Откровение года — «Голосуй, или проиграешь»

20:02 24/08/2020 Статьи
Откровение года — «Голосуй, или проиграешь»
"протанцевали" страну, петушки

«Лента.ру» продолжает вести летопись отечественной поп-музыки девяностых — десятилетия, которое остается ключевым для понимания современной России. В новой серии — 1996 год, когда на эстрадную сцену прямиком к выборам президента пришла большая политика, а немалая часть наших звезд оказалась призвана под знамена предвыборной кампании Бориса Ельцина. Тот в итоге победил — а поп-артисты осознали, какой властью они обладают над умами населения. Вскоре во многих песнях появились как явные, так и скрытые политические заявления. Идеология, власть и бизнес, включая, конечно, и шоу-бизнес, нашли друг друга и больше уже не расставались.

Откровение года — «Голосуй, или проиграешь»

Не было в России 1996-го события важнее, чем первые в истории страны выборы президента — на которые действующий глава государства Борис Ельцин вышел под лозунгом «Голосуй, или проиграешь». Какое это имеет отношение к попсе и шоу-бизнесу? Все просто — под тем же названием по всей стране прошла серия концертов ведущих звезд эстрады, призывавших россиян прийти на участки и не только проголосовать за Ельцина, но и тем самым спасти страну от коммунистов. Не дай бог снова придут к власти!

Вот как вспоминает то время один из организаторов концертов «Голосуй, или проиграешь» Сергей Лисовский: «Помню, был один такой серьезный лидер компартии, бывший генерал КГБ, мы с ним дружили. И однажды он мне говорит: "Серег, да ты не расстраивайся, будет нормально, мы же уже не те коммунисты, мы уже практически демократы, мы расстрельные списки будем публиковать". И он это сказал настолько спокойно и уверенно, что я подумал: "Он реально будет публиковать расстрельные списки". И он мне это так спокойно сказал, как само собой разумеющееся. И вот после этого разговора я пришел к своим и сказал "не, ребят, давайте-ка все-таки поработаем"».

Задача политтехнологов была непростой: рейтинг Ельцина на начало 1996-го составлял всего 5 процентов. В качестве образца для подражания взяли американскую кампанию Билла Клинтона — стырив у нее даже основной слоган Choose or Lose. Позаимствовали и идею привлечь для агитации популярных звезд. Только в Америке на участки звал Майкл Джексон, а у нас — Сергей Минаев. Других звезд у нас для вас нет, как говорится.

Начался большой тур по России с бесплатными концертами, богато декорированными агитплакатами за Ельцина. Выступили на них почти все наши основные поп- и рок-звезды. Группа «Браво» и Борис Гребенщиков, Валерий Леонтьев и Стас Намин, Алена Апина и «Агата Кристи», группы «Дюна» и «Земляне», Ирина Аллегрова и «Наутилус Помпилиус», Наташа Королева и «Сплин». Градский, Малинин, Серов, «Ва-БанкЪ», «Кар-Мэн», Сташевский, Шуфутинский, Лада Дэнс — кого там только не было. Все передвигались по России вместе — на одних и тех же самолетах: в прошлом году Королева даже выложила записанное в том туре архивное видео. На нем она играет с Киркоровым и Аллегровой в карты на раздевание, а Лолита проходится по салону с солидным косяком в руке.

Кульминацией тура «Голосуй, или проиграешь» стал масштабный бесплатный концерт на Васильевском спуске, где кандидат Ельцин вновь вышел на сцену станцевать — как и ранее в Ростове-на-Дону, когда он отплясывал вместе с Евгением Осиным.

«Он сам выбрал артиста. То есть его настолько завело это, что он сам вышел. Мы собрали тогда почти миллион человек на Васильевском спуске. И вот эта общая атмосфера единения людей, она его вдохновила. Ну, она всех завела, в этом-то и смысл был. Это шло от людей, это были эмоции. Честные, сильные эмоции. Это тоже было новым для политического деятеля», — вспоминает Лисовский.

Участники тура рассказывают, что гонорары за такие концерты платили в пятикратном размере. По телевидению тем временем крутили проникновенные интервью, где Константин Кинчев, братья Самойловы, Олег Газманов, Богдан Титомир и Аркадий Укупник говорили, что страну нужно спасать от Зюганова и коммунистов. Так четко обозначилась группа граждан, которым при смене власти было, что терять. Это российский шоу-бизнес. Именно в 1996-м всем стало понятно, что участие почти любого музыканта в предвыборной агитации — вопрос всего лишь цены.

Подробнее о том, как шоу-бизнес оказался на службе у политики (видеоролик с таймкодом):

Рейвер года — Михаил Горбачев

Если действующий президент страны в 1996 году знаменитым образом танцевал сам, то президент бывший тем временем ухитрился озвучить танцы чужие. Рейвы к тому времени стали достаточно популярны, чтобы превратиться в по-настоящему массовое явление. Танцевальная культура начала захлестывать страну, и ее главным проводником оказался Евгений Рудин, он же DJ Грув, к середине десятилетия ставший самым популярным диджеем страны. Славу ему принес трек «Счастье есть», в котором Грув использовал голоса Раисы Максимовны и Михаила Сергеевича Горбачевых. Этот трек, к слову, тоже сочинялся с прицелом на президентские выборы 1996 года. Горбачев участвовал в них, правда, набрав в итоге меньше процента голосов. С другой стороны, хотя бы бюджет на агитацию креативно освоил!

«Счастье есть» должен был стать своеобразной рекламой Горбачева, нацеленной на молодежь. Сам Грув, впрочем, описывает историю создания песни как достаточно невинную: «Я сидел на студии, зашел один из моих старейших приятелей, телевизионщик Андрей Макаров. И говорит: „Есть такая тема: записать с Михаилом Сергеевичем композицию. Слова уже есть. Нужно их просто вставить в музыку, которую ты напишешь“. Что я и сделал». Слова уже есть, нужно просто их вставить в музыку! Какая приятная, а главное прибыльная работа для музыканта. Вот бы всегда так.

На песню был снят милый клип, который транслировался на телеканале «Муз-ТВ». К слову, и сам телеканал «Муз-ТВ» тоже был создан под выборы 1996-го — с той же миссией агитировать молодежь прийти на участки. После «Счастья» перед Грувом открылись все двери — он стал полноценным деятелем шоу-бизнеса: записывал альбом с Иосифом Кобзоном, делал ремиксы на песни огромного числа звезд эстрады;

Фрики года — кабаре-дуэт «Академия»

Кабаре-дуэт «Академия» начинал как юмористический проект, в основе репертуара которого лежали потешные сценические номера и скетчи. Но славу Александр Цекало и Лолита Милявская обрели, только когда сменили формат и стали музыкальной группой. Причем основная ставка была сделана на юмор в текстах — а также на имидж. Цекало и Милявская выглядели, как натуральные мультперсонажи: высокая и стройная Лолита в образе злобной бестии и мягкий, неуклюжий Саша, робкий толстячок. Этот контраст был смешным уже сам по себе, даже без учета песен. Но дуэт еще и пел.

Их самые популярные хиты были посвящены трудностям половых взаимоотношений. «Ты отказала мне два раза» и «Я обиделась» были наглядным торжеством матриархата и феминизма: в обеих песнях герой-мужчина оказывался в войне полов повержен. Любопытно, что такой лузерский образ Цекало придумал себе сам: именно он выступал движущей творческой силой проекта, выставляя при этом на публике лидером уже Лолиту. По словам Цекало, в «Академии» он ориентировался на два образца. Первый — Мария Миронова и Александр Менакер, родители Андрея Миронова, которые в молодости тоже разыгрывали интермедии, скетчи и пели вдвоем. Второй — Сонни и Шер, дуэт звездной американской певицы с ее первым мужем.

В 1996 году именно Цекало и Милявская с их обаянием выступали бессменными ведущими концертов тура «Голосуй, или проиграешь».

Подробнее о легендарном кабаре-дуэте «Академия» (видеоролик с таймкодом):

Вдохновение года — «Одинокая луна»

Один из главных хитов года «Одинокая луна» была детищем долгого сотрудничества композитора Дмитрия Постовалова и певицы Лики Стар. Он написал музыку, она — текст. Причем музыка родилась, как рассказывает автор, еще в середине 1980-х — в виде инструментального, грустного электронного трека под названием «Молитва». После этого он начал работать с Ликой Стар — вместе они выпустили нашумевший альбом «Рэп», где девушка открыла для страны смесь читки и танцевальной музыки. А уже в 1996-м, вспоминает Лика, она ехала на своем Mercedes красного цвета по ночной Москве. И строчки стали приходить к ней одна за другой: «Ты же знаешь, я одна, как одинокая луна». Лика схватила ручку, какие-то листки и начала быстро-быстро писать.

Так появился хит. «Одинокую луну» крутили абсолютно везде, а в съемках клипа на нее участвовали Федор Бондарчук, Паук из «Коррозии металла», Гоша Куценко и другие селебрити. Правильная стратегия, грамотная раскрутка — и, конечно, талант Постовалова. Журнал «ОМ» выпустил песню синглом, а видео победило в номинации «Лучший сценарий» на фестивале «Поколение». Это был успех.

Парадокс года — «На-На» в Чечне

Одни из самых странных концертов 1990-х прошли в Чечне: посреди руин Грозного, а затем и в нескольких военных частях по всей республике, выступила группа «На-На». Бойз-бенд уже не первой свежести, бывшие кумиры 15-летних девочек, зачем-то приехали на фронт развлекать суровых русских парней, измученных многомесячными боями за город. Нельзя сказать, что «Упала шляпа» — такой уж очевидный саундтрек войны. Как, собственно, и любая другая песня «На-На». Но, с другой стороны, почему бы и нет? Участники войны не то чтобы были избалованы культурными событиями.

Вот как описывает предысторию поездки группы в Чечню ее продюсер Бари Алибасов: «Я всегда любил всякие опасные истории. Я помню, был концерт, а потом началась стрельба там же. К сожалению, у меня был пожар в квартире — все сгорело, все архивы сгорели, было очень много чеченских съемок. Почему мы в Чечню поехали? Мы дружили тогда с танцором Махмудом Эсамбаевым. Величайший танцор СССР! И он предложил нам поехать в Чечню, когда там шла война. И я ему говорю: "Махмудик, давай так, мы поедем, но при одном условии: ты будешь рядом с нами, потому что когда на нас нападут, мы не отобьемся. А ты выйдешь в своей папахе, скажешь им: "Великий чеченский народ", и они тут же все разбегутся"».

Концерт в Грозном прошел в аэропорту — по одной причине: это было единственное хоть сколько-то сохранившее свою целостность здание в городе. Как потом утверждал Алибасов, ему удалось убедить и чеченскую сторону, и федералов на три дня перемирия — так что зрителями были как русские солдаты, так и боевики. Встретились «На-На» и с главой Ичкерии Асланом Масхадовым — безуспешно пытались убедить его отпустить несколько пленных. А потом группа выступила в нескольких военных частях уже только для русских солдат. Когда темнело, сцену освещали фарами БТР.

Подробнее о выступлении «На-На» на руинах Грозного (видеоролик с таймкодом):

Секс-символ года — Ирина Салтыкова

Ирина Салтыкова вышла из популярной в начале 1990-х группы «Мираж»: в нее она попала на место Натальи Ветлицкой и отработала в легендарном коллективе шесть месяцев, после чего пустилась в свободное плавание. Сольная карьера при этом сложилась вовсе не стремительно: по воспоминаниям артистки, для того, чтобы записать первый альбом «Серые глаза» и снять клип на заглавную песню, ей пришлось заложить драгоценности и собственную квартиру в Москве.

Имидж Ирины Салтыковой — сексуальность без компромиссов. Во многом благодаря этому она стала секс-символом эпохи. Но кроме внешности могла Салтыкова похвастать и завидным поп-расчетом. Так ее хит 1996 года «Голубые глазки» между куплетами пускался в неожиданно восточные музыкальные мотивы. Их в песню добавили, чтобы песню хорошо принимали на Кавказе. Говорят, трек также полюбился и гей-сообществу, а Ирина Салтыкова сделала ремикс, где пелось не «эти глазки», а «эти голубые».

Легкомысленный стиль Салтыковой многих раздражал, но именно ей, а не более интеллектуальным музыкантам, удалось сняться в легендарном фильме «Брат 2» Алексея Балабанова. И благодаря этой роли, пусть в 1990-х были и более популярные или модные артистки, пожалуй, именно у Салтыковой больше шансов остаться в вечности.

Коммунист года — «Вовочка»

Весь год русскому шоу-бизнесу мерещился призрак коммунизма. Но если одни артисты сражались с ним в туре «Голосуй, или проиграешь», то другие — хоронили его куда более креативным образом. Арт-группу Pep-See создали мужчины — Денис Сладкевич и Кирилл Спечинский, известные музыканты и аранжировщики из Петербурга. А пели в ней девушки — Анна Кипяткова, Инесса Михайлова, Мария Волкова. Талантливые, насмешливые, саркастического склада ума. Первым продюсером коллектива был не кто иной, как Сергей Курехин.

В 1996 году Pep-See выпустили песню «Вовочка», посвященную парню, который был очень умным, вот только поняли это все окружающие, только когда он умер. Припев был незамысловат: «Вовочка, Во-о-о-вочка». Песня, конечно же, наследовала советским анекдотам про Вовочку, которые в свою очередь вышли из пропагандистской литературы о приключениях и достижениях молодого Ильича. Характерно, что песня про Вовочку появилась у Pep-See именно в 1996-м — в год драматических выборов президента и борьбы с коммунистами. Клип на эту песню снял Григорий Константинопольский. Он же — со своей с годами только сильнее отдающей неуловимым сходством с Лениным внешностью — сыграл в нем роль того самого загадочного Вовочки.

Как арт-группа Pep-See простебала Ленина (видеоролик с таймкодом):

Песня года — «Ворона»

Рефрен «Я ворона, я ворона, на-на-на-на» звучал в 1996-м буквально из каждого утюга. Продюсер Максим Фадеев вышел на пик сотрудничества с певицей Линдой — лучшим отражением которого стал альбом «Ворона». Еще год назад песни Линды со скрипом проходили на радио, а теперь она стала главной молодой певицей страны. Сама Линда, конечно, была никакой не готической принцессой — и уже тем более вороной — а дочкой богатого папы, банкира Льва Геймана. Секрет популярности оказался прост — во всем слушаться нашедшего себя Фадеева. Линда исполняла сочиненные продюсером песни, одевалась в подобранную им одежду, не отходила ни на шаг от придуманного им образа и стратегии — и таким образом создала себе таинственный имидж, который заставлял желтую прессу генерировать одни слухи за другими. Так в музыкальной и журналистской среде многие считали, что Фадеев с Линдой — конченные наркоманы. И уж точно как минимум укурки — все из-за марихуаны, воспетой Линдой в одноименном треке.

В то время Максим Фадеев жестко контролировал все интервью Линды. Вот как он объяснял это в интервью журналисту Александру Кушниру: «Чтобы не задавались провокационные вопросы, на которые артистка не готова отвечать… Существуют вопросы, которые применяют почти все журналисты. Вычислить их не так сложно — около ста двадцати основных вопросов, которые могут возникнуть по ходу интервью. И после консультаций с психологом пишутся психологические тесты — возможные вопросы и возможные ответы, возможный уход от вопроса. Это западный опыт. В связи с этим нами были приготовлены материалы, которые ставили враждебно настроенного человека в тупик. Линда отвечала на вопросы резко и лихо. Отвечала фразами, которые были просчитаны психологом. Ответ зависел от того, каким по счету был задан тот или иной вопрос. Журналист оставался в состоянии нокдауна, а затем писал, какая была странная атмосфера и какие были странные ответы».

Альбом «Ворона» разошелся тиражом в несколько миллионов экземпляров.

Патриот года — Каролина

Одна из самых интересных судеб российского попа 1990-х сложилась у певицы Каролины. Сначала она исполняла легкомысленные песни в духе группы «Мираж» — и не стеснялась обнажаться в довольно откровенных клипах. А в середине 1990-х Каролина вдруг резко сменила амплуа. Именно в 1996-м Сергей Трофимов написал ей альбом песен, среди которых оказался и по-настоящему народный хит. Это была песня «Мама, все окей» — не только невероятно прилипчивая, но и содержавшая серьезное политическое высказывание. Сюжет в тексте песни разворачивался такой: девушка-героиня хотела встречаться с русским Ванькой, а ее мать пыталась отношениям помешать, объясняя это тем, что за иностранца выйти замуж намного перспективнее. Так лирика складывалась в монолог девушки, обращенный к матери и страстно убеждающий ее, что ничего хорошего в Америке и иностранцах нет. «Мама, ну на кой нам эти USA?» Это была провокация.

До Каролины ничего подобного в поп-музыке тех лет не звучало. Америка была раем, а уехать куда подальше под ручку с америкэн-боем мечтали миллионы молодых россиянок — под соответствующие увещевания всей новейшей постсоветской поп-культуры. И тут такое: русский Ванька лучше ихнего Джона! Да как такое может быть? Настоящая революция сознания в рамках отдельно взятого поп-хита.

Год спустя Каролина попала в автомобильную аварию — и все изменилось. Сама она об этом рассказывает так. «После этой аварии что-то во мне произошло. Можно, конечно, назвать это переоценкой ценностей. Но я осознала, что Бог есть! Он дал мне через эту аварию разобраться в себе, в своей жизни. У меня какая-то пелена с глаз упала — я подумала: "Господи, что же я делаю?!" Надо же заниматься тем, чем хочется заниматься!» После этого певица сменила псевдоним, превратившись из Каролины в Татьяну Тишинскую, и начала петь русский шансон. Неисповедимы пути Господни.

Подробнее о судьбе Каролины и ее хита «Мама, все о'кей» (видеоролик с таймкодом):

Олег Кармунин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(18):

7 +0−0Anton Timohin08:25:07
25/08/2020
"протанцевали" страну, петушки
7 +0−0Александр Габрусь22:31:30
24/08/2020
Ребят, ну так притягивать ситуацию за уши может только человек, который не знаком с реалиями тех лет. Линду они вспомнили, а Дельфина с его "Да - это мои слова" - нет. Ну и "Пеп-си".... Вы откуда сосали, что "Вовочка" это отсылка к Ленину? Ребят, мы же отпишемся. Это же полное дерьмо.
6 +0−0osinka osinka04:54:31
25/08/2020
да 95% а может и более всей эстрады за бабло готовы не тока всякие разводы от пирамид рекламировать - но и родину продадут !!!
6 +0−0АЛЕКСАНДР ЕНИН23:47:13
24/08/2020
Вот так и дурили людей. И продолжают дурить.
6 +0−0Инкогнито Ревизорофф21:28:45
24/08/2020
Забавно читать о патриотических чувствах отьявленного xaпyги и убийцы Лисовского.
5 +0−0Nik Kolenkorr13:15:48
25/08/2020
Не случайно сошлись они в эти горькие для страны дни. Профессия у них такая, древняя, и у артистов и у политиков -продавать себя.
3 +0−0Илья Иванов16:45:41
25/08/2020
Ельцин предатель и алкаш. Убийца миллионов
2 +0−0алексей грошиков09:25:15
26/08/2020
3 +0−0Илья Иванов16:45:41
25/08/2020
Ельцин предатель и алкаш. Убийца миллионов
Ну да, с приемником он здорово ошибся....
2 +0−0Anton Timohin08:30:42
25/08/2020
Комментарий удалён.
более того нынешняя власть как только не хает злобных коммуняк. только и говорит как плохо жилось при коммуняках (правда разговоры почему-то только про 80-е и 30-е), но молчат почему в нынешние свободные и стабильные времена так хреново живется молчат
2 +0−0void07:20:39
25/08/2020
на фото: блогер Badcomedian, танцующий с Борисом Николаевичем.
0 +0−0ИМПЕРАТОР ЧЕЛОВЕЧЕСТВА22:40:01
26/08/2020
Ельцину нужно было как Обнуленычу, просто обнулиться. Придумали бы что нибудь, какую нибудь юридическую кракозябру, чтобы не проводить выборы. Но он как приличный человека на это не пошел. Все что нужно знать о Путинском строе.
0 +0−0алексей грошиков09:29:34
26/08/2020
Комментарий удалён.
Вот потому Ельцину надо было просто провести люстрацию и не выставлять на тех выборах свою кандидатуру.
0 +0−0алексей грошиков09:28:03
26/08/2020
-1 +0−0Всеволод Бояринов10:56:38
25/08/2020
Почему статью о попсе 90-х пишут люди, которых в то время еще на свете не было?
Почему учебники истории пишут те люди которые в те времена не жили???
0 +0−0алексей грошиков09:24:42
26/08/2020
Ельцину надо было просто провести люстрацию и не выставлять в соответствии с ней свою кандидатуру, тогда бы не было ни Зюганова ни даже Путина у власти.
0 +0−0Евангелина Берг16:09:18
25/08/2020
Комментарий удалён.
напомнить где истоки этого "шедевра"? Эта инфа сейчас благополучно забыта, а Газманов сочиняет кулстори на эту тему.
0 +0−0Anton Timohin08:33:01
25/08/2020
Комментарий удалён.
забавно, что модер трет все комменты - ни мата, ни оскорблений...
-1 +0−0Всеволод Бояринов10:56:38
25/08/2020
Почему статью о попсе 90-х пишут люди, которых в то время еще на свете не было?
-8 +0−0Alexander Aleks21:15:03
24/08/2020
Eдинственным порядочным человеком там был Горбачёв- развалил эту проклятую страну.
A этот привел злобного oкурка.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь