„ | Всё там понятно и без инверсии времени. Бойфренд героини М Белуччи на вечеринке обнюхался кокаином и его понесло, в итоге ссора между ними. Пошла она одна ловить такси до дому, но не оно ловится, пришлось переходить на другую сторону улицы по подземному переходу... Мораль такова: наркотики зло. У американце также множество последних ужастиков завязано на этой теме. | “ |
На экраны кинотеатров возвращается «Необратимость» Гаспара Ноэ — но с приставкой «Полная инверсия» в названии и в кардинально обновленном виде. В оригинале события этой жесткой истории об изнасиловании, мести и разрушительной силе времени разворачивались в обратном, от конца к началу, порядке — «Полная инверсия», напротив, придерживается классической хронологии. Сам Ноэ говорит, что благодаря этому у него получилось совершенно новое кино. «Лента.ру» разбирается, так ли это на самом деле.
Зрителю достается сразу: жуткий потусторонний стрекот мгновенно дезориентирует — кадр при этом мерцает адским стробоскопом, лукаво скрывающим за вспышками света вид Млечного пути. Страдать, впрочем, недолго: вот стрекот сменяется звуками бетховеновской cимфонии №7, а камера наконец начинает движение с небес на землю, чтобы остановиться, найдя на одной из парижских лужаек Алекс (Моника Беллуччи), окруженную играющими детьми и загорающими парами, царственную в своей расслабленности, погруженную в чтение «Эксперимента со временем» Джона Уильяма Данна. Что ж, время спешит вперед — в квартиру Алекс и ее бойфренда Маркуса (Венсан Кассель), где они обнаженные дурачатся в постели после секса, а она признается ему, что, кажется, забеременела.
Для первых зрителей «Необратимости», которая вышла на экраны в 2002-м, беременность главной героини должна была служить последним опустошительным штрихом к созданному Ноэ трагическому полотну. Вряд ли, впрочем, она могла вызывать подлинный шок — слишком обескураживающие, по-настоящему экстремальные сцены ей предшествовали. Надо ли напоминать, о каких именно сценах идет речь? Тем более что о девятиминутном, снятом одним статичным планом изнасиловании в залитом красным светом подземном переходе или о мужском лице, методично превращаемом в жуткое месиво посредством огнетушителя, публика и в 2002-м узнавала сильно раньше собственно просмотра фильма.
Даже в эпоху до соцсетей и феномена спойлеров скандальная слава этих эпизодов «Необратимости» опережала выход картины в прокат и только подпитывалась сообщениями об обмороках гостей премьеры на Каннском фестивалеСтоит сказать сразу: почти двадцать лет спустя своей не только шокирующей, но и гипнотической, парализующей силы эти знаменитые сцены не растеряли, но вот место в нарративе им теперь отведено другое. Ноэ, как объявляет невольно отсылающее к недавнему «Доводу» Кристофера Нолана (забавно, что на «Необратимость» французского режиссера в свое время вдохновило нолановское же «Помни») новое название, устроил полную инверсию. Пустил то есть время вспять, заставив своих героев вновь переживать те же трагические события — но уже в последовательном хронологически порядке, не от мести за изнасилование к самому нападению, предшествующей ему ссоре на вечеринке и утренним признаниям в постели, а наоборот. Режиссер утверждает, что у него при этом получилось совсем другое кино — и оказывается прав: конечно, лишившись такого агрессивного формального приема, как реверсивное повествование, «Необратимость» и смотрится, и ощущается по-другому.
Но какой именно эффект произвел этот разворот часовой стрелки? Очевидно, что лишенные опоры и разомкнутые в оригинале причинно-следственные связи в «Полной инверсии» наконец соединяются, обретают нарративный фундамент. Теперь поступки и их последствия, а значит, и персонажи выглядят выпуклее, нагляднее. На первый взгляд кажется даже, что герои обретают больший контроль над этой историей, над временем как таковым. Но это иллюзия: в конце концов, именно время — а вовсе не Алекс с Маркусом и их другом Пьером (Альбер Дюпонтель) — являлось подлинным главным героем «Необратимости». И именно его функции и значение меняются по сравнению с оригиналом значительнее всего. Подтверждает это и сам Ноэ: кроме порядка сцен в новой версии есть лишь одно изменение — в финальном титре фаталистское откровение «Время разрушает все» превратилось в более многозначное «Время проявляет все».
В самом деле, оригинал с его тектоническими разломами логики событий возлагал ответственность за происходящее на саму вселенную, универсум, так жестоко обрушившийся на героев, что не выдержала, пустившись вспять, и их история. «Полная инверсия» поломанный скелет сюжета выправляет, но жертвами, невольными участниками этой страшной драмы персонажи быть не перестают. Меняется ракурс взгляда на них и их восприятие. «Необратимость» заставляла следить в первую очередь за пульсациями обернувшегося адской воронкой времени, складывая в голове пазл сюжета. «Полная инверсия» позволяет с самого начала всмотреться в персонажей — и обнаружить, что благодаря этому из затяжного крика экзистенциальной боли фильм Ноэ превратился в историю о любви. Да, эта любовь обречена, но ее выход на первый план меняет и интонацию: вместо возмущения жестокостью и хаотичностью мироустройства Ноэ теперь делает шаг к их принятию (вот и головокружительные до тошноты пролеты камеры, в оригинале соединявшие сцены фильма, в новой версии почти полностью оказываются на полу монтажной). Время то есть проявляет не только подлинную суть вещей, но и тот факт, что за репутацией скандалиста и экстремала может скрываться режиссер не только бесконечно сентиментальный, но и способный эту сентиментальность обнажать.
Фильм «Необратимость. Полная инверсия» (Irréversible — Inversion Intégrale) уже вышел в российский прокат
Денис Рузаев
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
2 +0−0 | Мирон Суржиков | 08:31:25 22/02/2021 |
Всё там понятно и без инверсии времени. Бойфренд героини М Белуччи на вечеринке обнюхался кокаином и его понесло, в итоге ссора между ними. Пошла она одна ловить такси до дому, но не оно ловится, пришлось переходить на другую сторону улицы по подземному переходу... Мораль такова: наркотики зло. У американце также множество последних ужастиков завязано на этой теме. |
1 +0−0 | Alex Alex | 15:59:19 22/02/2021 | ||||||
| ||||||||
так у вас в армии и в тюрьмах гомосексуализма хоть отбавляй. от вас в Европу и пришло это ;) |
1 +0−0 | Глот с планеты Катрук | 13:27:51 22/02/2021 |
Да, огнетушителем по хлебалу ок, да ещё и не тому)))) но фильм мне не очень зашел |
1 +0−0 | Глот с планеты Катрук | 13:24:44 22/02/2021 | ||||||
| ||||||||
Норм ты загнался |
1 +0−0 | Калабаха Трассеров | 08:39:54 22/02/2021 |
Моника божественна и прекрасна во всём и везде - даже когда её грубо насилуют на заплёванном грязном полу подземного перехода. |
0 +0−0 | Ярослав Красильников | 03:01:21 23/02/2021 | ||||||
| ||||||||
конечно грязь, ты то знаешь, бот |
0 +0−0 | Фикалис Альбертович | 23:25:46 22/02/2021 | ||||||
| ||||||||
панин вообще то в россии зоофилом стал, как и твои хозяева с кавказа) |
0 +0−0 | Глот с планеты Катрук | 19:18:25 22/02/2021 | ||||||
| ||||||||
Ты сильно морочишся. Я не кинофил и не люблю разгадывать фильмы и выискивать крупицы таланта. Если Иваново детство мне зашел, а довод нет, я не сильно парюсь, почему |
0 +0−0 | k - 324 | 13:45:36 22/02/2021 | ||||||
| ||||||||
Даже так интересней и более правдоподобно. Если рассматривать главную героиню как попавшую на орбиту этого места, то тот кто получил огнетушителем и главная героиня, которую изнасиловали - оба выхватили это знать не зная и ведать не ведая. Ну, т.е. у них житье-бытье такое. |
0 +0−0 | k - 324 | 13:38:01 22/02/2021 | ||||||
| ||||||||
Да там особой разницы нет, тому или не тому. Они там и это место особое, т.е. случайных прохожих там нет, все повязаны. Причем камера выхватывает и показывает знакомые декорации бдсм. Дальше разжевывать или сам догадаешься? |
0 +0−0 | Иван Гурьянов | 12:41:20 22/02/2021 | ||||||
| ||||||||
Да да, иди дальше смотреть Трансформеров. |
0 +0−0 | Иван Гурьянов | 12:40:12 22/02/2021 | ||||||
| ||||||||
"И фильмы одинаковы. И первый оригинален. " Ты уж определись. |
0 +0−0 | k - 324 | 12:33:48 22/02/2021 | ||||||
| ||||||||
Кстати, то что изнасилование произошло в подземном переходе подсказывает, у фильма было второе понятийное полотно. |
0 +0−0 | k - 324 | 12:30:30 22/02/2021 | ||||||
| ||||||||
Первый фильм неслучайно так назывался. И неслучайна исповедь в начале фильма. Надо обратить внимание на фразы главной героини в начале фильма, в них намек на то, что она и ее насильник находятся на одной волне. Поэтому должны были встретиться. |
-1 +0−0 | фвфывфыв фыв | 14:30:13 22/02/2021 |
как всегда европейская чернуха и дрянь негативная |
-1 +0−0 | Pagis Vstavay | 12:24:37 22/02/2021 |
Какая-то мутная хеpь, что в оригинале, что в новом варианте |
-1 +0−0 | Нешка Попустовская | 09:13:10 22/02/2021 |
Во-первых, девушка не гуляет дома одна, а едет к домой потому, что муж с ней поругался и решил ее не провожать...А во-вторых, французы как всегда извращенцы. И фильмы одинаковы. И первый оригинален. А второй уже не смотришь так, как первый. Что-то типа у нас был фильм в главной роли с Андрейченко. Конечно не такой креативный. |
-3 +0−0 | Protest RU | 06:12:24 22/02/2021 |
Как бы время двигается вперед, и все забыли этот уродливый фильм, но европейцам становится тоскливо без собственных извращений, поэтому решили что настало время освежить легенду. |
-5 +0−0 | Абв Гдеж | 07:47:40 22/02/2021 |
Короче, муть какая-то. Хорошо, что и первый я не смотрел (первый раз слышу) |