Цена процента

00:01 12/07/2020 Мир
Цена процента
:
Я понимаю, что россиянам тяжело это представить себе, но в других странах действительно бывают реальные выборы, где народ решает, кому из политиков доверить управление своей страной на ближайшие 4 года. И это не сказка!

12 июля в Польше пройдет второй тур президентских выборов. Бороться в нем будут действующий президент-консерватор Анджей Дуда и мэр Варшавы, либерал Рафал Тшасковский. Предсказать результаты голосования невозможно — кандидаты идут настолько близко, что итоговая разница между ними может оказаться в рамках статистической погрешности. Однако именно это решит, продолжит ли Польша двигаться в сторону автократии или же попытается вспомнить о демократии. За какие ценности борются кандидаты, почему любой исход приведет к расколу общества и как это скажется на России — в материале «Ленты.ру».

Изначально выборы президента были запланированы на 10 мая. Опросы показывали: нынешний президент легко обойдет всех соперников уже в первом туре, останется на второй срок и сможет продолжать текущую политику. Однако коррективы в планы внесла пандемия коронавируса и увеличение числа заболевающих COVID-19 поляков.

На фоне эпидемии вокруг проведения выборов разгорелись нешуточные баталии. Правящая партия «Право и справедливость» (PiS), поддерживающая официально беспартийного Дуду, не хотела что-либо отменять, а вот оппозиция настаивала: в условиях эпидемии здоровье граждан важнее. Попытки организовать всеобщее голосование по почте успехом не увенчались, и в итоге выборы все же отложили — до 28 июня (на них граждане уже голосовали по смешанной системе как на участках, так и по почте).

Такая заминка сильно помогла противникам власти, особенно главной оппозиционной либеральной партии «Гражданская платформа». Ее кандидат — вице-спикер нижней палаты парламента Малгожата Кидава-Блонска — к началу мая потеряла значительную часть поддержки, и перенос выборов позволил заменить ее на более перспективного политика — Рафала Тшасковского. Несмотря на поздний старт, кампания мэра Варшавы оказалась успешной. Обещания «бороться за сильное государство, за демократию» вывели его на второе место: он получил 30,5 процента голосов против 43,5 у Дуды.

По данным опроса аналитической компании Kantar, к 8 июля Тшасковского от Дуды отделяли 1,2 процента. При этом «догоняющим» за три дня до второго тура оказался именно действующий президент: 49,4 процента против 50,6. При таких показателях исход противостояния предсказать оказывается практически невозможно.

Раскольнические настроения

Президент в Польше — в значительной части именно церемониальная фигура, однако у него есть очень важные функции, в частности он назначает людей на ключевые посты и имеет право вето. По сути, именно за этот политический рычаг и борются консервативная PiS и либеральная «Гражданская платформа».

«Право и справедливость» имеет большинство в парламенте с момента выборов 2015 года. При поддержке Дуды она могла спокойно проводить свою консервативную политику и принимать необходимые для нее законы, не боясь решений со стороны главы государства.

Польские эксперты отмечают, что это как минимум на три года — до следующих парламентских выборов — серьезно подорвет способность правящей партии продвигать свою повестку.

Переизбрание Дуды же поспособствует еще большему проникновению PiS во власть. Кроме того, будут доведены до конца спорные судебные реформы, которыми крайне недовольны в Евросоюзе. В Брюсселе считают, что изменения, позволяющие штрафовать судей из-за вынесенных ими вердиктов, нарушают принцип разделения властей. PiS же утверждает, что хочет добиться более эффективной работы судебной системы.

Глава «Права и справедливости» Ярослав Качиньский считает, что Тшасковский при победе просто-напросто парализует страну. Однако бывший президент Польши Бронислав Коморовский не согласен с такой трактовкой. По его словам, для мэра Варшавы «на первом месте интересы страны», а потому он будет стараться договариваться по ключевым вопросам.

И с этим трудно поспорить: Тшасковский делает ставку на сплочение расколотого общества и пытается стать «президентом для всех». При этом он, в отличие от многих оппозиционеров, хвалил нынешние власти за правильные, по его мнению, решения и действия. Впрочем, сплотить страну пытается и PiS, только делает это на основе католических ценностей.

Радужные перспективы

Одним из серьезных различий в программах Дуды и Тшасковского является подход к ЛГБТ-сообществу. Действующий президент с самого начала строил свою кампанию в том числе на идее защиты традиционных ценностей и семьи. Это дополнительно привлекло сторонников — в католической Польше 66 процентов жителей выступают против однополых браков. К тому же традиционный электорат Дуды — это люди из провинций, где подобные нравы преобладают.

Среди предвыборных обещаний действующего президента — не давать разрешения однополым парам вступать в брак или усыновлять детей, а также запретить рассказывать про ЛГБТ на уроках в школах. Кроме того, он стремится «запретить пропаганду идеологии ЛГБТ» — обещание чем-то похоже на неоднозначно воспринятый российский закон о запрете пропаганды гомосексуализма. В какой-то момент Дуда даже заявил, что идеология «нетрадиционного» сообщества хуже коммунистической, что вызвало большой скандал.

С вступлением Тшасковского в игру вопрос прав членов ЛГБТ-сообщества стал одним из главных. Как отмечают эксперты, команда Дуды использовала эту тему, чтобы сплотить его сторонников в небольших городах и сельской местности. «Право и справедливость» даже попыталась представить голосование как выбор между «бело-красной Польшей в лице действующего президента и радужной Польшей».

Тшасковский в свою очередь обвинил главу государства в разжигании ненависти. Сам политик выступает на стороне ЛГБТ-сообщества: в феврале 2019 года он даже подписал хартию о его поддержке. Она включает борьбу с дискриминацией на уровне школ и запуск системы убежищ. А его слова о готовности стать человеком, который зарегистрирует первый в Польше однополый брак, вообще не находят поддержки у множества избирателей — люди просто не готовы к принятию таких радикальных мер. Вероятно, именно поэтому мэр во время кампании старался тему ЛГБТ не выпячивать. Отдельно он выступает в поддержку права на аборты.

Как отмечает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН и эксперт Российского совета по международным делам Дмитрий Офицеров-Бельский, на самом деле «разного рода заявления о ценностях играют в Польше не такую большую роль, как принято считать». По его словам, правительство PiS ведет очень грамотную экономическую политику, что ощущает и молодежь, которая раньше должна была искать работу за рубежом.

Эксперт подчеркивает, что «разделение электората в Польше зависит не столько от возраста или гендера, а от проживания в больших городах или малых и в сельской местности, а также от экономического благополучия регионов». В итоге получается, что в Западной Польше, а также в Варшаве и Кракове, где уровень жизни всегда был выше, электорат больше симпатизировал либеральным силам, и непосредственное отношение к ЛГБТ-сообществу, вероятно, не окажет решающего влияния на победу или проигрыш кандидатов.

Западный вектор

Хотя у президента Польши функций не так много, сфера внешней политики является президентской прерогативой, отмечает Дмитрий Офицеров-Бельский. И именно во взгляде на отношения с другими странами у Дуды и Тшасковского есть серьезные расхождения.

До того как занять пост мэра Варшавы, Тшасковский много лет занимался темами международных отношений и европейской интеграции — участвовал в переговорах о вступлении страны в ЕС, а также был депутатом Европарламента. Это повлияло и на его кампанию на выборах: он призывает правительство перестать конфликтовать с Евросоюзом, в том числе на почве разбирательства из-за изменений в судебной системе. Политик заявляет, что из-за этого Польша «перестала быть лидером» среди европейских стран.

Дуда же в противовес этому демонстрирует свои тесные связи с Вашингтоном. Проамериканские взгляды президента известны давно: в 2018-м он даже предлагал создать в Польше базу «Форт Трамп», на которой разместились бы американские военные. Американский лидер Дональд Трамп, в свою очередь, называл польского президента образцовым союзником. А всего за четыре дня до первого тура Дуда нанес визит в США. По его итогам никаких конкретных решений принято не было, но поездка активно освещалась польскими СМИ.

Time отмечает, что визит вполне укладывается в стратегию правящей партии. Таким образом она пытается доказать, что вопреки утверждениям оппозиции Польша за годы под управлением PiS не оказалась в международной изоляции.

Если расхождение во мнениях по поводу западных союзников у Дуды и Тшасковского есть, то к вопросу России они подходят примерно одинаково. Мэр Варшавы практически не затрагивал эту тему, но в целом он поддерживает общий негатив своей партии по отношению к действиям российских властей.

При нынешнем президенте Польши Россию вообще признали главной угрозой безопасности для страны. И несмотря на общие заявления о желании Варшавы улучшить отношения с Москвой, за пять лет Дуды у власти серьезных подвижек в этом направлении не произошло, так что ожидать улучшений вряд ли стоит.

Офицеров-Бельский считает, что во втором туре скорее стоит прогнозировать победу действующего главы государства. В случае же избрания президентом Тшасковского «некоторую вербальную нормализацию отношений можно представить, однако для фактической явно нет причин», отмечает он.

«Например, польская сторона может активизировать свое участие в украинской проблематике и в белорусском вопросе, учитывая предстоящие вскоре президентские выборы. Это, конечно, может стать причиной для новых, однако не очень серьезных взаимных выпадов», — говорит эксперт.

По его словам, для Варшавы первостепенное значение имеют именно отношения с Вашингтоном. К тому же Польша после выхода Великобритании из ЕС претендует на то, чтобы быть ключевым партнером США в Евросоюзе. В этой связи выборы не польского, а американского президента станут ключевыми для отношений Варшавы и Москвы. «В случае победы [демократа Джо] Байдена политика США в отношении России может стать более жестокой, и это повлияет на политику Польши больше, чем что-либо еще», — подчеркивает Офицеров-Бельский.

Старая гвардия

Общей темой для политиков остаются и социальные программы. Правда, пока PiS хвалится выведением поляков из нищеты, Тшасковский напоминает о нереализованных обещаниях Дуды вроде масштабной программы жилищного строительства или серьезной госпомощи сельскому хозяйству. Он также указывает, что хвалебные речи о достижениях правящей партии на самом деле имеют мало общего с реальной ситуацией.

Мэр Варшавы вообще активно продвигает себя именно как «кандидата перемен», указывая на то, что большинство поляков не стало голосовать за действующего главу государства в первом туре.

Дуда же планирует «выиграть с решительным преимуществом, чтобы мандат на защиту польских интересов был сильным». Однако большой разрыв маловероятен. Причем первое место для Дуды, вполне вероятно, породит волну недовольства: оппозиция давно не была настолько близка к триумфу, а потому прочно сидящую у власти PiS могут обвинить в «украденных выборах».

Впрочем, кто бы ни стал новым президентом, в общем и целом уклад в Польше существенно не поменяется, ведь и PiS, и «Гражданская платформа» — не какие-то новые политические силы, а партии, сменяющие друг друга уже 15 лет. И приход «новой» старой гвардии — лишь очередной виток борьбы либералов и консерваторов, не нарушающий общего русла польской политики.

Екатерина Первышева

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(47):

1 23+1
13 +0−0№-915136308:41:26
12/07/2020
Я понимаю, что россиянам тяжело это представить себе, но в других странах действительно бывают реальные выборы, где народ решает, кому из политиков доверить управление своей страной на ближайшие 4 года. И это не сказка!
7 +0−0Супер 817:45:00
12/07/2020
Такая статья снисходительная. Если поляки в нищете сидят, то как назвать то, в чем сидят дарагие расияне?
7 +0−0Николай Николаев08:53:05
12/07/2020
У них выборы есть.счастливые!
5 +0−0Barack Obama09:49:19
12/07/2020
Как же красиво и чисто в Польше. Они молодцы что вовремя свалили на Запад и ненавидят совок
5 +0−0Vitalii Doroshkevych09:29:32
12/07/2020
-1 +0−0Azog The Defiler08:33:03
12/07/2020
Как выборы в польше повлияют на отношения с Россией? А что американская моська - польша может дать России? Яблоки? Спасибо, не надо. Остальное все будет так, как скажет какой-нибудь помпео. Так что копошения хомячков медведю неинтересны.
Медведь, как и прежде, будет сосать лапу.
4 +0−0Valentin Verkhovsky14:57:10
12/07/2020
-10 +0−0Alexander Petrenko13:59:53
12/07/2020
Евросоюз - проект США, необходимый для его подчинения и управления им. Во всех европейских гос-вах сидят марионеточные пр-ва. О чем вообше речь, какое влияние видится вам таких выборов на Россию? Все и так ясно, кто прийдет неважно, подпевало Америки и шакал Европы будет тот же.
Как то странно для подчиненного вести тоговые войны с США и запрещать въезд американским гражданам. Включи свой мозг! Какое вообще Россия имеет отношение к выборам в стране Евросоюза?
4 +0−0Николай Якимов10:55:16
12/07/2020
Происходящее в Польше на РОССИЮ "повлияет" так как цунамия в Японии на погоду в Курске.
3 +0−0РУССКИЙ БЕЗ_ПЕНСИИ13:16:35
12/07/2020
Был бы не мужчиной - просто обнулился бы.
3 +0−0Супер 810:00:39
12/07/2020
-5 +0−0Сергей Фельдман09:37:18
12/07/2020
Забавно, как поляки работают по американскому сценарию выборов. Жёсткая борьба двух однинаковых кандидатов с равным количеством голосов.
Народ это всё принимает за правду.
Да уж, то ли дело выбор между Путиным и Путиным?
3 +0−0Valentin Verkhovsky09:49:14
12/07/2020
-5 +0−0Сергей Фельдман09:37:18
12/07/2020
Забавно, как поляки работают по американскому сценарию выборов. Жёсткая борьба двух однинаковых кандидатов с равным количеством голосов.
Народ это всё принимает за правду.
Совершенно разные кандидаты, мэр Варшавы демократ , а Дуда националист.
3 +0−0Andrew Nemykin07:36:51
12/07/2020
0 +0−0Убить Вову06:40:53
12/07/2020
странные эти поляки... и президент их тоже тупой! Славяне проклятые...одним словом!
Не могут они по среднеазиатский- поменять конституцию под себя, сделать самого себя вечным правителем!!!
Можно как в ЕС - подсунуть горничную легкого поведения и пусть она трясет презервативом с обвинениями в изнасиловании.
2 +0−0Абв Гдеж21:12:01
12/07/2020
Дуда сам виноват. Не мог нормальный центризбирком подобрать. Надо было еще в первом туре выигрывать.
2 +0−0Fat Karlson17:31:00
12/07/2020
-10 +0−0Alexander Petrenko13:59:53
12/07/2020
Евросоюз - проект США, необходимый для его подчинения и управления им. Во всех европейских гос-вах сидят марионеточные пр-ва. О чем вообше речь, какое влияние видится вам таких выборов на Россию? Все и так ясно, кто прийдет неважно, подпевало Америки и шакал Европы будет тот же.
Глобализация проистекает из экономики. Это - проект Адама Смита, если уж на то пошло. Прием тут США? США как раз против, им конкурирующие союзы не нужны.
2 +0−0РУССКИЙ БЕЗ_ПЕНСИИ13:22:17
12/07/2020
0 +0−0Olga Bondareva12:24:49
12/07/2020
Да, но нет стабильности. И как можно без этого жить? :)
Стабильность есть, раскормленного величия нету
2 +0−0Phoenix0412:09:46
12/07/2020
-1 +0−0Azog The Defiler08:33:03
12/07/2020
Как выборы в польше повлияют на отношения с Россией? А что американская моська - польша может дать России? Яблоки? Спасибо, не надо. Остальное все будет так, как скажет какой-нибудь помпео. Так что копошения хомячков медведю неинтересны.
Польский ВВП по паритету на душу населения выше российского. Причем его компоненты - не сырье, а машиностроение, химия, электроника и и т.п. современная продукция. Страна вся перестроена за последние лет 20: автобаны, всюду новостройки, новые производства. Я уже не говорю о том, что в Польше такого явления, как жизнь в деревянных бараках и туалеты в стиле очко отсутствуют как класс. Вы - просто жители третьераздной бензоколонки, а Польша - динамично развивающаяся страна.
2 +0−0Бусик09:15:39
12/07/2020
Петю полякам надо подсунуть вместо Дудака. Он за год покажет, как надо страну ограбить.
2 +0−0Andrew Nemykin07:38:35
12/07/2020
Жизни атеистов тоже важны.
1 +0−0Марк Аврелий21:28:42
12/07/2020
Однако именно это решит, продолжит ли Польша двигаться в сторону автократии или же попытается вспомнить о демократии.

Что-то когда шел антиконституционный переворот полторы недели назад, а Путин шел на такой срок, о котором сказать-то стыдно, вы так не писали
0 +0−0Alisa Lebioda22:38:50
12/07/2020
13 +0−0№-915136308:41:26
12/07/2020
Я понимаю, что россиянам тяжело это представить себе, но в других странах действительно бывают реальные выборы, где народ решает, кому из политиков доверить управление своей страной на ближайшие 4 года. И это не сказка!
И где эти страны. Вот в Швеции, треть населения голосует за правых а их демократически всеми законными и не законными способами не допускают к власти.
0 +0−0Alisa Lebioda22:34:01
12/07/2020
-5 +0−0Сергей Фельдман09:37:18
12/07/2020
Забавно, как поляки работают по американскому сценарию выборов. Жёсткая борьба двух однинаковых кандидатов с равным количеством голосов.
Народ это всё принимает за правду.
Россия просто цирк не устраивает.
1 23+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь