«Стараюсь из дома лишний раз не выходить»

00:01 22/04/2021 Статьи
«Стараюсь из дома лишний раз не выходить»

В Дагестане традиции часто ставят выше общепринятых в стране норм и даже законов. Неоднократно это становилось причиной скандалов, даже в столице республики в последние годы отличаться от других — опасно. И все же такие люди в Дагестане есть. Их истории — в фотопроекте Мадины Гаджиевой «Одни из нас».

«Закинули зажженную петарду мне в капюшон»

Ася, 20 лет:

Я родом из Астрахани, в 11 лет переехала в Дербент вместе с родителями. Жила я там пять лет.

В Дербенте мне было очень тяжело, ко мне могли просто на улице подойти и сделать что-то неадекватное, задеть словами. Был один случай, который мне до сих пор неприятно вспоминать. Когда вечером я вышла во двор дома подышать воздухом, ко мне подошли незнакомые люди и просто вырубили. У меня даже было легкое сотрясение мозга. Самое обидное, что я даже не помню их лиц.

И еще, когда я шла мимо ребят со школы, они закинули зажженную петарду мне в капюшон, мне просто повезло, что я не оглохла.

Было очень сложно, и поэтому я решила переехать в Махачкалу. Там тоже до меня докапывались, но такой агрессии, как в Дербенте, не было. В Махачкале я прожила где-то три года, стала работать графическим дизайнером, и сейчас переехала в Москву, потому что хочу развиваться в своей профессии. Ну и мне надоело это излишнее внимание, с которым я сталкивалась в Дагестане.

Мама моя до сих пор не может принять то, как я выгляжу. Она ждет, что я наконец отращу волосы и буду ходить как девочка. Хотя я, конечно же, девочка и ощущаю себя девочкой. Просто мне комфортно так выглядеть. Из родных меня поддерживает тетя, и она мне говорит всегда, что лучше попробовать что-то сделать, чем не делать и жалеть об этом.

«Эти же люди считают себя истинными кавказцами и горцами»

Ника, 19 лет:

Я учусь на юриста, профессионально занимаюсь карате (брала даже награды), в свободное время занимаюсь косплеем, макияжем, рисую. Японской культурой начала увлекаться еще в школе, когда начала смотреть аниме, мангу.

Если в Дагестане, например, девушка, которая профессионально занимается спортом, никого не удивляет, то увлечение косплеем тут, мягко говоря, не приветствуется. Даже было такое, что какой-то аноним, который вел аккаунт в ВК на дагестанскую тематику, выложил мое фото и фото других девушек, которые косплеят, писал про нас, что мы приехали в Дагестан, чтобы «совращать нашу молодежь», и прочие гадости. Хотя я родилась и выросла в Дагестане. Но так как у него было мало подписчиков, я не стала на это реагировать.

Если ты живешь в Махачкале и любишь ярко одеваться, то обязательно кто-то что-то скажет вслед. Или просят дать номер телефона, ты не даешь, и называют нефоршой. Кто-то может уйти после отказа, что-то пробормотав про себя, а кто-то вовсе не даст пройти, кто-то вытащит камеру и начнет снимать, при этом эти же люди считают себя истинными кавказцами и горцами.

В школе приходилось драться порой из-за того, что ты не дала скинуть себя через плечо в снег. Очень часто защищала подруг. Защитила девочку, которую чуть не скинули в канаву. Можно долго перечислять, но и сейчас мало что изменилось, понятия личной дистанции тут не существует. Но если сравнивать с тем, что было четыре-пять лет назад, то сейчас чуть полегче.

«Нельзя носить, "это харам"»

Арина, 18 лет:

Многих удивляет, что я родилась и выросла в Махачкале, думают, что я из России. Училась в обычной городской гимназии и после школы пошла в художественное училище, потому что с детства любила рисовать. Сейчас, помимо учебы, я рисую комиксы, фотографирую, кастомлю шмотки, периодически участвую как волонтер в разных проектах, изучаю режиссуру.

Когда я еще училась в школе, года три-четыре назад, было намного сложнее выделяться среди остальных. У меня тогда были цветные волосы, одевалась ярко, и люди реагировали на это, что-то говорили вслед, кричали. Как-то я каталась на скейте с друзьями, ко мне подошел молодой мужчина и стал докапываться до талисманов, которые я ношу на шее. Сказал, что такое нельзя носить, что «это харам», а я пыталась объяснить ему, что они не имеют отношения к какой-либо религии. Но все, к счастью, закончилось мирно, потому что подошли мои друзья, и ему пришлось уйти.

В школе тоже было сложно, хотя внешне все казались лояльными. Вот прямо перед выпускным я узнала, что меня за спиной обзывали, заносили в какие-то списки, было очень обидно, я не понимала причину такого отношения к себе. Но, возможно, это было связано с какими-то подростковыми проблемами, потому что сейчас те же самые люди готовы работать с тобой, хотя до конца не готовы тебя принять. И чтобы и дальше не сталкиваться с таким отношением, со временем я ограничила свое окружение — друзей и знакомых — до комфортного кокона.

Сейчас более спокойно, люди, возможно, уже привыкают к тому, что все разные, все отличаются друг от друга, и нет никакой разницы в том, зеленого цвета у тебя волосы или черного. Главное, чтобы человек был хорошим. Родители меня полностью во всем поддерживают, хотя иногда бывает, что папа говорит, чтобы я одевалась как-то поспокойнее, чтобы не привлекать внимания. А мама всегда за меня. Говорит, чтобы я делала все, что хочу, что у меня все получится.

«Пришлось постричься — жить-то хочется»

Радим, 20 лет:

До пяти лет я жил в Мурманской области, потом мои родители решили переехать на свою историческую родину, в Махачкалу. После этого я жил в военном городке, где было много русских, и большую часть времени я проводил в этом окружении. К местному менталитету я привыкал очень долго, хотя даже сейчас не могу сказать, что я полностью привык.

В Дагестане меня больше всего беспокоит то, что ты не можешь быть самим собой, если не придерживаешься каких-то канонов. Если ты не атлет, не спортсмен, не красавец и у тебя не самые влиятельные родственники, тебе пробиться тут очень сложно. С творчеством — то же самое. Сейчас я учусь на программиста, и все свое свободное время посвящаю книгам: читаю, пишу рассказы. То, что пишу, обычно я показываю только знакомым и друзьям, потому что у нас как-то не очень принято, чтобы парни занимались творчеством. Считают, что это не мужское дело.

Тут сложно не только творчеством заниматься, но и выглядеть по-другому, отличаться внешне от остальных. У меня был период, когда после окончания школы я хотел чем-то отличаться от других и отрастил волосы. И я начал замечать косые взгляды, были даже конфликтные ситуации, когда чуть ли не до драки доходило. В общем, мне пришлось постричься — жить-то хочется.

«А ты нефор, да, ле?»

Хизри, 18 лет:

Учусь на журналиста, потому что всю свою сознательную жизнь пишу тексты — стихи, прозу, песни. Недавно попробовал себя в качестве стендап-комика. В общем, занимаюсь всем тем, что у нас не очень популярно. Несмотря на то что я не выгляжу как-то нестандартно, то есть, например, не имею пирсинга, татуировок или «не такого» цвета волос, все же встречался с нашим классическим «а ты нефор, да, ле?» У нас вообще любят называть всех, кто увлекается творчеством или выглядит как-то ярко, нефорами. Для меня это дико и непонятно. Я бы хотел, конечно, чтобы тут не было настолько выраженного разделения. Черное и белое, «нефоры» и «бродяги» — а если я не хочу относиться ни к тем, ни к другим? Если не считаю себя кем-то из этих? Будет ли седеющая женщина, которая красит волосы, неформалкой?

Я хотел бы, чтобы в Дагестане было меньше ненависти — тогда его можно было бы с гордостью называть своим домом. Я хотел бы, чтобы в Дагестане было больше возможностей реализовать себя. Тут есть ребята, которые пытаются что-то делать, но зачастую о них не знают.

«Решили выдать меня замуж, надеясь, что я "стану как все"»

Саша, 21 год:

Я лет с десяти стала интересоваться разными субкультурами. Тогда были популярны готы, эмо, панки. Мне нравилась их внешность, увлечения, но выглядеть, как они, я не могла, потому что была маленькой, и родители меня контролировали. Но с 14 лет я начала подрабатывать, стала сама себе покупать одежду и уже стала стараться придерживаться определенного стиля. Тогда же я впервые постриглась коротко и покрасила волосы в фиолетовый цвет. С тех пор любовь к изменениям во внешности у меня только усилилась.

Родители у меня строгие и, конечно же, против моих экспериментов с внешностью. Больше всего их беспокоило то, что люди могут подумать что-то плохое про меня или сказать. И когда мне было 17 лет, они решили выдать меня замуж, надеясь, что я «стану как все, нормальной». Я была совершенно не готова к этому, тем более мужа своего я видела до свадьбы всего пару раз. У нас с ним не сложилось, и через год мы разошлись.

Помимо родных на тебя давит еще и общество. Ты не можешь просто выйти и погулять в городе. Обязательно найдется тот, кто сделает замечание, или же смотрят косо, хотя, по моим личным меркам, я не выгляжу «провокационно», чтобы привлекать к себе такое внимание. Это все, конечно, усложняет жизнь, но со временем я перестала обращать на это внимание, потому что главное для меня — не общественное мнение, а собственные интересы.

«Стараюсь из дома лишний раз не выходить»

Джамиля, 22 года:

По образованию я переводчик, работаю преподавателем в школе барабанов, в свободное время пишу, записываю каверы.

Когда я переехала в пятом классе вместе с родителями в Дагестан из Когалыма (ХМАО), у меня возник контраст между ожиданием и тем, что я увидела, потому что мама мне описывала Дагестан как интересное место, где разные традиции, уважение друг к другу. Но я столкнулась с абсолютным неприятием и непониманием людей, отсутствием уважения. Здесь привыкли замалчивать серьезные проблемы, чтобы не портить имидж Дагестана, но при этом он еще больше портится.

В школе меня не особо приняли, потому что я отличалась от остальных. Так было до старших классов, пока я не подружилась с несколькими ребятами из класса. В универе было более-менее адекватное общество, но я все равно не могла найти контакт с людьми. А сейчас я просто стараюсь из дома лишний раз не выходить, иду только на работу и с работы сразу домой. На улице я постоянно хожу в наушниках, чтобы не обращать внимания на окружающих. Все равно я вижу постоянно, как кто-то мне что-то говорит, но я стараюсь не слушать, потому что знаю, что это меня заденет.

В Дагестане принято считать, что если ты чем-то отличаешься от остальных, то это делается специально, чтобы привлечь к себе внимание. Но людям в голову не приходит, что кто-то это делает ради себя, потому что ему (ей), так комфортно. И я, например, не хочу меняться ради чужого одобрения. К счастью, мама меня во всем поддерживает, хотя, конечно, и боится за меня.

«Обязательно должен измениться и подстроиться под общество»

Али, 26 лет:

Находясь в Дагестане уже больше года, заметил неприятную закономерность, что если кто-то одевается и думает не так, как остальные, то он уже не такой и с ним что-то не то. Если ты бьешь татуировки на теле, то у тебя проблемы с головой. Здесь люди любят обсуждать все и всех вокруг, как одет, чем занимаешься и о чем думаешь.

Очень часто сталкиваюсь с негативом, если гуляю с девушкой, то обязательно в спину выкрикивают что-то, а зачастую подходят и начинают докапываться. Недавно даже было такое: из машины, полной неизвестных ребят, проезжавшей рядом с остановкой, кинули в меня что-то грязное и мокрое. Мне кажется, людям скучно и заняться нечем, раз находят время и силы для замечаний и попыток изменить других.

Большая проблема — родители, которые считают, что ты не должен отличаться от остального населения, а если отличаешься, то обязательно должен измениться и подстроиться под общество.

«К зданию театра пришли несколько десятков мужчин и стали нам угрожать»

Саида, 27 лет:

Я живу в Дагестане всю свою жизнь, хотя бывает, что люди спрашивают, «откуда вы приехали к нам?» По профессии я дизайнер, занимаюсь преподаванием и подготовкой к поступлению в творческие вузы. Еще я организатор фестиваля аниме-культуры AniDag.

У меня всегда была тяга к творчеству, после школы я пошла в художественное училище и даже планировала после окончания продолжить учебу в Краснодаре, но мама сказала: «Выйдешь замуж — делай что хочешь, а сейчас никуда не поедешь», и мне пришлось остаться. Родители у меня строгие, придерживаются традиций, они не могли меня просто так отпустить учиться в другом городе.

Я впервые начала увлекаться аниме-культурой лет 10 назад, когда у нас это стало набирать популярность. Внешне это никак во мне не проявлялось, но в свое 18-летие я все-таки решилась покрасить волосы в ярко-красный цвет. Потом, правда, три дня я их скрывала от папы. К счастью, со временем родители привыкли к моим увлечениям. Единственное, кто сильно напрягал — родственники. Доходило до того, что меня хотели забрать из художественного училища. Могли гнобить за цветные волосы и проколотые уши. С обществом в этом плане легче бороться. Ты можешь просто послать человека в случае чего.

Постепенно мое увлечение аниме переросло в то, что я сама стала организовывать фестиваль для тех ребят, кто увлекается аниме-культурой. У нас в обществе крайне негативно относятся к этому, считают, что это «развращает молодежь». Хотя здесь нет никакой связи. В 2018 году наш фестиваль даже был сорван: к зданию театра, где мы находились, пришли несколько десятков мужчин и стали нам угрожать. Нам пришлось вызвать полицию.

Вот такие моменты и то, что сложно тут развиваться творчески, подталкивают многих ребят уезжать отсюда. И надеюсь, у меня тоже получится это сделать.

«Хейтеры стали писать, что я шарлатанка, ведьма»

Зумруд, 23 года:

Я выросла в творческой семье, папа у меня художник, и поэтому с детства любила рисовать. В основном рисую портреты людей на заказ или для себя и делюсь своими работами в соцсетях. Иногда бывает, мне пишут комментарии, что по исламу рисовать портреты нельзя, и брат у меня религиозный, он тоже не одобряет, что я рисую людей. Но я не могу перестать рисовать, просто потому, что это кому-то не нравится.

Больше негатива было, когда я одно время плела ловцы снов. Тогда мне хейтеры стали писать, что я шарлатанка, ведьма, что это ненормально такими вещами увлекаться. При этом я сама никакого мистического смысла в них не вкладывала и даже каждому писала об этом.

В одежде я не придерживаюсь какого-то стиля, но тем не менее мне иногда говорят, что я выгляжу, как готка. Я, вообще говоря, не чувствую себя частью какой-то определенной субкультуры или общества. Просто я делаю, что мне нравится, рисую, что мне нравится, хожу так, как мне нравится. У нас просто любят навешивать ярлыки, если ты хоть немного отличаешься от других. Единственное, бывает, если я езжу к родителям (они живут в селе), я не ношу каких-то украшений, одеваюсь более женственно, чтобы не возникало лишних вопросов и претензий.

«Синие волосы, одежда, путешествия»

Карина, 23 года:

Я всегда любила делать что-то своими руками, создавать из ткани, переделывать старые вещи в новые. Люблю носить «странные» по нашим меркам вещи. Еще со школы люблю хип-хоп-культуру, рэп, поэтому всегда старалась подражать их стилю. И это я делаю не для того, чтобы привлекать внимание, мне как бы этого не очень-то и хочется, но это все равно происходит. При этом я чувствую себя вполне комфортно, не ощущаю какой-либо агрессии со стороны. Прохожие иногда смотрят, некоторые с непониманием, многие улыбаются. Единственное, могут крикнуть «нефор». И все.

Родители родом из другого города и переехали сюда, когда я еще не родилась. Родственники принимают меня и поддерживают, несмотря на то, как я выгляжу и чем занимаюсь (синие волосы, одежда, путешествия по горам). И я не сталкиваюсь с непониманием с их стороны. Это мне и помогает быть той, кто я есть.

«Часто я вижу к себе презрительное отношение»

Мария:

К сожалению, в Дагестане много предубеждений к людям, которые выглядят нестандартно. И очень часто я вижу к себе презрительное отношение — косые взгляды в каких-то общественных местах, больницах, магазинах. Ну и комментарии: «Куда твои родители смотрят?» Иногда я начинаю вести диалог с этими людьми, все заканчивается очень лампово и весело.

Может быть, мне везет, потому что я девушка, и ко мне более лояльно относятся, а вот парням намного сложнее. Среди моих друзей есть даже те, которые хотели бы, но боятся носить яркие вещи, отращивать волосы.

Моя профессия тату-мастера также приносит небольшую сложность. В Дагестане я не могу каждому о ней рассказать. Не все люди к этому готовы. До недавнего времени я хотела уехать из Дагестана, чтобы жить посвободнее от этих рамок. Но, пожив в Москве где-то месяц, поняла, что очень скучаю по своей родине. Люди тут прекрасные — и вообще все замечательно, но только в определенных кругах. Я скорее люблю Дагестан, хотя моментами бывает нелегко.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(213):

12 3 456 ... +1
2 +0−0Сергей Фельдман09:38:17
22/04/2021
4 +0−0вероника воронова07:46:09
22/04/2021
В нормальных странах господствует концепция что ОКНО СВОБОДЫ ,и Индивидуальной свободы и самовыражения для человека следует как можно больше расширять, в разумных рамках.
Россиюшка же наоборот катится в хардкорное мракобесие, где это окно свободы Пытаются как можно больше СУЗИТЬ, в результате человек с детства превращается в Винтик Системы. И система приемлет тебя только если ты полезен для системы.
Говоря образно если на западе ты хотя бы можешь выбрать быть тебе винтиком, болтиком или гаечкой, то в РФ , ты обязан быть винтиком!
А если ты не хочешь быть винтиком, то другие винтики тебя же замордуют.
Ничего никто не может свободно выбрать на Мифическом Западе.
Уже давно всё поделено, в тех же США, на классы и сословия.
2 +0−0Меритократия и прогресс09:25:28
22/04/2021
0 +0−0insan AS09:16:14
22/04/2021
"Читал и плакал, плакал и читал". Дорогая редакция, это по вашему новость? Сознание горцев хотите поменять? Эти нелепые попытки необходимо было делать хотябы несколько столетий назад, а не сейчас, когда традиции уже сформированы и закреплены основательно. Для полноты картины необходимо было ещё дописать, что гей парады также запрещены. Вот вы журналюги блин юмористы, проблемы в стране кончились? Писать больше не о чем? Не нужно бороться нравами горцев, напишите лучше о разводах в центральной части России, напишите как русские семьи распадаются, напишите о гражданских браках без обязательств и так далее. Это будет более ценно с вашей стороны.
" традиции уже сформированы и закреплены основательно"
ничего в человеческом сознании не может быть закреплено окончательно, кроме безусловных рефлексов, особенно всякие глупости типа того, что рисовать людей запрещено.

"напишите лучше о разводах в центральной части России, напишите как русские семьи распадаются, напишите о гражданских браках без обязательств и так далее.
ну вот ты и напиши, особенно заостри свое внимание на том ,почему распад семьи это хуже, чем "убийство чести" одного из супругов.
2 +0−0вероника воронова08:34:25
22/04/2021
1 +0−0Абв Гдеж07:50:09
22/04/2021
Все окно овертона пытаетесь расширить? И никак? Обыдна, да
Все об окнах Овертона скулите? Вы о ни хоть читали, или в пересказе Соловьева Скабеевой??
2 +0−0вероника воронова07:36:45
22/04/2021
-11 +0−0Алекs07:22:02
22/04/2021
Глупец! "Жить в обществе и быть отдельным от общества - НЕЛЬЗЯ - В.И. Ленин"

В Дагестане и на Кавказе в целом общество строится на Уважение и Почетании взрослых - их СЛОВО последняя инстанция (как в России Президент, ты же лижешь попу Темнейшему ...)

Да, возможно "мнение" стариков УСТАРЕЛО, однако здесь и должно РАБОТАТЬ Правительство - разъясняя совету старейшин новые устои, включая ЛГБТ и Розовую любовь (против 1 я однозначно против, а вот во втором принял бы участие ...)

А вот уже "совет старейших" будет одобрять или не одобрять Моду и Новые движения . . .тем самым ОБЛЕГЧАЯ Правительству работу с молодежью.

Именно поэтому МНОГИЕ кавказкие парни, приехав в Россию и потеряв контроль "стариков" идут в разнос и творят Беззаконие. . .
Дикость и мракобесие, буллить человека за прическу и внешний вид. Такое ощущение что Мир убежал от всех этих людей лет на 100. А они пытаются отгородиться и окукливаются в своем скрепном мирке. Даже исламские страны поняли, что если они хотят идти на равне с другими им нужно реформироваться, а тут Такой агрессивный антимодерн.
Людей преследуют за цветной рюкзак или Аниме-просто дикость.
2 +0−0Стан Сен07:11:21
22/04/2021
0 +0−0Yagor Ali07:05:55
22/04/2021
для общества в котором данный субъект живет,проблемой является вышеописаные в статье крашенно татуированые особы, и эта проблема кому нужно локально обсуждается и далеко не так выраженна что-бы ее обсуждать где-то еще, никто эти "дикие " для вас обычаи вам дома не навязывает и если вы так толлерантны во всем должны учитывать что степень "дикости" определяется везде по разному, например ментальность и воспитанием на местах
Почитайте про древнюю женскую дагестанскую татуировку. Она была еще до ваших "новых традиций". А волосы красили испокон веков. Все эти "традиции" лишь временное культурное событие, а культура меняется постоянно. Вы можете этому агрессивно сопротивляться, но время все равно все расставит на свои места. Большинство традиций обусловлено суевериями. Религии рождались и умирали. И будут рождаться и умирать. Человек пока не развился достаточно, чтобы полностью отринуть "идею бога". Вот чем у вас обусловлено неприятие, например, татуировки?
2 +0−0В небе Дирижабли04:29:24
22/04/2021
Комментарий удалён.
Ну то есть вы сами лишаете себя творческих молодых людей, которые лучше уедут в Москву, а оттуда в Берлин или Токио, чем будут жить в духоте, на котрую вы их же и обрекаете.
1 +0−0вероника воронова19:26:57
22/04/2021
3 +0−0Константин Мокеев09:02:38
22/04/2021
На Ленте есть фем-направление и иногда они с полки достают пару статеек...)
А причем здесь фем направление, если людей буллят даже не за активизм, а просто за прически? Вы даже тут нашли повод поскулить о своем "уязвленном мужестве"?
1 +0−0вероника воронова19:23:35
22/04/2021
-1 +0−0Странник14:58:30
22/04/2021
То есть наступит полная деградация и промискуитет.
Если для вас Красота и Любовь это деградация- то это скорее говорит больше о вас, несчастный человек.
1 +0−0Тояма Токанава14:30:05
22/04/2021
Жизнь у человека только одна, не надо кормить чужих тараканов. Не ведитесь на манипуляции, выбирайте свой путь, не дайте старикам и "альтернативно мыслящим" отнять его у вас !

P.S. " прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы"(с)
1 +0−0Евгений Воробьев14:23:09
22/04/2021
-3 +0−0Хизри Магомедов13:53:12
22/04/2021
Слушайте умники и умници! в России... примеру в Москве. Когда женщина ходить в платке закрытая и мужики с бородой, всем это не нравится и настолько оскорбляют их. А тут девушки ходят как парни и наоборот это разве прилично?
Меня не оскорбляет, ходите пожалуйста!
1 +0−0Evil Box14:15:34
22/04/2021
9 +0−0Амир Магомедов08:38:11
22/04/2021
Я сам с Дагестана, и тут не только хипстеров за людей не считают , а всех у кого нет влиятельных родственников. Да тут любой человек никто, а самые отбросы просто самоутверждаются на неформалах
Спасибо за адекватный и честный комментарий.
1 +0−0Dmitri Larin13:08:29
22/04/2021
Комментарий удалён.
Далеко ходить не нужно. Москва, парк горького 2017, ну что может быть толерантнее, привязались к одежде парня. Избили. По итогу он погиб. Хулиганы были на дагестанцы, это был вполне себе русский парень Корней Макаров.
1 +0−0Бескастрюль12:54:36
22/04/2021
-3 +0−0Анатолий Антибандера12:51:41
22/04/2021
А чего ещё эти чучелы хотят?
так и тебя вполне чучелом назвать можно:)
1 +0−0Бескастрюль12:52:22
22/04/2021
перемены в дагестане будут необратимыми и болезненными. падут все традиционные уродливо-патриархальные общества
1 +0−0Ашур Алиев11:43:41
22/04/2021
1 +0−0Dmitry Bondarev11:06:14
22/04/2021
Вопрос только один - почему мы должны из своего кармана оплачивать 72% этого средневекового цирка? . "прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета Республики Дагестан в сумме 134 092 504,6 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, в сумме 96 672 169,7 тыс. рублей" Живите по шариату на 37 ярдов, добытых самостоятельно, безо всякого харама.
а Вы специалист по макроэкономике? Если да, то пошерстите поглубже во всех сферах экономики Дагестана. Каскад ГЭС - сборы за электричество, продажа во внутренний и внешний рынок ходит в МРЭСК и далее, здесь никаких налогов, кроме НДФЛ от з/п. Морской порт, перевалка грузов - все уходит, только НДФЛ, нефть - в Черномортранснефть, в Новороссийск , газ - в общую трубу, но прибыль и налоги не в местный бюджет. Географическое и геополитическое значение тоже своего рода бизнес. Но! С другой стороны, здесь свою государственность трудно будет создать, так как очень много национальностей со своим территориальным делением по районам. В итоге будет такая же ситуация, как и Ваши высказывания, что кто-то кого-то кормит. Много нюансов, упрекать, что кормите не стоит. Иногда надо поглубже смотреть. Все, что выше перечислил- дань тоже за стабильность в Дагестане. И да, для других комментаторов: Дагестан кому-то угрожает?
1 +0−0Александр Шелепин11:25:12
22/04/2021
-7 +0−0Мага Аваров11:23:22
22/04/2021
Народ, вас не должно долбить то, что происходит у нас) нам педерастия чужда, развивайте это у себя) бедных гомиков обидели хнык хнык
Похоже это всё, что отложилось в твоей башке..
1 +0−0Dmitry Bondarev11:06:14
22/04/2021
Вопрос только один - почему мы должны из своего кармана оплачивать 72% этого средневекового цирка? . "прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета Республики Дагестан в сумме 134 092 504,6 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, в сумме 96 672 169,7 тыс. рублей" Живите по шариату на 37 ярдов, добытых самостоятельно, безо всякого харама.
1 +0−0Константин Мокеев10:46:53
22/04/2021
3 +0−0Alexey Smirnovich10:44:07
22/04/2021
21 век. дикость
почитайте про арабские эмираты, турция, про Европу. там то же много нелогичных традиций
1 +0−0Александр Шелепин10:19:49
22/04/2021
Россия присоединила кауказ примерно 150 лет назад, заваливает их деньгами, но там до сих пор с почетом хоронят террористов и о законах РФ там знать не знают...
1 +0−0Абв Гдеж09:25:02
22/04/2021
0 +0−0Стан Сен08:57:07
22/04/2021
Так вот эти люди ничем не отличаются от хулиганов из детства. Группа инфантильных "сильных", объединившихся вместе, прикрывающихся "благой идеей", бьющие слабых. На деле просто моральные удоды. Вы им очень симпатизируете...
Это просто своего рода "санитары саванн". Типа гиен. Выполняют свою функцию.
12 3 456 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь