«Если не станешь идейным, то свихнешься или сопьешься»

00:04 05/09/2018 Россия
«Если не станешь идейным, то свихнешься или сопьешься»
да все проще. легче и безопаснее найти и посадить какую нибудь девку за картиночку и мемасик, чем идти наводить порядок и бороться с чеченской или грузинской мафией. которые могут заставить нынешних извиняться, и на бутылочку посадить, и в затылок стрельнуть при удобном случае. кавказцы- это не школотронов гонять на митинге и не пенсам руки выкручивать. деградация идет везде, таких как милиционер Огородников уже не осталось. так.. шалупень всякая, вертухайная и опричная

В России чуть ли не каждый день появляются новые сообщения об «экстремистских» уголовных делах. Они возбуждаются несмотря на намерения депутатов смягчить статью, несмотря на позицию президента, который считает, что не нужно доводить ситуацию до маразма, и несмотря на весь резонанс в прессе. Ощущение, что сейчас на скамье подсудимых оказаться проще, чем когда-либо. Почему так — «Лента.ру» спросила у бывшего сотрудника следственных органов, который согласился изнутри взглянуть на «экстремистские» дела. Имя собеседника по его просьбе не публикуется.

О палочной системе и круговой поруке

Простой ответ на вопрос «почему все так?» — потому что это работает. И работает легко.

Это «палки», чистой воды «палки». Я не верю в политический заказ сверху прессовать инакомыслящих. Конечно нет. Очень удобно все политизировать, но надо понимать, что люди, которые применяют эти нормы права, — такие же загнанные работяги, которые работают за зарплату. Видеть в этом чистую политику — смешно. У силового аппарата есть более мощные политические рычаги. Хоть перегибы, конечно, могут быть, как и в любой другой сфере.

Почему так спешат сделать палки? ***** [нагоняй] не получишь. Есть статистика по выявлению, пресечению, ее надо выполнять. Каждому следственному органу надо себя показывать. Убийства, взятки, должностные преступления — здесь велосипед изобретать было не нужно. Убийства и изнасилования — это классика криминалистики, где доказывание отработано.

А доказывание — это очень важный момент. Если после возбужденного дела нет обвинительного заключения — будет очень ***** [хреново]. Здесь начинается круговая порука. Пленум Верховного суда прямо указывает, что при оценке таких деяний (подпадающих под состав статьи 282 —прим. «Ленты.ру») необходимо учитывать контекст, форму, содержание размещаемой информации, а также комментарии, то есть выражение отношения к этой информации.

Следователь не возбудит дело, если он не будет уверен, что прокурор поддержит обвинительное заключение. Прокурор не поддержит обвинительное заключение и обвинение в суде, если не будет уверен, что судья вынесет обвинительный приговор. Как происходит оценка работы: если был оправдательный приговор, значит, плохо сработал прокурор, значит, плохо сработал следственный орган. При этом они все следят за тем, чтобы не к чему было подкопаться. За несоблюдение законности на всех этапах, начиная от доследственной проверки и до исполнения приговора, виновных будут искать во всей этой цепочке. Кара будет намного жестче, чем за невыполнение плана по «палкам».

О том, почему раньше таких уголовных дел было меньше

Почему статья раньше не работала и дела практически не возбуждались? Есть такое понятие, как «мертвый состав», то есть тот, по которому нет сложившейся практики возбуждения уголовных дел, практики предъявления обвинений и, тем более, вынесения обвинительных приговоров. Яркий пример — статья «Жестокое обращение с животными» (статья 245 УК РФ —прим. «Ленты.ру»). Фактически состав преступления есть, но он тяжело доказуем, и не так много у нас обвинительных приговоров. Он практически мертвый. Другой классический мертвый состав — это «Доведение до самоубийства» (статья 110 —прим. «Ленты.ру»), то есть доказательство сильного систематического психологического давления, которое явилось причиной самоубийства. Это очень тяжело доказуемо.

Таким образом, в 90-х годах все работали по явным составам, да и сейчас продолжают работать. Даже по мошенничеству только в 2000-х пошли квалифицированные составы. Например, при мошенничестве с получением установленных законом выплат. Тогда произошла квалификация каких-то деяний, которые приобрели системный характер.

Второй момент. Когда пошел вал уголовных дел за экстремизм в соцсетях? 2011-2012 годы, по разным оценкам. 2011-й — это год, когда произошла следственная реформа, и Следственный комитет выделили в отдельный следственный орган. Когда он оформился в отдельный орган — это все равно во многом была калька со следственного комитета при прокуратуре. У нас вообще много следственных органов: следователи полиции, следственный отдел ФСБ, транспортные следственные отделы, следственные отделы при военной прокуратуре. У всех них есть своя подследственность, то есть своя категория дел, которые их следователи уполномочены вести.

Бессменный глава СК Александр Бастрыкин на протяжении всего этого времени ведет если не войну, то дележку составов, пытаясь больше забрать под свою юрисдикцию. Самый яркий пример, это то, что все преступления, которые совершили несовершеннолетние, давно перешли в следственный комитет. Раньше такого не было.

Если говорить о 282-й… В моем понимании все выглядит так. Есть какой-то подследственный состав, наверху спрашивают — сколько дел возбуждено? Им отвечают, например, десять. А у нас что, нет таких преступлений? Значит, вы не выявляете. Плохо работаете.

Люди стали придумывать, как сделать состав рабочим.

Суды клепают если не зеркальные, то по своей структуре и содержанию очень схожие решения или приговоры. Одно, второе «экстремистское» дело дошло до обвинительного приговора, и состав статьи «ожил».

О «механике» дел по 282-й статье

Надо понимать, что оперативно-разыскной деятельностью, то есть выявлением, у нас уполномочены заниматься полиция, ФСБ.

Сейчас уголовные дела возбуждаются за публикации в интернете, то есть за не особенно опасные и публичные действия. Но начиналось все, понятно, не с них. В конце 90-х — начале 2000-х годов было очень много ультраправых организаций: те же РНЕ. Даже в регионах все столбы были в наклейках «Я русский» и так далее. У правоохранительных органов не было рычага давления. Чем они нарушают? Зарегистрированы, налоги платят, погромов не устраивают. Вот и придумали.

Как это происходит. Посмотрим на примере сайтов националистов-экстремистов, да можно и на примере мемов, впрочем. Заходишь в кабинет, включаешь компьютер, вводишь название сайта, видишь, что там написано, условно, «черные — плохо, белые — хорошо». Зовешь понятых, спрашиваешь: легко доступно? Они говорят: да, легко доступно. И все! Тебе подтвердили, что эти материалы предназначены для неограниченного круга лиц.

Потом назначается лингвистическая экспертиза. Эксперт должен сказать, является ли информация призывом к возбуждению ненависти либо вражды. Он пишет, что «черный» в данном контексте имеет негативную окраску, применяется в оскорбительном смысле к лицам, например, кавказской национальности.

Кто такие понятые? По уголовно-процессуальному кодексу, понятыми могут быть любые граждане, если они не состоят в родстве с участником уголовного судопроизводства. Если следователь берет понятыми практикантов — это нормально, и так делается.

Ну и есть, конечно, дежурные понятые. Фактически они являются помощниками следователя, но де-юре не оформлены. Это обычно те, кто имеют планы потом устроиться работать следователем. Понятно, что с такими проблем не возникает.

О том, кто возбуждает «экстремистские» дела

Истории про то, как кого-то закрывают за что-либо подброшенное, со своими понятыми, — это байки из 90-х. Так сейчас не работают. Например, палочная система по наркотической статье 228 вообще потеряла свою актуальность. Потому что, если ты раскрыл преступление с хранением, тебе на учет ставят одно нераскрытое по сбыту. Плюс надо учитывать, что во многих следственных действиях законом обязательно предусмотрена видеофиксация. Сейчас работники органов все чаще и чаще снимают все на телефон и для собственной защиты.

Но по «экстремистским» делам сейчас, конечно, дошло вообще до абсурда, когда запись с юмористической составляющей, опубликованная в открытом доступе, является составообразующим деянием. Это, естественно, неправильно. Надо отдать должное, что наш законодатель на это уже среагировал, и поговаривают о декриминализации.

И теперь о том, кто эти люди, которые возбуждают «экстремистские» дела. В рядах следственных органов много «идейных» следаков. Многие из них — это люди с глубокой профдеформацией, которые действительно верят, что делают хорошее дело, защищают закон. Они не представляют для себя другой жизни. Как бывают врачи, которые настолько отдаются работе, что гробят свое собственное здоровье. Такая деформация может быть в любой профессии, и как в любой профессии — нельзя всех стричь под одну гребенку. Но в следственных органах спустя несколько лет, если ты не станешь идейным следаком, ты либо ****** [свихнешься], либо сопьешься. При этом как люди они совершенно нормальные.

Дмитрий Саркисов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(224):

1 234 ... +1
31 +0−0Владимир С07:07:44
05/09/2018
да все проще. легче и безопаснее найти и посадить какую нибудь девку за картиночку и мемасик, чем идти наводить порядок и бороться с чеченской или грузинской мафией. которые могут заставить нынешних извиняться, и на бутылочку посадить, и в затылок стрельнуть при удобном случае. кавказцы- это не школотронов гонять на митинге и не пенсам руки выкручивать.
деградация идет везде, таких как милиционер Огородников уже не осталось. так.. шалупень всякая, вертухайная и опричная
28 +0−0Don Alberto02:12:27
05/09/2018
чувак реально нам впаривает какие то сказки, всем следакам реально по барабану все экстремисты - они их в гробу видели в белых тапках. Вся муть идет сверху, по приказу, люди нехотя работают, но выхода у них нет - не будешь выполнять приказы тебя просто уволят. У следаков другой работы навалом, все эти процессы - чистая показуха для устрашения народа.
26 +0−0Пит Борн04:37:42
05/09/2018
Следаки, прокуроры и судьи тоже люди, такие же как вы! Поймите их правильно. Им пить-кушть, жён-деток кормить надо? Надо! Приходится план выполнять, чтоб с работы бедняжек не выгнали. Подумаешь, лишили свободы нескольких шутников и вольнодумцев. Ничего личного!
(Краткое содержание статьи.)
23 +0−0Пит Борн04:50:16
05/09/2018
Куда смотрит Минздрав? С профдеформациями надо что-то делать! Лечить, как профзаболевания. Проводить диспансеризацию, класть профдеформированных в спецклиники, а на неизлечимых стадиях отправлять на инвалидность и в хосписы. Подумать о законодательном разрешении эвтаназии.
20 +0−0Evgeny Smirnov09:46:49
05/09/2018
Правоохранительные органы РФ - позорные, отвратительные твари, совершенно бесполезные, и мешающие людям жить!
Зачем они нужны со своими палочными методами?
Сколько бюджетных денег тратится на этих паразитов?
А в это время гражданам повышают пенсионный возраст, при этом эти твари в погонах идут на пенсию в 40-45 лет, и получают огромные пенсии по сравнению с теми кто работал в реальном секторе экономики, на производстве, на заводе, на фабрике и т.д.
20 +0−0Прямой Эффект08:06:13
05/09/2018
Очередная статья, после которой в голове лишь одна мысль: "Как хорошо, что я отсюда уехал".
15 +0−0Андрей Княжев06:41:43
05/09/2018
Сказать в России: я- русский. Это экстремизм. До чего дошли.
13 +0−0Дмитрий Николаев07:25:07
05/09/2018
Верят, что защищают закон, сажая людей за мемы?.. Это так-то называется не идейность, а - шизофрения.
12 +0−0Анатолий И08:53:32
05/09/2018
Т.е. нас "сажают" либо психи, либо алкаши.
10 +0−0Насти Рус12:23:17
05/09/2018
Лента закрывай комменты, а то всех комментаторов по 282 закроют...,останутся одни хохлы и боты!
10 +0−0serge vernam09:49:34
05/09/2018
Вообще эти позорные статьи должны быть отменены. Тогда и оправдываться не нужно будет. А сейчас говорить, что это смешно, что это не политический заказ, а "перегибы на местах" - ложь и чушь.
9 +0−0Сергей Кудаев12:01:52
05/09/2018
Комментарий удалён.
Ну ничего, ничего. Придет время, выведут из соцсетей "крамолу", а план по раскрытию никуда не денется. И тогда уже вас, Михаил, за фразу "Великовозрастные детины" запросто притянут за уши к какой-нибудь статье.
Или вы эту тенденцию не замечаете?
8 +0−0Владимир Матвеев11:44:55
05/09/2018
Вводились эти статьи в УК действительно для борьбы с оппозицией, но, по факту, все превратилось в Великий Рандом - следственные органы лупят кого попало, а вовсе никаких не оппозиционеров. Так что сейчас уголовные статьи за экстремизм и "оскорбление чувств верующих" работаю исключительно против власти и чем дольше они существуют, тем больше негатива вызывают в народе.
7 +0−0Ванька Каин10:28:48
05/09/2018
20 +0−0Прямой Эффект08:06:13
05/09/2018
Очередная статья, после которой в голове лишь одна мысль: "Как хорошо, что я отсюда уехал".
+100500

нет больше Глебов Жегловых. сами же полицаи таких белых ворон уничтожают. чтобы эти конюшни почистить, нужен честный, умный и принципиальный руководитель на месте министра. а еще лучше на месте президента. тогда с бандитизмом можно разобраться.
7 +0−0trali_ valli07:27:50
05/09/2018
На кибер пространство вообще не должны распространяться законы реального мира. Каждый должен иметь право писать в инете что он хочет и чего хочет, если кому-то не нравиться просто покинь ресурс. Если про тебя написали плохо, напиши опровержение или такое же про тех кто на тебя это написал. молчание знак согласия. Интернет должен быть абсолютно свободен от всяких законов и цензур, таким он по идее и создавался. Интернет это место для дискуссий, даже оскорбительных. В этом и есть смысл что выступая под анонимными никами можно написать то как ты на самом деле думаешь не боясь за свою жизнь и свободу, и это прекрасно. И мне претит когда инет пытаются превратить в скучный канал по распространению спама, пропагандистского кала и рекламы наподобие телевизора. А людям советую не регистрироваться настоящими именами и не привязывать к номерам телефонов, пользоваться анонимным доступом, пусть эти гады-охотники за репостами про "русских" побегают.
6 +0−0Владимир Лосев12:42:02
05/09/2018
Не надо оправдывать путинских упырей, деформация у них. Собрать и расстрелять!
6 +0−0Савелий Левин12:13:11
05/09/2018
-6 +0−0Карина12:06:07
05/09/2018
Ой да ладно никто к одной фотке не будет цепляться там люди именно нацисты именно призывали к ненависти итд и они опаснее для общества чем теже наркоманы который никого не трогают эти экстремисты призывают убивать людей другой расы или национальности пола веры чего угодно
к одной фотке и цепляются, без всяких призывов
6 +0−0Сергей Кудаев11:37:33
05/09/2018
6 +0−0vancetti11:00:37
05/09/2018
В большинстве случаев прокуратура и суд в обвинительном заключении приводят доводы, исходят из т.н. "лингвистической экспертизы", которая производится по их требованию. Сами следователи не в состоянии определить, "экстремистский" или нет материал для судебного рассмотрения. Поэтому, большая часть вины лежит и на необъективных "экспертах", поскольку многие подобные дела ЕСПЧ отменяет и Россия выплачивает пострадавшим компенсационные суммы.
И никто из осужденных за "экстремизм" и оправданных ЕСПЧ, во всяком случае, не слышно, обратился в следственные органы и прокуратуру с целью привлечения к уголовной ответственности лже-экспертов-лингвистов. Что бы создать прецедент.
Не получится создать прецедент. Система не станет сама себе стрелять в ногу.
Под любыми предлогами не возбудят уголовное судопроизводство.
6 +0−0dan0m .11:12:49
05/09/2018
-12 +0−0Naz Gloom08:23:37
05/09/2018
Так пойди в следаки/опера - покажи как надо жить и работать )))
Не можешь работать, не мучай *опу! Пусть охранниками или вахтерами сидят, если ни на что более не способны. А то нашли легкий способ срубить "палку", а реальные дела и задвинуть можно, там же "работать" придется...
6 +0−0vancetti11:00:37
05/09/2018
В большинстве случаев прокуратура и суд в обвинительном заключении приводят доводы, исходят из т.н. "лингвистической экспертизы", которая производится по их требованию. Сами следователи не в состоянии определить, "экстремистский" или нет материал для судебного рассмотрения. Поэтому, большая часть вины лежит и на необъективных "экспертах", поскольку многие подобные дела ЕСПЧ отменяет и Россия выплачивает пострадавшим компенсационные суммы.
И никто из осужденных за "экстремизм" и оправданных ЕСПЧ, во всяком случае, не слышно, обратился в следственные органы и прокуратуру с целью привлечения к уголовной ответственности лже-экспертов-лингвистов. Что бы создать прецедент.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь