„ | С первых строк уже понятно, что пишет эмансипирующая самка. Бедных женщин... развлекать мужчин... распространением женского образования свободомыслие... в нелегкой борьбе. Вам дали носить юбки, потому что изменилось общество и стало требовать больше развлечений и секса, а не потому, что тупые самки вдруг изменили мир, в котором все достижения человеческой цивилизации сделали мужчины. | “ |
На протяжении долгих столетий порядочным девушкам и женщинам полагалось носить одежду, закрывающую ноги полностью — по самые ступни или чуть выше. Но во второй половине XX века в моду и повседневный обиход вошла мини-юбка — предмет гардероба, вызывавший споры и даже скандалы. «Лента.ру» проследила ее историю.
Гардеробное целомудриеДлинные женские одеяния с древнейших времен тесно связаны с неравноправием женщин. Еще в Древней Греции было четкое разделение на порядочных горожанок, которые драпировались в долгополые столы и хитоны, во всем подчинялись отцам и мужьям и практически не покидали гинекея — женской половины дома, и гетер — девушек, призванных развлекать мужчин музыкой, акробатикой, танцами и более интимными вещами. Они выступали на так называемых симпосионах — вечеринках с алкоголем и «культурной программой» и могли появляться в мужском кругу гостей почти раздетыми, в коротких одеяниях и топлес. Древнегреческая богиня мудрости и целомудрия Афина поэтому всегда изображалась полностью одетой, а богиню любви Афродиту ваяли и полуголой, и совсем обнаженной.
В авраамических и восточных религиях также поддерживалась скромность женщин: после пубертата девушка должна была носить длинную юбку или, в некоторых культурах, халат, кимоно или штаны и удлиненную, закрывающую бедра рубаху. Объяснение тому было простое: мол, открытые хотя бы до колена женские ноги толкают мужчин ко греху и нарушению божьих заповедей, что нужно пресекать на корню. Вторая, не столь очевидно декларируемая причина предписания носить длинные (и оттого неудобные) одеяния была в том, что женщина в такой одежде становилась неловкой и не могла убежать от мужчины или сопротивляться ему.
Никакие веяния европейской моды, приведшие уже в XVI веке к глубоким декольте, не изменили сурового отношения общественной морали к коротким юбкам. Единственное, на что были вынуждены согласиться коллективные ревнители нравственности, да и то вынужденно, — на то, что бедные женщины из простонародья, вынужденные ходить пешком и заниматься грязной физической работой, носили юбки короче, чем аристократки: до щиколотки или чуть выше. В противном случае подолы их юбок были бы постоянно в грязи и навозе: тогда улицы были немощеными, а за лошадьми никто не убирал.
XIX век тоже прошел под знаком длинных юбок, осложненных кринолинами, турнюрами и несколькими слоями нижнего платья. Ничего удивительного нет в том, что освобождение — и в фигуральном, и в самом буквальном смысле — из пут многослойных долгополых одеяний стало очевидным знаком борьбы женщин за свои права и победы в этой борьбе. Следом за корсетами женщины избавились от длинных юбок. Спасибо спорту: первые послабления в этом дали теннис и езда на велосипеде (которую женщинам тоже не сразу одобрили), а затем — экономический кризис, вызванный Первой мировой и американской Великой депрессией.
Женщины могли тратить на ткани меньше, а мужчинам пришлось смириться с этим. Облегчить этот процесс им помогали «новые гетеры» — актрисы, балерины, танцовщицы кабаре и мюзик-холлов. Если балерины уровня Анны Павловой и Матильды Кшесинской, выходившие на сцену в сравнительно целомудренных шелковых трико и пышных пачках, еще могли считаться скромными, то звезда кабаре Жозефина Беккер и шокировала, и пленяла публику своей «дикарской» юбкой из расшитых блестками бананов, которая, строго говоря, не могла называться юбкой, поскольку не скрывала практически ничего.
Но кабаретные танцовщицы — исключение, простые женщины, естественно, были скромнее. Но и их юбки во время Второй мировой стали еще короче, чем в 1920-е годы, — по все той же экономической причине. А после войны то, что в тяжелую годину было вынужденной мерой, стало модой. Однако и в 1930-1950 годы юбка приличной девушки непременно закрывала колени: великая Шанель даже говорила, что колени нужно закрывать, поскольку это «самая некрасивая часть женского тела».
С экрана — в жизньВажным движущим моментом моды ХХ века был кинематограф. В погоне за кассовыми сборами киностудии позволяли себе эксперименты, доходившие до эпатажа, и множество невообразимых в реальной жизни вольностей. Так произошло и с мини-юбкой: по сути ее первое появление на публике произошло именно в кинозале. Формально картины были о покорении космоса, которое было у всех на устах, но фактически люди шли в кино за тем, за чем ходили в кино всегда — за развлечением и сексом. За секс в фильме «Полет на Марс» отвечала актриса Маргарет Чэпмен, а в картине «Запретная планета» — ее коллега Энн Фрэнсис, обе — в мини-юбках.
1/7Как и в начале века, помимо кино, моде помогал спорт: чем короче юбка — тем свободнее движения. «Прообразы мини встречались в спортивных костюмах фигуристок и в закрытых купальных костюмах 1950-х, которые всегда заканчивались подобием короткой юбки, — рассказывает дизайнер и эксперт моды Кирилл Гасилин. — Появление и существование мини-юбки невозможно себе представить без повсеместного распространения нейлоновых колготок, которые появились в широкой продаже в начале 1960-х годов в Америке, и затем захвативших Европу». Прототипом колготок были все те же шелковые трико балерин начала столетия. Колготки не требовали надевать под юбку удерживающий чулки пояс с резинками: даже случайно продемонстрировать такой пояс на публике считалось совершенно непристойным, и юбки были вынужденно длинными.
Но наступил день, когда западный либерализм — сексуальная революция, изобретение колготок, а также порожденное повсеместным в развитых странах распространением женского образования свободомыслие и собственные доходы — наконец-то позволил женщинам оголить колени. Первенство в выводе мини на подиумы делят два дизайнера — британка Мэри Куант и француз Андре Курреж.
Долгий триумф короткой юбкиЧаще создательницей мини-юбки все же называют Куант — возможно, потому, что она жила и работала в «свингующем Лондоне», где любая прогрессивная дизайнерская идея моментально попадала на улицы и превращалась в streetstyle — сначала на хипстерских Кингз-роуд и Карнаби-стрит, а затем и повсюду. «Для меня мини-юбка — знаковая вещь из 1960-1970-х, связанная с образом британской манекенщицы Твигги, — говорит дизайнер Светлана Тегин. — Мои ассоциации — короткая стрижка, тонкая фигура, длинные стройные ноги, мальчишечья пластика».
Курреж, чьи мини-юбки и платья А-силуэта появились чуть позже, а следом за ним и сверхпопулярный в 1960-е Пьер Карден работали как для самых состоятельных it-girl своего времени, так и для широкой публики: небогатые девушки заказывали ультрамодную вещь «а-ля Карден» своим портнихам. «По воле Пьера Кардена, одного из самых влиятельных дизайнеров той поры, мини носили с плотными цветными колготками, сапогами-чулками и водолазками, — поясняет Кирилл Гасилин. — Он предложил юбки с низкой посадкой на бедрах и сочетал ее с широким ремнем».
Вообще говоря, мини-юбки, как почти любое изначально шокирующее нововведение, в массы продвигали знаменитости. Когда в 1965 году фотомодель Джин Шримптон явилась на мельбурнский ипподром в шляпке, строгом твидовом жакете и в юбке на ладонь выше колен, это вызвало едва ли не публичный скандал. Уже три года спустя вдова американского президента Джона Кеннеди Джеки надела мини на свою вторую свадьбу с Аристотелем Онассисом. Советские девушки были обязаны короткими юбками Пьеру Кардену. В СССР он был не просто заезжей знаменитостью, но и, как тогда говорили, «другом Советского Союза», и к предлагаемым им новшествам в довольно пуританской стране «победившего социализма» относились снисходительно.
Хотя в 1970-е в моде были юбки-миди (до середины икры) и юбки-карандаш, мини не исчезли: они просто временно переместились с улиц в популярные в это десятилетие ночные клубы, начиная с легендарного Studio 54. Как бы ни менялась дневная мода, короткие коктейльные платья для вечеринок с тех пор остаются неизменно популярными. В 1980-е мини-юбка пережила по сути второе рождение: деловые женщины добились права носить короткие юбки в офисе, а развитие инновационных технологий в текстильной промышленности подарило миру плотные, но эластичные ткани, создающие облегающий силуэт.
1/3Такие юбки носили и дамы, так сказать, полусвета вроде героини Джулии Робертс в фильме «Красотка», и — нередко в эпатажном варианте — эстрадные звезды во главе с Мадонной, и обычные отвязные тинейджерки, сочетая их со столь же провокационными топами или наоборот — рубашками и блейзерами oversize. Образ Шэрон Стоун в белом ультрамини, закинувшей ногу на ногу в фильме «Основной инстинкт», стало хрестоматийным визуальным образом 1990-х.
Мини в наши дниТренды меняются, но мини-юбка остается, поскольку молодые женщины стремятся выглядеть свободно и сексуально, с легким презрением к ханжеским условностям. В 1990-е к разным вариантам мини прибавились и ультракороткие джинсовые юбки, которые девушки сочетали с грубыми ботинками или сандалиями. «Мини остаются в гардеробах модниц всего мира, стали классикой и теперь уже никогда из моды не выйдут, даже если они и раздражают мусульманских активистов», — считает Кирилл Гасилин. Главная опасность ношения мини в развитых странах — не происки фундаменталистов, а риск впасть в китч.
«Мини-юбка, к сожалению, может исказить пропорции милой девушки с пышными формами, — утверждает Светлана Тегин. — Я бы посоветовала тем, кто считает длинные ноги своим главным козырем, носить мини-юбку с высокими ботинками или сапогами и объемными топами». Светлана Тегин отмечает, что «силиконовая женственность» облегающих платьев уже приелась, и мини А-силуэта могут стать альтернативным вариантом: сексуальным и интеллектуальным одновременно.
От рискованных комбинаций с мини-юбками предостерегает и стилистка и персональный шопер Зоя Сохор. По ее мнению, в нынешнем сезоне более популярны миди-юбки. «Я бы не советовала носить мини туда, где их вызывающая сексуальность может быть неверно истолкована, — говорит она. — Если фигура позволяет носить мини и чувствовать себя при этом уверенно, то можно поиграть с вертикальными пропорциями, сочетая мини с вещами (жакетами, пиджаками), доходящими по длине до подола юбки. Вариант — комбинировать стили, дополняя сексуальную юбку строгим верхом».
Так или иначе, есть все основания полагать, что короткую юбку ждет долгая и яркая модная жизнь. Вряд ли современные женщины массово откажутся от завоеванных ими в нелегкой борьбе с косным общественным мнением свободы движений и самовыражения, которую дает мини.
Вероника Гудкова
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
14 +0−0 | Say Me | 08:46:27 09/07/2019 |
С первых строк уже понятно, что пишет эмансипирующая самка. Бедных женщин... развлекать мужчин... распространением женского образования свободомыслие... в нелегкой борьбе. Вам дали носить юбки, потому что изменилось общество и стало требовать больше развлечений и секса, а не потому, что тупые самки вдруг изменили мир, в котором все достижения человеческой цивилизации сделали мужчины. |
9 +0−0 | OldyM | 00:15:29 09/07/2019 |
хороши и юбки мини хороши и юбки макси если мини не на дыне если макси не на таксе |
7 +0−0 | Anatholy Nikolaev | 11:21:11 09/07/2019 | ||||||
| ||||||||
Справедливости ради, римляне, что носили тоги ни от кого не убегали, а римские солдаты носили именно короткие юбки - птеруги, не сковывающие движения в бою. То же касается и шотландских килтов, которые никогда не делают до пят и скроены таким образом, чтобы не препятствовать движению. Так или иначе, воины почти всех культур от нубийцев на юге до шотландцев на севере, от Индии на Востоке до Ацтеков на Западе в определенный период носили короткие «юбкообразные» одеяния. В первую очередь это было связано с экономическими и практическими соображениями: скроить юбки на десять тысяч войнов быстрее и проще, чем пошить штаны, а изнашиваются они медленнее в силу отсутствия частей, испытывающих нагрузки (коленей например). |
7 +0−0 | Сергей Медведев | 10:57:15 09/07/2019 |
"Вторая, не столь очевидно декларируемая причина предписания носить длинные (и оттого неудобные) одеяния была в том, что женщина в такой одежде становилась неловкой и не могла убежать от мужчины или сопротивляться ему." Оооо. Очередной феминаци бред ))) Шотландцы в килтах и римляне в тогах и хламидах, наверное, тоже становились неловкими и не могли убежать... от кого? ) |
6 +0−0 | Sergius Maximus | 12:24:19 09/07/2019 |
Вообще-то моя супруга у своих пожилых родственниц интересовалась вопросом ношения длинных юбок в прежние времена - ещё в 20-30-е годы прошлого века в деревенской среде. Ларчик оказался прост - менструации тогда, как и века назад, были, а вот тампонов не было. И пользовались "тряпочками". И, бывало, "подтекало" и текло, извините, прямо по ногам, ибо трусы тоже придумали попозже. И аптек в деревне тогда не былою И выставлять напоказ сию "красоту" ни одна женщина бы не стала. Да и неудобна мини-юбка для сельской жизни. А гнилым феминизмом несёт за версту, да - хотя мне женщины С КРАСИВЫМИ НОГАМИ в мини-юбках нравятся. |
6 +0−0 | Dmitriy Demin | 02:56:22 09/07/2019 |
От Ники Минаж поплевал... спасибо. "Лента" была бы не "лентой", если б не вставила такое. |
5 +0−0 | Дмитрий Воронин | 14:09:36 09/07/2019 |
Мне нравятся здешние комментаторы. "Срам, стыд, фу." А если бы им предложили на выбор двух девушек, скромняжку или незакомплексованную диву, то даже для отношений они бы выбрали второй вариант) |
4 +0−0 | Кама сутр | 07:01:23 09/07/2019 |
а чё так мало миниюбок ... ну теперь придёцца гуглить за ленивого автора)) |
4 +0−0 | Николай Синепупов | 06:33:15 09/07/2019 |
А почему у вас не носят мини юбки . потому что у нас нет мини жопок! |
2 +0−0 | Дима Королев | 17:27:16 09/07/2019 |
В комментах опять ноют ханжи , моралфаги и импотенты. Да что же на ленте за контингент такой? |
2 +0−0 | Серж 12345 | 16:45:44 09/07/2019 |
сиськи - огонь. |
2 +0−0 | Сергей Медведев | 11:36:00 09/07/2019 | ||||||
| ||||||||
Озвученная версия - полнейшая чушь повернутой на вопросах феминизма особы ) За последние несколько тысяч лет были изобретены сотни вариантов длинной одежды как для мужчин, так и для женщин. Но НИКОГДА целью ношения именно длинной одежды не было ограничение свободы передвижения. Были другие причины, в том числе, связанные и с угнетением женщин, не без этого. Но "чтобы женщина в такой одежде становилась неловкой и не могла убежать от мужчины или сопротивляться ему" - это откровенный бред. Такой цели можно достичь другими, многократно более эффективными, методами, в первую очередь, социокультурными и легитимизирующими подчиненное положение женщин. Но не ношением платья в пол ) |
2 +0−0 | Сергей Медведев | 11:24:56 09/07/2019 |
Комментарий удалён. | ||
Безусловно. Но называть в качестве причины использования длинной одежды неудобство носящего ее человека.. Чтобы, якобы, он становился неловким и не смог убежать ))) Авторка действительно думает, что именно для этого люди носили длинные канди, длинные критские мужские юбки, халаты, и сотни других примеров ДЛИННОЙ мужской одежды?... )))) Чтобы нельзя было убежать? ) |
2 +0−0 | Anatholy Nikolaev | 11:24:00 09/07/2019 | ||||||
| ||||||||
Тоги носили те, кому бегать не полагалось по статусу. Римские войны носили короткие птеурги, не сковывающие движения. |
2 +0−0 | Сергей Медведев | 10:58:21 09/07/2019 | ||||||
| ||||||||
Ну очевидно, что писать такое, как Вы только что выложили, умная женщина тоже не стала бы..... |
2 +0−0 | №-7485699 | 08:20:05 09/07/2019 |
Комментарий удалён. | ||
это два крайних проявления одной и той же проблемы - с головой |
2 +0−0 | Viktor Kovalev | 08:15:10 09/07/2019 |
Нужно одеваться модно и красиво,не выставляя на показ широкой бублике интимные части тела,а не модно,но не красиво,которые открывают доступ к этим частям. Последнее,модно,говорит о плохом вкусе женщины,которые как правила подхватываю моду,уродуя себя,при этом привлекают взгляд,но не восхищение красоты и опрятности,а удивления от того,от куда эта лахудра появилась.Сейчас у женщин в моде мужские штаны с дырами на коленях,да и вся одежда у женщин перешла в мужской стиль.Платья и юбки они уже не носят. |
2 +0−0 | №-7485699 | 08:10:20 09/07/2019 | ||||||
| ||||||||
Видите ли, те, для кого ВЗ актуален как "слово божие" , миниюбки не носят, а те, для кого это сборник мифов и легенд семитских кочевых народов, это не довод, от слова совсем. Тело человека принадлежит прежде всего ему самому, а кому еще - он решает сам. Обвинять женщин в насилии над ними - это не ново, но все также мерзко. запретите мини юбки, пляжи, спорт - нравится Вам жить в таком мире? такие страны есть - Афганистан, Сомали ... |
1 +0−0 | Алтын Бабаев | 02:42:50 10/07/2019 |
Комментарий удалён. | ||
Только паранджа, только хардкоръ! |
1 +0−0 | Александр Пахомов | 19:04:41 09/07/2019 | ||||||
| ||||||||
им надо оправдаться перед вымышленными существами, которым они поклоняются за то что полюбовались на красивые сиси и ноги |