«Это была мечта, ставшая реальностью»

00:03 24/07/2019 Россия
«Это была мечта, ставшая реальностью»
Но вот корр явно свои либирастические пристрастия впихивает и искажает тему. Тема про ВДНХ, а он про архитектора, которого за неоднократные срывы сроков и не проработку ген.плана, т.е. некомпетентность осудили и сослали !работать! главным архитектором Воркуты на 3 года. Где в его деле про расстрел шла речь? Тем более после заслуженной отсидки он вернулся и продолжил свою деятельность, обогащенный опытом и ответственностью. В наши бы времена так с высоких руководителей спрашивали.

В этом году ВДНХ отмечает 80-летие. Фотограф и преподаватель Британской высшей школы дизайна Михаил Розанов несколько раз делал большие съемки ВДНХ и благодаря спецдопускам побывал на крышах, шпилях и в закрытых павильонах. «Лента.ру» расспросила Михаила, что интересного скрыто от глаз посетителей Выставки и почему она нравится ему больше Версаля.

Есть такие урбанистические теории, в соответствии с которыми город и его здания физически должны принадлежать людям. И как сейчас есть коворкинги и коливинги, в будущем общественные пространства и здания будут совместно использоваться горожанами. Если бы вам дали возможность распределить пространства ВДНХ, вы в каких павильонах что бы организовали?

Розанов:Как несбывшуюся мечту. Для меня это олицетворение мечты людей и народа-победителя. Такая ясность цели — то, как должно было быть, если бы все сложилось правильно.

Это была именно мечта, ставшая реальностью. Людям показывали: еще немного усилий — и все будут жить так.

Вы снимаете архитектурные объекты во многих городах мира, у вас глаз-алмаз. Если оставить в стороне то, что вы просто любите Выставку, можете рассказать о плюсах и минусах ВДНХ с позиции профессионального архитектурного фотографа?

В 2015-м году мы делали в музее Москвы выставку, которая как раз и называлась «Ясность цели». Это цитата из фильма «Строгий юноша» — про моральные качества комсомольца, там это один из постулатов. Для того проекта я снимал и ВДНХ, и военную академию, и МИД, и скульптуры, которые находятся на Библиотеке имени Ленина. Но главный акцент сделал на ВДНХ.

Да, сверху на нем скульптура «Боец с быком».

Я снимал в конце лета 2014 года, тогда только закончилась реставрация.

А если брать скульптуру — какие у вас фавориты?

Да, и все было в идеальном состоянии: белое, сияло все. И второй проект — по заказу ВДНХ я делал книгу, которая называлась «Реконструкция ВДНХ». А сейчас выступаю как куратор: 30 июля открывается юбилейная выставка ВДНХ по фотографии. И мы с Линой Краснянской вместе работали в архиве Выставки.

За время съемок на Выставке вы, может, прикипели к какому-то объекту? Любимчики завелись архитектурные?

Когда я снимал книгу, мне давали такие допуски, такие точки, где ни один фотограф не бывал и не будет.

Согласен, это снижало образ. А ведь в 1950-1960-е для советского человека, особенно если он приезжал из глубинки, опыт посещения ВДНХ был сродни опыту паломничества в Мекку для мусульманина.

Высотные — на шпили, на крыши. Скульптуры были в лесах, и мы могли подняться на уровень их голов. Поднимались на купола павильонов, на самый верх, куда попасть можно только во время реставрационных работ.

Ну, до нашего времени комплекс ВДНХ дожил, и я, например, там часто бываю — и на велосипеде, и пешком. Как бы то ни было, ВДНХ до нас дошла как прекрасный парк.

Я говорю «мы», потому что у нас группа — я работаю с помощником Михаилом Замковским, мы с ним отсняли всю эту историю. Например, мы поднимались к скульптурной группе на главном входе — сейчас просто невозможно там оказаться. А тогда все было в лесах, и мы для альбома снимали панорамы через скульптурные группы.

И последующие архитекторы и администраторы знали: не справишься — Воркута или расстрел. Вот я о чем.

Это совсем другое. В Версале была договоренность, и мы снимали в выходные дни, когда там нет никого, поэтому в кадре нет людей. Для нас выключали фонтаны.

А что касается ВДНХ — это совершенно другая история, фонтаны там ради нас выключить не могли.

Первый главный архитектор Олтаржевский был в 1938 году осужден и отправился в Воркуту.

Ну да, на ВДНХ была создана центральная ось. И когда мы работали, создавая альбом, мы отсняли центральную ось, которая ведет от центральной арки до павильона «Космос». В Версале все другое: там парки, баскеты, а здесь люди ходят, и никаких тебе баскетов.

Мне очень нравится снимать ВДНХ, прямо очень! Но это совсем другая история. Потому что ВДНХ я всегда снимаю в первую очередь как идеологическую картинку, Выставка мне этим и нравится. Повторюсь: победа, ясность цели. А Версаль я расцениваю просто как очень красивое место, полностью выдержанное в духе классицизма. Наследие большой империи — но это было-то когда? Уже все.

У вас есть ответ, что это за мир такой, созданный ведущими архитекторами страны по заказу власти под угрозой расстрела?

Да, там было ужасно. Эти телевизоры жуткие — кошмар!

Я к чему: раз вы то время помните, то, наверное, и у вас есть ощущение, что вот оно — зеркало нашей страны. И какой бы период ни случился — все в нем отражается.

Отчасти вы правы. Да.

Вы помните шашлычно-рыночный период ВДНХ в 1990-х?

Да, это делали академики архитектуры. А с чего вы взяли, что кому-то грозил расстрел?

Версальский парк с анфиладой фонтанов — один из прообразов территории ВДНХ.

Да, первый состав уехал, потому что были технические ошибки, они не успевали к заявленным срокам. Но представляете, что бы в наши дни было с командой при срыве сроков такого крупного госпроекта, к тому же идеологического? Я думаю, тоже по голове бы не погладили.

Вы снимаете много архитектурных объектов по всему миру. Я видел ваши съемки Версаля. Расскажите об аналогиях этих съемок с ВДНХ.

Вокруг строительства павильонов и их переименований было множество странных историй. Есть замечательные книги, где все это описано. Но у меня есть четкая позиция по поводу Выставки: это дико интересный объект, который я снимаю и буду снимать дальше. И для себя, и по заказу — неважно. Это визуализация мечты. Просто все пошло не так, и эта мечта не получилась. Которая была бы очень парадная и для всех, такая вот великая победа. Но все пошло иначе.

Почему вы говорите во множественном числе?

Все же много торговой истории там стало. Изначально-то все было по-другому. В период расцвета Выставки, в 60-е, на ней мало что можно было купить. Главное — там можно было посмотреть на передовую технику, на достижения, к которым пришла страна, — вот это было главное. То есть люди смотрели и гордились страной — я про это, про тему гордости и победы. А не про пойти купить телевизор, или, как раньше рекламировали, — помните? — «меха на ВДНХ». И я очень рад, что все это оттуда уходит. Пусть там будет культурная программа, главное — чтобы не было этих ларечников.

О каких допусках вы говорите?

Не меньше, конечно.

И что вам запомнилось из рабочих моментов?

В первую очередь я очень люблю центральный павильон, который еще иногда называют первым или главным. Он у меня в топе: настолько парадный, настолько красивый, просто как будто идеальный. Еще я обожаю «Космос».

К 75-летию?

Опять же на первом павильоне я был недели две назад, на уровне скульптур, и снимал панораму Москвы через скульптуры, когда уже убрали все леса. И, знаете, они очень интересные и классные. Сделаны очень хорошо, прекрасно выглядят после реставрации. Не знаю, правда, из чего они — из меди, из бронзы?

А когда я снимал интерьеры первого павильона, я там задержался дня на два. И еще, кстати, очень классный павильон мясной промышленности. Но он сейчас законсервирован под реставрацию, его никто не видит. Это за «Космосом», знаете такой?

Почему?

Да. Вот там очень красивые интерьеры. Но когда мы снимали, они были, честно говоря, подубитые: где-то кафель сбит, где-то другие следы времени. Думаю, после реставрации все там нормально будет.

Вы несколько раз делали архитектурные съемки Выставки. Расскажите, пожалуйста, о выставке 2015 года и альбоме, вышедшем недавно.

Во-первых, мне очень нравится масштаб: огромный комплекс, полностью подчиненный единому замыслу. Это, я считаю, огромный плюс и огромное достоинство ВДНХ. Масштабом берет. Центральная ось, единое стилистическое высказывание — все на месте. Что мне не нравится — там все-таки очень много людей. Я больше люблю гулять по пустым пространствам. Хотя для Выставки это большой плюс — что популярность столько лет не уменьшается.

И еще здорово, что Выставка живая, она все время менялась: переделывались фасады, названия павильонов. И, по-моему, замечательно и хорошо, что все это живет до сих пор. При том что задумывалась ВДНХ как выставка достижений всего советского народа — не русского, а именно советского. И мне очень нравится, что там до сих пор есть павильоны республик, которые содержатся на деньги этих государств, теперь уже независимых.

«Лента.ру» Как вы воспринимаете ВДНХ?

Я бы оставил их музеями и храмами культуры, а любое другое использование запретил. Чтобы приходили, поражались и уходили. Потому что оно того стоит.

Олег Матвеев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(6):

3 +0−0Linderman Linder10:53:53
24/07/2019
0 +0−0Linderman Linder10:47:14
24/07/2019
По фотографу вопросов нет - молодец. Всё очень красиво и с большим вкусом.
Но вот корр явно свои либирастические пристрастия впихивает и искажает тему. Тема про ВДНХ, а он про архитектора, которого за неоднократные срывы сроков и не проработку ген.плана, т.е. некомпетентность осудили и сослали !работать! главным архитектором Воркуты на 3 года. Где в его деле про расстрел шла речь? Тем более после заслуженной отсидки он вернулся и продолжил свою деятельность, обогащенный опытом и ответственностью. В наши бы времена так с высоких руководителей спрашивали.
1 +0−0Michael Warrant19:03:17
24/07/2019
Не знаю, как это видится москвичам, но для меня, смотрящего на этот парк со стороны, кажется очень странным, что все эти символы Совдепии не только сохраняют, но даже реставрируют. А ведь они ничем не лучше нацисткой свастики и символов Третьего Рейха. Помните, как советские рабочий и колхозница соперничали на всемирной выставке в Париже с нацисткими символами?
0 +0−0Linderman Linder10:47:14
24/07/2019
По фотографу вопросов нет - молодец. Всё очень красиво и с большим вкусом.
0 +0−0Пафнутей Шниперсон09:08:21
24/07/2019
смех смехом а ВДНХ кверху мехом
0 +0−0Маня Ванина07:49:09
24/07/2019
Пока ещё наивные поиски неожиданных ракурсов, ну, всё-равно лучше, чем обкакивание. Успехов фотографу.
0 +0−0citellus citellus00:18:15
24/07/2019
Исправьте бАскеты на бОскеты, пожалуйста. Боске́т (фр. bosquet, от итал. boschetto — лесок, рощица). Хоть бы проверили незнакомое слово...(((
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь