Батькина победа

00:02 30/05/2018 Бывший СССР
Александр Лукашенко
Александр Лукашенко
Кто пишет эти статьи? Для чего? Белорусы, которые потеряли в ВОВ каждого четвертого жителя, имеют право отмечать праздник, как им вздумается. Да, это общая победа, но не значит, что она должна праздноваться одинаково. Автор, для чего сеять этот раздор? Я вот, русская, но всю жизнь прожив в Беларуси,...читать полностью

В Белоруссии, как и в России, память о Великой Отечественной войне является одним из столпов государственной идеологии. Всему, что так или иначе связано с этим историческим периодом, здесь традиционно придают особое значение и уделяют максимум внимания. И неудивительно, что власть стремится по полной использовать этот потенциал в своих интересах, пусть даже в процессе возникают некоторые перегибы. Так, например, памятная акция «Бессмертный полк», которая прошла 9 мая даже в США, в Прибалтике и на Украине, в Белоруссии столкнулась с нерешительностью и даже сопротивлением властей. Как меняется политика белорусского государства в отношении исторической памяти и что происходит с этой памятью в Белоруссии, разбиралась «Лента.ру».

Чей полк бессмертнее?

В отличие от стран Восточной Европы, Прибалтики и Украины, в Белоруссии до сих пор не наблюдалось попыток пересмотра итогов Второй мировой войны, осуществляемых на государственном уровне. Здесь официально не восхваляют местных коллаборантов, не заявляют о «равной ответственности двух тоталитарных режимов», не говорится о том, что «нацистскую оккупацию сменила советская». Тем не менее даже День Победы — праздник, который всегда был один на всех, здесь отмечают по-своему. Создается впечатление, что местные чиновники в первую очередь пытаются доказать, что в деле увековечивания памяти о великой войне они ни в коей мере не идут на поводу у России.

8 мая российские СМИ опубликовали новость о том, что белорусские власти отказали общественникам, подававшим заявку на марш «Бессмертного полка». Такое, к слову, происходит уже не первый год: в частности, в 2017-м горадминистрация Минска тоже отказала устроителям шествия, предложив им присоединиться к «официальной» акции «Беларусь помнит». А в 2016-м шествие «Бессмертного полка» в Белоруссии не проводилось вообще.

Кроме того, 9 мая в Минске не проходит военный парад, и вообще основные торжества приходятся на 3 июля — день, когда территория республики была полностью освобождена от немецких войск. А ношение георгиевской ленты — главного символа победы — в Белоруссии, мягко говоря, не поощряется. Официально она не запрещена, но на всех государственных мероприятиях рекомендовано использовать исключительно свой вариант ленты — в цветах государственного красно-зеленого флага.

Иногда это выливается в совершенно неприличные истории. К примеру, 9 мая в Слуцке местная чиновница на торжественной акции сорвала георгиевскую ленту с шестиклассницы. Когда отец девочки потребовал объяснений, ему было заявлено, что «в Белоруссии своя идеология» и что девочка должна была носить «белорусскую символику Победы». Замечание о том, что никакой особой белорусской символики Победы быть не может, так как победа была у всех общая, на чиновницу не подействовало.

В итоге власти все-таки разрешили провести шествие «Бессмертного полка» — после того, как всем стало ясно, что, запрещая акцию, они выставляют себя в крайне невыгодном свете даже на фоне «русофобских» режимов Киева и Риги. Однако и здесь вскрылись интересные нюансы. Отказав активистам «Бессмертного полка», минская администрация удовлетворила заявку на аналогичное шествие общественному объединению «Русь молодая» — формально независимой, но откровенно провластной организации. Потом чиновники все же разрешили провести марш «Бессмертному полку», но при этом запланировали аналогичную официальную акцию «Беларусь помнит». В итоге по Минску прошел единый марш с георгиевскими, белорусскими и даже красными ленточками. Оппозиционные националистические СМИ отреагировали на него критическими выступлениями, сравнив с «пророссийской пятой колонной», а ведущие государственные телеканалы и интернет-ресурсы предпочли и вовсе не заметить.

На следующий день Александр Лукашенко сделал весьма примечательное заявление, посетовав на то, что кто-то (кто именно — он не уточнил) хочет приватизировать великую Победу. «Мы, белорусы, всегда боролись за недопущение искажения истории, особенно истории Великой Отечественной войны. Мы боролись против подобного рода шарлатанов и не думали, что нам придется бороться и с другой бедой — приватизацией нашей Победы», — констатировал белорусский лидер.

За что белорусские деды воевали?

Официальная белорусская историческая наука, несмотря на стремительный националистический крен, до сих пор сохраняет множество советских рудиментов. Она находится в несколько двойственном положении: с одной стороны, от нее требуется исторически обосновать необходимость существования отдельного белорусского государства, с другой — власть пока еще не дала окончательное добро на переход к «национальной истории» по украинскому образцу, что существенно осложняет дело. Полки белорусских книжных магазинов забиты «оппозиционными» изданиями, в которых рассказывается о том, что Великое княжество Литовское было белорусским государством, что польская знать Речи Посполитой на самом деле была «белорусской шляхтой», что белорусы на протяжении нескольких веков воевали с «москалями», которые являются их главным историческим врагом. Одно из белорусских националистических СМИ даже назвало родившегося в XII веке литовского князя Миндовга «первым белорусским королем».

Но официальная версия белорусской истории пока не заходит так далеко. В ней белорусы представлены не как гордые шляхтичи, противостоящие вероломным москалям-азиатам, а скорее как некое не слишком счастливое население, непрерывно страдающее от действий инородческих властей — литовских, польских, российских. В отдельных эпизодах подобный взгляд полностью совпадает с националистической концепцией — например, в 2012 году белорусская Национальная академия наук официально заявила, что война 1812 года не была для белорусов отечественной: позднее официозные белорусские историки поясняли, что «русско-французская война» принесла белорусским землям лишь разорение и что белорусы оказались в ней по разные стороны линии фронта, воюя, по сути, за чужие интересы.

В том же ключе рассматривается и Первая мировая война. При этом, согласно постулатам государственной идеологии («Основы идеологии белорусского государства» считаются научной дисциплиной, по ней пишутся учебники, в Белоруссии распространена специальность «идеолог» —прим. «Ленты.ру»), первым настоящим белорусским государством стала возникшая после Гражданской войны в России Белорусская Советская Социалистическая Республика, имевшая собственное представительство в ООН и позднее закономерно обретшая независимость.

Именно с тем, что белорусская территория рассматривается прежде всего как некое отдельное историческое явление, и связано весьма специфическое отношение местных идеологов к Великой Отечественной войне. На первый взгляд, белорусская официальная трактовка того периода ничем не отличается от российской, что особенно отрадно на фоне того, что творится на Украине. Но только на первый взгляд.

Фактически официальная версия белорусской истории учит тому, что в Великой Отечественной войне белорусы воевали… за независимость и суверенитет Белоруссии, причем русские и другие народы, представители которых составляли Красную армию, являлись прежде всего союзниками белорусов в их борьбе. «Очень интересно слышать о том, что белорусы освободили половину Европы, — пишет по этому поводу белорусский историк Александр Гронский. — Вообще можно услышать даже то, что нападение на Советский Союз Гитлер затеял только лишь для того, чтобы уничтожить белорусов. Правда, непонятно, чего ради тогда немцы оказались под Москвой и Сталинградом. Или белорусы так отступали, или у немцев плохо было с географией».

В итоге, по версии местных идеологов, получается, что у белорусов была фактически своя война и своя же победа. У этой победы свои символы (красно-зеленая лента вместо георгиевской), свой памятный день (3 июля вместо 9 мая) и своя акция памяти («Беларусь помнит» вместо «Бессмертного полка»). В Белоруссии есть и своя государственная награда — медаль в честь освобождения Республики Беларусь (которая [республика], напомним, появилась на политической карте мира в 1991 году, после подписания Беловежских соглашений).

Стоит ли на этом фоне обвинять белорусские власти в желании приватизировать великую Победу, как это делает «кто-то», о ком говорил Лукашенко? Наверное, нет. Пока это лишь попытка осознать и обозначить свою особую роль — возможно, чуть большую, чем есть на самом деле. И это нормально для государства, идеология которого заключается в прославлении существующего строя как результата борьбы, лишений и свершений. И хорошо, если со временем осознание этой особой роли не превратится в создание совершенно иной трактовки тех событий. Как это было, например, на Украине.

Владимир Зотов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(353):

1 234 ... +1
18 +0−0Тамара Стрельцова01:52:14
30/05/2018
Кто пишет эти статьи? Для чего? Белорусы, которые потеряли в ВОВ каждого четвертого жителя, имеют право отмечать праздник, как им вздумается. Да, это общая победа, но не значит, что она должна праздноваться одинаково. Автор, для чего сеять этот раздор? Я вот, русская, но всю жизнь прожив в Беларуси, не согласна с вами ни в чем. 9 мая это свято почитаемый праздник в стране.И Вы слишком неуважительно относитесь к истории и независимости Беларуси, пренебрегая ее долгого нелегкого пути к суверенитету.
13 +0−0Pavel K14:20:14
30/05/2018
-4 +0−0Andrei Dolzhenko14:15:00
30/05/2018
Скажу как смолянин, Смоленщина уже давно стонет от соседства с Белоруссией. Руководство в Москве заигрывает с батькой, играет в "союзное государство", дарит преференции в торговле, транзите и т.п. А наша Смоленская область из-за этого в полной жэ. Промышленность по переработке мяса и молока угроблена по всей области повсеместно. В свое время белорусы зашли с демпингом по мясомолочке, угробили нашу промышленность и теперь дерут по полной. Область не получает от своего приграничного и транзитного положения вообще ничего. Давно пора сделать нормальную границу и нормальную торговлю, как между всеми государствами, а эти "интеграционные" проекты прикрывать к чертовой бабушке. Все эти "интегрируемые" хотят только льгот и преференций, ничего не давая взамен, а страдают российские регионы...
Мешаем вставать скален ватникам, точно! Когда мы вернём Смоленск, первым делом отреставрируем Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Это жемчужина не только беларуской, но и мировой архитектуры. А вы ни копейки на это не тратите. Уроды.
13 +0−0Klapaucjusz Trurl02:58:14
30/05/2018
18 +0−0Тамара Стрельцова01:52:14
30/05/2018
Кто пишет эти статьи? Для чего? Белорусы, которые потеряли в ВОВ каждого четвертого жителя, имеют право отмечать праздник, как им вздумается. Да, это общая победа, но не значит, что она должна праздноваться одинаково. Автор, для чего сеять этот раздор? Я вот, русская, но всю жизнь прожив в Беларуси, не согласна с вами ни в чем. 9 мая это свято почитаемый праздник в стране.И Вы слишком неуважительно относитесь к истории и независимости Беларуси, пренебрегая ее долгого нелегкого пути к суверенитету.
известно кто пишет эти статейки - имперские с Лубянки.
У них своя история.
12 +0−0SAS SAS05:18:29
30/05/2018
То, что существовало мощное передовое Великое княжество Литовское - исторический факт. И его ядром была нынешняя территория РБ, большая часть сегодняшней Литвы, Смоленская и половина Брянской области, северные районы Украины - тоже неоспоримый исторический факт.
То, что потом оно добровольно объединилось с королевством Польским - неоспоримый исторический факт. Образовалась Речь Посполита. Гражданами его были литвины (не путать с сегодняшними литовцами, тогда она назывались жемойты), поляки, немцы, московиты и разумеется евреи. Термина "Белоруссия" тогда не было, его придумала Екатерина уже после завоевания РП.
То, что 30% его граждан было шляхтой (дворянством) - факт. Права и свободы граждан - не преувеличение.
То, что Речь Посполита долгие годы воевала с Московией, как тогда называлась Россия - факт! Причем вначале весьма успешно - впервые Москву сожгли литвины, французы лишь на втором месте. У вас на Красной площади памятник этим событиям стоит. Минин и Пожарский, если кто не в курсе.
Потом стало тяжелее. С запада наседали немцы, с востока русские. РП потерпела поражение, увы.
Чтобы проиллюстрировать накал борьбы, приведу факт - в этой войне РП потеряла половину населения, в восточных районах до 90%. Тоже факт. Ваши историки знают эти факты, но молчат - события неприглядны для российской стороны.
Москва поспешила ассимилировать литвинов. Изменила название государства, сожгла все летописи, запретила язык, насаживала силой свой, разумеется снесла католические церкви. Это тоже исторические факты, хотя про них не любят вспоминать у вас.
Отсюда и появилась путаница в названиях народов. Когда события неприятные, народ называют "поляками", когда приятные - "белорусами". Дошло до того, что в вашей истории пишут бред наподобие такого "белорусы изнывали под гнётом поляков". То есть самих себя!
России предстоит пройти длинный и сложный путь признания неприятной исторической правды и отбрасывания фальшивой шелухи.
10 +0−0Slava Mostovoy16:22:33
30/05/2018
а уже говорили что после молдован поляков прибалтов грузин и украинцев теперь очередь белорусов быть фaшистами. универсальная отмaзка любых преступлений рaшистов - можно убивaть кого угодно главное его перед этим обозвать фaшистом
10 +0−0Bison Belaruski12:06:04
30/05/2018
Георгиевская лента -- так это вообще маразм и подминание истории Великой Отечественной. Хотите ленточки -- носите красные, ведь победил фашистов СССР, а не российская императорская гвардия.
10 +0−0SAS SAS03:35:35
30/05/2018
-5 +0−0Марина Тимофеева03:30:45
30/05/2018
Лукашенко показал свое истинное лицо, когда не приехал на 70 - летие Победы, в 2015, за это невозможно его простить, свинья он и свинья, живущая за счёт Российских кредитов, рынка России и поставляемой нефти и газе, по заниженным ценам из России. Бесят такие фраеры, типа колхозного председателя
А почему Путин не приехал 3 июля в Минск?
Или вы считаете, что один Лукашенко должен по вашим праздникам разъезжать?
Союз - это содружество равных народов. И если Лукашенко ездит в Москву на ваши парады - пусть и Путин приезжает в Минск. Или нет?
Или вы по прежнему мните себя "старшим братом"?
9 +0−0Stan Smith14:30:13
30/05/2018
-11 +0−0Telman Teymurov12:47:13
30/05/2018
Белорусии нельзя забывать что Россия спасла их от фашисткой чумы.
Россия? А не подскажете, как государство, возникшее в 1991 году, кого-то могло спасти от фашизма?
9 +0−0Уладзимир Ульянов14:15:05
30/05/2018
-11 +0−0Telman Teymurov12:47:13
30/05/2018
Белорусии нельзя забывать что Россия спасла их от фашисткой чумы.
Никого Россия не спасала - она сама еле спаслась с помощью народов СССР. А фашистская чума симметрична большевистской чуме.
8 +0−0Vladimir Zenkovich09:27:07
30/05/2018
"Полки белорусских книжных магазинов забиты «оппозиционными» изданиями, в которых рассказывается о том, что Великое княжество Литовское было белорусским государством, что польская знать Речи Посполитой на самом деле была «белорусской шляхтой», что белорусы на протяжении нескольких веков воевали с «москалями», которые являются их главным историческим врагом."

Правда глаза режет?
По порядку:
1. Канцелярским языком ВКЛ был старобелорусский. Причём он отличался от русского языка того времени. Не верите--откройте Метрики ВКЛ и почитайте. Территория нынешней Беларуси была "сердцем" ВКЛ. Называть ВКЛ "белорусским" неправильно, но не слишком далеко от истины.
2. Знать была не "польской", ведь ВКЛ состояло из нынешней Литвы, Латвии (после Ливонской войны), Украины и кусочка Польши (Подляшье). Во времена максимального расширения ВКЛ оно доходило до территорий восточнее Вязьми, вплоть до Ржева.
И везде на этих землях была знать. Этнически вовсе не польская. Более того, Статуты ВКЛ запрещали иностранцам покупать земли и занимать госдолжности. И только после Люблинской Унии 1569 началось ополячивание, и то, вовсе не вся шляхта ополячилась.
3. Да, предки беларусов-украинцев воевали с "москалями"! Войн было множество: нескончаемая череда с конца 15 века до середины 16 века, затем Ливонская война, затем ваше Смутное время, затем война 1654-1667. Считай, 180 лет беспрерывных войн с Московией.
Почитайте, что ваш вурдалак Грозный творил в Полоцке, например.
7 +0−0Совесть Твоя18:06:57
30/05/2018
каждый четвёртый погиб на войне...говорите, примазались к вашей победе ?
7 +0−0Coig Ignat16:13:24
30/05/2018
Там и переписывать нечего. Даже при СССР история Беларуси сильно отличалась от истории России. Помимо общей истории в составе российской империи и СССР, в Беларуси было Великое Княжество Литовское, а также Речь Посполита. В России, наоборот, были столетия татаро-монгольского ига. Некоторые белорусские исторические герои даже сражались против Российской империи и погибали от российского оружия. Всякое бывало.. мы все-таки разные народы с разной историей.
7 +0−0Анатолий Антибандера15:44:30
30/05/2018
Зотов хрень несёшь и разжигаешь рознь,чучело.
7 +0−0Уладзимир Ульянов14:12:45
30/05/2018
0 +0−0Coig Ignat13:36:35
30/05/2018
Ничего не имею против георгиевской ленточки. Но какое отношение она имеет к белорусам? А после событий на Украине эта лента стала вообще символом внешней агрессии и возвращения фашизма. Русские, зачем вы этой лентой провоцируете белорусов? Зачем говорите, что не существует никакого белорусского народа, языка, истории? Вы хотите, чтобы Беларусь пошла по пути Украины?
Георгиевская лента является символом захвата земель русскими ымпэриалистами. Поэтому все соседи в ней видят путинскую теорию "собирания земель русских" и запрещают.
7 +0−0Pavel K13:08:40
30/05/2018
-11 +0−0Telman Teymurov12:47:13
30/05/2018
Белорусии нельзя забывать что Россия спасла их от фашисткой чумы.
Жаль, советская чума не ушла до сих пор.
7 +0−0Малюта Скуратов12:14:11
30/05/2018
Надо помнить о том, что победу в Великой Отечественной Войне была одержана не Россией, а СССР, а в составе воинских частей, сражавшихся на фронтах, были русские и украинцы, и белорусы и узбеки, армяне и грузины, таджики и чеченцы. Каждая из 15 республик, входивших в состав социалистического государства внесла в победу свой вклад, который нельзя обесценить или присвоить.
7 +0−0Vladimir Zenkovich09:58:01
30/05/2018
-9 +0−0Андрей Княжев09:44:26
30/05/2018
Дичь, фантастика, выдумывание новой истории Белоруссии не приведет ни к чему хорошему. Белорусы знают, что мы единый народ и Белоруссия неизбежно воссоединится с Россией.
Ох и фантазёр же ты, Андрюша. Опохмелись и вернись в реальный мир. Беларусы знают, что они--беларусы. А также они знают, что "братушки" из РФ ведёт гибридную войну в Украине. И сами не хотят стать жертвами подобной войны.
7 +0−0SAS SAS05:48:08
30/05/2018
12 +0−0SAS SAS05:18:29
30/05/2018
То, что существовало мощное передовое Великое княжество Литовское - исторический факт. И его ядром была нынешняя территория РБ, большая часть сегодняшней Литвы, Смоленская и половина Брянской области, северные районы Украины - тоже неоспоримый исторический факт.
То, что потом оно добровольно объединилось с королевством Польским - неоспоримый исторический факт. Образовалась Речь Посполита. Гражданами его были литвины (не путать с сегодняшними литовцами, тогда она назывались жемойты), поляки, немцы, московиты и разумеется евреи. Термина "Белоруссия" тогда не было, его придумала Екатерина уже после завоевания РП.
То, что 30% его граждан было шляхтой (дворянством) - факт. Права и свободы граждан - не преувеличение.
То, что Речь Посполита долгие годы воевала с Московией, как тогда называлась Россия - факт! Причем вначале весьма успешно - впервые Москву сожгли литвины, французы лишь на втором месте. У вас на Красной площади памятник этим событиям стоит. Минин и Пожарский, если кто не в курсе.
Потом стало тяжелее. С запада наседали немцы, с востока русские. РП потерпела поражение, увы.
Чтобы проиллюстрировать накал борьбы, приведу факт - в этой войне РП потеряла половину населения, в восточных районах до 90%. Тоже факт. Ваши историки знают эти факты, но молчат - события неприглядны для российской стороны.
Москва поспешила ассимилировать литвинов. Изменила название государства, сожгла все летописи, запретила язык, насаживала силой свой, разумеется снесла католические церкви. Это тоже исторические факты, хотя про них не любят вспоминать у вас.
Отсюда и появилась путаница в названиях народов. Когда события неприятные, народ называют "поляками", когда приятные - "белорусами". Дошло до того, что в вашей истории пишут бред наподобие такого "белорусы изнывали под гнётом поляков". То есть самих себя!
России предстоит пройти длинный и сложный путь признания неприятной исторической правды и отбрасывания фальшивой шелухи.
А как пишут историю в России - мы знаем. Жили в СССР. Каждый генсек себя возвеличивал, а предыдущих хаял. Кто теперь поверит российской историографии, если у вас начиная с Ивана каждый царь переписывает историю под себя? Вы посчитайте, сколько у вас за 70 лет СССР редакций учебников истории выходило? Я не удивлюсь если полсотни. Лично для меня польская, немецкая в 1000 раз больше веры вызывает.
6 +0−0Telman Teymurov12:51:59
30/05/2018
В России надо менять архаичную политическую систему.бездарная политика приведет к тому у России останутся друзья Сирия,Иран и Венесуэла.страна превратится в снежную Нигерию.
6 +0−0Andrei Vilkouski12:07:59
30/05/2018
Почему все должны делать как в России?
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь