«Мы больше никогда ничего не узнаем»

18:47 08/06/2018 Наука и техника
«Мы больше никогда ничего не узнаем»

Совсем недавно, в 2017 году, Россия встретила 80-летие Большого террора. Президент Владимир Путин торжественно открыл «Стену скорби» — памятник жертвам массовых политических репрессий. Поэтому известие об умышленном уничтожении в архивах учетных данных узников ГУЛАГа многие встретили с недоумением и негодованием. Так ли это на самом деле и сколько людей пострадало в годы сталинского террора, «Ленте.ру» рассказал директор Музея истории ГУЛАГа, руководитель Фонда Памяти Роман Романов.

В этой Концепции есть что-нибудь про архивы?

Роман Романов:В нашем музее уже больше двух месяцев работает Центр документации, призванный помочь людям искать их репрессированных родственников. Мои коллеги регулярно направляют запросы в соответствующие инстанции с просьбой предоставить необходимые сведения. Когда наш партнер Сергей Прудовский, изучая судьбу конкретного человека, обратился в УМВД по Магаданской области, ему ответили, что его личное дело уничтожили еще в 50-е годы, а вместо него завели учетную карточку. Но оказалось, что и эту карточку тоже уничтожили на основании межведомственного приказа МВД, Минюста, МЧС, Минфина и Минобороны, ФСБ, ФСО, СВР и других силовых органов. Этот приказ вышел в 2014 году под грифом «для служебного пользования».

То есть наше государство этой проблемой не занимается?

Да. Я могу предположить, что он немного про другое, но в Магаданской области его трактуют именно так. Мы сейчас выясняем масштаб бедствия, но это очень странная история. В других регионах подобные материалы (личные дела, учетные карточки и другие сведения о судьбе репрессированных) мы регулярно получаем без особых сложностей как из МВД, так и из ФСБ. И нигде эти документы не уничтожаются. Поэтому этот конкретный случай вызвал у нас тревогу, и теперь мы хотим разобраться, что это на самом деле: вольная трактовка ведомственных инструкций на местах или за этим последует что-то еще. Но печален сам факт, что из-за уничтожения учетной карточки про этого конкретного человека мы больше никогда ничего не узнаем.

Но эту деятельность, например, ведет общество «Мемориал».

Именно этим. В большинстве случаев это единственный документ, по которому можно проследить судьбу репрессированного человека. Если заключенный погибал в лагере, то его личное дело отправляли на бессрочное хранение в архив. Если человек доживал до выхода на свободу, то дело уничтожали, а взамен заводили учетную карточку, где указывались персональные данные и его передвижения по местам заключения с датой освобождения.

О чем говорит этот инцидент с уничтоженной учетной карточкой?

Здесь возникает вопрос: должна ли эта первичная документация относиться к архивному фонду России? Как только мы узнали о таком неприятном случае в Магаданской области, то сразу направили соответствующий запрос в Росархив, и теперь ждем оттуда ответа. Другое письмо с описанием возникшей ситуации мы отправили руководителю Совета по правам человека при президенте, председателю рабочей группы по реализации Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий Михаилу Александровичу Федотову. Он пообещал нам помочь.

Как вы думаете, вся эта ситуация с уничтожением карточек — это бюрократический эксцесс отдельных исполнителей или признак целенаправленной кампании по стиранию памяти о ГУЛАГе?

Собственно, именно это мы и хотим выяснить. В данном конкретном случае в Магаданской области учетную карточку человека уничтожили со ссылкой на межведомственный подзаконный акт, который мы даже посмотреть не можем.

Эта цифра касается только политических заключенных?

Не думаю. Я уже упоминал, что в других регионах подобная информация хранится, оцифровывается и предоставляется нам без особых проблем. То, что произошло в Магадане, — это первый такой случай из сотни аналогичных запросов. Ведь для родственников репрессированных хранящаяся в этих карточках информация просто бесценна.

Большинство из них знает только то, что дедушку или прадедушку арестовали в 1937 или 1938 году, а что с ним случилось дальше — неизвестно. Если все эти карточки уничтожить, то навсегда утрачивается огромный пласт информации о судьбах миллионов наших соотечественников, пострадавших в годы массовых репрессий. Мы просто теряем этих людей, и вместе с ними теряем память о них.

Это за все годы советской власти?

Есть официальная цифра — 20 839 633 человека. Однако некоторые осуждались не по одному разу (в том числе уже находясь в местах заключения), поэтому реальное число заключенных было несколько меньшим.

О каком количестве людей идет речь? Сколько их прошло через ГУЛАГ?

Нет, это только за период с 1930-го, когда было создано Главное управление лагерей, по 1956 год. В 1938-1939 годы, 1941-1942 годы и в 1948-1953 годы число узников ГУЛАГа резко возрастало. Это было вызвано усилением репрессивной политики сталинской власти в эти годы.

Если этот документ вышел еще в 2014 году, есть ли угроза того, что большинство сведений об узниках ГУЛАГа могут оказаться потерянными?

Нет, это общее число заключенных за этот период. О гулаговской статистике можно прочитать отдельную лекцию. Некоторые политические заключенные проходили по бытовым или уголовным статьям (например, по печально известному «Закону о трех колосках»). Но были случаи, когда и уголовников-рецидивистов осуждали за «антисоветскую деятельность».

Известно, что за так называемые «контрреволюционные преступления» были осуждены более четырех миллионов человек. Но вычленить реальное число политических узников из всего огромного количества заключенных сталинского ГУЛАГа сейчас очень трудно. А если еще и учетные карточки будут уничтожать, то мы этого вообще никогда не узнаем.

Разве по закону можно уничтожать первичную документацию, если других архивных источников о судьбе человека не осталось?

Нет, я полагаю, что мы в данном случае имеем дело с административно-хозяйственным казусом. Не думаю, что можно вести речь о какой-либо кампании. Память о сталинских репрессиях до сих пор остается для нашего общества настолько болезненной, что никому не придет в голову специально уничтожать архивные документы. Тем более, что у нас существует Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, а в прошлом году «Стену скорби» открывал сам президент.

Сколько эти карточки должны были храниться?

Что теперь нужно пересмотреть всю концепцию хранения и предоставления архивной информации. Ее нужно успеть отсканировать и обеспечить хранение в цифровом формате. Сейчас огромное количество архивных материалов рассредоточено по всей стране в разных ведомственных архивах. Зачастую они хранятся, как придется, и должным образом не систематизированы.

Причем успешный опыт подобной работы у нас в стране есть. Удалось же Минобороны оцифровать колоссальный массив информации о наших гражданах, участвовавших в Великой Отечественной войне, и создать сайты ОБД «Мемориал» и «Подвиг народа». Думаю, миллионы жертв политических репрессий тоже этого заслужили.

Чем именно важны эти учетные карточки?

«Мемориал» делает правильное и нужное дело, но это все-таки общественная организация, ресурсы которой весьма ограничены. База данных «Мемориала» основывается не только на источниках из ведомственных архивов, но и на сведениях из региональных Книг Памяти. Но в этих Книгах зачастую встречается огромное количество ошибок. Поэтому работа ОБД «Мемориал» Минобороны и деятельность общества «Мемориал» — это как небо и земля.

То есть этот документ нельзя посмотреть и узнать, как именно сформулированы его положения?

Занимается, но явно недостаточно. С 2014 года разрабатывалась Федеральная целевая программа (ФЦП) по увековечению памяти жертв политических репрессий. Михаил Александрович Федотов и возглавляемый им Совет по правам человека именно этим и занимались. Однако в итоге вместо ФЦП в 2015 году правительство России утвердило соответствующую Концепцию государственной политики.

«Лента.ру»: Когда вы узнали о проблеме сохранности учетных данных узников ГУЛАГа?

Конечно. И про их доступность, и про оцифрованность. Но Концепция тем и отличается от Федеральной целевой программы, что это не документ прямого действия с соответствующим финансированием. Концепцией можно руководствоваться в самом общем смысле — но, к сожалению, не более того.

В случае Минобороны существовала осознанная государственная политика: было оформлено поручение президента, принята соответствующая Федеральная целевая программа, задействованы колоссальные людские и материальные ресурсы. И здесь нужно идти тем же путем — просто для этого нужно проявить политическую волю.

Беседовал Андрей Мозжухин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(611):

1 ... 456 7 8910 ... +1
1 +0−0Антон Павлов11:23:16
09/06/2018
1. Кто больше - именно так можно обозвать данные "исследования". Солженицын, ссылаясь на бухгалтера, заявлял о 70 млн., эти - заявляют о 20 млн. Официальные данные из ФСБ, опубликованные в отечественных исторических журналах, типа "Вопросы истории", говорят о 5,5 млн.
2. Смешно, что в 1941-42 гг. осужденных в ГУЛАГе больше, чем служат в РККА и борются с фашистами. Но это псевдоисследование прекрасно вкладывается в логику не считать по годам, а сложить все цифры за все года в выдать 20 млн.
3. Лучше опубликовать имеющиеся в архивах не анонимные доносы - их более 2 млн (со слов Путина). Посмотрим, сколько предков этих "исследователей" мы увидим подписантами.
1 +0−0Alex Shokinen11:10:30
09/06/2018
9 +0−0Vava Avav19:43:53
08/06/2018
Хаха... страна потомственных ихтамнетов )))
Ну так ты же тоже из этой страны, олень
1 +0−0Юрий Юрий11:05:09
09/06/2018
Дело лженицина цветет и дает плоды
1 +0−0trepses milijonai11:01:25
09/06/2018
-1 +0−0Александр Круглов10:37:20
09/06/2018
сионистская редакция "Ленты.сру" опять клевещет на нашу Родину.
Работа у тебя вредная,лгать все время...
Молоко хоть дают?
1 +0−0idcdo10:58:44
09/06/2018
-4 +0−0Александр Круглов10:53:09
09/06/2018
такими заказными, обсирающими нашу Родину лживыми статьями США и Англия пытаются замазать собственные масштабные преступления против человечества, по сравнению с которыми ГУЛАГ - просто детский утренник.
в США казнили на электрическом стуле куда больше заключенных чем Сталин.
концлагеря - изобретение Англии во время англо-бурской войны, а вовсе не СССР.
Тебя было бы очень полезно отправить в лагерь, тварь ты сталинистская!
1 +0−0Изя Камушкин10:52:43
09/06/2018
Миллиарды же.. Какие миллионы ?
И всех потом съел лично Сталин.
1 +0−0Zanoza .10:47:52
09/06/2018
0 +0−0Александр Круглов10:35:14
09/06/2018
откуда сказки про ГУЛАГи? пруфы, ссылки - в студию!
Прошу пардону за встревание...
Не знаю, что там со "сказками", но моего прадеда, по подслушанным мной в детстве разговорам бабушки и дедушки, сослали в 30-х годах в колымские ибеня исключительно за то, что не только не хотел идти со всем своим имуществом в колхоз, но и в придачу вслух возмущался добровольно-принудительным порядком поголовного "околхозивания". Короче, за то, что много разговаривал и типа "мутил народ".

Хотя есть и конспирологическая версия сего события:
арест и ссылка были местью одного внештатного сотрудника "органов", с женой которого у моего прадеда случился короткий, но бурный романчик :)
1 +0−0Александр Круглов10:26:07
09/06/2018
2 +0−0Anton Timohin08:23:22
09/06/2018
снова и снова эти высосанные из пальца миллионы-миллиарды жертв...
триллионы триллионов, расстрелянных лично Сталиным.
1 +0−0Сергей Герасимов10:25:07
09/06/2018
-5 +0−0Александр Круглов10:22:17
09/06/2018
ЦРУ-шная либерастная помойка "Лента. сру" совсем завралась - "триллионы людей "сгинули" в ГУЛАГе".
До каких пор по дон ки этого ЦРУ-шного Госдеповского рупора будут лить западную Ложь на нашу Родину?!

Во всем ГУЛАГе сидело 3 777 380 человек согласно Хрущевской справке МВД СССР 1954 года.
в США и тогда и сегодня - намного больше зеков - США настоящая тюрьма народов.
и приговорено судами было к вышей мере наказания за совершенные преступления в СССР с 1923 по 1953 году 640 980 человек.
Вот только многие забывают, что ГУЛАГ-ов было 11 (ОДИННАДЦАТЬ!)
Да и 1954 - далеко не пик. Пик был даже не в 1937, а в 1929-30, при коллективизации.
1 +0−0Qazaq-el Y10:21:18
09/06/2018
-2 +0−0дякуло гейтьман свинины10:03:12
09/06/2018
иди баранов паси
Спасибо. Плюс тебе от меня за добрые пожелания. Что ещё казаху нужно стадо баранов в тысячу голов, пару верных волкодавов. И вуаля, жизнь удалась.
1 +0−0Дядя Рандом09:43:50
09/06/2018
10 +0−0Николаус Деметреус06:43:24
09/06/2018
Постоянные вбросы про миллионы погибших в ГУЛаге это не от дурости. Это такой метод отвлечения внимания от жертв 90-х. Для того и Мемориал поддерживают, чтоб отвлекал внимание на себя.
А то задумаются люди сравнив количество жертв в 30-е и 90-е - возникнет вопрос, а зачем нам такая буржуйская власть? Вот разные холуи компрадорской буржуазии (а лента ру однозначно относится к буржуйским холуям) потому и муссируют тему репрессий в 30-е, да ещё цифры несусветные указывают.
Почему-то самые упоротые совки, которые отрицают, по сути, геноцид русских 20-х, 30-х годов, это почти всегда какие-нибудь "николаусы деметриусы", "изи шпильманы" и прочие "дамиры абаевы". Что как бы намекает.
1 +0−0дякуло гейтьман свинины09:43:31
09/06/2018
-1 +0−0Василий Теркин09:32:51
09/06/2018
Точно такие же как у укров у которых сказки про невинного Бандеру, у сталинистов про невиновного Сталина. И те же самые крики вы все врете!!!111
Братья по разуму сталинисты и бандеровцы
да нет. братья по разуму это ты и тебе подобные и бандеровцы, которых заслужено чистили при Сталине. одинаково ничтожные лжецы
1 +0−0Vava Avav09:40:48
09/06/2018
10 +0−0Николаус Деметреус06:43:24
09/06/2018
Постоянные вбросы про миллионы погибших в ГУЛаге это не от дурости. Это такой метод отвлечения внимания от жертв 90-х. Для того и Мемориал поддерживают, чтоб отвлекал внимание на себя.
А то задумаются люди сравнив количество жертв в 30-е и 90-е - возникнет вопрос, а зачем нам такая буржуйская власть? Вот разные холуи компрадорской буржуазии (а лента ру однозначно относится к буржуйским холуям) потому и муссируют тему репрессий в 30-е, да ещё цифры несусветные указывают.
О, а вот и лахтинские внуки вертухаев подоспели. Ну здравствуйте ! )))
1 +0−0дякуло гейтьман свинины09:29:19
09/06/2018
1 +0−0Василий Теркин09:28:06
09/06/2018
Кто то верит в сказки Сталинистов?
а у них есть сказки?
1 +0−0Василий Теркин09:28:06
09/06/2018
1 +0−0дякуло гейтьман свинины09:14:52
09/06/2018
кто то еще верит в сказки соЛЖЕницына?
Кто то верит в сказки Сталинистов?
1 +0−0святость вора09:26:03
09/06/2018
-2 +0−0Константин Платонов08:18:30
09/06/2018
Он думал, что "хребтом" Советской власти был он сам, и эта его ошибка стоила нам жизни. Этим "хребтом" была и остаётся кровавая гэбня.
нет, хребтом власти были 150 миллионов простых граждан страны которых ельцепуты того времени хотели отправить в немецкие концлагеря
а сделали это только в 1991 году
кто бы победил гитлера? его маршалы РККА остатки которых сдавали СССР в 1941 году?
ТЫ кто такой сопля вообще? какие "нам"? ты вообще не имеешь отношения ни к СССР, ни к войне, ни к победе или народу, ты лжец и убийца
1 +0−0Леонид А09:21:46
09/06/2018
-7 +0−0Vlad Ivanov07:28:23
09/06/2018
Я бы на месте Путина открыл все советские архивы. На фоне мерзостей коммунистического режима его власть выглядела бы просто цивилизованной. Мелькало сообщение, хотят открыть доносы интеллигенции друг на друга в 1930-е годы. После этого сравнение Ленина интеллигенции с коричневым веществом покажется правдой.
Боюсь будет по другому, после открытия архивов буржуйчики побегут в Ниццу и Куршавель )))
1 +0−0дякуло гейтьман свинины09:15:20
09/06/2018
0 +0−0Oleg Kozlov09:14:16
09/06/2018
Откуда они взяли "официальную цифру" 21 млн прошедших через Гулаг? Испокон веков было - 14 млн
на усраине и то больше сидит
1 +0−0дякуло гейтьман свинины09:14:52
09/06/2018
кто то еще верит в сказки соЛЖЕницына?
1 +0−0Андроид Карина -Hanson Robotiks08:51:55
09/06/2018
1 +0−0Sasha Sidorenko01:41:37
09/06/2018
Либерастия,это навязчивое,параноидальное состояние с манией преследования,недоверием к окружающим и галлюцинациями с тяжелым бредом. Могут быть опасны для себя и окружающих.
Поцреотизм Это навязчивое параноидальное состояние с манией преслеслования, поиском врагов вокруг, тревожностью, Мировоззрение состоит из гордости от чужих достижений и ненависти к определённым незнакомым людям.
Большинство поцреотов являются антисемитами, и способны одновременно «отрицать холокост» и считать, что «гитлер-то был прав, когда мочил жыдофф» (налицо проявление двоемыслия, см. Дж. Оруэлл). Более того, поцреоты, с их способностью придерживаться противоположных точек зрения, нимало не смущаясь, способны вещать про «страну, избавившую мир от фашизма», при этом полностью поддерживая политику Гитлера и заявляя, что «единственной его ошибкой было то, что он напал на нас».
1 ... 456 7 8910 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь