«Не напиваюсь, не хожу в церковь, не посещаю психоаналитиков»

00:04 22/04/2019 Культура
Владимир Набоков
Владимир Набоков

22 апреля исполняется 120 лет со дня рождения Владимира Набокова. «Я — американский писатель, который родился в России и получил образование в Англии, где изучал французскую литературу, после чего прожил пятнадцать лет в Германии» — говорил он о себе в интервью. Вообще же он довольно пристрастно относился к своей прямой речи: обязательно просил текст беседы «на визу», безжалостно переписывал себя, а потом очень сердился, если какие-то из его правок не были внесены. Зато на выходе получались плотные афористичные высказывания. Собрание интервью Владимира Набокова разных лет, как и его письма редакторам (тоже довольно примечательные), вошли в книгу «Строгие суждения» (изд-во «КоЛибри», 2018). Некоторые набоковские максимы из этой книги «Лента.ру» публикует по случаю юбилея писателя.

Я мыслю как гений, пишу как выдающийся автор и говорю как дитя.

Я никогда в жизни не напивался. Никогда не употреблял мальчишеских слов из трех букв. Никогда не работал в конторе или угольной шахте. Никогда не принадлежал к какому-либо клубу или группе.

То, что вызывает во мне отвращение, несложно перечислить: тупость, тирания, преступление, жестокость, популярная музыка. Мои пристрастия — самые сильные из известных человеку: сочинительство и ловля бабочек.

Только амбициозные ничтожества и прекраснодушные посредственности выставляют на обозрение свои черновики. Это все равно что передавать по кругу образцы собственной мокроты.

В моей десятилетней работе над «Евгением Онегиным» сказались мои вкусы и антипатии. Переводя на английский его пять тысяч пятьсот строк, я должен был выбирать между рифмой и разумом — и выбрал разум. Моей единственной целью было создание скрупулезного, подстрочного, абсолютно буквального перевода этого произведения с обильными и педантичными комментариями, объем которых намного превосходит размеры самой поэмы.

Вся Россия, которая мне нужна, всегда со мной: литература, язык и мое собственное русское детство. Я никогда не вернусь. Я никогда не сдамся. И в любом случае гротескная тень полицейского государства не будет рассеяна при моей жизни.

Я не думаю ни на одном языке. Я думаю образами. Я не верю, что люди думают на языках.

Моя личная трагедия, которая не может, которая не должна быть чьей-либо еще заботой, состоит в том, что мне пришлось оставить свой родной язык, родное наречие, мой богатый, бесконечно богатый и послушный русский язык ради второсортного английского.

Я наделен чудаческим даром — видеть буквы в цвете. Это называется цветным слухом. Возможно, таким талантом обладает один из тысячи. Но психологи говорили мне, что так видит большинство детей и что позже они утрачивают эту способность, когда тупые родители говорят им, что все это абсурд.

Я не рыбачу, не готовлю еду, не танцую, не рекомендую книги, не даю автографов, не подписываю декларации, не ем устриц, не напиваюсь, не хожу в церковь, не посещаю психоаналитиков и не принимаю участия в демонстрациях.

Секс как общественный институт, секс как широкое понятие, секс как проблема, секс как пошлость, — все это я нахожу слишком скучным для разговора. Давайте оставим секс в покое.

Я — американский писатель, который родился в России и получил образование в Англии, где изучал французскую литературу, после чего прожил пятнадцать лет в Германии.

Настоящий писатель должен внимательно изучать творчество соперников, включая Всевышнего.

У меня нет музыкального слуха, и я горько сожалею об этом недостатке. Когда я прихожу на концерт, а это бывает примерно раз в пять лет, я пытаюсь в порядке игры проследить за связью и взаимоотношениями звуков, но меня хватает не более чем на несколько минут.

В моей семье есть великолепный певец — мой собственный сын. Его необыкновенные способности, редкая красота баса и надежда на великолепную карьеру меня глубоко волнуют, но во время профессиональной беседы музыкантов я чувствую себя глупцом.

Переводить с русского на английский немного проще, чем с английского на русский, и в десять раз проще, чем переводить с английского на французский.

Между десятью и пятнадцатью годами в Санкт-Петербурге я прочитал, наверное, больше беллетристики и поэзии — английской, русской, французской, — чем за любой другой такой же отрезок своей жизни. Особенно я наслаждался сочинениями Уэллса, По, Браунинга, Китса, Флобера, Верлена, Рембо, Чехова, Толстого и Александра Блока. Другими моими героями были Скарлет Пимпернел, Филеас Фогг и Шерлок Холмс. Иными словами, я был совершенно обычным трехъязычным ребенком в семье с большой библиотекой.

Наши внуки, без сомнения, будут относиться к сегодняшним психоаналитикам с тем же любопытствующим презрением, с каким мы относимся к астрологии и френологии. Одно из величайших явлений шарлатанского и сатанинского абсурда, навязываемого легковерной публике, — это фрейдовское толкование снов.

Моя голова говорит — английский, мое сердце — русский, мое ухо предпочитает французский.

С тех самых пор как монументальные посредственности вроде Голсуорси, Драйзера, персонажа по имени Тагор, еще одного по имени Максим Горький и третьего по имени Ромен Роллан стали восприниматься как гении, меня изумляют и смешат сфабрикованные понятия о так называемых «великих книгах». То, что, к примеру, глупая «Смерть в Венеции» Манна, или мелодраматичный и отвратительно написанный «Живаго» Пастернака, или кукурузные хроники Фолкнера могут называться «шедеврами» или, по определению журналистов, «великими книгами», представляется мне абсурдным заблуждением, словно вы наблюдаете, как загипнотизированный человек занимается любовью со стулом.

Могу дать начинающему критику такие советы: научиться распознавать пошлость. Помнить, что посредственность преуспевает за счет «идей». Остерегаться модных проповедников. Проверять, не является ли обнаруженный символ собственным следом на песке. Избегать аллегорий. Во всем ставить «как» превыше «что», не допуская, чтобы это переходило в «ну и что?»

Как и все английские дети (а я был английским ребенком), Кэрролла я всегда обожал. Нет, не думаю, что есть что-нибудь общее между нашими выдуманными языками. Есть у него некое трогательное сходство с Г. Г., но я по какой-то странной щепетильности воздержался в «Лолите» от намеков на его несчастное извращение, на двусмысленные снимки, которые он делал в затемненных комнатах. Он, как многие викторианцы — педерасты и нимфетолюбы, — вышел сухим из воды. Его привлекали неопрятные костлявые нимфетки в полураздетом или, вернее сказать, в полуприкрытом виде, похожие на участниц какой-то скучной и страшной шарады.

Мой отец был старомодным либералом, и я не возражаю, когда и меня называют старомодным либералом.

Я с отвращением отношусь в бульварному чтиву и к популярным музыкальным ансамблям, презираю музыку притонов и ночлежек, не воспринимаю научную фантастику с девками и громилами, со всякими там «suspense» и «suspensory». Меня с души воротит от дешевых фильмов — в них калеки насилуют под столом монашек, голые девки трутся грудями о смуглые тела отвратных молодых самцов.

Все мои книги, включая самую первую, которую я написал сорок три года назад на изъеденном молью диванчике в немецких меблирашках, запрещены в стране, где я родился. Это потеря для России, а не для меня.

Я считаю «Анну Каренину» высшим шедевром литературы XIX века, почти рядом стоит «Смерть Ивана Ильича». Мне совершенно не нравятся «Воскресение» и «Крейцерова соната». Публицистические атаки Толстого невыносимы. (...) Я категорически не приемлю «Братьев Карамазовых» и отвратительное морализаторство «Преступления и наказания». Нет, я вовсе не против поиска души и самораскрытия, но в этих книгах и душа, и грехи, и сентиментальность, и газетные штампы вряд ли оправдывают утомительный и тупой поиск.

Я запретил бы грузовики и транзисторы, объявил бы вне закона рев мотоциклов, свернул бы шею легкой музыке — запретил бы ее включать в общественных местах. Запретил бы bidet в ванных комнатах отелей, чтобы было место для более вместительных ванн.

Поэт или романист — не публичная фигура, не экзотический князек, не международный любимец, не человек, которого кто-то называет Джим, чем очень гордится. Я вполне понимаю людей, стремящихся изучать мои книги, но мне неприятны те, кто норовит изучать меня. Как человек я не представляю собой ничего такого, чем можно было бы восхищаться. У меня обычные привычки, я неприхотлив в еде, я ни за что не променяю мою любимую яичницу с ветчиной на меню, в котором тьма опечаток. Я раздражаю своих ближайших друзей склонностью перечислять вещи, которые ненавижу: ночные клубы, яхты, цирки, порношоу, сальный взгляд голых самцов, заросших волосами, как Че Гевара.

Без фантазии нет науки, как нет искусства без фактов. Впрочем, страсть к афоризмам — признак склероза.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(80):

0 +0−0Петр Соколов17:11:55
22/04/2019
0 +0−0null null16:56:45
22/04/2019
Ты в литературе разбираешься, как дворник а балете.
Уйди, юродивый, надоел.
Ты я смотрю "спец"! Твои убогие рассуждения даже критики не выдерживают. Несешь полную околесицу с умным видом, троль недоделанный!
0 +0−0Никита Иванов17:09:01
22/04/2019
-1 +0−0Василий _12317:06:03
22/04/2019
Он умнее их обоих на порядок.

> последнего вообще весь мир признавал?

Только в пику совку. Живаго, как совершенно правильно заметил Набоков, "мелодраматичный и отвратительно написанный" роман.
Ахаха тихий бред, это ты так решил, что ли?)) Ты мне про произведения конкретно скажи, уровня Тихого дона. шолохова, ни чего у Набокова и близко нет, не поток самосознания педофила из Лолиты туда относить же. Да и читать Набокова так себе
0 +0−0Никита Иванов17:03:10
22/04/2019
0 +0−0Василий _12317:02:23
22/04/2019
Из трех упомянутых писателей, в один ряд с Набоковым можно поставить только Булгакова, но он как личность сформировался еще до революции и всю жизнь мечтал сбежать из совка.
Да ну чем Набоков сильнее Шолохова, или Пастернака, последнего вообще весь мир признавал?
0 +0−0Василий _12317:02:23
22/04/2019
0 +0−0Никита Иванов16:56:31
22/04/2019
Бредятина, куда там совкомым Булгакову, Шолохову. Пастернаку, до Набокова))), вот только они во всем мире классикой считаются
Из трех упомянутых писателей, в один ряд с Набоковым можно поставить только Булгакова, но он как личность сформировался еще до революции и всю жизнь мечтал сбежать из совка.
0 +0−0Никита Иванов17:02:16
22/04/2019
0 +0−0null null17:00:31
22/04/2019
Почитай биографию Пастернака, а потом упоминай его. Все что ты пишешь - не к месту, и видно что ты не в теме.
Что я должен читать, жил в ссср, в переделкино, " Доктор Живаго" то же написал в ссср, за него нобелевку и получал
0 +0−0Никита Иванов17:00:35
22/04/2019
0 +0−0null null16:59:57
22/04/2019
Не ввязываюсь в споры с неучами.
я тебе сделаю в два према, уверен ты Набокова то даже не читал, так просто троль
0 +0−0null null17:00:31
22/04/2019
0 +0−0Никита Иванов16:59:46
22/04/2019
Точно , что ли а в мире вот так не считали, нобелевскую премию по литературе Пастернаку вручали, почему так?
Почитай биографию Пастернака, а потом упоминай его. Все что ты пишешь - не к месту, и видно что ты не в теме.
0 +0−0Никита Иванов17:00:05
22/04/2019
Комментарий удалён.
мне вообще плевать как там в сша
0 +0−0null null16:59:57
22/04/2019
0 +0−0Никита Иванов16:57:26
22/04/2019
ты еще хлеще
Не ввязываюсь в споры с неучами.
0 +0−0Никита Иванов16:59:46
22/04/2019
-1 +0−0null null16:58:11
22/04/2019
Очень далеко
Точно , что ли а в мире вот так не считали, нобелевскую премию по литературе Пастернаку вручали, почему так?
0 +0−0Никита Иванов16:57:26
22/04/2019
0 +0−0null null16:56:45
22/04/2019
Ты в литературе разбираешься, как дворник а балете.
Уйди, юродивый, надоел.
ты еще хлеще
0 +0−0null null16:56:45
22/04/2019
0 +0−0Петр Соколов16:37:44
22/04/2019
Ну да, где тебе уж подумать, за что давали эти Нобелевские премии, например тому же Солженицину, который весьма вольготно просидел в лагере и писал свои опусы со слов других заключенных (что сам и не скрывал), высасывая из пальца миллионы расстрелянных (между тем архивы НКВД были под боком), или Бродский, который только в Нью-Йорке понял зачем он нужен западу и какие от него ждут стихи. Дальше продолжать или сам докумекаешь? А на счет реализации, почему то истинные произведения создавались именно в странах с сильной личностью у власти, а вот Америка такими произведениями не очень то может похвастаться, а просто перекупая писателей и поэтов, давая им гражданство много ума не надо, выдавая потом их за граждан своей страны .
Ты в литературе разбираешься, как дворник а балете.
Уйди, юродивый, надоел.
0 +0−0Никита Иванов16:56:31
22/04/2019
0 +0−0null null15:59:27
22/04/2019
Истинные писатели могут реализовать себя там где свобода, в таких странах как США, например. При чем тут заискивания перед западными хозяевами? Где эти заискивания в произведениях Набокова, стихах Бродского и т. д.? Или пропаганда совсем отучиа думать своей головой?
Те кто по твоему мнению мелочь, а глазах мировой общественности - таланты, с Нобелевскими премиями. Но уж куда людям искусства до совкоголовых с их политотой.
Бредятина, куда там совкомым Булгакову, Шолохову. Пастернаку, до Набокова))), вот только они во всем мире классикой считаются
0 +0−0Петр Соколов16:49:15
22/04/2019
0 +0−0null null16:08:33
22/04/2019
А США действительно свободная страна, нам бы так : )
Долго думал, либероид ? Поживи там с полгодика , а потом почувствуй на своей шкуре эту "свободу" и демократию, попробуй полечись там по местной страховке и не забудь коммуналку вовремя заплатить, да и работу подыщи, а то пособия надолго не выручат, если ты конечно не мать героиня или супербеженец из Сирии или Афгана......
0 +0−0Петр Соколов16:37:44
22/04/2019
0 +0−0null null15:59:27
22/04/2019
Истинные писатели могут реализовать себя там где свобода, в таких странах как США, например. При чем тут заискивания перед западными хозяевами? Где эти заискивания в произведениях Набокова, стихах Бродского и т. д.? Или пропаганда совсем отучиа думать своей головой?
Те кто по твоему мнению мелочь, а глазах мировой общественности - таланты, с Нобелевскими премиями. Но уж куда людям искусства до совкоголовых с их политотой.
Ну да, где тебе уж подумать, за что давали эти Нобелевские премии, например тому же Солженицину, который весьма вольготно просидел в лагере и писал свои опусы со слов других заключенных (что сам и не скрывал), высасывая из пальца миллионы расстрелянных (между тем архивы НКВД были под боком), или Бродский, который только в Нью-Йорке понял зачем он нужен западу и какие от него ждут стихи. Дальше продолжать или сам докумекаешь? А на счет реализации, почему то истинные произведения создавались именно в странах с сильной личностью у власти, а вот Америка такими произведениями не очень то может похвастаться, а просто перекупая писателей и поэтов, давая им гражданство много ума не надо, выдавая потом их за граждан своей страны .
0 +0−0null null16:08:33
22/04/2019
2 +0−0Петр Соколов15:39:43
22/04/2019
Ну куда уж нам, ведь "великие" пейсатели/поэты рождаются только там - на родине истинной дерьмократии - Америке! А остальные так - плебеи! Ни Гоголю, ни Пушкину, ни Тургеневу, ни тем более Толстому, Чехову, Некрасову, Салтыкову-Щедрину, Державину , да и многим другим невозможно даже рядом стоять с "величайшими" умами и поборниками демократии в мире, "истинными сынами" своей Родины как Набоков, Солженицин, Бродский и другие диссиденты, белоэмигранты и прочая забугорная мелочь, бегающих на задних лапках перед западными хозяевами и интересные у тамошней публики только если писали гадость про Россию, или полную чушь и мягко говоря слишком откровенные воспоминания своей юности в духе свободой любви западных демократий.
А США действительно свободная страна, нам бы так : )
0 +0−0null null15:59:27
22/04/2019
2 +0−0Петр Соколов15:39:43
22/04/2019
Ну куда уж нам, ведь "великие" пейсатели/поэты рождаются только там - на родине истинной дерьмократии - Америке! А остальные так - плебеи! Ни Гоголю, ни Пушкину, ни Тургеневу, ни тем более Толстому, Чехову, Некрасову, Салтыкову-Щедрину, Державину , да и многим другим невозможно даже рядом стоять с "величайшими" умами и поборниками демократии в мире, "истинными сынами" своей Родины как Набоков, Солженицин, Бродский и другие диссиденты, белоэмигранты и прочая забугорная мелочь, бегающих на задних лапках перед западными хозяевами и интересные у тамошней публики только если писали гадость про Россию, или полную чушь и мягко говоря слишком откровенные воспоминания своей юности в духе свободой любви западных демократий.
Истинные писатели могут реализовать себя там где свобода, в таких странах как США, например. При чем тут заискивания перед западными хозяевами? Где эти заискивания в произведениях Набокова, стихах Бродского и т. д.? Или пропаганда совсем отучиа думать своей головой?
Те кто по твоему мнению мелочь, а глазах мировой общественности - таланты, с Нобелевскими премиями. Но уж куда людям искусства до совкоголовых с их политотой.
0 +0−0Сергей Красиков15:35:50
22/04/2019
Я вроде уже давно в курсе воззрений Набокова, но каждый раз его ЧСВ буквально обескураживает)
0 +0−0null null15:22:30
22/04/2019
2 +0−0Никита Иванов11:29:56
22/04/2019
Не смеши мои тапки преподавать лекции и очень большие деньги, это уже понятия не совместимые, ну или у нас разное понимание больших денег. На скандальном романе можно действительно заработать. и так это сделать, что бы потом не преподавать лекции всю оставшуюся жизнь
В США вполне совместимые. Лолита действительно принесла писателю коммерческий успех, на это она и была ориентирована - в этом признавался сам Набоков в одном из интервью. А тематика Лолиты изначально была реализована в раннем рассказе "Волшебник".
Что касается эпохи США, то там еще и до написания Лолиты он жил весьма безбедно, зарабатывая преподавательской деятельностью в топовых университетах США. И да, такая работа, действительно, очень хорошо оплачивалась.
Преподавательство, научная деятельность и хороший заработок - несовместимые понятия в России.
0 +0−0Воробьев Владимир15:01:59
22/04/2019
Я таки иногда поддаю, а в остальном с Набоковым согласен. Глыба был мужик, без ботыкса в голове.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь