«Я не должна была рожать ребенка»

00:02 19/05/2019 Россия
«Я не должна была рожать ребенка»

В России не принято широко обсуждать тему послеродовых расстройств — психическое состояние женщины после родов редко заботит кого-то, кроме нее самой и ее близких. Педиатры и гинекологи на послеродовых осмотрах не задают вопросов о настроении, информация в интернете часто неоднородная, а знакомые могут вообще отрицать реальность послеродовой депрессии (самые популярные аргументы: «Депрессия случается с теми, у кого есть на нее время», «Это все от лени», «Надо просто отдохнуть» и лучший: «Наши бабушки в поле рожали — и ничего!»). По разным данным, с послеродовой депрессией сталкиваются от 10 до 20 процентов матерей. «Лента.ру» публикует отрывок из первой в России книги об этом расстройстве «Не просто устала. Как распознать и преодолеть послеродовую депрессию», вышедшей в издательстве «Индивидуум» у эксперта по коммуникациям, редактора и переводчицы Ксении Красильниковой.

Послеродовая депрессия — это аффективное расстройство, которое может случиться с женщиной вскоре после родов. Для него характерны чувство тоски, усталости и тревоги, которые не сменяются периодами хорошего настроения. Часто расстройство сопровождается симптомами клинической депрессии (изменения сна и аппетита, когнитивные нарушения, головные боли и другие соматические симптомы) и неспособностью наладить эмоциональную связь с ребенком.

«Я ужасная мать»

Как я уже сказала, у меня не получалось уснуть, даже когда такая возможность была. Я лежала, лишь изредка проваливаясь в недолгий беспокойный сон, и ощущала сильную тревогу всем телом — как будто по моим внутренностям ездил трактор. Ела я плохо и через силу — в обычной жизни я бы съела за один завтрак весь свой тогдашний дневной рацион. Я вернулась к весу, который у меня был до беременности, через полторы недели после родов, а потом скинула еще несколько килограммов.

Сын вызывал у меня множество разных чувств, но любви, которую я так ждала, среди них не было. Зато были страх, тревога и ужас. Я боялась каждого звука, который он издавал, а он, в свою очередь, практически не умолкал: если он не плакал, то постоянно стонал, кряхтел или ворчал. Любой звук отдавался в моем теле горячей тревожной волной, которую я ощущала физически. Я не испытывала даже умиления, хотя очень старалась расшевелить себя: практиковала baby talk («сюсюканье», повторение звуков, которые издает ребенок), делала с сыном селфи, целовала маленькие пятки и кулачки. При этом, конечно, я ухаживала за ним: механически готовила смесь, кормила, укачивала, отсасывала аспиратором сопли, меняла подгузники, капала капли в нос. Каждый цикл его бодрствования казался бесконечным, а когда он засыпал, облегчение приходило максимум на пять минут — почти сразу я начинала бояться, что он проснется.

С каждым днем мне становилось все хуже — я ждала, что сын вот‐вот почувствует мое отчуждение и нежелание быть с ним рядом. Было чувство, что он прекрасно понимает, что я испытываю, и осуждает меня. У меня не получалось избавиться от ощущения тяжести жизни и от навязчивых и опасных мыслей, которые так легко появлялись в моей голове. С каждым днем эти мысли становились все мрачнее:

«Я не создана для этого»;

«Мне ужасно-ужасно одиноко»;

«Я не заслуживаю любви»;

«Мой ребенок не получает необходимой ему материнской любви»;

«Я не должна была рожать ребенка»;

«Как вернуть все назад?»;

«Как мне вообще могла прийти в голову мысль завести ребенка?»;

«Это самая большая ошибка в моей жизни»;

«Я ужасная мать».

Я завидовала всем женщинам, которые, как мне казалось, справляются с материнскими обязанностями так, как будто они — естественное продолжение их личности. Я думала, что все остальные получают удовольствие от ухода за новорожденными. У меня же не оставалось ничего, кроме ужасных мыслей о будущем: на моей жизни, которая мне так нравилась, был поставлен крест; я никогда не смогу снова быть счастливой. А еще я завидовала мужу, который хотя бы имел возможность выйти из дома и заняться несемейными делами.

«Я не люблю его, а он не любит меня, — говорила я мужу. — Я так хотела этого ребенка, он такой красивый и такой беззащитный. Ему нужна моя любовь, но я не могу ее ему дать. Все вокруг уверены, что мне повезло родить прекрасного сына; одна я не могу разделить этой радости. Все так восхищаются им, а я могу только недоумевать и бояться оставаться с ним наедине. Мне никогда не станет лучше, я презираю себя и чувствую себя очень виноватой, но ничего не могу с этим поделать. Я просто не создана для материнства. Мне грустно, страшно и противно, и я не хочу так жить».

Убежищем представлялась работа. Я хваталась за фриланс при первой удобной возможности: когда я работала, я могла отвлечься, и становилось легче.

Я сразу обратилась к нескольким психологам, но ни один не заподозрил у меня послеродовой депрессии — а может, заподозрил, но не сказал об этом мне. Сначала я пошла к специалисту, с которым работала еще до свадьбы. Мы поговорили по скайпу, и он предложил мне несколько способов работать с переживаниями. Помню, что не могла сдержать рыданий и проплакала почти весь разговор. (Уже позже, когда я попросила у него контакты психиатра, он извинился за то, что не заподозрил у меня серьезных проблем.) Потом я пообщалась по телефону (тоже сквозь слезы) с психологом, которая советовала мне не прерывать грудное вскармливание и пить больше пустырника. Как я сейчас понимаю, беби‐блюз, который бывает почти у всех молодых мам, без специфических вопросов действительно сложно отличить от тяжелой депрессии. Я постоянно ждала, когда кто‐то из профессионалов или близких людей скажет, что мне пора обратиться за медицинской помощью.

В одно утро я очнулась от своей беспокойной дремы. Сын и муж спали. Два часа я лежала, прислушиваясь к своему внутреннему трактору. Трактор, он же тревога, подкинул мне совсем плохие мысли.

Помню, как в один момент я стала обдумывать, какую табуретку поставить на балкон, чтобы было удобнее с него спрыгнуть. Эти мысли были очень рациональными и практичными — мне нужно было как‐то выйти из этого замкнутого круга, и я, кажется, понимала как. Когда я рассказала о своих мыслях мужу, он спросил: «Неужели ты хочешь оставить меня без жены, а ребенка без мамы?» В ответ я могла только плакать.

И тут я поняла. То, что происходит у меня в голове, называется суицидальные мысли. Это значит, что за последние дни мое состояние опять ухудшилось. Моя здравомыслящая часть, надрываясь, кричала: «Психиатр! Таблетки! Лечение!»

Здесь я должна снова сказать спасибо своим близким: они не просто не обесценили мои переживания — они поддержали меня со всех сторон. К вечеру у меня был список из двадцати проверенных специалистов. В итоге я проконсультировалась с тремя психиатрами, которые были готовы принять меня на следующий день (мне важна была срочность, потому что больше я терпеть не могла). Помню, что позвонила одной женщине‐психиатру и обратилась к ней по имени (нужно понимать, что мне в тот момент разговаривать‐то было сложно, не то что снять трубку). Она одернула меня и сказала, что к ней можно обращаться только по имени и отчеству. А потом объяснила, что в ближайшие дни принять меня не сможет и что я могу обратиться в районный психоневрологический диспансер.

На всех трех консультациях я плакала и с большим трудом подбирала слова. Два психиатра рекомендовали госпитализацию и лечение в стационаре. Оба акцентировали мое внимание на том, что депрессия, в том числе и послеродовая, — это расстройство, которое может случиться с кем угодно: неважно, сколько вам лет, насколько вы умны, талантливы или успешны, как вы готовились к появлению ребенка и сколько у вас жизненной силы.

Я не ожидала, что мне предложат ложиться в больницу, но в тот момент «побег» казался настоящим спасением. Третья специалистка сказала, что видит у меня не самую тяжелую депрессию и готова прописать антидепрессанты, а необходимости в госпитализации, по ее мнению, нет (я обсуждала с ней предложение других психиатров). Она могла выделить всего полчаса на общение со мной, все время подгоняла меня, и мне было трудно описывать свое состояние: я смотрела в одну точку и мямлила. Я не почувствовала с ее стороны эмпатии и сострадания. Мама, которая была со мной на всех консультациях, скорее была готова поверить врачам, рекомендовавшим больницу. Так я начала лечить послеродовую депрессию.

Мне повезло: в итоге я сумела попасть к профессиональным психиатрам, которые по‐настоящему любят свою работу. Со мной обращались очень бережно, мне подробно рассказывали обо всех этапах лечения и свойствах лекарств, так что я всегда понимала, что именно со мной происходит и почему. Это был долгий и очень трудный путь, но я прошла его до конца.

Как говорить со специалистом о депрессии

Ниже я собрала подсказки, которые помогут вам выстроить общение с профессионалом, занимающимся послеродовыми состояниями, так, чтобы оно было максимально эффективным. Они подойдут для разговора с любым специалистом, будь то психолог-консультант, психотерапевт или психиатр.

— Подготовьтесь к встрече. Узнайте о послеродовой депрессии как можно больше — тот, кто проинформирован, как правило, задает более продуктивные вопросы.

— Заранее запишите свои симптомы и связанные с ними вопросы специалисту, чтобы точно ничего не забыть. Подготовьте рассказ о своем анамнезе — обязательно сообщите консультанту о предыдущем депрессивном опыте, если он у вас был.

— Не бойтесь открыто говорить о своих чувствах, но будьте как можно более конкретны. Подробно рассказывайте о том, что вы испытываете, даже если вам кажется, что ваши чувства слишком тяжелые, чтобы их озвучивать. Помните: все это — признаки болезни, а не свидетельство отсутствия материнских способностей.

— Пусть вас не останавливает то, что о вас могут плохо подумать, — говорите все, что считаете нужным сказать. Специалист не назовет вас сумасшедшей или плохой матерью, зато неискренность может помешать получить ту помощь, которая вам сейчас нужна. Мне было стыдно рассказывать чужим людям о своих страшных, в том числе суицидальных мыслях, но в итоге именно это помогло врачу подобрать мне лекарственную терапию.

— Если психотерапевт или психиатр предложит вам медикаментозное лечение, обязательно обсудите с ними все свои страхи, даже если они кажутся вам глупыми. Это ваше тело, и вы вправе узнать, что будет с ним происходить, прежде чем начнете принимать препараты.

Уточните, какие побочные эффекты может вызывать средство. Учтите, что, если вам предлагают «чудо-пилюлю» без рисков, скорее всего, в ней просто нет действующего вещества. А вот подобрать эффективный препарат с минимальными побочными эффектами — вполне достижимая цель. Если вы кормите грудью, имейте в виду, что практически все лекарства оказываются в грудном молоке в той или иной концентрации. Впрочем, некоторые антидепрессанты совместимы с грудным вскармливанием (подробнее об этом читайте в главе о медикаментозном лечении).

— Если вы получили рецепт, не забудьте договориться со специалистом о следующей встрече — важно, чтобы он отслеживал, как вы переносите лекарства, и наблюдал за динамикой вашего состояния.

— Если вам кажется, что специалист неверно реагирует на ваши вопросы или преуменьшает их значимость (и тем более осуждает вас), — ищите другого. Вы можете сказать об этом прямо и даже попросить его или ее порекомендовать вам нового консультанта.

— Если чувствуете, что вам нужна поддержка близкого человека, попросите кого-то сопроводить вас на первые консультации психиатра (это допустимо на первой сессии, когда пациент и его родственники описывают проблему, но недопустимо в дальнейшем, так как препятствует налаживанию контакта с терапевтом). Это хороший способ перепроверить информацию, которую вы получаете от консультанта, и позже прояснить непонятные моменты. На первые приемы я ходила со своей мамой, и она мне очень помогла: подбадривала, когда мне было трудно говорить, задавала врачам вопросы, до которых я бы сама в том состоянии не додумалась, просила подробнее рассказать про их оценку моего состояния, предстоящую госпитализацию, сроки и перспективы лечения. Конечно, сначала я беседовала с врачами один на один, но потом к разговору присоединялась мама.

— Определитесь, чего вы хотите. Цели должны быть конкретными и измеримыми, например: «Стать активнее и в день выполнять хотя бы по одному делу», «Начать ухаживать за собой и ребенком», «Встречаться с друзьями раз в неделю».

Спустя несколько сеансов оцените, отвечает ли специалист вашим требованиям. Вы вправе ожидать от своего консультанта профессионализма и поддержки и должны быть полноправным и активным участником процесса своего лечения (задавать любые, в том числе «неудобные» вопросы, делиться самым трудным, знать подробности о стратегии и перспективах процесса).

«При встрече с ребенком ей становилось еще хуже, чем до»

Одним из героев книги стал муж Ксении Красильниковой Данила. В тот момент, когда Ксения отправилась на лечение, он оказался вынужден уйти с работы, чтобы полностью взять на себя заботы о новорожденном сыне. Он рассказал «Ленте.ру» о том, как это было и почему теперь всегда узнает у молодых родителей, не нужна ли им помощь.

Данила, 31 год

Я слышал о существовании послеродовой депрессии, но, разумеется, без подробностей — и не думал, что это хоть как-то может коснуться нас. После выписки из роддома я заметил, что с женой что-то не так. Она невероятно исхудала, была совершенно белой, часто плакала. Ксюшу все время что-то тревожило, она признавалась, что не понимает, что с ней, жаловалась, что не справляется с материнством, что не испытывает чувств к нашему ребенку. В какой-то момент она почти перестала есть и не могла уснуть, даже когда была смертельно уставшей и сын спокойно спал.

Но я отгонял от себя подозрения — решил, что ее тяжелое состояние вызвано постоянным недосыпом, восстановлением после родов, переживаниями за здоровье сына и сложностями с кормлением. Она плохо спала еще во время беременности, поэтому трудности со сном не показались мне симптомом жуткой болезни.

Однажды утром моя любимая жена сказала, что хочет покончить с собой.

Я позвонил сестре жены и их маме. Думать я не успевал, я просто действовал. Мы начали искать контакты психиатров, информацию — ее почти не было, разбираться в разных вариантах лечения. Вскоре жена легла в больницу. На поправку она шла очень медленно. Иногда ее отпускали домой на выходные, но при встрече с ребенком ей становилось еще хуже, чем до.

Больница, где лечилась жена, оставляла гнетущее впечатление: старые стены и полы, палаты, где кровати стояли почти вплотную. Нигде нет розеток, двери не закрываются, туалет и душ без дверей. Навещать жену я почти не мог — почти все время, что она провела в больнице, там был карантин по гриппу. Мы редко виделись — в основном смотрели друг на друга через дырку в заборе.

Почти три месяца мы с Илюшей были один на один. Помню, что главным моим чувством все то время была ответственность. Любовь и забота появлялись уже после. Ребенок с самого рождения ищет себе взрослого, к которому он привязывается. Он был все время со мной и не знал свою маму, я был главным взрослым в его жизни. Чаще всего мне хватало терпения, чтобы удовлетворить все его потребности. Я чувствовал, что должен дать ему любовь, ласку, тепло и безопасность за двоих. Иногда ко мне приезжали родственники, но в целом я проводил с ним сто процентов времени. Было тяжело от постоянного «дня сурка», от долгой и холодной зимы, от того, что не оставалось времени на себя. Но переживания быстро проходили: стоило хоть немного отоспаться, и мне становилось легче.

Когда жена окончательно вернулась к нам из больницы, сыну было тяжело принять еще одного человека. Это был долгий путь, когда Ксюша постепенно подбиралась к нему, и он наконец-то ее распознал и принял как свою маму.

Я не считаю себя героем, мне кажется, что каждый любящий муж поступил бы на моем месте так же. Я многое о себе понял после этого опыта: узнал, что я сильный и выносливый человек, и это теперь придает мне уверенности. Сейчас, если я сталкиваюсь с какими-то сложностями, я сразу понимаю, что со всем можно справиться: по сравнению с тем, через что мы прошли как семья, через что прошла жена, мне многое кажется незначительным. Конечно, было бы здорово, если бы в России отцам можно было не оставлять свою работу при таком форс-мажоре, а давался какой-то оплачиваемый отпуск. Будем надеяться, что и это когда-нибудь произойдет.

Мне кажется, что на уровне страны пора раскрыть глаза на тему послеродовой депрессии. У нас до сих пор не верят в ее существование, еще меньше специалистов умеют распознавать этот диагноз и назначить адекватное лечение. Нам повезло, что мы в Москве, а что происходит в регионах? Мы не единственные, кто через это прошел, просто мы одними из первых об этом рассказываем — многие боятся говорить о таком опыте. Но если занозу вытащить — станет легче. Если кому-то наша история и книга моей жены поможет — это замечательно.

Теперь, когда у друзей и знакомых рождаются дети, я всегда спрашиваю: как вы? Как вы себя чувствуете? Вам нужна помощь? Сейчас многие узнали про то, что с нами случилось, пишут в личку, задают вопросы, я рад, что могу что-то сказать, ободрить, посоветовать. Если все держать в себе, можно выгореть.

Если бы я мог дать совет тем, чьи жены столкнулись с послеродовой депрессией, я бы сказал: не отчаивайтесь, следуйте советам врачей и специалистов — даже если вам кажется, что ничего не помогает. Нужно поддерживать жену в любых обстоятельствах и не стесняться принимать помощь со стороны.

Важность поддержки друзей и близких невозможно переоценить. Ко мне приезжали, когда я не спал по трое суток, чтобы я мог вырубиться и не беспокоиться за Илью. Ко мне приезжали к семи утра, чтобы я мог выбежать из дома по срочным делам. Наверное, если бы мы сразу написали публично в своих соцсетях о том, что с нами происходит, помощи было бы еще больше, просто об этом знали только самые близкие. Спасибо нашим друзьям за поддержку.

Еще надо верить, что этот период обязательно кончится. Так случилось у нас, и так будет у каждой семьи, столкнувшейся с послеродовой депрессией.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(70):

4 +0−0Октопус Осьминогов20:55:24
19/05/2019
3 +0−0Alexandr Bobrov20:18:21
19/05/2019
Авторка... Лента просто полна идиoтами.
Авторка вместе со своей мужчинкой написала книжку о болячке!
Больше феминитивов хороших и разных, они очень нравятся редакторке и модераторке ленты.
4 +0−0Алексей Сенин11:23:52
19/05/2019
-2 +0−0greg breg09:38:34
19/05/2019
Не возражаю. Лишь бы существительное было нужного рода, а форма не так и важна.
Вы со своим феминизмом совсем чокнулись уже.
4 +0−0SuperOniichan05:03:26
19/05/2019
15 +0−0Trybadur X01:07:39
19/05/2019
Каждый раз, сталкиваясь с безграмотностью редакторов Ленты, я думаю, что они наконец-то достигли дна. Но меня всякий раз убеждают, что дно у безграммотности, видимо, такое же гибкое, как дно нашей экономики.
Я вам даже больше скажу, я на прошлой неделе видел это слово в заголовке статьи на фильмру. Видимо одни и те же люди в разные издания пишут.
4 +0−0Reed01:06:34
19/05/2019
Пишите грамотно - авторша или авторесса. Нет смысла выдумывать феминитивы которых в языке никогда не было, они не приживутся и через год о них все забудут, а вам будет стыдно и смешно.
Где сейчас все те клоуны которые в прошлом году "крайними" в очереди были? Там же, пополнили аннaлы истории.
3 +0−0Alexandr Bobrov20:18:21
19/05/2019
Авторка... Лента просто полна идиoтами.
3 +0−0karl18:53:49
19/05/2019
Авторка????!!!!!
3 +0−0Хрюн Моржов16:04:12
19/05/2019
Корректорка сайта, ты меня огорчаешь. Почему такие грубые ошибки в подзаголовках статей пропускаешь?
3 +0−0Еврейский фашизм Дерьмоленты должен быть уничтожен, Тодоров...11:36:49
19/05/2019
-7 +0−0greg breg09:43:25
19/05/2019
Дичь, навеянная дурацкой статьей. Много видел женщин после родов, никто не прыгал с балкона. Напротив, новоиспеченные мамаши очень рады, и даже ночные бдения с малышом настроения им не портят. Женщина стала матерью, для неё это радость, реализация инстинкта.
Какие нафиг суицидальные настроения, что ты несешь?
Ещё один непонимающий всезнайка (ты).
3 +0−0Мария Арканум10:15:46
19/05/2019
3 +0−0Людмила Кудрявцева09:39:06
19/05/2019
Все правильно.Я сама прошла через такой же ад.Никто мне не помогал.Я просто знала от мамы,что у некоторых женщин после родов бывают такие состояния.Я сразу же сказала своему отцу,что могу покончить с собой и надо лечиться у психиатра.Лечение долгое,но все же правильно,что легла в больницу.Это состояние у многих потому,что в период беременности вырабатываются внутренние эндорфины-гормоны радости,эйфории,т.к. это природный механизм,чтобы женщина полюбила своего ребенка в утробе.При родах резко уменьшается гормоны радости и наступает "ломка",как у наркоманов.Такое же состояние безысходности,бессонница и суицидальные мысли.Однозначно,что все женщины должны обследоваться после рождения ребенка у психиатров и в необходимых случаях ложиться на лечение.Сколько было случаев суицида .когда матери прыгали с балконов вместе с детьми!Но пока проблема не решается.Родственники часто не понимают женщину,считают,что беременность-это не болезнь.Это измененное состояние,типа наркомании.И если не лечить женщину после родов,то запросто все окончиться как у наркомана-суицидом!
у меня был, похоже, всего лишь беби- блюз, я боялась ребенка, хотя и любила его, боялась сделать что-нибудь не так, что он заболеет, поранится, умрет, я спала по 4-6 часов урывками, к 3 месяцу я ходила во сне с коробом от коляски, я думала, что схожу с ума. Я забывала про плиту, там то сгорало, то заливало и шел газ. В доме беспорядок, я ничего не успеваю, мне никто не помогал. Никто не навещал. Интернета и сотовых тогда не было. Слава богу, у меня очень сильный характер. К 6 месяцу я выбралась, но я понимаю, как тяжело может быть другим.
3 +0−0Людмила Кудрявцева09:39:06
19/05/2019
Все правильно.Я сама прошла через такой же ад.Никто мне не помогал.Я просто знала от мамы,что у некоторых женщин после родов бывают такие состояния.Я сразу же сказала своему отцу,что могу покончить с собой и надо лечиться у психиатра.Лечение долгое,но все же правильно,что легла в больницу.Это состояние у многих потому,что в период беременности вырабатываются внутренние эндорфины-гормоны радости,эйфории,т.к. это природный механизм,чтобы женщина полюбила своего ребенка в утробе.При родах резко уменьшается гормоны радости и наступает "ломка",как у наркоманов.Такое же состояние безысходности,бессонница и суицидальные мысли.Однозначно,что все женщины должны обследоваться после рождения ребенка у психиатров и в необходимых случаях ложиться на лечение.Сколько было случаев суицида .когда матери прыгали с балконов вместе с детьми!Но пока проблема не решается.Родственники часто не понимают женщину,считают,что беременность-это не болезнь.Это измененное состояние,типа наркомании.И если не лечить женщину после родов,то запросто все окончиться как у наркомана-суицидом!
2 +0−0J B19:56:39
19/05/2019
Какая в ж... "авторка"? Авторки - это безграмотные и безмозглые журналисты ленты. Русский начнёте учить когда-нить??
2 +0−0Геннадий Плоткин15:28:26
19/05/2019
-7 +0−0Фёдор Володько09:20:48
19/05/2019
И ни одного коммента по теме, всех идиотов привлекла"авторка"!))))
Видишь ли, тема интересная, важная, но я даже читать не стал, ибо использование в самом начале несуществующего термина "авторка" - показатель непрофессионализма редакции.
2 +0−0Еврейский фашизм Дерьмоленты должен быть уничтожен, Тодоров...14:32:50
19/05/2019
0 +0−0Марина Новик-Золотова12:36:52
19/05/2019
Очень адекватный и, кстати, интересный взгляд на эту проблему. Моя послеродовая депрессия затянулась почти на 4 года. Всё из-за обесценивания родственников и моего слабоволия (послать всех лесом и действительно над этим работать). Но очень интересный подход: это реально как наркотик. Всё вокруг тебя вьются, помогают, поддерживают, ребенок внутри толкается - это тоже радостно, тоже эйфория, волосы становятся гуще, растут лучше, почти перестаешь болеть (витамины/гормоны) и т.д. А после родов всё внимание ребёнку: ты становишься использованным инкубатором, никому неинтересно, что после родов у тебя артроз из-за сходящихся обратно тазобедренных суставов, из-за которого ты физически не можешь пойти погулять или искупать ребёнка (а помощь никто и не предлагает: ты мать, ты обязана), депривация сна по полной программе, лактостаз (адская боль в груди), а также боль при кормлении. А потом выпадают волосы клоками, под глазами синяки, зубы крошатся... Ты себя теряешь и начинаешь выгорать. Мне понадобился год психотерапии чтобы более менее привести себя в порядок. А те, кто с лёгкостью здесь обесценивает материнство - просто с этим не сталкивались. Нужно быть очень сильным и мужественным человеком, чтобы на это решиться. А решиться второй раз - тем более. (Второго жду со дня на день). Хороший совет: ни от кого ничего не ждать и требовать с родственников по полной программе: обещали помогать - вперёд. И учиться хамить и пресекать обесценивание в свою сторону.
Всех надо образовать в этом плане - и женщин, и особенно мужчин, т.к им вообще не с чем, как правило, сравнить.
- все должны знать и понимать, что это такое и быть готовыми психологически к этому.
Если есть понимание, дружба, сотрудничество, любовь это продолевается "нараз".

Когда знания и понимания нет, нет готовности, все может доходить до ужасающих вещей... - вроде того случая, где пятилетнюю девочку неумеющую разговаривать нашли (кажется, мама её бросила в лесу...) и вся квартира, как помойка... Это уже крайние случаи, но они наглядны...
2 +0−0Ivanov Ivan07:57:48
19/05/2019
11 +0−0drBuben01:06:46
19/05/2019
Ребенок заголовок писал. Авторка, докторка, адокатка, водителька, врачишка. И далее можно продолжать. Или автор чех.
Но бедный русский язык, как его уродуют в угоду моде.
Интересно, а как назвать бойцов женского ММА - боецки?
2 +0−0otesanek goes live06:22:47
19/05/2019
4 +0−0Reed01:06:34
19/05/2019
Пишите грамотно - авторша или авторесса. Нет смысла выдумывать феминитивы которых в языке никогда не было, они не приживутся и через год о них все забудут, а вам будет стыдно и смешно.
Где сейчас все те клоуны которые в прошлом году "крайними" в очереди были? Там же, пополнили аннaлы истории.
насчет авторессы согласен, насчет крайнего в очереди - нет. Напр., у нас в Поволжье я это еще 25 лет назад запомнил как синоним, у нас 50 на 50 говорили "кто последний?" и "кто крайний?", но это касалось только очередей, в других случаях такой синонимии не было, и такие замены режут слух (напр., "в крайний раз", как некоторые выражаются).
1 +0−0Георгий Бойцов21:56:12
19/05/2019
Кто авторка данного набора слов, которого нам подсунули под видом статьи? Почему данная авторка не указана? Мы должны знать в лицо своих героинек!
1 +0−0Хрюн Моржов15:59:22
19/05/2019
1 +0−0Bender Rodriguez15:25:50
19/05/2019
Выделяйте слово авторка и жмите Ctrl+Enter
Кстати да, хорошая идея. Надо устроить флешмоб и научить их русскому языку. Отправил им.
1 +0−0VASYL va191315:48:00
19/05/2019
-4 +0−0turnbuckl turnbucklov09:58:17
19/05/2019
Извините, дамочка, но мне вы кажетесь дурындой. Она прошла через ад, видите ли. Сколько видел рожениц, все какие-то окрыленные, одухотворенные. Теперь она мам, теперь у неё ребенок, она подарила жизнь. А у этой болванки - ад.
Автор - авторка, болван - болванка. В таком смысле.
Умный,самый.У моей жены послеродовой депрессии ,которая продолжалась год ,нашли потом рассеянный склероз,который вроде не в теме к послеродовой депрессухи ,но не подтвердить ни опровергнуть никто не может. И это 2 ребенок в семье , а не первый
1 +0−0Bender Rodriguez15:25:50
19/05/2019
Выделяйте слово авторка и жмите Ctrl+Enter
1 +0−0Еврейский фашизм Дерьмоленты должен быть уничтожен, Тодоров...11:40:25
19/05/2019
0 +0−0greg breg09:12:49
19/05/2019
Продолжай. Интересная особь в отряде приматов, будем изучать.
Это мне говорит убогий гоминид, не понимающий, что послеродовая депрессия - медицинский диагноз, имеющий химико-физиологичесаую основу?..
- ну ты клоун...)))
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь