Каждый год на 9 Мая в кинотеатрах стабильно объявляется сразу несколько новых фильмов о победе над фашизмом — дорогих и попроще, масштабных и поскромнее, серьезных и пораслабленнее, словом, как будто разнообразных. Если бы не одно обстоятельство — в каждой из этих картин сквозят одни и те же, как будто заученные всей киноиндустрией по методичке из министерства правила обращения с темой Великой Отечественной: минимум полутонов, максимум героического пафоса, полный приоритет окопных подвигов и жертв над интересом к дыханию военной жизни, тылу, эмоциям непарадным.
Тем неожиданнее видеть в майском прокате этого года фильм, который выбивается из этой общей картины, патриотически верной, но давно растерявшей эффектность даже как плакат. Тем более что снял его человек, в полнометражном кино дебютирующий. Во-первых, «На Париж!» начинается тогда, когда война уже закончилась — офицеры-танкисты в исполнении Дмитрия Певцова, Евгения Стычкина и Торнике Квитатиани встречают немецкую капитуляцию прямо в районе географического центра Германии. Во-вторых, основная сюжетная линия мифу о бравом непогрешимом советском солдате не то что противоречит — она его развеивает в первой же сцене праздничной попойки, чтобы затем и вовсе отправить воинов-победителей в зверски бухую самоволку по направлению на Париж, причем в конфискованном генеральском мерседесе.
Первые дни после Победы в изображении режиссера картины Сергея Саркисова окажутся полны излияний, похмелий, сомнений и фантазий, не обойдутся и без участия проституток и вездесущих энкавэдэшников. Да, по пути фильма к финалу не обходится без банальных — или смехотворно напыщенных — решений как сюжета, так и режиссуры, но такой свободы глубоко несвободный жанр русского военного кино не видел давно. Саркисов — отучившийся на режиссерском и пришедший в профессию уже в солидном возрасте, впрочем, может себе позволить: до кино он сделал миллиардное состояние в страховом бизнесе.
А вот этот многолетний богатый опыт жизни и работы в реалиях русского бизнеса и русской политики вам не хочется как-то отразить, например, в фильме о современной России?
Сергей Саркисов:После Высших курсов сценаристов и режиссеров я взялся за поиски подходящего сюжета для своего первого кино. И, естественно, найти его было трудно, практически невозможно — тем более мне, человеку, который вообще из другой жизни. Поскольку я человек не творческий(смеется), мне рекомендовали пообщаться с Сергеем Израилевичем Ашкенази, опытным и уважаемым режиссером и сценаристом: «Может быть, у него что-то для тебя найдется, какая-нибудь нереализованная история». И когда я был на фестивале в Берлине, мы с ним встретились в кафе. Я говорю: «Ищу сюжет, у вас есть что-нибудь?» Он отвечает: «Ну вот есть одна история, ее Говорухин когда-то записал».
То есть в вас сосуществовали и тяга к творчеству, и карьера в бизнесе?
Да, и эту историю еще с советских времен никто не решался ни ставить, ни продюсировать, ни финансировать. В центре этой реальной истории — человек, который прошел всю войну, был ранен, а сразу после капитуляции оказался в Берлине, потому что просто-напросто сбежал из госпиталя, где лечился, к друзьям, чтобы вместе отпраздновать Победу. По дороге захватил трофейный автомобиль одного генерала немецкой армии. Они с друзьями встретились, что-то выпили и говорят: «А не махнуть ли нам в Париж?» И поехали в Париж. Получилась очень такая... интересная поездка. Абсолютно киношная, пацанская во многом история. Она мне безумно понравилась — я хорошо понимал и представлял себе всех этих людей, состояние этой эйфории от победы, от всего произошедшего, от ощущения, что теперь все можно и все будет по-другому. Ашкенази по моей просьбе по тем самым запискам Говорухина написал первый вариант сценария. Потом мы вместе сели его дорабатывать — с учетом современных требований от жанра и под тех актеров, которых я хотел видеть в своем фильме. Довольно скоро, уже к маю, у нас был готов сценарий, в том же месяце я закончил кастинг, а в июне начали снимать.
Режиссерские биографии чаще всего складываются по довольно понятным и относительно схожим сценариям. Ваш путь в профессию на этом фоне явно выделяется. Что движет состоявшимся, успешным человеком, когда уже в солидном возрасте и статусе он вдруг берется придумывать себя заново и с нуля — уже как режиссера?
Действительно, центральные персонажи были заметно моложе, и мы очень много спорили с Сергеем Израилевичем: он хотел, чтобы я взял в фильм молодых актеров, которые бы, соответственно, изображали молодых ребят, отправившихся в эту парижскую поездку. Я категорически был не согласен, потому что когда мальчишеские, пацанские поступки совершают юные персонажи — это легко объяснимо и вполне естественно. А когда на такое ребячество вдруг решаются люди, многое уже знающие, прошедшие и прожившие — этот поступок вдруг обретает совсем другую ценность. Взрослые серьезные люди совершают глупости только в силу определенных обстоятельств. Безусловно, этим определяющим обстоятельством была Победа.
Но есть в фильме и незримая фигура танкиста, арест которого контрразведкой хоть и происходит за кадром, вплоть до финала продолжает героев беспокоить — при этом явно безнадежно.
Объяснений несколько. Главное — мне хотелось сделать действительно советское кино про Победу. Но это — по его сути. А по форме... Мы все-таки живем в XXI веке, и, конечно, хотелось, чтобы это кино отличалось от других фильмов. И вот эти сны, мне показалось, должны были увести от стандартных, типизированных ситуаций. У каждого персонажа, кстати, в таком его эпизоде-сне манифестируется собственный страх, свои фобии. У одного это — страх войны. У главного героя — это страх потерять любимую женщину, и поэтому ему снится лабиринт. Хотя Ашкенази мне и говорил, что лабиринт — это затасканное клише, ну что же, ни одному режиссеру еще не удавалось быть абсолютно во всем оригинальным.(Смеется)А, например, у самого молодого героя, которого играет Торнике Квататиани, фобий еще нет — и его сон полон красок жизни, мечты о женщинах.
Фильм довольно резко меняет тональность и мрачнеет с появлением в сюжете офицера НКВД, которого играет Сергей Маковецкий и который быстро оказывается прямым и ясным олицетворением если не зла, то бессердечия и жестокости системы, которой он служит. Но при этой прямоте критики вы и проклинать его не беретесь.
Ну, во-первых, для меня неожиданностью стала сама большая съемочная площадка. До этого я снимал только камерные короткометражные картины, где у меня работали пять-шесть человек. А тут группа была из 130 человек, не говоря уже о массовке и так далее. Еще я убедился в принципиальных вещах — тех, которым нас всех учат и в которые мы не верим: что надо серьезнее работать над сценарием, доводить его до окончательного варианта. У меня это было не совсем так — мне не терпелось скорее погрузиться в съемки, и я спешил. Понятно, почему — я очень долго ждал возможности снимать, и поэтому как пацан, в общем-то, поступил. Но мне повезло с опытными коллегами — такими как оператор Владимир Климов, который благодаря возрасту и репутации в профессии всегда мог мой пыл, если он был лишним, остудить.
Колоссальный опыт в кино и у ваших актеров.
То, что я выбрал самых опытных и самых мастеровитых актеров, мне очень помогло — они вообще забрали на себя часть моей работы, в сущности. Все актеры так хорошо справлялись со своими ролями без всякого моего в этом участия, что я порой вообще не понимал, что я должен делать на площадке. Ну, я много курил.(Смеется)Возродил свою дачную привычку — по две-три пачки семечек съедал за один день.
Любой режиссер на первом полном метре во многом еще осваивает профессию и начинает по-настоящему познавать кинематограф. У вас в работе над дебютом подобные откровения от природы и процесса кино были?
Поэтому там и есть фраза Чмиля: «Усе люди — люди». Будь ты майор или простой сержант. Люди разные — и внутри себя они разные. Мне казалось, что эта дуэль Маковецкого и Певцова должна была изменить кого-то из них, и в итоге — да, эволюция одного из персонажей все-таки происходит, а это всегда хорошо смотрится в кино. В этом есть позитив, а мне хотелось позитива.
Если герои «На Париж!» своими действиями нарушают устав, то вы в фильме раз за разом нарушаете каноны, по которым в последнее время у нас снимается почти все военное кино. Неожиданнее всего, например, немыслимыми для типичного российского военно-патриотического фильма вставками в сюжет несколько абсурдистских, даже гротескных сцен снов или фантазий героев. Какую функцию они выполнили в вашем замысле?
Мне не хотелось говорить о целых эшелонах солдат-победителей, которые отправлялись из Берлина прямиком в лагеря за Уралом, но и совсем не сказать эту горькую правду тоже было нельзя. И эта дилемма решилась подобным образом — через отсутствующего персонажа по фамилии Кузнецов, который и в сценарии не был на самом деле прописан.
Не секрет, что прототипы персонажей вашего фильма были намного моложе. Чем объяснялось решение сделать героев уже зрелыми, пожившими людьми?
Это не сразу было. Я всегда знал, что люблю писать и очень хочу писать — и всегда немножко что-то писал действительно. А когда я попробовал писать сценарии, то постепенно пришел к тому, что мне безумно интересно и визуализировать их самому. И к тому же меня всегда больше восхищали те режиссеры, что работают со своими сценариями. Это же логично — когда ты придумываешь и пишешь историю, почему бы не попробовать самому и показать ее зрителю? Я попробовал — и мне невероятно понравилось. При этом раньше в кино меня даже не тянуло, а вот в литературу — да.
Мягко говоря, не последний человек.
Потому что нужно было как-то на плаву все время оставаться, пока главной идеей не стало уйти из бизнеса, от рутины, от стандартных решений. Поэтому свою дипломную работу на Высших курсах — а в ней от нас требовалось ответить на вопрос, кто я, — я даже назвал «Человек, который снял с себя галстук». Это очень символично, по-моему.
«Лента.ру»: Расскажите, как вы наткнулись на эту, насколько я понимаю, реальную историю и что вас в ней зацепило?
Конечно, мне хотелось бы, и я бы его обязательно снял, не будь у меня бизнеса. Потому что не хочется лукавить, как и рисковать всем.
«На Париж!» выходит в российский прокат 9 мая
Беседовал Денис Рузаев
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
1 +0−0 | Sergey Jilin | 15:26:42 08/05/2019 | ||||||
| ||||||||
Они её давно не переделывают, а делают. А сейчас, увы, перестали. Нашли себе другие занятия. От того у нас и проблемы. |
1 +0−0 | Леонарда фон Мантойфель | 14:51:35 08/05/2019 | ||||||
| ||||||||
Прикинь, проводили ислледования , и выяснили , что Не хочется. Постоянный стресс приводит к угнетению половых функций, и на первый план вылезают более насущные потребности , пожрать, поспать, и выжить... |
1 +0−0 | Иван Жуков | 12:56:14 08/05/2019 | ||||||
| ||||||||
Уже переделывают давно. Противно фильмы стало смотреть. |
1 +0−0 | er son | 10:43:22 08/05/2019 | ||||||
| ||||||||
а ти? |
1 +0−0 | Byural 1941 | 10:30:47 08/05/2019 | ||||||
| ||||||||
Он кстати и сам ездил н....й.....Знает дорогу! |
1 +0−0 | Kir Alex | 09:43:20 08/05/2019 | ||||||
| ||||||||
Предлагаю вам написать в Голливуд, что они не снимают фильмы про подлецов континенталов и бравые красные мундиры. Сотни фильмов про войну за независимость и ни одного "не правильного", все пафосов сочатся из всех щелей. |
1 +0−0 | Kir Alex | 09:41:21 08/05/2019 | ||||||
| ||||||||
Иван воюет в окопе, абрам торгует в рабкопе. поговорка времен войны. |
1 +0−0 | леша иванов | 09:22:03 08/05/2019 | ||||||
| ||||||||
Ну НКВДшника можно понять, приходит рота на полустанок, сидит один самовольщик, вскрыл вагоны, части гранат нет, утверждает что был бой с немцами гранаты туда израсходовал, кроме него это подтвердить некому. Что бы сам подумал на месте этого НКВДшника? Я никак не умоляю подвига вашего деда или ставлю его слова под сомнения, просто предлагаю перенстись в тот момент и представить ситуацию с другой стороны. |
1 +0−0 | Константин Кондратюк | 08:56:00 08/05/2019 | ||||||
| ||||||||
"Прикольная"??? Даа.... Иронию надо понимать всё же. |
1 +0−0 | Дмитрий Корман | 07:04:03 08/05/2019 | ||||||
| ||||||||
У тебя в голове ГУЛАГ. Прокольная история. |
0 +0−0 | Валентин Кравченко | 04:45:01 09/05/2019 | ||||||
| ||||||||
А тебе полные шаровары радости снять не успел ???? |
0 +0−0 | Валентин Кравченко | 04:43:57 09/05/2019 |
Прямо ЭШЕЛОНАМИ ????? Бред то зачем такой писать ???? |
0 +0−0 | Сергей Ерошкин | 00:44:18 09/05/2019 |
идиот манифистирующий... вы либо вообще на другой планете живете и не видите что происходит. Либо думаете что слишком умны. ИМБИЦИЛ.. |
0 +0−0 | Валентина Жданова | 23:55:04 08/05/2019 | ||||||
| ||||||||
Что и? Такие фильмы должны снимать профессионалы, а не дилетанты. Понятно? |
0 +0−0 | Александр Шелепин | 23:37:53 08/05/2019 | ||||||
| ||||||||
И ? |
0 +0−0 | Валентина Жданова | 23:30:09 08/05/2019 | ||||||
| ||||||||
"Из всех искусств для нас важнейшим является кино". |
0 +0−0 | Александр Шелепин | 22:45:40 08/05/2019 | ||||||
| ||||||||
А к фильму то какие претензии? Что значит "российское кино"? |
0 +0−0 | vancetti | 21:09:07 08/05/2019 | ||||||
| ||||||||
прадед мой Самарин, если кто попал в родню, так и тот- татарин. (В.С.Высоцкий) |
0 +0−0 | Fedor Ligov | 17:51:11 08/05/2019 | ||||||
| ||||||||
таких случаев было немало. Например, один боец, который был пулеметчиком, уснул, когда была команда отступать. Он проснулся в окопе, никого из своих нет, а на горизонте появились немцы. Открыл огонь и задержал немцев. Тут подоспели и свои, которые, видя, как сложилась обстановка, передумали отступать. Боец получил звезду Героя. |
0 +0−0 | Ohio USA | 17:32:58 08/05/2019 |
Не поддержу. Все что есть у этой полу-человеческой биомассы - это память о Победе. И глумиться над этим нехорошо. Как-то неправильно. С другой стороны, конечно, тоже некрасиво примазываться к достижениям великого Сталина, который победил не с помощью русских, а вопреки... |