„ | Что за шнягу я только что прочитал? Некто Забалуев научил писать книги писателя Герберта, снимать фильмы режиссеров всех экранизаций Дюны, подробно объяснил всем, что он тут самый умный, но кроме сугубо иедивидуальной точки зрения ничего не сказал. | “ |
В прокате «Дюна» Дени Вильнева — новейшая экранизация романа Фрэнка Герберта (точнее — его первой части) и один из самых громких блокбастеров осени, 170-миллионный эпос со звездным актерским составом и шлейфом непомерных ожиданий фанатов. «Лента.ру» разбирается, во что режиссер превратил текст, вдохновивший Джорджа Лукаса на «Звездные войны».
Во сне к Полу Атрейдесу (Тимоти Шаламе) приходят те, кого он никогда не видел — девушка со светящимися синим светом глазами (Зендея) и ее, видимо, соплеменники. Окружает их песчаная пустыня, в которой, похоже, есть опасности и помимо постоянных бурь. Проснувшись, Пол видит уже свою мать Джессику (Ребекка Фергюсон), которая велит ему тренировать Голос — особое умение, при помощи которого можно кого угодно подчинить своей воле. Отец Пола — герцог Лето Атрейдес (Оскар Айзек). За окнами дворца, служащего юноше домом, — далекое будущее. Человечество давно покинуло Землю, отказалось от цифровых технологий и погрузилось в очередное средневековье. Атрейдесы — один из могущественных домов, которые подчиняются императору Шаддаму IV. Правитель (на экране он так и не появится) отправляет Лето осваивать планету Арракис, которая является источником спайса — главного во вселенной ресурса, позволяющего межзвездные перелеты, а также открывающего возможность ясновидения и еще бог знает чего.
По прибытии на Арракис выясняется, что командировка — ловушка, расставленная императором и бароном Владимиром Харконеном (Стеллан Скарсгард). Лето и часть его свиты гибнут, а Джессика с Полом прибиваются к местным жителям фременам (тем самым, у которых глаза сияют синеньким). Пол меж тем все яснее понимает, что его рождение — результат сложнейшего эксперимента ведьм из ордена Бене Гессерит (к которому принадлежит и его мать). Проще говоря, он обречен на то, чтобы стать Квисатц Хадерахом или Лисан аль-Гаибом — так здесь называют мессию. А вот увидеть его пришествие полноценно не получится, потому что на этом месте два с половиной часа пытавшийся набрать ход фильм торжественно заканчивается.
Нет смысла слишком углубляться в то, что роман Фрэнка Герберта «Дюна» значит для современной культуры. На эту тему уже существует отдельная литература, а вообще вполне достаточно и того, что именно «Дюна» вдохновила Джорджа Лукаса на создание «Звездных войн». Для кинематографистов же этот текст стал, что называется, абсолютно проклятым. В свое время к нему подступался Алехандро Ходоровски (в компании Сальвадора Дали, Мика Джаггера и Pink Floyd) — и потерпел поражение, так и не найдя нужного под его видение бюджета. Дэвиду Линчу снять свою «Дюну» 1984 году удалось — но режиссер от нее публично отрекся, обвинив продюсеров в уничтожении первоначального замысла. В том, что Дени Вильнев, всю жизнь мечтавший о собственной «Дюне», доведет дело до конца, сомневаться, в общем, не приходилось. Канадский режиссер обладает, по всей видимости, таким уровнем авторефлексии, что его не смутить решительно ничем. Честное слово, сложно было представить еще кого-то, кто взялся бы за такой неподъемный труд, но, в конце концов, невозможно было себе представить и сиквел «Бегущего по лезвию», а Вильнев его тем не менее снял.
Хотелось бы объяснить эти порывы смелостью, но в таком случае непонятно, почему этого похвального свойства настолько лишены собственно картины Вильнева. «Дюна» — это демонстративно помпезная, неповоротливая и по-своему величавая махина, которую при этом сложно назвать фильмом, поскольку она лишена базовых для художественного произведения свойств. Это блокбастер, в котором есть масса дорогих декораций и механизмов, но практически нет непосредственно драмы. Фактически эти два с половиной часа — даже не первый акт (как «Братство кольца», с которым «Дюну» уже сравнили), а всего лишь экспозиция к основному действию.
Линч предлагал версию книги Герберта, которая была похожа на фантазм, но этот морок обладал внутренней логикой и стройными законами. Вильнев же заменяет художественный мир набором аллюзий и гиперссылок. Драматургически это дорогущий скринсейвер, рассчитанный на тех, кто хотя бы приблизительно знаком с первоисточником. Предметно «Дюна» склеена из основательной архитектуры «Игры престолов», тоталитарной романтики «Звездных войн» и техники, отсылающей к компьютерной игре Dune II: Battle for Arrakis 1992 года. С идеями и мыслями дело обстоит еще хуже, поскольку ни одна из них не проговорена внятно. Да, в фильм можно вчитывать и всматривать колониальный, религиозный и даже феминистский подтекст, но никакого развития этих намеченных броскими хештегами тем «Дюна» не предлагает. Отдельно хочется отметить, что в русском дубляже канонический «спайс» превратился в «специю», из-за чего отдельные диалоги похожи на таинственную кулинарную дискуссию.
Видимо, дело в том, что книга Герберта и ее многочисленные продолжения — визионерская галлюцинация, научно-фантастический паноптикум, надежно ускользающий от превращения в какую-нибудь метафору. Для кинематографиста это шанс на создание с нуля диковинного мира, но у Вильнева для этой цели слишком большие сложности с воображением. Чтобы компенсировать их, он уже в который раз собирает замечательную команду, к которой не придраться при всем желании — отлично играет даже Джейсон Момоа, не говоря уже о Стеллане Скарсгарде, который, правда, проводит в кадре от силы минуты две. Но о том, что Хавьер Бардем или даже расхваленный сверх всякой меры Тимоти Шаламе недурные актеры, мы знаем и так. Другое дело, что участвовать им в данном случае пришлось в эрзац-блокбастере, смотреть который имеет смысл только для того, чтобы разобраться в событиях сиквела. Состоится ли этот сиквел и спин-офф-сериал, посвященный ордену Бене Гессерит, пока неизвестно. Но, по правде сказать, ответ на этот вопрос после просмотра оказывается уже не слишком-то интересен.
Фильм «Дюна» (Dune) выходит в российский прокат 16 сентября
Ярослав Забалуев
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
13 +0−0 | ASorroV S | 14:12:57 16/09/2021 |
Что за шнягу я только что прочитал? Некто Забалуев научил писать книги писателя Герберта, снимать фильмы режиссеров всех экранизаций Дюны, подробно объяснил всем, что он тут самый умный, но кроме сугубо иедивидуальной точки зрения ничего не сказал. |
13 +0−0 | Антон Ванюков | 09:48:32 16/09/2021 |
Лента, смените критика. Вкусовщина в каждом предложении, и, более того, предвзятость к режиссеру. Ни развернутых аргументов, ни более-менее приемлемого анализа. Всё, что не хочется видеть после статьи, это тексты автора. |
7 +0−0 | Mark Third | 10:43:16 16/09/2021 |
В статье немного спойлерства и ноль аргументов. На фильм обязательно пойду. А вообще лучшая экранизация - это заставки-мультики в упомянутой игре 1992 года. Вводное видео при запуске игры всё распедаливает по полочкам. Да и далее менторы перед началом миссий там просто шикарные, особенно у Харконненов. |
6 +0−0 | всеволод саяно-шушенский | 08:36:10 16/09/2021 |
опять доморощенный критик делится своими впечатляющими впечатлениями. |
4 +0−0 | Ян Попельницкий | 14:57:35 16/09/2021 |
посмотрел фильм 2часа назад... и в КОРНЕ не согласен с Ярослав Забалуев.. Вильнёву удалось рассказать вступление в Дюну так - что даже те кто ничего не читал и в 1й раз услышали о ней - хотя бы в общих чертах но поняли этот мир... Да есть недочёты... Да есть некоторые упущения... и специя не так сильно режет слух (хотя спайс понятнее), как Квисатц ХедераЧ (именно Ч, а не Х)... так что мне как фанату и оригинального цикла и всех приквелов (сын + Пол Андерсон) - ОЧЕНЬ зашло... всем советую посмотреть... если не в кино, то на видео - точно. |
4 +0−0 | Ox On | 06:09:03 16/09/2021 | ||||||
| ||||||||
Небось "Битву..." смотрел и похрюкивал яростно? :) |
3 +0−0 | Кабум | 17:17:06 16/09/2021 | ||||||
| ||||||||
Критик — это человек который объясняет автору, как сделал бы он. Если бы умел.(с) |
3 +0−0 | Random User | 13:50:25 16/09/2021 |
Умнолента в своем репертуаре. |
2 +0−0 | Andrey Caverin | 23:20:22 16/09/2021 | ||||||
| ||||||||
как обычно.. "Не читал, но осуждаю" |
2 +0−0 | Ян Попельницкий | 14:59:34 16/09/2021 | ||||||
| ||||||||
а что именно ВСЁ критик сказал? Зная книгу (1ю часть) можете указать на откровенные косяки? оговорюсь сразу, то что Льет Кайнз будет женщиной и чёрной - было известно ещё из трейлеров. |
2 +0−0 | Стан Сен | 07:26:46 16/09/2021 | ||||||
| ||||||||
когда смотришь только первый канал и отечественные сериалы. "Да, люблю я тебя!!!!" |
2 +0−0 | Ox On | 06:07:38 16/09/2021 | ||||||
| ||||||||
Нет. Твердая НФ, по эпичности превосходящая "Битву престолов". Ибо то, что все принимают за "Дюну", только первая книга. :) А дальше еще 7. |
2 +0−0 | 11 11 | 01:50:01 16/09/2021 |
Никогда не понимал, что в этой дюне нашли, какая-то мутная средневековая сага, с трудом втиснутая в научную фантастику, из-за чего пришлось навыдумывать кучу мути про высокоразвитую цивилизацию, неспособную воспроизвести отходы жизнедеятельности пустынных червяков. |
1 +0−0 | Фидель | 17:28:39 16/09/2021 | ||||||
| ||||||||
ничего, что сама книга имеет продолжение??? |
1 +0−0 | Критик90 Левела | 16:02:56 16/09/2021 | ||||||
| ||||||||
А кто это забалуев? |
1 +0−0 | Сергей Алгазин | 08:56:22 16/09/2021 | ||||||
| ||||||||
Ты хоть одну книгу из серии прочёл деятель??? Скажи прямо что просто не нравиться и все, зачем оправдываться перед собой и убеждать других что Герберт насочинял какуюто муть??? Дюна гениальнейшее произведение, затрагивающее много аспектов жизни человечества и его возможного будущего! Вместе с Азимовым Герберт являются фактическими отцами основателями фантастики, и уже от них пляшут и Стругацкие и Симмонс да и все остальные |
0 +0−0 | Denis Gribov | 02:52:35 17/09/2021 | ||||||
| ||||||||
вы на вкусовщину отвечаете вкусовщиной и считаете что вы правы, а оппонент - нет... ну бывает... |
0 +0−0 | Denis Gribov | 02:50:15 17/09/2021 | ||||||
| ||||||||
Пушкин не писал "из-за" денег "За" деньги он писал, это бывало но тут все зависит от человека, а не от мотивации Моцарт "за" деньги тоже не халявил а кушать иногда полезно даже творцу |
0 +0−0 | Denis Gribov | 02:47:39 17/09/2021 | ||||||
| ||||||||
и еще вы меня конечно извините, но сказать о какой-то преемственности Стругацких и Герберта - удивительное невежество Дюна вышла в 65м, АБС в 65м уже закрыли для себя тему твердой НФ и выпустили "Понедельник..." Симмонс это вообще кто такой?? Судя по вики, он появился в литературе в 85м !!! Аркадий Натанович умер уже через 6 лет! "пляшут" они от Герберта... |
0 +0−0 | Denis Gribov | 02:34:32 17/09/2021 | ||||||
| ||||||||
ну вы сравнили Три поросенка - столп общества, настолько главная мораль, что ее закладывают ребенку когда он еще слова учит все знают Три поросенка а дюна... |