«Репрессиями нас не запугать»

00:02 13/09/2020 Бывший СССР
«Репрессиями нас не запугать»

Президент Белоруссии Александр Лукашенко постоянно жалуется, что протесты финансируются из-за границы. Оппозиция этого не отрицает, но делает важную оговорку: финансированием занимаются не какие-то зарубежные организации, а представители белорусской диаспоры. Именно они создали движение BY_Help и Фонд солидарности Bysol, о котором неоднократно говорила лидер оппозиции Мария Колесникова. Одним из ключевых участников движения стал бизнесмен Микита Микадо, широко известный российской аудитории по фильму Юрия Дудя о Кремниевой долине. Недавно деятельность его IT-стартапа PandaDoc в Белорусии стала предметом уголовного расследования. «Ленте.ру» удалось пообщаться с Микадо и другими представителями BY_Help и узнать, как работает система поддержки белорусских протестов.

Борьба с неугодными

— Силовой рейд в PandaDoc — это наглядное свидетельство того, что наш проект работает успешно, и он действительно раскалывает политическую элиту изнутри, — заявил в комментарии «Ленте.ру» бизнесмен Микита Микадо.

Оперативники Департамента финансовых расследований (ДФР) Комитета госконтроля Белоруссии пришли с обысками в минский офис международной IT-компании 2 сентября. Сотрудников заперли в здании, запретив им пользоваться телефонами и заставляя разблокировать компьютеры под угрозой их изъятия. К нескольким работникам PandaDoc силовики пришли домой и увезли их в неизвестном направлении.

Согласно официальным заявлениям Комитета госконтроля, в компании проводилась проверка в связи подозрениями в уклонении от уплаты налогов. Микадо тогда напомнил, что его фирма является резидентом Парка высоких технологий — аналога российского «Сколково» — и имеет право пользоваться упрощенной системой налогообложения, поэтому обвинения неправомерны. Но уже 5 сентября под арестом оказалось все руководство минского офиса: бухгалтер компании Юлия Шардыко, директор Дмитрий Рабцевич, директор по продукту Виктор Кувшинов и глава HR Владислав Михолап.

Им вменяют хищение бюджетных средств с использованием служебного положения. Но у самого Микадо другое объяснение того, в чем «провинились» его работники: дело в том, что бизнесмен открыто, через социальные сети, объявил о запуске программы помощи белорусским силовикам, которые не хотят участвовать в подавлении протестов, но боятся уйти со службы из-за потери дохода и необходимости возмещать государству затраты на их образование. Он уверен, что искать в офисе PandaDoc было нечего, поскольку его компания всегда работала «вбелую».

«Мы не первые и не последние в цепочке обвинений и силового давления, к сожалению, — говорит Микадо. — События в Минске и других белорусских городах 9-11 августа (когда первые протесты жестоко разгонялись с помощью спецтехники, а их участников избивали и пытали в изоляторе —прим. «Ленты.ру»), которые иначе как репрессиями назвать нельзя, очень сильно на меня повлияли, и я задумался, как можно остановить насилие. Так и родилась идея проекта Protect Belarus».

Предложение Микадо быстро нашло отклик у представителей белорусской диаспоры, инициировавших кампанию солидарности BY_help, много лет занимающуюся поддержкой белорусских граждан,пострадавших из-за политической позиции, и представителей бизнеса. В итоге уже в середине августа они объявили о создании Фонда солидарности Bysol. Именно об этом источнике материальной помощи часто говорили лидер оппозиции Мария Колесникова и экс-соперница Лукашенко на выборах президента Светлана Тихановская в своих видеообращениях к гражданам. Сфера деятельности фонда гораздо шире, чем помощь силовикам.

Сбросились всем миром

Как рассказал «Ленте.ру» пресс-секретарь фонда, один из представителей белорусской диаспоры в Москве Евгений Медведев, кампания BY_help началась сама собой семь лет назад и изначально вообще не имела отношения к политике. Весной 2013 года на Европейский континент обрушился мощный циклон Хавьер (или Ксавьер). В середине марта он фактически парализовал жизнь в Западной Европе, а к началу апреля пришел в Восточную.

На жителей Белоруссии снежный шторм произвел неизгладимое впечатление. Во-первых, они уже давно не видели настолько мощного ветра, который сбивал бы людей с ног и отрывал все, что плохо закреплено.

Во-вторых, по каким-то причинам госслужбы совершенно не боялись его приближения. Синоптики заранее предупредили об опасности, но на их слова отреагировали только в ГАИ, и то отделавшись предупреждением о сложной дорожной обстановке. В результате движение на крупных магистралях было парализовано из-за сугробов, пострадала социальная инфраструктура.

«Многих тогда затопило, засыпало снегом, отрезало от мира, и люди начали координироваться, подвозить друг другу питьевую воду, помогать, — говорит Медведев. — Подобное можно было увидеть в Минске этим летом, когда в городе были проблемы с водоснабжением. А до этого белорусы пережили пандемию коронавируса, когда больные умирали, а Лукашенко говорил, что никакого вируса нет. Это заставило людей сплотиться окончательно. Так появился, например, фонд помощи врачам».

Однако, по его словам, белорусская диаспора как цельное сообщество оформилась только в последние полгода. «Самый яркий пример — Россия. Группа белорусской диаспоры в Москве, когда я в нее вступил, состояла из 400 человек, сейчас в ней почти две тысячи. И за последний месяц я узнал в Москве больше белорусов, чем за 13 лет жизни здесь. Согласитесь, это тоже показатель», — добавляет Медведев.

Фонд помощи врачам не закрылся после снятия карантинных ограничений в странах. Теперь он входит в структуру Bysol, основной целью которого после начала протестов стала помощь людям, лишившимся работы из-за своей политической позиции в последние месяцы. «Например, это те, кто оставил государственную службу, уволился или объявил забастовку в знак протеста против произвола властей», — пояснил «Ленте.ру» один из основателей кампании BY_help, организатор фонда помощи врачам и впоследствии сооснователь Bysol Андрей Стрижак.

По его словам, только за первую неделю работы Фонда солидарности они получили более тысячи заявок, в том числе от милиционеров, чиновников, военнослужащих. Обращения поступают непосредственно в Bysol или напрямую бизнесмену Миките Микадо. «Чтобы подать заявку, нужно заполнить google-форму и указать свои данные, записать видеообращение с рассказом о причинах увольнения: видео позволяет верифицировать информацию, подтвердить слова человека», — уточняет сооснователь фонда.

Помощь бизнеса

Большую часть жертвователей составляют белорусы, однако поступают в Bysol деньги и от россиян. Сотрудничество с представителями бизнеса фонд ведет отдельно, продолжает Стрижак. Около 400 частных фирм выразили желание помогать бастующим белорусам напрямую, половина из них оказывала финансовую помощь, половина вызвалась обеспечивать продуктами и товарами первой необходимости тех, кто потерял работу. Крупные компании, как правило, запускают собственные программы помощи, не кооперируясь с Bysol, добавил он.

Позиция бизнеса Стрижаку понятна. По его мнению, власти сами настроили предпринимателей против себя, создав невозможные условия для развития в Белоруссии. Эту же мысль излагает пресс-секретарь фонда Медведев. «Возможностей для привлечения иностранных инвесторов нет, потому что Лукашенко выставляет к ним очень жесткие требования, — поясняет он. — Вплоть до того, что "вы не должны никого увольнять, вам необходимо поднять среднюю зарплату каждому рабочему, но при этом вы должны отдать мне золотую акцию вашего предприятия". Естественно, на таких условиях ни один иностранный инвестор работать с Лукашенко не готов».

Особенно сильно ситуация в Белоруссии ударила по местной IT-отрасли, которая до недавнего времени считалась одной из самых перспективных в мире. По данным Медведева, в стране насчитывалось около 60 тысяч ее представителей. Теперь, после регулярных отключений пользователей от интернета во время протестов, преследования PandaDoc и других резидентов Парка высоких технологий, начнется массовый исход IT-компаний из Белоруссии.

Кроме того, в Белоруссии существует особый, неафишируемый способ давления властей на бизнес, говорит Медведев. Он осуществляется через правоохранительные органы. «Когда у Лукашенко заканчиваются деньги, он берет своих политических оппонентов из числа бизнесменов и сажает их в тюрьму. При этом говорит: мы тебя выпустим, если ты заплатишь», — пояснил представитель диаспоры. Раньше IT-компании с этим не сталкивались, но сейчас это может произойти с минуты на минуту. «Два часа на поезде — и вы в Вильнюсе, ночь в пути — в Киеве, час на самолете — в Москве. Беларусь граничит с пятью странами, три из которых — члены ЕС. Естественно, все компании просто уедут», — уверен он.

Источник «Ленты.ру», близкий к белорусской IT-отрасли, подтверждает его слова. Собеседник издания анонимно рассказал, что после обысков в минском офисе «Яндекса» компания Wargaming, создатель популярной игры World of Tanks, эвакуировала часть своих сотрудников в соседние государства, в том числе на Украину. «Яндекс» также начал процесс вывоза работников из Белоруссии.

Опорные классы

Стрижак ведет еще один проект материальной помощи — Национальный забастовочный комитет. Медведев рассказывает, что к такому решению диаспора пришла сразу после выборов. «10 августа я был в Минске. Тогда я понял, что акции протеста — это хорошо, но их недостаточно для того, чтобы власть по-настоящему испугалась», — говорит он.

Уже 11 августа Медведев позвонил журналисту Дмитрию Навоше с этой идеей, и оказалось, что Навоша вместе с инициативной группой уже начали реализовать подобную идею в Беларуси. «Они совпали, и мы начали создавать инструмент реализации наших идей», — подчеркнул пресс-секретарь Фонда солидарности. По его мнению, идея лежала на поверхности, ведь Лукашенко в своих заявлениях всегда делал ставку на имидж «крепкого хозяйственника», заботящегося о благосостоянии граждан. Но фактически это уже давно фикция.

Национальный стачком не направляет деньги заводам напрямую. Он занимается сбором финансовой помощи рабочим и передачей этих средств руководителям забастовок на местах, в Белоруссии, а они принимают решение о распределении. Кроме того, рабочим оказывают юридическую помощь. «На них сейчас власти оказывают очень сильное давление. Им угрожают увольнениями и штрафами, хотя забастовки не противоречат белорусскому законодательству», — говорит Стрижак.

Есть у диаспоры еще один проект помощи людям, потерявшим работу из-за политических убеждений. ByChange занимается перепрофилированием специалистов и их дальнейшим трудоустройством в новой сфере, в первую очередь в IT. Автором этой инициативы стал бывший следователь, ныне работник сферы высоких технологий Евгений Юшкевич. Это не проект BY_Help или Микадо, но они тесно обмениваются данными по обратившимся силовикам между собой.

«Еще за месяц до выборов к нам поступило 300 заявок, — рассказывает он. — Важно помнить: в стране сложилась напряженная ситуация еще до 9 августа. Правоохранительные органы не всегда выполняли свойственные им по закону функции, и многие силовики почувствовали, что пора уходить. К концу августа у нас появилось еще несколько сотен подопечных».

Юшкевич подчеркнул, что организовала ByChange инициативная группа, и для этого им не потребовалось никаких инвестиций. Пресс-секретарь Фонда солидарности добавил, что примерно таким же образом — по частной инициативе — были созданы и другие проекты, например, площадки альтернативного подсчета голосов «Зубр» и «Голос», объединения независимых наблюдателей. «Нигде с подобным я не сталкивался. Естественно, мы смотрели на другие примеры мирного протеста, но там были разные стратегии, а у нас все объединено», — говорит Медведев.

При этом собеседник «Ленты.ру» отдельно отметил, что ни BY_help, ни Bysol не имеют отношения к оппозиционным СМИ и Telegram-каналам, таким образом опровергая утверждения официальных властей Белоруссии, что весь протест координируется из одного центра и управляется через эти источники информации.

«Belsat и NEXTA обитают в ЕС давным-давно, и их по сути можно рассматривать уже как инструменты "мягкой силы" Польши и Литвы или даже Евросоюза в целом. Но это одна из параллельных историй. Мы к этим людям никакого отношения не имеем и не знаем, как они поддерживают свою деятельность», — подчеркнул представитель белорусской диаспоры в Москве.

Примечательно, что то же самое позже сказала об оппозиционных СМИ и каналах лидер протестующих Мария Колесникова в интервью «Ленте.ру». Помимо этого, она заявила, что движение противников Лукашенко не координируется из единого центра, оно держится на множестве стихийно возникающих инициатив.

Взгляд в будущее

По мнению Евгения Медведева, Лукашенко не может справиться с протестами в первую очередь потому, что совершенно не понимает их сути. «Он привык воевать с политиками и партиями, а сейчас против него выступает все гражданское общество. Поэтому когда он бьет по одному человеку, выскакивает еще десять других инициатив, и он просто не может догнать каждого из них», — объясняет собеседник «Ленты.ру».

В этом и заключается принципиальное отличие протеста в Белоруссии от Евромайдана 2014 года на Украине, указывает он. Во-первых, в Белоруссии нет поляризации между западной и восточной частью страны, в то время как на Украине это очень давний и острый конфликт двух ментальностей. Во-вторых, в Белоруссии отсутствует олигархат и независимые финансовые игроки, которые управляли политическими процессами в соседнем государстве.

«Самое главное отличие от Евромайдана, на мой взгляд, — отсутствие [статусных] политиков в белорусских событиях. Валерий Цепкало — это чиновник, Виктор Бабарико — банкир, Сергей Тихановский — блогер, Светлана Тихановская — вообще домохозяйка», — обращает внимание Медведев. Наконец, по его мнению, белорусы гораздо толерантнее своих соседей: «Даже когда 9-10 августа силовики метелили протестующих на улицах, никто не отвечал им насилием. Это факт, я сам все это видел».

Белорусская диаспора придерживается весьма пессимистичных взглядов на будущее в том случае, если действующий президент останется у власти. В первую очередь это вызовет отток населения, самой образованной и активной его части, в соседние страны, в первую очередь в Польшу, Литву и Латвию, чье влияние будет только усиливаться.

«Если Лукашенко удержится у власти, многие граждане Белоруссии станут в Польше и Литве привилегированными мигрантами. Потому что они, как я предполагаю, в уведомительном порядке будут ставить в известность власти, что хотят там находиться. Будут приезжать, жить и работать. Если будут учиться — получат стипендии от университетов. Это все уже и так происходит», — говорит Медведев. Для диаспоры и противников действующей власти этот сценарий нежелателен. Но и за слишком тесный союз с Россией в эмигрантском сообществе выступают немногие — примерно десять процентов.

«Вот мне, к примеру, 31 год, я с пяти лет живу при Лукашенко. Я вырос в независимом государстве, и я другого не помню. У меня есть как минимум несколько оснований на получение российского гражданства, но я этого не хочу делать, потому что считаю себя белорусом. При этом у меня мать татарка, родом из Соль-Илецка, отец военный из Перми, моя старшая сестра родилась в Польше, а я родом из Беларуси. Но и я, и моя сестра считаем себя белорусами», — объясняет Медведев.

Он процитировал своего знакомого, который выразил основной парадокс нынешнего белорусского протеста: люди, получающие очень большие зарплаты, по две-три тысячи долларов, выходят на улицу под дубинки, чтобы те, кто получает по 500 долларов, жили так же хорошо. Но как нынешние власти могут это обеспечить после того, как они растеряли весь кредит доверия, в диаспоре не понимают.

«Деньги у Лукашенко точно закончатся, потому что ЕС и США ему их не дадут, Китай и так слишком большую помощь оказывает, да и Россия вряд ли финансово его поддержит, я в этом сомневаюсь. Лукашенко, может, и продавит ситуацию, но он проиграл выборы и всю войну. Он останется один на один с пенсионерами и силовиками, но денег у него не будет. Как он собирается жить? Я не знаю», — пожимает плечами наш собеседник.

Ксения Богачева
Александр Непогодин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(148):

1 2 345 ... +1
4 +0−0Либемразь Must Die00:47:48
13/09/2020
белорусская диаспора? в Москве? ВПЕРВЫЕ СЛЫШУ ТАКОЙ ЗАБОРИСТЫЙ БРЕД! Зачем белорусам диаспора, их же от местных не отличить?
3 +0−0Shuster.Dmitri12:30:46
13/09/2020
Свое мнение он может иметь живя в России .Всю эту молодежь которые хотят перемены-отправлять на в сельское хозяйство на перевоспитание.Все должно быть государственное без всяких воров бизнесменов.Пусть едут куда хотят-там их ждут с объятиями.У них самих безработица громадная.А какие то айтишники производящие никому не нужные игрушки пусть убираются.Рубли печатать столько сколько необходимо ,без инвесторов с процентами.Белорусь самообеспечена во всем .За границу продукция все равно продается за валюту.Разъедется молодежь где их не ждут и вирус свирепствует,вместо них приедут спокойные из других стран и будут работать и учиться и не требовать.Знаю таких многих и они счастливы.
3 +0−0Евангелина Берг11:45:33
13/09/2020
-2 +0−0Комментатор Ютуба11:44:03
13/09/2020
Знать бы только какой профит...Россия в момент может заменить МТЗ...3 тракторных завода в стадии простоя...
как какой - свиньи хоть не одни в дерьме барахтаться будут
3 +0−0Ратибор Русич10:33:43
13/09/2020
На фото прокладки вышли? Неужели другого флага не нашлось? Это позорище.
3 +0−0Михаил Истомин10:22:25
13/09/2020
2 +0−0Альгерд Ялузок09:46:28
13/09/2020
Вообще то протестное движение не имеет антироссийского вектора, причины революции чисто внутренние.
Коллега! Не согласен с Вами. Я лично видел, как в другом месте за месяц пустая идеологическая ниша была заполнена другой идеологией. Убрать Лукашенко это цель? Смешно. Нет, целью является изменение структуры собственности, т.е приватизировать самые выгодные объекты, которые и без бизнесменов хорошо бы работали. А также сменить геополитическую ориентацию страны. Неважно, что думают об это массы. Очень хороший индикатор их намерений является их флаг. Именно эти люди и есть носители антирусской идеологии. Для примера агрессивного меньшинства вспомните переворот в России в 1917 году. С другой стороны, мы обсуждаем вопросы не связанные с жёсткой реальностью :))))))). У меня нет никаких сомнений, что в крайнем случае в Белоруссию зайдут ВС РФ. Независимо от жёсткости возможных санкций. Мне кажется, что по мнению Генштаба ВС РФ нато не может выйти к Смоленску. Подлётное время до Москвы меньше 1 минуты.
3 +0−0Виталий К09:09:22
13/09/2020
Надо верно понимать принцип финансирования. Не оплачивается выход на митинг, не нанимают боевиков. Финансируются уволившиеся в знак протеста представители власти и силовики. Финансируются пострадавшие от репрессий.
3 +0−0Рустем Вахитов07:26:45
13/09/2020
0 +0−0Евгений Крученков06:41:04
13/09/2020
И в Беларуси и у нас в России любую инициативу, бросающую вызов диктатуре, обязательно, тем или иным способом, будут сломать и запугивать. Обычная практика трусливых крыс боящихся потерять власть, как в случае с Лукашенко, или власть как источник бешеного дохода в случае нашего "любимого гаранта", провалился бы он.
Абсолютно не уместная параллель. В Белоруссии - социализм, у нас - оголтелый капитализм.
3 +0−0Sigizmund Mehelson01:18:16
13/09/2020
Понятно. Ложью и фейками сначала есть желание уничтожить страну, ввергнуть в хаос всё, что возможно и «под шумок» «прихватизировать» остатки промышленности, ресурсов, государство и власть. Если у «либералов» всё получится, то лет 15-20 эта территория (не Белоруссия) будет находится в ничтожных условиях, многим придётся батрачить на панов и господ в поиске пропитания, а часть займётся бандитизмом и грабежами. Увы.
2 +0−0Dmitry Donskoy16:37:44
13/09/2020
2 +0−0Наталья Клииова16:03:35
13/09/2020
СКОЛЬКО ПРИДУРКАМ ЗАПАД ПЛАТИТ?
бартером - поношенными кружевными трусиками
2 +0−0Наталья Клииова16:03:35
13/09/2020
СКОЛЬКО ПРИДУРКАМ ЗАПАД ПЛАТИТ?
2 +0−0Власть Сове14:11:20
13/09/2020
Главное, побольше плакатов на английском и всё получится.
2 +0−0Анатолий Антибандера12:08:41
13/09/2020
Лука,дави белокраснобелых бесов!,особенно баб!,от них всё зло.
2 +0−0KudesNick X11:17:19
13/09/2020
5 +0−0Рустем Вахитов07:39:04
13/09/2020
Вот такая шваль и СССР ломала. У нас на кафедре все методисты и преподаватели молились на Ельцина - ну тот их отблагодарил в первую очередь - не все выжили. Было обидно другое - эти уродцы определили своим поведением и ужасное будущее десятком миллионов советских людей, желавших жить в Советском Союзе. По этой причине давить надо нацистов в Белоруссии жестче. Или они или Беларусь.
СССР сломался под собственным весом. Так как его структура была собрана из утопической идеологии, неэффективной экономики, разорительной игры в сверхдержаву, глухоты правящей номенклатуры к нуждам простых людей.
2 +0−0реональд самойлов10:45:16
13/09/2020
3 +0−0Ратибор Русич10:33:43
13/09/2020
На фото прокладки вышли? Неужели другого флага не нашлось? Это позорище.
Что есть, то есть. Я тоже против БЧБ (бела-чырвона-белы) как националистического символа, но я за БЧБ как символа протеста против произвола властей.
И пока в стране нет радикализации, он скорее второе, чем первое.
Ну и власть конечно подпортила имидж красно-зеленого фальсификациями, насилием и бесконечной ложью.
2 +0−0Альгерд Ялузок09:46:28
13/09/2020
2 +0−0Михаил Истомин09:12:04
13/09/2020
Совершенно не убедительно. Бизнесмены из бывшего ССР не любят платить налоги, а потом удивляются, что на них наезжают. Смысл убрать Лукашенко, по моему мнению, только геополитический. Лично это персонаж вторичен, главное нанести ущерб России и выйти к Смоленску.
Вообще то протестное движение не имеет антироссийского вектора, причины революции чисто внутренние.
2 +0−0Old Fucker09:26:01
13/09/2020
15 +0−0Павло Денисюк08:35:31
13/09/2020
Символ американской свободы красиво, но кастрюльки практичнее. в Белорусии оказалось достаточно зомбированной молодёжи, которая под руководством внешнего управления согласна развалить свою страну. Это и есть гибридная агрессия или мировая контрраволюция запада против успешных социальных государств.
Что там было успешного?
2 +0−0Михаил Истомин09:12:04
13/09/2020
Совершенно не убедительно. Бизнесмены из бывшего ССР не любят платить налоги, а потом удивляются, что на них наезжают. Смысл убрать Лукашенко, по моему мнению, только геополитический. Лично это персонаж вторичен, главное нанести ущерб России и выйти к Смоленску.
2 +0−0Иван Кедов09:01:20
13/09/2020
-4 +0−0Tva Dm07:17:43
13/09/2020
А кто ц вас тогда останется если весь цвет нации уберите? Пенсионеры и силовики? Ну тогда видимо заживёте, только за чей счет?
Цвет нации не только малолетние)) Цветы жизни, но не костяк.))
2 +0−0Александр Б08:41:48
13/09/2020
-3 +0−0Evgenija Ivanova08:22:20
13/09/2020
Никак(((— он не жилец: он— преступник: убийца, хорошо бы— дожил до трибунала: а то есть все перспективы ему отдать концы до этого((((— пригрели фашиста в центре Европы((((0 смерть фашизму!!! Жыве Беларусь!!!!
Вот тебя плющит то! :)
2 +0−0Raimonds Praude07:42:31
13/09/2020
Этот фуфлогон из Панды дурак или прикидывается? Открыто финансировать свержение власти в стране через свою контору, а потом верещать, что эту контору прижали - это ли не идиотизм?
Впрочем, возможен и запредельный цинизм.
Если у его конторы есть инвесторы, то я бы весьма обескоился, куда пошли инвестиции - на развитие компании или на свержение Лукашенко.
Хотя, есть и еще один вариант - американские власти выделили деньги его конторе. Тогда Микитушка просто шлюха.
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь