«Вот поэтому мы и уехали»

00:01 30/09/2019 Из жизни
«Вот поэтому мы и уехали»
Я внимательно прочитал всю статью и хочу поделиться своим мнением и опытом. Я тоже уже достаточно давно живу в США. Жил в разных штатах и на юге и на севере США. По работе и так просто, как турист, посетил все континентальные штаты США. Плюс мой отец посветил всю свою жизнь советскому художественном...читать полностью

Марианна Яровская уехала в США еще в 90-е и поступила в престижнейший университет на «мужскую специальность» — режиссуру. Годы труда окупили себя — она попала в шорт-лист премии «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм». О ее непростом пути — в материале «Ленты.ру».

Я жила в Москве. После окончания факультета журналистики МГУ начала работать внештатным корреспондентом на радио «Эхо Москвы», а потом и на телевидении, делала сюжеты для программ «Новости» и «Время» на Первом канале и «Намедни» на НТВ.

В середине 90-х моему отцу понадобилась сложная операция на сердце. В Первой Градской больнице нам прямо посоветовали отправляться в Лос-Анджелес и помогли с организацией поездки. Я была у отца одна и полетела с ним. В итоге все прошло хорошо.

По приезде сориентировалась на месте. Признаться, мне всегда хотелось жить в Европе, желательно в Париже — все русские девушки любят Париж. А раз уж в США, то в Нью-Йорке. Но одна подруга привела меня в университет Южной Калифорнии и сказала, что там самая старая и самая престижная киношкола в Соединенных Штатах. В ней учились Роберт Земекис и Джордж Лукас, а Стивена Спилберга и вовсе не приняли, хотя он пытался поступить три раза. Там огромный конкурс, а учиться очень дорого — дороже Гарварда, потому что приходится платить еще и за оборудование.

Я тогда любила трудности. Подала документы в этот университет — и меня приняли. Кроме меня на курсе был только один русский — прекрасный парень по имени Дэвид Безмозгис. Я услышала его фамилию и начала хихикать. «Вот поэтому мы и уехали», — мрачно сказал мне Дэвид по-русски. Теперь он известный канадский писатель.

Больше историй о жизни россиян, переехавших в другие страны, — в сюжете «Русские за границей». Если вы хотите рассказать свою историю, отправляйте письма на электронный ящик [email protected].

Помню, как нас только приняли в университет и позвали знакомиться друг с другом. Тогда все американцы носили бейсболки задом наперед. Я осмотрелась — и мне захотелось сбежать. Кругом сидели какие-то обшарпанные молодцы в джинсах, майках, в этих самых кепках задом наперед. Женщин было гораздо меньше, специальность-то была на тот момент мужская. Просто стереотипнейшие американцы в кроссовках и рваных джинсах — а ноги на стол. А я по старой московской привычке в длинном платье в какой-то мелкий цветочек, накрашена, в шляпке, наверное, даже на каблуках. Я была хорошо воспитанной московской девочкой, без цветов или торта в коробке не приходила ни в один дом. И тут — Дикий Запад, по большому счету.

Кабриолеты. Фастфуд. Двойной Биг Мак. Голливуд. Молочные шейки за пять долларов. Это был год, когда вышел фильм «Криминальное чтиво» — вот примерно такая стилистика. Цитаты из «Прирожденных убийц» и «Криминального чтива» были у местных на автоответчиках. А у меня на переднем сиденье машины — томик Пастернака из Переделкино. Диссонанс.

***

Сначала, конечно, было сложно. Скажем, в Москве у тебя своя квартира, ты работаешь корреспондентом на телевидении, за плечами журфак МГУ, английская школа, парни ухаживают. Начинаешь медленно делать себе какое-то имя, вроде живешь более-менее нормально. А потом оказываешься совершенно в другой среде, где никто не знает про тебя совершенно ничего, кроме того, что ты русская.

Первые полгода, в основном, молчишь, потому что плохо понимаешь, что тебе говорят. Тебя начинают считать неприветливой. Зато появилось множество «женихов». Мужчины всех стран обожали, когда женщина молчит, слушает и хлопает глазами. Все изменилось, когда я наконец научилась нормально говорить… Шучу, конечно.

Разница культур проявлялась во всем. Например, приходишь к человеку в гости. Тебя спрашивают, хочешь ли ты есть или пить. По московским традициям следовало сначала вежливо отказаться, а хозяева должны были начать настаивать или даже без вопросов приглашать к столу — вот, мы тут простенькое приготовили, пирогов напекли. А в Америке все прямолинейно. Не хотите? Ну и ладно. Воды тоже не хотите? Я отказывалась, а сама думала, как можно гостям предлагать просто воду, а не, скажем, вино или чай. Поголодала немного в гостях, но потом научилась четко выражать свои мысли.

Фото опубликовано @veramarianna1

Самым большим культурным шоком, конечно, было осознание невероятной красоты американской природы. Я выросла в советские времена, и нам постоянно говорили, что в России самая красивая в мире природа. Я не знаю, почему из всех советских стереотипов в моей голове застрял именно этот. Но застрял. Первые годы с друзьями-студентами я без остановки ездила по национальным паркам США — от Йеллоустона до Зайона, по горам Калифорнии, Большому Каньону, от рек Флориды до виноградников долины Напа, по первой дороге по побережью — от Мексики до Канады… Невероятно красивая природа.

Среди моих друзей, а может и среди всех русских в Америке была своеобразная «круговая порука». Нас было несколько десятков — а может быть, и пара сотен — талантливых молодых русских, которые разными путями приехали в США учиться в хорошие школы. Кто-то потом остался в США, другие вернулись работать в Россию, некоторые уехали в Европу. И так вышло, что мы все помогали друг другу. Можно было остановиться у друзей, спросить совета, поделиться проблемой. Взаимовыручка в нашей среде была замечательной. Мне просто очень повезло тогда с друзьями.

Постепенно я стала гурманом. Еду покупаю на местном рынке рядом с домом, беру только то, что можно съесть за два-три дня. Стараюсь не покупать больше, чем нужно, и не ходить в безразмерные супермаркеты или огромные торговые центры. Самый большой ужас у меня всегда вызывали и до сих пор вызывают огромные супермаркеты Costco. Когда я видела двухсоткилограммовых мужчин и женщин с тележками, полными консервов и полуфабрикатов, закупавшихся так, будто наступила третья мировая, мне хотелось сбежать куда подальше. Приехала потом в Москву — там то же самое стало, никуда не деться.

***

На последнем курсе я сняла фильм Undesirables («Неудобные») про то, как перед юношеской олимпиадой Москву очищали от «нежелательных» элементов, и получила студенческий Оскар. Киноакадемия вручает такие награды с 1973 года. Выглядит, как куб с медалью, на которой изображен Оскар. Нам тогда сказали, что вероятность получить настоящий Оскар для тех, у кого есть студенческий, составляет 14 процентов. Это меня вдохновило: 14 процентов — больше, чем ничего.

Фото опубликовано @veramarianna1

Помню, когда мы получили эту награду, мне позвонили из российского журнала Vogue и попросили об интервью. Я отказалась. Сказала, что такая серьезная тема не соответствует направленности глянцевого журнала. Жалею до сих пор — пусть лучше Vogue пишет о действительно важных темах, для этого можно было перетерпеть и фотосессию… У меня был стереотип, что все самые умные люди находятся за камерой. Хотя я очень хорошо отношусь к актерам, понимаю, какая тяжелая это профессия. У меня мама была актриса, дед — тоже актер.

После студенческого Оскара никаких проблем с поиском работы не было. Моя первая серьезная работа в США — видеорежиссер и «компьютерный специалист класса три» (это лучше, чем «один» или «два») в NASA. Мне там нравилось, но это была территория бывшей военной базы, и я чувствовала себя чужой среди ученых. Каждый день проезжала на работу мимо охранника, который отдавал мне честь и говорил: «Do your best for the country, ma’am!» Я не понимала, что я делаю на военной базе, почему монтирую видео про марсоходы и самолеты. Зачем мне знание стихов серебряного века здесь, в NASA?

Работа, которой я зарабатываю сейчас, называется ресерчер — исследователь, работающий при подготовке полнометражных фильмов. Кто-то должен искать архивные материалы и для художественных, и для документальных фильмов. Я была продюсером архивов на 80 фильмах и телесериалах. Фильмы «Неудобная правда» («Оскар», 2007 год), «В чужие руки: истории Киндертранспорта»» («Оскар», 2001 год), «Последние дни во Вьетнаме» (номинация на «Оскар», 2014 год), «Самсара», многие другие… Есть фильмы, которые целиком построены на архивных материалах, и заниматься этим должен профессионал. В России такой профессии в принципе нет. Потому что нет киноиндустрии.

Помню, когда работала корреспондентом на НТВ в программе «Намедни» у Леонида Парфенова, мне было лет двадцать, однажды шла по коридору «Останкино», навстречу Парфенов. Мне надо было сдавать материал, он спросил: «Куда идешь?» «В библиотеку», — отвечаю. Он: «Зачем?» Я: «Исследовать архивы, нужно факты посмотреть…» Парфенов говорит: «Какие еще архивы? Просто садишься и пишешь! Что там еще собралась исследовать — это же просто репортаж про Жанну Агузарову!» Я часто вспоминаю эти его слова, и теперь лекции могу студентам читать про кино документальное или художественное — «какие архивы»…

Фото опубликовано @veramarianna1

Здесь платят за работу в документальном кино столько, что без проблем хватает на жизнь. Это не очень стабильная работа — все киношники мира это знают, — но работа. И я могу заниматься тем, что люблю, без необходимости подрабатывать где-то еще! Многие, даже очень талантливые, российские кинодокументалисты пока этим похвастаться не могут, к огромному сожалению.

В конце прошлого года мой фильм «Женщины Гулага» попал в шорт-лист премии «Оскар» в категории «Лучший документальный короткометражный фильм». Наша 40-минутная картина была упомянута в десятке лучших. Ни одна россиянка за последние сорок лет даже близко к Оскару за режиссуру не подходила. Тем более, если речь идет о человеке, действительно впитавшем в себя обе культуры, а не просто если его или ее бабушка была с Украины.

Благодаря своей профессии документалиста я стала много путешествовать и объездила полмира. За это время я несколько лет прожила в Париже, пару лет в Вашингтоне, работала в National Geographic, три года в Сан-Франциско и даже почти полгода в Китае, в предгорьях Гималаев. Мне кажется, люди, которые много путешествуют, и у которых появился опыт во многих странах, становятся гражданами мира. Я могу жить везде. Когда я скучаю по России, я прилетаю в Москву.

Фото опубликовано @veramarianna1

Подготовила Екатерина Климушкина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(54):

1 23+1
19 +0−0Andre Grammatikov02:58:21
30/09/2019
Я внимательно прочитал всю статью и хочу поделиться своим мнением и опытом. Я тоже уже достаточно давно живу в США. Жил в разных штатах и на юге и на севере США. По работе и так просто, как турист, посетил все континентальные штаты США. Плюс мой отец посветил всю свою жизнь советскому художественному кино. Именно поэтому мне сейчас интересно высказаться по данной теме.
Итак... Природа в Калифорнии действительно просто чудесная и это чистая правда. Кругом национальные парки, заповедники, колоритные пустыни, секвойи и пр. Да что тут говорить, и океан тоже там есть))
Я же хотел коснуться, так сказать, творчества безусловно талантливой леди из России и так же поговорить о том, чего Марианна почему то совсем не коснулась...
Я уверен, если бы она сняла документальное кино не о "зачистки нежелательных элементов перед юношеской олимпиадой в Москве", а, например, о самоотверженном труде детей а годы блокады г. Ленинграда, то ей бы не дали никакого "студенческого Оскара", от слова "совсем". И это, к сожалению, так. Запрос на негатив про СССР/нынешнюю Россию, к сожалению, огромен... Или, например, она бы сняла документальный фильм не про женщин-узниц ГУЛАГа, а, например, фильм о трудовом подвиге женщин-тружениц тыла во время все той же ВОВ. Уверен, что в шорт лист Оскара она бы тоже не попала (совсем).
Абсолютно резонно сказать, что про это всё уже сняты десятки документальных фильмов, в основном в СССР и России. НО, не в современных США. Я не видел ничего подобного, подчеркиваю, среди современных американских картин, по History Channel или HBO. Вот если бы Марианне удалось снять здесь подобный off topic, то тогда ее любимые двухсотпаундовые волмартовцы и костковцы точно попадали бы рыдая со своих каучей (эти вещи не проходят в местных школах и об этом здесь не знает никто).
Но в современных США этого не случится никогда, от слова "совсем". Повторюсь, никто здесь денег на подобный контент давать не будет. Не то что Оскары... Вот именно этот "недосказанный" Марианной дуализм я хотел бы подчеркнуть.
Пару предложений о себе. Не хочу чтобы меня считали хейтером, совком или маргиналом не радым за Уважаемую Марианну. Я искренне рад за нее. Рад любому местному успеху любого выходца из моей "бывшей" Родины, я имею ввиду СССР. Я работаю здесь по своей специальности, ведущим инженером-технологом, и слава Богу, в мои обязанности не входит "показательное" (пусть и оскароносное) обливание дерьмом своей Родины.

С Уважением, Андрей Грамматиков
13 +0−0а а10:37:46
30/09/2019
Как они милы в своей детской непосредственности:

Я , богатая девочка, мы вовремя свинтили из страны с папкой. Денег было море. Поступила не в Гарвааард, а в университет в 3 раза (!!!!) дороже Гарварда, смотрите все на меня.
Вариантов задержаться не было, хотя нет, постойте - я же могу поливать д*рьмом немытую рашку, которая дала мне и моей семье те самые ресурсы, то самое образование и сделала меня такой какая я есть. Точно, с рашки не убудет, если очередной манкурт на ней оттопчется. А мне карьеру строить в Благословенной Америке.

Работа кинематографическим архивистом сама себя не найдет, нужно заслужить подобную великую честь.
12 +0−0Егор Шилов10:49:43
30/09/2019
«Женщины Гулага» попал в шорт-лист премии «Оскар» в категории «Лучший документальный короткометражный фильм». И она искренне думает что ей дали Оскар за талантливую режиссуру ?
12 +0−0Иван Кедов04:57:13
30/09/2019
Пропагандисты, срущие на Россию, там всегда ценились.)
10 +0−0SS SR11:47:48
30/09/2019
«Женщины Гулага» и как душили перед юношеской олимпиадой нежелательный элемент в Москве,вот бы мадам сделала фильм про героев Стахановцев или как герои осваивали целину,отстраивали Сталинград после войны.
Нет конечно если она снимет фильм об нелегкой жизни московской оппозиции и слежке за ними ФСБ то Оскар дадут,непременно дадут.
10 +0−0Фёдор Конькин00:28:47
30/09/2019
она не понимает, что ее "успех" - клевета на СССР и Россию? хотя, все прекрасно понимает. хорошо, что она уехала
9 +0−0Саша Киселев08:58:53
30/09/2019
7 +0−0Poploukhin Aleksandr08:38:59
30/09/2019
В кратце не рассказано откуда были деньги на обучение, если обучение стоит в 2-3 раза больше, чем в Гарварде.
хорошая еврейская семья, со связями, накоплениями, недвижкой и прочим.... А дурaчки пусть верят в "творчество" и "талант"
9 +0−0Jackob Skir01:27:33
30/09/2019
10 +0−0Фёдор Конькин00:28:47
30/09/2019
она не понимает, что ее "успех" - клевета на СССР и Россию? хотя, все прекрасно понимает. хорошо, что она уехала
Может и не клевета...Но обязательный показ черных страниц истории России...Без намека на хорошее...Иначе там Оскар не дадут...И еще Парфенова попинать решила...Злопамятное существо...Из архива...
8 +0−0BJIag010:44:01
30/09/2019
Вижу среди комментаторов и нормальных, спокойных объективных людей. Немного успокоился, думал все будут только орать, как плохо в России и как хорошо в ЮСА.

Мадам говорит, что мол "киноиндустрии в России нет". А откуда ей знать, если она не живёт в России?
Мадам пишет про Олимпиаду какую-то "юношескую". Злопыхатели сразу жалуются на притеснение перед Олимпиадой 1980.
Так вот, я живу через дорогу от Олимпийской деревни 1980. И никто нас не выселяли никуда. Да, попасть внутрь было нельзя, безопасность и сейчас в важных местах такая же. А выселяли именно ненадежных, мягко скпзано, элементов. Видимо именно тех кто при первой же возможности будет делать нехорошие дела, мягко сказано.
На счёт кино. Я поступал во вгик в начале 90х. Это киношкола, отметившая 100 лет наднях. В 90е там было все уныло. Но работало. Сейчас там все очень не уныло и все ещё масштабнее и работает. Есть ещё несколько вузов в России, выпускающих специалистов киноиндустрии.
Да, специальности "зануда-книжная крыса" нет в российских вузах. Остальные зато есть. Негодный режиссер может легко работать на специальности этой мадам. Даже и заканчивать журфаки\вгики не надо.
С таким блатом, правильно там пишут, с журфаком, с намеднями быть никем в киноиндустрии америки-просто позор. При всем этом в России она бы была узнаваемой величиной.
Но не стала.
И слава роботам.
Кстати, на счёт американского кино. Мадам не воспринимает безмерные супермаркеты и 200кг американцев. Но американское кино это тоже самое! У них все штампами. Все вычисления и рассчитано на массовую аудиторию.
А вот кино про то как плохо в Америке, в России не снимают, да. На это не выделяют деньги, как в ЮСА на фильмы против России. Про ГУЛАГ, про выселенных может гулаговцам и выселенным важно посмотреть. Но не более. Это кино не несёт ни морали ни жизненности, только отвращение...
8 +0−0Саша Киселев08:40:54
30/09/2019
Обычная дамская история ниочем, природа, творчество и прочее ля ля.... Ежу понятно что работая заштатным режисеришкой в США особо не заработаешь.
А разгадка кроется в вопросах, кто ее муж, кто ее отец, и осталась ли недвижка в Москве? Зачем рассказывать о ее "непростом пути" если там начиная с 90х годов сплошная блатная история судя по журфаку МГУ и работе на телевидении и на эхо.
7 +0−0Poploukhin Aleksandr08:38:59
30/09/2019
В кратце не рассказано откуда были деньги на обучение, если обучение стоит в 2-3 раза больше, чем в Гарварде.
6 +0−0BJIag014:46:11
30/09/2019
0 +0−0Доктор Ботов13:37:21
30/09/2019
Молодец!
Занимается любимой работой в красивой стране, в окружении друзей-единомышленников.
А в России за свою работу давно получила бы клеймо либерастки и полицейской дубинкой по почкам.
А почему в красивой стране нельзя снимать фильмы об убийствах негров или массовых расстрелах в школах, и чтоб за это Оскары давали?
6 +0−0Andre Grammatikov08:11:09
30/09/2019
-5 +0−0Aika Re07:06:47
30/09/2019
Я не понимаю комментариев. Вы уверены, что это была именно клевета, очернение? Кто-то видел ее фильмы? Это одно. А другое. Она пишет о своем жизненном пути, он сложился как сложился, этим и интересен. А уж что там было в ее фильмах - это дело второстепенное.
Я, не понимаю, что тут непонятного... Я, например, абсолютно не считаю, что это клевета или неправда. Марианна занимается кинодокументалисткой и кинохроника это сугубо объективная и очень "упрямая вещь". Её сложно трактовать как то по-другому. Речь вообще не об этом. Я просто считаю, что успешность Марианны в США во многом связана именно с "правильными" темами её творчества. С теми темами под которые ей могут дать деньги. По крайней мере я говорю о тех её успешных фильмах, которые она сама же и перечислила. Все американцы знают об СССР только про ГУЛАГ, Сталина, iron skirt, об Ivan The Terrible и т.п. Т.е. только негативные вещи. В США не показывают документальные фильмы, например, про генерала Карбышева, о 28 Панфиловцах, летчике Маресьеве и т.п. героях. Запроса на позитив о России точно нет. Я лишь хочу сказать, что Марианна будучи безусловно человеком творческим могла бы создать что-то позитивное о своей стране. Пусть и Оскара за этот фильм она никогда и не получит.
5 +0−0Григорий Анчиков14:27:12
30/09/2019
Советского союза нет уже 30 лет. А люди всё ещё им кормятся. Кислятина.
5 +0−0Evgeny11:34:05
30/09/2019
работа с архивами наверное важна, но вряд ли это верх мечтаний выпукника престижного кино-вуза... не знаю как в голливуде, а в любой конторе архивом отправляют заниматься новичка, дабы и пользу приносил и как-то рос над собой :).
5 +0−0а а10:29:03
30/09/2019
-6 +0−0Aika Re08:27:11
30/09/2019
Карбышев, Маресьев, 28 панфиловцев - это и есть позитивные темы?
нет конечно, позитивные темы это бездомные на олимпиаде, Гулаг, репрессии - вот это вот все.
4 +0−0BJIag014:44:15
30/09/2019
-2 +0−0Syd Ney14:37:32
30/09/2019
А сколько лет "кормятся" в России победой над Германией во Второй Мировой? Большинство молодежи в Штатах, и даже в России не знают, к какому кошмару приводит идеология социализма и коммунизма. И, как говорится, "Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь".
Идеология лгбт и соросоидного либерализма навязываемая заокеанской мафией страшнее коммунизма и фашизма вместе взятых.
4 +0−0Как бы Это помягче14:25:44
30/09/2019
А как только я снял кино о кровавых красных комиссарах, тут моя карьера пошла в гору) гут вальдемар, зер гут)
4 +0−0а а10:48:02
30/09/2019
8 +0−0BJIag010:44:01
30/09/2019
Вижу среди комментаторов и нормальных, спокойных объективных людей. Немного успокоился, думал все будут только орать, как плохо в России и как хорошо в ЮСА.

Мадам говорит, что мол "киноиндустрии в России нет". А откуда ей знать, если она не живёт в России?
Мадам пишет про Олимпиаду какую-то "юношескую". Злопыхатели сразу жалуются на притеснение перед Олимпиадой 1980.
Так вот, я живу через дорогу от Олимпийской деревни 1980. И никто нас не выселяли никуда. Да, попасть внутрь было нельзя, безопасность и сейчас в важных местах такая же. А выселяли именно ненадежных, мягко скпзано, элементов. Видимо именно тех кто при первой же возможности будет делать нехорошие дела, мягко сказано.
На счёт кино. Я поступал во вгик в начале 90х. Это киношкола, отметившая 100 лет наднях. В 90е там было все уныло. Но работало. Сейчас там все очень не уныло и все ещё масштабнее и работает. Есть ещё несколько вузов в России, выпускающих специалистов киноиндустрии.
Да, специальности "зануда-книжная крыса" нет в российских вузах. Остальные зато есть. Негодный режиссер может легко работать на специальности этой мадам. Даже и заканчивать журфаки\вгики не надо.
С таким блатом, правильно там пишут, с журфаком, с намеднями быть никем в киноиндустрии америки-просто позор. При всем этом в России она бы была узнаваемой величиной.
Но не стала.
И слава роботам.
Кстати, на счёт американского кино. Мадам не воспринимает безмерные супермаркеты и 200кг американцев. Но американское кино это тоже самое! У них все штампами. Все вычисления и рассчитано на массовую аудиторию.
А вот кино про то как плохо в Америке, в России не снимают, да. На это не выделяют деньги, как в ЮСА на фильмы против России. Про ГУЛАГ, про выселенных может гулаговцам и выселенным важно посмотреть. Но не более. Это кино не несёт ни морали ни жизненности, только отвращение...
Такие же как Марианна первыми выступят с рассказами про пропаганду и со словами: "Кроме Америки в России проблем нет!?!?!?!"

У нас - чернуха и пропаганда
У них - правдивая документальная хроника. И "мы имеем право на любые предположения, пока не раскрыты все архивы"

тьфу, мерзость, прочитал и как в г*вно наступил.
4 +0−0Саша Киселев10:47:17
30/09/2019
-2 +0−0Antana Narivu10:17:46
30/09/2019
По-моему вы просто завидуете. Вот вы заштатный кто?
Могу позавидовать ее происхождению но не карьере и гонорарам. Она за всю жизнь сняла три малобюджетные короткометражки, а остальное время просидела на теплой блатной работенке в архиве.
1 23+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь