„ | Автор явно путает дэт-метал и блек-метал. Тема блек-метала - сатанизм, а дет-метала - смерть и расчленёнка. Короче, в эпоху интернета стыдно писать на таком уровне. Статья даже википедии уступает. По степени вовлеченности в тему напоминает информационные выпуски нтв в стиле "из жизни молодёжи" в на...читать полностью | “ |
«Лента.ру» продолжает свой рассказ об эстетике субкультур и ее влиянии на мир моды. В прошлом материале мы говорили о современных хипстерах, а на этот раз речь пойдет о металлистах. Они выросли из хард-рокеров, модифицировали их стилистику, никогда не выходили из моды, не будучи при этом мейнстримом.
Происхождение термина «тяжелый металл» в музыке отлично известно: музыкальный критик Майк Сандерс впервые использовал его в рецензии, посвященной альбому Kingdome Сome группы Sir Lord Baltimore. Эвфемизм понравился другому критику — Лестеру Бэнгсу, который использовал его для описания творчества групп Led Zeppelin и Black Sabbath. Но корни термина куда старше — британские артиллеристы использовали его еще в XIX веке применительно к очень громкой канонаде, поэтому первоначально металлическим звуком называли просто громкое и ритмичное исполнение хард-рока.
Однако уже в 1970-е годы металл стал немыслим без электронного искажения риффов — «дисторшена». На протяжении всего десятилетия стиль целого ряда групп прошел эволюцию от психоделики к металлу, из-за чего сейчас их творчество называют хард-н-хеви, или психоделическим хеви-металом. К концу десятилетия музыкальный стиль окончательно оформился и потребовал собственного эстетического оформления.
Компиляция и адаптацияЭстетика металлистов выросла из целого ряда родственных субкультур: рокеров, байкеров и лезер-боев. Кожаные куртки и жилетки, джинсы, камуфляжные штаны, тяжелые ботинки, — все это носили и до хеви-металлистов, но любители нового жанра умудрились создать оригинальный образ.
Создателем хеви-металлической эстетики принято считать фронтмена группы Judas Priest Роба Хэлфорда. Именно он первым появился на сцене в кожаной куртке, украшенной металлическими заклепками, шипами и цепями. По признанию певца, он взял за основу стилистику лезер-боев с их любовью к коже, а декор нашел в секс-шопах. В 1970-е годы так одевались только представители ЛГБТ-сообщества.
«Когда ты играешь по-настоящему тяжелые, колотящие, энергичные и наводящие ужас риффы, ты должен выглядеть подобающе», — объяснял свой имидж Хэлфорд. Впервые лидер Judas Priest появился в коже и металле во время турне группы в 1978 году. Стилистика Хэлфорда так понравилась другим коллективам, что вскоре ее переняли почти все лидирующие хеви-металические коллективы.
Естественно, каждый при этом старался выделиться. Участники Motorhead разнообразили свой образ пулеметными лентами, Iron Maiden — шипастыми браслетами, а Saxon — спандекс. Новый материал, появившийся в середине 1970-х, быстро стал популярным среди металлистов особенно в Великобритании, но уже к середине следующего десятилетия сдал позиции.
Едва ли не единственными любителями спандекса остались глэм-металлисты, которых выделяют очень длинные, зачастую выпрямленные волосы, синтетические штаны и кожаные пальто и куртки. Еще одна черта, выделяющая глэм-металлистов среди представителей других направлений — обильное использование косметики. Довершают образ инструменты ярких цветов с рисунками и аэрографией.
По мере того как хеви-метал начал распадаться на отдельные направления, становился все многообразнее и внешний вид музыкантов и их фанатов. 1980-е годы привнесли в музыку анти-религиозные, анти-церковные и даже языческие мотивы. Все более популярной стала кельтская, древнегерманская и древнескандинавская мифология, что мгновенно отразилось на внешнем виде.
На футболках появились рунические надписи, а куртки стали украшать немецкими крестами. Отдельная история — дэт-металл. Тема смерти и оккультизма сначала появилась в текстах, а затем и во внешнем виде. Изображения сатаны, пентаграмы, черепа, бархомет (перевернутая пентаграмма, означающая голову козла), черная месса и многие другие стали частью дэт-металлической эстетики.
Концертный культКак и у любой другой субкультуры, у металлистов помимо музыки и эстетики есть еще и идеология. Последняя, впрочем, не несет в себе ничего оригинального и в той или иной степени характерна для всех контркультур — противопоставление себя обществу и мейнстриму. Главное, вокруг чего построена субкультура, — это музыка. И именно любовь к тем или иным ее направлениям связывает металлистов между собой. Поэтому концерты любимых исполнителей для них главное объединяющее событие, как совместный заезд для байкеров, курение марихуаны и медитация для растаманов или фестиваль для готов.
Концерт — это не только наслаждение музыкой, но и максимальное проявление своей свободы во внешнем виде и поведении. Конечно, многие носят металлические украшения, одежду из кожи и отращивают волосы и в повседневной жизни, но главным выходом в свет, безусловно, являются концерты любимых исполнителей. Именно на них и сами музыканты, и их поклонники показывают всю мощь эстетики хеви-метал.
Важность концертов привела к появлению посвященной им одежды. Группы стали выпускать футболки с особым принтом для каждого тура. За футболками последовали целые коллекции, приуроченные к концертным турам, и футболки в честь конкретного концерта. Так что выпуск специальных коллекций одежды в поддержку концертного тура, который сейчас наладили хип-хоп и поп-звезды, можно считать своего рода культурной экспроприацией.
От рэпера до БибераИнтерес к эстетике металлистов периодически возникал совершенно у разной публики. Так в 2013 году Канье Уэст попросил художника Уэса Лэнга разработать для турне Yeezus Tour логотипы и графику в стилистике металлистов. Лэнг не стал изобретать велосипед и просто использовал шрифт с логотипа группы Metallica, а графика явно вдохновлялась концертными постерами конца 1980-х годов.
Для мэйнстримового рэпера подобный интерес к классическому хеви-металу был необычен. Кроме того, Канье задал моду на дорогие, изготовленные по заказу футболки с необычными принтами в стиле хеви-метал среди популярных исполнителей. Металлические шрифты использовали для своих туров рэпер Pusha T, Джастин Бибер. Рэпер обратился к знаменитому иллюстратору Марку Риддику, который первым делом спросил, кто вообще такой Pusha T.
Тем не менее Марк разработал шрифты и графику для турне исполнителя Darkest Before Dawn. Риддик работает с такими коллективами, как Exodus, Morbid Angel и Rotting Christ с 1991 года. Также Марк помогал дизайнеру Джерри Лоренцо в работе над одеждой для турне Purpose Tour Джастина Бибера. Лоренцо отметил, что хотя и не считает себя «металхедом», но рад, что нишевая эстетика получила возможность обогатить мейнстримовую сцену.
«Лучше уж кто-то, кто разбирается в металл-сцене, создаст нечто подобное, чем человек, который вообще ничего не понимает в жанре», — прокомментировал свою работу с Бибером Риддик. Художник подвергся ожидаемой критике со стороны металлистов за сотрудничество с Джастином, так что решение о начале работы с канадцем далось ему нелегко.
Популярность обрели и классические футболки с названиями хеви-метал-груп. Например, Кендалл Дженнер появилась в футболке Slayer на вручении музыкальных наград MuchMusic Video Awards в 2014 году. Ветераны металл-сцены ответили прямо и жестко. Гитарист Slayer во время концерта на Лонг Айленде появился на сцене в фуболке с надписью: «Kill the Kardashians» — «Убей Кардашьянов».
Вслед за сценой эстетика хеви-метала ворвалась и на мейнстримовый подиум. В марте 2016 года Демна Гвасалия представил коллекцию осень-зима дома Vetements, вдохновленную британской группой The Sisters of Mercy, которая стояла у истоков хеви-метала. Учитывая, что Гвасалию в 2015 году регулярно видели в худи Yeezus, благодарить вновь нужно Канье Уэста.
Почин Vetements поддержали в Supreme — бренд показал свой коллаб с Black Sabbath. Лонгсливы, худи и футболки с надписями Black Sabbath и Sabbath Bloody Sabbath пришли будто из 1970-х.
А вот в H&M пошли другим путем. В 2015 году компания показала свою металлическую коллекцию, в которой на футболки, джинси, куртки, худи и лонгсливы были нанесены названия вымышленных хеви-метал-групп, а сами предметы коллекции напоминали традиционный мерчендайз металлистов. Впрочем, в коллекции были и коллабы с реальными коллективами. Шведы подписали соглашения с Metallica, Guns N’Roses и Slayer.
Сейчас кажется, что пик моды на «металлическую» эстетику прошел, но наверняка это не последнее ее возвращение в мейнстрим. Ведь, как известно, хеви-метал не бывает по-настоящему модным, но и никогда не выходит из моды.
Антон Ширяев
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
9 +0−0 | Roman Carelass | 01:47:56 20/08/2018 |
Автор явно путает дэт-метал и блек-метал. Тема блек-метала - сатанизм, а дет-метала - смерть и расчленёнка. Короче, в эпоху интернета стыдно писать на таком уровне. Статья даже википедии уступает. По степени вовлеченности в тему напоминает информационные выпуски нтв в стиле "из жизни молодёжи" в начале нулевых. "тяжёлый метал" все дела. Круто, что автор сообщил про кожанки, шипы и заклёпки. В следующий раз жду статью про панков с откровением, что они носят ирокезы. Последние имеют длинную историю. Ещё индейцы носили ирокезы. |
5 +0−0 | void | 03:12:59 20/08/2018 |
The Sisters of Mercy, которая стояла у истоков хеви-метала. о, сколько нам открытий чудных... |
3 +0−0 | Уолтер Колупаев | 09:29:26 20/08/2018 | ||||||
| ||||||||
Да нет четких рамок в изображениях и темах текстов. В детхметале достаточно вспомнить Morbid Angel с сатаниской символикой и текстами во все поля. Собственно родоночальник направления - группа Death вообще имеет скорее философские тексты. Slayer те же пентаграмму во всю используют. Obituary чертей малюют. В блацкмитоле тоже не все так однозначно, Варгуша Викернес все больше по Толкиену упарывался, Summoning тоже. Короче рамочный фaшизм удел обрыганов первокурсников, а простой люд не парится. :3 |
2 +0−0 | белеберда | 14:15:43 20/08/2018 | ||||||
| ||||||||
с твоей вовлеченностью в тему тоже не всё так гладко. сатанизм в блэкухе со времён Мэйхем и Ватэйн появляется, преимущественно, как дань жанру, да и с дэзнёй тоже не так категорично = есть техникал, есть мелодик, есть грайнд, и расчленёнка дальше третьего из них дальше не идёт. так что учи матчасть вместе с горе-репортёром. |
2 +0−0 | Behzod Sabirov | 06:48:21 20/08/2018 | ||||||
| ||||||||
И тут Остапа понесло. Не считайте себя умнее и лучше других только потому, что сами не слушаете такую музыку. В любом жанре ховна достаточно. Даже классическую музыку можно испоганить. |
1 +0−0 | Уолтер Колупаев | 09:32:31 20/08/2018 | ||||||
| ||||||||
Харднхэви и хардрок порой без лупы не отличить. Профмузыканты называют сепультуру рокерами и не парятся. Обрыганчики бомбят.)) |
1 +0−0 | yes yes | 09:11:03 20/08/2018 |
визуально-эстетически мне нравится неупомянутый в статье трэш-метал, остальные выглядят как клоуны. |
1 +0−0 | ы в | 08:30:58 20/08/2018 | ||||||
| ||||||||
Ды там разные тексты. Так что, я бы не был столь категоричен. |
1 +0−0 | alcel24 . | 00:55:33 20/08/2018 |
Дочитав до Элис Купера который каким то образом попал в металлисты понял что автор бесконечно далёк от темы... |
0 +0−0 | Иван Белов | 23:00:49 20/08/2018 |
ваша статья - гвно, вы нечего не понимаете в металле. убейте себя. |
0 +0−0 | void | 20:38:27 20/08/2018 | ||||||
| ||||||||
чувак, с таким аршином ты сам дэт от блэкухи не отличишь) |
0 +0−0 | void | 20:35:22 20/08/2018 | ||||||
| ||||||||
>> И, кстати, ходят слухи, что Хэлфорд - гей. давно из криосна вышли? он уж лет двадцать как каминг-аут совершил. |
0 +0−0 | Boris Polikarpov | 19:59:20 20/08/2018 |
хэлфорд - открытый гей с 1998-го. то есть, эти ребята были и родоначальниками стиля хэви-метал в одежде. как-то я раньше об этом не думал |
0 +0−0 | Horizon Desolate | 19:49:41 20/08/2018 | ||||||
| ||||||||
Поздняя Pantera - не трэсх. Они сами свой стиль создали. К thrash только пару их альбомов начала 90-х можно отнести. |
0 +0−0 | Horizon Desolate | 19:44:33 20/08/2018 | ||||||
| ||||||||
Вот именно. Целая эпоха с 83 по 93-й годы как бы сознательно упущена. Годы расцвета и лидерства Thrash Metal в металле. И его возвращение с конца нулевых нового тысячелетия и поныне. Особо в Old School варианте. Стиль трэшеров существенно отличается от прочих, и всё же адекватнее и солиднее выглядит. |
0 +0−0 | Horizon Desolate | 19:36:08 20/08/2018 | ||||||
| ||||||||
Да, у Venom'а дез-металеры много чего взяли. |
0 +0−0 | Vlad Bormotov | 18:25:11 20/08/2018 |
Пропустил момент, когда Бафомет начали называть Бархометом. Или его так какие-то особые сатанисты называют? |
0 +0−0 | yes yes | 12:27:39 20/08/2018 | ||||||
| ||||||||
да, разброс есть, но все же трэш-стиль - это минимум страз / максимум волос (и щепоточка панкоты). |
0 +0−0 | Уолтер Колупаев | 10:49:54 20/08/2018 | ||||||
| ||||||||
Статья вообще не понятно о чем. Про трешеров могу сходу накидать с десяток групп одетых совершенно в различных стилях, взять хотя бы ранний содом не отличающийся от жудас пристов и позднюю пантеру с прикидом как у рэперов.) |
0 +0−0 | yes yes | 10:16:19 20/08/2018 | ||||||
| ||||||||
это статья об одёжке, а не о саунде, а все прилагаемые фотачки - либо усатые хиппаны, либо митализды с макияжем и цацками, либо гламурные кисы. у моторхед - в целом норм прикид (если забыть про наци-фетишизм лемми), но это скорее рокнролл, чем метал. |