Душманский блюз

00:01 10/05/2019 Культура
Душманский блюз

На экраны выходит «Братство» Павла Лунгина — настроенная на честный разговор об Афгане военная драма еще до проката собрала солидную коллекцию черных меток от русского мира: начиная с гавканья Никиты Михалкова, снесшего премьеру на закрытии ММКФ, и публичных истерик вожаков ветеранских организаций и заканчивая показательной поркой в исполнении Минкульта, который посчитал фильм недостойным святого праздника Дня Победы и отложил релиз на один день. Пусть лают — тем нагляднее попадание Лунгина в нерв не только советской, но в первую очередь современной русской действительности.

Кабул, 1988 год. Сквозь помехи в радиотрансляции пробивается торжественная дикторская чеканка: «Советский Союз выполнил свою миротворческую миссию в Афганистане». Трясущимся по афганской степи полковнику КГБ Митричу (Кирилл Пирогов) и его коллеге-переводчику Володе (Федор Лавров) покой, впрочем, еще даже не начал сниться. Тут без пяти минут дембеля со скандалом обули героиновый караван на полмиллиона афгани, там сбитый из новенького американского стингера летчик парашютировал прямиком в плен к непримиримому вождю моджахедов Хашему — да еще и оказался сынком рулящего ближайшей дивизией генерала (Виталий Кищенко). Родитель, конечно, психует, грозя неосторожной операцией сорвать и без того робкую надежду кагэбэшников на грядущие переговоры с Хашемом — тот держит ключевой на пути в Таджикистан перевал Саланг, а значит, легко может превратить выход советских войск в адскую кровавую бойню.

Тем временем воины-интернационалисты попроще продолжают умирать среди величавых афганских пейзажей — те же, которым везет обмануть душманскую пулю или растяжку, ведут здесь сумеречное, почти потустороннее по оторванности от нормы существование. Те самые деды-рэкетиры легко расстаются с наживой ради двухкассетного магнитофона («Panasonic хочу», — настаивает на барахолке ухарь в убедительном исполнении Александра Кузнецова) — и тут же чуть не лишаются его в драке с собственными сослуживцами из спецназа. Меланхоличный старлей только из училища (Антон Момот), вступившись за пехоту в этой абсурдной схватке, тут же обретает прозвище Грек и приглашение в разведотряд. Ушлый прапор Абдусаламов (Ян Цапник), надеясь напоследок заработать на японский телек, дает моджахедам обещание стянуть с базы гранатомет — но, чур, деньги вперед. Разброд и шатания только усиливают абсурд последних дней войны. Вот трясется на броне БТР, задавая служивым глупые вопросы и поминая академика Сахарова, тюфяк-журналист — мечтает снять на свою камеру честный репортаж с передовой. А вот из еле спасенного «Панасоника», привязанного бечевкой к той же броне, благословляет на очередную зачистку голос Егора Летова.

Все идет по плану? В этом кино — только в виде саркастического, обнажающего жуткий, безыдейный хаос Афганской войны комментария. Пытаясь соответствовать своему противоречивому историческому материалу, «Братство», снятое Павлом Лунгиным по сценарию сына режиссера Александра, и само демонстративно избегает сквозных сюжетов и выстроенных по правилам из учебников драматургии трехактных интриг. В этом плане фильм Лунгина — прямая противоположность предыдущего подхода русского кино к афганской теме, «9 роты» Федора Бондарчука. Если тот выжимал эмоции простыми контрастами — свои — чужие, смерть — жизнь и так далее — то Лунгин осознанно оперирует в серой зоне: в его картине по-хорошему нет ни правых, ни виноватых, ни духоподъемных подвигов и героических самопожертвований. Неудивительно, что в сущности, нет здесь и полноценных, образцовых героев (в значении — протагонистов): фильм перебежками мечется по многофигурью персонажей, то укрупняя внимание к одному из них, то теряя его из вида.

Такой подход определяет некоторую рыхлость, хаотичность структуры — но, кажется, в этой фрагментарности есть и высшая логика: фрагментарным, в сущности, остается и восприятие Афгана теми, кто там не был. Что же касается тех, кто там был, то «Братство» и не занимается их приукрашиванием (нигилизм солдат в отношении миссии, которую они в чужой стране выполняют, очевиден с первых кадров, — если кто здесь постепенно и расстается с иллюзиями о службе родине, так это офицеры), но и не скрывает уважения перед ними, в итоге заполняя историю сложными персонажами. Не кажется при этом надуманным и слово, вынесенное Лунгиным в название картины — просто речь здесь идет о единении не назывном, идеологическом или национальном, а выстраданном плечом к плечу на линии огня. И даже по противоположные линии фронта — лидер моджахедов, воспитанный на «Молодой гвардии» Фадеева, по принципам и патриотизму оказывается ближе к герою Пирогова, чем, например, генерал собственной армии.

Сдержанность «Братства», идеологическая и структурная, особенно подкупает тем, что несколько последних фильмов Лунгина ее были откровенно лишены. Это, впрочем, не значит, что режиссер совсем обходится без широких, жирных мазков. Какие-то из них — вроде сцены с попавшей в западню советской колонной, в которой был грузовик усыпавшей теперь и мертвых, и живых муки — оказываются здесь наиболее мощными, почти программными. Другие решения Лунгина — как, например, навязчивый символизм самодельного кораблика, врученного пленным летчиком афганскому ребенку — кажутся уже слишком перегруженными, чрезмерными. Можно, впрочем, заметить, что чрезмерной, часто гротескной и даже пошлой была сама та война — и наверное, есть что-то достойное в том, чтобы стремиться снять на такую тему кино в первую очередь честное, а не идеально выдержанное в рамках хорошего вкуса или любой ценой зрелищное. «Братство» при всех своих недостатках получилось фильмом, именно что честным.

«Братство» в прокате с 10 мая

Денис Рузаев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(46):

1 2 3+1
0 +0−0Либемразь Must Die22:52:58
10/05/2019
-6 +0−0S Cherednyk07:30:33
10/05/2019
Смотрите " Киборги ", вслушивайтесь в текст.

Рекомендую всем...
какой там текст... выли как полузадушенные собаки из подвала... пока не поздыхали
0 +0−0Либемразь Must Die22:51:26
10/05/2019
-1 +0−0Илья Павлов18:47:12
10/05/2019
Денис Рузаев, зачем ты гавкаешь?
в Шпротляндию захотел, лавров медузы взалкал
0 +0−0Либемразь Must Die22:50:34
10/05/2019
6 +0−0tsikoriy tsikoriy09:55:53
10/05/2019
Ну, да. Фильм, конено, не "т34" и не те, что крутят по телеаналу "звизда". Иди шейнина послушай.
наоборот, такое же фуфло (см 1-ю фотку) только с обратным знаком
0 +0−0Либемразь Must Die22:48:11
10/05/2019
4 +0−0Liberum Mortis08:45:54
10/05/2019
Блестящая рецензия, спасибо, Лента!
если такая падаль как ты глотает слюни, я это дeрьмо смотреть точно не пойду, мне его говенных работ из 90-х хватило... баста гoвна не ем
0 +0−0Дерьмолента - ино-агент21:28:19
10/05/2019
либеробыдло опять пытается нас убедить, что СССР в Афгане "проигнрал"...
- предательство, предательство и еще раз предатльство
и ничего кроме ПРЕДАТЕЛЬСТВА...

Путин когда-нибудь все равно отойдет от дел и ельцин-центры получат подобающее ему наименование:
- Музей памяти жертвам жыдовского геноцида над русскими в "девяностые"
ну и трибунал по Горбатому и ельцын-пьяни...
0 +0−0MHe_nJIoxo_c_yTpa20:36:21
10/05/2019
не смотрел, но осуждаю
0 +0−0Кастусь Каліно́ўскі20:19:33
10/05/2019
Кинофюрера всея Окуркии Михалкова надо гнать в три шеи. Он бездарный сынок своего папаши - холуя Сталина - и стал таким же как отец - холуем окурка.
0 +0−0Тахир Sh19:06:39
10/05/2019
Хороший фильм значит если Михалков гавкает..
0 +0−0Тахир Sh19:02:14
10/05/2019
1 +0−0Michael Beck15:01:16
10/05/2019
странно что гавкает Михалков, который и сам УГ-фильмы про войну клепал. уж чья бы корова мычала, как говорится)
Танков под парусами не было, вот он гавкает ))
0 +0−0Ramzes5517:27:32
10/05/2019
5 +0−0База Спокойствия06:06:00
10/05/2019
Лунгин умеет снимать по-настоящему прогрессивные картины. Один из немногих российских режиссеров, чьи фильмы можно пересматривать по много раз.
Если уж бесосос мигалков погавкал, то точно фильм отличный!
Лучше рекламы не придумать
0 +0−0Michael Beck15:05:32
10/05/2019
надеюсь тут не будет кадров как иконками мосты сносят. а то у Лунгина какая-то особая страсть к этому благолепию христианскому... в этом он неожиданно близок к товарищу Михалкову.
0 +0−0chepiga mishkin13:58:41
10/05/2019
Рузке поцреоты уже посмотрели данную киношку - до премьеры. И осудили хором.
0 +0−0bypassed bypassed11:12:40
10/05/2019
4 +0−0Liberum Mortis08:45:54
10/05/2019
Блестящая рецензия, спасибо, Лента!
ничтожество нацарапало для ничтожнств.
0 +0−0bypassed bypassed11:10:44
10/05/2019
....истерик вожаков ветеранских организаций ...

вот пaскyда.
0 +0−0serge vernam10:47:29
10/05/2019
6 +0−0tsikoriy tsikoriy09:55:53
10/05/2019
Ну, да. Фильм, конено, не "т34" и не те, что крутят по телеаналу "звизда". Иди шейнина послушай.
Неумный хам, к тебе я обращаюсь: подожди, в том числе и "звизда" этот правдивый по самое некуда фильм тоже будет крутить.
0 +0−0Евгений Прудников08:42:07
10/05/2019
-1 +0−0serge vernam01:49:23
10/05/2019
Почему-то мне думается, что ничего путного он не наснимал. За что бы ни взялись современные киношники в России, у них получится лажа. И тем эта лажа хуже, возмутительнее, тем больше она вызывает ярости и желания убить авторов, чем пафоснее они ставят перед собой задачи. Правду он, видите ли, хочет рассказать. А кому нужна твоя правда? И что ты сам-то знаешь?
Кто там был, тому рассказывать о той войне не требуется, а кто не был, тем незачем в это вникать. Пусть живут и ни о чём не думают, как все нормальные люди. Пусть совсем ничего не знают, чем будут представлять себе реальность по фильмам.
И что ещё коробит , так это примазка к 9 мая. Причём тут 9 мая? Почему не 15 февраля?
Что-то дурно пахнет от этого правдоруба.
Тем кто не был как раз и надо вникать, что бы не вляпаться в какой-нибудь очередной интернациональный долг.
0 +0−0S Cherednyk07:28:57
10/05/2019
0 +0−0Vitaly Sergeev06:13:47
10/05/2019
Дениска и его пафосная блевотина, пишет так как будто диплом на пятерку на журфаке сдать пытается. Рузайсик пытается всегда крайне натужными попытками поставить себя как свехвеликого кинокритика. Выглядит от этого чмошно и уныло
Я так не думаю, он подтягивает и повышает уровень литературной культуры
0 +0−0Vitaly Sergeev06:13:47
10/05/2019
Дениска и его пафосная блевотина, пишет так как будто диплом на пятерку на журфаке сдать пытается. Рузайсик пытается всегда крайне натужными попытками поставить себя как свехвеликого кинокритика. Выглядит от этого чмошно и уныло
-1 +0−0Илья Павлов18:47:12
10/05/2019
Денис Рузаев, зачем ты гавкаешь?
-1 +0−0Timur vtoroi06:23:51
10/05/2019
Мля похоже это будет очередная либераст- байда про типа " историю" !
1 2 3+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь