«Запретите оружие — возьмет молоток»

00:01 12/05/2021 Россия
«Запретите оружие — возьмет молоток»

Утром 11 мая, в первый рабочий день после долгих майских праздников, отчисленный 19-летний студент Ильназ Галявиев зашел в казанскую гимназию №175 и хладнокровно убил из охотничьего ружья девять человек, в основном — детей-восьмиклассников. Вскоре выяснилось, что ружье стрелок купил легально, хотя на допросе он выглядел сумасшедшим. Последовала реакция властей — в стране срочно изменят оружейное законодательство. Однако поможет ли ужесточение закона предотвратить подобные трагедии? Об этом — в материале «Ленты.ру».

***

Шедшего по улице в школу юношу с оружием видели несколько человек, но никто из них не позвонил в полицию. Стрельба началась в 9:20 утра. Поначалу дети подумали, что на улице что-то взорвалось, потому что Ильназ Галявиев открыл огонь еще на подходе к зданию.

Снаружи его попытался остановить сотрудник школы Мулланур Мустафин. 62-летний мужчина получил ранение. Войдя в здание, стрелок прошел мимо вахтерши, которая успела спрятаться под столом.

Затем Галявиев прошел на первый этаж и начал стрелять. В этот момент администрация гимназии оповещала учителей через школьный чат, призывая их закрыться в кабинетах вместе с учениками. Вторым человеком, попавшим под огонь, оказалась учительница начальных классов Венера Айзатова — она погибла.

Галявиев долго бродил по коридорам, пытаясь войти в кабинеты, но почти все они были закрыты — за исключением двери класса, где находился 8 «А».

Всего до приезда полицейских Галявиев убил девять человек и еще два десятка ранил. Он хладнокровно расстрелял их, после чего сдался.

«Я почувствовал себя богом»

19-летний Галявиев получил лицензию на оружие совсем недавно — 28 апреля. Причем за два дня до этого он был отчислен из колледжа.

Молодой человек купил турецкое ружье Hatsan ESCORT — одно из самых дешевых гладкоствольных полуавтоматических ружей — его цена составляет примерно 30-40 тысяч рублей. Таким же оружием пользовался «керченский стрелок» Владислав Росляков.

На допросе Галявиев заявил, что осознал себя «богом». По его словам, он понял это около двух месяцев назад.

«А летом у меня начал пробуждаться монстр, конкретно. Я всех начал ненавидеть. Я всегда всех ненавидел и начал еще больше ненавидеть», — говорил пристегнутый к решетке убийца. То, как он произносил это признание, не оставляет сомнений, что он или хороший актер, или сумасшедший. В связи с чем возникает вопрос, почему сумасшедший так легко купил оружие.

Ствол для монстра

Вскоре после ЧП руководитель ФСБ Александр Бортников доложил о стрельбе президенту России Владимиру Путину. Глава государства поручил директору Росгвардии Виктору Золотову проработать новое положение о видах оружия, которое могут использовать граждане.

«Разумеется, это [происшествие] будет поводом для того, чтобы проанализировать, насколько эффективны те меры, которые принимались ранее, и насколько это делает необходимым принятие новых комплексных мер», — заявил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.

При этом эксперты считают, что подобные трагедии будут повторяться, но мнения их о том, повлияет на это ужесточение оружейного законодательства или нет, разнятся. По словам президента союза «Офицеры группы «Альфа», подполковника ФСБ в отставке Алексея Филатова, с такими, как Галявиев, можно работать только «на более дальних подступах».

«Здесь хорошо бы обратить внимание, почему вообще этот человек вышел на "тропу войны". Почему не было никакого информирования от его друзей, его родственников. Я уверен, что кто-то из его близкого окружения знал о подготовке им [нападения]. Почему эти люди не отреагировали и не сообщили в следственные органы?» — рассуждает он в беседе с «Лентой.ру».

В то же время он подчеркнул, что является сторонником полного исключения огнестрельного оружия из гражданского оборота, но понимает, что реализовать это не представляется возможным.

Иной точки зрения придерживается экс-председатель правления общественного движения «Право на оружие» Игорь Шмелев, который полагает, что ужесточением правил обращения гражданского оружия проблему не решить.

«Даже если вы запретите владение оружием, как в том же Китае или Японии, такой человек возьмет топор или молоток, точно так же придет в "заказник", какими являются наши учебные заведения, где ему не окажут сопротивления, и будет вытворять все, что хочет до прибытия полиции», — заявил он «Ленте.ру».

Он отметил, что в России школьников не учат действовать в подобных ситуациях, и это тоже проблема. Эксперт также привел в пример печальный опыт США, где во многих штатах учителям после прохождения определенной подготовки разрешено ношение оружия на территории учебного заведения.

Собеседник «Ленты.ру» посетовал, что чиновники объявили о намерении изменить правила обращения гражданского оружия практически сразу после первых сообщении о трагедии, не разобравшись в деталях.

«Они еще не знают, из-за чего это произошло, почему этот придурок потащился в школу, из которой ушел четыре года назад, с чем это связано, почему он выбрал именно восьмой класс. Но лозунг "Запретить, не пущать, ограничить" они уже вытянули на массовую аудиторию. И опять из владельцев легального оружия делают жупел, людей второго сорта. При этом страдать будут такие законопослушные владельцы оружия, как я, про которых все и так известно — где хранится оружие и сколько этого оружия. То есть бить будут по площадям, искать не там, где потеряли, а там, где светло», — резюмировал Шмелев.

В то же время, как считает ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге, социолог Кирилл Титаев, власти имеют не так уж много рычагов для того, чтобы серьезно повлиять на ситуацию.

«Каждый раз, когда мы говорим о форс-мажорах, единственное, что работает, это некоторые тотальные запреты. Как, например, запрет гражданского оружия вообще. До тех пор, пока хоть какое-то гражданское оружие, в том числе охотничье, будет в обороте, мы не защищены от таких рисков, потому что это не некоторое системное явление, а один, по сути, сумасшедший человек», — сказал он.

Специалист указал, что на практике вариант полного запрета обращения гражданского оружия практически не осуществим: «Не очень понятно, что тогда будет с сибирскими деревнями. Альтернатива этому — ситуация, которую мы наблюдаем сейчас».

Различные варианты контроля владельцев легального оружия также слабо применимы на практике, считает Титаев. На вопрос «Ленты.ру» о том, не стоит ли более детально проверять, для чего покупается оружие — например, ходит ли реально человек на охоту, — он ответил, что это будет слишком сложно.

«А что, если я планировал [использовать охотничье оружие по прямому назначению], а потом у меня снизилась подвижность из-за того, что я заболел чем-то? — рассуждает собеседник «Ленты.ру». — То есть это отягощение, которое довольно сложно контролировать. Вы же не обязаны, идя на охоту, особенно на мелкую дичь, кого-то уведомлять. А если я занимаюсь спортивной стрельбой?».

Вместе с тем никто из опрошенных «Лентой.ру» экспертов не поддержал идею ужесточения контроля за выдачей справок кандидатам во владельцы оружием.

По словам ветерана «Альфы» Филатова, это не то направление, на котором стоит серьезно работать: «Это просто сотрясание воздуха, ведь оружие можно не только легально приобрести, но и купить на черном рынке или украсть из сейфа у родственника».

С ним в целом согласен Шмелев из «Права на оружие». По его словам, предсказать, что человек превратится в массового убийцу, практически нереальная задача:

«Кто сказал, что у казанского стрелка была поддельная справка? Выявить психически больного человека, у которого нет явно выраженных признаков расстройств, очень сложно».

***

Вскоре после атаки на школу журналисты обнаружили Telegram-канал «бога» Галявиева. Из скриншотов, которые они успели сделать, следует, что канал был открытым, и убийца как минимум несколько раз предупредил, что собирается «убить огромное количество биомусора». Однако этого никто не заметил.

На одном из многочисленных видео с места трагедии запечатлено, как дети, спасаясь от стрельбы, скучились у забора, которым обнесена гимназия. Этот забор должен был защищать их от человека, захотевшего им навредить, но стал лишь препятствием для бегства.

12 мая объявлено в Татарстане днем траура по погибшим школьникам и их учителям.

Игорь Дмитров

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(140):

1 +0−0Павел Хватков09:16:04
12/05/2021
0 +0−0A. B.09:07:30
12/05/2021
Полуавтомат это дело вкуса.
ну ок. я там про дульное сужение размышлял и возможность выбора заряда....ну если это все во вкусе дело, то пожалуйста.
я вот когда на зайца хожу по полям, то иногда у стогов соломы или кустах встречаю куропатку. вот потому в стволе с чоком заряжена 1 для зайца на большой дистанции, а в получеке 3 для куропатки и зайца на коротке. и я могу выбрать по ситуации, а вы выбирайте по вкусу обязательно первый патрон из магазина и обязательно через получек.
1 +0−0A. B.09:06:09
12/05/2021
-1 +0−0Punzik Lastname07:28:42
12/05/2021
Я считаю, что нужно поднять возраст приобретения до 21 года, и разрешать покупать многозарядное полуавтоматическое (или помповое) оружие через 2-3 года владения одно-двустволкой. Разрешить владение с 18 лет спортсменам, но с хранением в спортшколе/клубе.
Алкоголь и табак убивают кратно больше людей. Почему бы не поднять возраст их покупки до 30 лет ?
1 +0−0Александр Б08:21:43
12/05/2021
0 +0−0Nick Gorbunov08:09:23
12/05/2021
тысячу патронов не продадут за один раз и все такие покупки записываются в журналы. Отследить легко при желании.
И,, что? Отследили? Ну и как "находка?"
1 +0−0Полюцiя Гидотнocтi07:10:45
12/05/2021
"Это в любом обществе так: чем больше у людей оружия, тем чаще оно применяется не по назначению" - вообще говоря статистика этого не подтверждает. Например на кукурии на 10% больше смертей от огнестрела в пересчете на 1000 человек чем в Новой Зеландии, а оружия в Н.З. раз в пять больше на душу населения. В Бразилии стреляют вдвое больше чем в штатах, а оружия у них в 14 раз меньше. И примеров таких немерянно.
1 +0−0Николай Радионов03:49:49
12/05/2021
0 +0−0Alexey Groshikov02:35:00
12/05/2021
Так это был гладкоствол или нарезной??
нарезной дробовик.... ммм, для каждой дробинки - свой канал. Так что ли?
1 +0−0Геля Водородовна03:35:41
12/05/2021
-2 +0−0Сергей Медведев01:11:25
12/05/2021
Где-то в зарубежных пабликах видел картинку. Две таблички:
"В этой школе оружие полностью запрещено всем"
"В этой школе персонал вооружен, обучен и готов применить оружие при малейшей агрессии против учеников".
Какую табличку Вы бы хотели видеть на школе, в которой учатся ваши дети?
Так У вас примитивная манипуляция на второй табличке. Хи.
0 +0−0Иван Кедов04:35:10
13/05/2021
0 +0−0Александр X23:57:05
12/05/2021
Двери в школах не бронированные, не под высоким напряжением и вышибаются с одного удара. Это пока всё же школа, а не зона особого режима, хотя всё к этому и идёт.
Однако тем кто закрылся повезло больше.
0 +0−0Пуйло на нары04:25:22
13/05/2021
2 +0−0Pavel Sherstnev20:49:55
12/05/2021
А я считаю, что нужно разрешить ношение оружия всем желающим и дать возможность законодательно оборонять себя и других. Если бы охранник школы и все учителя были бы вооружены, то он бы не прошел и 2х шагов и зная это, скорее бы всего и не сунулся туда, т.к. такие люди трусливы и нападают на беззащитных.
Белая торговля оружием дала бы дополнительный доход государству, создались бы рабочие места.
Тут половина республик в Средневоковье ментально, им нельзя оружие в принципе не то что в руки давать, а вообще показывать.
0 +0−0Nike Johanson03:07:44
13/05/2021
Абсолютно идиотское высказывание про молоток. Сразу понятно, что автор этого высказывания преследует корыстные, лоббистские интересы. Либо просто идиот. У безоружных, беззащитных людей нет никаких шансов против вооруженного огнестрелом преступника. Только, если они его сами толпой не задавят, но этого не происходит по понятным причинам - паника, парализующий страх, да и откуда толпе взяться, если уже идут уроки и так далее.
Будь он с молотком - можно по крайней мере взяться за стулья, отгородиться партами, еще что-то придумать. Попробуй дотянись еще холодным оружием. Да и ущерб явно не будет равноценным расстрелу из огнестрела.
0 +0−0Ivan Ivanov02:44:36
13/05/2021
0 +0−0Сергей Фельдман22:51:30
12/05/2021
В перерывах между оборонами, люди будут стрелять друг в друга при каждом удобном случае.
Спeциaльнo для лиц, нe oтягoщeнныx нaличиeм мoзгa.
В кoнцe мaртa 2017 гoдa пeрвый зaмecтитeль глaвнoкoмaндyющeгo Рocгвaрдиeй Сeргeй Мeликoв coo6щил, чтo ceйчac лeгaльнo oрyжиeм влaдeют oкoлo чeтырex c пoлoвинoй миллиoнoв рoccиян, нa рyкax y ниx при6лизитeльнo 7,3 миллиoнa eдиниц oрyжия.
В гoд c иcпoльзoвaниeм зaрeгиcтрирoвaннoгo oрyжия прoиcxoдит oкoлo 500-600 прecтyплeний (Бoльшинcтвo иx кoтoрыx - 6рaкoньeрcтвo). При этoм, вceгo c иcпoльзoвaниeм oрyжия в гoд в Рoccии прoиcxoдит 6oльшe пять тыcяч прecтyплeний.
Откyдa выcocaны твoи эрoтичecкиe мeчты чтo кaк тoлькo y людeй пoявитcя oрyжиe - тaк oни cрaзy "6yдyт cтрeлять дрyг в дрyгa при кaждoм yдo6нoм cлyчae."?
0 +0−0Ivan Ivanov02:23:08
13/05/2021
1 +0−0Алекс Мерфи23:17:34
12/05/2021
Подрезал на дороге - получил пулю, поругался с соседом - получил пулю, пошел за хлебом (а там очередной Евсюков, от которого жена ушла или просто бухнул в плохом настроении) - получил пулю. И то же самое ваши дети, жена, родители и т.д. Все, что сейчас заканчивается бранью и дракой, будет заканчиваться трупами. Плюс жертвы от шальных пуль. Россия.
Бред сивой кобылы в майскую ночь.
0 +0−0Vasiliy Pupkin01:25:48
13/05/2021
-1 +0−0Сергей Фельдман10:50:36
12/05/2021
Ничего ты там не "открывал"
Как раз в странах с большим количеством оружия на руках гражданского населения, максимальное количество убийств из него.
На первом месте по убийствам из огнестрельного оружия США. На втором Швейцария.
Потому что оружия в гражданском обороте там на порядок больше. Ес-но с использованием его совершают преступления. Но в целом их на душу населения совершается меньше.
0 +0−0Александр X23:57:05
12/05/2021
1 +0−0Иван Кедов18:36:16
12/05/2021
Я может скажу не популярную тему, но зачем учительница английского вышла в коридор посмотреть, что происходит и не закрыла класс, когда это сделали другие?! Да, она герой, но герои появляются когда проявляется халатность.
Двери в школах не бронированные, не под высоким напряжением и вышибаются с одного удара. Это пока всё же школа, а не зона особого режима, хотя всё к этому и идёт.
0 +0−0Александр X23:50:39
12/05/2021
2 +0−0Pavel Sherstnev20:49:55
12/05/2021
А я считаю, что нужно разрешить ношение оружия всем желающим и дать возможность законодательно оборонять себя и других. Если бы охранник школы и все учителя были бы вооружены, то он бы не прошел и 2х шагов и зная это, скорее бы всего и не сунулся туда, т.к. такие люди трусливы и нападают на беззащитных.
Белая торговля оружием дала бы дополнительный доход государству, создались бы рабочие места.
Рабочие места создавались бы в СИЗО, ибо оборонявшимся придётся очень долго доказывать своё право на применение оружия. Применять оружие на поражение даже менты не очень любят по этой же причине.
0 +0−0Алекс Мерфи23:19:35
12/05/2021
-2 +0−0Марина Заикина16:22:01
12/05/2021
Запретить игры компьютерные
Запретить плохих людей и сумасшедших. Ух!
0 +0−0Сергей Фельдман22:51:30
12/05/2021
2 +0−0Pavel Sherstnev20:49:55
12/05/2021
А я считаю, что нужно разрешить ношение оружия всем желающим и дать возможность законодательно оборонять себя и других. Если бы охранник школы и все учителя были бы вооружены, то он бы не прошел и 2х шагов и зная это, скорее бы всего и не сунулся туда, т.к. такие люди трусливы и нападают на беззащитных.
Белая торговля оружием дала бы дополнительный доход государству, создались бы рабочие места.
В перерывах между оборонами, люди будут стрелять друг в друга при каждом удобном случае.
0 +0−0Yara Koshmara20:40:56
12/05/2021
1 +0−0Timon TimonoVVV16:08:29
12/05/2021
есть такой фильм класс 1999
Да,две части,но первая,конечно,снята была отлично для того времени!!!!!
0 +0−0Марина Заикина20:29:58
12/05/2021
0 +0−0Владимир К16:48:32
12/05/2021
да, конечно, и телефоны мобильные, и телевизор. Вы свой мобильник первой сдадите?
Ну от них у детей и не только крышу реально сносит
0 +0−0Александр Б20:22:31
12/05/2021
1 +0−0Иван Кедов19:19:48
12/05/2021
Скворцов, этот парень, угрожая оружием, похитил обои и оказал вооруженное сопротивление.)
Ну это уже для ливерных такая мелочь.
0 +0−0Иван Кедов19:21:12
12/05/2021
-1 +0−0Евгений К.14:50:52
12/05/2021
Если только в США, более нигде такого насколько мне известно не происходит. Но в США вообще свободная продажа оружия, хоть пулемёт покупай при минимуме документов.
Дак там "тупорылые власти" или нет?!
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь