Вторая коммерческая

21:10 22/04/2013 Наука и техника
Запуск ракеты «Antares»
Запуск ракеты «Antares»

В воскресенье, 21 апреля, новая американская частная ракета-носитель «Антарес» впервые стартовала с космодрома на острове Уоллопс в американском штате Вирджиния. Запуск, который изначально был запланирован на пятницу, дважды откладывался, но прошел очень гладко. Через 18 минут после старта на околоземной орбите появилась выведенная ракетой массо-габаритная модель грузовика-контейнера «Сигнус». Таким образом, на рынке космической доставки появилась наконец так долго взращиваемая NASA внутриамериканская конкуренция.

Предыстория коммерческих запусков

Стремление NASA перевести доставку космических грузов на коммерческие рельсы стало результатом, с одной стороны, желания сэкономить на расходах в связи с урезанием финансирования, а с другой стороны — стремления не допустить излишней зависимости от международных партнеров, прежде всего от России с ее «Союзами» и «Прогрессами».

Катастрофа шаттла «Коламбия» в 2003 году подстегнула решимость NASA сосредоточиться на альтернативных способах доставки грузов на МКС. Одним из апологетов коммерческого решения этого вопроса стал Майкл Гриффин, назначенный в 2005 году главой NASA, а до этого занимавший руководящие посты в Orbital Sciences Corporation, ставшей триумфатором нынешнего запуска.

Для развития коммерческого космоса в 2006 году была создана программа финансирования частных компаний, которые могли бы разработать средства доставки грузов. Она получила наименование COTS (Commercial Orbital Transportation Services, Коммерческая орбитальная транспортировка). В соответствии с правилами программы государство оплачивало не саму доставку грузов (этим занимается другая программа — CRS), а именно разработку космических грузовиков с определенными параметрами. Позднее из программы COTS выделился отдельный проект, предназначенный для финансирования разработок пилотируемых кораблей (CCDev — Commercial Crew Development), участники которого пока находятся на ранних стадиях разработок и еще не произвели ни одного летного испытания. Обе программы ведет отдел NASA, названный аббревиатурой, милой уху любого американского любителя космоса C3PO (Commercial Crew and Cargo Program Office).

Желание стать космическим курьером по программе COTS проявляли и Boeing, и Lockheed Martin, и многие менее известные частные компании, однако получить деньги NASA удалось только двум счастливчикам — SpaceX и Orbital Sciences (Rocketplane Kistler также выиграла конкурс, но была отстранена от участия за невыполнение обязательств еще в 2007 году). Таким образом, к настоящему моменту NASA удалось получить двух потенциальных перевозчиков — минимальное число, чтобы добиться какой-то конкуренции на внутреннем рынке.

В 2008 году Orbital Sciences получила под разработку коммерческого грузовика 288 миллионов долларов. Примерно столько стоили работы по созданию грузовика-контейнера «Сигнус», в чуть большую сумму обошлась компании работа над ракетой-носителем «Антарес», носившей ранее название «Таурус-II». Сколько именно вложило в разработку грузовой системы «Антарес»/«Сигнус» государство, а сколько — сама частная компания, точно сказать невозможно. Известно, что за восемь запланированных рабочих полетов, которым будут предшествовать два тестовых, Orbital Sciences получит из бюджета 1,9 миллиарда долларов.

Эхо лунной программы

В России первый запуск «Антареса» восприняли со смешанными чувствами гордости и зависти, и, как ни странно, на этот раз для гордости имеются определенные основания. Дело в том, что американская частная ракета на поверку оказывается если не полностью советской, то во многом состоящей из компонентов бывшего вероятного противника.

«Антарес» в том базовом виде, в каком он был впервые отправлен на орбиту, состоит из двух ступеней, первой — жидкостной и второй — твердотопливной. В будущем возможно оснащение ракеты-носителя третьей ступенью, однако непонятно, понадобится ли их использование.

Первая ступень «Антареса» производится украинским КБ «Южное» и представляет собой модификацию первой ступени ракеты «Зенит-2». В качестве топлива в «Зенитах» используется смесь керосина и жидкого кислорода, что делает ее относительно «чистой» ракетой. «Зениты», разработанные по программе «Энергия», никак нельзя назвать новой разработкой — они используются с 1985 года, в том числе в коммерческом «Морском старте», где они, впрочем, в последнее время не дают особенных поводов для гордости.

Производителем двигателей для первой ступени «Антареса» значится американская компания Aerojet, которая в свое время купила у СНТК имени Н. Д. Кузнецова партию невостребованных двигателей НК-33 вместе с патентом на их производство. После модификации (важность которой могут оценить только специалисты) двигатели получили новое обозначение AJ-26.

Первая версия этих двигателей (НК-15) была произведена еще в 60-х — 70-х годах прошлого века в рамках советской лунной программы и предназначалась для установки на гигантскую ракету Н-1. Для сравнения, в первой ступени «Антареса» всего два AJ-26, а конструкция Н-1 предусматривала установку 30 двигателей НК-15. Однако после четырех неудачных запусков Н-1 и сворачивания советской лунной программы двигатели проекта оказались никому не нужны до тех пор, пока, спустя почти сорок лет после разработки, их модификация не стала частью коммерческой американской ракеты.

Вторая ступень «Антареса» имеет «чисто американское» происхождение — она производится компанией ATK на базе твердотопливных двигателей Castor, которые представляют собой модификацию еще военных ракет MX (Peacekeeper). Сборкой и контролем всей системы занимается Orbital Sciences, она же разрабатывает грузовик «Сигнус». Общая высота «Антареса» составляет 40 метров, а масса ракеты на старте чуть-чуть не дотягивает до 300 тонн.

Сам грузовик «Сигнус» состоит из герметичного контейнера для грузов и управляющего модуля, оснащенного солнечными батареями. Названный в честь созвездия Лебедя аппарат отличается от своего прямого конкурента Dragon прежде всего тем, что он не предназначен для возвращения грузов с МКС обратно на Землю. В этом смысле он несколько проще.

Космический грузовик планируется изготавливать в двух вариантах — обычном и расширенном, причем в обоих он несколько меньше, чем Dragon. Последний позволяет доставлять на МКС до трех тонн груза в герметичном контейнере и еще столько же в негерметичном, в то время как груз «Сигнуса» не может превышать двух тонн (2,7 в расширенной версии). Однако грузовик Orbital Sciences имеет вдвое больший герметичный объем, что дает ему некоторое специфическое преимущество.

«Оправданные ожидания»

Пуск «Антареса» производился не с привычного мыса Канаверал, а со строящегося космодрома MARS в штате Вирджиния, предназначенного для обслуживания малых ракет. Аппарат стал самым крупным из тех, что поднимались со стартовых площадок на острове Уоллопс.

Пуск изначально был запланирован на пятницу, 17 апреля. Однако за 12 минут до старта его пришлось отменить — цифровой кабель отделился от ракеты раньше положенного времени, и в Orbital Sciences решили разобраться с причинами поломки. Следующий запуск был назначен на субботу, однако на этот раз подвела погода — из-за сильного ветра было решено вновь отложить старт.

Когда в ночь с воскресенья на понедельник «Антарес» наконец оторвался от стартовой площадки, полет прошел удивительно гладко. За 10 минут ракета-носитель подняла массо-габаритную модель «Сигнуса» весом в 3,8 тонны на высоту в 250 километров над Землей. Весь полет занял всего 18 минут.

Помимо модели грузовика, которая спустя две-три недели после запуска должна упасть и сгореть в плотных слоях атмосферы, «Антарес» вывел на орбиту четыре наноспутника — три крохотных аппарата размером с кружку, получившие названия «Александр», «Грэхем» и «Бэлл», а также чуть больший Dove-1 — исследовательский спутник размером с магнитолу, разработанный компанией Cosmogia.

Если планам Orbital Sciences будет суждено сбыться, следующий «Антарес» отправится на орбиту уже в июне-июле этого года. На этот раз он захватит с собой уже сам грузовик, а не его макет. По заверению представителей компании, груз, масса и состав которого еще не раскрывается, уже загружен в «Сигнус» и он готов к полету.

После второго тестового запуска «Антарес» должен будет совершить еще восемь «официальных» полетов с полезным грузом. Запуски планируется проводить в среднем два раза в год, поэтому они продлятся, видимо, до 2017-2018 года. С другой стороны, никто не мешает NASA продлить контракт, если сервис космической доставки окажется удачным.

Эксперты отмечают, что Orbital Sciences немного припозднилась с «Антаресом». Компании-конкуренту SpaceX удалось запустить Dragon почти на год раньше и совершить уже два полета к МКС. Кроме того, компания разрабатывает версию модуля для пилотируемого полета. Однако беспокоиться по поводу мощного лидера в Orbital Sciences, видимо, никто не будет. Руководители NASA неоднократно заявляли о том, что им очень не нравится все, что намекает на монополию в той или иной космической отрасли, и они готовы целенаправленно поддерживать конкуренцию. Так было на международном рынке, так будет и с «частниками».

Александр Ершов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(58):

12 3
0 +0−0Vv09:16:52
23/04/2013
-12 +2−14Александр Савин04:26:52
23/04/2013
Угу... частники! На деньги NASA скупают старые советские и американские разработки (НК-33, MX, Зенит) и из них собирают работоспособную конструнцию.
Согласен, что из-за косности "старых" государственнык космических монополив Востока и Запада такие комбинации были бы затруднены. Так что спасибо 'коммерсантам' за обход этих рогаток.
Но почему-то мне не кажутся эти фирмы чисто коммерческими. Они много чего берут у старых госкомпаний - вплоть до специалистов.
вам кажется, зайдите на ютуб, введите "privat rocket launch" и увидите сколько запускают ракеты в космос простые люди - как модели, при чем многие запуски доходят до 120тысяч футов - тоесть люди просто так, в свое удовольствие запускают в ближний космос свои "игрушичные" рокеты. у нас эти двигатели не летали, мы произвели их и они просто гнили на складах, их купили - тем самым компания сэкономила на производстве и разработке новых двигателей, переработали сам двигатель и дали ему жизнь, у нас они опять таки не летали не разу. это экономика, если в айфоне половина запчастей сделана в китае то китай мало что от этого имеет, просто там собирают потому что там дешевле - это опять таки экономика. а гордится тем что не мы а американцы дали жизнь тому что мы не смогли использовать глупо как-то, они то развиваются, а мы нет
-1 +0−1Sergio Barbotto22:36:25
26/04/2013
-1 +1−2Владимир Зеленский09:01:31
25/04/2013
Много слов, мало смысла. Автомобили, так те вообще ездят на "принципе вековой давности", тем не менее, все почему-то разрабатывают новые модели, а не лепят "новинки" из узлов 50летних автомобилей.
И, еще раз, если наца сейчас самоустранится, то впереди их ждет большая и глубокая, ну сам понимаешь.
Потому что как все эти частники вынужденная мера в отсутствие других решений сгодятся, но перспективы у них нет никакой. Если ты не знаешь предыстории - вся эта частная шушера завелась у них после вскрывшейся недееспособности нацы разработать новую ракету собственными силами - 6 лярдов долларов распилено впустую по программе "Созвездие", которую в итоге с позором закрыли.
Еще раз поправляю. 6 млрд это только на частный извоз, а на Созвездие было освоего более 10 лярдов. Т.о. НАСА потратит 16 млрд только для доступа к МКС.
-1 +0−1Sergio Barbotto18:07:07
26/04/2013
0 +0−0Владимир есть08:27:07
26/04/2013
Ссылка на en.wikipedia.org
Final test-firing уже завершён. С чего вы взяли, что он не доделан?
Его очень неплохо гоняли в хвост и гриву - смотрите по тестам - десятки минут непрерывной работы.
И это весьма глубокая доработка J-2, тяга у модификации X увеличена на треть. Это, как бы - немало.

Управление вектором тяги есть не только в 1D, но было уже в 1С (но эта версия уже больше летать не будет, вроде как окончательно переходят на 1D в следующем пуске, в июне-июле). Там гидравлический привод, отклоняющий раму подвеса (кстати, для питания гидриков используется тот же турбонасос - схема вышла проще и надёжнее).
По поводу тяги и импульса - за всё надо платить.
За рекордные показателя двигателя - особенно. Ценой, надёжностью, более сложными компонентами топлива и прочая.
Мерлин не является рекордным двигателем, но он чрезвычайно продуманный на перспективу двигатель, Мюллера не надо недооценивать, все используемые в прошлом и ныне схемы двигателей им известны (это вовсе не секрет, как бы).
Мерлин изначально разрабатывался как двигатель для работы в связке, для масштабирования, его легко изолировать от остальных в случае неисправности (уже было продемонстрировано в работе). Вы же помните, какие проблемы были у нашей H-1 из-за того, что проблемы с одним двигателем - каскадно отражались на работе других? И что из этого выходило...
То, что у первой ступени 9 или даже 27 двигателей - не особая проблема, если вам нужно дублирование тяги - это даже плюс. Надёжность вывода повышается.
У Антареса, если хоть что-то произойдёт с одним из наших движков (я понимаю, что это надёжный двигун, но вероятность неуспеха есть у всех) - то всё, пиши пропало. А Falcon сможет отключить проблемный движок, как только заподозрит в нём неполадку, и задачу свою выполнит, хотя, наверняка, параметры орбиты будут чуть другие, её придётся корректировать.
Знать о схемах двигателей и иметь возможность их реализовать -- это две большие разницы. Реализовать тот же "закрытый цикл" намного сложнее. Выбор упрощенной конструкции вполне естественнен для такой компании как SpaceX, я же говорю про какие-либо прорывные технологии и конструкции. И не надо делать хорошую мину, мол а нам мощнее двигатель вообще-то и не нужен. Зачем же они 1Д делали, летали бы на 12 1С и радовались, потому что, следуя той же логике, было бы надежнее -- миссия состоялась бы даже при вызоде из строя двух движков.
Т.о. НАСА, потратив 16 млрд получает две ракеты -- одна летает на достаточно простом Мерлине, вторая на советских движках. Неплохой результат.
И не надо постоянно стрелки на ППКС переводить. Интересно было бы посмотреть на результаты если бы Роскосмос получил 16 млрд.
-1 +0−1Sergio Barbotto17:51:44
26/04/2013
0 +0−0Владимир есть08:43:40
26/04/2013
Насчёт "провальной" пилотируемой космонавтики NASA скажу отдельно.

То, что в данный момент после завершения программы Шаттлов у них нет пилотируемых КК - такое ведь у них уже было - до первого полёта шатла они, помнится, лет 6-7 не летали в космос, и ничего - не особо комплексовали. Так что перерыв - это не страшно, если есть чёткая перспектива и планы по новому. А эти планы у них - есть, и степень их готовности намного лучше, чем, к примеру, по нашей ППКС.

Ну, и во вторых.
По сухой статистике - за всю историю освоения космоса на орбите побывало в 3 раза больше астронавтов США, чем космонавтов - СССР + России, вместе взятых.
И у кого тогда выходит провальной пилотируемая космонавтика?
Есть кол-во, а есть качество. Отправить 8 человек на недельку или две, когда можно продержаться исключительно на запасах это одно, отправить 2-3 на пол-года - год -- это совсем другая история, как с технической точки зрения, так и отрывающиеся возможности. Кстати, для того же пилотируемого полета на Марс у нас есть реальные наработки по системам жизнеобеспечения и психологическим исследованиям. Взять тот же Марс-500 эксперемент. А что есть у НАСА?
А по поводу "не комлексовали" это откуда информация? Из методички НАСА? Задержка-то была неплановая, так же как и сейчас, а в то время корабли СССР бороздили просторы вселенной...
При квалификации пилотируемой космонавтики как провальной я имел в виду последние 15 лет.
-1 +1−2Владимир Владимиров22:51:24
25/04/2013
После шести лярдов, распиленных впустую НАЦОй на Созвездие, частники таки состряпали им на коленке эрзац из винегрета комплектующих 40летней давности.
Либерасты бьются в экстазе - америка вперде.
По большому счету, это хороший средний уровень какой-нибудь КНДР или Ирана. с поправкой на то. что у них комплектующие древнее и от ракет помельче.
-1 +1−2Владимир Зеленский09:01:31
25/04/2013
0 +0−0Владимир есть06:40:23
25/04/2013
Вы всё же не понимаете.
NASA не перекладывает на частников развитие технологий. Не дело это частников - развивать НОВЫЕ технологии. Их дело, уже готовые технологии - максимально эффективно использовать. Чтобы они становились дешевле в использовании.
Нет уже давным-давно в этой области особых технологий, и мы, и США, и ЕС, и Китай, и Индия, и Япония - все те, кто сейчас осуществляют пуски на орбиту - используют принципы и технологии полувековой давности.
Так пусть эту область берут частники, они хоть конкуренцию какую-никакую между собой создадут...

NASA совершенно не прекращает программ исследований новых технологических принципов. Оно по-прежнему будет заниматься теми же электроракетными движками, научными исследованиями новых технологий.
Но быть извозчиком в ближний космос - оно уже не хочет - нет в этой области науки - только технологии, причём давным-давно уже освоенные.
Кстати - программу Орион и SLS NASA ведь не бросает, дорабатывает... потому что разовые дальние миссии частникам интересны не будут. Малый объём заказов там.
Так что - очень разумный подход.
NASA хочет как раз сконцентрироваться на науке, больше средств в бюджете своём туда именно пустить, потому что, если вы внимательно изучали их бюджет - раньше у них очень много денег уходило на поддержание транспортной системы в ближний космос.
Много слов, мало смысла. Автомобили, так те вообще ездят на "принципе вековой давности", тем не менее, все почему-то разрабатывают новые модели, а не лепят "новинки" из узлов 50летних автомобилей.
И, еще раз, если наца сейчас самоустранится, то впереди их ждет большая и глубокая, ну сам понимаешь.
Потому что как все эти частники вынужденная мера в отсутствие других решений сгодятся, но перспективы у них нет никакой. Если ты не знаешь предыстории - вся эта частная шушера завелась у них после вскрывшейся недееспособности нацы разработать новую ракету собственными силами - 6 лярдов долларов распилено впустую по программе "Созвездие", которую в итоге с позором закрыли.
-1 +1−2Владимир Зеленский10:10:11
24/04/2013
0 +2−2Kot Cat21:35:10
23/04/2013
"Этой стране" те двигатели без надобности. Это и есть причина продажи. Среди всех двигателей, толкающих штатовские ракеты на орбиту прототипно-российских нет и одного процента. Но главное - в маркетинге. Материалы на ТЕ ДВИГАТЕЛИ стоят не намного меньше стоимости такого же веса золота, а вот за сколько те движки (материалы) были проданы.... вам никто не скажет. Демпинг отдыхает.
" Среди всех двигателей, толкающих штатовские ракеты на орбиту прототипно-российских нет и одного процента." - обоснуй или трепло.
Основная РН тяжелого класса США Атлас-5, также использует российские двигатели.
-1 +0−1Сулим Земной14:15:39
23/04/2013
Комментарий удалён.
Многие путают средства и цель. Цель науки и прогресса вообще - облегчить жизнь человечества. Как в этом случае поможет жизнь на орбите или на других планетах мне не понятно.
Да, мне сейчас расскажут о Колумбе, и мол экспедиция у него не сразу окупилась. Но постойне, Колумб открыл континент не сильно отличающийся климатически от Европы.
Антарктиду, Сахару, Гоби и Гренландию тоже не вчера открыли, но никто не спешит туда переехать, все теже безлюдные пустыни (хотя по сравнению с Луной и Марсом, там сущий рай). И почему мне кажется что опыт по освоению и аклиматизации этих регионов планеты принесет гораздо больше пользы человечеству, нежели сомнительные мечты о Лунной и марсианской пыли?
-2 +0−2Sergio Barbotto06:36:04
26/04/2013
-1 +1−2Владимир Владимиров22:51:24
25/04/2013
После шести лярдов, распиленных впустую НАЦОй на Созвездие, частники таки состряпали им на коленке эрзац из винегрета комплектующих 40летней давности.
Либерасты бьются в экстазе - америка вперде.
По большому счету, это хороший средний уровень какой-нибудь КНДР или Ирана. с поправкой на то. что у них комплектующие древнее и от ракет помельче.
В целом согласен (немного грубовато конечно), только освоенные средства будут поболее. Это Обама 6 лярдов дает как раз на частный извоз, а на Созвездие было освоего более 10 лярдов. Как-то Вы принижаете возможности НАСА (:smile:)
-2 +1−3Владимир Зеленский10:02:19
24/04/2013
Основная идея всего этого была в самостоятельной разработке технологий коммерческими компаниями.
В реальности (кто бы мог подумать??), ушлые коммерсы строят ракеты из винегрета российских и американских технологий 40ка летней давности. Красота! Невидимая рука рынка в действии.
-3 +1−4Владимир Владимиров20:55:58
24/04/2013
3 +3−0Владимир есть13:42:28
24/04/2013
А читать, а не фантазировать - не пробовали?
Программы COTS / CRS (кстати - их не рекомендуется путать, потому что бюджет на каждую из программ - разный) совершенно не предполагали разработку каких-то там новых супер-технологий.
Это - сугубо ваши фантазии.

У NASA навалом технологий, и у нас тоже навалом технологий, однако вот дешёвого пуска на орбиту у NASA не выходило. Никак. Только - дорого и медленно. Да и у нас - не особо дёшево выходит. И очень долгие времена разработок.
Высокая зависимость от малого числа операторов пуска.
И эти программы NASA, в целом, всего лишь заключаются в попытке переложить сугубо транспортные задачи - на частников. Потому что было предположение, что никакой особой науки у же в транспортных услугах нет (ну разве что - сугубо прикладной науки), а у частников - выйдет быстрее разрабатывать новые РН и КК (хотя бы грузовые), чем у государственных монстров.
И дешевле.
NASA остаётся только роль регулятора и сертификации, чтобы частники не впаривали лажу, а делали то, что реально летает.
Будут они при этом сами что-то разрабатывать - или всё подчистую воровать - NASA как бы СОВЕРШЕННО не волновало.
Китай вот всё ворует, и не жужжит.

К сожалению, если наш Роскосмос кинет такой же клич - я сильно сомневаюсь, что у нас появится что-то подобное той же SpaceX в результате. Даже если Роскосмос все технологии нашим бизнесменам на блюдечке выложит...
И кстати, в каком месте окажется NASA через n-цать лет, если будет продолжать тем же образом перекладывать развитие технологий на ушлых частников, думаю, догадаешься и сам.
-3 +1−4Владимир Владимиров20:50:13
24/04/2013
3 +3−0Владимир есть13:42:28
24/04/2013
А читать, а не фантазировать - не пробовали?
Программы COTS / CRS (кстати - их не рекомендуется путать, потому что бюджет на каждую из программ - разный) совершенно не предполагали разработку каких-то там новых супер-технологий.
Это - сугубо ваши фантазии.

У NASA навалом технологий, и у нас тоже навалом технологий, однако вот дешёвого пуска на орбиту у NASA не выходило. Никак. Только - дорого и медленно. Да и у нас - не особо дёшево выходит. И очень долгие времена разработок.
Высокая зависимость от малого числа операторов пуска.
И эти программы NASA, в целом, всего лишь заключаются в попытке переложить сугубо транспортные задачи - на частников. Потому что было предположение, что никакой особой науки у же в транспортных услугах нет (ну разве что - сугубо прикладной науки), а у частников - выйдет быстрее разрабатывать новые РН и КК (хотя бы грузовые), чем у государственных монстров.
И дешевле.
NASA остаётся только роль регулятора и сертификации, чтобы частники не впаривали лажу, а делали то, что реально летает.
Будут они при этом сами что-то разрабатывать - или всё подчистую воровать - NASA как бы СОВЕРШЕННО не волновало.
Китай вот всё ворует, и не жужжит.

К сожалению, если наш Роскосмос кинет такой же клич - я сильно сомневаюсь, что у нас появится что-то подобное той же SpaceX в результате. Даже если Роскосмос все технологии нашим бизнесменам на блюдечке выложит...
"А читать, а не фантазировать - не пробовали?"
И читать, и анализировать. как видишь. Если имеешь что аргументированно возразить против винегрета технологий 40 летней давности - возрази, пустая болтовня мне не интересна.

" я сильно сомневаюсь, что у нас появится что-то подобное той же SpaceX в результате"
Балабол, а Си Ланч это что, по-твоему?
-3 +0−3Vlad Denisov03:09:55
24/04/2013
1 +1−0Kot Cat23:52:49
23/04/2013
+Дракон 500кг ПН+
Ложь. Доставка на орбиту - 6 тонн, возврат на Землю - 3 тонны. Видимо, у Вас реально тоталитарные расчеты....

Сравнивать стоимости по прайслистам компаний-производителей так же глупо как сравнивать стоимость Лады Калины и даже простенького Форда Форуса. Даже такая простая составляющая, как риск потерять груз/людей в этом прайслисте не будет фигурировать.

А между тем, проект Красный Дракон уже в работе и заточен под имитацию пилотируемого полета на Марс уже в 2018 году. Не напомните, Прогресс что-либо подобное разрабатывает по плану следующего тысячелетия?

Стоимость запуска одного Протона в 2010 году колеблется между 70-100 лимонами зелени. Это к сведению. Но лучше сравнивать американцев с американцами. NASA-модель Спейс Шатла - один запуск 500 лимонов, а 25 тонн везти на станцию не всегда и нужно.... Этот же многоразовый расходовал порядка 16 000 долларов за доставку одного кило грузаю

Дракон использует носителем Фалкон-9, так вот разрабатываемая СЕГОДНЯ версия Фалкон-Хэви позволит выводить на низкую орбиту 27,5 тонн, а на геостационар - 12 тонн при предварительной стоимости запуска 78 миллионов баксов. А это уже 3 штуки за килограмм на орбиту... Вот и думайте.
Вы столько написали и все неправильно.
1. Напомните когда это Фалькон или Дракон доставлял на МКС 6т грузов (!) В грузовом манифесте было всего 500 кг.
2. Я приводил реальную стоимость запуска. Ни о каких "прайслистах" речь не шла. И о Протоне тоже не шла.
3. На Марс в 2018? (имитацию?) Вам сколько лет? Вы все ещё верите в деда Мороза? Даже если о его существовании говорит сам Элон Маск (:smile:)
4. Дальше лень спорить. Вы весь (вся) в фантазиях и планах на будущее.
-3 +1−4Леонид Петров13:29:08
23/04/2013
Такое чувство будто Ленту захватили комментаторы эха Маци
-4 +0−4Vlad Denisov22:36:53
23/04/2013
Комментарий удалён.
Меня только интересует, сколько входов в атмосферу выдержит это ведро. А ведь это самый ответственный этап. В прошлый раз на единственном опубликованном снимке было отчетливо видно, что у них что-то отвалилось при посадке. И они хотят в это корыто посадить людей?
-5 +0−5Vlad Denisov21:08:49
23/04/2013
-3 +1−4Леонид Петров13:29:08
23/04/2013
Такое чувство будто Ленту захватили комментаторы эха Маци
А они всегда плотно засиживают популярные ресурсы. Посмотрите менее популярные. Там гораздо больше пророссийских комментаторов. А здесь, увы, размножаются тролли Госдепа. Инфовойна, понимаешь. Добро пожаловать в 21 век!
-6 +0−6Vlad Denisov22:20:14
23/04/2013
По стоимости доставки на МКС - посчитайте и прослезитесь: наследие тоталитаризам 0,5 кг золота за 1 кг ПН. Демократический Дракон: 4 кг золота за 1 кг ПН. А почему так? А потому что полет Дракона $130 млн за рейс, Прогресс - 60. Дракон 500кг ПН, а Прогресс - 2,2т. Вот и все тоталитарные расчеты.
-12 +2−14Александр Савин04:26:52
23/04/2013
5 +9−4Vv22:02:11
22/04/2013
больше всего радует что частники этим занимаются, увы у нас такое не возможно. оттого и отстаем
Угу... частники! На деньги NASA скупают старые советские и американские разработки (НК-33, MX, Зенит) и из них собирают работоспособную конструнцию.
Согласен, что из-за косности "старых" государственнык космических монополив Востока и Запада такие комбинации были бы затруднены. Так что спасибо 'коммерсантам' за обход этих рогаток.
Но почему-то мне не кажутся эти фирмы чисто коммерческими. Они много чего берут у старых госкомпаний - вплоть до специалистов.
12 3
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь