Отставка премьера

17:09 01/07/2013 Культура
Николай Цискаридзе
Николай Цискаридзе
Хм, автор статьи пытается доказать, что всему виной характер Цискаридзе, а вовсе не справедливая критика руководства театра в лице Иксанова. Критика, между прочим, подтвердилась проверкой Счетной палаты. И потом, почти 20 лет характер Николая никому особых проблем не доставлял. Но вот как только нач...читать полностью

30 июня 2013 года оказался последним рабочим днем Николая Цискаридзе в Большом театре, в котором он протанцевал 21 год. Руководство ГАБТ предсказуемо не стало объяснять, почему два трудовых договора с артистом, работавшим в театре в качестве танцовщика и педагога-репетитора, не будут продлены. Все действительно понятно и так: не сошлись характерами, возникли непримиримые разногласия. Развод хоть и казался в какой-то момент неизбежным, на поклонников его творчества все равно обрушился неожиданно и подействовал болезненно.

Николаю Цискаридзе 39 лет, и уже сейчас понятно: вне зависимости от того, что он будет делать дальше, у него сложилась долгая и счастливая творческая судьба в балете. Цискаридзе — ярчайший танцовщик своего поколения, который выделялся всегда и сразу уже благодаря своей внешности и стати. Прекрасные физические данные, талант и трудолюбие достаточно быстро обеспечили ему первые роли в театре, и он сумел преподнести эти роли по-своему, создать новый портрет классических, уже всем известных героев — как это было, например, с Солором в «Баядерке». За свою более чем двадцатилетнюю карьеру Цискаридзе перетанцевал почти весь классический репертуар ГАБТ, выезжал с ним на гастроли. Он и Щелкунчик-принц, и Принц Дезире, и Граф Альберт.

Цискаридзе воспринимается прежде всего именно как классический танцовщик — и по школе, и по технике, и по ролям. Наверное, такая подчеркнутая приверженность классическому духу, который он упорно несет в себе, объясняется просто — у Цискаридзе были великие учителя, в значительной степени определившие его лицо как артиста балета. В 1992 году он окончил Московское хореографическое училище (класс Петра Пестова), а в Большом театре репетировал и с Галиной Улановой, и с Мариной Семеновой, и с Николаем Фадеечевым. Все они, по признанию самого Цискаридзе, в значительной степени повлияли на формирование его и как личности, обучая не только танцевальному мастерству.

Ключевую роль в карьере Цискаридзе сыграл в прошлом художественный руководитель, ныне главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович, произнесший на госэкзамене танцовщика ставшую уже знаменитой фразу: «Грузину „пять“, и взять в труппу». Так началась жизнь Цискаридзе в ГАБТ, где он фактически рос на хореографии Григоровича, и именно роли в балетах главного советского хореографа стали визитной карточкой танцовщика — взять, к примеру, того же Щелкунчика или другую блистательную партию — Злого гения из «Лебединого озера».

Не менее знаковыми для премьера оказались работы другого выдающегося хореографа XX века — Ролана Пети, где в полной мере проявился и драматический талант Николая Цискаридзе. В 2001 году он вышел на сцену в партии Германа в мировой премьере балета «Пиковая дама» вместе с Илзе Лиепой; танцевал за границей партию Юноши в самом известном балете Пети «Юноша и смерть». В родном театре Цискаридзе предстал еще в одной важной для себя постановке французского классика — исполнив роль Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери», он стал первым российским артистом, примерившим на себя образ уродливого горбуна. Никакого горба, естественно, не было, только пластика.

Цискаридзе — танцовщик не только невероятно техничный, но еще и обладающий актерским талантом. В его репертуаре в Большом театре было много разноплановых ролей, как трагических и романтических, так и комических, — такова, например, партия Классического танцовщика в балете Алексея Ратманского «Светлый ручей». За все свои балетные достижения и удачи Николай Цискаридзе был отмечен множеством премий — Госпремией, тремя «Золотыми масками», «Триумфом», «Benois de la dance»; он кавалер французского Ордена искусств и литературы и Народный артист РФ. Кажется, Цискаридзе был успешен в своей профессии настолько, насколько это вообще возможно.

Правда, в последние годы имя его чаще всплывало в СМИ не в связи с творчеством или танцевальными успехами, экспериментами или сотрудничеством с новыми балетмейстерами, а со скандалами и критикой. Цискаридзе стал медийной фигурой, конечно, в первую очередь благодаря своему умению интересно рассказывать историю (он работает на телеканале «Культура», регулярно появляется в различных телешоу). Но постепенно, превращаясь в сознании массового зрителя в главную звезду русского балета, он в то же время отдалялся от своего искусства; кажется, его больше стало интересовать что-то иное. Появилась другая дорога, и она постепенно вытеснила первую.

Уволен Николай Цискаридзе тоже не из-за творческих разногласий с художественным или музыкальным руководителем и не из-за того, что не поладил с людьми искусства из-за искусства, а из-за конфликта с администрацией. По каким точно причинам — во внутренней балетной кухне ГАБТ стороннему человеку разобраться до конца невозможно. Впрочем, в данном случае это и ни к чему. Грань между искренним желанием бороться с несправедливой административной машиной и проявлениями особенностей вспыльчивого характера Цискаридзе уже тоже начала стираться. Однако одна несправедливость кажется очевидной: пусть виноваты все, про художественную часть забыли обе стороны конфликта, некрасивые высказывания позволяют себе тоже обе стороны — но с 1 июля танцевать не будет лишь Цискаридзе. И если Большой театр с облегчением расстался со своим самым известным артистом, тысячи любителей балета печалит перспектива видеть Цискаридзе только по телевизору. Поклонники танцовщика в знак протеста даже дважды выходили по этому поводу на пикеты.

Безусловно, Николай Цискаридзе не останется не у дел, продолжит танцевать и преподавать. Ему уже поступило несколько предложений о работе, в частности, его зовут возглавить балетную труппу Северо-Осетинского государственного театра оперы и балета. Однако ясно, что Цискаридзе, всегда державшемуся особняком и одиночкой, труднее всего будет расстаться со своим фанатичным отношением к театру-дому. Такая привязанность к месту в новом мире конфликтует с самой театральной системой, которая сейчас активно перестраивается. Правда, Большой регулярно доказывает, что сам живет еще в старой системе координат. И возможно, главная российская звезда оперной сцены Анна Нетребко, которая все никак не выступит на сцене ГАБТ, права: нужно все-таки всех уволить и набрать заново.

Татьяна Ершова

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(27):

1 2+1
5 +5−0Владислав Боровых09:07:10
02/07/2013
Хм, автор статьи пытается доказать, что всему виной характер Цискаридзе, а вовсе не справедливая критика руководства театра в лице Иксанова. Критика, между прочим, подтвердилась проверкой Счетной палаты. И потом, почти 20 лет характер Николая никому особых проблем не доставлял. Но вот как только начал критиковать Иксанова, так сразу же все "вспомнили" про "сложный характер" Цискаридзе. А как же тогда быть с Лиепой? Там тоже "сложный характер"? Как же быть с тем, что фактически Иксанов и Филин обвиняли в в уголовном преступлении Цискаридзе, а выяснилось, что он к этому совершенно не причастен? Да и потом, а кого из нас "не сложный" характер? Я таких в своей жизни не встречал. Все с Характером, знаете ли. Далее. А с какой стати, Цискаридзе, который этот дом наполнил своим духом должен его покидать, а какой то бывший завхоз, боящийся даже называться именем данным родителями и отчеством своего отца, должен и дальше обделывать свои делишки. "Князь Игорь" уже провалился. Ибо петь просто некому. "Руслан и Людмила" вообще повод повязать всех кто был причастен по 282 ст. Зато постоянный "модерн" и т.н. "современное искусство". Зато труппа нижайше кланяется в ноги барину (Иксанову), а то и эскорт-услуги оказывает. Чего уж там. Но конечно же, во всем виноват "тяжелый характер" Цискаридзе. А Нетребко для меня умерла после истории с Киркоровым, когда стояла и ржала в момент, когда Киркоров бил женщину. Так что её мнение уж точно должно быть по боку. Та еще советчица нашлась.
5 +7−2Тамара Буйлова16:52:05
01/07/2013
Выдающийся артист! И на фоне Большого Театра надо дать еще одну медаль Гергиеву В.А.- имея огромную труппу и выдающихся артистов, он не допускает скандалов и дрязг , мешающих творчеству. А Н.М. Цискаридзе удачи!
1 +1−0Zofia Karpovich04:00:46
03/07/2013
0 +1−1Makarova Xenia12:02:52
02/07/2013
Идиоты, они убирают... бога. Это не они ему, а он им честь делал! Да его по рукам и ногам расхватают и в Опера Гарнье и вообще по всем королевским заведениям мира: такого блестящего профессионала, хранителя наших лучших традиций. Благодаря какой-то там шайке людей, которых и по имени-то никто не вспомнит, Большой лишается своего лица. А имя Николая останется прописанным золотыми буквами в истории российского балета.
Воровской малине не нравится репертуар. Для исполнения "Мурки" Цискаридзе не годится.
1 +1−0Света11:45:26
02/07/2013
Пусть теперь танцует завхоз Иксанов вместе с шоуменом Швыдким.
1 +2−1Анна Фрундина09:47:10
02/07/2013
-1 +1−2Достомысл Чемоданов09:06:01
02/07/2013
Цискаридзе - 40 лет. Избавляются не от "ненужного" мнения. Избавляются от "пенсионера".
Да по меркам такого "пенсионеризма" блистательная Майя Михайловна вообще не должна подходить к стенам ГАБТ. И в итоге получим кабаре) А ГАБТ будет какой-нибудь "Crazy Cows" .
1 +2−1Анна Фрундина09:38:14
02/07/2013
0 +1−1Владислав Боровых09:09:09
02/07/2013
Да надоели все уже с этим "тяжелым" характером. А у кого он простой то? Скажите мне? Я уж не говорю про Вишневскую, Уланову и многих многих других. Может все таки стоит в консерватории что то поменять? (Жванецкий).
Я об этом и говорила, что он- Личность в Мировом балете! И неважно, какой у него характер! Он- профессионал в своем деле! И как все профессионалы он, на мой взгляд, не вносил ничего личного в суждения о работе ГАБТ,- а говорил исключительно о работе и о постановке этой самой работы.Он мировой, признанный всеми авторитет! А какой авторитет в балете у Иксанова? Кто это? Что он сделал на сцене? Ноль. Круглый ноль. И этот ноль признали по какой-то неясной причине выше, чем профессионала высокого уровня, который мог развивать балетную сцену ГАБТ.
1 +2−1Анна Фрундина08:17:12
02/07/2013
Поразительно, как легко бесталанные, ничего не значащие в искусстве люди разрушают русский балет. Абсолютно непонятно, почему какие-то директоры, какие-то манагеры могут вот так легко избавиться от "ненужного" мнения. Я более чем уверена, что Цискаридзе- несмотря на свой, наверняка, тяжелый характер- человек преданный творчеству, и все его слова и действия продиктованы именно этой преданностью. Очень жаль, что беспредел добрался и до Большого Театра.
1 +2−1Людмила Шагаева18:22:47
01/07/2013
Очень жаль!!! Любой "развод" всегда неприятно.
0 +0−0Тарасюк Валентина12:55:45
14/07/2013
Какой-же Большой театр без гениального Артиста Цискаридзе Николая да никакой. Если не он должен на сцене большого танцевать, так кто-же? Он лицо большого театра.
0 +0−0Эрик Кибрайский17:14:20
04/07/2013
-1 +0−1Valeri Tk-o04:53:14
04/07/2013
нетребко явно небольшого ума дама.
а то,что б.т. монстр старорежимной конструкции и явно нуждается в реорганизации-это однозначно.
мое предложение:
1. исполнение классического репертуара как он исторически сложился,т.е. лучшие образцы взять за основу на главной сцене;

/месяц балеты и месяц оперы-каждый день - всем работы хватит

2. все эксперименты и варианты на дополнительной сцене;

некогда будет трепать нервы друг другу
"месяц балеты и месяц оперы-каждый день - всем работы хватит"
фильку киркорова надо звать (как в казанском оперном)
0 +1−1Zofia Karpovich12:48:40
02/07/2013
0 +1−1trueblooded11:54:02
02/07/2013
Пусть характер у него не сахар, но талант безусловен. Уверена, что у него все сложится отлично, очень надеюсь на это.
И не просто отлично, а великолепно.
Первый плюс - перестанет трепать себе нервы в этом гадюшнике, оккупированном всякими чемодановыми и прочим ворьём.
Наконец появится возможность понастоящему заниматься творчеством и создавать новые шедевры. А помойка останется при своих жалких интересах.
0 +1−1Makarova Xenia12:02:52
02/07/2013
Идиоты, они убирают... бога. Это не они ему, а он им честь делал! Да его по рукам и ногам расхватают и в Опера Гарнье и вообще по всем королевским заведениям мира: такого блестящего профессионала, хранителя наших лучших традиций. Благодаря какой-то там шайке людей, которых и по имени-то никто не вспомнит, Большой лишается своего лица. А имя Николая останется прописанным золотыми буквами в истории российского балета.
0 +1−1trueblooded11:54:02
02/07/2013
Пусть характер у него не сахар, но талант безусловен. Уверена, что у него все сложится отлично, очень надеюсь на это.
0 +1−1Анна Фрундина09:49:11
02/07/2013
-1 +0−1Владислав Боровых09:46:40
02/07/2013
Так я наоборот вас поддерживаю :))) В том смысле, что ОНИ надоели с этими разговорами о характере. Иксанов - это ставленник мразоты швыдкого. Отсюда и вседозволенность.
Позор, я считаю это позор. Дальше некуда катиться. Сознательное публичное унижение артиста такого уровня. И кем? Какой-то сомнительной личностью!
0 +1−1Владислав Боровых09:09:09
02/07/2013
1 +2−1Анна Фрундина08:17:12
02/07/2013
Поразительно, как легко бесталанные, ничего не значащие в искусстве люди разрушают русский балет. Абсолютно непонятно, почему какие-то директоры, какие-то манагеры могут вот так легко избавиться от "ненужного" мнения. Я более чем уверена, что Цискаридзе- несмотря на свой, наверняка, тяжелый характер- человек преданный творчеству, и все его слова и действия продиктованы именно этой преданностью. Очень жаль, что беспредел добрался и до Большого Театра.
Да надоели все уже с этим "тяжелым" характером. А у кого он простой то? Скажите мне? Я уж не говорю про Вишневскую, Уланову и многих многих других. Может все таки стоит в консерватории что то поменять? (Жванецкий).
0 +3−3Достомысл Чемоданов09:03:44
02/07/2013
-1 +1−2duradulova23:47:06
01/07/2013
Вы в своём уме ли? Вы кто такой? Давай, до свиданья!
А кто такой этот Цискаридзе? Танцор? И что?
0 +2−2Достомысл Чемоданов09:02:13
02/07/2013
Очень неприятный тип.
0 +1−1Zofia Karpovich06:09:55
02/07/2013
-1 +1−2duradulova23:47:06
01/07/2013
Вы в своём уме ли? Вы кто такой? Давай, до свиданья!
Да это он о себе.
0 +6−6Александр Литвинов20:09:11
01/07/2013
Мерзкий тип...
0 +1−1Блудова Татьяна18:50:52
01/07/2013
Похоже на некролог.
А я уверена, что это просто начало навого творческого перода Николая. Талант не спрятать.
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь