«Россия скатывалась в Cредневековье»

00:05 05/07/2018 Наука и техника
«Россия скатывалась в Cредневековье»
"Причины этой ненависти к себе большевики объяснять не спешили либо объясняли, как и восстания против их власти, происками и заговорами внешних и внутренних врагов". Как под копирку. Почти сто лет прошло, а у верхушки одни и те же....

Сто лет назад прежняя Россия сгорала в пламени жестокой и кровопролитной Гражданской войны, подлинная история которой до сих пор не написана. Одним из ее драматических и трагических эпизодов стало антикоммунистическое восстание в Ярославле, длившееся с 6-го по 21 июля 1918 года. Могло ли оно привести к падению режима большевиков? Какую роль в его разгроме сыграли интернациональные части Красной армии и почему лидеры восстания понадеялись на англо-французских союзников России по Антанте, а не на другие антибольшевистские силы внутри страны? Какую фатальную ошибку допустили российские крестьяне летом 1918 года и как поплатились за нее десять лет спустя? Обо всем этом «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Константин Морозов.

Кровавое лето 1918-го

Чем, на ваш взгляд, июльское восстание 1918 года в Ярославле важно для истории нашей страны?

Константин Морозов:Это были разные эпизоды Гражданской войны в России, но они происходили в одном временном и событийном пространстве. Ярославское восстание было подготовлено и осуществлено «Союзом защиты Родины и Свободы» под руководством Бориса Савинкова, который к тому времени уже даже не был эсером. Он был исключен из партии социалистов-революционеров еще в сентябре 1917 года за отказ давать показания о своей причастности к так называемому мятежу генерала Корнилова. Вообще, тут не должно быть никакой конспирологии. Не надо считать, что если события происходили одновременно, то они были взаимосвязаны и задумывались по единому плану и из одного центра. Ничего подобного.

Кстати, такая расколотость антибольшевистского движения и несогласованность действий его участников стала одной из причин его поражения. Это в полной мере касается и Ярославского восстания. Если бы Савинков согласовал свои планы с самарским Комучем, а не понадеялся на высадку англо-французского десанта в Архангельске, то у него, возможно, было бы больше шансов на успех. Хотя были и объективные причины того, что такое взаимодействие не случилось.

Гражданская война способствовала повсеместной архаизации, и в 1918 году Россия стремительно скатывалась в Средневековье, в том числе и в этом смысле. Поэтому даже технически связаться из Москвы или Ярославля с самарским Комучем было весьма затруднительно — телефон и телеграф были недоступны, почта не работала. Даже доехать было весьма проблематично при наличии фронтов.

Как вы думаете, было ли Ярославское восстание обречено на неудачу? Правы ли те, кто считает его авантюрой Савинкова?

Это было правительство России, созданное в Самаре в июне 1918 года бывшими членами Учредительного собрания, разогнанного большевиками. По сути, у него было больше легитимности, чем у ленинского Совнаркома в Москве. Не зря в годы советской власти о нем предпочитали не вспоминать, хотя самарский Комуч, образованный после выступления Чехословацкого корпуса, сыграл колоссальную роль в событиях Гражданской войны в России. Надеюсь, мы когда-нибудь отдельно поговорим о его деятельности — Комуч этого достоин как правительство, пытавшееся вернуть страну на путь политических свобод, демократии и парламентаризма.

Можно ли сказать, что именно подавление Ярославского восстания, а не убийство Урицкого и покушение на Ленина 30 августа 1918 года дало истинный старт красному террору? К тому же именно в дни Ярославского восстания в Екатеринбурге большевики расстреляли царскую семью.

Конечно. Хотя при его подготовке организаторы вели переговоры с ярославскими рабочими и крестьянами из окрестных сел и деревень. Некоторые рабочие (например, из железнодорожных мастерских) поддержали восстание, другие колебались и заняли нейтральную позицию. Что касается крестьян, то после начала восстания в Ярославль их прибыло 800 человек, большинство из которых получили оружие и вернулись в свои деревни.

Сколько мирных жителей погибло во время восстания и при его подавлении?

Это вообще было характерным поведением российских крестьян во время Гражданской войны. Они уже ненавидели большевиков, но предпочитали держаться своих деревень. Культурные и политические навыки, необходимые для осознания своих интересов до уровня общенационального дела, у них отсутствовали. Да и усталость от войны и потрясений у них накопилась огромная. Так что как только они сбрасывали большевиков во время своих восстаний, то немедленно возвращались в свою деревню, к земле, желая только одного: чтобы их все оставили в покое.

Это в полной мере проявилось и после свержения большевиков самарским Комучем: крестьяне сначала были настроены антибольшевистски, но в Народную армию вступать не захотели, а к мобилизации отнеслись полувраждебно. Исключение составляли лишь два добровольческих крестьянских полка из Вольского уезда Саратовской губернии, очень храбро воевавших в Народной армии Комуча. Много было вооруженных крестьянских выступлений и в 1918-м, и в 1919 годах, но ожесточенного характера Тамбовского восстания 1920 года они еще не имели.

Конечно, если бы крестьяне в 1918 году могли знать, что с ними случится в 1921 году, и тем более в 1929-1933 годах, то они, несомненно, боролись бы с большевиками до конца, а не возвращались бы домой при первых успехах. Хотя это нетрудно было предвидеть, и им говорили, что большевики их в покое не оставят, но глубокое осознание этого пришло тогда, когда стало поздно. Так часто бывает. Впрочем, если бы современники знали, что их ожидает в ближайшем будущем, ход истории менялся бы очень часто.

Бунт городской молодежи

Историк Сергей Мельгунов, кажется, утверждал, что после подавления восстания большевики расстреляли в Ярославле свыше пяти тысяч человек.

Его ядром изначально было офицерство, но вооруженное выступление против большевиков поддержала некоторая часть рабочих и оставшихся в городе крестьян. Наиболее горячо встретила восстание городская образованная молодежь — ярославские студенты и гимназисты. Кстати, в то время подобное происходило и в других русских городах. Например, основу Народной армии самарского Комуча тоже составила учащаяся молодежь, юнкера и часть офицерства разночинного происхождения. Вопреки позднейшим утверждениям большевиков, ее никак нельзя считать частью Белого движения. В ней не было погон, и воевали они под красным стягом.

Что стало с этими людьми?

Тут сложно сказать, скорее всего — да, но это точно не была однозначно монархическая организация. Савинков создал «Союз» весной 1918 года, после возвращения с Дона, по договоренности с лидером Добровольческой армии генералом Алексеевым. Его целью было сформировать широкую коалицию антибольшевистских сил — от конституционных монархистов, вроде одного из руководителей Ярославского восстания полковника Александра Перхурова, до социалистов (но входили они в его организацию персонально) — и добиваться передачи власти Учредительному собранию, предоставления гражданам России политических прав и свобод.

И в финале восстания в Ярославле ключевую роль тоже сыграли германские военнопленные.

По воспоминаниям Савинкова, восстание в Ярославле, Рыбинске и Муроме было частью более масштабного плана. «Союз защиты Родины и Свободы» (его численность составляла около трех тысяч человек) собирался охватить восстанием 32 города вокруг Москвы, где были созданы его кадрированные подразделения.

Зачем в подавлении Ярославского восстания большевики активно использовали так называемые «интернациональные части», состоящие из германских и австро-венгерских военнопленных, а также поляков, латышей и китайцев? Им что, не хватало своих сил?

Это, например, Владимир, Калуга и Казань. Однако в той же Калуге отделение «Союза» было малочисленным, поэтому около двух десятков офицеров оттуда отправились в Ярославль.

Насколько мне известно, его завезли, но не успели использовать, поскольку к тому времени восставшие уже сдались.

В Москве это оказалось невозможным. Там еще в мае 1918 года прошли массовые аресты офицеров, поэтому члены «Союза» были вынуждены оттуда срочно эвакуироваться. Кроме того, как потом вспоминал Савинков, он и его товарищи опасались, что в случае свержения власти большевиков в Москве немцы, заключившие с ними Брестский мир, введут в столицу войска.

В отличие от выступления левых эсеров в Москве, Ярославское восстание большевики утопили в крови. Правда ли, что бомбардировка Ярославля с применением бронепоездов, авиации, артиллерии и попыткой использования химических снарядов была первой крупномасштабной военной операцией большевиков во время Гражданской войны?

Сейчас об этом трудно судить, но противники большевиков в 1918 году часто и всерьез обсуждали вероятность такой угрозы. Совершенно очевидно, что после распада старой русской армии в стране не было сил, достаточных для эффективного противостояния регулярной германской армии. Думаю, что если бы Германия по тем или иным соображениям решила бы летом 1918 года не ограничиться очень выгодными для нее условиями Брестского мира и оккупировать еще и центральную часть России, вряд ли ей смогли бы противостоять части Красной армии или антибольшевистские формирования, совершенно несравнимые с ней ни по численности, ни по мощи (боюсь, что даже по совокупной).

В советское время, когда восстание в Ярославле называли «белогвардейским мятежом», часто говорили о так называемой «барже смерти» на Волге, где восставшие якобы мучили местных коммунистов.

Он имел выгодное расположение, там находился штаб Ярославского военного округа, поэтому прибывающие в город офицеры могли обосновывать свое появление там желанием поступить на службу в Красную армию. Но главной целью Савинкова был не Ярославль, где он не очень-то надеялся на успех, а Рыбинск.

А могли восставшие в Ярославле рассчитывать на помощь антибольшевистских сил Среднего Поволжья? Например, Народной армии самарского Комуча?

Там находились большие артиллерийские склады, оружием с которых Савинков намеревался снабдить местных крестьян. Но восстание в Рыбинске сразу же провалилось, а оружие с этих складов потом очень пригодилось большевикам в боях за Ярославль.

Посол Нуланс и запоздалый десант

То есть Савинков планировал поднять против большевиков Верхнее Поволжье, дождаться подхода англо-французских союзников, а потом наступать на Москву?

Да, именно в Ярославле восстание началось успешно. В ночь на 6 июля на городском кладбище собрались 102 офицера, имеющие на руках всего лишь 12 револьверов. Однако им удалось легко разоружить охрану оружейного склада возле железнодорожной станции Всполье и завладеть боеприпасами. Почти сразу же на сторону восставших в полном составе перешла городская милиция во главе с начальником. Вообще, та легкость, с которой восставшие овладели городом, была явным свидетельством того, что в Ярославле к большевикам относились неприязненно.

Вы упоминали, что Савинков рассчитывал, что одновременно с восстанием в Ярославле и Рыбинске англичане и французы высадят десант в Архангельске.

Антибольшевистские настроения к лету 1918 года были повсеместным явлением в России. Восстания против них прокатились по всей стране. Это мощные крестьянские выступления в Поволжье, а чуть позже и знаменитое восстание ижевских и воткинских рабочих, которые после его подавления перешли в армию Колчака и еще год сражались в ней против большевиков под красным знаменем.

Обо всех этих восстаниях очень не любили вспоминать в СССР, поскольку они противоречили большевистскому мифу о триумфальном шествии советской власти. Только об этом триумфальном шествии многого не договаривали. Да, действительно, в конце 1917-го — начале 1918 года с помощью сочувствующих солдат и матросов большевики взяли под свой контроль многие города страны. Но уже через несколько месяцев правления они вызывали повсеместную ненависть, поэтому к лету 1918 года во многих этих городах большевики власть потеряли. Но в советское время причины этой ненависти к себе большевики объяснять не спешили либо объясняли, как и восстания против их власти, происками и заговорами внешних и внутренних врагов.

Кстати, насчет внешних врагов... Часто пишут, что Ярославское восстание было организовано Савинковым на французские деньги, которые он чуть ли не лично получал от посла Нуланса.

Савинков действительно контактировал с французами и получал от них помощь, но он не видел в этом ничего криминального. И Савинков, и другие деятели антибольшевистского сопротивления воспринимали Францию и Англию как союзников России по Антанте, поэтому помощь от них не считали предательством интересов страны. Наоборот, в этом они обвиняли большевиков, сотрудничавших с вражеской Германией и заключивших с ней позорный и унизительный Брестский мир. И такой взгляд на происходящие в 1918 году события был характерен для многих антибольшевистских сил. Как обычно, у каждого была своя правда, и зависела она от системы координат.

Как вы думаете, почему?

Да, предполагалось, что после высадки в Архангельске они выдвинутся в сторону Вологды. Однако, как это часто бывает в таких случаях — по всей видимости, из-за бюрократических и логистических проволочек, — десант союзников высадился лишь 2 августа 1918 года, когда восстания в Ярославле и Рыбинске были уже подавлены. Нужно учитывать, что обещания ему давали одни чины, а решения принимали другие — более высокопоставленные, порой, как позже выяснилось, даже не знавшие об этих обещаниях.

«Баржа смерти» на Волге

То есть все вышло ровно противоположно тому, на что первоначально рассчитывал Савинков?

Трудно сказать. Не думаю, что с имеющимися у Савинкова силами, даже с помощью англичан и французов, был бы возможен поход на Москву. Хотя первоначально «Союз защиты Родины и Свободы» действительно планировал охватить большевистскую столицу огненным кольцом из восставших городов, однако быстро выяснилось, что для этого катастрофически не хватало сил и ресурсов. Возникла типичная ситуация «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». В условиях Гражданской войны, когда возросла роль стихийных процессов и различных непредвиденных случайностей, даже более продуманные планы, чем замысел Савинкова, пусть и составленные хорошими офицерами, часто оказывались обречены на неудачу.

Почему?

Теоретически — да. Но для правительства самарского Комуча приоритетом было наступление на южном направлении, в сторону Саратова. Его лидеры стремились соединиться с Добровольческой армией генерала Алексеева и донским казачеством, а потом вместе с ними через Тамбов двигаться на Москву. Другое дело, что на практике войска Народной армии захватили Казань вопреки воле правительства Комуча, благодаря авантюризму ее военачальников.

Конечно, с высоты сегодняшнего дня понятно, что Савинкову не надо было слишком надеяться на иностранных союзников, а следовало скоординировать свои действия с самарским Комучем. Но мы должны понимать, что ключевые события 1918 года во время Гражданской войны в России часто носили стихийный и хаотический характер. Во многом из-за того, что антибольшевистские силы были неспособны между собой договориться.

Так почему все-таки Ярославль?

Она действительно существовала, но она отличалась от других «барж смерти». В Гражданскую войну «баржами смерти» именовали суда, которые потом топили вместе с находившимися там заложниками. Но тут ситуация была несколько иной.

В начале восстания убили двоих руководителей ярославских большевиков — Закгейма и Нахимсона, еще около 200 их товарищей арестовали и посадили на баржу, стоявшую на якоре посреди Волги. Так эта баржа стала импровизированной плавучей тюрьмой. Когда в городе начались бои, баржа оказалась на линии огня между восставшими и частями Красной армии. На 13-й день баржа снялась с якоря, ее отнесло вниз по течению Волги и прибило к берегу, где красноармейцы освободили ее узников. К тому времени в живых осталось чуть больше половины, остальные погибли при обстрелах, от голода и жажды.

Расстрел города

Это могло случиться?

Насколько я знаю, химическое оружие красные не применяли.

Почему Савинков не планировал антибольшевистское восстание в Москве?

Возможно, его просто не решились использовать. Но это все предположения, а историки имеют дело с фактами. Факты таковы, что большевики действительно подвергли Ярославль мощным артиллерийским обстрелам и бомбежкам с воздуха. Центр города очень сильно от них пострадал, пострадали древние ярославские церкви, государственные и общественные учреждения, в том числе больницы. Было уничтожено свыше двух тысяч домов, более 20 фабрик и заводов.

В результате постоянных обстрелов и бомбежек в разных районах города возникли многочисленные пожары, а поскольку водопровод тоже был разрушен, тушить их было невозможно, тем более под непрерывными обстрелами. В итоге значительная часть города просто сгорела. Понятно, что такой безжалостный расстрел целого города был, мягко говоря, избыточным и необоснованным. Современники тех событий были в ужасе от действий большевиков, но таковы были реалии Гражданской войны.

Можете назвать хотя бы несколько таких городов?

Большевики использовали всех, кто им мог помочь. Из всех частей Красной армии, атаковавших Ярославль, «коммунистический батальон» и интернациональные подразделения считались самыми стойкими и боеспособными.

Вообще, участие иностранных формирований в российской Гражданской войне — это отдельная и до сих пор малоизученная тема. Причем они воевали по обе стороны фронта — как за красных, так и за их противников. Многие знают о Чехословацком корпусе, с выступления которого в мае 1918 года началась активная фаза Гражданской войны в России. Но мало кто помнит, что около пяти тысяч чехов и словаков воевали на стороне большевиков. А ведь был еще и Добровольческий корпус сербов, хорватов и словенцев, который раскололся по отношению к сторонам конфликта: около 20 тысяч выступило за большевиков, а часть примкнула к чехословацким легионерам.

Почему Савинков датой восстания назначил именно 6 июля и выбрал для него Ярославль, Рыбинск и Муром?

Да, когда восставшие осознали, что их дело обречено, они решили сдаться германской комиссии по военнопленным, члены которой с началом боевых действий были интернированы в городском театре. Глава этой комиссии лейтенант Балк гарантировал сдавшимся участникам восстания жизнь и безопасность, однако не смог выполнить свое обещание и вынужден был выдать восставших вошедшим в город частям Красной армии.

А савинковский «Союз защиты Родины и Свободы», организовавший восстание в Ярославле, можно считать частью Белого движения?

Большевики сразу же расстреляли 420 человек, еще несколько десятков были арестованы и казнены в течение последующих месяцев.

Прелюдия красного террора

Кто участвовал в восстании в Ярославле?

Это не совсем так. Мельгунов, называя эту цифру, имел в виду период с марта по ноябрь 1918 года. Причем, скорее всего, он включал не только Ярославль, но и всю губернию. Относительно числа погибших участников восстания тоже есть разные данные. По-видимому, ближе к истине те, кто говорит о 600 убитых.

Почему? Они не хотели воевать?

Это неизвестно — никто их не считал. Во время боев и пожаров значительная часть мирного населения Ярославля покинула город, расположившись табором на берегу Волги.

Давайте вернемся к восстанию в Ярославле. Получается, оно было не стихийным, а целиком и полностью организованным Савинковым и его «Союзом защиты Родины и Свободы»?

Это дискуссионный вопрос. Существовал ли красный террор до его официального объявления 5 сентября 1918 года, после убийства председателя Петроградской ВЧК (ПЧК) Урицкого и покушения на Ленина? Что именно считать красным террором? Ведь и расстрел 420 сдавшихся участников Ярославского восстания, и убийство Николая II с его семьей при желании можно объявить эксцессами исполнителей на местах. Во всем этом еще предстоит разбираться.

Но в целом я согласен с позицией американского историка Александра Рабиновича, высказанной в книге «Большевики у власти. Первый год советской эпохи в Петрограде»: «Убийство Моисея Урицкого утром 30 августа и неудавшееся покушение на Ленина вечером того же дня рассматриваются обычно в качестве непосредственной причины красного террора. На самом деле к тому времени необъявленный красный террор в самых разных формах уже несколько месяцев шел в Москве и других крупных российских городах. В Петрограде практика взятия политических заложников распространилась в конце июля. 19 августа был снят запрет Урицкого на расстрелы ПЧК (после чего были расстреляны первые 21 человек), а 28 августа на пленарном заседании Петроградского Совета произошло фактически официальное провозглашение красного террора».

Что такое самарский Комуч?

Это тоже очень сложный и неоднозначный вопрос. Надо понимать обстановку в России 1918 года — всеобщий хаос и ожесточение, нарастающая атомизация и архаизация общества, кровавая и безжалостная война всех против всех... События развивались очень быстро, и современникам было трудно в них разобраться.

Сами большевики были не уверены, что им удастся надолго удержать власть, а их противники даже не сомневались, что большевистская диктатура в России не сможет продлиться дольше нескольких месяцев. Однако всеобщее одичание в условиях разгоравшейся Гражданской войны постепенно изменяло социальную ткань российского общества. Сейчас легко говорить, что те или иные участники Гражданской войны могли бы действовать более эффективно. Фокус в том, что очень часто никто не мог предсказать эффективность того или иного действия, не попробовав его в тех экстремальных условиях.

Конечно, многие из восстаний 1918 года и последующих лет можно назвать авантюрой, но ведь альтернативой им было смирение, что было неприемлемо для участников антибольшевистского восстания. И вообще, можно ли мерить меркой современного человека мирного времени обстоятельства и психологию военного времени, да еще и Гражданской войны? Нам бы ее понять хотя бы, не то что судить. Вообще, надо быть очень аккуратными с этой привычкой, так легко нарушающей принцип историзма.

«Лента.ру»: Многие связывают антибольшевистское восстание в Ярославле с выступлением левых эсеров в Москве только потому, что они произошли в один день — 6 июля 1918 года. Иногда в этот ряд добавляют и так называемый «мятеж Муравьева» в Симбирске, случившийся спустя четыре дня. Правомерно ли это?

Оно было одним из ключевых эпизодов антибольшевистских восстаний 1918 года. История событий Гражданской войны в России требует нового изучения и очень серьезного переосмысления. Ведь современное российское общество по сей день живет со множеством советских мифов и стереотипов о событиях того времени. До сих пор в головах многих граждан доминирует представление, что 100 лет назад абсолютное большинство населения тогдашней России полностью поддержало большевиков. В реальности же сопротивление власти большевиков было колоссальным и охватывало самые разные слои общества.

Поэтому трудно согласиться с мифами о покорности русского народа, который не был способен сопротивляться насилию большевистской власти и только мирился с ней. История Гражданской войны и антибольшевистских восстаний лета 1918 года, да и последующих лет, говорит ровно об обратном.

Но не только в этой теме меня волнует и пугает мифологизированность нашей истории. Уверен, что очень важно исследовать и помнить подлинную историю нашей страны и делать из ее уроков правильные выводы, чтобы никогда больше не наступать на старые грабли и не ставить Россию и ее народы на грань катаклизмов и потрясений.

Беседовал Андрей Мозжухин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(331):

1 234 ... +1
20 +0−0Yevgeny Mironov00:22:47
05/07/2018
"Причины этой ненависти к себе большевики объяснять не спешили либо объясняли, как и восстания против их власти, происками и заговорами внешних и внутренних врагов". Как под копирку. Почти сто лет прошло, а у верхушки одни и те же....
12 +0−0Луйхо Ропидаст00:58:40
05/07/2018
Потому что красную гадину нужно было вешать, жечь и расстреливать в зародыше, как завешал великий Столыпин. Сейчас последыши красной гадины ведут Россию прямой дорогой в ад.
10 +0−0Lyudmila Troshkina05:32:16
05/07/2018
очень мало инфо про это восстание, поэтому было очень интересно почитать,...а фото удручающее.спасибо автору за позновательное интервью.
9 +0−0Малюта Скуратов14:03:43
05/07/2018
Невежество для современной России давно стало нормой. Убедить рядового обывателя в том, что большевики - злодеи, а выступавшие под лозунгом войны до победного конца эсэры, первыми развязавшие террористическую войну против пришедших к власти большевиков, белые и пушистые, нынче не проблема.
8 +0−0Geo Lock02:54:20
05/07/2018
Неплохое интервью, спасибо.
7 +0−0Малюта Скуратов14:40:07
05/07/2018
Особенно умиляет меня точка зрения людей, утверждающих, что переворот, устроенный большевиками в целой стране, это плохо, а переворот, устроенный эсэрами в одном отдельно взятом городе - это замечательно.
7 +0−0Fata Morgana12:48:52
05/07/2018
Всё хорошо прекрасная маркиза... Что было, то было и быльем поросло.
В 1897 году в России было 377 городов, за годы советской власти погибло 157, появилось новых 610, итого сейчас в стране 830 городов, из которых 616 (75%) признаны депрессивными.
И как выживать населению без работы, без земли и ничтожных пенсий? А сейчас далеко не каждый доживет до 65 без здравоохранения и по-сути брошенными на произвол властью олигархата?
7 +0−0Dmitry Grigorev08:41:38
05/07/2018
Двоякое чувство от статьи. В каких-то моментах очень взвешенные оценки, в других - полный бред.
Особенно вот это: "До сих пор в головах многих граждан доминирует представление, что 100 лет назад абсолютное большинство населения тогдашней России полностью поддержало большевиков."
Любому здравомыслящему человеку ясно, что не абсолютное большинство поддерживало большевиков, особенно в 17-18 годах. С чего бы тогда вообще начаться ГВ? Но её итоги говорят о том, что поддерживающих большевиков по итогу оказалось больше.
7 +0−0Geo Lock02:52:48
05/07/2018
-7 +0−0чубайсята власова01:33:41
05/07/2018
любой сторонник капитализма - не более чем террорист и фaшист
жаль что не всех красные замочили, они как в 1941 году теперь Россию уничтожают
Коммунист = нацист. Маленькая разница в том, что нацисты в основном убивали другие народы, а коммунисты - больше свой.
6 +0−0Dmitry Grigorev13:52:53
05/07/2018
-4 +0−0Fata Morgana13:00:24
05/07/2018
Повторю, что за время революций, мировых войн и гражданской войны, массовых репрессий и геноцида населения, за период с 1904 по 1956 было выбито не менее 100 млн населения России и в первую очередь русских.
Результаты построения коммунистической утопии расхлебываем по сей день. Аминь.
Вранье - ознакомься с демографией. Основная причина убыли населения - война.
6 +0−0Slava Mostovoy09:21:05
05/07/2018
и это был тоже элемент отрицательной селекции. 5!!!(ПЯТЬ)!!!! волн эмиграции тех кто не спился и не превратился в жиле, миллионы сгноил гулаг и расстрелы нквд, миллионы погибли во второй мировой только со стороны совка. и миллионам зaсрали мозги пропагандой. и вот на выходе имеем опять бессменного вождя у которого вместо мозгов дерьмo
5 +0−0Капец Полный18:17:43
05/07/2018
а белое движение было белое и пушистое ?
5 +0−0Aristarh Sferichevsky14:44:29
05/07/2018
"Они уже ненавидели большевиков, но предпочитали держаться своих деревень."... полный бред... в Сибири крестьяне целыми деревнями уходили в красные партизанские отряды после резни и беспредела устраиваемого белочехами и белоказаками.
5 +0−0Азек Ариман10:11:53
05/07/2018
-5 +0−0Дмитрий Гуторин10:09:45
05/07/2018
Даже по комментариям к этой статье видно, что совковая ментальность как раковая опухоль расползлась по населению страны. Эта раковая опухоль по-прежнему мечтает отнять все и поделить. Нищее, озлобленное, тупое, не способное заработать себе денег посткоммунистическое отребье жаждет реванша, жаждет ограбить предприимчивых людей, которые смогли заработать себе денег своим трудом. Они хотят плодить свое гнилое потомство за счет награбленного.
Нет уж, кончилось ваше время, совки. Вы будете гнить на свалке истории, захлебываясь в своей марксистско-ленинской блевотине и алкогольном угаре.
Собрался умирать за яхту Абрамовича? )))))))))
5 +0−0Луйхо Ропидаст01:11:28
05/07/2018
-5 +0−0Малюта Скуратов00:44:04
05/07/2018
Константин Морозов - большой поклонник эсэров, на истории развития движения которых он и специализируется. Тех самых эсэров, политика которых во многом и стала причиной установления диктатуры пролетариата. Смешно читать его заявления об утоплении большевиками в крови восстания в Ярославле. Достаточно ознакомиться с личностью Бориса Савинкова, почитать написанный этим персонажем опус "Конь бледный", чтобы понять всю несостоятельность такой постановки вопроса.
То есть следуя вашей логике эсеры виноваты в том что большевики устроили кровавый террор унёсший жизни миллионов?
4 +0−0Немощь либерала Сила России12:23:22
05/07/2018
3 +0−0Немощь либерала Сила России12:18:16
05/07/2018
А о "патриотизме" Путина и его фaшистов власова говорит простой факт, они так слезно рассказывают о страданиях "русского народа", о "братоубийственной гражданской войне" и прочем.
Но их же "народный фронт" (ОНФ) публикует забавную статистику, в России русский народ СЕЙЧАС находится по смертности опять среди африканских стран. Смертность русских регионов, Самрской, Рязанской, Брянской и т.д. - на уровне Сенегала, Зимбабаве, Сомали и т.д. При средней смертности России 13 на 1000 населения, смертность русских - 22,4. соответствуя африканским странам.
И нет НИ ОДНОЙ программы изменения этого статуса у ограбленного террористами либерализма русского народа. Который был подчистую ограблен ельциным.
Мы любим говорить о "помощи" чечне, но вы слышали от путинских "патриотов" России хоть слово в защиту русского народа? О необходимости расследования престулпений ельцина, ограбившего и уничтожившего 30 миллионов русских?
Нет этот сброд интересует только одно - воровство у народа и ненависть к русскому народу.
Смотрите статью на сайте ОНФ "Минздрав должен установить нормативы обеспеченности населения врачами, уделив особое внимание селу" - статистика смертности русских ужасает своими фaшистскими масштабами. Идет настоящий геноцид русских коричневой нацией мусорного гитлеровского безродного помоя путина.
Цитата:
"...Псковская область по смертности находится на уровне Либерии и Центральной Африканской Республики - 18,2, Тверская область делит уровень смертности с Руандой, Новгородская и Тульская области – с ЮАР, в Орловской, Владимирской, Курганской, Костромской, Тамбовской, Брянской областях смертность такая же, как в Сомали. В Нижегородской области – как в Бурунди, в Липецкой и Еврейской автономной областях – как в Чаде и Кот-д’Ивуаре, в Кировской – как в Экваториальной Гвинее, в Калужской – как в Малави, в Пензенской – как в Мали, Ульяновская область по уровню смертности сравнима с Буркина-Фасо, Вологодская – с Камеруном, Свердловская – с Ботсваной, Ленинградская – с Нигером"

Вы слышали чтобы эта тема кого то интересовала среди "патриотов" запихивающих деньги ограбленных русских в свои бездонные помойные рыла свиней? Это их работа - чужие средства в своих карманах воров.
4 +0−0Bitch Hunter10:53:26
05/07/2018
0 +0−0Fata Morgana10:31:07
05/07/2018
К.Маркс создал утопию, а большевики с Лениным развили его учение, добавив учение о "классовой борьбе"и руководящей роли пролетариата. То есть тупой и необразованный человек, ни в чём не разбирающийся, встав к заводскому станку, незамедлительно переходил в категорию властителя дум. Абсурд.
Что из этого вышло мы все знаем - полнейшая химера и невиданное море несчастья и насилия. Начиная с 1917, ненужные "классы" уничтожались, а крестьянство принудительно переделывалось в рабочих сельского хозяйства и загонялось в коммуны. Поражение в правах практически всего населения. Отказ от базовых человеческих ценностей ради химеры, ради "светлого будущего" - от частной собственности, от веры и религии, от семейных традиций, от права с заменой его революционной целесообразностью. Насилие сопровождалось "перековкой", конструированием "нового человека" - строителя "светлого будущего".
Чудовищный эксперимент не удался, утопия провалилась: "нового человека" создать не удалось, а принудительный труд оказался неэффективным, "социалистическая" экономика не выдержала конкуренции и загнулась.
Но за время революций, мировых войн и гражданской войны, массовых репрессий и геноцида населения, за период с 1904 по 1956 было выбито не менее 100 млн населения России и в первую очередь русских.
Результаты построения утопии расхлебываем по сей день. Аминь.
То о чем ты говоришь, а именно о «Ленинском призыве» в партию, провели уже согласно распоряжению Сталина, из-за него изначально узкоэлитарная партия интеллигенции превратилась в массовую партию жлобов и карьеристов. С этим тяжело соглашаться. Но в годы революции и войны ВКП(б) состояла из очень умных и интеллектуальных людей, которые создали государственный аппарат с нуля и победили в противостоянии. Журналист Лев Троцкий, не имея профильного военного образования, создал Красную армию и победил Белое движение, состоящее из кадровиков. О чем это говорит? Либо о том, что все таки большевики были интеллектуалами, либо о том, что старые элиты окончательно выродились и несмотря на свой статус и образование всячески демонстрировали, что за титулами ничего реально не стоит. Либо и то, и другое...
4 +0−0Nimrod Hasmonean09:39:05
05/07/2018
-2 +0−0Дмитрий Гуторин09:30:26
05/07/2018
Нужно было еще в 1916 выжигать большевистскую чуму каленым железом. Не бвло бы миллионом жертв братоубийственной войны и разрушенных городов
В 1916-м большевики отсиживались в Швейцарии.
4 +0−0Aleksey Levin01:12:06
05/07/2018
За авантюры радикалов любых мастей и оттенков (правых, левых, якобинцев, коммунистов, фашистов, исламистов, нынешних евродемократов и т.д., и т.п.) всегда платят простые люди, если угодно, мирные обыватели. Это абсолютно универсальная тенденция, почти что закон истории.
3 +0−0Вася Ну-вы-знаете16:27:47
05/07/2018
1 +0−0НаКол Всех15:28:00
05/07/2018
В России не бывает полумер, спокойно перейти от монархии в какой-то другой строй не могли. Страна как обычно оказалась по уши в крови и кишках. Скажем честно, Российская империя , была сельскохозяйственной страной, с бесграмотным населением. Никакой тяжёлой промышленности,про общую индустриализацию я вообще молчу. А теперь представте что вермахт приехал воевать против вот такой аграрной державы , которая закупала всё на западе. РИ просто раздавили бы. Большевики коммунисты тоже отморозки, собственный народ тупо пускали под нож. Но они хотя бы построили ВПК,заводы, предприятия которые потом в тылу клепали танки,самолёты,артилерию,корабли и т.д. А после и воовсе посадили всю страну за парты,полностью леквидировав безграмонтность. РИ не смогла бы выстоять во вторую мировую.
" леквидировав безграмонтность" - видимо не до конца :-)
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь