«Это делает их мягкими и эмоциональными»

00:01 08/03/2021 Россия
«Это делает их мягкими и эмоциональными»
лентуру, пора переименовать в феминизмру

Воспитанием детей в России занимаются в основном женщины. На мужчин возложена роль кормильца и добытчика — так было всегда, и хотя ситуация постепенно меняется, сфера заботы по-прежнему закреплена за женщиной. Выросло уже не одно поколение мужчин, воспитанных мамами, — одним они кажутся инфантильными и неспособными брать на себя ответственность, другим — загнанными в рамки традиционной гендерной модели, ставшей неактуальной для всех. Почему мужчины практически не занимаются воспитанием детей, а мальчикам приходится узнавать о мужественности от матерей и из индустрии кино, «Ленте.ру» рассказала доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Социологического института РАН в Санкт-Петербурге Жанна Чернова.

Почему некоторые мужчины вообще не стремятся заводить семью и живут всю жизнь с мамой?

Жанна Чернова:Не совсем так.

Представления о мужественности и женственности в какой-то момент начали меняться и активно обсуждаться, причем не только в исследовательских кругах. Они обсуждались и в средствах массовой информации в конце 50-х — начале 60-х годов. Был тогда такой демограф — Борис Урланис, который написал в газете «Неделя» статью под названием «Берегите мужчин». О чем эта статья? В ней Урланис показал знакомую современным россиянам картину: средняя продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами меньше, смертность мужчин трудоспособного возраста выше, и в связи с этим именно мужчин можно считать слабым полом, который нужно защищать.

К этой дискуссии подключились социологи и психологи, которые говорили о том, что женщины стали очень сильными, а мужчины — слабыми. Все это происходило на фоне принятия нового семейного кодекса и либерализации разводов. То есть именно с того периода мы имеем достаточно большое число семей, где мать воспитывает ребенка без отца. И справляется!

Но с чем связана моральная паника и беспокойство по поводу того, что мужчины становится более мягкими, — это вопрос. Вообще изменения представлений о мужественности происходят и в более широком контексте, и связаны они с тем, что требования к мужчинам на протяжении долгого времени были достаточно жесткими: мужчина должен быть сильным, должен зарабатывать, должен обеспечивать семью и все прочее.

С 80-х годов XX века начинается дискуссия о том, что соответствовать такой роли — это достаточно тяжелая ноша. И сама эта роль токсична для мужчин, потому что цена этого социального успеха слишком высока. Да и в принципе не очень много мужчин, которые могут соответствовать этой роли. Не все даже могут хотеть много зарабатывать и делать успешную карьеру.

Хотя первоначально представление о мужчине-кормильце практически исключало возможность его реализации как любящего и заботливого отца. А такое представление об отцовстве требует уже совсем других качеств — эмпатии, нежности, тактильного контакта вместо жесткости и императивного стиля родительства.

И вот за несколько десятилетий мы видим, что представление о мужчине как о человеке с эмоциями неагрессивного свойства постепенно расширяет содержание мужской гендерной роли. Это делает мужчин более мягкими и эмоциональными.

Почему тогда для некоторых мужчин в порядке вещей перекладывать домашнюю работу на женщин?

Потому что мужчинам просто есть на кого переложить эти домашние обязанности. Если бы женщины могли перекладывать на мужчин, они бы это тоже делали, но в нашей ситуации перекладывание идет на них самих, при этом оправдывает это традиционным положением дел или, допустим, усталостью. Эта рутинная монотонная деятельность не нравится никому. А одиноко проживающий мужчина со временем прекрасно осваивается в быту: умеет включать стиральную машину, готовит, стирает и убирает. В крайнем случае обращается к индустрии сервиса.

Во многом такая позиция идет от воспитания — в России сохраняется модель гендерно симметричного родительства. Если на уровне ценностей и мужчины, и женщины говорят о том, что в воспитании ребенка должны участвовать оба родителя, то по факту, конечно, больше этим занимаются женщины. Причем делают они это в силу той гендерной идеологии, которая у них самих есть. Кто-то более традиционно воспитывает детей, с раннего возраста включая девочек в бытовую сферу, а мальчиков — не включая. Но это не значит, что мальчики обязательно вырастают без необходимого для взрослого человека набора компетенций. Мой сын, например, живет один и самостоятельно ведет быт. В конце концов, сейчас большая часть быта механизирована, и вопрос не в том, кто нажмет кнопку на стиральной машине — мужчина или женщина, вопрос в том, кто в основном будет думать, как часто ее вообще нужно включать.

Семья — это, безусловно, важный институт воспитания, но ребенок растет не только в семье, но и в школе. А в школах у нас сохраняются уроки труда — так называемые технологии, — где девочек учат шить фартуки и резать салаты, а мальчиков — мастерить табуретки. Конечно, это очень гендерно маркированные занятия, и все попытки их заменить не всегда успешны, насколько я знаю, поскольку сами учителя привыкли к такой программе и в силу своего возраста или других установок не могут транслировать ничего иного.

Но после школы дети все-таки получают опыт самостоятельного проживания, поскольку многие поступают в вузы в других городах и селятся в общежитиях. И это, в частности, делает современных мужчин более приспособленными по сравнению с поколением советского времени, когда большая часть домашней работы была в основном ручной и делалась исключительно женщинами. Кипячением белья и засолкой капусты мужчины никогда не занимались — это чисто женские практики.

Хотя мужчины уже и не соответствуют этой патриархальной модели, они все равно хотят оставаться бенефициарами в этой системе?

Мне кажется, тут дело в гендерных стереотипах и традициях, которые сохраняются в той или иной конкретной семье. Модели разделения труда не идентичны для каждого поколения — они корректируются. Но в целом мы видим, что женщины все равно больше вкладываются в заботу о детях и домашнюю работу. А модель ответственного отцовства пока только формируется. В частности, хотя на уровне права у мужчин есть возможность уходить в отпуск по уходу за ребенком и она закреплена в Семейном кодексе от 1995 года, не многие мужчины ею действительно пользуются.

Это связано в первую очередь с тем, как устроен этот инструмент семейной политики. В этом случае я всегда привожу пример Швеции: эта страна — лидер в Европе по количеству мужчин, которые берут декретный отпуск. Как так происходит? Что такого есть в этих шведских мужчинах? Самое работающее объяснение — внедрение этого отпуска для отцов в Швеции было в первую очередь длительной работой государства, и там есть социальные квоты на определенное количество дней, которые может взять только отец и которые сгорают, если он ими не пользуется. Да и оплачивают им 90 процентов от заработной платы, а не 40. Там на мужчину плохо посмотрят коллеги, если он этот отпуск не возьмет.

В России — наоборот. То, как устроен отпуск по уходу за ребенком у нас, не способствует тому, чтобы мужчины использовали свое право. У нас достаточно низкая ставка возмещения — не больше 40 процентов от той зарплаты, которую получает уходящий в декрет родитель. Кроме того, сам по себе отпуск достаточно длительный. Полтора года — это слишком много для рынка труда. И даже если молодые мужчины и молодые отцы не хотят отказываться от декретного отпуска, очень часто его условия просто невыгодны для семьи. Пособие не очень большое, а разрыв в зарплатах у мужчин и женщин достаточно высок, поэтому уходить в отпуск лучше матери — меньше убытки. Если решение об уходе в декрет — результат не слепого следования традициям, а обсуждения между супругами, то ключевым фактором оказывается именно экономический, ведь молодая семья и без того финансово уязвима.

Сохраняются гендерные стереотипы и у работодателей. Зная, как устроена забота о детях в российском обществе, они предпочитают на определенные позиции брать именно мужчин, понимая, что они скорее согласятся на командировки и выходные дни, будут задерживаться после работы и выходить сверхурочно, если потребуется. А женщины, если ребенок заболел, берут больничный, поэтому они не так привлекательны для работодателя.

Комплексный набор этих факторов приводит к тому, что домашняя работа остается преимущественно женской сферой ответственности.

А можно ли сказать, что женщины сами учат дочерей включаться в домашнюю сферу, а мальчиков — в карьеру? Может, как исторически более уязвимая прослойка общества, они рассчитывают, что в старости их обеспечат именно сыновья?

Действительно, в качестве реальной ролевой модели мужские образцы не очень представлены. Мне кажется, это связано в основном с представлением о нормативной мужской гендерной роли как успешного кормильца. Потому что эта успешность в профессиональной сфере, которая требуется для подтверждения мужественности мужчины, подразумевает его отсутствующую позицию дома и в семье. Если человек практически 24 на 7 включен в высококонкурентную среду, чтобы зарабатывать деньги и подтверждать свою функцию добытчика и победителя, времени на роль отца у него просто не остается.

Это такая картинка американской семьи XX века, которую и вторая волна феминизма, и последующие исследования, посвященные маскулинности, очень сильно критиковали, потому что обратная сторона следования этому гендерному образцу — более высокая смертность у мужчин и болезненный выход на пенсию. Он получается у них не таким включенным, как у женщин, потому что на протяжении жизни они не уделяли достаточного внимания семье. И вообще у мужчин возрастной переход переживается тяжелее, потому что для них профессия — основа их идентичности. И как только заканчивается профессиональная деятельность, они задаются вопросом: кто я и чем мне заниматься?

У женщин в этом плане есть определенное преимущество, потому что они всегда выстраивают баланс между семьей и работой. Соответственно, если они уходят на пенсию, это не говорит о том, что у них не остается смыслообразующих активностей: они реализуются как бабушки, поддерживают семейные связи, проводят больше времени с детьми.

Исследователи, видя эту картину, говорили, что нормативная роль мужчины-кормильца плохо влияет на социализацию мальчика, поскольку он не видит реальных образцов мужчин в своем окружении. Дома их воспитанием занимаются матери, в школе — учителя, преимущественно женщины, поэтому мальчики выбирают в качестве ролевых моделей гипермаскулинные образцы — это, как правило, герои боевиков. Но модели эти не всегда релевантны вне кино. Пик таких обсуждений пришелся на 60-70-е годы. Теперь соцсети и интернет могут компенсировать мальчикам недостаток реального общения с мужчинами.

То есть в детстве и мужчины, и женщины видят в основном женщин — как это сказывается на них во взрослом возрасте?

Проблематика заботы маркируется как женская, во-первых, потому, что очень часто это не рассматривается в категории работы. На рынке труда женщинам приходится выбирать менее прибыльные вакансии именно из тех соображений, чтобы вписать в свою карьеру материнские функции. В какой-то момент они начинают думать и об организации заботы о пожилых. И здесь специфика России заключается еще и в том, что если представление о заботе о маленьких детях у нас смешанное — до какого-то возраста считается, что ребенку лучше быть с матерью, а потом его уже отправляют в школы и детсады, — то в случае с заботой о пожилых институциональное вмешательство не приветствуется. В этом плане у нас достаточно традиционные представления. В России считается, что забота о дедушках и бабушках должна осуществляться в семье, а если вы своих родителей сдали в дом престарелых — вы плохой сын или плохая дочь.

Семья и работа — это две сферы, которые в любом случае друг другу противопоставляются. И плоха сама эта ситуация, а не то, как матери воспитывают своих детей. Основная задача тут — выстроить некий баланс между семьей и карьерой, определить пропорцию, которая была бы справедлива для всех. Представление о гендерной роли женщин в принципе более вариативно, чем о роли мужчин. Женщина, например, может хотеть полностью посвятить себя в семье — и это нормально. Женщина может стремиться сделать карьеру — вот вам еще одна модель, которая воспринимается как вариант нормы. Хотя наиболее распространенным у нас является так называемый контракт работающей матери, когда женщина и работает, и занимается воспитанием детей, в то время как представление о маскулинности застряло на представлении о том, что мужчина — это сильный кормилец.

Поэтому исследователи говорят, что мы находимся в ситуации незавершенной гендерной революции.

В два раза практически увеличилось количество работающих женщин, домохозяйка перестала быть нормативно-культурным образцом, а мужская роль осталась прежней. И в этом исследователи видят блокировку гендерной идеологии. И поскольку у нас нет институциональных поддержек со стороны государства по распространению декретного отпуска для отцов, консервативное представление о семье как о сфере самореализации женщины воспроизводится и на уровне этих предпочтений, и за счет отсутствия стимулов.

И эти установки транслируются мужчинам практически с пеленок.

А почему, несмотря на механизацию домашнего труда и изменение гендерной роли мужчины, организация сферы быта все равно остается за женщиной?

Конечно, потому что существует такая вещь, как патриархальные дивиденды — это те бонусы, которые получают мужчины от традиционной гендерной системы. Один из таких бонусов — возможность не забивать себе голову ненужной информацией, например, о том, как включать стиральную машину и как часто загружать туда белье. И, соответственно, большая оплата труда, карьерные возможности и прочие привилегии в работе, от которых просто так отказываться не хочется, поскольку они очень упрощают жизнь.

В этом смысле сложно сказать, патриархально ли вообще российское общество. Все-таки вот этот советский фем-след сказался. Многие поколения женщин XX века имели опыт трудовой занятости и экономической автономии, чего не скажешь о западно-европейских странах и Америке. Поэтому патриархат в России достаточно сложно организован. С одной стороны, это стремление к традиционному разделению ролей в семье, а с другой — гендерная роль работающей женщины. Ведь в советское время была статья о тунеядстве, и работать должны были все. Современные женщины, может, и хотели бы быть домохозяйками, но находиться в полной экономической зависимости от мужчин они не стремятся. Они пытаются обезопасить себя и детей на случай развода.

Если мужчины становятся более женственными, то почему для некоторых из них сфера быта и сфера заботы по-прежнему остается чисто женской, которая их в принципе не очень-то и касается?

Просто они придерживаются таких традиционалистских взглядов на ведение быта. Но среди молодых людей этого не так много. Ситуация меняется разве что с появлением в семье ребенка. Я делала на эту тему исследование, в рамках которого брала интервью у 15 молодых пар — это 30 человек. До рождения ребенка основным способом разделения домашних обязанностей был договор. Молодые люди говорили: «Она тоже работает, и если я вижу, что она устала, я сам что-нибудь приготовлю на ужин». Были пары, которые прямо проговаривали расписание домашних обязанностей. То есть мужской вклад в ведение быта был в соотношении если не 50 на 50, то хотя бы процентов 30. А вот после рождения ребенка разделение домашней работы на паритетных принципах съезжало. Это был такой триггер, который запускает традиционное разделение домашней работы, потому что женщина берет отпуск по уходу за ребенком, сидит дома и забирает эту сферу ответственности полностью. А экономические нагрузки на мужчину возрастают, поскольку он по сути остается единственным кормильцем в семье.

«Лента.ру»: Многие женщины жалуются, что мужчины в России становятся инфантильными, не приспособленными к жизни и так далее. Это действительно так? Россияне становятся обществом маменькиных сынков?

Начнем с того, что изначально основная функция семьи — это выживание. Одному раньше жить было тяжело — и экономически, и психологически. Сейчас все по-другому. Российские традиционалисты думают, что гей-браки разрушат институт семьи, но на самом деле его разрушат скорее синглтоны — одинокие люди, у которых нет никаких прагматических мотивов для вступления в семейные отношения. Они могут заказать доставку еды и клининг — им не обязательно жениться, чтобы им в этом помогали.

Семья важна для человека скорее потому, что эта сфера дает ему близкие отношения с другим человеком. Кому-то в этом плане проще быть одному. Сексуальные потребности тоже стало возможно реализовывать без вступления в брачные отношения. Они уже по сути не нужны для выполнения репродуктивной функции.

А с мамами мужчины остаются не так массово. Гораздо существеннее в этом плане одиночки.

Беседовала Ольга Галковская

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(158):

1 234 ... +1
13 +0−0igoist igoist00:15:10
08/03/2021
лентуру, пора переименовать в феминизмру
9 +0−0Хрю Хрю01:01:40
08/03/2021
13 +0−0igoist igoist00:15:10
08/03/2021
лентуру, пора переименовать в феминизмру
да похоже там в редакции одни фемки сидят
6 +0−0Иван Кедов14:41:22
08/03/2021
-6 +0−0Коля Басков07:55:00
08/03/2021
Адекватных женщин, ниибацо адекватный ты наш?
Куколд идинахуй.)
6 +0−0Иван Кедов07:07:23
08/03/2021
Несмотря на гавностатью, хочу поздравить адекватных женщин с 8 Марта! С праздником весны, очарования, красоты и женственности! Пусть каждый день будет таким, как этот: наполнен улыбками, восхищением, любовью, заботой и радостью. Будьте счастливы, ощущая себя женщинами, принцессами, королевами. С 8 Марта, милые дамы!
6 +0−0Никита Иванов04:42:30
08/03/2021
Мать одиночка это ЛИЧНЫЙ выбор женщины. ИМХО. И не надо все сваливать на мужчину. Взрослые люди должны отвечать за свой выбор и поступки. Оправдания типа, муж-скотина или еще какие-то другие грехи выбранного САМОЙ женщиной партнера от незрелости. Если выбрала не правильного партнера, то это наверное не только вина другого человека? Как минимум вина собственная на 50%. И еще. Я особо не вчитывался в текст. Быстро просмотрел, между строк. Может и пропустил эту тему. Не сказано про вину тещи в расставании с мужем. А она огромна. Теща считает, что это ее дочка и она главнее мужа и все знает, как и что надо делать мужу. Если он слабак, то будет делать. А если знает себе цену, то пошлет тещу подальше. Если жена слабак, то выберет сторону мамы. Со всеми вытекающими. И последнее. Мать одиночка думает не о муже, не о ребенка (можете спорить, ваша право, но я думаю, что это все лицемерие), а о себе любимой. Как ей удобнее. А ей удобнее часто жить без мужа. Муж платить деньги на содержание ребенка, бабушка помогает с ребенком (в случае брака помощь бабушки ограничена), свободы больше, не надо учитывать мнение мужа о том, как воспитывать ребенка, общаться ли часто с тещей, подругами, развлекаться, питаться так, как считает бывшая жена, а не как бывший муж, отдыхать там, где считает бывшая жена, а не бывший муж. В общем современным одиноким мамам мужья особо не нужны, если они самодостаточны. Как впрочем и бывшим мужьям. Институт брака постепенно приходит к логическому концу с развитием сферы бытовых услуг и самодостаточности жизни самому, без партнеров. Может мне показалось, но в статье одиночки осуждаются. Ну это опять феминизм и сексизм. Не судите, и судимы не будете. Везде есть свои плюсы и минусы. Я не знаю одиночек, которые завидуют семейным, но знаю кучу семейных (в период откровений), которые завидуют одиночкам. Семья сейчас остается только в архаических и отсталых странах в мире. В развитых странах уровень развития систем позволяет прекрасно жить одному и ни от кого не зависеть (изначальная причина создания семьи в древности). Как по-мне, так Хайяма не оспоришь никакими лицемерными старомодными моральными догмами (считай порабощение государством и церковью своих спонсоров. Семейные платят налоги и дают пожертвования церкви. Одиночки более свободны, чем семейные.). "Уж лучше жить одному, чем с кем попало".
6 +0−0Макс Николаев01:46:38
08/03/2021
-1 +0−0AQUARIUS VODOLEI01:40:42
08/03/2021
ты - сидишь с ребенком целыми днями или ты "продишь время иногда" по выходным????
это - разные вещи
сидеть с ребенком маленьким дома это вечно надо:
переодевать ребенка
подмывать
кормить
мыть посуду
купать
ложить спать
играть с ним
гулять
развивать
терпеть капризы и истерики
По сравнению с управлением тепловоза или атомного реактора, то что вы перечислили не очень сложно) и да мои дети уже выросли в подростков и всё что вы перечислили мне знакомо и это отличное времепрепровождение, и переодеть) и накормить) искупать) и поспать с ним и поиграть) достаточно весело и несложно, и капризы непригодной женщины у которой дети отняли молодость не сравняться с капризами маленькой лялечки. Дети женщинам как таковые не очень то и нужны, если бы они их любили то и разговоров бы о сложности такого труда не было, ведь всегда в кайф заботится о том кого любишь) если не верите спросите у влюбленных мужчин.
5 +0−0Иван Кедов14:41:39
08/03/2021
-5 +0−0Стас Енотов09:49:12
08/03/2021
Оицемерие
И ты туда же.
5 +0−0alcel24 .14:05:37
08/03/2021
-1 +0−0Мария Арканум10:58:38
08/03/2021
Мужчина должен сделать так, чтобы с ним было хорошо, а не без него. Женщина может прожить одна, поэтому влачить мужчину, который усложняет эту жизнь, непрактично.
Наоборот тоже верно вообще то...
5 +0−0Сергей Фельдман09:52:07
08/03/2021
0 +0−0Стас Енотов09:48:39
08/03/2021
Даёшь в попу оппу?
Ты, кстати, хороший пример. Именно если у тебя в голове сразу возникает мотив гомосексуальности, то из тебя никогда не получится успешный бизнесмен в наше время.
Мысли о гомосексуализме это удел маргиналов, типа участников движения АУЕ.
5 +0−0Хрю Хрю01:01:12
08/03/2021
Я этот феминофашисткий выcep про сильных женщин и слабых мужчин даже читать не буду.
4 +0−0Ванька Каин09:09:53
08/03/2021
Сколько же феминистского бреда написано. А по факту, этот мир и всё вокруг создано мужчинами...
4 +0−0serge vernam01:50:11
08/03/2021
Единолично бабское воспитание мальчишек - это, конечно, зло. Не спорю. Но мягкими это их не делает, это точно. Как-то не заметно никакой мягкости, иногда даже совсем наоборот. Маменькин сынок - это часто затаённый зверёныш, вымещающий огрехи собственного воспитания и собственные комплексы на других детях, когда мамочка не видит.
4 +0−0Макс Николаев01:37:58
08/03/2021
-2 +0−0AQUARIUS VODOLEI01:28:59
08/03/2021
ты думаешь сидеть с детьми - легко?
Ни чего сложного, у меня есть дети, и если они здоровы проводить с ними время достаточно приятно. Меня чаще даже отчитывали за то что я увлекаюсь заботой о детях) не твоё мол дело, а уж когда речь идёт о прогулках на свежем воздухе с ребенком который уже не сидит в коляске, то ни одна мамашка регулярно больше 45 минут на улице не проводит.
3 +0−0Культура Боевых Топоров22:31:19
08/03/2021
В чисто женском воспитании как ни крути больше минусов. Нередко неустроенные мамаши превращаются в злобных тёток, вымещающих зло на детях. К примеру друга детства на даче мамка на пару с бабкой избивали так, что его вой оглашал всю округу, переходя в крещендо, так что даже мой довольно строгий отец осуждающе говорил, что с ребёнком делают... Да и чего хорошего. когда у женщины есть дети, а к ней подъезжает то один мужик, то другой
3 +0−0Demyan Belyakov20:41:23
08/03/2021
Я вот дядек пожалел. Им кирдык. Интервьерка(ша) четыре раза на разный лад спросила когда ей ужины мужья готовить будут и труселя стирать, но ухом не повела на озвученную специалистом старую проблему сверхранней смертности мужчин в РФ. Разница в 10-15 лет это нормально. Что тут обсуждать. Удобно, когда мужчины не нагружают пенсионный фонд. Наши тетки живут, несмотря на все тяготы (по продолжительности) как в явропе. (Ну чутка поменьше - всеж окрест совок). Имеют поголовно самый длинный в мире декретный отпуск 3-20 лет по уходу за дитем. Выходят на 5 лет раньше на пенсию (живя, напомню на 15 лет дольше) и заняли в любом торговом центре 5/6 всех площадей. Вы зря думаете, что дамы недальновидны) Тут сверхразум образовался. Коллективный) Замысливают тетки недоброе, думается мне)
3 +0−0Сергей Фельдман11:14:05
08/03/2021
3 +0−0Фидель11:06:32
08/03/2021
у кого то по фактам есть возражения- 90% мужчин на 90% времени, до совершеннолетия, воспитываются женщинами-дом, детский сад и школа.
А потом уже поздно пить боржоми
В этом нет ничего плохого.
Всех викингов воспитывали женщины. Мужчинам было некогда.
Женщины от природы умеют воспитывать. (с оговоркой, что психически здоровые женщины)
Мужчины часто начинают выяснять отношения с маленькими детьми и портят воспитание. Не все, конечно, но есть такое явление.
3 +0−0Фидель11:06:32
08/03/2021
у кого то по фактам есть возражения- 90% мужчин на 90% времени, до совершеннолетия, воспитываются женщинами-дом, детский сад и школа.
А потом уже поздно пить боржоми
3 +0−0Владимир Князев10:26:35
08/03/2021
Мужик классический ( архетипический ) в современной цивилизации просто не нужен
3 +0−0Макс Николаев01:51:35
08/03/2021
-4 +0−0AQUARIUS VODOLEI01:49:50
08/03/2021
нет, это на самом деле сложно
и вы это бы знали. если бы это делали каждый день годами
ВЫ И ТОЛЬКО ВЫ
а не иногда чверами, ради прикода или по выходным
сидеть с детьми - это не проще тепловоза или атомного реактора...
потому что и дети - ваши, от них нет ни отпусков ни выходных и на вас отвественность за их воспитание
от них нельзя "уволиться", взять прогул, проспать даже нельзя!
вы сидели с детьми целыми днями - скажите просто: да или нет?
Конечно сидел и дням и ночами, поэтому и знаю что вся это надуманная сложность просто выдумка, когда дети инвалиды или болеют то это действительно сложно. А так они кстати большие сони)
2 +0−0vinnyvan18:25:35
08/03/2021
Мировые тренды всегда приходят в Россию с запозданием, зато в самой извращённой и жуткой форме.

В 19 веке марксисты действовали по всей Европе, но только в России достигли высочайшего градуса радикализма, жестокости и сатанинской эффективности.

Мы всегда получаем двойную порцию радиации. Западные законы против hate speech на благодатной российской почве превращаются в драконовскую 282 УК РФ. Товарищ майор не возражает против трендов — ему главное, чтобы бутылке нашлось применение.

Пришедший к нам с Запада дискурс «новой этики» и БЛМ будет куда более жёстким и непохожим на американский.

И пойдёт он не снизу, а сверху. Уже пошёл.

Оксана Пушкина становится лицом российского феминизма — не риторического феминизма авторок из твиттера, а настоящего — номенклатурного, с законопроектами и гигантским административным ресурсом. Она — депутат «Единой России» в Государственной Думе и кумир глубинных домохозяек.

Антон Красовский становится главным рупором государственной пропаганды. Он — открытый гей с ВИЧ+ и автор самого громкого каминг-аута в истории России.

Владимир Познер проводит большую передачу про трансгендеров и затаскивает эту экзотическую западную повестку в мир своих зрителей-бумеров. Он — самый популярный ведущий Первого канала, статусный представитель журналистской элиты, сын идейного коммуниста и агента КГБ.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь