«Я пришел в себя, когда закончил стрелять»

00:02 02/11/2020 Силовые структуры
«Я пришел в себя, когда закончил стрелять»

Осенью 2019 года старший прапорщик полиции Алексей Смирнов расстрелял на станции «Рязанский проспект» сотрудников службы собственной безопасности УВД на Московском метрополитене. По версии следствия, оперативники хотели привлечь Смирнова к уголовной ответственности за взятку. В результате один из них, Максим Веялко, погиб, а второй — Алексей Лимонов — был ранен. Расстрелявший их Алексей Смирнов в настоящее время находится в столичном СИЗО №4 «Медведь», где дожидается суда присяжных. В интервью «Ленте.ру» он рассказал свою версию трагедии на «Рязанском проспекте».

На что вы рассчитываете в плане приговора?

Смирнов:В полиции я служу с 10 ноября 2011 года — с того самого дня, когда ее переименовали из милиции. До этого я работал судебным приставом по обеспечению безопасности судов в Главном управлении Федеральной службы судебных приставов (ФССП) по Московской области.

Выбирая профессию, я всегда хотел иметь чувство уверенности в завтрашнем дне. Пусть даже мне полагалась небольшая зарплата, я был полностью уверен в своем работодателе в лице государства.

Но зачем вы стреляли в оперативников?

Да, в августе 2018 года у меня даже появились мысли перевестись поближе к дому. Причиной стало психологическое давление, которое на меня оказывал начальник отдела, полковник полиции Канаев, а также его заместитель и руководитель роты. Дело в том, что однажды наш отдел стала проверять служба собственной безопасности.

Крайним захотели сделать моего сослуживца, которого подставили. А я не стал его оговаривать в том, что он якобы взял взятку на станции метро «Выхино». После этого мой начальник Канаев категорически и с использованием мата отказывался дать мне перевод и говорил, что я сяду.

Хотя однажды мне действительно пытались дать взятку. Я оформил все по правилам, отвез документы и гражданина взяткодателя в дежурную часть, но через некоторое время его выпустили. А потом надо мной сослуживцы даже посмеивались: мол, вон какой ты правильный — а ничего не вышло.

Вас обвиняют в расстреле сотрудников ОСБ, которые хотели задержать вас за взятку. Какова ваша версия событий?

Отношения с начальством тогда откровенно не складывались: оно требовало составления как можно большего числа протоколов об административных правонарушениях для выполнения плана. Если план отдел не выполняет, его руководителей наказывает вышестоящее руководство.

К примеру, каждую смену начальство в лице ротного требовало с каждой станции на фиолетовой ветке проверить 100 человек по базе данных, оформить двух человек за распитие алкогольных напитков в неположенном месте, составить пять административных протоколов за курение и три — за нахождение в состоянии опьянения в общественном месте.

К этому полагалось обязательно добавлять факты пресечения таких преступлений, как кража. Сотрудника могли не отпустить утром со смены до тех пор, пока он не задержит и не приведет в отдел нарушителя миграционного законодательства. Конечно, все это абсолютно незаконно.

Что происходило с теми сотрудниками, которые не выполняли план?

Они в глазах ротного и затем в глазах руководства отдела автоматически становились изгоями. Таким отпуска давали только зимой, не выплачивали премии и не разрешали отгулы.

На этой почве и случались конфликты. Плюс сыграла свою роль ситуация с коллегой, которого я не стал оговаривать. В итоге меня держали в «неугодных».

Меня предупреждали, что лучше уйти — уволиться, однако я верил, что все будет хорошо, и никак не ожидал противозаконных действий против меня, в том числе со стороны отдела собственной безопасности (ОСБ).

Были ли у вас конфликты с начальством незадолго до стрельбы на «Рязанском проспекте»?

Меня пытались задержать двое оперативников. Как я потом узнал, их фамилии — Лимонов и Веялко. Они подошли ко мне после того, как я проверил документы у некого приезжего из Узбекистана, которого я якобы отпустил за деньги. Я хочу подчеркнуть, что появление сотрудников ОСБ в тот день не было случайностью.

Моя защита располагает записями с камер наблюдения у западного вестибюля станции метро «Рязанский проспект».

На одном из видео отчетливо видно, как Лимонов, Веялко и третий оперативник в компании того самого узбека стоят рядом с автомобилем Renault Logan, на котором приехали сотрудники ОСБ. Это было за полчаса до того, как узбек якобы передал мне взятку. А еще рядом с ними стоял некий четвертый оперативник — про него следователь нам до сих пор ничего не рассказал.

Мы так и не знаем, кто это был. Но важно то, что все четверо оперативников заранее договорились с так называемым потерпевшим о том, что они меня подставят.

Сталкивались ли вы с проблемами на службе?

Меня буквально взбесила несправедливость ситуации — ведь денег у узбека я не брал. А получилось как: сотрудники ОСБ попросили меня пройти с ними в комнату полиции и стали осматривать мои вещи. Среди прочего осмотрели пачку одноразовых платков — денег там не оказалось.

А потом один из оперативников взял ее в руки, повертел как-то — и показал мне со словами: «Смотри, там деньги». Тут я словами не передам даже, что со мной случилось. Я достал табельный пистолет, а дальше просто ничего объяснить не могу. Я пришел в себя лишь после того, как закончил стрелять.

Хочу подчеркнуть, что сразу после этого я позвонил своему командиру и вызвал скорую помощь. А прибывшим полицейским и сотрудникам Следственного комитета России (СКР) сдался сам.

«Лента.ру»: Как долго вы работаете в полиции?

На справедливость. В СИЗО, где я сейчас нахожусь, в суд никто не верит, а я пытаюсь верить. Тем более нам удовлетворили ходатайство о рассмотрении дела в суде присяжных — это обычные люди, которые, я надеюсь, в отличие от следователей, поверят и мне, и фактам.

А то, что я применил оружие при исполнении, — мое право: меня в тот момент никто не отстранял от исполнения обязанностей полицейского. Достав пистолет, я пытался предотвратить преступление сотрудников ОСБ.

За то, что выстрелил и несчастье произошло, — я готов отвечать. Но только так, чтобы все было честно и по закону, а не как в моем случае.

Беседовал Владимир Ващенко

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(112):

1 +0−0Базилио Алато13:52:24
02/11/2020
Полицейский Дядя Стёпа:
Роста нет - зато есть жoпа.
И находится, увы,
Жoпа вместо головы...
1 +0−0Дима Белаз13:37:08
02/11/2020
-2 +0−0Lee N12:13:36
02/11/2020
В окупированной сионистами стране такие полицаи редкость. В основном муcорня состоит из мрaзей, ибо мрaзи разных мастей опора нового сионистского мира. А мужику уважение! Ни каждый так сможет... Жалко в охране путина-шоломова он не работал..
Сионизм - это движение за переселение евреев на историческую родину - на Сион, т.е. в Израиль. Чтобы создать систему тотальной коррупции сионизм не годится.
1 +0−0 А.Л. Деревцов12:08:39
02/11/2020
Это правда, я ему верю. А вот наш "справедливый" суд навряд ли ему поверит, и товарищ "сядет" в любом случае - есть труп. А вот, что будет с руководством , которое устанавливает "нормы выработки", неизвестно, а может им съездить на лесозаготовки?
1 +0−0Вячеслав Р11:23:02
02/11/2020
Исходя из его рассказа можно сделать вывод, что честный полицейский расправился с двумя негодяями прикрывавшимися формой для совершения преступлений в рядах существующей организованной преступной группы в погонах. Нужно заметить, что в существующей политической капиталистической системе правду мы не узнаем. Т.к. система порождает подобный беспредел.
1 +0−0new iMac27user new iMac27user11:09:57
02/11/2020
23 +0−0Сергей Морев01:28:47
02/11/2020
Сгнила система. И так везде, не только в полиции.
абсолютная истина
1 +0−0Михаил Антонов10:20:51
02/11/2020
0 +0−0Dmitriy S07:24:17
02/11/2020
Читал и плакал.
"Оказывали психологическое давление с целю выполнения мною служебных обязанностей по профилактике преступлений, пресечению распития алкогольных напитков, выявлению нелегальных эмигрантов и предотвращению краж. Но я работать не хотел и считал действия начальства незаконными."
Грубо говоря, начальство его пилило за нерадивость.
начальство требовало план, а если преступлений нет то придумай, не можешь придумать - подставь кого-нибудь. сломай чужую жизнь, а он этого не стал делать. молодец
1 +0−0Pa Chu09:56:50
02/11/2020
1 +0−0Ватан Леопольдович08:16:48
02/11/2020
Есть честные менты, их крайне мало и они часто плохо заканчивают к сожалению.
Господь вемогущий, какие на фиг честные менты? Я вот ни единому слову не поверил в этой истории. А меня ой как сложно заподозрить в лояльности сотрудникам МВД. Практически уверен, товарищ стрелок чистую чушь городит. Можно подумать, там всему подразделению делать больше нечего, как его, простого постового или кто он там, всем миром подставлять и вешать на него ни за что уголовку.
1 +0−0Ватан Леопольдович08:16:48
02/11/2020
Есть честные менты, их крайне мало и они часто плохо заканчивают к сожалению.
1 +0−0Константин Никитин05:57:28
02/11/2020
0 +0−0serge vernam05:51:57
02/11/2020
Ну, "делай что хочешь, только не попадайся" - это наш всеобщий лозунг.)) Знакомо.
"Что хочешь" не получится. Но вот если вспомнить 90-е с зарплатой 200 баксов (как сейчас 350-400) и, допустим, при этом семейный человек с женой и 2-мя детьми, а тебе сует деньги каждый второй нарушитель, то от соблазна удержаться очень трудно.
1 +0−0Константин Никитин05:48:24
02/11/2020
0 +0−0serge vernam05:37:19
02/11/2020
Что типично для морозовых - это сразу за ствол хвататься, в целях торжества справедливости...
Возможно иногда всякие психопаты и проскакивают чудом через ОВВК, но я таких не встречал. И никогда не видел руководителей, которое пытаются избавится от "правильных" работников такими методами (если он правду говорит, в чем я сомневаюсь). Начальство на словах борется с коррупцией, но фактически ему по-барабану, берешь ты на лапу со своей смешной зарплатой, или нет. Эту тему вообще не принято обсуждать. Главное, чтобы залетов не было. Хотя и коррупции особой на таком уровне не бывает - так, мелкие подношения.
1 +0−0Константин Никитин05:32:10
02/11/2020
Комментарий удалён.
Думаю, единственная интрига состояла в том, что он "брал не по чину" и подставлял сослуживцев, вот его и слили.
1 +0−0Константин Никитин05:24:07
02/11/2020
0 +0−0serge vernam05:23:45
02/11/2020
С его слов получается, что его решили ущучить не начальники, а безопасники. Они как бы сами по себе.
С его слов получается, что начальники натравили на него УСБ.
1 +0−0serge vernam04:52:29
02/11/2020
2 +0−0Абв Гдеж04:46:54
02/11/2020
Ну или Российскую империю возрождаем. Я немного запутался.
Разница в лозунгах тут не имеет значения. Люди-то те же самые.
1 +0−0Олег Шустин04:43:15
02/11/2020
7 +0−0Yustas00:36:52
02/11/2020
Сложная ситуация, но могут помочь свидетели и видео.
К нам пришли четверо следователей по заданию из Новосибирского правительства, (один рук-ль, которому мы не дали взятку). Пришли с просроченными удостоверениями и с подделанным рапортом о преступлении чтобы провести осмотр... Провели обыск с применением силы и изъятием всех документов. Не вмешался НИКТО!!! Ни РОВД, ни УСБ, ни ФСБ, ни дежурный по городу! 4 месяца вели дело, пока мы не обратились в облпрокуратуру. Следователь на коленях стоял просил не возбуждать УД, говорил, его заставили.
0 +0−0Человек Белорус23:57:23
02/11/2020
это Россия детка здесь концов правды найти невозможно
0 +0−0Коба23:35:14
02/11/2020
1 +0−0Себастьян Перейро23:20:53
02/11/2020
Всё вышеописанное версия для присяжных, наблюдателей и журналистов. Если не брать в расчёт внутреннюю кухню органов, а отталкиваться от версии проверки узбека, то получается, что он просто белая ворона наивно попавшая в МВД, волею судьбы избрав образ Дон Кихота в войне с ветряными мельницами. Такое возможно и случается, только как минимум с равной вероятностью он взял с узбека "штраф", за то, что он не на работе, а в метро ошивается - выработано в систему, а тут ОСБ, которым не прокатило, что он не для себя старался. Испугавшись стрелял, а позже, когда стало понятно, что начальство не собирается его защищать , обвинил и их. Так вот если присяжные встанут на сторону обвинения, то 10 лет минимум, а если поверят ему, что будет большой адвокатской победой, срок уменьшится вдвое, а может и втрое.
образ Дон Кихота очнувшегося после 7 лет постовой службы, нет, не прокатит.
0 +0−0Себастьян Перейро23:01:55
02/11/2020
3 +0−0serge vernam04:48:24
02/11/2020
Странный тип. Он верил в государство как в работодателя, то есть, за минимальную зарплату хотел себе жизни полегче, не понимая, кому и чему будет служить. И даже когда понял, куда попал, решил не уйти, а переделать систему.
Это речь для суда присяжных.
0 +0−0Константин Никитин21:54:47
02/11/2020
0 +0−0Дима Белаз13:58:47
02/11/2020
Читали наискось? По словам фигуранта, попал он в немилость не за план, а за отказ дать ложные показания на товарища.
Из текста статьи это никак не следует.
0 +0−0Константин Никитин21:47:36
02/11/2020
0 +0−0Константин Никитин21:46:16
02/11/2020
Соответственно, чтобы "уравновесить" счетчик, надо было инициативно раскрыть пару каких-нибудь преступлений. Раньше догонялись подделками документов, обсчетами-обвесами (райотделам позволяли вторгаться в сферу тогдашнего УЭП), наркотиками (1-я часть ст. 228), всяким холодным оружием и прочей мелочевкой.
Короче, гнали вал.
0 +0−0Константин Никитин21:46:16
02/11/2020
0 +0−0Константин Никитин21:31:55
02/11/2020
Система простая: количество раскрытых преступлений должно равняться количеству совершенных, или превосходить его. Если подразделение закрыло смену со счетом 0-0, то нормально. Но если 1-0 (или не дай Бог, 2-3 совершенных и 0 раскрытых), то начальника будут драть, как помойного кота. Просто орать на него матом. А он ничего не мог сделать, потому что преступления в принципе не раскрываемые: ночью подрались двое пьяных, один из них сунул другому ножом и смотался. Потерпевший, очнувшись в больнице, даже не помнит, с кем пил и как выглядел злодей.
Соответственно, чтобы "уравновесить" счетчик, надо было инициативно раскрыть пару каких-нибудь преступлений. Раньше догонялись подделками документов, обсчетами-обвесами (райотделам позволяли вторгаться в сферу тогдашнего УЭП), наркотиками (1-я часть ст. 228), всяким холодным оружием и прочей мелочевкой.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь