Что мы там не видели

00:01 30/06/2020 Культура
Что мы там не видели
Какой-то резко обрывающийся обзор. А так отличный фильм, я уже раза три посмотрел. МакАдамс - просто звезда фильма. Песни шикарные, хотя, в основном, и со стебом.

Пандемия коронавируса сделала невозможным проведение в 2020 году «Евровидения» — любимой миллионами забавы, несмотря ни на какие веяния культурной моды продолжающей отстаивать право поп-музыки на откровенную дичь и на почти спортивное боление за «своих» по национальному признаку. Отмену «Евровидения», к счастью, в какой-то степени компенсирует новая одноименная комедия Netflix с Уиллом Ферреллом — снятая с благословения конкурса, но не стесняющаяся показывать его торжеством абсурда.

Что делает ABBA животворящая. Когда исландцу из глухой рыбацкой деревни Ларсу (Уилл Феррелл) было девять, увиденное по телевизору исполнение Waterloo на «Евровидении» помогло ему пережить смерть матери и подарило мечту — во что бы то ни стало однажды культовый музыкальный конкурс выиграть. Молчунья Сигрид (Рэйчел МакАдамс), ближайшая подруга Ларса с раннего детства (а как поговаривают местные, так и вовсе сводная сестра: папочка-рыбак (Пирс Броснан) перетрахал всех женщин в округе) благодаря песне на десятом году жизни и вовсе обрела дар речи. Вот только сорок пять лет спустя парочка — под чисто исландским названием «Огненная сага» и под циничные насмешки окружающих — все еще пытается на «Евровидение» отобраться. Все безуспешно — пока члены исландского отборочного комитета не решают шутки ради выбрать последнего участника национального отбора методом тыка. Жребий оказывается к Ларсу и Сигрид благосклонным — как верит женщина, благодаря «помощи эльфов».

Когда выступая на национальном отборе, «Огненная сага» провалится с феерическим, несусветным позором, кажется, попасть в финал дуэту не помогут даже эльфы — но зато подсобит местный чиновник, который вспомнит о том, что страна-победитель «Евровидения» принимает конкурс на следующий год, прикинет стоимость его организации и осознает, что она Исландию просто-напросто обанкротит. И поэтому взорвет яхту с собравшимися на ней ради торжественной вечеринки остальными конкурсантами. Так «Огненная сага» отберется на «Евровидение» — и отправится в Эдинбург, на встречу русскому фавориту конкурса Александру Лемтову (звезда «Аббатства Даунтон» Дэн Стивенс с упоительным акцентом и как будто позаимствованным из гардероба Филиппа Киркорова набором прикидов), соблазнам в лице пансексуальной гречанки, и главное, новым, теперь уже транслируемым на весь мир способам опозориться в прямом эфире. Но кто знает, вдруг эльфы — или же благонамеренные бюрократы — вмешаются вновь?

Если в карьере Уилла Феррелла, одного из самых стабильных (и что уж отрицать — по совокупности ролей и по безотказности своих экранных проделок попросту лучших) комиков американского кино XXI века, и можно выделить центральную тему, то ей окажется критика индустрии развлечений — через яростное, отчаянно идиотическое доведение ее феноменов и ее механики до абсурда. Телевидение и новостное вещание в «Телеведущем» и его сиквеле, высокая мода в дилогии «Образцовый самец», мир спорта в «Рики Бобби, короле дороги», «Полупрофессионале» и «Звездунах на льду», Рождество как бизнес в «Эльфе» — Феррелл со своей специфической харизмой и всеядным, бесстыжим чувством юмора ухитрялся вскрывать и высмеивать пафос каждой из этих сфер человеческой деятельности, обнажать и обесценивать их чрезмерную серьезность одним своим присутствием в кадре. Так что его обращение к «Евровидению», еще одной традиционной институции развлекательных медиа, выглядит более чем логичным — тем более, что он, американец, может смотреть на эту типично европейскую музыкальную дичь относительно свежим взглядом.

На практике, впрочем, «Музыкальный конкурс Евровидение: История группы Fire Saga» выглядит по меркам фильмографии Феррелла зрелищем, по части юмора немного робким — кажется, что официальное партнерство с владеющим правами на бренд Европейским вещательным союзом несколько сдерживает привычный феррелловский поток абсурдистского безумия. Сказывается и то, что «Евровидение» само по себе представляет такой парад дичи и китча, что его пародирование по умолчанию меркнет в сравнении с оригиналом: когда на сцене конкурса органично и, более того, победно, выглядят трэшрок-тролли и бородатая женщина, что остается высмеивать Уиллу Ферреллу? Тот, к счастью, находит вполне приемлемое, компенсирующее травоядность большинства шуток решение — превращает свое «Евровидение» в упражнение по абсурдизации собственного комедийного стиля, довольно впечатляющий сеанс самопародии и самоиронии. Так, фирменный феррелловский персонаж, великовозрастный детина, не способный посмотреть на себя со стороны, здесь, в силу взросления актера, выглядит уже натуральным пенсионером — что превращает в смехопанораму уже не классические комедийные эпизоды, а любые, явно осознанно пародийные уходы фильма в сантименты. Особенно бронебойно в этом плане смотрятся сцены размолвок и примирений героя Феррелла с отцом в исполнении Пирса Броснана — трудно сдержаться, когда осознаешь, что первый выглядит старше второго.

Комедия в целом по своей природе жанр, возможно, более политический, чем все остальные — хотя бы потому, что юмор вообще обладает свойством раскрывать истинную природу вещей (а значит, и неотъемлемую связь даже между самым обыденным и непримечательным бытием с политикой в широком смысле слова, то есть, нормами общественной жизни и морали, механизмами функционирования человеческих коллективов). Самым сильным (но не единственным — есть еще и, например, ирония Феррелла на тему американского присутствия в Европе) политическим элементом «Евровидения» оказывается, конечно, Александр Лемтов, сочетающий в себе качества Киркорова, Билана и Баскова одновременно, поющий феерический гомобоевик о себе как льве плотской любви, окруженный полуобнаженными качками как на сцене, так и в жизни, не брезгующий помадой и айлайнером — но вынужденный отвечать на прямой вопрос о своей ориентации уверенным «Я не гей, я русский. В России геев нет, вы что, не слышали?» Показательна, впрочем, не эта убийственная издевка над официальной российской риторикой — а отношение Феррелла к персонажу Стивенса: он вопреки ходу сюжета и канонам жанра, отказывается делать его карикатурным злодеем, предпочитая вместо этого живущего во лжи русского бедолагу... пожалеть. Это к слову о том, как к России относятся за рубежом.

«Музыкальный конкурс Евровидение: история группы Fire Saga» вышел на Netflix

Денис Рузаев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(9):

5 +0−0Andrew Andrew00:52:28
30/06/2020
Какой-то резко обрывающийся обзор. А так отличный фильм, я уже раза три посмотрел. МакАдамс - просто звезда фильма. Песни шикарные, хотя, в основном, и со стебом.
4 +0−0Anna Pearson08:35:48
30/06/2020
Статью не читала, зашла сказать что фильм очень понравился! Особенно в восторге от "русского" исполнителя! Конечно, смотрела в оригинале, надеюсь, и в переводе получилось хорошо.
3 +0−0Sergio Taraburlo09:38:37
30/06/2020
Фильм отличный!
2 +0−0Diman Dimanich14:17:24
30/06/2020
"Бедолагу русского, живущего во лжи... пожалеть...".
Эх, америкосы, неужели они до сих пор живут в прошлом веке и так же как тогда наивно верят в святой телик, гостелевидение и газеты, не зная о наличии интернета и прессы на любой вкус? Не... я понимаю, что 50% всего (если не больше :)), что есть в интернете ложь, либо не проверенная информация, что недалеко от туда же, но в целом-то и они сами недалеко ушли от российского сегмента. Или кто-то все еще верит, что CNN или BBC сильно отличаются от канала Россия, например? Неужели самим американцам их же штампы еще не надоели? Печаль...
Ну а сам фильм, как комедия или даже иногда пародия довольно забавный :).
0 +0−0Тодоров зачем вы Зоофил00:39:19
01/07/2020
-2 +0−0igorcgtv17:45:58
30/06/2020
Про Россию, живущую во лжи, верно написано.
+100 500
0 +0−0Тодоров зачем вы Зоофил00:39:05
01/07/2020
2 +0−0Diman Dimanich14:17:24
30/06/2020
"Бедолагу русского, живущего во лжи... пожалеть...".
Эх, америкосы, неужели они до сих пор живут в прошлом веке и так же как тогда наивно верят в святой телик, гостелевидение и газеты, не зная о наличии интернета и прессы на любой вкус? Не... я понимаю, что 50% всего (если не больше :)), что есть в интернете ложь, либо не проверенная информация, что недалеко от туда же, но в целом-то и они сами недалеко ушли от российского сегмента. Или кто-то все еще верит, что CNN или BBC сильно отличаются от канала Россия, например? Неужели самим американцам их же штампы еще не надоели? Печаль...
Ну а сам фильм, как комедия или даже иногда пародия довольно забавный :).
Не хнычь баран . В америке в отличии от Россиян критическое мышление развито как и разные точки зрения на происходяшее.
0 +0−0alex idel17:15:18
30/06/2020
Фильм отличный, смотрел. Обзор на 2. Научитесь писать по-русски, вы не для американцев пишите.
0 +0−0alex idel17:11:11
30/06/2020
Когда прекратится эта ср,,,ь с использованием английских слов на русский манер? Не хватает слов в русском языке?
-2 +0−0igorcgtv17:45:58
30/06/2020
Про Россию, живущую во лжи, верно написано.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь