«Империя себя изжила»

00:03 29/05/2019 Наука и техника
Крещение великого князя Владимира в Корсуни (фрагмент)
Крещение великого князя Владимира в Корсуни (фрагмент)
Подтверждение тому - сохранившиеся до наших дней православный Колизей и православный Пантеон.

Откуда у нас появилась традиция противопоставления Западу? Что Русь взяла у Константинополя, помимо куполов на храмах, православия и древнеболгарского языка? Почему Москва постоянно подражала Византии, но так и не стала Третьим Римом? Зачем византийские императоры отпустили бороды? В каком регионе нынешней России сохранялся последний осколок Византии? Обо всем этом «Ленте.ру» рассказал кандидат исторических наук, доцент Высшей школы экономики Андрей Виноградов.

Юстинианова чума

А что Россия? Наша страна может считаться преемницей Византии? Стала ли она Третьим Римом, о чем когда-то писал старец Филофей?

Андрей Виноградов:Специалист по античности Елена Федорова в своей книге образно писала, что жители Рима, проснувшись поутру, еще не догадывались, что уже наступило Средневековье. О том, где заканчивается Рим и начинается Византия, историки спорят давно. Существует большой разброс датировок — от Миланского эдикта 313 года, когда христианство стало дозволенной религией в империи, до смерти василевса Ираклия в 641 году, когда Византия потеряла огромные территории на Востоке. К тому времени случилась не только трансформация титула правителя и изменения в его внешнем облике (отныне в подражание персидским Сасанидам византийские императоры стали носить длинные бороды), но и замена латыни греческим языком в официальном делопроизводстве.

Поэтому большинство историков этот период (с начала IV века до середины VII века), называют ранневизантийской эпохой, хотя есть и такие, кто считают то время продолжением римской античности. Конечно, трансформация Римской империи с нарастанием непосредственно византийских признаков (христианство в качестве государственной религии, отказ от латыни, переход от счета годов по консулам на эру от сотворения мира, ношение бороды как признак перехода на восточный вариант репрезентации власти) происходила постепенно. Например, константинопольский патриарх в коронации византийского императора стал участвовать только с середины V века. Это был очень важный момент, потому что отныне император получал власть не только от сената и войска, как было раньше, но и от Бога.

Искаженное название Рима?

Она появилась спустя столетие — при Юстиниане I, когда коронация стала происходить в только что построенном соборе Святой Софии. Но источником права по-прежнему оставались законы двенадцати таблиц и мнения римских юристов. Их Юстиниан кодифицировал, и только новое законодательство (Новеллы) перевел на греческий язык.

Конечно, Византия стала естественным продолжением Древнего Рима, хотя и своеобразным. Когда в 395 году император Феодосий разделил империю между сыновьями — Аркадием и Гонорием, обе ее части стали развиваться разными путями. То, что мы теперь называем Византией — это трансформация Восточной Римской империи, в то время как Западная Римская империя деградировала и исчезла под натиском варваров в 476 году.

Как вы полагаете, Османская империя стала в некотором смысле наследницей погибшей Византии или, как говорил Солженицын про другой случай, соотносилась с ней как убийца с убитым?

Во-первых, это свидетельствует, что к тому времени пути Запада и Востока Римской империи разошлись окончательно. Восточная Римская империя постепенно переходила на греческие традиции не только в культуре, но и в системе управления. На Западе главенствующая роль осталась за латынью. Это стало одним из первых проявлений нараставшего культурно-цивилизационного отчуждения между разными частями некогда единого государства.

Во-вторых, во время Великого переселения народов Восточная Римская империя более успешно противостояла натиску варваров, нежели Западная. И хотя варвары несколько раз осаждали Константинополь и регулярно опустошали Балканы, на Востоке империя смогла выстоять, в отличие от Запада. Поэтому было уже поздно, когда при Юстиниане византийцы решились отвоевать Запад от варваров. К тому времени этнокультурный и политический ландшафт там необратимо поменялся. Пришедшие туда остготы и вестготы за несколько десятилетий перемешались с местным римским населением, и для них византийцы считались чужаками.

В-третьих, непрерывные войны против варваров на Западе и против Персии на Востоке сильно подорвали силы Византийской империи. К тому же именно в это время она серьезно пострадала от эпидемии бубонной чумы (Юстинианова чума), после которой пришлось еще долго и тяжело восстанавливаться. По некоторым подсчетам, в Юстинианову чуму погибло до трети населения империи.

«Темные века»

Известно что-либо об этническом составе населения Феодоро?

По этой причине тоже, но не только. В VI-VII веках Византия сильно перенапряглась под тяжестью внутренних и внешних вызовов. При всех своих успехах Юстиниан не смог преодолеть религиозный раскол, раздиравший империю еще с IV века. Внутри христианства появились противостоящие друг другу течения — никейство, арианство, несторианство, монофизитство. Их поддерживали жители восточных провинций, а Константинополь их жестоко преследовал за ересь.

Поэтому в Египте или Сирии местные христиане-монофизиты с радостью встретили арабских завоевателей, потому что надеялись, что те не будут мешать им верить в Бога так, как они считают нужным, в отличие от ненавистных греков-халкидонитов. Кстати, поначалу так оно и было. Другой пример касается 614 года. Тогда евреи помогли взять Иерусалим персам, с которыми византийцы вели затяжную и кровопролитную войну. По некоторым версиям, причина была простой — Ираклий собирался насильно обратить евреев в христианство.

Княжество Феодоро в Крыму, пережившее Византию на 20 лет, стало последним ее осколком?

Византия всегда была подвержена воздействую природных факторов. Например, в 526 году сильное землетрясение полностью уничтожило один из крупнейших городов империи — Антиохию. Климатический пессимум раннего средневековья привел к заметному похолоданию. Тогда даже замерзал Босфор, и громадные льдины с грохотом бились о городские стены Константинополя, что вызывало страх и ужас у его жителей, ожидавших конца света.

Безусловно, климатический пессимум вкупе с сокращением экономической базы империи из-за потери многих восточных провинций сильно ее ослабил. Когда под натиском арабов Константинополь утратил контроль над Египтом, издавна снабжавшим его хлебом, это стало для Византии подлинной катастрофой. Когда все подобные факторы совпали, Восточная Римская империя на два столетия погрузилась в «темные века».

Сейчас у нас иногда любят говорить, что Запад постоянно обманывал Византию и в итоге оставил ее на растерзание туркам.

Термин заимствован в историю Византии из западной культурной традиции, где «темными веками» именовался период времени от падения Западной Римской империи в конце V века до «Каролингского возрождения» в конце VIII века. В Восточной Римской империи «темные века» отсчитывались от арабских завоеваний VII века и аваро-славянского нашествия на Балканы. Эта эпоха закончилась в середине IX века, что совпало с концом византийского иконоборчества, а потом и утверждением Македонской династии.

«Темные века» — это неоднородный и неоднозначный исторический период, когда Византия то стояла на краю окончательной гибели, то одерживала крупные победы над своими врагами. С одной стороны, в империи наблюдался явный культурный упадок: надолго прекратилось монументальное строительство, были утрачены многие приемы античной архитектуры и искусства, перестали переписываться древние книги.

С другой стороны, все это парадоксальным образом привело к проникновению византийских культурных традиций на Запад. Такие шедевры, как росписи папской церкви Санта-Мария-Антиква в Риме или фрески в лангобардском храме в Кастельсеприо под Миланом, в то время могли создать только византийские мастера. Мусульманское нашествие на Востоке приводило к тому, что местное христианское население целыми провинциями переселялось на Запад. Известен случай, когда после одного арабского рейда на Кипр почти все жители Константианы — главного города острова — мигрировали на Балканы.

«Византийское содружество наций»

На ваш взгляд, Флорентийская уния и помощь Запада могли спасти Византию от окончательного краха или империя к тому времени уже была обречена?

Да, после пресечения римской государственной традиции и некоторой варваризации государственного управления и права эти самые вчерашние варвары стали быстрее вливаться в византийское общество. Активно работающие социальные лифты и вертикальная динамика позволили империи сравнительно быстро восстановиться после «темных веков». К тому же Византия в это время смогла вовлечь в орбиту своего политико-экономического и культурного влияния большинство соседних народов, что придало им мощный импульс для дальнейшего развития. Историк Дмитрий Оболенский этот феномен назвал «Византийским содружеством наций». Взять хотя бы письменность, которую от византийцев получили готы, большинство славян, грузины, армяне и кавказские албанцы.

Почему?

Частично. Русь в отношениях с Византией вообще занимала особенное положение. Политически она никак не зависела от Константинополя. Исключением был правитель Тмутараканского княжества, входивший в политическую систему державы Рюриковичей и одновременно имевший статус византийского архонта. Это типичный пример двойной легитимации — нередкого явления в истории взаимоотношений крупных империй и их окраин.

Но в церковном и культурном отношении зависимость Руси от Византии существовала очень долго. На протяжении нескольких веков Русская церковь была частью Константинопольского патриархата. Все, что мы теперь ассоциируем с Древней Русью — храмы и купола на них как символ небесного свода, иконы, фрески, мозаики, книги, — является византийским наследием. Даже большинство современных русских имен, появившихся у нас вместе с христианством, имеют древнегреческое или древнееврейское происхождение.

Такая культурно-религиозная экспансия была целенаправленной политикой Константинополя. Например, после разгрома Первого Болгарского царства в 1014 году императором Василием II Болгаробойцей византийцам в числе трофеев досталось много славянских церковных книг, которые им оказались совершенно ненужными, поскольку церковную структуру на этой территории те собирались формировать на греческом языке.

Поэтому все эти книги отправились на Русь, которая совсем недавно приняла от Византии христианство. Так к нашим предкам пришел церковнославянский язык (на самом деле это вариант древнеболгарского языка) и письменная культурная традиция. Одна из древнейших русских книг «Изборник 1076 года» — это переписанная на Руси копия «Изборника» болгарского царя Симеона I.

Вы сказали про взятие и разграбление европейскими крестоносцами Константинополя в 1204 году. Историк Александр Назаренко считает, что именно этот момент стал точкой перелома в восприятии русскими людьми своих западных соседей, после чего и началось «культурно-цивилизационное размежевание католического Запада и православного Востока». Еще я читал, что именно с этого события восходит традиция антизападной пропаганды на Руси, которую здесь вели византийские церковники. Но стало ли оно началом заката некогда могущественной империи?

Монгольское нашествие на Русь и падение Константинополя в 1204 году сильно нарушили связи Руси с Византией. Это даже заметно по сохранившимся древнерусским текстам. Начиная с XIII века Константинополь потихоньку исчезает с горизонта русской жизни, но не окончательно.

В церковной сфере Византия по-прежнему оказывала здесь серьезное влияние, особенно с того времени, когда после монгольского нашествия на Руси выявились две соперничающие политические силы — Москва и Великое княжество Литовское. Когда киевский митрополит переехал сначала во Владимир, а потом в Москву, в подчиненных Литве западнорусских землях регулярно пытались создать свою митрополию. В Константинополе этой ситуацией успешно манипулировали — то признавали отдельную митрополию в Великом княжестве Литовском, то в этом споре становились на сторону Москвы.

Но тут главное другое — если западнорусские земли (Галицко-Волынское княжество и Великое княжество Литовское) под воздействием контактов со своими западными соседями вошли в европейский политический мир, то в северо-восточной Руси (в Москве или в Твери) утвердилась политическая модель по домонгольскому византийскому образцу. Когда Москва окрепла и усилилась, она действительно принялась подражать Константинополю и стремилась стать новым сакральным центром.

«Неправда Запада»

Отсюда и царский титул у Ивана Грозного?

Да, а также стремление поставить в Москве собственного патриарха. Дело в том, что Константинополь считал себя одновременно и Новым Римом, и Новым Иерусалимом. Именно там были сосредоточены все главные реликвии империи — Животворящий крест, терновый венец Христа и многие другие святыни, увезенные в Европу крестоносцами после взятия города в 1204 году. Позднее Москва подражала и Константинополю как Новому Риму (отсюда «город на семи холмах»), и Иерусалиму. Иными словами, Константинополь был средоточием многих римско-языческих и восточнохристианских традиций и церемоний, воспринятых Москвой именно в византийском виде.

Насколько сильным было греческое влияние на Русь в поздневизантийскую эпоху? Историк Михаил Кром в интервью «Ленте.ру» рассказывал, что уже после падения Константинополя в 1453 году и женитьбы Ивана III на Софье Палеолог в Москве перенимали не только византийскую терминологию вроде термина «самодержец» (автократор), но и давно забытые на своей родине обычаи и придворные церемонии.

В политическом отношении 1204 год стал полной катастрофой для Византии, ненадолго распавшейся на несколько государств. Что касается религиозной сферы, то здесь ситуация даже парадоксальнее. До 1204 года Русь действительно постоянно находилась в церковном контакте с Западом, даже несмотря на схизму 1054 года. Как мы теперь знаем, в XII веке русские паломники посещали Сантьяго-де-Компостела (Испания), их граффити недавно нашли в Сен-Жиль-дю-Гарде, Понсе (Франция) и Лукке (Италия).

Например, когда в XI веке итальянцы похитили и вывезли в Бари мощи святого Николая, для византийцев это событие стало катастрофой, а на Руси по этому случаю быстро установили новый религиозный праздник, получивший в народе название Николы Вешнего. Однако взятие Константинополя латинянами в 1204 году на Руси восприняли не менее болезненно, чем в самой Византии.

Древняя Русь входила в это «Византийское содружество наций»?

Во-первых, традиции антилатинской дискуссии древнее событий 1204 года. Богословское осмысление «неправды Запада» началось сперва в Византии, а потом и на Руси, примерно с Фотиевого раскола IX века. Во-вторых, на это накладывалось формирование древнерусской идентичности — подобные процессы всегда идут через отталкивание от Другого.

В данном случае речь шла об отрицании тех, кто иначе молился и не так причащался. В этих условиях византийская антизападная полемика воспринималась на Руси гораздо сильнее и ложилась на благодатную почву. Поэтому Русская церковь в вопросе сохранения чистоты веры оказалась строже Константинополя, который ради собственного выживания заключал с Ватиканом Лионскую унию 1274 года и Флорентийскую унию 1439 года.

То есть «темные века» имели и положительные стороны?

Конечно, к этому времени Византия себя изжила и была обречена. Даже удивительно, как она вообще смогла протянуть до середины XV века. На самом деле империя должна была пасть еще в конце XIV века, когда турки-османы осадили и едва не взяли Константинополь. Византия смогла просуществовать еще полвека благодаря вторжению Тамерлана, разгромившего османского султана Баязида I в битве при Анкаре в 1402 году. Что касается Запада, то после Флорентийской унии он действительно пытался помочь грекам. Но собранный под эгидой Ватикана крестовый поход против турок-османов завершился поражением европейских рыцарей в битве при Варне в 1444 году.

Крымский осколок Византии

Историк Андрей Андреев говорил, что европейская юриспруденция основывается на дигестах Юстиниана, найденных в Италии в XI веке. Вы рассказывали, что накануне этого в Византии были «темные века», после которых византийское законодательство включило в себя многие нормы варварского права. «Темные века» в истории Византии — это что?

Если речь идет о событиях XV века, то это совсем не так. Византийцы точно так же пытались обмануть латинян — про их коварство хорошо знали не только на Западе. У нас на Руси еще в начале XII века летописец писал, что «греки лукавы суть». Из воспоминаний Сильвестра Сиропула видно, что во Флоренции византийцы совершенно не желали подписывать унию, но у них просто не оставалось другого выхода.

Если говорить про турок, то к середине XV века они захватили почти все Балканы и уже угрожали другим европейским странам, а Константинополь оставался у них в глубоком тылу. Единственными, кто реально помогал византийцам оборонять его во время осады 1453 года, были генуэзцы. Так что подобные упреки я считаю несправедливыми — к сожалению, их у нас очень часто используют для политизации событий прошлого.

Повлияли ли на ослабление Византии климатические изменения, случившиеся в это же время?

Да, это поздневизантийское государство пало в 1475 году наряду с последними генуэзскими крепостями в Крыму. Но проблема в том, что мы еще очень мало знаем об истории Феодоро. Большинство сохранившихся источников о нем — это генуэзские нотариальные документы и письма. Известны надписи княжества Феодоро, где одновременно присутствуют собственные символы (крест с именем Иисуса Христа), генуэзский крест и орел династии Комнинов, правителей Трапезундской империи. Так Феодоро пыталось лавировать между мощными силами в регионе, сохраняя при этом самостоятельность.

Именно поэтому столетием позднее, во время арабского нашествия, Византия потеряла почти все Восточное Средиземноморье — Кавказ, Сирию, Палестину, Египет и Ливию?

Он был очень пестрым, потому что Крым похож на мешок, в который все постоянно влезают, а обратно оттуда выбраться уже никак нельзя. Поэтому там издревле оседали самые разные народы — скифы, сарматы, аланы, древние греки и прочие. Затем в Крым пришли готы, чей язык сохранялся там до XVI века, а потом и тюрки с крымчаками и караимами. Все они между собой постоянно перемешивались — если верить письменным источникам, в Феодоро нередко чередовались греческие, готские и тюркские имена.

Но через несколько десятилетий императору Юстиниану удалось отбить у варваров территорию современной Италии вместе с Римом, часть Испании и южное побережье Средиземного моря. Почему византийцам так и не удалось там закрепиться?

О полном подражании Османской империи Византии говорить нельзя хотя бы потому, что это было мусульманское государство, основанное на других началах — например, турецкий султан считался халифом всех мусульман. Но Мехмед II Завоеватель, взявший Константинополь в 1453 году, в юности жил в византийской столице в качестве заложника и многое оттуда воспринял.

К тому же до этого турки-османы захватили в Малой Азии государство турок-сельджуков — Румский султанат. Но что означает слово «Рум»?

Именно тогда появилась идея симфонии — согласия государственной и церковной власти, позаимствованной Россией от Византии?

Совершенно верно. Так издревле на Востоке именовали сначала Римскую империю, а потом и Византию. Поэтому в системе власти Османской империи можно заметить некоторые византийские черты. От Константинополя, например, Стамбул воспринял идею безусловного господства над огромным пространством от современной Молдавии до Египта. Схожие признаки можно найти в управленческих аппаратах обоих государств, хотя все бюрократические империи немного похожи друг на друга.

«Лента.ру»: Известно, что термин «Византия» придумали европейские историки в эпоху Возрождения, а сами византийцы называли себя ромеями — то есть римлянами. Но была ли Византия естественным продолжением Древнего Рима, сохранившегося еще на тысячу лет?

Россия всегда очень этого хотела, но в самой Византии никогда не существовало концепции Третьего Рима. Наоборот, там считалось, что Константинополь навсегда останется Новым Римом, а другому никогда не бывать. К середине XV века, когда Византия стала крохотным и слабым государством на окраине Европы, ее главным политическим капиталом стало владение непрерывной тысячелетней римской имперской традицией.

После падения Константинополя в 1453 году эта традиция окончательно пресеклась. Поэтому никакое иное христианское государство, каким бы могущественным оно ни было, хотя бы в силу отсутствия исторической легитимности не могло и не может претендовать на статус преемника Рима и Константинополя.

Беседовал Андрей Мозжухин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(128):

1 234 ... +1
8 +0−0Абв Гдеж04:06:19
29/05/2019
-2 +0−0Victor Ivanov02:00:56
29/05/2019
Именно, что был православным.
Подтверждение тому - сохранившиеся до наших дней православный Колизей и православный Пантеон.
7 +0−0Сергей Ъ11:40:33
29/05/2019
-3 +0−0Nimrod Hasmonean10:25:14
29/05/2019
Потомки дикарей мечутся в поисках великого прошлого.
Вечный жuд, бреди дальше дорогами тысячилетий.
7 +0−0Иван Кедов05:33:00
29/05/2019
Опять Мозжухин вшэвого русофоба из чулана вытащил.)
7 +0−0Victor Ivanov02:03:04
29/05/2019
"Империя себя изжила" - это намёк на современную Россию в заголовке? Очередная попытка вложить в умы читателей нелюбовь к России и её истории?
4 +0−0Vasily Ivanov14:03:35
29/05/2019
" Москва-третий Рим " -очень вредное изречение, пропагандируемое некоторыми кругами . Достаточно хотя-бы тут прочитать чем и как закончили предыдущие "Римы ".
4 +0−0Jesse Pinkman08:34:56
29/05/2019
1 +0−0Газон Засиян08:04:04
29/05/2019
армянам алфавит создал Месроп Маштоц. Армянин. Так что фантазии этого "историка" (о том, что Византия "создала" (?!) алфавит для армян) - это что-то очень кислотное.
Маштоц создал свой алфавит в Эдессе на территории Византии, а буквы расставил как у греков.Без влияния византийцев не обошлось. "Историк" может быть упростил, но не соврал.
4 +0−0№-213075900:54:34
29/05/2019
Русофобская лента в своем репертуаре.Подлолое, предательское нападение Запада, захват и разграбление Константинополя практически
не упоминает. Борьбу католического Рима против православия то же преуменшает. А тот факт, что Москва после падения Константинополя,
фактически и стала ведущей православной державой- Третим Римом и вовсе отрицает.
3 +0−0Печальная Лошадка15:21:05
29/05/2019
-2 +0−0Jesse Pinkman15:13:27
29/05/2019
Если бы оно было "передовым", поляков бы не скрутили как детей великие державы. Польша была немощным государством, которое дербанили соседи еще до прихода ужасной Московии("Шведский потоп")
Поляки и сейчас живут лучше русских. А немцы еще лучше. Это значит, что в цивилизационном плане оба этих народа поимели московских богоносцев.
3 +0−0Печальная Лошадка14:55:05
29/05/2019
Комментарий удалён.
Весь ужас московской истории в том-то и состоит, что пусть плохонький, пусть окраинный и слаборазвитый, но все таки БЕЛЫЙ европейский народ веками управлялся самыми дикими, самыми бесчеловечными азиатскими методами и в результате превращен в безропотное и ни к чему не способное мычащее стадо, в манкуртов. Слава Московии!
3 +0−0Печальная Лошадка14:27:27
29/05/2019
-1 +0−0Jesse Pinkman14:12:51
29/05/2019
Вот это сейчас ты серьезно? Поставить на одну доску христианское, оседлое, славяноязычное государство с севера и Крымскую Орду? А ничего так, что Гиреи вели род от Чингизидов? А московские цари даже приняв ислам не смогли бы на наследство Орды претендовать?
Чингисхан был язычником и завещал потомкам веротерпимость. Его потомки-Чингизиды были и мусульманами, и буддисттами, и христианами как Сартак. Иван Грозный считался Чингизидом по одной из линий. Это все важно, но второстепенно.
ВАжнее для истории России то, что Москва копировала ордынский стиль управления и сама считала себя наследницей Орды.
3 +0−0Иван Васильевич09:21:43
29/05/2019
разграбление европейскими крестоносцами Константинополя в 1204 году это нож в спину. Это и есть отличительная черта западной культуры в целом
3 +0−0Groz Vertu01:05:55
29/05/2019
Мухосранско-Зажопинск - Четвертый Рим, пятому не бывать!
2 +0−0Horizon Desolate23:01:17
29/05/2019
0 +0−0Ig Mas09:26:37
29/05/2019
А разграбление Константинополя русским князем Олегом это какой нож?
кугут, Олег был язычником, ему было без разницы - что, кого и как. А крестоносцы - поголовно - христианами, разграбившие христианские же святыни.
2 +0−0Max 77716:49:39
29/05/2019
Нормально хоть написано, не предвзято.
2 +0−0Don Alberto16:42:59
29/05/2019
видишь статейку из ВШЭй - дальше можешь не читать
2 +0−0Алекс Юстас15:12:13
29/05/2019
-3 +0−0Jesse Pinkman15:06:34
29/05/2019
Такого идиотизма, как в РЕчи Посполитой, когда под феодализм нарисовали целую расовую теорию нигде не было. Шляхта - раса господ, потомки азиатов сарматов. Крестьяне - подневольное бы длол.
На момент когда немецкий и русский царек решили хапнуть Польшу это было самое передовое европейское государство в плане свобод и демократии. Первое в Европе и второе в мире государство с демократической конституцией и строем правления.
2 +0−0Печальная Лошадка14:48:15
29/05/2019
-4 +0−0Jesse Pinkman14:39:48
29/05/2019
Иван Грозный считался Чингизидом? Штааа?
Где и когда Москва себя считала наследницей Орды, майн готт? В каких документах это зафиксировано и на чем это утверждение основано?

Статью не читаем? Москва копировала в перв. очередь византийский стиль управления.

Да, иго сыграло свою роль, создав крайне централизованное государство. Но это было приспособлением для выживания, а не заимствованием у Орды. Что стало с теми частями Руси, которые объединиться не смогли показывает пример Беларуси и Украины, которых кошмарили великие державы до 20 века.
Важнее, что он себя им считал. Кстати и титул "Белый Царь", которым любили "представляться" на Востоке, он именно от Ак-Орды ("Золотая" она фигурально, а так то "белая", "западное крыло").
Пример Беларуси и Украины показывает только разность европейского подхода и азиатского "власть все, человек ничто", так любимого московскими властителями. А люди в Московии/России всегда были ничем, с уровнем жизни запредельно низким для "великой державы".
2 +0−0Алекс Юстас14:16:29
29/05/2019
0 +0−0Jesse Pinkman13:23:40
29/05/2019
Каноничный образец древнерусского языка, сплошь истинная славянская мова, ага. "Слово о полку Игореве".Написано кстати на Украине:
"Почнем же, братие, повЪсть сию отъ стараго Владимера до нынЪшнего Игоря, иже истягну умь крЪпостию своею и поостри сердца своего мужествомъ, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю ПоловЪцькую за землю Руськую."
Если хотите древнеславянским языком блеснуть, то и приводите соответствующие образцы вроде Радзивилловской летописи. А не 100 раз переписанные образцы сгоревшей книги, неизвестно кем написанной и сколько раз переписанной.
2 +0−0Алекс Юстас12:59:38
29/05/2019
-1 +0−0Jesse Pinkman12:44:02
29/05/2019
Дада, Казань, Астрахань, Сибирское ханство и Крымское слились в экстазе с Москвой добровольно и без кровопролития. По родству души исключительно. Боже, ну перечисли теперь признаки слияния Орды с Москвой. Московиты приняли ислам? Или стали поклоняться духу тенгри? Заговорили по тюркски? Начали вести кочевой образ жизни?
Таки да, русский язык ничего общего с древнеславянским не имеет и состоит из тюркских и прочих заимствований. Достаточно сказать, что все названия месяцев заимствованы из Рима, а посол, сарай и т.д. от Монголов. И монголы не принуждали своих даников менять божков. А вот сбор налогов и прочие управленческие вещи и обычаи, вроде целования сапог, были целиком насажены ордой.
2 +0−0Jesse Pinkman12:54:56
29/05/2019
-2 +0−0Алекс Юстас12:48:02
29/05/2019
Таки во времена описываемых событий Смоленск к княжеству московскому отношения не имел. И остальные государства это вообще-то и была русь. А вот Московия это скорее орда, чем Русь. И Рюриковичи не правили Москвой, а были наместниками монгольских ханов.
Да что ви гворите. Настолько не имел отношения, что выдержал несколько осад польско-литовскими войсками.

Ок, православная Орда, с оседлым населением, говорящим по-славянски. Испания вообще напрямую управлялась арабами. Твои выводы? ИСпания - это халифат?
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь