„ | И как? Обошлось без хоруговносцев с бубнами, попов и ряженых казаков? Видимо было высочайшее повеление не позориться перед иностранными гостями... | “ |
На стартовавшем в четверг, 20 июня, 35-м Международном московском кинофестивале уже успели показать около половины конкурсной программы (всего она включает 16 полнометражных фильмов). «Лента.ру» представляет обзор тех картин, которые привлекают к себе внимание, даже если и не являются сверхудачными.
Понятно, что ни один уважающий себя современный кинофестиваль не может обойтись без гей-драмы — и в рамках ММКФ уже успели показать две картины, которые затрагивают тему однополых отношений. Это швейцарская лента«Рози»и голландский фильм «Маттерхорн». В обоих случаях речь идет прежде всего о том, как с гомосексуальностью близких людей мирятся представители старшего поколения. В швейцарском фильме главная героиня Рози (Сибилла Брунер) вспоминает умершего супруга, у которого уже в браке случился роман с соседом. У самой Рози двое детей — дочь и сын-гей, построивший успешную писательскую карьеру. Удивительным образом сын Лоренц (Фабиан Крюгер) иногда становится центральным действующим лицом — по крайней мере, ему уделяется чуть ли не больше экранного времени, чем его матери.
Главный герой ленты«Маттерхорн»— добропорядочный бюргер Фред (Тон Кас), эдакий человек в футляре, выгнавший из дома сына-гомосексуала. Жена Фреда умерла, поэтому он живет в одиночестве в тихой косной деревушке. Однажды на пороге его дома появляется странный персонаж по имени Тео (Рене ван’т Хоф) — он общается с окружающим миром при помощи единственного короткого слова «ага», кажется, не имеет места жительства и работы и не стесняется ходить по улицам в женской одежде. Между Тео и Фредом неожиданно завязывается дружба, и Фред в итоге находит в себе силы для того, чтобы понять и принять родного сына.
Хотя и «Рози», и «Маттерхорн» не лишены художественных достоинств (в обоих случаях можно отметить актерскую игру исполнителей главных ролей — Брунер и Каса), приходится признать, что для основного конкурса крупного киносмотра обе картины являются достаточно проходными. Создается ощущение, что отборщики фестиваля попытались продемонстрировать свой оппозиционный настрой, включив их в программу. Особенно актуальным в этом смысле кажется фильм «Маттерхорн», в котором главным героям приходится вступить в конфликт с консервативно настроенными и весьма религиозными соседями (эту картину кинокритик Андрей Плахов в своем фейсбуке и вовсе назвал «пропагандой гомосексуализма на ММКФ»).
Испанская лента«Портовые ребята»рассказывает о подростке Мигеле, который по просьбе деда несет солдатскую куртку на могилу дедушкиного фронтового друга. В путешествии на кладбище, которое растягивается на двое суток, Мигеля сопровождают подруга Лола и ее младший брат. Эта история могла бы стать любопытной короткометражкой, но режиссер Альберто Мораис предпочел растянуть ее на полный метр. В результате получился самый усыпляющий фильм ММКФ. Это объясняется не столько даже хронометражем, сколько странным подходом Мораиса к съемкам детей. В фильме юные актеры ведут себя как маленькие звезды артхаусного кино — подолгу не мигая смотрят в пространство и общаются при помощи фраз, которые кажутся адресованными каким-то воображаемым собеседникам, поскольку диалог никак не складывается.
Ленту«Ливанские эмоции»программный директор ММКФ Кирилл Разлогов назвал «азиатским экстримом» — но экстрима в фильме не так и много, по крайней мере по сравнению со многими другими корейскими картинами. Работа режиссера Чона Ен-Хена — драма с минимумом сюжетных поворотов и небольшой дозой насилия (другими словами, некоторых персонажей иногда бьют по голове тяжелыми предметами). На сайте ММКФ содержался великолепный синопсис (впоследствии удаленный), почти не соответствующий сюжету фильма, зато вполне отражающий его дух: «Мужчина гонится за женщиной. Она пробегает мимо другого мужчины, а затем знакомится с ним. В фильме показаны удручающие картины. В кадре чувствуется намерение режиссера показать эмоции, которые не поддаются описанию». Впрочем, друг героя картины — 30-летнего безработного мужчины — вообще умудряется исчерпывающе пересказать весь сюжет одной фразой: «Давай выпьем, а потом на гору пойдем». Примечательно, что это же высказывание, в сущности, является пересказом и некоторых других фильмов из основного конкурса — как в буквальном смысле (см. «Маттерхорн»), так и в метафорическом. Кстати, Чон Ен-Хен отметил, что название его картины не имеет никакого отношения к сюжету — дескать, он хотел отразить в фильме эмоции, для описания которых и слов-то не найдется, поэтому и решил: а почему бы им не быть ливанскими? (Впрочем, режиссер также уточнил, что ориентировался на одноименное стихотворение некоей корейской поэтессы.)
На общем фоне российская лента«Роль»кажется не просто самой значимой работой в конкурсе ММКФ, но и пока что единственным настоящим претендентом на главный приз фестиваля. Поставил эту картину Константин Лопушанский, режиссер «Писем мертвого человека», кажется, единственного советского постапокалиптического фильма. В «Роли» события разворачиваются в начале 1920-х, главным героем является театральный актер Николай Евлахов, эмигрировавший из послереволюционной России в Европу. Евлахов является почти точной копией красного командира Плотникова, с которым судьба свела актера несколько лет назад. Плотников погиб вскоре после этой встречи, Евлахов же не может найти себе места и решает в конечном итоге вернуться на родину, чтобы сыграть главную роль в своей карьере — прожить за красного командира прерванную жизнь. Одержимого актера в фильме Лопушанского играет Максим Суханов — он же исполнял роль митрополита Алексия в ленте «Орда», взявшей два приза на прошлогоднем Московском кинофестивале.
«Роль», кстати, впечатляет не только актерской игрой, но и картинкой: Лопушанский снимал черно-белую ленту, но, хитро обращаясь со светом, создал очень контрастный, почти лишенный оттенков серого фильм. В результате «Роль» — с темными человеческими фигурками на фоне заснеженной России 20-х годов прошлого века — давит и подминает под себя зрителя, но такой, видимо, и была задумка режиссера. Кроме всего прочего, «Роль» — один из немногих фильмов конкурса, обладающих внятным финалом, то есть, по сути, являющихся законченным высказыванием.
Но надо отметить, что фильмы конкурсной программы будут демонстрироваться до субботы, так что у фильма Лопушанского еще может появиться какой-нибудь серьезный конкурент.
Сергей Оболонков
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
11 +17−6 | Соколов Илья | 19:27:11 24/06/2013 |
И как? Обошлось без хоруговносцев с бубнами, попов и ряженых казаков? Видимо было высочайшее повеление не позориться перед иностранными гостями... |
7 +12−5 | ага щаз | 21:09:41 24/06/2013 | ||||||
| ||||||||
ну уж нет. нам есть к чему стремиться. щас как начнем выяснять какие семьи однополые, и детей оттуда забирать. заодно запретим оральный секс. интернет. и свободный выезд. |
5 +6−1 | Alex | 23:41:08 24/06/2013 | ||||||
| ||||||||
Мне тоже кажется что замелькало это на Ленте только в последнее время. Ни дня не проходит без них. Может, это такой способ приучить читателей? Сделать мелькание геев в новостях обыденным делом? А там и общероссийская терпимость подтянется... |
4 +5−1 | Бобр Добр | 10:04:34 25/06/2013 | ||||||
| ||||||||
Соколов Илья русофоб-гомосексуалист? :) |
3 +3−0 | Игорь Васильев | 09:12:50 25/06/2013 |
"Понятно, что ни один уважающий себя современный кинофестиваль не может обойтись без гей-драмы" - кому понятно то? Ленте? Причем, знаково, какая из трех выбранных тем вернее сортов говна описаны первыми... |
3 +4−1 | Евгений Фролов | 05:30:45 25/06/2013 | ||||||
| ||||||||
Конечно. Так и есть. |
2 +2−0 | Evgeny Nenin | 09:48:10 25/06/2013 |
чернуху кто угодно может снимать. достаточно включить камеру, вставить в кадр унылых персонажей и наложить минорную тему. поэтому, все представленные на фестивале фильмы для меня полное фуфло, пустая трата денег на перфоманс столичных мажоров и оправдание существования михалковского фонда. |
2 +2−0 | Игорь Васильев | 09:16:31 25/06/2013 | ||||||
| ||||||||
а ты погавкай погавкай... первый звоночек уже прозвенел - под Новохоперском... |
2 +3−1 | Евгений Фролов | 05:30:18 25/06/2013 |
Мёртвый фестиваль. Надо бы закрыть и больше не проводить. |
2 +7−5 | en normal bög kille | 19:37:02 24/06/2013 | ||||||
| ||||||||
имидж Роиссии на Западе уже ничего не испортит |
1 +1−0 | Игорь Васильев | 09:58:55 25/06/2013 | ||||||
| ||||||||
и какие острые социальные вопросы подняли эти картины? Бытие "педо***сов" коих менее процента? или два ушлепка играют в альпинистов? Последние социальные картины что я видел из российских это - Небеса обетованные и Ворошиловский стрелок... а не то что вы под этим подразумеваете... |
1 +1−0 | Игорь Васильев | 09:18:53 25/06/2013 | ||||||
| ||||||||
"холопы" постепенно переключаются с чурок и шестерок на главных виновников происходящего, в общем и целом - молись что бы цена нефти не упала... а Сечин смог продать богатства Родины китайцам... |
0 +0−0 | Eugene Rikhvanov | 08:24:42 28/06/2013 | ||||||
| ||||||||
Среди тех кого задолбало, на самом деле, много латентных гомиков. Мне, например, по барабану как борьба за права меньшинств, так и борьба против их прав. Но если такое явление в нашей жизни присутствует, то задача правдивого искусства его отражать. |
0 +0−0 | Папа Смурф | 13:18:59 26/06/2013 | ||||||
| ||||||||
> Почему русские фильмы всегда такое унылое говно? Потому что настоящее русское кино относится к искусству, а не к развлекательному аттракциону для олигофренов, вроде разной голливудщины. Ну а искусство с точки зрения олигофрена - такое унылое говно... |
0 +0−0 | ага щаз | 19:34:06 25/06/2013 | ||||||
| ||||||||
«Мы вас похороним» — знаменитая фраза Никиты Сергеевича Хрущёва, адресованная западным послам на приёме в польском посольстве в Москве 18 ноября 1956 года. Фраза, вырванная из контекста западными СМИ, произвела ужасающее впечатление на жителей Запада. На самом деле полностью она звучала так: «Нравится вам или нет, но история на нашей стороне. Мы вас похороним». Мы вас похороним. (:joy:) |
0 +0−0 | Alexander Minaichev | 14:59:26 25/06/2013 | ||||||
| ||||||||
а где же Михалков призы и звания будет получать? |
0 +0−0 | Jay Adams | 14:28:57 25/06/2013 | ||||||
| ||||||||
Потому что Михалков - гей. О чем рассказывал недавно его давний знакомец Александр Журбин. Поэтому и продвигает всякое дерьмо. Всё ведь от человека зависит - Григорий Чухрай помнится принципиально в 1963-м дал приз Фелини, хотя Хрущ какую-то свою байду продвигал. Ссылка на bunkermagazine.ru Только просьба не путать Григория Наумовича Чухрая и его сына Пашу, тоже... "какбэ режиссера". На котором природа явно отдохнула. :) |
0 +0−0 | Jay Adams | 14:07:35 25/06/2013 |
Комментарий удалён. | ||
Кто в тренде, а кто не в тренде определяют деньги. Т.е. сборы. Поэтому ни Михалков не в тренде - ни фильмы про геев не в тренде. Сколько бы они журналистов не скупили :)) Журналисты это всего-лишь дополнительные бессмысленые траты с их стороны. |
0 +0−0 | Jay Adams | 14:04:00 25/06/2013 |
Комментарий удалён. | ||
Достаточно игнорировать их фестивали - пусть тусуют между собой. И сами себя смотрят :) |
0 +0−0 | Jay Adams | 13:55:49 25/06/2013 |
Вот поэтому и не стоит тратить денег на такие фестивали. Потому, что там всегда тусуют эти вонючии гомики. Проще читать отзывы, самому решать, что ты хочешь смотреть - и честно пользоваться торрент-трекерами. |