«Мы больше никогда ничего не узнаем»

18:47 08/06/2018 Наука и техника
«Мы больше никогда ничего не узнаем»

Совсем недавно, в 2017 году, Россия встретила 80-летие Большого террора. Президент Владимир Путин торжественно открыл «Стену скорби» — памятник жертвам массовых политических репрессий. Поэтому известие об умышленном уничтожении в архивах учетных данных узников ГУЛАГа многие встретили с недоумением и негодованием. Так ли это на самом деле и сколько людей пострадало в годы сталинского террора, «Ленте.ру» рассказал директор Музея истории ГУЛАГа, руководитель Фонда Памяти Роман Романов.

В этой Концепции есть что-нибудь про архивы?

Роман Романов:В нашем музее уже больше двух месяцев работает Центр документации, призванный помочь людям искать их репрессированных родственников. Мои коллеги регулярно направляют запросы в соответствующие инстанции с просьбой предоставить необходимые сведения. Когда наш партнер Сергей Прудовский, изучая судьбу конкретного человека, обратился в УМВД по Магаданской области, ему ответили, что его личное дело уничтожили еще в 50-е годы, а вместо него завели учетную карточку. Но оказалось, что и эту карточку тоже уничтожили на основании межведомственного приказа МВД, Минюста, МЧС, Минфина и Минобороны, ФСБ, ФСО, СВР и других силовых органов. Этот приказ вышел в 2014 году под грифом «для служебного пользования».

То есть наше государство этой проблемой не занимается?

Да. Я могу предположить, что он немного про другое, но в Магаданской области его трактуют именно так. Мы сейчас выясняем масштаб бедствия, но это очень странная история. В других регионах подобные материалы (личные дела, учетные карточки и другие сведения о судьбе репрессированных) мы регулярно получаем без особых сложностей как из МВД, так и из ФСБ. И нигде эти документы не уничтожаются. Поэтому этот конкретный случай вызвал у нас тревогу, и теперь мы хотим разобраться, что это на самом деле: вольная трактовка ведомственных инструкций на местах или за этим последует что-то еще. Но печален сам факт, что из-за уничтожения учетной карточки про этого конкретного человека мы больше никогда ничего не узнаем.

Но эту деятельность, например, ведет общество «Мемориал».

Именно этим. В большинстве случаев это единственный документ, по которому можно проследить судьбу репрессированного человека. Если заключенный погибал в лагере, то его личное дело отправляли на бессрочное хранение в архив. Если человек доживал до выхода на свободу, то дело уничтожали, а взамен заводили учетную карточку, где указывались персональные данные и его передвижения по местам заключения с датой освобождения.

О чем говорит этот инцидент с уничтоженной учетной карточкой?

Здесь возникает вопрос: должна ли эта первичная документация относиться к архивному фонду России? Как только мы узнали о таком неприятном случае в Магаданской области, то сразу направили соответствующий запрос в Росархив, и теперь ждем оттуда ответа. Другое письмо с описанием возникшей ситуации мы отправили руководителю Совета по правам человека при президенте, председателю рабочей группы по реализации Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий Михаилу Александровичу Федотову. Он пообещал нам помочь.

Как вы думаете, вся эта ситуация с уничтожением карточек — это бюрократический эксцесс отдельных исполнителей или признак целенаправленной кампании по стиранию памяти о ГУЛАГе?

Собственно, именно это мы и хотим выяснить. В данном конкретном случае в Магаданской области учетную карточку человека уничтожили со ссылкой на межведомственный подзаконный акт, который мы даже посмотреть не можем.

Эта цифра касается только политических заключенных?

Не думаю. Я уже упоминал, что в других регионах подобная информация хранится, оцифровывается и предоставляется нам без особых проблем. То, что произошло в Магадане, — это первый такой случай из сотни аналогичных запросов. Ведь для родственников репрессированных хранящаяся в этих карточках информация просто бесценна.

Большинство из них знает только то, что дедушку или прадедушку арестовали в 1937 или 1938 году, а что с ним случилось дальше — неизвестно. Если все эти карточки уничтожить, то навсегда утрачивается огромный пласт информации о судьбах миллионов наших соотечественников, пострадавших в годы массовых репрессий. Мы просто теряем этих людей, и вместе с ними теряем память о них.

Это за все годы советской власти?

Есть официальная цифра — 20 839 633 человека. Однако некоторые осуждались не по одному разу (в том числе уже находясь в местах заключения), поэтому реальное число заключенных было несколько меньшим.

О каком количестве людей идет речь? Сколько их прошло через ГУЛАГ?

Нет, это только за период с 1930-го, когда было создано Главное управление лагерей, по 1956 год. В 1938-1939 годы, 1941-1942 годы и в 1948-1953 годы число узников ГУЛАГа резко возрастало. Это было вызвано усилением репрессивной политики сталинской власти в эти годы.

Если этот документ вышел еще в 2014 году, есть ли угроза того, что большинство сведений об узниках ГУЛАГа могут оказаться потерянными?

Нет, это общее число заключенных за этот период. О гулаговской статистике можно прочитать отдельную лекцию. Некоторые политические заключенные проходили по бытовым или уголовным статьям (например, по печально известному «Закону о трех колосках»). Но были случаи, когда и уголовников-рецидивистов осуждали за «антисоветскую деятельность».

Известно, что за так называемые «контрреволюционные преступления» были осуждены более четырех миллионов человек. Но вычленить реальное число политических узников из всего огромного количества заключенных сталинского ГУЛАГа сейчас очень трудно. А если еще и учетные карточки будут уничтожать, то мы этого вообще никогда не узнаем.

Разве по закону можно уничтожать первичную документацию, если других архивных источников о судьбе человека не осталось?

Нет, я полагаю, что мы в данном случае имеем дело с административно-хозяйственным казусом. Не думаю, что можно вести речь о какой-либо кампании. Память о сталинских репрессиях до сих пор остается для нашего общества настолько болезненной, что никому не придет в голову специально уничтожать архивные документы. Тем более, что у нас существует Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, а в прошлом году «Стену скорби» открывал сам президент.

Сколько эти карточки должны были храниться?

Что теперь нужно пересмотреть всю концепцию хранения и предоставления архивной информации. Ее нужно успеть отсканировать и обеспечить хранение в цифровом формате. Сейчас огромное количество архивных материалов рассредоточено по всей стране в разных ведомственных архивах. Зачастую они хранятся, как придется, и должным образом не систематизированы.

Причем успешный опыт подобной работы у нас в стране есть. Удалось же Минобороны оцифровать колоссальный массив информации о наших гражданах, участвовавших в Великой Отечественной войне, и создать сайты ОБД «Мемориал» и «Подвиг народа». Думаю, миллионы жертв политических репрессий тоже этого заслужили.

Чем именно важны эти учетные карточки?

«Мемориал» делает правильное и нужное дело, но это все-таки общественная организация, ресурсы которой весьма ограничены. База данных «Мемориала» основывается не только на источниках из ведомственных архивов, но и на сведениях из региональных Книг Памяти. Но в этих Книгах зачастую встречается огромное количество ошибок. Поэтому работа ОБД «Мемориал» Минобороны и деятельность общества «Мемориал» — это как небо и земля.

То есть этот документ нельзя посмотреть и узнать, как именно сформулированы его положения?

Занимается, но явно недостаточно. С 2014 года разрабатывалась Федеральная целевая программа (ФЦП) по увековечению памяти жертв политических репрессий. Михаил Александрович Федотов и возглавляемый им Совет по правам человека именно этим и занимались. Однако в итоге вместо ФЦП в 2015 году правительство России утвердило соответствующую Концепцию государственной политики.

«Лента.ру»: Когда вы узнали о проблеме сохранности учетных данных узников ГУЛАГа?

Конечно. И про их доступность, и про оцифрованность. Но Концепция тем и отличается от Федеральной целевой программы, что это не документ прямого действия с соответствующим финансированием. Концепцией можно руководствоваться в самом общем смысле — но, к сожалению, не более того.

В случае Минобороны существовала осознанная государственная политика: было оформлено поручение президента, принята соответствующая Федеральная целевая программа, задействованы колоссальные людские и материальные ресурсы. И здесь нужно идти тем же путем — просто для этого нужно проявить политическую волю.

Беседовал Андрей Мозжухин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(611):

1 ... 8910 11 121314 ... +1
0 +0−0Telman Teymurov14:56:31
09/06/2018
0 +0−0Александр Круглов14:31:44
09/06/2018
Израиль должен выплатить России многотриллионные репарации, ибо именно евреи - Троцкий, Берман, Плинер, Эйхман, Френкель организовали ГУЛАГ в СССР и руководили репрессиями!!!
забыли армянских дашнаков.
0 +0−0Василий Сергеев14:52:10
09/06/2018
Я так понимаю, что речь идет об уничтожении ОДНОЙ!!! карточки. И на основании некого приказа, текст которого автор не приводит. Так речь о чем? Очередной пиар очередного либерала. Как они надоели.
0 +0−0Zanoza .14:51:53
09/06/2018
0 +0−0Александр Круглов10:54:40
09/06/2018
и правильно сделали - всех кто мутит воду по заказу Запада на либерастных сборищах и сегодня надо туда отправить.
Какой Вы жирный.!. На Ленте это неприлично! Тут сплошь профессионалы, и вдруг на их фоне - Вы :)
0 +0−0Дмитрий Богданов14:50:39
09/06/2018
-2 +0−0Александр Круглов13:42:25
09/06/2018
евреи - Троцкий, Берман, Плинер, Эйхман и создали ГУЛАГ в СССР, руководили им, а теперь их внучата обвиняют в репрессиях русский народ!
Некоторые известные "однофомильцы":

Лифшиц - зам начальника по фин.части Дальлага на Колыме,
Гусев _Драбкин - верховный комиссар Восточного фронта,
Познер - верховный комиссар Северо-Западного фронта,
Залкинд_Удальцова - Чрезвычайный комиссар Южного фронта в Крыму,
Эльцин- Чрезвычайный комиссар Екатеринбургского ЧК,
Гайдар - командир отряда ЧОН в Хакассии
Явлинский - заместитель начальника колонии.

Взято из открытых источников: Троцкий, Деникин, Греченевский.
0 +0−0Александр Круглов14:49:05
09/06/2018
0 +0−0скрепу украли11:55:26
09/06/2018
ивреям никак не обойтись без сталина по доброте душевной сделавшего для сброда страну, хотя они и превратили ее в новый нацистский рейх, такова их сионистская вера, ничем не отличающаяся от веры гитлера
действительно Тора ничем от Майн Кампф не отличается - в ней также содержится призыв Моисея уничтожить целых семь народов.
0 +0−0Александр Круглов14:47:53
09/06/2018
0 +0−0Пушкинд12:11:15
09/06/2018
так чьи внучата засели в Ленте.ру? Троцкого или "собственных дедов русский народ"
еврейские внучата сионистских дедов
0 +0−0Zanoza .14:46:00
09/06/2018
0 +0−0Александр Круглов14:19:39
09/06/2018
нет. у меня только мама моей мамы еврейка.
Я - чисто русский.
Мама мамы? :))) Блин... у меня для Вас плохая новость:
По ИХ традициям Вы - таки ДА :)
0 +0−0Foreign Legion14:44:40
09/06/2018
-1 +0−0Александр Круглов14:37:20
09/06/2018
и ГУЛАГ и ГУГЛ изобрели евреи!
Вот объявление для тебя: "Веревка, мыло и табурет ищут друга"
0 +0−0trepses milijonai14:42:03
09/06/2018
-1 +0−0Степан Степаненко11:20:29
09/06/2018
В это время в оплоте демократии - США была своя система гулагов и точно также расстреливали политических заключенных. Такая же ситуация была и в Великобритании и других странах. Время было такое.
Ссылку про расстрелы в США и ВБ,иначе все пи.....ь!!! И не из вики!!
0 +0−0trepses milijonai14:39:21
09/06/2018
0 +0−0Леонид А13:04:28
09/06/2018
Простите, какая реабилитация Сталина, где он был осужден? Преступник пока только вы, дорогой наш бандеровец.
А 20 съезд? Да и при царе его судили за криминалку,при совке шлепнули бы.
0 +0−0Foreign Legion14:39:18
09/06/2018
-2 +0−0Александр Круглов13:11:40
09/06/2018
это редакционная и медийная политика ренегата КПСС и предателя присяги Советского офицера КГБ СССР В. В. Путина - именно он позволяет врагам русского народа и сионистским СМИ вроде "Лента.сру" безнаказанно лить тоннами подобную антисоветскую ложь и русофобскую грязь на нашу Родину!

что же еще можно ждать от предателя Родины, публично поздравляющего американскую шпионку Л. Алексееву за развал СССР?
Клоп мавзолейный вылез. Ты хоть жил при совке или по сказкам дедушки слышал?
0 +0−0Foreign Legion14:33:49
09/06/2018
-4 +0−0Лара Булышева13:51:23
09/06/2018
Это тупая развесистая утка
В США с 1608 по 2002 было казнено по приговорам судов 15,269 человек.
Ссылка на deathpenalty.procon.org
0 +0−0Александр Круглов14:31:44
09/06/2018
Израиль должен выплатить России многотриллионные репарации, ибо именно евреи - Троцкий, Берман, Плинер, Эйхман, Френкель организовали ГУЛАГ в СССР и руководили репрессиями!!!
0 +0−0Lisetc soho14:31:06
09/06/2018
9 +0−0B_ G_20:55:38
08/06/2018
Ложь, фальсификация, искажение истории, сокрытие фактов-все это основные черты послереволюционной россии. За последние 18 лет это просто стало основой политики.Уже ничто не удивляет.
Этож про нынешнюю украину
0 +0−0Андрей Жук14:23:40
09/06/2018
16 +0−0Google Гугл19:35:34
08/06/2018
Лет через 50, переписав историю как надо мы будем иметь счастливое общество идиотов, лобызающих элиту. Кривизна истории и насмешка-у руля последователи тех кто кровью умыл страну..... Кольцо Мобиуса или спираль?? Время покажет.....
Не миллионы, а миллиарды сгинули прямо в Главном Управлении Лагерей!

Да и затирают историю нынешние либералы у власти, чтобы проще было рассказывать о Кровавом Совке, подпевая Солженицыну, который призывал США к ядерным бомбардировкам СССР.

Не зря тот же "Мемориал" заткнулся и перестал говорить о реальных цифрах репрессированных и о количестве уголовников среди "политических", как только им открыли все архивы КГБ.
0 +0−0Александр Круглов14:19:39
09/06/2018
0 +0−0Geo Lock13:44:25
09/06/2018
Ты еврей, что ли, вопросом на вопрос?
нет. у меня только мама моей мамы еврейка.
Я - чисто русский.
0 +0−0Лара Булышева14:14:18
09/06/2018
0 +0−0АлекС ФилосоФ 12:38:56
09/06/2018
А не надо было евреям геноцид против России устраивать,да и преступление за Распятие Христа с вас никто не снимал...
На таких вот блогах, в том числе вы, Его и распинаете своей злобищей, ненавистью, клеветой. Неумением нормально выразиться, привести хоть какое-то документальное обоснование под свои истерические взвизги - как с той, так и с другой стороны.
Похуже уничтожения - самоуничтожение людей, которые ничего не читают, днюют-ночуют в инете, пишут с ошибками, невзирая на бесплатный ГУГЛ, веруют во всякое дерьмо, кушают его с аппетитом. Ума не осталось, мозг ржавеет и атрофируется вследствие простоя. Клиповое сознание...
А картинка - кадр из х-ф "Непобедимый", так себе киношка - польская, кажется.

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне” (Матф.10:28).
0 +0−0скрепу украли14:10:13
09/06/2018
1 +0−0Dik Kid12:48:51
09/06/2018
Съезди на Бутовский полигон ,уб.людок ,а таких по всей стране огого или гора Шмидтиха в Норильске где до сих пор кости убинных земля отдает из мерзлоты.
нет ничего ни на каком бутовском полигоне, задолбали своей ложью
нет ни одного захоронения миллионов и не было никогда
0 +0−0скрепу украли14:08:50
09/06/2018
0 +0−0Geo Lock13:44:25
09/06/2018
Ты еврей, что ли, вопросом на вопрос?
ты иудофaшист что ли вешать лживый ярлык в вопросе, подразумевая лживый ответ?
0 +0−0Geo Lock13:45:20
09/06/2018
0 +0−0скрепу украли11:56:34
09/06/2018
помойка, расскажи причину по которой солженицын призывал власти сша сбросить на ссср ядерную бомбу, потому что ссср "угрожает испортить молодежь сша"?
Где, ватоцефал?
1 ... 8910 11 121314 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь