„ | Аффтар провокатор. Мои предки из Западной Беларуси. Советы пришли, всех разграбили, сотни тысяч отправили в Сибирь, начали тотальную русификацию. До сих пор это сказывается. А Плоткин последыш НКВДистской мрази. | “ |
В среде белорусских националистов принято негативно отзываться о советском периоде истории страны. При этом они с особой теплотой вспоминают время в промежутке между революцией и Второй мировой войной, когда Польша занимала все западные области страны. Но жители тех самых регионов испытывали к полякам совершенно иные чувства. Пока в соседней Белорусской ССР власть Советов занималась государственным строительством и взращивала национальную интеллигенцию, в Польше белорусов превращали в людей второго сорта. О том, какими методами велась полонизация белорусского меньшинства, — в материале «Ленты.ру».
«Единственная цивилизационная сила»Сразу после обретения независимости от Российской империи в 1918 году польское государство задалось целью восстановить Речь Посполитую в границах 1772 года, когда ее частью были западные и центральные области Украины, Литва и Белоруссия. План начали претворять в жизнь в феврале 1919 года, когда западные области бывшей Российской империи покинули немецкие дивизии. Серьезного сопротивления поляки не встретили и за год заняли всю территорию Литовско-Белорусской ССР и правобережной Украины.
Поляки изначально рассматривали себя как «доминирующую и единственную цивилизационную силу», способную, по выражению Романа Дмовского, «к политической организации данного края». Привычная жизнь людей на воссоединенных территориях изменилась, но лояльности к новой власти местное население не проявило.
«Крестьянский элемент стоит на непреклонной точке отрицательного отношения и к Польше, и к Литве, признавая себя только русскими и желая себя видеть в составе единой, неделимой России, — писал в декабре 1919 года историк Александр Баханович, составлявший для Колчака и Деникина доклад о положении дел на национальных окраинах бывшей империи. — Насильно вводимый в школах белорусский язык, или так называемую "мову", крестьяне и слышать не хотят, а многие деревни взяли из школ своих детей только потому, что преподавание введено на белорусском наречии».
Также в его докладе рассказывается о том, что поляки беспощадно искореняют все, что может иметь малейший намек на русское, а жандармы и легионеры арестовывают и избивают по любому, даже самому незначительному поводу. «Создаются всякие "белорусские учрэждения" из католиков и вообще поляков, которые устами своих ставленников фабрикуют "Белорусские декларации" о желании народонаселения края присоединиться к Польше», — пишет Баханович.
Рижский мир, положивший конец Советско-польской войне и разделивший Белоруссию и Украину, обязывал польское правительство соблюдать права и свободы западнорусского населения. Однако за соблюдением этого обязательства никто следить не собирался, поэтому никаких возможностей «культивировать свой родной язык, организовывать и поддерживать свои школы, развивать свою культуру и образовывать с этой целью общества и союзы» жителям «Кресов Всходних» (так в Польше называли территорию западных Украины и Белоруссии) не предоставили.
Вместо этого началась жесткая полонизация населения. «Белоруссии самой историей предназначено быть мостом для польской экспансии на Восток. Белорусская этнографическая масса должна быть переделана в польский народ. Это приговор истории, и мы должны этому способствовать», — заявлял в 1922 году польский политик Александр Мейштович.
Подобные настроения были широко распространены среди польской элиты. «Роль Польши и поляков заключается в продвижении на Восток света европейской цивилизации», — заявлял в 1923 мэр Гродно Станислав Войцеховский.
Вопросы верыЕще в 1921 году правительство Белорусской народной республики (БНР) в изгнании выпустило заявление, в котором говорилось, что всем белорусам в польской дельнице грозит национальная смерть. И это были не просто громкие слова. Ассимиляция затронула как православное, так и католическое население запада Белоруссии. Причем польские власти сознательно вбивали клин между этими группами — размежевание населения по религиозной принадлежности значилось первым пунктом программы полонизации.
Католиков планировали «окружать атмосферой польской культуры» и постоянно подчеркивать их религиозную близость с новыми властями. В среде православных предполагалось уничтожать русофильские настроения и вести к лояльности Польше через предварительную белорусизацию.
Католическое население воспринималось как более близкое, а православных белорусов желали прежде всего вырвать из лона общерусской культуры, поддерживая среди них националистические настроения. Их полонизация должна была идти постепенно. Общерусское самосознание белорусов, которое было очень распространено в народной среде, воспринималось официальной Варшавой как главная угроза целостности Польского государства.
«Сознательный белорусский элемент придерживается прорусской ориентации. В первом ряду стоят здесь давние русские симпатии, вместо них мы должны выработать симпатии к Польше, — писал воевода региона Белосток Генрих Осташевский. — Выражаясь кратко, наше отношение к белорусам может быть определено так: мы желаем одного и настойчиво требуем, чтобы это национальное меньшинство думало по-польски. В настоящее время белорусов еще можно ассимилировать в единое русло польской культуры».
Вместе с тем большинство тогдашних польских исследователей и публицистов отмечали опасность радикализации белорусского национального движения и говорили о том, что процесс национального строительства у белорусов необходимо сохранить и контролировать. Но максимум, который была готова дать им Варшава, — это роль «младших братьев» в государственном проекте новой Речи Посполитой. Выходцев из Западной Белоруссии старались не допускать не только к государственным должностям, но и в систему местного самоуправления.
Объяснялось это еще и тем, что среди белорусов были сильно распространены коммунистические идеи. «Отношение к белорусам со стороны многих начальников и определенной части общественности очень пренебрежительное. Нас считают то москалями, то большевиками, то вообще людьми второго сорта», — писали виленские «Белорусские ведомости» 10 октября 1921 года.
Слово вместо мечаЕсли первая Речь Посполитая усмиряла украинцев и белорусов «огнем и мечом», то вторая решила действовать «мягкой силой» и превратить их в идеологически недееспособную рабочую силу. Начали поляки с закрытия русских школ. Оставили на выбор белорусские (которые тоже закроют перед Второй мировой войной) и польские. При этом чиновники министерства образования тщательно следили за языком преподавания.
Но в белорусские школы шли неохотно, причем не только ученики, но и преподаватели — их приходилось буквально загонять на работу в эти учреждения. Польские власти распространяли через лояльные им белорусские организации воззвания, в которых говорилось, что отказ быть белорусским учителем не принесет пользы белорусскому народу, так как открыть в селах русскую школу в нынешних условиях нельзя.
Кроме того, у детей непольского происхождения были проблемы с получением дальнейшего образования. Власти прямо говорили, что для крестьянской работы в поле, которой должны были заниматься белорусы и украинцы, полноценного образования не нужно. Неудивительно, что многие жители западнобелорусских областей мечтали бежать в СССР просто ради возможности получить образование и заниматься не только крестьянским трудом. По состоянию на 1931 год 43 процента жителей западнобелорусских воеводств старше десяти лет были неграмотными.
«Бьют за малейшее провинение»Вместе с русскими школами под удар попала и русская пресса. Причем начали поляки с белоэмигрантских изданий, которые распространялись по всей Европе. Первыми запретили «Русскую народную газету», издававшуюся в Чехословакии, и берлинскую «Евразийскую хронику». После этого взялись за местные газеты.
Наибольший резонанс сопровождало закрытие газеты «Под небом Полесья» в 1931 году. Ее уличили в «пророссийской направленности» из-за статьи о населении Пинска, где утверждалось, что из 30 470 жителей города 19597 составляют евреи, 7 249 — поляки, а остальные — русские, к числу которых газета отнесла «белоруссов, украинцев и великорусов». Также газета призывала во время переписи населения указывать в качестве родного русский язык.
В 1932 году в Полесье запретили издавать газету «Пинский голос». Польские власти обвинили ее издателя Березницкого в русификаторской деятельности. «Принимая во внимание опасность русификаторской акции среди несознательного в национальном отношении местного населения, я запретил Березницкому издание русской газеты в Пинске», — писал в своем донесении в Варшаву глава воеводства Костек-Бернацки.
Преследования прорусских активистов не заканчивались ограничением свободы слова. В 1934 году в городе Береза-Картузская был создан концентрационный лагерь для политических заключенных. За пять лет существования через него прошло более десяти тысяч человек, в основном коммунистов и деятелей украинского и белорусского национальных движений.
«Бьют за малейшее провинение и непослушание, и собственноручно начальник тюрьмы, — вспоминал один из русских активистов. — Ребят заставляют подписывать декларации, что не принадлежат и не будут принадлежать к КПЗБ [Коммунистическая партия Западной Белоруссии], что являются поляками, а не белорусами. За непослушание льют воду через нос, сажают в карцер, наполненный до половины водой».
Неудивительно, что в 1939 году население Западной Белоруссии радостно встречала советские войска, когда западные области нынешней Белоруссии вошли в состав СССР по пакту Молотова-Риббентропа. «Ради своих детей я уйду из города, где родился и прожил 82 года, если только здесь снова будут хозяйничать поляки, — описывал свои чувства местный житель Антон Антихович. — Только в 1939 году я услышал слово "гражданин", а до этого я был только "кацапом". Я много испытывал от поляков и теперь не хочу, чтобы мои дети разговаривали по-польски. Белорусы с поляками никогда мирно не жили и жить не будут. Пусть Польша будет сто раз свободная и демократическая, белорусы в ней не останутся и убегут в Россию».
Население белорусских областей действительно воспринимало приход Красной армии и советской власти как избавление и освобождение. «До советской власти при поляках было очень плохо, — рассказывал в 1939 году советскому журналистом крестьянин из деревни Стрыки. — Они к нам, белорусам, относились свысока. Полякам русский народ всегда помогал, а вот они нам, пожалуй, черта два помогут. Если здесь будет власть поляков, то надо завтра удирать в Россию — к своим».
Люди тогда не вникали в политические тонкости и считали, что вернулись обратно домой в Россию. Но вскоре вместо полонизаторской политики Варшавы им предстояло столкнуться с белорусизацией в БССР.
***Судьба населения Восточной и Западной Белоруссии оказалась очень разной. Если в СССР, при всей тоталитарности его политической системы, им создавали по сути национальное государство «под ключ», то ситуация в Польше была обратной: белорусское население воспринималось исключительно в разрезе политики ассимиляции и уничтожения связей с русской культурой.
При этом сегодня белорусские националисты оценивают советский период строго негативно, а к полякам относятся с большим почтением, напоминая о временах «Речи Посполитой четырех народов». Впрочем, в последнее время такое отношение сходит на нет. Недавно белорусские националисты пообещали главе польского землячества Белоруссии устроить после своего прихода к власти «вторую Волынь».
Население же западных областей Белоруссии, до конца сопротивлявшееся полонизации и желавшее сохранить свою связь с русской культурой, снова сталкивается с давлением. Теперь оно идет со стороны властей белорусского государства, начавших политику принудительной белорусизации. И она может оказаться куда успешнее, чем попытки Варшавы навязать польскую идентичность в двадцатые годы прошлого века.
Дмитрий Плотников
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
17 +0−0 | Игорь Петров | 05:12:58 06/10/2019 |
Аффтар провокатор. Мои предки из Западной Беларуси. Советы пришли, всех разграбили, сотни тысяч отправили в Сибирь, начали тотальную русификацию. До сих пор это сказывается. А Плоткин последыш НКВДистской мрази. |
11 +0−0 | pawel_k_minsk | 10:12:54 06/10/2019 |
Беларусь в 1920-1939 годах была оккупирована советской Россией и Польшей. Почему-то российские историки любят рассуждать на тему, под каким оккупантом беларусам было комфортнее жить. Правильный ответ: ни под каким. Любой оккупант - это враг и зло. |
9 +0−0 | pawel_k_minsk | 10:37:22 06/10/2019 |
За что беларусам любить Россию? Те, кто интересуется историей, знают про массовые репрессии 1930-х, про массовые убийства беларусов генералом Муравьёвым, про карательные походы Суворова через беларуские земли и т.д. Для адекватного человека это не повод ненавидеть соседа, но это повод задуматься о необходимости в очередной раз вступать с ним в "союзы". |
9 +0−0 | Испокон Веков | 08:20:09 06/10/2019 |
Что-то опять вечерние, дневные и утренние М. заблажили про вечную тягу Белоруссии к России вопреки белорусским властям. Команду чель дали? |
8 +0−0 | Раман Аладка | 09:43:34 06/10/2019 | ||||||
| ||||||||
Белоруссия может и тяготеет к России, а вот Беларусь- совсем нет. А где Белоруссия?? Аа, её ж нет! И уже с четверть века! |
7 +0−0 | ferro ferro | 16:18:26 06/10/2019 |
Автор - явный беларусофоб. Позор ленте за разжигание антибеларуской истерии. |
7 +0−0 | pawel_k_minsk | 10:09:51 06/10/2019 |
Очередной лживый высер (про)российской шовинистической гопоты против беларусов с национальными ориентирами. Поймите, ватники, мы не будем ни поляками, ни россиянами. Для любого народа нет ничего ценнее возможности быть хозяином на своей земле. И никакой совок, никакая Россия или Польша нам не нужны. |
7 +0−0 | Раман Аладка | 09:42:05 06/10/2019 | ||||||
| ||||||||
Польский Калиновский?? Вот жеш незадача- оказывается, если не в курсе, Калиновского поляки сами отлучили от восстания из-за пробелорусской его политики. |
7 +0−0 | Раман Аладка | 09:39:30 06/10/2019 |
Как беларус, знающий свою историю скажу так: в статье много лжи. Все мои предки, которые жили, все говорили по беларуски! И учились на беларуском, и при Польше до 1939. Да, поляки прижимали, но только чтобы искоренить влияние России, в том числе через церковь. Ведь религия- это инструмент, как у Польши так и у России. А насчёт убежать к своим: мой прадед так и сделал, в 1937-ом. Расстреляли через полгода, как польского шпиона (как и всех перебежчиков, к слову), реабилитирован в 1989. Узнали только недавно об этом, а до этого ничего не знали. Вот такие они, "свои", убежал к "своим". |
6 +0−0 | Andrew Im | 10:52:42 06/10/2019 |
Дмитpий Плoтников - активный автор запрещенного по требованию Генпрокуратуры РФ ресурса "cпутникипогром". Теперь он в редакции ленты)) Лентаpу шквapится не по детски. |
6 +0−0 | pawel_k_minsk | 10:22:07 06/10/2019 | ||||||
| ||||||||
Российская империя - точно такой же оккупант для беларусов. |
6 +0−0 | Henadzi Shyvilka | 09:25:39 06/10/2019 |
Белорусы всегда выживали, т.к. Россия относилась к нам с подозрением и презрением, а через наши территории постоянно шлялись разные воинствующие придурки, сначала в Россию, а затем назад ползли. И эта саранча, как неудачники завоеватели так и победители, выбивали наше население и разоряли ( грабили и уничтожали). Белоруссия находилась и находится на границе политических интересов России и соответственно религиозных конфессий. Поляки воспринимали белорусов через призму своего *шляхетского* мировоззрения, и проводили агрессивную политику польской экспансии. Это подтверждается и в настоящее время. Карта поляка разделяет наше население, хотя местные белорусы здесь жили всегда, и по принципу добрососедских отношений могли получить право , как и поляки, на въезд в РП.Белоруссия всегда находилась на границе политических и религиозных интересов России и Запада , поэтому наши интересы в их понимании были ничтожны, а наши судьбы, были разменной монетой их амбиций и *понтов*. |
5 +0−0 | Viktor Maly | 16:17:39 06/10/2019 |
Подготовка общественного мнения к захвату Белоруссии |
5 +0−0 | Lyvon Lyvon | 12:31:03 06/10/2019 |
Очередные агитационно-кремлёвские потуги перед подписанием "cоюзного договора" |
5 +0−0 | Штирлиц Штандартенфюрер | 01:26:30 06/10/2019 | ||||||
| ||||||||
вот только русские своих братьев убили больше, чем поляки небратьев. |
5 +0−0 | Штирлиц Штандартенфюрер | 01:20:24 06/10/2019 |
нет никакой разницы между русским и польским шовинизмом. И русские и поляки страдают им до сих пор в основной свей массе. |
4 +0−0 | Раман Аладка | 10:39:55 06/10/2019 | ||||||
| ||||||||
если отключить росс.зомбоТВ то процент ЗА будет падать медленно но верно. в итоге останется на уровне 10-12% |
4 +0−0 | Раман Аладка | 10:07:47 06/10/2019 | ||||||
| ||||||||
на карте российской федерации можно сделать много самостоятельных и независимых государств, где народы будут жить и работать на себя и для себя, а не на Москву и банду в Кремле! |
3 +0−0 | S- Vorobey | 16:38:19 06/10/2019 |
оккупанты готовят мнение для дальнейшей экспансии на запад |
3 +0−0 | pawel_k_minsk | 14:22:00 06/10/2019 | ||||||
| ||||||||
Жаль, что Беларусь получила долгосрочный полноценный суверенитет лишь в 1991 году. |