«Самая масштабная империя в истории человечества»

00:01 13/11/2018 Культура
«Самая масштабная империя в истории человечества»

Владислав Иноземцев в книге «Несовременная страна. Россия в мире XXI века» отмечает, что российская история последних полутора десятилетий — от пугающей своими темпами деиндустриализации до попыток воссоздать советскую империю через ренессанс идеологии и религиозного мировоззрения — все четче указывает на то, что страна разворачивается от современности к архаике. Это попытка оценить, с какого рубежа стране придется начинать, если она все же попытается вписаться в современный мир, а также отчасти предупреждение о том, чего мы все можем лишиться, если ничего сейчас не предпринять. Книга Иноземцева вышла в финал премии в области научно-популярной литературы «Просветитель». «Лента.ру» с разрешения издательства «Альпина Паблишер» публикует фрагмент текста.

Россию часто называют империей, но большинство самих россиян воспринимает такое определение болезненно, полагая, что наша страна качественно отличается от недолговечных объединений, созданных в разное время завоевателями. С подобным же предубеждением относятся в России и к мысли о том, что часть страны в прошлом и даже настоящем является колониями — отсюда и постоянное стремление подчеркнуть «единство» государства, которое в последние годы стало практически маниакальным. Между тем Россия, на мой взгляд, может считаться империей — хотя империей, отличающейся от большинства иных ранее существовавших целым рядом характеристик.

Прежде всего следует отметить, что центр современной российской государственности — и об этом мы уже упоминали — оказался уникальным образом смещен в сторону от исторических ареалов ее возникновения. История Руси началась практически одновременно в регионах, связанных между собой знаменитым «путем из варяг в греки» — прежде всего в Новгороде, Полоцке и Киеве, через которые и проходил этот путь. Связи как с Византией, так и с Северной Европой были критично важны для новой страны (или совокупности княжеств): с одной стороны, приходили новые каноны, с другой, происходило встраивание русских городов в торговые объединения балтийской ганзы. По мере расширения контролируемой из Киева территории младшие князья получали контроль над заведомо менее привлекательными городами, отстоявшими на восток от основной «оси» — результатом этого и стало появление сначала Владимирского, а потом и Московского княжеств.

Показательно, что уже к середине XIV столетия большинство территорий, в IX-XI веках составлявших ядро русской государственности, оказались включены в европейские державы, в то время как становление нового царства (а затем и империи) началось именно с отдаленных провинций бывшей Руси. С течением времени исторические центры прежнего государства стали его провинциями и окраинами — как те же Киев, Новгород или Псков. Если попытаться провести исторические аналогии, сделать это окажется крайне сложно: можно изобрести некоторые вымышленные конструкции — например, русская империя могла бы напоминать возрожденную Римскую с центром в Константинополе, если бы Юстиниану и его преемникам удавалось удерживать Вечный город на протяжении нескольких столетий, или империю Александра Македонского, управляемую из Антиохии, если бы она сохранилась как единое целое, составной частью которого была и сама Македония (почему-то, однако, все эти странные объединения так и остались неизвестны мировой истории).

Тем не менее российское государство на протяжении по меньшей мере последних пятисот лет оставалось империей, в которой изначально периферийный центр жестко, а порой и жестоко, управлял историческими метрополиями.

Не менее специфическим образом обстоит дело и с колониями.

В истории всех европейских народов — начиная от греков и финикийцев и заканчивая британцами и французами — колониальная экспансия выступала как нечто естественное, и в своем стремлении к территориальному расширению Россия менее всего отличалась от большинства европейских наций. Колонизацией, на мой взгляд, следует считать выплеск населения из метрополии в новые территории с целью создания на них определенным образом схожего с прежним общества. Можно согласиться с тем, что «термином “колония” обозначается поселение, созданное людьми, покинувшими свою родину и перебравшимися в иное место с целью основания нового общества на отдаленных землях»; при этом колонисты отличаются от иммигрантов, которые, «напротив, не создают нового общества, но только перемещаются из одного общества в другое». Русские здесь не были оригинальны: приблизительно в то же время, что и другие европейцы, они двинулись на покорение неизведанных земель — только по воле случая и из-за особенностей географии эти земли отстояли от их столицы на восток, а не на запад, и отделены от метрополии были не океанами, а горами и равнинами. Однако в остальном можно лишь удивляться, насколько хронологически схожи были волны европейского и российского колонизаторства.

В то время, когда испанцы и португальцы уже установили свое доминирование в Южной Америке и даже начали проникать на тихоокеанские просторы, а англичане и французы осваивали Североамериканский континент, русские двинулись на Восток — и с 1581 по 1697 г. полностью покорили всю территорию от Урала до берегов Тихого океана, после чего переправились через Берингов пролив и распространились до сегодняшнего Орегона и северной Калифорнии. При этом первые сибирские города основывались в те же годы, что и наиболее известные города в Новой Англии и на восточном побережье нынешних Соединенных Штатов: Тобольск (1578), Сургут (1593), Томск (1604) и Красноярск (1628) старше Джеймстауна (1607), Нью-Йорка (1624) и Бостона (1630), а в период максимальной экспансии российские территории, располагавшиеся к востоку от Урала (включая Аляску), превышали по площади испанские владения в Новом Свете от Мексики до Огненной Земли. Согласно подсчетам некоторых западных авторов, масштабы такой экспансии и продолжительность контроля над приобретенными пространствами делают Россию самой масштабной империей в истории человечества.

Эти огромные территории осваивались теми же методами, что и Северная Америка. Они стали огромной поселенческой колонией русских, действовавших по классическим канонам европейских народов. Характерно, что на это указывали даже современники тех событий: еще во второй половине XVII века Ю.Крижанич, находясь в тобольской ссылке, сравнивал освоение Сибири с римской и испанской практикой переселений, называя ее «высылкой народа на посады». Позднее в своей классической работе «Сибирь, как колония», вышедшей в 1882 г., Н.Ядринцев исходит из тезиса о том, что «Сибирь по происхождению есть продукт самостоятельного народного движения и творчества; результат порыва русского народа к эмиграции, к переселениям и стремлению создать новую жизнь в новой стране… — поэтому мы вправе считать Сибирь по преимуществу продуктом вольнонародной колонизации, которую впоследствии государство утилизировало и регламентировало».

В начале ХХ века В.Ключевский писал, что «история России есть история страны, которая колонизируется; область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией — то падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней». Опять-таки современники оставили массу свидетельств жестокостей завоевателей на покоряемых территориях: так, по воспоминаниям епископа Камчатского Иннокентия, уничтожение до половины населения мятежных племен было обычным для русских первопроходцев, а многие современные западные авторы подчеркивают, что уровень истребления местных жителей был близок к североамериканским масштабам и ничего подобного представить себе, например, в Индии при британском владычестве было невозможно.

По сути, Россия как субъект масштабной колонизации не только соперничала с европейскими державами, но в огромном числе случаев и по многим параметрам заметно превосходила их — хотя, по словам Р.Пайпса, «русские [в отличие от европейцев] не уезжали за границу; они вместо этого предпочитали колонизировать собственную страну». По сути же, речь идет о единой эпохе «поселенческого колониализма», которая практически в одинаковой мере присуща историческому развитию и «западных», и «восточных» европейцев.

Однако к концу XVIII — началу XIX века стало видно первое отличие России от Европы в контексте колониальной политики. В колониях западноевропейских держав изначально возникли копии самих европейских обществ с их рационализмом, стремлением к просвещению, предприимчивостью и готовностью поселенцев бороться за свои права. В российских зауральских колониях, несмотря на более высокую степень свободы (в этих районах страны, например, так и не появилось крепостничества) оказались сохранены все традиции православия и державности, которые имелись в метрополии и которые препятствовали ее развитию.

В итоге судьба поселенческих колоний европейских и российской империй оказалась различной: европейские колонии освободились от владычества метрополий в ходе американских революций в 1776-1820 годах, превратившись в основу того, что А.Мэддисон называет Western offshoots, тогда как российская поселенческая колония, Сибирь, осталась составной частью государства. С этим разным «багажом» Россия и Европа вошли в новый период экспансии, на котором основную роль играла не способность той или иной страны обеспечивать массы новых переселенцев, осваивавших мировую периферию, а ее военное превосходство над народами покоряемых территорий.

C первой половины XIX столетия все европейские державы обернулись к «мировому Югу» в качестве нового направления своей экспансии. Британцы в 1757-1858 годах «освоили» Индию, французы в 1858-1887 годах — Индокитай; голландцы утвердились на островах индонезийского архипелага; Британия, Франция, Бельгия, Португалия и Германия спешили разделить Африку. Окончание этой эпопеи обычно относят к 1885 году, когда на Берлинском конгрессе европейские державы утвердили границы между своими новыми владениями на африканском континенте. Следует заметить, что, в отличие от колоний в Америке или Австралии с Новой Зеландией, присутствие представителей метрополии в этих владениях было минимально.

При эвакуации из своих заморских владений в середине ХХ века британцы и французы вернули обратно несколько десятков тысяч своих граждан, которые участвовали в управлении этими территориями — именно поэтому я бы различал европейские колонии (такие, какие имелись в Северной и Латинской Америке, Австралии, Новой Зеландии и Южной Африке, а также в российской Сибири) и зависимые территории, или военным образом удерживаемые владения (Индию, Индокитай, африканские и среднеазиатские пространства) (французские авторы дают другое удачное определение, терминологически отделяя поселенческие колонии [colonie de peuplement], и колонии, подвергавшиеся чисто «хозяйственному» использованию [colonie d'exploitation économique]).

Следует подчеркнуть, что Россия и в этот раз полностью повторила западноевропейский опыт, начав экспансию на территории, в которых жители метрополии физически не могли составить большинство населения, как это происходило в британской Новой Англии или на русском Дальнем Востоке. В конце XVIII — начале XIX веков были присоединены Польша и Финляндия, Грузия и Азербайджан, в середине XIX-го века началась война за Северный Кавказ, через пару десятилетий — оккупация Средней Азии. Включив в свои границы такие вассальные государства, как Бухарский эмират и Хивинское ханство, Россия распространила свою власть до пределов британской зоны влияния в Афганистане и Гиндукуше. В том же 1885 году, когда европейские державы завершили раздел Африки, Россия достигла зенита своей территориальной экспансии.

Иными словами, волны «наплыва» европейских колонизаторов практически совпадали по времени и методам осуществления: если в XV–XVII веках все они осваивали новые территории посредством переселения сотен тысяч своих подданных и создавали в новых местах копии собственных обществ, то в XIX столетии стремились контролировать новые территории военной силой, используя их природные богатства или геополитические преимущества, и не помышляли об их полном инкорпорировании в свой состав.

Россия здесь выделялась двумя особенностями: и в первом, и во втором случае ее поселенческие колонии и военным образом контролируемые владения находились не в отдалении от метрополии, а непосредственно с ней граничили, воспринимаясь как составная часть страны: это позволило России удержать в своем составе как сибирскую поселенческую колонию в то время, как европейские поселенческие колонии стали независимыми государствами, так и свои зависимые территории в Закавказье и Средней Азии даже после того, как европейские державы оставили свои владения в Африке и Азии в 1950–1970-х годах. Это обстоятельство сделало Россию самой необычной империей — империей, с одной стороны, свято верящей в свой непреходящий характер, и, с другой, чрезмерно увлеченной «недифференцированной» территориальной экспансией.

Однако логика истории довольно упряма. Четверть века спустя после основных событий эпохи «деколонизации» Советский Союз (а он, как мы знаем это со слов нашего президента, «и был Россией, только называвшейся по-другому») распался. Удивительным это событие могло быть только для тех, кто не понимал (или не готов был принять) сложной природы этой страны как задержавшейся в прошлом многоуровневой колониальной империи.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(207):

123 4 567 ... +1
1 +0−0Leonid F09:29:38
13/11/2018
0 +0−0Дмитрий Гуторин09:18:16
13/11/2018
было бы у тебя классическое образование, а не савецкое, то согласился бы со мной а не спорил попусту.
Адам Смит, имевший классическое образование, с тобой не согласился бы тоже.
1 +0−0Дмитрий Гуторин09:05:14
13/11/2018
Черносотенное крестьянство постепенно трансформировалось в черносотенный пролетариат с крестьянско-общинным мышлением. Эта матрица сознания благополучно усвоила марксистские безумные идеи и вот оразовался сэсэр.
Таким образом, сэсэр - страна злобного пролетаритата, завистливого и безумно тщеславного крестьянства и сумасшедших кухарок. И все эти три общественные страты всерьез думали что могут всем управлять. Как настала очередь ставропольского комбайнера и уральского рабочего управлять такой страной, то естественно все развалилось. А как иначе? Чекист кстати тоже из простолюдинов, питерских, а потому при нем будет нищета и загнивание, но без распада.
1 +0−0Alexandr Gulevich08:53:33
13/11/2018
0 +0−0Александр IV08:50:59
13/11/2018
Прошлое у России очень легко меняется, так что с жизнью при таком прошлом проблем не будет, было бы настоящее.
Ога, легко. Хрущ так сломал прошлое что полмира вздрогнуло и отвернулось.
1 +0−0Alexandr Gulevich08:06:13
13/11/2018
Опять наглов прячете, лента? Британия великов самая самая на все времена. Ибо времена были такие. Некому было противостоять. Испанию додушили, Португалию тоже. СГА(США) ещё нет. Индия и Китай под ними. Так что спасибо за очередной вброс.
1 +0−0Lachplesis Puika08:03:59
13/11/2018
-3 +0−0Иван Иванов04:31:34
13/11/2018
ну и что? как попы мешают чему-либо или кому-либо? Во время войны попы обливали святой водой танковые колоны, уходившие в бой, и никого не волновала какая-то архаика.
А кроме попов в чем еще архаика отмечается?
Вот в США попы не обливают святой водой космические ракеты, но зато прихожане обязаны посещать церковь под угрозой увольнения с работы, это лучше, чем российская архаика? Магазины Юга США массово закрываются по выходным дням, потому что народ должен молиться в церкви, а не магазинам шастать.
В России попы никак не влияют на жизнь людей, тогда как в США очень даже влияют, и в какой стране архаика круче?
Ватно чучело, долго в америке прожило?
1 +0−0Felix Milovanov05:59:59
13/11/2018
2 +0−0Александр Б05:49:59
13/11/2018
"Ну, например, где вы на планете ещё встретите такое явление, как попы, обливающие святой водой космические ракеты?"
---------
Ну к примеру там же где "принято стоять дома в трусах" напротив телевизора во время гимна /или плясать в церкви (сша) , или там где принято таскать по городу огромный член (Япония), примеров можно найти массу. Дед мороз, снегурочка архаичны, а Санта? А между прочим в США в Санту верят чуть ли не 30% взрослого населения.
А чем плохо плясать в церкви? Лучше хором петь рок, чем заунывные молитвы слушать.
1 +0−0Sergey Melkumov05:03:51
13/11/2018
-3 +0−0Иван Иванов04:31:34
13/11/2018
ну и что? как попы мешают чему-либо или кому-либо? Во время войны попы обливали святой водой танковые колоны, уходившие в бой, и никого не волновала какая-то архаика.
А кроме попов в чем еще архаика отмечается?
Вот в США попы не обливают святой водой космические ракеты, но зато прихожане обязаны посещать церковь под угрозой увольнения с работы, это лучше, чем российская архаика? Магазины Юга США массово закрываются по выходным дням, потому что народ должен молиться в церкви, а не магазинам шастать.
В России попы никак не влияют на жизнь людей, тогда как в США очень даже влияют, и в какой стране архаика круче?
Фантазер вы, однако.
1 +0−0Иван Иванов04:33:24
13/11/2018
5 +0−0Kornei Ulyanov02:56:53
13/11/2018
Да и в Израиле тоска. Как говорил мне один знакомый тоскующий иерусалимец: вы думаете, в Израиле дураков нет? Да боже мой, каждый второй!
опять зарезали солдата на автобусной остановке, в барах новости как где-то кого-то убили или взорвали. Весело.
1 +0−0Walter Munroe01:44:59
13/11/2018
0 +0−0Пушкинд01:38:00
13/11/2018
это один из антизападных мифов, сильно прокламируемый России в последние 15 лет.
На Руси не было конфессий. Поэтому и межконфессиональных войн не было. Напомнить вам, как русское государство относилось к папству? А к мусульманам? А про евреев я молчу - им в 15 веке вообще было запрещено селиться в России
Ну и что, мусульман жгли на кострах? Что паписты творили тогда в Европе - это вы про густиские войны как раз почитайте. Интересно, а к мусульманам в Европе того времени было какое отношение? Против кого были крестовые походы, вам напомнить? Как вы думаете, что было бы с мусульманином, окажись он в то время в Европе? Историю мавров в Испании посмотрите.. Ну а отношение к Евреям в Европе хорошо известно, идеи Гитлера возникли не на пустой почве. Там вся Европа хорошо старалась, это кстати, скорее оттуда нам надуло антисемитизм, через Польшу и западную Украину (под властью Габсбургов)
1 +0−0Пушкинд01:22:41
13/11/2018
4 +0−0Walter Munroe01:13:27
13/11/2018
В Европе в то время были монархии, бесконечные войны и полный беспредел, к тому же перемежавшийся эпидемиями. Никаких республик тогда не было, с юга напирали Османы и геноцидили себе на Балканах, между Францией И Англией шла столетняя война, в центре Европы - Гуситские войны. Заживо жгли и вырезали целыми городами всех под корень. На кого, интересно, там нужно было ориентироваться?
вы полагаете, восточные деспотии того периода выгодно отличались от Европы времен Ренессанса?
ВОзможно. Как бы там ни было, Россия пошла по пути востоячных деспотий. И почему вы этого стесняетесь?
1 +0−0Пушкинд00:54:38
13/11/2018
1 +0−0Walter Munroe00:35:06
13/11/2018
Однозначно. Думаю и в Древней Руси было не лучше... ;)
Да, Гребенщков об этом и песню спел. "Древнерусская тоска"
1 +0−0Пушкинд00:41:40
13/11/2018
1 +0−0Walter Munroe00:36:27
13/11/2018
А что такое Московия? Это Владимирско-Суздальское княжество вы имеете ввиду?
Я имею в виду Московское княжество 14 века, вокруг которого и появилось то, что при помощи Орды поработило русские ганзейские республики
1 +0−0Walter Munroe00:36:27
13/11/2018
-2 +0−0Пушкинд00:35:41
13/11/2018
Новгород и Псков были про-западными республиками, построенными на ремёслах и торговле. А вот Московия, которая давила все близлежащие княжества была воспитана Ордой и несла ее методы управления (порабощение и военное доминирование)
А что такое Московия? Это Владимирско-Суздальское княжество вы имеете ввиду?
1 +0−0Walter Munroe00:35:06
13/11/2018
-1 +0−0Пушкинд00:31:31
13/11/2018
Тоска была и в Российской Империи
Однозначно. Думаю и в Древней Руси было не лучше... ;)
0 +0−0ФдулыЧ00:00:53
14/11/2018
Так и есть. Сургут = Нью-Йорк
0 +0−0Капец Полный23:31:44
13/11/2018
0 +0−0Андрей Пчеловод23:11:28
13/11/2018
Автор - редкостный muдак. Отрывок не осилил, ибо изучал классическую историю Империй. И там реально все по другому. Не мог Ермак с 2-мя сотнями казаков - "уничтожать до половины населения мятежных племен"! Ибо "мятежные племена" "добровольно" присягали на верность царю. И вижу новейшую историю Империй. Их 4 штуки. У Всех есть имперские возможности и потребности. 1-я - супер империя США - мировой гегемон. 2-я - империя ЕЭС - целиком, там правда проблема с целостностью, но это не сильно важно... 3-я империя Китай. Ну и 4-я РФ. Если РФ и Китай объединятся в долгосрочном союзе, это будет просто трагедией для союза США и ЕЭС. К гадалке не ходи...
а как же Кортес ?
0 +0−0Андрей Пчеловод23:12:52
13/11/2018
10 +0−0Андрей Пищухин07:48:11
13/11/2018
После такого:
".. уничтожение до половины населения мятежных племен было обычным для русских первопроходцев, а многие современные западные авторы подчеркивают, что (!!!) уровень истребления местных жителей был близок к североамериканским масштабам (!!!) и ничего подобного представить себе, например, в Индии при британском владычестве было невозможно..."
можно не читать и сделать вывод об умственных способностях и ангажированности автора.
Подписался. Автор - muдак. Отрывок из книги не осилил, ибо затошнило...
0 +0−0Андрей Пчеловод23:11:28
13/11/2018
Автор - редкостный muдак. Отрывок не осилил, ибо изучал классическую историю Империй. И там реально все по другому. Не мог Ермак с 2-мя сотнями казаков - "уничтожать до половины населения мятежных племен"! Ибо "мятежные племена" "добровольно" присягали на верность царю. И вижу новейшую историю Империй. Их 4 штуки. У Всех есть имперские возможности и потребности. 1-я - супер империя США - мировой гегемон. 2-я - империя ЕЭС - целиком, там правда проблема с целостностью, но это не сильно важно... 3-я империя Китай. Ну и 4-я РФ. Если РФ и Китай объединятся в долгосрочном союзе, это будет просто трагедией для союза США и ЕЭС. К гадалке не ходи...
0 +0−0Андрей Пчеловод22:52:15
13/11/2018
1 +0−0Зорин Андрей13:27:15
13/11/2018
С точки зрения математики, термин "до половины" представляет собой бесконечное количество значений от нуля и до половины. Т.е. даже если никого не уничтожили, это прекрасно укладывается в фразу "до половины". Эдакое математическое жульничество, ярко характеризующее уровень отставания автора в развитии.
Подписался :)))
0 +0−0Мел Бурн22:52:00
13/11/2018
3 +0−0Дмитрий Потехин18:20:38
13/11/2018
Мой отец 1959 года рождения рассказывал, как жила эта, с позволения сказать, империя в пределах Москвы.
В 60-е в районе Октябрьского поля (8 км до Кремля) пробегали лоси и даже один раз кабан. 8 км до Кремля!!!
Дети 4-х лет гуляли во дворе одни. Ключи от квартир прятали под половик. Захотел обчистить квартиру - сунь руку под коврик. Правда воровать было особо нечего.
Про маньяков никто не слышал, зато про убийства знали все. Парадокс possible only in USSR. Возле нашего дома дважды за десять лет убивали детей.
Покойников с оркестром носили по улицам в гробу. Если кто-то умирал, тело лежало на столе в течение двух дней на виду у всей семьи.
Жестокая массовая драка между взрослыми мужчинами была не просто нормой, а развлечением вроде игры в футбол. В нашем дворе драки происходили регулярно. Причем все эти люди прошли войну, имели награды (которые после драки подбирали из грязи).
Детской одежды и детских книг не было. Сколько ни писали Носов и Драгунский, в магазинах только партийная и техническая литература. Достать "Остров сокровищ" или "Трех мушкетеров" считалось за счастье. Собственно поэтому домашние библиотеки составляли предмет особой гордости.
Попробуйте, перенести все это в нынешние реалии "отсталой Рашки", и вы поймете, что живете на другой планете. Непонятно: стало ли здесь лучше или хуже, безопаснее или страшнее, возросла ли ценность жизни или наоборот упала.
Но то, что взрослые люди, бьющие друг-другу морду сегодня автоматически зачисляются в маргиналы - это факт. То, что люди прячущие ключ под половик и держащие покойников на виду у своих детей сегодня считаются сумасшедшими - тоже факт.
А ведь жители стран Запада, с которыми пытаются сопоставлять "империю" СССР в 60-е годы в бытовом плане были примерно на нашем нынешнем уровне.
ИМХО СССР был не империей, а чем-то другим. К сожалению, на ум приходят не самые приятные ассоциации с местами, где людей держат подневольно. Все признаки совпадают.
Я немного старше твоего отца. Все так и много хуже: преступлений не было так же как и секса - все замалчивалось. Ежели убили чужого где-то в деревне - то и расследовать не будут. На милицию никто не надеялся. Жизнь была безнадежная и нищая. А Гулый - иди7от - нечего его слушать. Страна развалилась не зря - никто не работал - мотивации не было.
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь