Гражданин Манк

00:02 05/12/2020 Культура
Гражданин Манк

На Netflix вышел новый фильм Дэвида Финчера «Манк» — не только первая за шесть лет картина режиссера «Семи» и «Бойцовского клуба», но и первый в его карьере байопик. В центре сюжета — фигура одного из главных драматургов довоенного Голливуда Германа Манкевича и его работа над сценарием «Гражданина Кейна», который до сих пор считается, возможно, величайшим фильмом в истории кино. «Лента.ру» рассказывает о том, что «Манк» говорит о «Кейне», Голливуде и природе сценарного мастерства.

Калифорния, 1940 год. Сценарист Герман Манкевич (Гари Олдман) с трудом выбирается из машины, опираясь на костыли: месяц назад он попал в автокатастрофу и еще долго будет прикован к постели со сломанной ногой. У Манкевича и в остальном не лучший, прямо скажем, период. Если всего десятью годами ранее он писал невероятно успешные в прокате комедии братьев Маркс и Джорджа Кьюкора, попутно успевая улучшать работу других драматургов на десятках самых разных картин и проводя вечера с всемогущими боссами киностудий, то теперь из-за жесткого алкоголизма и сложного характера этот циник-острослов, кажется, испортил отношения со всей фабрикой грез разом — настолько, что вынужден соглашаться буквально на любую работу. Например, на кинодебют 24-летнего вундеркинда радио и театра — амбициозного, дерзкого, самовлюбленного эгоманьяка по имени Орсон Уэллс.

Фильм, который Манкевич напишет для Уэллса, в представлениях не особенно нуждается: «Гражданин Кейн» и по сей день регулярно возглавляет самые разнообразные списки лучших кинокартин в истории. Другое дело, что он вполне мог и никогда не увидеть свет. Во-первых, крепко пьющий, одержимый азартными играми и никогда не отличавшийся особенным уважением к дедлайнам Манкевич к 1940-м окончательно превратился в фигуру в работе крайне ненадежную — так что Уэллсу пришлось в сущности воспользоваться аварией сценариста, заперев его в доме посреди пустыни Мохаве в компании стенографистки и горничной, а главное, без единой капли алкоголя в округе. А во-вторых, вскоре слухи о работе сценариста с Уэллсом разойдутся по всему Голливуду — и достигнут в том числе Уильяма Рэндольфа Херста, скандального газетного магната, который послужит гражданину Кейну прототипом и с которым Манкевича связывает многолетняя дружба. Херст счастлив не будет — и попытается сделать все, чтобы фильм, в котором списанный с него персонаж предстает, мягко говоря, не в лучшем свете, никогда не вышел на экраны.

Истории производства фильмов, проще говоря, редко бывают настолько драматичными (тем более, когда речь идет о картине настолько значительной). «Гражданин Кейн» и конфликты, сопровождавшие его создание, потрясали воображение сторонних наблюдателей и десятки лет спустя. Так, уже в 1970-х мир кинематографа загудел от скандала, спровоцированного грандиозной и страстной (а также, как позже выяснилось, полной неточностей, преувеличений и домыслов) статьей Полин Кейл «Воспитывая Кейна» — одиозная и влиятельнейшая критикесса The New Yorker оспорила талант и вклад в фильм Уэллса, попутно превознося достижения Манкевича, по ее мнению, ответственного решительно за все достоинства «Гражданина Кейна». Манкевич к тому времени был уже двадцать лет как мертв — а вот Уэллс был жив, пусть и в немалой степени уничтожен несколькими декадами борьбы за право снимать кино (после «Кейна» он больше никогда не имел такого авторского контроля над результатом).

Сценарий «Манка», написанный в девяностых покойным отцом Дэвида Финчера Джеком, по словам самого режиссера, в своей первой версии больше всего напоминал именно экранизацию статьи Кейл. Тем характернее, что в итоге «Манк», пусть и прославляет талант своего заглавного героя, от мнимого конфликта между Манкевичем и Уэллсом отходит максимально далеко — да и было бы странно, если бы Финчер, этот знаменитый перфекционист от режиссуры, вдруг стал оспаривать гений другого перфекциониста от режиссуры Уэллса. Нет, напротив, Финчер, здесь ограничивающий себя контрастным черно-белым изображением (и это при том, что мало кто в современном американском массовом кино так выразительно, как он, умеет работать с палитрой кадра), кажется, пытается в «Манке» отдать должное не только сценаристу «Кейна», но и его постановщику — прежде всего на уровне стиля. Явно вдохновленные «Гражданином Кейном» монтажные ходы, ракурсы камеры, игра света и тени, кажется, нацелены на то, чтобы показать: найденный Уэллсом в его великом дебюте язык кино остается современным и сейчас, не устарев за 80 лет ни на йоту.

Поразительно современным на удивление оказывается и содержание, суть «Манка» — хотя, казалось бы, где мы, а где частности взаимоотношений между дельцами и талантами в довоенном Голливуде. И тем не менее: в истории создания «Гражданина Кейна» Финчеру оказывается интереснее всего драма дружбы Манкевича с Херстом (Чарльз Дэнс): болтун, гедонист и язва Манк с удовольствием посещал званые ужины в гротескном калифорнийском замке медиамагната, считавшего его любимым собеседником. По версии Финчера, кошка между двумя мужчинами пробежала, когда Херст вместе с голливудскими мейджорами с помощью пропаганды и откровенной лжи не допустил избрания в губернаторы штата писателя-социалиста Аптона Синклера (это по его роману, например, Пол Томас Андерсон снял «Нефть») — бездарный, конформистский кандидат от республиканцев вершителям голливудских судеб показался фигурой более удобной и выгодной. Центральной же сценой здесь и вовсе становится флешбэк к разговору на одном из приемов у Херста — в котором хозяин вместе со студийными боссами сначала походя и осторожно обсуждают Гитлера (звучат, например, реплики «40 миллионов немцев не могут ошибаться» и «главное для нас — не потерять такой большой рынок, как Германия»), а затем куда более многословно и гневно обрушиваются на Синклера.

О дружеском визите Херста в Берлин по личному приглашению Гитлера Финчер умалчивает — но понятно, почему история разочарования Манкевича в эксцентричном магнате показалась ему актуальной. Владельцы медиакорпораций, пытающиеся определять национальную и мировую политику. Голливудские боссы, готовые перемолоть в порошок любого творца, сколь угодно талантливым он бы ни был, стоит тому лишь позволить себе усомниться в их власти. Фашизация, подъем консервативных настроений в падком на популизм и фейк-ньюс обществе. Тотальное, всепроникающее ощущение даже не преддверия апокалипсиса, а его первых разрушительных шагов по планете. Все это вполне применимо и к 2020-му — а не только к 1940-му. Тем более вечным выглядит и внутренний конфликт, раздирающий в фильме Манкевича и, кажется, подталкивавший его к стакану и ставкам — Финчер не просто реабилитирует фигуру сценариста, но и находит за его маской бесконечно циничного, готового безжалостно высмеять все и всех на свете остряка душу идеалиста. Идеалиста, возмущенного порядком вещей настолько, чтобы всеми силами стремиться скорее свести себя в могилу. Как, впрочем, показывает «Манк», желанное забвение грозит Манкевичу еще не скоро — подлинный гений, на что бы он ни был растрачен, на «Утиный суп» или же на «Гражданина Кейна», бессмертен.

Фильм «Манк» (Mank) вышел на платформе Netflix

Денис Рузаев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(1):

-1 +0−0Либемразь Must Die12:08:12
05/12/2020
Дениска, в РУССКОМ языке нет слова "критикесса" тем более по отношению к работам 70-х
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь