«Я не хочу жить в страхе»

16:36 31/05/2013 Россия
Сергей Гуриев
Сергей Гуриев

Сергей Гуриев ушел в отставку с поста ректора Российской школы экономики. Он уехал из России после того, как у него прошли обыски по делу «ЮКОСа», и не собирается возвращаться, пока это дело не закроют, так как опасается оказаться за решеткой. По данным СМИ, Следственный комитет РФ сейчас ведет «дело экспертов», в рамках которого преследованию подверглись почти все экономисты, которые призывали пересмотреть второй приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву.

«Я — свободный человек. Я знаю, что до тех пор, пока я не нарушаю закон, никто не может запрещать мне что-то говорить и что-то делать», — написал Сергей Гуриев год назад в своей колонке, в которой рассказывал, почему он помогает Алексею Навальному. «Могу ли я заблуждаться? Конечно. Вполне возможно, что я не прав», — писал экономист. Спустя год он решил покинуть Россию. Он будет читать лекции в Институте политических исследований в Париже.

Сергей Гуриев — признанный как в России, так и за рубежом ученый, публикующий свои работы в ведущих научных журналах. Он возглавлял Российскую экономическую школу с 2004 года. Сейчас это учебное заведение входит в сотню лучших экономических факультетов мира. Почти все значимые отечественные работы по экономике написаны там. Одновременно Гуриев заседал в наблюдательном совете Сбербанка и совете директоров Российской венчурной компании, а также был членом «открытого правительства». Кроме того, он входит в топ-100 президентского кадрового резерва. Поддерживая отношения с властями, экономист, тем не менее, не скрывал симпатий к оппозиции, в том числе к Алексею Навальному. В частности, он говорил, что обвинительный приговор по «Кировлесу», который пока не вынесен, в любом случае будет незаконным. Будучи консультантом властей, Гуриев не менял своего мнения о том, что развитие страны невозможно без государственных гарантий для предпринимателей и независимой судебной системы. Об этом он писал едва ли не в каждой своей колонке для «Ведомостей».

В декабре 2011 года Совет по правам человека при президенте РФ опубликовал доклад по второму делу «ЮКОСа». Свои экспертные заключения на приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву по просьбе Совета представили шесть российских и три иностранных экономиста: Сергей Гуриев, Оксана Олейник и Астамур Тедеев из Высшей школы экономики, глава Центра правовых и экономических исследований при ВШЭ Михаил Субботин, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин академии Генпрокуратуры Анатолий Наумов, заведующий кафедрой уголовного процесса Уральской государственной юридической академии Алексей Прошляков, доцент права Южного методистского университета в США Джеффри Кан, Отто Люхтерхандт из Гамбургского университета и профессор восточно-европейского права Лейденского университета Фердинанд Фельдбрюгге.

Эксперты пришли к выводу, что уголовное дело против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева должно быть пересмотрено. Сергей Гуриев в своем заключении написал, что, за исключением одного эпизода с нарушением прав миноритарных акционеров ОАО «Томскнефть», «текст приговора не содержит убедительных доказательств вины подсудимых». Однако и по упомянутому эпизоду, указывал экономист, обвинение с подсудимых должно было быть снято за истечением срока давности.

Доклад готовился по поручению президента РФ Дмитрия Медведева. Готовый 400-страничный вариант документа глава Совета Михаил Федотов передал Медведеву 28 декабря. 5 марта, на следующий день после президентских выборов, на которых победил Владимир Путин, Медведев попросил Генпрокуратуру проверить приговор Ходорковскому и Лебедеву. В прессе даже появлялись предположения, что президент хочет под конец срока отпустить наконец Ходорковского. Прокуроры, однако, оснований для пересмотра не нашли, что неудивительно, учитывая, что именно прокуратура утверждала обвинительное заключение.

«Мы хотели бы понять резоны Генеральной прокуратуры, потому что ее ответ нас, членов Совета, совершенно ни в чем не убедил. Там нет ни одного аргумента. Просто сказано, что оснований для пересмотра обвинительного приговора не усматривается, — сетовал Михаил Федотов. — Между тем в представленном президенту докладе экспертов — больше 400 страниц аргументов. А ответ на них где? Если идет спор, то давайте спорить. А если нам говорят: „То, что вы написали, все это глупости“, — то это не дискуссия. Мы, может быть, неправы во многом, но давайте обсуждать аргументы». Все обсуждение, впрочем, свелось к тому, что Медведев в очередной раз заявил, что Ходорковский сидит по решению суда, а в деятельность суда вмешиваться нельзя.

В сентябре 2012 года у одного из членов экспертной группы Михаила Субботина и в его Центре правовых и экономических исследований прошли обыски. Следователи изъяли все компьютеры, в результате чего работа организации оказалась парализована. В постановлении о проведении обыска упоминалась статья 294 УК РФ («Воспрепятствование правосудию»). О следственных мероприятиях не было известно вплоть до февраля 2013 года, когда о преследовании экономистов, готовивших экспертизу, рассказала член президентского Совета, судья Конституционного суда РФ в отставке Тамара Морщакова. На пресс-конференции 6 февраля она сообщила, что в Центре правовых и экономических исследований прошли обыски, однако не назвала имен экспертов, которые подверглись преследованию. Возможно, поэтому это заявление и прошло практически незамеченным. В конце февраля в своей статье для The New York Times Джеффри Кан сообщил о преследовании российских экономистов, которых привлекали к экспертизе по делу «ЮКОСа». Он также не называл имен.

По неофициальной информации, Следственный комитет РФ то ли считает, что экспертизу по делу «ЮКОСа» оплатили оставшиеся структуры этой компании, то ли находят конфликт интересов в том, что фонды «ЮКОСа» еще до развала компании спонсировали организации, экономисты из которых и готовили заключение. Подобные обвинения появились в государственных СМИ еще в апреле 2012 года.

Сергей Гуриев утверждает, что никогда не получал денег ни от «ЮКОСа», ни от «МЕНАТЕПа», которым руководил Платон Лебедев, ни от самого Лебедева, ни от Ходорковского. По словам Джеффри Кана, его сразу предупредили, что работа оплачиваться не будет. Более того, уверяет американский экономист, до тех пор, пока он не сдал свое заключение, ему не говорили, кто еще выполнял аналогичную работу. То есть все участники экспертизы работали независимо друг от друга.

В феврале на допрос впервые вызвали Сергея Гуриева. Его спрашивали об обстоятельствах подготовки экспертного заключения. Всего он побывал на допросах три раза — в феврале и апреле. В общей сложности Гуриев провел в беседах со следователями 10 часов. Кроме того, в апреле у него прошел обыск. Следователи изъяли всю его переписку за пять лет. Как говорит сам Гуриев, на копирование файлов ушло сорок часов. После обыска экономист решил, что оставаться в России больше небезопасно. Он опасался, что его могут из свидетеля сделать обвиняемым, а также отобрать загранпаспорт, лишив таким образом возможности покинуть страну. Как пишет The Wall Street Journal, некий высокопоставленный чиновник по просьбе Гуриева обратился к Владимиру Путину и спросил, есть ли гарантии того, что ректора РЭШ не тронут. Гарантий получить не удалось.

30 апреля Сергей Гуриев покинул Россию и решил не возвращаться, пока сохраняется малейший шанс оказаться за решеткой. «Я не сделал ничего плохого и не хочу жить в страхе», — написал он в письме The New York Times. В беседе с корреспондентом «Эха Москвы» Гуриев заявил, что, по его наблюдениям, в отношении него ведутся «оперативные мероприятия». «Мы видели, что происходит при пересечении границы», — сказал экономист, не став вдаваться в подробности из-за опасений нарушить подписку о неразглашении, данную следователям.

30 мая совет директоров РЭШ утвердил отставку Сергея Гуриева. Ранее экономист попросил не номинировать его в наблюдательный совет Сбербанка, объяснив свое решение личными причинами. Тем не менее, на собрании акционеров 31 мая Гуриев был избран в набсовет, набрав самое большое количество голосов и опередив Германа Грефа, который возглавляет кредитную организацию. Центробанк — основной акционер банка — не голосовал за Гуриева. По словам Гуриева, он не знает, будет ли исполнять обязанности члена наблюдательного совета дистанционно.

Источник WSJ утверждает, что Сергей Гуриев вернется в Россию, когда будет закрыто дело «ЮКОСа», которое адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант назвал бездонным. Из этого основного, или материнского, дела, возбужденного еще в 2003 году, были выделены все последующие многочисленные дела против юкосовцев. Сейчас из него, по-видимому, выделено «дело экспертов», по которому, как пишут «Ведомости», преследованию уже подверглись пять из шести российских экономистов, которые готовили свои заключения на приговор Ходорковскому и Лебедеву. И судя по тому, что следственные мероприятия по нему продолжаются, закрывать его никто не собирается.

Сергей Гуриев говорит, что не считает причины, по которым он покинул Россию, политическими. «Просто я хочу избежать риска потерять свободу», — сказал он. Комментируя отъезд Сергея Гуриева, пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков также отказался связывать решение экономиста с политикой. «Хочет уходить — уходит, хочет уезжать — уезжает, хочет вернуться — возвращается, это личное дело Гуриева», — сказал представитель главы государства. Премьер-министр Дмитрий Медведев через главу «открытого правительства» Михаила Абызова передал, что высоко оценивает работу Сергея Гуриева на всех занимаемых им постах.

Владимир Цыбульский

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(273):

1 ... 91011 12 1314+1
-6 +0−6Oleg Ryabinin22:43:07
31/05/2013
гурия...)))
-6 +1−7Правдорубень20:42:32
31/05/2013
Либерасты без культа личности - никуда.
-6 +1−7Andrew P18:48:18
31/05/2013
-8 +0−8Andrew P18:39:56
31/05/2013
> Перехода на личности не было, вы предложили свалить "из Рашки"

Да, но не вам лично. А "давайте все".

> Тема не про экономику а про преследования независимых экспертов..

Я бы сказал, что из фактов только отъезд. Преследования - гипотеза в отношении мотива. А между строк в цикле статей и заметок кагбе читается, что как следствие страшно пострадают наука и образование.

Логично обсуждать Гуриева, Францию, РЭШ, нашу политическую систему и экономическую политику (уж простите).

Мой пойнт всего лишь в том, что если каждый раз бежать от угроз и вызовов, то вся наша система перекочует вместе с людьми в Европу и далее.

Личный опыт говорит о том, что за границу едет далеко не всегда только элита. И даже если в определенных отношениях человека можно отнести к элите, например, по научным или спортивным или еще каким достижениям, то совсем не обязательно, что он не увезет с собой частичку российского менталитета, которая умножится на арабский менталитет и прекрасное Эльдорадо испарится.
По моим наблюдениям многие люди, свято веряющие в то, что от того, что они костерят нынешнюю власть и прочие аспекты российской действительности (вполне справедливо), они становятся европейцами, очень сильно заблуждаются, поскольку зачастую не проходят даже простейший тест по пользованию урнами и переходу дороги на зеленый свет.

Единственный способ улучшить мир - стать лучше самому.
-7 +2−9Михаил Носков10:22:38
01/06/2013
Сбежал - значит виноват. Самое плохое, что начинает себя оправдывать через выливание грязи на Россию. Причём, как обычно, это начинается исключительно после того, как таким в России хвост прижимают. До этого всё вроде как замечательно.
-7 +0−7Oleg Ryabinin22:38:54
31/05/2013
Зачем тогда воровать?)))) Если ссышь от звука пука через подъезд.... Стеснительная и застенчивая гурия))))
-7 +1−8Владимир Киреев17:05:32
31/05/2013
8 +9−1Ytzin16:56:55
31/05/2013
Что ж вы опять ко мне? Я говорю - в следственный комитет вам надо обращаться, товарищ, в СК! Слышите?
И да, если вы хотите показать знаками, что ваш вопрос имеет эмоциональную окраску, вы ставьте знаки вот так "?!", ладно? Спасибо!
Я могу сослаться на Ваше определение -"заговор Ходорковского - Гуриева"? Классно звучит!!! Голова!!!
-8 +0−8Oleg Ryabinin18:47:03
31/05/2013
Гурия?))))
-8 +0−8Andrew P18:39:56
31/05/2013
Комментарий удалён.
> Перехода на личности не было, вы предложили свалить "из Рашки"

Да, но не вам лично. А "давайте все".

> Тема не про экономику а про преследования независимых экспертов..

Я бы сказал, что из фактов только отъезд. Преследования - гипотеза в отношении мотива. А между строк в цикле статей и заметок кагбе читается, что как следствие страшно пострадают наука и образование.

Логично обсуждать Гуриева, Францию, РЭШ, нашу политическую систему и экономическую политику (уж простите).

Мой пойнт всего лишь в том, что если каждый раз бежать от угроз и вызовов, то вся наша система перекочует вместе с людьми в Европу и далее.

Личный опыт говорит о том, что за границу едет далеко не всегда только элита. И даже если в определенных отношениях человека можно отнести к элите, например, по научным или спортивным или еще каким достижениям, то совсем не обязательно, что он не увезет с собой частичку российского менталитета, которая умножится на арабский менталитет и прекрасное Эльдорадо испарится.
-8 +0−8Andrew P18:14:48
31/05/2013
Комментарий удалён.
> Валите, ктожвасдержит?

Вы повторяетесь.

> Только вам скорее всего валить некуда (в отличие от человека с именем, ученого, программиста или еще кого)..

О, да, в отличие от программиста...

> Предприниматель? Пизнес по русски наверное? Думаю спрос на таких за рубежом нулевой..

Не удивлен, что прогрессивному свободомыслящему человеку, обученному copy&paste, неизвестен термин ВЭД.
-8 +1−9Владимир Киреев16:49:51
31/05/2013
8 +9−1Silver Dmitriy S16:44:24
31/05/2013
Ну, вы-то за дружбана бы впряглись. Посидели бы рядом, чо.
За какого!?
-9 +3−12николо федосеев09:01:33
01/06/2013
10 +12−2Кин Цза Цза23:40:46
31/05/2013
Зря смешиваете. Гуриеву есть, что терять, на свободе от него толку больше. И на пост президента он, кажется, не метит.
А что, он может что-то потерять? Его спросили - получал ли он деньги за работу, он ответил что нет. Но главное, что криминала нет даже если он и получал деньги, просто фишка в том, что работу этой комиссии судя по всему оплачивал фонд самого же Ходорковского. Ничего противозаконного нет и даже при всем желании из пальца высосать нельзя будет, ну кроме того, что работа фонда сразу будет дискредитирована.

А мальчик почему убежал - ну видно чтобы поднять вот этот псевдоскандальчик, якобы за мысли его судят :D Ибо работу фонда похоже все же Ходор и оплатил, но нужно от этого отвести внимание. Теперь даже когда это докажут, все всеравно будут кричать про преследование за мысли. Пять баллов.
-9 +3−12Владимир Киреев17:16:38
31/05/2013
20 +22−2Bulat Ziganshin17:06:53
31/05/2013
навальный - политик, а этот - учёный. эйнштейн тоже уехал, к примеру
Согласен, Эйнштейн - учёный...
-10 +0−10Andrew P18:19:26
31/05/2013
Комментарий удалён.
Кстати, у меня такой вопрос. У либерастов переход на личности вообще как-нибудь контролируется со стороны органа, выполняющего роль мозга?

Что Зиганшин, что Хорек прямо задрочились на мою профессию. Обсуждать Гуриева, РЭШ и экономку, видать, стало скучно.
-11 +1−12Oleg Ryabinin22:56:17
31/05/2013
Икономист)))) Мне, как работодателю нужны руки из нужного места, а не говно из ненужного места)))
-13 +0−13Victor Y.23:40:57
31/05/2013
какой то слащавый этот гуриев , ноготочки так жеманно ковыряет , выглядит что даже красится ...
-13 +0−13Andrew P17:22:00
31/05/2013
9 +10−1Bulat Ziganshin17:18:03
31/05/2013
и если у вас будут проводить обыски по политическому делу, вы будете продолжать сидеть в россии? ))

и иметь визу - ещё не означает иметь возможность зарабатывать за рубежом пример чичваркина вроде у всех на слуху

гуриев - учёный с мировым именем, а не ип-шник который умеет ловить рыбку в мутных водах отечественного капитализма. вам наверно и невдомёк что такое мировая наука вообще?
> и если у вас будут проводить обыски по политическому делу, вы будете продолжать сидеть в россии? ))

Маловато информации. Но я все же склоняюсь к тому, что ему ничего бы не было в итоге.

> и иметь визу - ещё не означает иметь возможность зарабатывать за рубежом пример чичваркина вроде у всех на слуху

Моя возможность зарабатывать не зависит от того, где я физически нахожусь.

> гуриев - учёный с мировым именем, а не ип-шник который умеет ловить рыбку в мутных водах отечественного капитализма.

Хорошая попытка, но мимо кассы. У меня исключительно ВЭД.

> вам наверно и невдомёк что такое мировая наука вообще?

Ну куда уж мне по сравнению с вами, сумевшему поступить ажно в цельный МГУ и отучиться два курса на ВМК. (:sly:)
-13 +1−14Andrew P17:15:06
31/05/2013
15 +16−1Bulat Ziganshin17:12:00
31/05/2013
а у вас был как у него выбор - работать в россии или в таких же условиях за рубежом? по вашему гейм, гуриев и прочие должны заниматься мазохизмом, стараясь всеми правдами и неправдами как-то изворотиться для работы в россии вместо того чтобы спокойно заниматься своим делом там где им не мешают?
> а у вас был как у него выбор - работать в россии или в таких же условиях за рубежом?

У меня он и сейчас есть. Для того, чтобы работать в тех же условиях, что и в России, мне достаточно купить билет и получить предпринимательскую визу. В общем-то, это верно для любого человека, который не относится к категории офисного планктона.

> по вашему гейм, гуриев и прочие должны заниматься мазохизмом, стараясь всеми правдами и неправдами как-то изворотиться для работы в россии вместо того чтобы спокойно заниматься своим делом там где им не мешают?

А какое "дело" есть у Гуриева, которым он более успешно может заниматься на должности преподавателя нонейм вуза во Франции вместо должностей ректора и препода в РЭШ, советника многочисленных гос. лавочек и т.п.?
-14 +0−14Maksim Zibrak00:00:21
01/06/2013
теперь что,каждый жулик будет из себя оппозиционэра изображать? Козлов, Навальный, теперь эта рожа...
-14 +0−14Andrew P17:59:21
31/05/2013
Комментарий удалён.
> Валите, ктожвасдержит..

Надо, чтоб все сразу. Тогда режим падет.
-14 +0−14Andrew P17:12:03
31/05/2013
3 +3−0Silver Dmitriy S16:46:02
31/05/2013
Ёклмн. А вы где рекомендации ВШЭ реализованные на практике видели?
Ну а как же без них? Из ВШЭ ребята входят в экономический совет при президенте, работают в минфине и мэрт, правительство регулярно оплачивает исследования. В Стратегии-2020, которая претендует стать новой основой эконом. политики, предлагается еще больше усилить то, что государство и так делало в 2000-х. Например, уйти из сферы жилищного строительства, усилить заселение России мигрантами и т.д.
1 ... 91011 12 1314+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь