«Сталин бы такого не допустил»

00:01 25/01/2020 Россия
Сталин и Хрущев на аэродроме в Щелково, 1936 год
Сталин и Хрущев на аэродроме в Щелково, 1936 год

Нами Микоян — не просто свидетель эпохи. Судьба распорядилась так, что многие годы она жила среди узкого кремлевского круга людей, от которых зависела судьба страны, а нередко и всего мира. О привычках и частной жизни вождей, о строгом Сталине, мстительном Хрущеве, простоватом Брежневе, об Андропове, Горбачеве и Ельцине, о тайной организации «Четвертый рейх», о маршале Победы Жукове и о гипнотизере Мессинге — во второй части беседы «Ленты.ру» с Нами Микоян.

Первую часть читайте здесь.

О Вольфе Мессинге рассказывают множество самых невероятных историй, и одна из них — о том, как он побывал у Берии на Лубянке.

При Хрущеве. Сталин такого не допускал. При нем все очень строго было и все боялись. Я сейчас уже не вспомню фамилию — крупный был управленец. У него на даче жили в пруду лебеди. Потом он сделал себе из двух соседних квартир одну — такая вроде мелочь по нынешним временам. Так его только за это сняли со всех должностей и осудили. А был такой Бенедиктов — нарком земледелия, министр сельского хозяйства СССР. Я знала его семью. Он жил со своей секретаршей, у них родился ребенок. И шофер на партсобрании сказал, что возит его и к жене, и к этой женщине. Сталин Бенедиктова очень уважал, но сказал: выбирай — или остаешься с женой, или уходишь к любовнице. Только так. Сталин был в этом отношении очень строг.

И с дочерью был строг. Я помню, когда она хотела квартиру, он ей сказал: или дачу, или квартиру — выбирай. Такого, как сейчас, при Сталине не могло быть. Я жила в семье Микояна, при Сталине у него ничего своего не было. Дача, квартира, мебель — все было государственное. А Хрущев сразу начал одаривать своих. Сын Сережа получил Героя Соцтруда, еще что-то получил. При Брежневе уже все имели личные квартиры, дачи. Такое уже дерьмо пошло, извиняюсь...

Хотелось бы расспросить вас еще о многих людях и обстоятельствах, но мы уже и так долго разговариваем. Не могли бы вы рассказать еще немного о Вольфе Мессинге — знаменитом гипнотизере, о котором ходят легенды. Вы ведь были с ним знакомы?

Я бы его вообще ни за что не считала. Мелкий, злопамятный, мстительный, неряшливый... Не скрою, у меня к нему и личная есть неприязнь — он убрал моего дядю, причем так мелко, как Сталин не сделал бы никогда. Григорий Арутинов (Арутюнян) был первым секретарем ЦК Армении. Сталин к нему относился с огромным уважением. Если дядя приезжал на прием к Сталину по каким-то рабочим вопросам, ему не нужно было проходить через запись у секретаря — Сталин его сразу принимал. А если он был Сталину нужен, звонил Поскребышев и очень уважительно просил приехать. Такое было к нему отношение. У дяди было четыре ордена Ленина за Армению.

Не помню уже, в каком году, но еще при Сталине, Хрущев написал в «Правде» статью, он тогда на Украине работал. В ней он писал, что на Украине вместо деревень должны быть только агрогорода. Такую цель он поставил. А дядя на пленуме ему ответил: «Я не знаю, как на Украине, но в Армении до агрогородов еще очень далеко. Деревня нищая». Ну и так далее…

Сталин с дядей согласился и велел Хрущеву там же, в «Правде», написать, что он был неправ. Хрущев тут же написал. Но проходя по коридору пленума мимо Арутинова, сказал ему: «Мы с тобой еще встретимся на узкой дорожке».

Что это значит — «встретимся на узкой дорожке» — дядя тогда не понял, он мне сам об этом рассказывал. Но Сталин умер, и они встретились «на узкой дорожке». Хрущев снял его с работы, и после этого уже никто не мог ему дать новую работу в Армении. Дядя переехал в Грузию, но и там его никто не осмелился взять на работу. У него началась депрессия. Последовал один инфаркт, другой. Он мне часто говорил: «Я боюсь Хрущева».

Я привезла его лечиться в Москву, когда он уже ходить не мог. А ему всего 57 лет тогда было. Как-то раз мы с мужем пришли на футбол, и там сидела Фурцева, а с Фурцевой я была в добрых отношениях еще с юности. Она меня спрашивает: «Как Арутинов?» Я ей объяснила, что он болеет, работы нет, не может найти. Она была секретарем ЦК и смелой женщиной. Сказала: «Приходи завтра ко мне на Старую площадь». Я пришла. Она сходила к Суслову, вернулась и говорит: «Передай Арутинову, что он будет работать в Грузии завотделом». И это было самое большое, что он мог получить. Но он уже был так болен, что через месяц умер.

Я уверена, что этого бы не случилось, если бы Хрущеву не захотелось «встретиться на узкой дорожке». Но я плохо отношусь к Хрущеву не только потому, что из-за него умер мой приемный отец, — нет, а потому, что это мелкая душонка.

На днях мне какая-то газета попалась, где перечислялись промахи Хрущева, и там, между прочим, говорилось и об агрогородах — что это был его просчет. Столько лет прошло! Значит, дело было не в Сталине и не в Арутинове.

Как вы считаете, если бы заговор против Хрущева удался, мог бы Жуков возглавить страну?

Да, часто. Хрущев не оставлял впечатления серьезного и умного человека, к которому хотелось бы прислушаться. Нет! Не понимаю, как он мог стать первым лицом государства.

Вот еще о таком случае расскажу. Анастас Иванович Микоян отмечал день рождения. Обычно у него собирались только родственники. Родственников было много: сыновья с семьями, брат жены, его брат, зять… В общем, много. Вдруг распахивается дверь, входит Хрущев. Анастас Иванович сразу как-то напрягся. А Хрущев, довольный, уселся за стол. Для него тут же принесли водку, коньяк — то, что дома у нас никогда не пили. Дома пили только вино. А он пил много, вел себя развязно, громко говорил, постоянно хохотал. И ел так неопрятно! Весь обляпался, обсыпался сахарной пудрой. Анастас Иванович попросил меня взять щетку и почисть Хрущеву костюм. Мне это несколько раз пришлось делать.

А вот жена его Нина Петровна мне нравилась. Она была простой и доброй женщиной. У нас сложились с ней теплые отношения. Жили мы на Воробьевых горах в соседних особняках, между которыми имелся внутренний проход через калитку. Особняки были типовыми, как два близнеца, с одинаковым расположением комнат. В длинном холле у Хрущева стояли вдоль стены стеклянные шкафы с полками, на которых были выставлены ценные подарки, которые ему присылали.

Помню, как меня это коробило. Микоян обычно ничего в дом не приносил, а все подарки передавал в Музей революции, для всеобщего обозрения, а не для личного пользования. Это правило ввел Сталин, и все окружение ему подчинялось.

А Хрущев считал это своей собственностью. И сам делал драгоценные подарки иностранным королям и президентам из художественных фондов государства.

А как он жил?

Вы же знаете знаменитую историю с посещением Хрущевым выставки художников в Манеже? Я там была в это время. Хорошо запомнила, как он визгливо кричал, его нелепые самоуверенные оценки работ Фалька, Эрнста Неизвестного и других. В его окружении, особенно среди работников отдела культуры ЦК КПСС, началась паника. Фалька немедленно убрали, весь второй этаж после ухода Хрущева закрыли.

Или вот как он встречался в Завидово с творческой интеллигенцией на так называемой дальней даче Сталина. Во дворе накрыли столы. Хрущев начал произносить тосты, говорил громко, без остановки, не стеснялся в оценках, обругал Маргариту Алигер, переругался с Мариэттой Шагинян, рискнувшей ему возразить...

Хрущев был невежественный. Я его не любила, просто не любила. Не за личные обиды, а просто как личность. Он мне неинтересен. Вот вам интересно читать его книги?

Расскажите о маршале Победы — Георгии Константиновиче Жукове.

Думаете, это его взгляд? Да что он сам мог бы написать! Это взгляд его помощников. Аджубея, наверное. Была еще дочка его сына, у которой муж журналист. Ему все писали.

Когда Хрущева сняли, дочка его сына пришла ко мне и говорит: «Что мне делать? Нина Петровна в Чехословакии отдыхает, мне надо как-то папу успокоить, поддержать». Я говорю: «Возьми детей, отвези к нему. И вот тебе книжка Ирвина Стоуна "Моряк в седле"». Я тогда подумала, что книга о мужественном человеке ему поможет. Она на следующий день вернулась, зашла ко мне, принесла книжку обратно, сказала: «Папа книжки читать не любит». Вот и все, вот вам весь Хрущев.

(Видимо, речь идет о внучке Юлии от старшего сына Хрущева, который пропал без вести во время войны. Хрущев удочерил внучку, и она звала его папой— прим. «Ленты.ру».)

Когда человек занимает такую должность, все на него начинают смотреть иначе. И он сам становится иным, вылезает его истинное лицо, хочет он того или нет. Нет, я не знаю, что он сделал для страны.

Вернулись они уже после смерти Сталина?

Ну и что? Вы бы тоже так сделали. Это безусловно надо было сделать. Берия бы это тоже сделал, если бы его не расстреляли. Это не заслуга Хрущева, это была историческая необходимость.

И Анастас Иванович не стал вмешиваться?

Что такое Брежнев? Брежнев был еще проще. Даже проще, чем Хрущев. Но в ином плане. Хрущев — это деревня. Брежнев — нет, конечно. Проще в том смысле, что он вообще не ставил каких-то задач. Навешивал себе звездочек Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда. Дочка его черт знает чем занималась, хапала бриллианты…

Когда Микоян был в силе, Брежнев очень старался ему угодить. На дне рождения Анастаса Ивановича музыканты заиграли лезгинку, Брежнев тут же выскочил в центр зала и стал с жаром танцевать. К нему присоединилась жена одного из сыновей Анастаса Ивановича — Алла, дочь расстрелянного по ленинградскому делу Алексея Кузнецова. Брежнев очень старался, чтобы именинник его заметил.

После снятия Хрущева отношение Брежнева к Микояну резко изменилось. Анастас Иванович это почувствовал и подал в отставку, которая была тотчас принята.

В какое-то время я сблизилась с его невесткой, женой сына Люсей. Брежнев тогда уже умер. Я сказала, что хотела передать Брежневу письмо с просьбой об Арутинове, чтобы его имя как-то реабилитировали, что ли. И она говорит: «Ой, что же ты не сделала? Дед всегда говорил: пользуйтесь, пока я жив».

Вот он, Брежнев! «Пользуйтесь, пока я жив»! Такого не было ни у Микояна, ни тем более у Сталина. Поэтому я и говорю, что они все мельче стали. Крупные к тому времени все уже выгорели.

А откуда взялась антисоветская организация «Четвертый рейх»?

Нет. Андропов — нет. Андропов честный, чистый, умный. Но он реально заболел.

Ужасная же история. 1943 год. Дело тайной антисоветской организации «Четвертый рейх». В то время и за меньшее расстреливали, а их тогда просто выслали.

Я думаю, да. Думаю, что-то пришло бы в порядок. Я хорошо знала его жену. У них был совсем другой стиль жизни. Никто не пользовался своим положением. Да, Андропова можно было выделить.

Сколько им лет было? Старшему пятнадцать, а младшему?

Я бы выделила Горбачева — за его честность, за искренность, за его желание все сделать хорошо. Другое дело, что он не смог. Я не хочу сказать, что у него масштаб личности мелкий, — нет. Но мозги у него какие-то другие. Не мог он все охватить. Невозможно ему простить, например, Сумгаит. Но в то же время я понимаю, как это могло произойти. Я приезжала к нему, говорила с ним, видела, как все это происходило… Что-то проходило мимо него. Кто-то другой этим руководил, кто-то другой создал Сумгаит. Он узнал о том, что происходит, через два дня, когда уже поздно было. Такого не могло случиться при Сталине.

Вы знали многих выдающихся людей своего времени. Хочу расспросить вас о некоторых из них. Вы уже не раз вспоминали Анастаса Ивановича Микояна, в семье которого прожили много лет. Его политическая карьера абсолютно уникальна. Микоян стал членом ЦК партии в 1923 году, еще при жизни Ленина, а ушел в отставку в 1974 году, при Брежневе, успешно пережив все смены курса страны, смены вождей, все процессы, чистки и разоблачения и получив за свою работу шесть (!) высших наград страны — орденов Ленина. В народе о нем сложили поговорку «от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича». Как ему это удалось? Как такое вообще возможно?

Я же говорю — голова не та.

Я застал комсомол в 70-е уже совсем другим, и мне его совершенно не жалко.

Ельцин был более такой… хитрый, наверное. Распустил страну, чтобы убрать с пути Горбачева. Может быть, если бы не спился, что-нибудь и сделал бы. Но идеи у него уже не было.

То есть это не в них проблема?

Скорее всего, нет. Ленин, Сталин были фанатиками идеи коммунизма, безусловно. А потом уже и идея исчезла. А сейчас… Кто сейчас во что-то верит? Я смотрю на своих внуков — это совсем другое поколение, они не знают, что им делать. Нам кажется, что они бездельники. Нет. Когда я росла — была война, были госпитали, это была наша общая забота, общее волнение, и мы делали все для нашей страны. Это ощущение страны у нас было. А что у них — у них есть страна? Они никому не нужны. Что, допустим, они должны обязательно сделать? Раньше, помните, после института всех куда-то направляли, о каждом человеке как бы помнили. А они кому-то нужны? Нет!

А у кого-то после Сталина была идея?

Нет. У меня двое взрослых внуков, очень талантливых. Вот, посмотрите, у меня икона — это моя внучка написала. Сейчас она нашла работу, в неделю два раза в школе преподает живопись. Талант безусловный, но что-то в ней пусто. Не хочется ни любить, ни бороться за что-то. Что значит — никому не нужен? Это не буквально, что ты пришел — и не нужен, им просто некуда прийти. Я не думала об этом раньше, но вот сию минуту вдруг подумала… Вот мы ругали комсомол, а, может быть, не надо было? Комсомол тоже помогал нам стать людьми. Я была секретарем комсомольской организации в школе. Шла война. Мы решили ходить в госпитали, помогать раненым. Комсомол как-то нас организовывал.

А Ельцин?

Все это было уже потом… Я сама ушла из коммунистической партии, когда партия еще существовала. Не могла ходить на эти собрания. Стыдно было. Все сгнило. С Хрущева начался весь этот распад.

Почему у Горбачева перестройка не получилось?

Он, конечно, очень умный был. Сказать хитрый — неверно. Слово «хитрый» всегда имеет какой-то негатив. А вот если сказать осторожный, проницательный — в этом будет много качеств, которые позволяли ему не делать глупостей. Сдерживать себя. Даже когда арестовали его детей Вано и Серго, он не вмешался.

А еще кого?

Серго было двенадцать.

Многие считают, что если бы он достаточно долго руководил, то мог бы навести в управлении государством порядок.

Как повернуть... Вот представьте себе, что это не дети Микояна, а просто чьи-то мальчики. С чего все началось? Был такой нарком авиации Шахурин. Его 15-летний сын Володя был влюблен в дочку дипломата Уманского, которого назначили послом то ли в Мексику, то ли куда-то еще в Латинскую Америку, точно уже не помню. И она должны были улетать с родителями. А мальчик уговаривал ее остаться. Они поссорились, и он ее убил. Застрелил на лестнице Каменного моста, а потом выстрелил в себя. Когда начали выяснять, где он взял оружие, оказалось, что револьвер дал ему Ваня Микоян.

Андропов таким же мелким был?

Ну это совсем смешно. У них была игра. Они придумали страну, в которой было свое правительство. Сын Шахурина, Володя, вел записи. Каждый из них был назначен на какую-то должность. Вот это все вместе плюс револьвер и стало причиной ареста. Некоторое время они провели в тюрьме, а потом их выслали в Узбекистан. Время было такое. Шла война.

А Брежнев?

Не имел права. Сталин это не одобрил бы. Но кое-что он, конечно, сделал. С детьми поехала домработница. В Узбекистане присматривал за ними местный секретарь ЦК. Это все ужасно, но не трагично.

Но ведь это Хрущев ликвидировал ГУЛАГ, выпустил на свободу миллионы людей…

Нет, Сталин был еще жив.

Анастас Иванович запомнился мне очень порядочным и добрым человеком. Настолько добрым, насколько мог быть политический деятель. Конечно, ему постоянно приходилось за всем следить, все взвешивать, чтобы не сделать ошибку. Но детей и внуков он очень любил. Каждый отпуск брал десять внуков с собой отдыхать. Другой бы от них устал, а он — нет.

С точки зрения истории — да. Это же взгляд очевидца…

Сложилось так, что мне довелось близко знать его семью — как первую, так и вторую. С моим мужем служил Юра Василевский, сын маршала Василевского. Юра был женат на дочери Жукова Эре.

В конце 50-х Жуков попал в опалу. Считали, что он планировал свержение Хрущева. Об этом случайно узнала Фурцева, тогда член президиума и секретарь ЦК КПСС, и сообщила Хрущеву. После зарубежной командировки Жуков вернулся в Москву, а на аэродроме его уже ждут машины с сотрудниками КГБ. Дочь и зять успели предупредить Георгия Константиновича, чтобы он ничего не предпринимал. Но от должности министра обороны его освободили, и в печати его имя перестали упоминать.

А как он к искусству и культуре относился?

К тому времени, как его отправили в отставку, от своей первой жены он уже совсем отдалился. У него была любимая женщина — Галина Николаевна. Очень приятная, красивая, рослая, спокойная, под стать ему. Прекрасная была пара. У них родилась дочь Маша. Жуков жил с ними, изредка навещая старую семью на улице Грановского.

Квартира на Грановского была не просто большая — барская. С черным ходом, с множеством дорогих красивых вещей — военных трофеев: старинной мебелью, редкими вазами, коврами, картинами, книгами. Первая жена очень ревновала Жукова и тяжело переживала его визиты.

Галя любила классическую музыку. Мы перезванивались, я помогала ей доставать билеты. Сам Жуков неожиданно оказался не суровым и сухим, каким я его раньше представляла, а мягким и приветливым человеком.

Вы часто с Хрущевым встречались?

Я так не думаю. Кроме того, чтобы быть храбрым и умным военачальником, нужно еще иметь государственное мышление. Да, Жуков был сильный и умный человек, но я никогда не воспринимала его как государственного деятеля.

Расскажите о Хрущеве. Каким он был?

Да, мы были знакомы, и он помог мне, в трудное для меня время поддержал. Он был небольшого роста, необычайно застенчивый, мягкий и одновременно невероятно напряженный. Жил он в районе Песчаной улицы. Там после войны немецкие пленные построили несколько домов. На втором этаже у него была крошечная квартирка, где он жил с сестрой покойной жены и двумя собаками. Мне он показался очень несчастным, добрым, робким, но в то же время волевым человеком.

Когда в СССР началась коррупция? Проще говоря, когда госчиновники начали воровать?

Я знаю эту историю с его собственных слов. Берия был наслышан о необычных способностях Мессинга и решил сам их проверить. А Мессинг, разумеется, знал о репутации хозяина Лубянки и очень его боялся. Берия поставил условие: Мессинг должен выйти из здания, перейти площадь, купить в киоске газету и вернуться назад. При этом он отдал охране распоряжение ни в коем случае его наружу не выпускать.

Вольф Мессинг понимал, чем рискует, и очень волновался. Он вышел из кабинета, собрал все свои внутренние силы и, подойдя к часовым, стал им внушать: «Сейчас к вам подойдет Вольф Мессинг, и вы должны быть очень внимательны». Часовые отдали ему честь, он дошел до киоска, купил газету и вернулся мимо стоящих по стойке смирно солдат. Берия был поражен.

Берия повез Мессинга к Сталину. Сталин спрятал свою трубку и предложил ее отыскать. Мессингу и это удалось. После этого Сталин стал ему доверять и часто с ним беседовал. А вот о чем они разговаривали — он не рассказывал никому, даже после смерти Сталина. Жизнь научила его не говорить лишнего.

Беседовал Петр Каменченко

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(97):

0 +0−0Ehnke Olis16:00:47
25/01/2020
рабыня мимикоян прям ))) сытые свиньи
0 +0−0Qazaq Y15:29:00
25/01/2020
2 +0−0Василий Панин13:58:17
25/01/2020
не поровну конечно. еще пришлось поделиться с бандитами. но в целом именно так.
Можно сказать что партия не всем врала. К примеру знаю семью у которых деды были простыми рабочими на нефтяных приисках времен царизма, сейчас они нефтяные олигархи, партнеры того ШЕЛЛа в котором трудились их предки.
0 +0−0Юрий Марунченко15:05:37
25/01/2020
0 +0−0Буба Касторский12:05:02
25/01/2020
Конечно, личное восприятие исторических личностей - вещь специфическая, но... Факт остаётся фактом - Сталин отлично осознавал, что мещанство и коррупция, дай им волю, убьют коммунистическую идею. Что, собственно, и произошло в итоге.
Коммунистическая идея показала свою абсурдность еще во времена военного коммунизма...а там ульянов сам испугался, чего натворил, быстренько отрулил к НЭПу, а потом и вовсе скончался...а маразматики сталин и троцкий продолжали гнуть свою маниакальную утопию, но каждый считал себя главнее, из-за которых Россия еще тридцать лет страдала...но, что удивляет , многие еще до сих пор бредят этим маразмом...
0 +0−0Максим Стронин14:56:57
25/01/2020
0 +0−0Василий Панин12:16:07
25/01/2020
на трухлявом сталинском фундаменте страна не продержалась 40 лет
А читать, писать и ссать стоя! На каком фундаменте тебя научили?
0 +0−0Максим Стронин14:55:05
25/01/2020
0 +0−0Alexander Aleks12:26:01
25/01/2020
опять папуасам сказочки о вождях рассказывают
Ты то сам кто? Вождь аборигенов?
0 +0−0Юрий Марунченко14:47:15
25/01/2020
-2 +0−0Буба Касторский12:18:58
25/01/2020
На сталинском фундаменте страна продержалась уже почти 70 лет. И это при том, что последние 30 лет этот фундамент нещадно долбят отбойными молотками.
Сталинский фундамент - это планово- лагерная экономика, только при ней возможны такие абсурдные проекты,как заполярная ж.д. Но самое страшное - это корейская война, которая грозила перерости в 3ю мировую...нашлись же добрые люди, устранили дурака, и рухнул на этом сталинский фундамент...
0 +0−0Qazaq Y14:11:09
25/01/2020
0 +0−0Василий Панин12:07:01
25/01/2020
шариков-сталин сам убил коммунистическую идею, построив крепостное право в деревне.
А может дело в народе? Немцы к примеру хорошие колхозы построили в Казахстане. А русские колхозы и украинские разваливались. При том что уйгурские и дунганские совхозы были передовиками, давая стране плодоовощную продукцию. Так же неплохо работали и казахские животноводческие совхозы и корейские рисовые колхозы.
0 +0−0Qazaq Y13:40:04
25/01/2020
0 +0−0Андрей Долженкo11:57:24
25/01/2020
По разным данным, реабилитированные националисты смогли уже в 70-х годах возглавить райкомы, областные исполнительные комитеты. Немалая часть смогла получить должности в министерствах и ведомствах Юго-Западной, Западной и Центральной Украины. Согласно советским партийным архивам, к 80-м годам прошлого века, сотрудниками райкомов и обкомов партии на Западной Украине стали лица украинской национальности, которые в течение 1955-1959 года получили реабилитацию. Причем доля таких сотрудников была существенна и достигала в разных районах страны от 35 до 50 процентов.
Это уже были обработанные люди. Королева так же в кайлом руду тюкать, отправляли, для того чтоб он сбил свой гонор. Вот Китай сейчас таких же председателей уйгурских колхозов и казахских совхозов в Урумчи готовит.
0 +0−0Qazaq Y13:11:06
25/01/2020
3 +0−0Василий Панин12:52:22
25/01/2020
про общее коммунисты только свистели. всё принадлежало парт номенклатуре. и номенклатура имела с этого гос дачи, спец пайки и спец обслуживание.
Но жить приходилось как и всем в квартирах. Более удобных конечно чем хрущевки.
0 +0−0Yurgen Muerich13:01:23
25/01/2020
1 +0−0Qazaq Y12:51:39
25/01/2020
Однако же, в самый разгар голода 1933 года Республика немцев Поволжья должна была выполнять план экспортных поставок. В тот год из республики было вывезено на экспорт несколько тысяч тонн зерна, 29,6 т. бекона, 40,2 т. сливочного масла, 2,7 вагона битой птицы, 71 т. чёрной смородины и др.
***
Вот на это и строились сталинские заводы, заказанные у американцев. Сейчас так же можно всех ограбить и заводы современные построить. Только не ясно куда мир катиться.
Никуда мир не катится. Мир - это не Россия. В значительной части мира люди просто живут, размножаются, страдают и радуются, путешествуют и создают.
0 +0−0Yurgen Muerich12:46:15
25/01/2020
Ещё одна страдалица по мудрому руководителю и твёрдой руке. Все вы там - отбросы, захватившие власть, мучители народа: не лучше и не хуже - все вы одно и тоже.
0 +0−0Василий Панин12:43:23
25/01/2020
Комментарий удалён.
ты еще не понял.
тут какого-то фанатика тупого палача поджали с ОБЕИХ сторон.
0 +0−0Кот Бегемот12:41:41
25/01/2020
0 +0−0Буба Касторский12:05:02
25/01/2020
Конечно, личное восприятие исторических личностей - вещь специфическая, но... Факт остаётся фактом - Сталин отлично осознавал, что мещанство и коррупция, дай им волю, убьют коммунистическую идею. Что, собственно, и произошло в итоге.
Не столько мещанство и коррупция, сколько гос и партноменклатура, которую он усиленно создавал.
0 +0−0Василий Панин12:41:02
25/01/2020
-1 +0−0Буба Касторский12:38:12
25/01/2020
Реализовывал-то кто? Хрущёв?
смотри, как интересно получается: не сталин начинал, не сталин продолжал ..
с чего бы это промежуточное звено стало самым важным?
0 +0−0Qazaq Y12:37:23
25/01/2020
1 +0−0Василий Панин11:56:02
25/01/2020
не совсем так.
шариковы-джугашвили оказались не способны построить достойную формацию.
так точнее.
У китайцев так же не вышло, от голода воробьев сожрали. Если все и так общее зачем пахать? Зачем развиваться если тебе все равно достанется такой же кусок пирога как и самому последнему пролетарию? Слесарю из ЖЭКа.. ))
0 +0−0Василий Панин12:37:22
25/01/2020
0 +0−0Буба Касторский12:34:12
25/01/2020
И ведь продолжаешь упорно врать. Наркомом тяжёлой промышленности начиная с 1930 года был Орджоникидзе.
нет, это ты продолжаешь врать.
первый пятилетний план разрабатывался под руководством Рыкова. и при Рыкове был утвержден съездом советов.
0 +0−0Буба Касторский12:34:12
25/01/2020
1 +0−0Василий Панин12:32:02
25/01/2020
какое отношение джугашвиили имел к ЧТЗ?
может хватит врать?
ЧТЗ это объект первой пятилетки, начатой Рыковым.
а джугашвили в 1937 году расстрелял всё руководство.
опять вредителя хотят выдать за строителя.
И ведь продолжаешь упорно врать. Наркомом тяжёлой промышленности начиная с 1930 года был Орджоникидзе.
0 +0−0Alexander Aleks12:33:00
25/01/2020
Комментарий удалён.
XA, xa... космос то тоже при Сталине.
Бехтерев сказал- сухорукий параноик...CTA****!
0 +0−0Буба Касторский12:28:31
25/01/2020
1 +0−0Василий Панин12:23:31
25/01/2020
сказки ушибленных сталинистов.
достаточно взглянуть на выпуск тракторов в СССР.
и окажется, что основной задел был при Хрущеве.
АТЗ - 1941 год. ВМТЗ - 1945 год. МТЗ - 1946 год. ЧТЗ - 1933 год. ВТЗ - 1930 год. Может хватит врать? Какое отношение к строительству этих предприятий имеет Хрущёв?
0 +0−0Alexander Aleks12:26:01
25/01/2020
опять папуасам сказочки о вождях рассказывают
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь