«Со временем крыша начинает ехать»

00:01 27/07/2020 Из жизни
«Со временем крыша начинает ехать»

В 20 лет Барбара Морриган перебралась из Самары в Польшу, устроилась в стартап и стала UI/UX-дизайнером. Она прожила в этой стране почти пять лет и полюбила ее, но оставаться там не желает. В рамках цикла материалов о россиянах, перебравшихся за границу, «Лента.ру» публикует ее рассказ о жизни в Варшаве.

Польшу как потенциальную страну для иммиграции я, можно сказать, не выбирала. Я с тринадцати лет мечтала о Штатах, но с возрастом все свелось к тому, чтобы просто сбежать из России хоть куда-нибудь.

Мне было 20 лет, и в тот момент я уже твердо поняла, что буду делать карьеру дизайнера. У меня не было высшего образования, а из опыта работы — чуть меньше года в маленькой студии на четыре человека, которая согласилась взять меня джуниором на небольшой оклад, чтобы я училась. И я действительно училась: жадно читала книги и статьи, практиковалась, на последние деньги оплатила курс по типографике, участвовала в конкурсах. И тут случилось это: я влюбилась.

И нет, не в человека. А в компанию. «ВКонтакте» проводила конкурс иллюстраций, и я решила поучаствовать. Ничего не выиграла, но работы победителя меня просто покорили. Оказалось, что это русскоязычная компания, которая базируется в Варшаве.

Я несколько дней ходила и облизывалась на их портфолио, но написать не решалась: где они — и где я… А потом подумала: может, и черт бы с ним?

Помню, как сказала маме о том, что веду переговоры с польской студией, и она погрустнела. Я думала, что она, как обычно, начнет причитать, что это все обман и мошенники, а она сказала, что сразу поняла, что я скоро уеду. Даже я тогда этого не понимала, а мама оказалась проницательнее всех.

И это действительно произошло. После тестового месяца удаленной работы я получила письмо с оффером, оформила визу, и уже в начале мая села в поезд до Варшавы. Такой непростой способ я выбрала из-за кота — не хотелось травмировать животное полетом на самолете, да и возню с багажом в аэропортах я не люблю. Мы с Марвином провели в поезде 30 часов с пересадкой в Москве и наконец прибыли в Польшу.

Честно сказать, эта страна начала вызывать у меня приятнейшие впечатления с первых минут. Еще на пограничном контроле вместо суровых офицеров в мое купе вбежали милейшая девушка с двумя косичками и мужчина средних лет, который с суровым видом спросил, где плюшевая лошадка, которую мой кот держит на фотографии в своем паспорте. После бесконечных визовых инстанций со злыми тетками в России я была приятно удивлена.

Адаптация

Мой новый начальник встретил меня на вокзале, и мы целый день провели, выбирая квартиру. Жилье в Варшаве в целом приятное: достаточно белых чистых квартирок с икеевской мебелью. Но и бабушкиных ковров тоже хватает, к сожалению. Нам повезло найти приемлемую квартиру в тихом районе, где работает много молодежи.

В плане денег было тяжеловато: в России я зарабатывала копейки, и богатых родителей у меня нет. Поэтому на адаптацию я просто отложила свою зарплату с первого месяца, отработанного удаленно, и добавила немного из того, что наскребла моя семья. Вышло не больше двух тысяч долларов, но хватило и этого.

Я заплатила за квартиру и внесла залог (в Варшаве почти в 100 процентах случаев залог составляет минимум месячную сумму, которую вернут при выезде, если ты ничего не испортил), купила велосипед, всякие бытовые мелочи и отлично жила до следующей зарплаты, ни в чем себе не отказывая.

Поначалу сложно понять, что сколько стоит, но меня сразу предупредили, чтобы я ничего не переводила в рубли. Во-первых, волосы дыбом встанут, а во-вторых — это не поможет. Ну и гораздо приятнее покупать обед за 20 злотых, чем за 350 рублей. Маленькие цифры на чеках хорошо сказываются на душевном спокойствии.

Компания, которая меня пригласила, оказалась украинской, и в офисе на тот момент было всего три человека. Так что я, можно сказать, поучаствовала в рождении стартапа, который сейчас завоевывает все рейтинги индустрии и исчисляет сотрудников десятками.

За это я больше всего люблю визуальный образ Варшавы: в ней много новых зданий не хуже, чем в западной Европе и Скандинавии, но вместо тесных улочек — широкие проспекты в советском стиле. Это создает ощущение свободы.

Работа

Что меня вдохновляет до сих пор — так это польский дизайн. Индустрия здесь на очень высоком уровне: сайты компаний и сервисы сделаны очень грамотно и современно, в онлайне можно сделать практически все.

Наружная реклама тоже классная: никаких пошлых кликбейтов, «вырвиглазных» цветов и плохой типографики. За внешним видом улиц следят: например, во многих местах магазины обязывают делать вывески в едином минималистичном стиле.

Ну и отдельная любовь — это постеры. Местный музей плаката постоянно устраивает тематические конкурсы, а работы победителей висят на остановках и вообще по всему городу. Правда, все вышесказанное больше относится к Варшаве. В других городах Польши тоже довольно красиво, но больше «колхозных» вывесок шиномонтажек.

Что касается польского IT, то в основном студии сотрудничают с США и Великобританией, также с Западной Европой. И немудрено — зарплаты здесь не очень высокие по сравнению с Западом. На них можно отлично жить в Польше, но американец над такой зарплатой просто посмеется.

Поэтому у поляков сложился тандем с западными клиентами: многим американским компаниям выгодно нанимать польских разработчиков. Они талантливы, трудолюбивы, а платить много (по их меркам) не нужно. А поляки, в свою очередь, на западном рынке зарабатывают больше, чем соотечественники, работающие не в IT.

Люди

Поляки — приятнейшие люди. В работе они очень корректны, открыты, но при этом достаточно неформальны. Они не любят понтоваться и выстраивать суровую иерархию. Скорее всего, это особенность IT-команд, но подобный подход я встречала и в других местах.

Конечно, везде есть неприятные личности. И даже в прогрессивной красивой Варшаве можно встретить орущих футбольных фанатов, гопоту и алкашей. Но это, скорее, исключение, если ты не живешь в отдаленных бедных районах. А общий фон более чем позитивный: обслуживающий персонал ведет себя супермило, люди на улице улыбаются, тебе всегда помогут, если попросишь, и в любой инстанции тебя стараются понять и услышать.

В неформальном общении тоже все очень приветливо. Правда, я так и не смогла подружиться с поляками. Они очень подвижные, любят тусоваться, а открываться душевно не спешат. Мне с таким типом людей сложно.

Внешне поляки выглядят классно — главным образом, из-за моды на спорт и здоровый образ жизни. По стилю одежды это что-то среднее между СНГ и Штатами. В СНГ все любят наряжаться как на праздник, а в США, наоборот, — предпочитают простую удобную одежду. Поляки не пренебрегают внешним видом, но и не особенно наряжаются.

Что меня больше всего поразило в Варшаве — это бомжи. В Самаре я их, кажется, никогда не видела, даже не задумывалась, что они вообще существуют. А здесь они ездят на трамвае и тусуются в парках в некоторых районах. Они не буйные и даже зачастую не пьяные, но пахнет от них ужасно.

Планы

Насчет планов я поняла, что оставаться в Польше все-таки не хочу. В основном из-за того, что мне не интересна культура этой страны и я не могу погрузиться в их менталитет. И на польском языке не хочу до конца жизни разговаривать: он простой и красивый, но мне английский намного ближе.

А еще мое решение окончательно подкрепилось политическими причинами: 2020 год, а в стране до сих пор запрещены аборты, и этот закон все сильнее ужесточается. Для меня это нонсенс.

Также здесь до сих пор высокий уровень гомофобии, вплоть до государственного уровня. Я очень люблю Польшу за ее другие аспекты, но представлять свое будущее в стране с такими настроениями просто страшно.

Сейчас я рассматриваю для иммиграции англоязычные страны, буду смотреть исходя из возможностей и работы. По России скучаю, некоторое время назад даже всерьез думала вернуться. Спустя почти пять лет крыша начинает ехать, фотографии панельного ада начинают казаться ламповыми, хочется рыдать от сториз друзей в инстаграме, отдыхающих на Волге. Но я понимаю, что уже не смогу там жить, и социально-политические новости помогают отрезвиться.

Мой переезд в Польшу — одна из лучших вещей, которые со мной случались. Это безумно красивая страна с фантастической природой, приятными людьми, классной архитектурой, развитой инфраструктурой и широкой душой. Ни одна европейская страна не вызвала у меня желания там остаться, а вот Варшаву я считаю своим домом.

Из минусов могу выделить только необходимость перестраивать жизнь под чужой, но не международный язык, частично экологию (в Варшаве и Кракове большие проблемы со смогом в зимнее время) и местами угнетающую политическую повестку. Но если вы не попадаете в угнетаемую группу, не паритесь на эту тему и любите новые языки, то это место с легкостью может стать вашим домом. К тому же попасть сюда не так уж и сложно: поляки с радостью привлекают квалифицированных специалистов и разнорабочих с Украины и из Беларуси (из России тоже, но реже).

Подготовил Олег Парамонов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(190):

1 ... 678 9 10+1
0 +0−0Syd Ney06:52:27
27/07/2020
3 +0−0Barack Obama06:42:01
27/07/2020
В Америке эти деньги так же легко тратить. Если не хочешь жить с румейтами придеться 40-50% зарплаты на жилье отдать. А там машина нужна, страховки, велосипедом как в Европе не отделаешься.
Ты мне эту чушь несешь? Который 30 лет в Штатах.
0 +0−0Syd Ney06:51:19
27/07/2020
2 +0−0muhogliberd05:27:56
27/07/2020
Они вас пока не касались просто. А как коснется, они повоинственнее феминисток будут. Мало не покажется. Собственно если она действительно из лгбт - то все понятно с ней. А вот если просто дурочка молодая, которые не познав жизни и не имея семьи, еще думают, что трансы, хиппи и либералы это что-то хорошее - то к таким людям у меня кроме сожаления ничего нет. Когда поймут, если поймут конечно, для них уже поздно обычно бывает - потом начинают яро в обратную сторону пытаться идти, но уже урон нанесен.
Я среди трансов живу и мне они очень нравятся. И друзей полно гомо. Смотри статью "Трансвеститы в Тайланде" в /pattayatrip.ru/o-tailande/transvestity Хотя я и не там.
0 +0−0Syd Ney06:48:13
27/07/2020
5 +0−0Barack Obama06:37:42
27/07/2020
"2020 год, а в стране до сих пор запрещены аборты, и этот закон все сильнее ужесточается. Для меня это нонсенс."

То есть убивать детей до рождения - это нормально? Аборты таки нужно запрещать, а разрешать только в исключительных случаях. Нужно думать с кем спишь и предохраняться.

"Также здесь до сих пор высокий уровень гомофобии, вплоть до государственного уровня."

Великолепно. Прекрасно. Поляки сохраняют генофонд.

"Сейчас я рассматриваю для иммиграции англоязычные страны, буду смотреть исходя из возможностей и работы."

А что березки и тополя? Что вы все уезжаете и уезжаете? Кто Россию спасать то будет?
Судя по здешним комментариям - в РФ все изумительно. Всем, имеющим другое мнение, говорят "Чемодан, вокзал..." Вот люди и следуют совету.
0 +0−0Иуда Макавеев03:03:20
27/07/2020
Не читал.
Но всяких дизайнеров осуждаю.
0 +0−0Артур Газзаев02:49:21
27/07/2020
-1 +0−0igorcgtv01:42:28
27/07/2020
Если что, я русский.
По твоей больной логике-тоже го... Вно.
-1 +0−0MIN LU CHEN23:30:35
27/07/2020
Да это просто какая-то шлюхa. Ей лучше там где больше платят за час ее «работы». Зачем эта статья? А Польша вполне себе страна с хорошими перспективами экономического развития.
-1 +0−0укроп надо покосить и высушить19:50:28
27/07/2020
0 +0−0Barack Obama10:39:54
27/07/2020
Подтверждаю. Лично вижу много выходцев из СНГ в Америке. Кто приехал в молодом возрасте все устроились. Мужики кто без языка на дальнобое по $70-$90k в год получают
есть хорошие видосы про дальнобоев.... в америке... как эти 70-90к зарабатывают, только потом за минусом всего - остается шиш да нихрена

-1 +0−0Ox On19:20:02
27/07/2020
29 +0−0Lorem Ipsum de Lenta14:36:20
27/07/2020
Лента, почему я, поживший не один год в самых разных странах, включая те же благословенные (фейковые и лицемерные насквозь во всём) США, с удовольствием живу у себя на Родине после всего и радуюсь тому, что я здесь, а не там? В то же время, всякие бегущие от себя девы с неизмеримо богатым внутренним миром, вдруг заслуживают от вас права публиковать свои истории, густо замешанные на психическом надломе? Почему бы не начать уже публиковать правду о загранице, как она есть, а не пудрить мозги людям какими-то откровенными сказками?
Почему? Есть такое понятие, сынок, - Родина! Ответил папа-червяк... Ну и родственники в силовых структурах помогают чувствовать себя хозяином земли русской, да?
-1 +0−0logaman17:02:18
27/07/2020
Украинский стартап в Польше? Это что получается, хохлы едут в Польшу мыть туалеты панам, а ватаны едут в Польшу мыть туалеты хохлам?
-1 +0−0Syd Ney15:07:01
27/07/2020
8 +0−0Lorem Ipsum de Lenta15:03:14
27/07/2020
Кредиты, Сидни, кредиты. У многих ещё и дети, которые родились в той реальности и к нормальной жизни не приспособлены изначально - у них мозги искривлены толерастией. Если, вообще, русский знают. Трагедия, абсолютная трагедия! Но... За всё в этой жизни надо платить.
Какие кредиты? Ты кому это говоришь? У всех, кого я знаю, материальное положение прекрасное и жили бы в России припеваючи без работы. Тем более ежели ты хочешь _навсегда_ вернуться в Россию - не отдавай. Сделать ничего не могут. И в какой стране кроме Сев Кореи называют уехавших людей предателями?
-1 +0−0Barack Obama10:42:38
27/07/2020
0 +0−0Mike Alastor09:19:42
27/07/2020
да, нормально, потому что это ещё не дети а сгусток клеток без нервной системы
Ну ОК, а то что потом не могут забеременеть после абортов? Там куча осложнений. Поздние аборты так вообще мясо, ребенка достают по кускам
-1 +0−0Илья Грудин10:27:04
27/07/2020
3 +0−0Некто Негде10:09:27
27/07/2020
Да. Скучно живет девочка. Высокая зарплата, никаких приключений, только поездки по Европе.
Девочке совсем нечего рассказать. И это при "высокой зарплате" и "поездках по Европе".
-1 +0−0Syd Ney06:59:16
27/07/2020
1 +0−0Barack Obama06:57:43
27/07/2020
У меня тоже есть друзья гомосеки, но я с легкостью жил бы в стране где их нет или очень мало.
Они тебе мешают чем? Мои знакомые супер образованные и интересные люди. Чем бы тебе помешал Оскар Уальд или Чайковский. Или Микэланджело.
-1 +0−0Barack Obama06:56:27
27/07/2020
Комментарий удалён.
Тебе бы дали зарплату $250,000 в год и дом в Калифорнии возле океана. Ты бы не уехал? Хаха
-1 +0−0Barack Obama06:44:03
27/07/2020
5 +0−0Dmitry Grigorev06:39:01
27/07/2020
Таким как ты и она - скатертью дорога.
А я уже давно уехал в США и Россию вспоминаю как страшный сон.
-1 +0−0igorcgtv01:42:28
27/07/2020
4 +0−0Игорь Смольников01:42:07
27/07/2020
ну с тобой-то давно всё ясно.
Если что, я русский.
-2 +0−0Ox On19:24:42
27/07/2020
11 +0−0олег иванов16:55:05
27/07/2020
Блин,дизайнер,а фотки галимые...))) Не камеры нормальной,ни свет выставить нормально...)) Вот такие нынче дизайнеры пошли...)
Обана! Так это ты ей ассистировал, получается. Или она сэлфи делала? А?
-2 +0−0Syd Ney14:55:24
27/07/2020
29 +0−0Lorem Ipsum de Lenta14:36:20
27/07/2020
Лента, почему я, поживший не один год в самых разных странах, включая те же благословенные (фейковые и лицемерные насквозь во всём) США, с удовольствием живу у себя на Родине после всего и радуюсь тому, что я здесь, а не там? В то же время, всякие бегущие от себя девы с неизмеримо богатым внутренним миром, вдруг заслуживают от вас права публиковать свои истории, густо замешанные на психическом надломе? Почему бы не начать уже публиковать правду о загранице, как она есть, а не пудрить мозги людям какими-то откровенными сказками?
Ой, бедный народ РФ - не может правду узнать! Железный Занавес же. И радио глушат.
-2 +0−0Elijah Baley10:39:26
27/07/2020
1 +0−0Elijah Baley10:38:02
27/07/2020
Что за хрень ты тут пишешь, уехали лучшие и стали отличными гражданами своих новых родин. У меня самого дочка в Америке живёт, тамошняя гражданка, магистр бизнесанализа, работает в компьютерной компании в Денвере (Колорадо), $75 тыс в год получает. О возврате на историческую родину и не мечтает, это полный азиатский отстой. Русских и украинцев вокруг полно, в подавляющем большинстве это умные, трудолюбивые и хорошо образованные люди которые уже сделали в Америке отличную карьеру...
Есть процентов 10-15 залётных уродов, но они быстро возвращаются в Рашу, так как не смогли адаптироваться.
Там им и место...
-2 +0−0Barack Obama10:37:34
27/07/2020
0 +0−0Bush Walker07:38:54
27/07/2020
Если вы против абортов и за генофонд, то почему же вы за обаму?? За Трампа надо быть. А обама - это аборты, половые извращения и социализм.
Я за Маккейна или Ромни, а Трамп позорный
1 ... 678 9 10+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь