/08/2013
какой ужас... Как же людей жалко(
16 +24−8Алексей Трофимов21:41:28
22/08/2013
-4 +10−14Dmitry Kuzin21:26:16
22/08/2013
Пунктуацию вам видимо критиковать легче, чем ответить по существу.

Но мне в было бы интерестно узнать почему же всё-таки производится арт обстрел поражённой местности?

Насколько труднее ПО ВАШЕМУ СОБСТВЕННОМУ МНЕНИЮ будет провести ОБЪЕКТИВНОЕ расследование ПОСЛЕ обстрела, чем было бы ДО?

Если ОВ были применены повстанцами, то как именно от этого артобстрела и затягивания расследования может выиграть Асад?

По-моему очень даже вероятно по классике жанра провокаций в стиле "плаща и кинжала" был момент "вербовочной игры". Скорее всего это был какой-нибудь условный "полковник-майор-сержант" действующей армии погнавшийся либо за кровной местью, либо за подковёрной взяткой от "друзей" Асада, которых в Сирии предостаточно. И этот "условный агент" применил воткрыую (из орудий) или как-то подковёрно (например несколько ИВУ с канистрами ОВ) этот самый газ очень даже возможно, что из правительственных хранилищ. Гниль может встречаться даже в самых "чистых и честных" армейских прдразделениях.

Вопрос в таком случае будет, а кто именно в ответе за "ушедшего в отрыв" военного: Асад, его (агента) непосредственное командование, повстанцы, те, кто его спровоцировал-проспонсировал, производители ОВ, те, кто не заметил его исчезновения со складов, или кто-то ещё?
территория занята бородатыми, и эту территорию вот-вот освободят. Не надо супер конспирологию придумывать, мотивы применить химоружие были только у бандитов, которых сейчас очень сильно жмут.
И да, на эту территорию попасть можно будет только после того, как бандиты будут уничтожены.
15 +19−4Георгий Каширин21:17:56
22/08/2013
Только начал читать... ААААА.. ВАНЯЯЯЯЯЯЯ... опять...
15 +19−4Альфред Горностаев20:46:46
22/08/2013
-10 +7−17Кококо Рюмкин20:35:41
22/08/2013
Вы про каких именно наемников: из Хезболлах или из Ирана?
Про тех, что поедают сердца людей в прямом эфире, "Коко".
14 +16−2№23344200:18:37
23/08/2013
-14 +3−17[email protected]23:48:20
22/08/2013
у вас больное воображение ... - по-"пацански" мыслите сразу видна "школа путина" ... только ЗАПАД это вам не "Кущевка", тут блатные номера не прокатят...
в интернациональном составе Инспекции ООН - выдные специалисты по Химическому оружию из разных стран мира.. и они НИКОМУ НЕ подчиняются, кроме собственной совести.. . если вы тут пытаетсь навешать нам ЛАПШУ НА УШИ о том, что какой-нибудь из этих профессионалов будет, на глазах всего мира ФАЛЬСИФИЦИРОВАТЬ информацию о таком ЧУДОВИЩНОМ преступлении с массой детских трупиков, ради того, чтобы "угодить США или Евросюзу" - я первый скажу - вы КРУГЛЫЙ ИДИОТ, если в подобное верите! Неужели вы не понимаете разницу между "официальными бюрократами" просиживающими задницы в здании ООН у нас в Манхеттане и независимыми спецами, которые тут, скорее всего ни раз в жизни и НЕ бывали?
Хим.оружие в Ираке уже нашли? Или Запад еще ищет?
14 +14−0Алексей Кочедаев21:57:37
22/08/2013
-4 +3−7Анзор Аслаханов21:27:04
22/08/2013
ну, тут некоторые комментаторы рассказывают про канистры с зарином у "террористов" не моргнув глазом, наверное где то в подвале сварили или пендосы привезли...
Аум сенрикё его смогли спокойно сделать и даже применить, уже была информация о подпольных лабораториях в Ираке. Да и вообще его получили случайно при производстве пестицидов.
12 +12−0Евгений Сафонов04:27:16
23/08/2013
Комментарий удалён.
А почему вы уверены, что это именно зарин? Вы видели маркировки на ракетах и кассетных бомбах?
Это с тем же успехом может быть любой другой газ. Но все орут: "Зарин! Зарин!". Причем, еще даже неизвестно, кто его пустил, но обвинения уже сыпятся, обвинения категоричные. Пучеглазики орут и призывают ввести войска, бомбить аэродромы и четвертовать Асада, 85-рублевые изрыгают проклятья на головы западников и заявляют, что Асад белый и пушистый. И это все выудили из крайне ограниченной информации. А ее по-настоящему мало. Не судите раньше времени.
ИМХО, это провокация, явная провокация. Вопрос только в том, чья? Понятно, что Асад хочет победить, но он же не такой идиот, чтобы травить прям под носом ООНовцев. Был бы идиотом, столько бы не продержался. Почему не пускает инспекторов? Ну как вариант, чтобы они не сдохли. Все-таки территория боевых действий... Плюс, как выше один человек писал, по-моему верно, Асаду важнее выбить повстанцев с территории Дамаска, а если пустить химиков-натуралистов, то огонь предется на время прекратить, повстанцы успеют закрепиться.
12 +16−4Андрей Чекунов21:37:07
22/08/2013
2 +10−8[email protected]21:04:54
22/08/2013
Я, например не утверждаю что хим-атаку состряпал Асад.. но вот ЗАЧЕМ ЖЕ ЕМУ НЕ ДУПУСКАТЬ ТУДА ИНСПЕКЦУЮ ООН ?
Вариант, что он сам не знает что там произошло, вас не устраивает? Зная как умеют все переврать на западе, он 10 раз подумает пускать ли их.
Он вполне может предположить (для нас это может козаться чушью, но ему - иначе), что повстанцы договорились с комиссией и специально траванули народ. Вот и думает Асад: пущу их туда, они сразу столько всего найдут, на 10 вторжений хватит.
12 +16−4ii21:26:34
22/08/2013
15 +19−4Георгий Каширин21:17:56
22/08/2013
Только начал читать... ААААА.. ВАНЯЯЯЯЯЯЯ... опять...
то же самое, 1 абзац и все понял чей это опус. Перемотал вниз на последний где он опять делает выводы. Ну хоть посмеялся (:joy:)
12 +53−41[email protected]21:02:36
22/08/2013
40 +73−33Александр Самойлов20:26:11
22/08/2013
Как-то так, да. Зачем Ассаду это делать? Правильно, незачем. Его оппонентам - есть зачем, чтобы обвинить режим в зверствах и привлечь на свою сторону третьи силы.
,,, вы, умник, лучше ответьте на вопрос: ПОЧЕМУ РАЙОН газовой атаки БОМБЯТ и НЕ пускают туда инспекцую ООН ??
Зачем бы Асаду это делать.. если у него все так "фиолетово" ?
11 +15−4Den Maza05:53:04
23/08/2013
12 +53−41[email protected]21:02:36
22/08/2013
,,, вы, умник, лучше ответьте на вопрос: ПОЧЕМУ РАЙОН газовой атаки БОМБЯТ и НЕ пускают туда инспекцую ООН ??
Зачем бы Асаду это делать.. если у него все так "фиолетово" ?
ПОЧЕМУ, ДА ЗАЧЕМ!!!! Это район боевых действий, а не парк горького! Ваххабиты это сделали чтобы, выйти из окружения! читать надо нормальные новости, а не всякие там проваххабитские романы о любви к миру.
11 +40−29[email protected]21:12:27
22/08/2013
Комментарий удалён.
Гы... когда ответить нечего.. то остается лишь о "больших буквах" писать ... (:joy:)
11 +22−11Rakka udella20:38:00
22/08/2013
"мы пытаемся понять кто стоит за газовыми атаками в Сирии...", но нам пока не звонили из Вашингтона о своем решении, кто стоит за этим...
11 +13−2Francisk20:25:36
22/08/2013
Комментарий удалён.
чертовски грамотный коммент))
10 +14−4Андрей Чекунов21:51:06
22/08/2013
-1 +14−15Vladimir Vorobeychik21:39:06
22/08/2013
Сейчас на меня польётся бешеное количество фекалия...
Россия стала выступать откровенным дестабилизатором в мире. Если почти сразу МИД заявляет (ничего не расследовав) что Асад подобного не делал, а потом блокирует в СовБезе резолюцию, значит только одно: газовая атака прошла с разрешения России, о которой она была информирована заранее и которой дала зелёный свет. С обещанием полной блокировки расследования.
В своё время Путин говорил, что у Ходорковского руки по локоть в крови. Теперь он сам купается в море крови убитых по его милости людей. Вместе с Асадом.
Для начала советую открыть википедию и почитать про крупные войны(в том числе и гражданские) последних 20 лет, и про страну коротая являлась основным дестабилизатором. Я вам подскажу, это не Россия. Даже в этой войне все началось не с России.
10 +11−1Алексей Кочедаев21:19:24
22/08/2013
-10 +15−25[email protected]21:00:30
22/08/2013
Что за глупости в КОММЕНТАХ? как бы там Яковина не писал, но ФАКТЫ подтверждаются: Syrian President Bashar al-Assad's forces bombarded rebel-held suburbs of Damascus on Thursday Инспектора ООН сидят без дела в отеле Дамаске, а войска Асада подвергают массированному арт-обстрелу район вчерашней газовой атаки... причем при открытой поддержке России, которая не стесняясь дает понять: Инспекции туда войдут лишь после тогок как там все свидетельства будут уничтожены ...
Наверно беспокоятся, что там найдут химоружие с заводов Новокуйбышевска ??
В данном вопросе многое будет зависеть от того, кто будет контролировать эту территорию. Сейчас ее контролируют повстанцы и они могут фальсифицировать доказательства, так же как это могут сделать сирийские власти если вернут ее под свой контроль, поэтому и идут бои за территорию. В зону боевых действий инспекторов никто не пустит.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь