Названы главные заслуги и ошибки Ельцина

07:00 23/04/2022 Статьи
Фото: Дмитрий Донской / РИА Новости
Фото: Дмитрий Донской / РИА Новости
Соратники и оппоненты первого президента постсоветской России Бориса Ельцина перечислили главные заслуги и ошибки политика. Их мнения собраны в материале «Ленты.ру», посвященном 15-летию со дня смерти бывшего руководителя государства, который скончался 23 апреля 2007 года.
Его главная ошибка щас в кремле сидит

Соратники и оппоненты первого президента постсоветской России Бориса Ельцина назвали главные заслуги и ошибки политика. Их мнения приведены в материале «Ленты.ру», посвященном 15-летию смерти Ельцина.

Расстрел Белого дома: спасение России или преступление?

Политолог Георгий Сатаров, который в 1994-1997 годах был помощником Ельцина, в частности, считает, что в ходе противостояния с Верховным Советом, которое завершилось победой президента и расстрелом здания парламента из танков в октябре 1993 года, тогдашний глава государства спас страну от более трагических событий.

«Представьте, что Борис Николаевич бы проиграл. Существовал расстрельный список. Учитывая, что к началу октября [в Белом доме] заправляли уже не [вице-президент России Александр] Руцкой и [председатель Верховного Совета России Руслан] Хасбулатов, а [генерал Альберт] Макашов и [националист Александр] Баркашов, дальше все получилось бы, мягко говоря, не шибко деликатно», — полагает он.

Первый министр внутренних дел России Андрей Дунаев, в свою очередь, считает, что в октябре 1993 года Ельцин повел себя неправильно, приняв решение стрелять по парламенту.

Внешняя политика: дружба без друзей

Руководитель администрации президента России в 1993-1996 годах Сергей Филатов среди главных заслуг Ельцина назвал принятие Конституции в 1993 году, а также экономические преобразования, проведенные в стране после распада СССР.

«Как бы не клеймили, какими оскорбительными словами не называли бы преобразования [бывшего министра экономики и финансов Егора] Гайдара, тем не менее, мы живем именно с этой экономикой. И именно она дала нам возможность подняться за эти годы в своем развитии так высоко», — сказал он.

Также, по его мнению, в заслугу Ельцину следует поставить то, что у России «были очень хорошие отношения и с Америкой, и с Европой, не было врагов, от которых пришлось бы прятаться».

Дмитрий Рюриков, работавший помощником президента России по международным делам в 1991-1997 годах, рассказал, что у Ельцина сложились «очень добрые и теплые отношения с президентами Франции [Франсуа] Миттераном и [Жаком] Шираком, а также канцлером Германии Гельмутом Колем».

«Между ними всегда было понимание, уважение и дружественный подход. Кроме того, хорошие отношения начали сразу складываться с президентом США [Джорджем] Бушем», — поделился собеседник «Ленты.ру», отметив в то же время, что «друзей на таком [международном] уровне, скорее всего, нет».

«Больной Ельцин был лучше, чем здоровый Зюганов»

Журналист Николай Сванидзе, которому приходилось общаться с Ельциным лично, дал свою оценку распространенному мнению о том, что тому не стоило баллотироваться на второй президентский срок в 1996 году.

«Если бы он не пошел на второй президентский срок, то главой государства, скорее всего, стал бы Геннадий Зюганов. А коммунисты, когда приходят во власть, оттуда уже не уходят. Они используют демократические институты, чтобы прийти к власти, а потом эти институты отменяют. Поэтому Ельцин в какой-то степени спасал страну. Да, он был в не очень хорошей физической форме, но, повторюсь, это было меньшее из зол. Больной Ельцин был лучше, чем здоровый Зюганов. Это для меня несомненно», — считает он.

При этом Сванидзе признает, что у Ельцина встречались серьезные ошибки, и главная из них, которую признавал и сам президент, — первая чеченская война.

Руководитель службы протокола президента России в 1992-2000 годах Владимир Шевченко уверен, что Ельцин не стал бы терпеть «гадости», которые сейчас делает России Запад, и «разорвал всех».

«Ему бы санкции их были бы до фонаря. И он бы не молчал. […] И когда Владимир Владимирович [Путин] дал [Западу] по зубам на Мюнхенской конференции в 2007 году, Борис Николаевич было очень доволен этим», — рассказал бывший шеф протокола первого президента.

Борис Ельцин был президентом России с 1991 по 1999 год. Он стал первым главой государства после распада СССР. Вошел в историю как радикальный реформатор общественно-политического и экономического устройства страны.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(26):

1 2+1
6 +0−0Only You11:58:39
23/04/2022
Его главная ошибка щас в кремле сидит
6 +0−0Z07:38:38
23/04/2022
если и говорить о заслугах EБН, то только перед американцами
а перед Россией нет ни одной
5 +0−0Александр Болгов08:20:50
23/04/2022
Люди, которые сами ни хрена ничего не понимают, а гадают на кофейной гуще, дают оценку. У Ельцина нет положительных результатов. Развал СССР, даже не боролся за него, разрушение экономики, обнищание населения и заморозка всех сбережений населения, закрытие предприятий, Залоговый аукцион приватизации, развал армии, ножки Буша, нарушение Конституции. А кто спасал страну- Примаков, коммунист Маслюков и Черномырдин.
С Западом нельзя дружить. Они развязали 2 мировые войны. между собой И здесь война была неизбежна. Кто этого не понимает, тот вообще ЛОХ ничего не понимает. С Россией дружили потому что грабили . Когда грабеж Путин уменьшил . то начались проблемы.
4 +0−0Вячеслав Р14:52:21
23/04/2022
Думаю, что процентов 70 в стране было не против чтобы Чубайса, Гайдара, Сатарова и иже с ними поставили к стене. Сейчас таких, наверное, процентов 90. За 30 лет либералы способствовали разграблению ресурсов страны на 3-4 трлн. долларов.
3 +0−0vad209 ad16:00:36
23/04/2022
4 +0−0Вячеслав Р14:52:21
23/04/2022
Думаю, что процентов 70 в стране было не против чтобы Чубайса, Гайдара, Сатарова и иже с ними поставили к стене. Сейчас таких, наверное, процентов 90. За 30 лет либералы способствовали разграблению ресурсов страны на 3-4 трлн. долларов.
А Путин-то и не при чём 22года разумеется? Ха-ха-ха.
2 +0−0Мирон Рокотов08:07:29
23/04/2022
Хорошо, была дружба с Западом. Согласен. Почему тогда НАТО приблизилось к границам России? По дружески?
2 +0−0Алексей Чатов08:03:38
23/04/2022
Никогда россияне не жили так плохо как при Ельцине и его дружбе с западом
1 +0−0№-1061384215:40:57
23/04/2022
Комментарий удалён.
Дорогой Влад ! Моя пенсия в Латвии 200 евро , как и у многих латвийских пенсионеров . Это на российские деньги где- то 15-16 тысяч рублей . Редко кто получает 500 евро . В прошлом месяце я заплатил за 3-х комнатную квартиру 400 евро только за отопление ! Средний заработок в Риге 500- 1300 евро чистыми . Все налоги более25 процентов . Платишь налог и с пенсии если она у тебя выше 400 евро . При этом выход на пенсию уже с этого года для женщин и мужчин 65 лет. Это при всех огромных ценах на все . В Австрии у моего друга австрийца , который проработал всю жизнь галеристом и журналистом пенсия будет чуть больше 700 евро .
1 +0−0Юрий Щёголев12:42:28
23/04/2022
Демократии в Борисе Николаевиче "хватало с избытком"; прямолинейного коммунистичества - с настоящим изъяном; вероисповеди - под хмельком; государственности - прежних похоронить, новоиспечённости удел. Ум - недовольного нарушителя, но не ведущего держащего! До небесного Царства далеко из дола при таком.
1 +0−0АНДРЕЙ САВИН08:24:39
23/04/2022
-5 +0−0Иван Семёнов08:14:29
23/04/2022
Главная заслуга Ельцина, что теперь Россия- великая страна и снами Путин и Бог! И нас все любят и уважают и счетаются с нами, Россией великой и могучий! И мы всех победим! Пойду телевизор смотреть, там концерт Кобзона идёт, дай ему Бог здоровья, такой он патриот и молодец! А потом надо выпить таблетки незабыть и пойду в пятёрочку, там сегодня акция для пенсионеров, сахар со скидкой и три пакета можно взять! У меня правда есть уже 50 килограмм, но возму ещё, продам потом кому нибудь и куплю водочки!
И к водочке пивасик.
1 +0−0Саша Белик08:21:24
23/04/2022
"А коммунисты, когда приходят во власть, оттуда уже не уходят. Они используют демократические институты, чтобы прийти к власти, а потом эти институты отменяют."
А либералы действуют по-другому?
Вы это серьёзно?
1996-й год не припоминаете?
1 +0−0Иван Семёнов08:18:42
23/04/2022
2 +0−0Мирон Рокотов08:07:29
23/04/2022
Хорошо, была дружба с Западом. Согласен. Почему тогда НАТО приблизилось к границам России? По дружески?
Если вокруг тебя постоянно воняет( все враги ), то в первую очередь надо проверить не обгадился ли ты сам.
1 +0−0Самсон Самсоныч08:07:07
23/04/2022
Если говорить о заслугах, то только в таком контексте. Гитлер ни сделал столько для СССР и России как Ельцин.
0 +0−0vad209 ad23:59:42
23/04/2022
1 +0−0№-1061384215:40:57
23/04/2022
Дорогой Влад ! Моя пенсия в Латвии 200 евро , как и у многих латвийских пенсионеров . Это на российские деньги где- то 15-16 тысяч рублей . Редко кто получает 500 евро . В прошлом месяце я заплатил за 3-х комнатную квартиру 400 евро только за отопление ! Средний заработок в Риге 500- 1300 евро чистыми . Все налоги более25 процентов . Платишь налог и с пенсии если она у тебя выше 400 евро . При этом выход на пенсию уже с этого года для женщин и мужчин 65 лет. Это при всех огромных ценах на все . В Австрии у моего друга австрийца , который проработал всю жизнь галеристом и журналистом пенсия будет чуть больше 700 евро .
Так чего-же вы тогда к нам в РФ не перезжаете. Перезжайте и будете процветать так же, как и мы, а не мучиться там.
0 +0−0vad209 ad17:11:34
23/04/2022
Комментарий удалён.
Верно, но вот "товарищ" пишет
"За 30 лет либералы способствовали разграблению ресурсов страны на 3-4 трлн. долларов",
но все же знают, кто последние из 30 лет, уже 22 года у нас главный во власти и возникает сразу логичный вопрос, который я "товарищу" и задаю.
Удали цензура и это и я буду посрамлён, что не смог ответить совершено очевидным образом. Ха-ха-ха. И со стыда сейчас просто расплачусь у монитора. Ха-ха-ха.
0 +0−0vad209 ad16:54:20
23/04/2022
Комментарий удалён.
А ниже другой "товарищ" пишет
"Когда грабеж Путин уменьшил.."
и я опять вынужден про нашего любимого и который "не при чём" всем известное напомнить.
Цензура удаляет разумеется, как ей приказано, но ведь "шила в мешке не утаить", тем боле что оно колет десятки миллионов обычных россиян всё сильнее и сильнее уже 22-й год.
0 +0−0vad209 ad16:28:59
23/04/2022
5 +0−0Александр Болгов08:20:50
23/04/2022
Люди, которые сами ни хрена ничего не понимают, а гадают на кофейной гуще, дают оценку. У Ельцина нет положительных результатов. Развал СССР, даже не боролся за него, разрушение экономики, обнищание населения и заморозка всех сбережений населения, закрытие предприятий, Залоговый аукцион приватизации, развал армии, ножки Буша, нарушение Конституции. А кто спасал страну- Примаков, коммунист Маслюков и Черномырдин.
С Западом нельзя дружить. Они развязали 2 мировые войны. между собой И здесь война была неизбежна. Кто этого не понимает, тот вообще ЛОХ ничего не понимает. С Россией дружили потому что грабили . Когда грабеж Путин уменьшил . то начались проблемы.
"Когда грабеж Путин уменьшил.."- Ха-ха-ха. Вы что слепой и глухой ещё или просто у вас это шутка такая?
Да такого беспощадного грабежа страны и народа, который устроил Путин через созданную им монопольно-коррупционную систему, в истории России не было НИКОГДА и награбленное с нас до последнего момента текло рекой, пока Запад сам это сейчас не прекратил, но путинские "патриоты" ищут новые пути и способы для вывода награбленного, увеличив ещё больше и этот грабёж и опустив нас вообще на дно в нищету.
Удали цензура ещё и в третий раз и забань, ведь это-же не правда всё, а фейк, ха-ха-ха и без меня никто этого не понимает и если удалить и не поймёт, почему он после 22 лет путинского "подъёма России с колен" в богатейшей стране мира, в бедности и нищете на 10 и более лет раньше умереть обречён.
0 +0−0№-1061384215:13:41
23/04/2022
Комментарий удалён.
Символизм часто решает многие проблемы , как это не странно !
0 +0−0Мирон Рокотов08:13:05
23/04/2022
0 +0−0hghghghc gfstrsud08:08:50
23/04/2022
Это не НАТО приблизилось, это соседи бежали ...
НАТО - военный блок. С друзьями воюют? При чем здесь соседи?Ведь дружеские отношения? Им можно было сказать: "У нас с Россией дружба"."Ребята, давайте жить дружно" - Кот Леопольд. Значить Запад не дружил, а пользовался. А это большая разница.
0 +0−0hghghghc gfstrsud08:08:50
23/04/2022
2 +0−0Мирон Рокотов08:07:29
23/04/2022
Хорошо, была дружба с Западом. Согласен. Почему тогда НАТО приблизилось к границам России? По дружески?
Это не НАТО приблизилось, это соседи бежали ...
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь